Масло машинное что значит маркировка

Как читать этикетку моторных масел

Если вы впервые пришли в магазин за моторным маслом, не исключено, что у вас голова пойдет кругом от обилия информации на этикетках. Как в них не запутаться и на что обращать внимание в первую очередь – в нашем материале.

Ключевые показатели моторных масел

Для начала необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и выяснить требования автопроизводителя к маслам для данной конкретной модели и комплектации.

В случае партнерства завода-изготовителя машины и бренда масла может быть указано даже наименование определенного продукта. Надо понимать, что такие настойчивые рекомендации – не более чем маркетинг, а вот предъявляемые требования в виде допусков, вязкости и т.п. действительно важны для корректной работы агрегатов.

Если хочется глубже разобраться и понимать, почему то или иное масло подходит или не подходит, самому выбирать нужное масло, требуется понимать, что:

  • в составе масла есть основа и присадки – что это означает, читайте в статье «Из чего складывается стоимость моторного масла».
  • один из ключевых показателей масла – вязкость;
  • не менее важны допуски международных ассоциаций (API, ILSAC, ACEA) и самих OEM (автопроизводителей).
Читайте также:  Ликвидатор чаэс 1 степени что значит

Вязкость моторного масла

Этот параметр указывает на то, насколько густым является масло при низких и высоких температурах. Вязкость определяется по классификации SAE. В соответствие с ней масла делятся на 3 группы:

  • зимние – например, SAE 5W или SAE 20W;
  • летние – например, SAE 30 или SAE 40;
  • всесезонные, универсальные – например, 5W-30.

Конкретно зимнее или летнее масло сейчас в продаже практически не встречается. Гораздо больший спрос – на всесезонное. Такое масло можно залить летом и смело ездить на нем до весны.

На что указывает маркировка с двумя числовыми показателями? Разберем на примере класса 5W-30.

Буква W – от слова «winter» (зима). Цифра за ней отмечает степень морозостойкости. Чем ниже число, тем меньше масло густеет при отрицательных температурах. А значит, сокращается время (Oiling Time) между запуском двигателя и присутствием масла в каждой, необходимой для смазывания и защиты точке агрегата.

Вторая цифра в маркировке – это вязкость масла, которую определили при температуре 100 °С. Чем больше число, тем гуще масло при рабочей температуре двигателя.

В таблице ниже можно посмотреть, как соотносится класс масла по вязкости с диапазоном температур:

Ряд вязкости масла

Класс

Температурный диапазон

Кроме показателя вязкости на этикетках обычно ставятся маркеры по международно принятым классификациям ACEA, API и ILSAC и специальным допускам автопроизводителей. Они учитывают назначение моторного масла и особенности его эксплуатации. Например, для какого типа двигателя оно применимо, какие задачи решает, каким негативным явлениям противодействует.

Характеристики моторных масел по ACEA, API, ILSAC и/или специальным допускам.

Ранее мы уже писали о классификации моторных масел (ссылка на статью «Классификация моторных масел») по различным маркировкам, но для полноты информации воспроизводим эти данные здесь.

Классификация ACEA

Маркировка АСЕА является основополагающей для европейского автопрома. С ее помощью определяются основные задачи масла в двигателе: сокращение расхода топлива, и/или защита двигателя, и/или сокращение выбросов в атмосферу и т. п. Требования к маслам достаточно строгие и предусматривают, в частности, стойкость масляной пленки при высокой температуре и скорости сдвига (HTHS), долю в общем объеме продукта некоторых химических элементов (фосфор, сера и т. п.), испаряемость масла, щелочное число и т. д.

По АСЕА выделяется 3 группы масел:

  • A и B – для легковых бензиновых и/или дизельных моторов;
  • C – для моторов с системами нейтрализации выхлопных газов;
  • E – для высоконагруженных грузовых дизелей.

После латинской буквы в классе указывается число: 1, 2, 3, 4 или 5. Чаще всего в продаже можно найти универсальные масла, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков. В таких случаях на этикетках используются следующие маркировки:

  • А1/В1 – для моторов, которым требуется масло с пониженной вязкостью при высоких температурах и энергосберегающими свойствами.
  • А3/В3 – для современных двигателей с удлиненным интервалом замены. По рекомендации производителя такое масло может подходить для применения в течение года или при повышенных нагрузках на мотор.
  • А3/В4 – для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Продукты с отличной защитой двигателя и моющими свойствами.
  • А5/В5 – для двигателей, которым требуются маловязкие, энергосберегающие, всесезонные масла с увеличенным интервалом замены. Со сниженным потенциалом по стойкости масляной пленки на разрыв (HTHS), направленные на экономию топлива .

