Market maker что это значит

Маркет-мейкеры. Правда и мифы

Многие из вас слышали, что на бирже присутствуют маркет-мейкеры. Это действительно так. Однако этот термин окутан домыслами и конспирологией. Что правда, а что – вымысел?

В этой статье мы попытаемся разобраться объективно – кто такой маркет-мейкер на бирже, в чем заключаются его деятельность, функции и цели.

  1. Маркет-мейкеры (ММ) – кто они?
  2. Кто может стать ММ
  3. В каких случаях аннулируется статус ММ
  4. Может ли маркет-мейкер манипулировать ценой?

Начни пользоваться ATAS абсолютно бесплатно! Первые две недели использования платформы дают доступ к полному функционалу с ограничением истории в 7 дней.

Как работает маркет-мейкер?

Маркет мейкер – это не мифический “кукловод”. Фактически, актуальный перечень маркет-мейкеров публикуется на сайте биржи. Вот ссылки на соответствующие ресурсы:

Там можно найти официальную информацию, за каким инструментом закреплен конкретный маркет-мейкер.

Если разобрать договор между маркет-мейкером и биржей, то мы обнаружим, что маркет-мейкер – это лицо, которое оказывает бирже услуги по поддержанию цен и/или объема торгов на различных финансовых рынках .

Если с поддержанием цен все более-менее понятно, и спред для двусторонних котировок маркет-мейкеров можно найти на сайтах бирж, то с поддержанием объема торгов информации нет совсем.

Отсутствие информации по вопросу поддержания объема торгов наталкивает на мысль о том, что объем торгов может создаваться маркет-мейкерами искусственно. Возможно, это делается при необходимости увеличения ликвидности различных финансовых инструментов для привлечения участников торгов.

Читайте также:  Анализ эдс отрицательная что значит

В этом случае не ясным остается вопрос: являются ли проторгованные на инструменте объемы реальными? То есть, сделки, которые мы видим на ленте принтов – они совершены независимыми друг от друга участниками рынка, или эта активность создана искусственно маркет-мейкерами?

Данный вопрос остается достаточно важным, ведь при выборе рынка одним из критериев является именно ликвидность и востребованность инструмента. А изображая активные рынки, маркет-мейкеры привлекают к ним клиентов.

Маркет мейкер регулирование цены

Особенностью маркет-мейкинга является то, что маркет-мейкер может поддерживать котировки как в сторону покупок, так и в сторону продаж одновременно на одном финансовом инструменте. Это обеспечивает более плавное движение цены и ликвидирует ценовые разрывы.

Если вы наблюдаете за биржевым стаканом (картинка выше), в котором отображаются лимитные заявки продавцов и покупателей, то можете быть уверенным, что среди этих лимитных заявок присутствуют заявки маркет-мейкера. Если маркет-мейкер снимет свои лимитные ордера, то биржевой стакан станет более разряженным, появятся уровни, на которых и вовсе отсутствуют заявки.

Как обнаружить присутствие маркет-мейкера?

На самом деле, глядя в биржевой стакан, начинающему трейдеру невозможно определить – присутствует в нем маркет-мейкер или нет. Ведь условия договора устанавливают некоторые исключения из правил.

Например, маркет-мейкер не обязан присутствовать на рынке всю торговую сессию. Условием исполнения договора может считаться и присутствие на рынке 50% времени от продолжительности торговой сессии. Время, которое маркет-мейкер обязан присутствовать на рынке, устанавливается условиями договора в зависимости от биржи и котируемых маркет-мейкером инструментов.

Однако некоторая информация помогает определять присутствие маркет-мейкера в биржевом стакане – например, информация о минимальном объеме контрактов для маркет-мейкера на некоторых инструментах помогает определить конкретные ценовые уровни, на которых он присутствует.

Если для маркет-мейкера установлен минимальный объем (например, в 1000 контрактов), а в стакане общий объем не превышает 500 на каждом ценовом уровне, то, встретив объем в 1000 и более контрактов – можно предположить, что это заявки маркет-мейкера.

