Дал стрекача: значение и толкование
Сегодня мы рассмотрим удивительное выражение — дал стрекача. Многие понимают, что оно значит, но один его элемент темен и непонятен – «стрекач». В ходе исследования на этот вопрос обязательно будет найден ответ.
Слово «стрек» и известные насекомые
Естественно, чтобы проникнуть в тайну, необходимо раскрыть самое загадочное определение устойчивой лингвистической конструкции. И как ни странно, нужно обратиться к такому насекомому, как стрекоза.
Анализ источников показывает, что глагол «стрекать» может означать два разных понятия: с одной стороны, быстро убежать, а с другой – жалить. Естественно, стрекозы не кусаются, зато «быстро удирают», и русский язык не мог не отметить сие качество. В некоторых диалектах осталось существительное «стрек», которое означает слепня, овода или просто насекомого.
Значение
Если отвлечься от лингвистических теорий, то образом присказки может быть обычный кузнечик, который тоже весьма быстр, и значение фразеологизма «дать стрекача» сводится к. превращению в кузнечика. Он ведь может стрелой стремительно ускакать в закат.
Мы так говорим, когда кто-то явил миру свои выдающиеся легкоатлетические способности, то есть убежал, скрылся (не обязательно с места преступления). Человек бежит, когда не находит лучшего выхода из ситуации. Джеки Чан, например, настаивает на том, чтобы люди не ввязывались в уличные драки и по возможности убегали, более того, он так и делает, если ситуация накаляется. Тут у него дела не расходятся со словами.
«Назад в будущее»
Конечно, мы могли бы в качестве иллюстрации взять Фореста Гампа. Помните тот момент, когда он, сидя на веранде своего дома, понял, что ему надо бежать, и начал свой марафон? Его променад длился довольно долго. Но языковая практика показывает, что люди дают стрекача тогда, когда временно или совсем отступают.
Поэтому пример Марти Макфлая подходит как нельзя лучше, ибо в каждой серии трилогии он убегает от подручных Биффа. Это тот случай, когда человек именно отступает. Но, как мы знаем, всегда это был только хитроумный маневр, почти военный.
Кстати, в фамилии Марти есть «элемент насекомого», потому что fly – это муха по-английски. И если уж говорить о связи мух и английского языка, то стрекоза на английском — это dragonfly. Калькированный и очень корявый перевод с английского дает понимание, что для англоязычного мира стрекоза – это дракон среди мух. Каждый язык насыщен своей образностью, которая раскрывает его неповторимость. А наша «насекомая» тема подходит к концу.
Надеемся, теперь вам понятны и сам фразеологизм, и контекст его употребления.
Источник
Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»
Алёна Рыбакова
Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»
Тема урока: Обучающее изложение (Текст: «Как медведь сам себя напугал»).
Тип урока: Контрольно-обобщающий урок.
Уровень подготовленности класса: средний.
-актуализировать знания о глаголе как части речи;
-актуализировать знания о теме и основной мысли текста;
-актуализировать знания о типах текста
-актуализировать знания о частях текста.
-совершенствовать умение составлять план готового текста,
-совершенствовать умение определять тему, основную мысль, тип текста;
-совершенствовать умение находить орфограммы в словах и объяснять их;
-формировать умение анализировать содержание текста;
-совершенствовать умение пересказывать текст по памяти с опорой на план.
— формировать способность принимать, понимать и удерживать учебную задачу.
— учить осуществлять совместную деятельность с учителем и одноклассниками (беседа)
— формировать учебно – познавательный интерес к русскому языку.
-формировать интерес к загадкам и рассказам.
Принципы обучения:
1. Наглядности (использование презентации и текста изложения)
2. Научности (изучение темы с точки зрения развития речевой деятельности)
3. Связи теории с практикой (актуализация знаний орфографии и пунктуации и применение их на практике)
4. Последовательности (преподавание ведется в определенном порядке)
5. Доступности (опора на знания о тексте и т. д.)