На сегодняшний день в обиходе в основном A3/B4 и A5/B5. Категорически не рекомендуется использовать масло со сниженным HTHS (A1/B1 и А5/В5) в моторах, требующих от масла максимальной защиты.

Классификация API

Американская классификация моторных масел API делит масла на 2 группы по предназначению:

  • S – бензиновые двигатели;
  • С – дизельные двигатели.

Кроме С или S в маркировке ставится еще одна латинская буква, которая показывает степень качества масла по возрастающей. В классе масла для дизельных моторов также может стоять число 2 или 4. Оно показывает, что масло предназначено для 2- или 4-тактного двигателя соответственно.

В отличие от европейской ACEA, американская API предъявляет менее строгие требования к эксплуатационным характеристикам масла

По API (American Petroleum Institute) классификации, действующими классами являются:

Масла для легковых автомобилей и бензиновых двигателей

  • SP (RC) – для моторов с 2021 года выпуска;
  • SN (Plus, RC) – для моторов до 2020 года выпуска;
  • SM – для моторов до 2011 года выпуска;
  • SL – для моторов до 2004 года выпуска;
  • SJ – для моторов до 2002 года выпуска.

Масла новой категории API SP превосходят свойства моторных масел категорий API SN и API SN PLUS по следующим пунктам:

  • Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
  • Защита от износа цепи ГРМ:
  • Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
  • Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
  • Более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака.

Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять масла предыдущих категорий API.

Масла для коммерческой техники и дизельных двигателей

  • FA-4 – первое масло в категории API для коммерческой техники со сниженным ради топливной экономичности HTHS (стойкость масляной пленки на разрыв).
  • CK-4 – для современных дизельных ДВС
  • CJ-4 – для мощных двигателей до 2017 года выпуска с пониженным содержанием вредных веществ в выхлопе (уровень серы в дизтопливе – не более 0,0015 %);
  • CI-4 (Plus) – для высокооборотистых моторов до 2004 года выпуска с системой рециркуляции выхлопных газов на дизеле с содержанием серы не более 0,5 %;

Как правило, масла с маркировкой API – универсальные. Такие отмечаются двойным сочетанием, например SN/CF. Особенно экономные масла отмечаются специальным маркером ЕС1 или ЕС2.

Классификация ILSAC (International Lubricant Specification Advisory Committee)

Эта маркировка моторного масла разработана комитетом, объединяющим Ford, General Motors, Chrysler и JAMA (Japan Automobile Manufacturers Association), который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла. На практике ILSAC более значим для владельцев японских легковушек с бензиновыми моторами. Для «американцев» классы ILSAC соответствуют указанным выше классам API.

На сегодняшний день классификация ILSAC использует два действующих стандарта – GF-5 (SN) и GF-6 (SP).

OEM (автопроизводители) допуски моторных масел

Современные моторные масла проходят тестирование не только на соответствие общепринятым международным стандартам, но и дополнительные моторные тесты крупнейших автоконцернов. О том, что масло отвечает самым строгим требованиям OEM (производителя), указывает так называемый допуск.

Самые распространенные примеры допусков можно найти в этой статье.

Выбираем масло правильно

При покупке необходимо четко понимать, какое масло подойдет к конкретному типу двигателя. Таким образом, обращать внимание нужно на:

  • соответствие показателей вязкости и полученных маслом допусков той информации, которую автопроизводитель указал в руководстве по эксплуатации как минимальные требования.
  • бренд производителя масла – важный критерий для определения гарантированного качества продукта. Например, если производитель обладает богатой историей и сильной репутацией, открыто делится информацией, помогает выбрать нужный товар – он заслуживает доверия;
  • реноме и отзывы в интернете продавца – наличие большого количества положительных оценок и длительной деятельности в одной и той же сфере гарантирует оригинальность продукта.

Стоит ли доверять автоматическим сервисам подбора масла? Да, если они ориентируются на требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации и указывают нужное масло. Так, на сайте ADDINOL вы можете воспользоваться онлайн-сервисом подбора масла: достаточно задать марку, модель и комплектацию своего автомобиля, чтобы получить рекомендацию по всем маслам, подходящим именно вашей машине.