Кроме того, обязательства маркет-мейкера предусматривают, как правило, обеспечение двусторонних котировок, с фиксированным спредом, а значит – с противоположной стороны стакана тоже должна стоять заявка маркет-мейкера такого же объема.

Для выполнения условий договора маркет-мейкеры используют алгоритмическую торговлю, применяют специальных торговых роботов.

Кто может стать маркет-мейкером?

Любой участник торгов может получить статус маркет-мейкера. А для поддержания такого статуса – необходимо каждую торговую сессию исполнять свои функции. Исходя из минимального объема заявок, зная размер гарантийного обеспечения за 1 контракт, можно посчитать необходимые для этой деятельности денежные средства.

Проще всего стать маркет-мейкером на криптовалютных биржах . В этой индустрии принято считать маркет-мейкером всех, кто торгует лимитными заявками. Поставьте в стакан ордер на покупку 0,001 биткоина – и вы уже можете небезосновательно считать себя маркет-мейкером.

В каких случаях аннулируется статус ММ

Если биржа признает деятельность маркет-мейкера недобросовестной, она может вынести решение об аннулировании статуса такого маркет-мейкера. Конкретных критериев недобросовестного поведения маркет-мейкера мы не обнаружили, а исходя из деловой практики неисполнение условий договора можно считать недобросовестным поведением.

Может ли маркет-мейкер манипулировать ценой

Что касается самих обязательств маркет-мейкера – его основной задачей (согласно условиям договора) является присутствие в биржевом стакане в виде лимитных заявок. Расстояние от последней цены определяется самим маркет-мейкером, но оно не должно быть больше определенного порогового значения. Таким образом, сама по себе деятельность маркет-мейкера не связана с давлением на цену и манипулированием ожиданиями других участников рынка.

В то же время, маркет-мейкер является таким же участником рынка, как и все остальные, за исключением того, что он несет дополнительные обязательства перед биржей и получает за это вознаграждение. В типовых договорах с маркет-мейкерами отсутствуют требования каким-либо образом ограничивающих деятельность маркет-мейкера на бирже, направленную на получение дополнительной выгоды. Таким образом, маркет-мейкер вправе использовать любые не запрещенные способы влияния на цену.

Исходя из того, что маркет-мейкер противостоит сильным движениям рынка, его позиции могут иметь отрицательную маржу, поэтому деятельность маркет-мейкеров сопряжена с высокими рисками.

Заключение

Исходя из проанализированных нами материалов и документов, мы можем сказать, что деятельность маркет-мейкеров необходима на бирже для поддержания цен спроса/предложения или объема торгов. Пустые рынки не нужны никому.

Деятельность маркет-мейкера не обязывает его двигать цену, манипулировать мнением других участников рынка, но в то же время и не запрещает этого. К сожалению, биржи не предоставляют возможности другим участникам рынка отслеживать сделки и заявки совершенные маркет-мейкерами, а поэтому часть проторгованного объема может не иметь экономического смысла (так как совершается маркет-мейкерами для поддержания видимого объема торгов).

Именно поэтому мы рекомендуем строить свою торговую систему на основании анализа объемов , имеющих экстремальные показатели, ведь они с большей вероятностью отражают активность широкого круга трейдеров. Такие объемы обычно появляются при обновлении хай или лоу уровней, пробоях, публикации экономических новостей.

Источник

Маркетмейкер на бирже — кто это, их функции и услуги

Большинство участников биржевых торгов с небольшими объемами капитала и размерами позиций («толпа») твердо уверены, что на рынке присутствуют игроки, которые точно знают, куда будет двигаться цена актива в ближайшем будущем. Более того, именно они определяют это направление и всегда играют против «толпы», обогащаясь за счет ее убытков. Такое явление приписывают участникам рынка, называемым маркетмейкерами. Действительно, они обязательно присутствуют на каждой площадке и в торгах по каждому активу. Однако их функции и деятельность имеют мало общего с такими предрассудками.