6. Преемственности (связь с предыдущими уроками)
1. Текстоцентричности (обучение строится на текстовой основе)
2. Экстралингвистический (использование презентации)
3. Функциональный (показ функций языковых единиц в тексе)
1. Внимания к материи языка (развитие чувство языка (организация речевой среды с максимально развивающим потенциалом).
2. Координации устной и письменной речи (в процессе совершенствование речевой деятельности развивается как устная, так и письменная речь)
Методы формирования умений, связанных с восприятием текста (метод аналитических наблюдений над готовым текстом, метод составления плана готового текста)
Методы обучения пересказу образцового текста (изложение)
Методы формирования орфографический умений:
Методы формирования орфографической зоркости (нахождение орфограмм в словах)
Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке:
Средства обучения:
2. Карточки с текстом.
1. Оргмомент — 0,5 мин.
2. Подготовка к восприятию- 3 мин.
3. Знакомство школьников с исходным текстом- 2 мин.
4. Анализ содержания текста- 4 мин.
5. Анализ структуры текста- 6 мин.
6. Физкультминутка-0,5 мин.
7. Языковой анализ исходного текста-1 мин.
8. Орфографическая подготовка- 4 мин.
9. Пунктуационная подготовка- 2 мин.
10. Повторное чтение текста- 2 мин.
11. Устный пересказ текста-2 мин.
12. Написание изложения- 13 мин.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
-Ребята, что вы знаете о тексте?
-Какие типы текстов вы знаете? (повествование, рассуждение, описание).
-Что можете сказать о тексте- повествование? Тексте- рассуждение (это текст, который объясняет причину какого-то явления или события? Тексте- описание?
-Из каких частей состоит текст? (Введение, основная часть, заключение).
-Что такое тема текста? (О чём текст)
-Что такое основная мысль текста? (Что хотел сказать автор)
-Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь.)
3. Знакомство школьников с исходным текстом (на экране и распечатанные экземпляры у каждого учащегося).
-Сейчас я вам прочитаю текст, а вы внимательно следите. Постарайтесь понять тему и основную мысль. (Учитель выразительно читает текст)
Как медведь сам себя напугал.
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки.
Испугалась белка на веточке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать!
Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.
4. Анализ содержания текста.
— Понравился вам текст? Что показалось особенно интересным?
-Из скольких частей состоит текст? (3)
-Почему вы так решили? (Состоит из 3 абзацев).
-Как вы считаете, какова тема этого текста?
-А какая основная мысль?
— Как вы понимаете значение выражения дал стрекача? (Стремительно убегать)
— А как понимаете выражение рявкнул медведь? (Подал голос, закричал)
-А выражение насторожил уши? (Прислушался)
-А слова помчался? Угодила? Наскочил? Выпугнул? Лопочет? (Попала, побежал, натолкнулся, выгнал (напугал, болтает (лепечет).
-Кто герои этого текста? (Медведь, белка, заяц, сорока, лоси).
— Почему медведь это сделал? (Потому что все звери шумели).
— С чего начался переполох в лесу? (С того, как медведь вошел в лес и затрещали ветки).
— Расскажите, как всё происходило дальше? Что сделал белка? Заяц? Сорока? Лоси?
-Что сделал в итоге медведь? (Рявкнул и дал стрекача).
5. Анализ структуры текста.
-Прочитайте текст про себя и подумайте, какие ключевые слова-глаголы можно выделить в этом тексте. Вспомним, что такое глагол? На какие вопросы отвечает?
-Давайте назовем ключевые слова. Какие слова вы выбрали? Дети называют по слову (Вошёл, затрещали, испугалась, уронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла, услышали, пошли, остановился, насторожил, лопочет, кричит, ломают, рявкнул, дал стрекача, напугал).
-Ребята, эти слова помогут вам в написании изложения (На доске выводятся ключевые слова)
-Давайте подумаем, к какому типу относится этот текст? (это повествование)
-Почему? (потому что есть завязка, развитие действий и развязка, рассказывается о событиях, происходящих на протяжении некоторого времени, можно представить несколько картин).