Что произойдет, если ошибиться и выбрать масло неправильно? Последствия могут быть, различными:

  • Если масло со слишком большим зимним индексом по SAE использовать в условиях крайне низких температур, автомобиль просто не провернет замерзшую массу и не заведется.
  • Использовав излишне жидкое масло, при рабочей температуре можно столкнуться с излишним угаром.

Но в итоге каждого неправильного подбора моторного масла, на самом деле, стоит чрезмерный износ преждевременный выход из строя двигателя и/или его навесного оборудования.

Подробно последствия неправильного выбора масла мы рассмотрим в одной из следующих статей.

Источник

Классификация моторных масел — типы, маркировка, расшифровка, характеристики

На любой ёмкости с автомобильным маслом находится этикетка, на которой нанесена информация маркировки моторных масел. Нанесение выполняется для того, чтобы любой автовладелец мог определить, какая смазочная жидкость нужна для его автомобиля.

Типы моторных масел

«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путём её обработки, оно значительно дешевле.

Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» – оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании – оставляет шлаки в моторе.

«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) – некая золотая середина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».

У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация – область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства.

Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.

Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) – иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня – «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования.

Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W – например, 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней – это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря – какой мороз выдержит это масло).

Вторая цифра – это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка

Цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

  • 0W – масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 °С;
  • 5W – масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 °С;
  • 10W – масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 °С;
  • 15W – масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 °С;
  • 20W – масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 °С.

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

  • 30 – масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 °С;
  • 40 – масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 °С;
  • 50 – масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 °С;
  • 60 – масло пригодно к использованию при жаре до +50 °С и выше.

Чем меньше цифра – тем «жиже» масло, чем больше цифра – тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Цифры API

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: s-бензиновый мотор, C-дизельный.

Вторая буква конкретизирует условия применения масла – современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF – значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:

  • SC – автомобили, разработки до 1964 годов;
  • SD – автомобили, разработки 1964-1968 годов;
  • SE – автомобили, разработки 1969-1972 годов;
  • SF – автомобили, разработки 1973-1988 годов;
  • SG – автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жёстких условий эксплуатации;
  • SH – автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жёстких условий эксплуатации;
  • SJ – автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства;
  • SL – автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации;
  • SM – автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению.

При смене типа масла по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла.

Однако переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует – масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

  • CB – автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе;
  • CC – автомобили до 1983 г., работающие в тяжёлых условиях;
  • CD – автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжёлые условия работы;
  • CE – автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной;
  • CF – автомобили с 1990 г., с турбиной;
  • CG-4 – автомобили с 1994 г., с турбиной;
  • CH-4 – автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США;
  • CI-4 – современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR;
  • CI-4 plus – аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США.

В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация автопроизводителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жёсткие по ряду параметров.

Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определённой цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 также имеет класс API SL/CF.

Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Также существует международная классификация моторных масел по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API.

Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как нетрудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL.

Также для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жёсткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.

Маркировка моторных масел

Выбор смазки для двигателя проводиться в зависимости от его типа, технических характеристик и условий эксплуатации. Для этого мировыми производителями транспортных средств и силовых установок разработано несколько стандартов. К ним относятся:

  • SАЕ. Этот стандарт определяет температурные и вязкостные показатели масляных жидкостей;
  • АCЕA. Стандарт европейских производителей автомобильной техники. Определяет вид моторной смазки для различных видов моторов, в зависимости от года их выпуска, характеристик и условий работы;
  • АPI. Разработан американским институтом нефти для автомобильной техники, изготовленной американскими производителями. Является аналогом АСЕА;
  • ILSАС. Стандарт составлен американскими и японскими производителями транспортных средств. Дублирует стандарт АPI;
  • ГОСТ. Межгосударственный стандарт для стран СНГ. Определяет вязкость, температуру и свойство моторного масла.

Существует две основные категории масла, название которых зависит от типа двигателя: бензиновое и дизельное. Есть универсальное масло для двигателей, но применяется редко. На этикетке указывается тип двигателя, для которого применяется смазочная жидкость.

Основой всех масел является нефтепродукт, который перегоняется и наполняется определёнными присадками и добавками. В результате такой обработки изменяется химический состав смазки, которая делится на минеральную, синтетическую или полусинтетическую. Обязательно на этикетке указывается химический состав моторной жидкости.

Этикетка масляной канистры может нести в себе следующую информацию:

  • название продукта. В основном это указание на то, каким по структуре является масляный раствор;
  • указание класса вязкости, согласно стандарту SAЕ. Необходимо убедиться, что класс вязкости на канистре соответствует требованиям автопроизводителя. Это указано в инструкции по эксплуатации транспортного средства;
  • соответствие стандартам АСЕА и АРІ. Необходимые требования также указаны в инструкции по эксплуатации транспортного средства;
  • рекомендации производителей транспортных средств. На этикетке указано, какие ведущие производители техники рекомендуют использовать данное автомасло для своих автомобилей;
  • штрихкод товара и дата его изготовления;
  • категория транспортных средств, для которых рекомендуется использовать смазку;
  • химический состав. Указывает перечень добавок и присадок, что позволяет более точно подобрать нужную масляную жидкость.

По вязкости

Показатель вязкости масляной жидкости определяется стандартом SAЕ и ГОСТом. Оба стандарта делят масла на три категории: летнее, зимнее и всесезонное. Обозначение вязкости моторных автомобильных масел по указанным стандартам проводится в буквенно-цифровом виде.

Стандарт SAЕ

Для летнего сезона маркировка моторного масла и расшифровка проводится цифрой. Например, SAЕ30. Имеет маркировку SAЕ30, 40, 50, 60. Число указывает на максимальную температуру, при которой допустимо использование смазочной жидкости.

Зимняя масляная жидкость имеет буквенно-цифровое обозначение. Например, SAЕ20W, где буква будет означать, что жидкость зимняя. Маркировка зимнего масла имеет вид SAЕ 20W, 15W, 10W, 5W, 0W.

Чтобы определить нижнюю температурную границу, при которой возможно применение смазочного раствора, необходимо от указанной в марке цифры вычесть 35 градусов.

Всесезонная масляная жидкость имеет комбинированный вид. Например, SAЕ10W/30. В числителе указано значение для зимней эксплуатации, в знаменателе – для летнего использования.

Температурные показатели можно выложить таблицей

Зимняя смазка Летняя смазка
марка нижний температурный уровень марка верхний температурный уровень
SAЕ 0W До минус 35° SAЕ 60 До плюс 60° и более
SAЕ 5W До минус 30° SAЕ 50 До плюс 50°
SAЕ 10W До минус 25° SAЕ 40 До плюс 40°
SAЕ 15W До минус 20° SAЕ 30 До плюс 30°
SAЕ 20W До минус 15°

Межгосударственный ГОСТ

Этим стандартом установлены классификация и марки моторных жидкостей, которые используются во всех транспортных средствах.

Спецификация моторных масел состоит из букв и цифр. В её начале стоит литера М, которая означает слово моторный. Вторая цифра будет обозначать класс вязкости смазки. Следующая буква с индексом 1 или 2 определяет тип двигателя, в который этот масляный раствор можно заливать.

По кинематической вязкости моторные масла делятся на:

  • летние. Маркируются цифрами 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние. Маркируются цифрами 3з, 4з, 5з, 6з. Буква «з» обозначает, что масляный раствор зимний;
  • всесезонные. Имеют двойную индексацию, где в числителе зимний класс, а в знаменателе – летний;
  • имеют марки 3з/8, 4з/6, 4з/8, 5з/10, 5з/12, 5з/14, 6з/10, 6з/14, 6з/16.

В зависимости от характера работы и условий эксплуатации, двигательный смазочный материал делится на группы. Они имеют следующие наименования:

  • группа А – бензиновые и дизельные нефорсированные двигатели;
  • группа Б – слабо форсированные бензиновые и дизельные силовые установки;
  • группа В – средне форсированные бензиновые и дизельные силовые установки;
  • группа Г – высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя;
  • группа Д — высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя, работающие в тяжёлых условиях;
  • группа Е — высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя, работающие в экстремальных условиях.

Каждый тип двигателя имеет добавочный индекс. Если после буквы стоит цифровая индексация 1, то это бензиновый двигатель. Цифровая индексация 2 ставится после буквы, у дизельного силового агрегата.

Универсальный масляный раствор имеет двойное указание. Впереди ставится группа смазки для дизеля, после неё идёт группа для бензинового силовика.