-Совершенно верно, это повествование. А сколько картин мы можем выделить в данном тексте? (3)
-Давайте составим план текста. Из скольких частей он будет состоять? (3)
-Прочитаем первую часть (ученик читает вслух).
-О чем идет речь в этой части? (Как медведь вошел в лес и под тяжестью лап затрещали веточки).
-Как можно озаглавить эту часть? (Медведь вошёл в лес). (Учитель записывает сам на доске).
-Прочитаем вторую часть (ученик читает вслух).
-О чем идет речь в этой части? (Как все переполошились в лесу).
-Как можно озаглавить эту часть? (Переполох в лесу). (Учитель записывает сам на доске).
-Прочитаем третью часть (ученик читает вслух).
-О чем идет речь в этой части? (как медведь испугался и дал стрекача).
-Как можно озаглавить эту часть? (Медведь дал стрекача). (Учитель записывает сам на доске).
1. Медведь вошёл в лес.
2. Переполох в лесу.
3. Медведь дал стрекача.
Отдохнём с тобой дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
7. Языковой анализ исходного текста.
-Какими способами автор связывает предложения в тексте? (Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически).
8. Орфографическая работа.
(Учащиеся называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
Вошёл (шел, медведь (медведи, затрещали (-ча-ща пиши с буквой а, тяжёлой (тяжесть, веточки (-чк,- чн пишется без ь, веточке (-чк,- чн пишется без ь, уронила (уронит, шишку (-жи- ши пиши с буквой и, угодила (угодье, лоб (лобик, вскочил (вскочит, помчался (по – приставка, гущу (-чу, — щу пиши с буквой у, наскочил (наскок, насторожил (настороженно, сторож, уши (-жи, -ши пиши с буквой и, лопочет (словарное слово, сорока (словарное слово, ломают (поломка, рявкнул (словарное слово, стрекача (словарное слово).
На доске слова с трудностями в написание: Выпугнул, насторожил уши, лопочет, рявкнул, дал стрекача.
9. Пунктуационная подготовка.
-Ребята, обратите внимание, что в тексте используются такие знаки препинания, как «-» и «!». Найдите эти предложения.
-Почему в данном предложение поставили «-»? (Потому что оно бессоюзное)
-А для чего в конце предложения ставят «!»? (Чтобы выделить его интонацией)
-Запомните и не делайте ошибки при написании изложения.
10. Повторное чтение текста учащимися.
11. Устный пересказ текста.
Пересказ тремя учащимися по частям с опорой на план и ключевые слова.
12. Написание изложения.
Эссе воспитателя «Да, я нашла профессию для себя и себя в профессии» Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: «Правильно ли я для себя выбрала профессию? Много профессий на свете, но эту профессию.
А знаете ли вы себя? Существуют различные способы определения характера. Оказывается, что о характере человека кое-что могут рассказать и его инициалы. Хотите.
Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского План–конспект урока Тема урока: Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского Цели урока: 1) познакомить с текстом.
Конспект урока по развитию речи «Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс Учитель: Шугайлова Светлана Владимровна МБОУ гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой г. Липецка. Тема: Обучающее изложение «Первая газета» Предмет:.
Настольная дидактическая игра по социально-коммуникативное развитию «Обучающее лото «Профессии» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 Приморского района г. Санкт-Петербурга Настольная дидактическая.
Памятка «Как защитить себя от гриппа?» Самое эффективное средство в профилактике гриппа — вакцинация. В вакцинации нуждается каждый человек, заботящийся о своем здоровье и здоровье.
План занятия по обучению пересказу по сказке «Как медведь сам себя напугал» План занятия по обучению пересказу по сказке «Как медведь сам себя напугал» Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа.
Конспект урока по развитию речи «Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс Учитель: Шугайлова Светлана Владимровна МБОУ гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой г. Липецка. Тема: Обучающее изложение «Первая газета» Предмет:.
Презентация у уроку русского языка «Обучающее изложение» в 4 классе УМК «Школа России» Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста.
Памятка для учащихся «Учимся писать сжатое изложение» Учимся писать сжатое изложениеПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста) 1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст). Способы (как сделать): • по.
Источник