По стандартам АРІ и АСЕА

Стандартизация АРІ

Согласно требованиям этого стандарта, масла делятся на две группы. К ним относятся:

  • группа «Servісе». Обозначается литерой S и означает, что это масла для бензиновых двигателей, которые установлены на легковых автомобилях, грузоподъёмных транспортах малой мощности и микроавтобусах;
  • группа «Commercial». Обозначается литерой С и означает, что это смазочный раствор для транспортных средств с дизельной силовой установкой;
  • комбинированная группа. Обозначается литерами S/С. Может заливаться в легковые автомобили с дизельным двигателем или в масляную систему как бензиновых, так и дизельных моторов.

Группы смазок имеют индексацию из двух букв. Чем ниже в алфавите вторая буква, тем выше качество масляного наполнителя. Для дизельных силовых агрегатов применяются растворы следующего стандарта:

  • СD2 – для силовых агрегатов, выпущенных после 1972 года, которые оборудованы турбонаддувом, а солярка имеет высокое содержание серы;
  • СЕ – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1983 года;
  • СF4 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1990 года;
  • СF, СF2 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1994 года;
  • СG4 – для силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 1994 года. Масляная жидкость с лучшими качественными характеристиками и нормами токсичности;
  • СН4 – для быстроходных и скоростных силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 2001 года, с высокими ограничителями токсичных отходов;
  • СI4 – для высокоскоростных турбированных силовых установок, выпущенных после 2004 года, которые оборудованы системой рециркуляции выхлопных газов. Масляный раствор может служить заменой предыдущих смазок;
  • СJ4 – для силовых турбодизельных пусковых агрегатов, выпущенных после 2010 года, имеющих сажевый фильтр.

Цифровой индекс в масле указывает на использование её в двух или четырёхтактном двигателе. Для бензиновых силовых агрегатов применяются масляные жидкости следующего стандарта:

  • SF – для силовых агрегатов, выпущенных после 1973 года;
  • SG – для моторов, выпущенных после 1990 года, которые имеют сложные условия эксплуатации;
  • SН – для силовых агрегатов, выпущенных после 1994 года, которые имеют сложные условия эксплуатации;
  • SJ – с повышенными энергосберегающими показателями для двигателей, выпущенных после 1998 года, которые имеют сложные условия эксплуатации;
  • SL – с длительным сроком эксплуатации для силовых установок, выпущенных после 2001 года;
  • SМ – с длительным сроком эксплуатации и высокими противоокислительными показателями для моторов, выпущенных после 2004 года.

Все соответствия стандартам проверяется специальной комиссией АРІ.

Стандартизация АСЕА

Моторный масляный компонент по стандарту АСЕА делится на категории в зависимости от конструкции и условий эксплуатации. Они включают:

  • категория А и В. Включает виды моторных масел для бензиновых и дизельных силовых агрегатов, установленных на малых транспортных средствах (легковые автомобили или микроавтобусы);
  • категория С. Моторные масла для бензиновых и дизельных моторов, с нейтрализатором выхлопных газов в соответствии с требованиями экологической защищённости;
  • категория Е. Смазывающие растворы для дизельных моторов, которые эксплуатируются в тяжёлых или экстремальных условиях.

Каждая из категорий имеет свои подкатегории, которые определяют использование смазки для определённого типа силовой установки, работающей в конкретных условиях. Раствор марок А и В имеют подкатегории A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. Смазки марки С делятся на подкатегории С1, С2, С3, С4. Смазки марки Е имеют подкатегории Е4, Е6, Е7, Е9.

Системы стандартизации АРІ и АСЕА похожи между собой, но стандарт АСЕА имеет более жёсткие требования. Так, стандарт АСЕА А3/В3 является аналогом стандарта АРІ SL/СF, но на практике масляная жидкость европейского стандарта может оказаться намного лучше своего американского аналога.

Расшифровка маркировок

В зависимости от того, смазку какого производителя предстоит приобрести, будет нанесено шифр-код на канистре.

Расшифровка маркировки моторного масла отечественных производителей:

  • М-10-В1. М – моторная смазка. Летняя. 10 – класс вязкости. В1 – раствор для средне форсированного бензинового пускового агрегата;
  • М-5з/12-В. М – моторная смазка. Универсальная. 5з – класс вязкости зимой, 12 – класс вязкости летом. В – комбинированная смазка для среднефорсированного бензинового или дизельного силового агрегата;
  • М-3з/8-В2Г1. М – моторная смазка. Универсальная. 3з – класс вязкости зимой, 8 – класс вязкости летом. Раствор для В2 – среднефорсированного дизельного мотора и Г1 – высокофорсированного бензинового турбированного агрегата;
  • М-3з/8-Д(т). М – моторная смазка. Универсальная. 3з – класс вязкости зимой, 8 – класс вязкости летом.

Смазка для Д – высокофорсированного дизельного турбированного агрегата. Т – трансмиссионная смазочная жидкость.

Расшифровка зарубежных производителей:

  • SAЕ40 АРІ СJ-4. Летняя смазка. 40 – класс вязкости. СJ4 – дизельные силовые турбодизельные пусковые агрегаты, оборудованные сажевым фильтром;
  • SAЕ15W/40 АРІ СI-4/SМ. Комбинированная смазка. 15W – класс вязкости зимой. 40 – класс вязкости летом. СI-4 — дизельные высокоскоростные турбированные силовые установки с системой рециркуляции выхлопных газов. SМ – бензиновые моторы.

Характеристики моторных масел

Вязкость моторного масла

Характеристика определяет способность жидкого материала сопротивляться течению за счёт внутреннего трения. Значение рассчитывают при разных условиях, поэтому различают два её типа:

  • кинематическая вязкость показывает способность материала сопротивляться течению под действием силы тяжести. Измеряется в стоксах (Ст) или в квадратных миллиметрах в секунду (мм2/с). Чаще всего характеристику определяют для температур 40 и 100 °С;
  • динамическая вязкость определяет отношение силы к скорости сдвига. Характеристика показывает способность моторного масла к течению при разных температурах, измеряется в сантипуазах (Сп) или в (Н·с/см2).

Индекс вязкости

Вязкость смазочных материалов меняется обратно пропорционально температуре. При нагревании масла показатель снижается, а при охлаждении – увеличивается. В продуктах разных марок изменение характеристики происходит с различной скоростью.

Для измерения динамики существует специальное понятие – индекс вязкости. Чем выше его значение, тем меньше вязкостные свойства материала зависят от температуры. Продукты с большим индексом обеспечивают надёжную защиту двигателя в разных климатических условиях.

Масла с низким значением показателя эксплуатируются в узком диапазоне температур, так как при нагревании материалы утрачивают смазывающую способность, а при охлаждении быстро густеют.

Температура застывания

Показатель определяют в момент увеличения вязкости масла вплоть до потери текучести. В лабораторных условиях температурой застывания считают нижний предел, при котором жидкость в пробирке под наклоном 45 градусов не стекает в течение 1 минуты и остаётся неподвижной.

Низкотемпературные характеристики масла напрямую зависят от состава, от качества компонентов. В продуктах переработки нефти вязкость возрастает при кристаллизации парафинов нормального строения.

Поэтому основа проходит тщательную очистку или химическую модификацию для разветвления структуры компонентов и снижения температуры застывания. Синтетические масла имеют более однородный и прогнозируемый состав, что снижает порог кристаллизации и обеспечивает материалу стабильные свойства на морозе.

Температура вспышки

Величина этой характеристики зависит от вида и количества легколетучих фракций в составе масла. Температура вспышки косвенно указывает на потери масла на угар, испарение через вентиляционную систему картера.

Параметр также позволяет оценить риск самопроизвольного воспламенения или взрыва материала при экстремальном нагревании.

Щелочное число (Total Base Number, TBN)

Общая щёлочность моторного масла зависит от характеристик диспергирующих и моющих присадок, от антиокислительных свойств материала. Параметр указывает на стойкость продукта к окислению при высоких температурах и давлении в присутствии химически активных сред.

От щелочного числа также зависит скорость образования отложений, величина межсервисного интервала. Характеристика определяется в (мг КОН/г). Значения щелочного числа варьируются в широком диапазоне.

Выбор зависит от типа топлива, а точнее, от содержания серы, которая является главным окисляющим агентом. Например, в двигателях, работающих на мазуте, требуется высокая степень защиты, поэтому выбирают масло с показателем щёлочности до 40 мг КОН/г. Моторы легковых авто работают с материалами 7–15 мг КОН/г.

Зольность

Сульфатная зола образуется при сгорании смазочного материала. Базовые масла очищаются и являются практически беззольными, но присадки вносят в состав нежелательные примеси, такие как магний, кальций, фосфор, цинк и другие.

В процессе сгорания веществ на поверхности деталей двигателя образуются отложения, которые способствуют преждевременному воспламенению топливной смеси, то есть повышают детонацию. Зола также загрязняет каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, сажевые фильтры. Соответственно, чем ниже показатель, тем меньше отложений на деталях.

Источник

Оцените статью