Кто такой маркетмейкер

Маркетмейкер (ММ, в английском варианте Market Maker — «делающий рынок») – участник торгов, у которого заключен договор с биржей на выполнение специальных функций. Его главная задача — поддержание ликвидности инструмента.

Фактически это профессиональный участник торгов (в основном, наиболее уважаемые банки, инвестиционные компании и фонды, брокеры), который должен обеспечить исполнение заявок клиентов за счет собственных активов. Для выполнения этих условий договора он идет на риск, приобретая и храня определенные объемы объекта торгов, выставляя их в нужные моменты на покупку и/или продажу.

Интересный факт! На некоторых площадках термин «маркетмейкер» не используют. Например, на NYCE (New York Stock Exchange) такого участника торгов называют «биржевой специалист».

Его деятельность обязательно вознаграждается — он может получать от биржи часть комиссии участников или некоторые льготные условия в торговле.

Участие ММ в торгах и его функции определены законодательно. Так, для российского рынка это прописано в законе № 325-ФЗ (21.01.2011, последняя редакция 02.07.2021).

Функции маркетмейкера

Важное по теме! Выдержка из закона «Об организованных торгах«.

«Маркетмейкер — участник торгов, который на основании договора со стороной организатора торговли принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором».

Таким образом, функции ММ определены не только договором с биржей, но и законодательством. Хотя определение достаточно лаконично, оно позволяет понять, какие задачи решает маркетмейкер в ходе торгов. Основные из них:

  • деятельность посредника между покупателем и продавцом;
  • своевременное информирование участников торгов (прежде всего, о ценах);
  • создание котировок;
  • определение цен открытия торговой сессии;
  • поддержание баланса рынка.

Маркетмейкер как посредник

ММ получает информацию о всех заявках участников рынка и фиксирует ее в Книге специалиста. Сюда включаются не только лимитные заявки, но и рыночные, и ордера, выставленные для фиксации прибыли или ограничения убытков. Таким образом, он видит полную картину рынка и влияет на нее так, чтобы поступившие заявки были исполнены по лучшей цене.

Соответственно, именно через маркетмейкера заключается любая сделка по активу (это также закреплено в законодательных актах, касающихся финансовых рынков).

Книга специалиста используется и для другой не менее важной функции — соблюдения очередности исполнения ордеров.

К сведению! Полный вид книги специалиста недоступен другим участникам торгов, однако ее урезанную версию видит каждый трейдер — известна она как биржевой стакан, или open book. В стакан включаются только лимитные заявки.

Создание котировок

Поскольку все сделки на рынке заключаются только через ММ, совершенно логично, что все текущие котировки требуют его подтверждения. Именно после ее объявления маркетмейкером котировка считается действительной.

Информирование участников торгов

Маркетмейкер аккумулирует все заявки от всех трейдеров, подтверждает котировки. Поскольку маркетмейкер является единственным на рынке, кто обладает всей полнотой информации, в его задачи входит довести ее до всех остальных участников торгов (подразумевается та часть, к которой они должны иметь доступ). Причем касается это не только полноты сведений, но и их своевременной публикации.

Это обеспечивает всем равные условия и гарантирует упорядоченность и честность рынка.

Определение цен открытия

Те, кто хоть раз видел ценовые графики любого финансового инструмента, обратили внимание, что на них иногда образуется разрыв между ценами закрытия предыдущей сессии и открытия текущей (гэпы). Это связано с одним из условий биржевых торгов: цена нового торгового дня должна максимально соответствовать интересам большинства продавцов и покупателей.

Поручить ее решение логично тому участнику, который обладает наиболее полной информацией о заявках и ордерах трейдеров, — маркетмейкеру.

Поддержание баланса рынка

Самая важная и наиболее ответственная задача ММ — обеспечение баланса рынка. Именно о ней идет речь в законодательстве, когда говорится о поддержании цен, спроса, предложения и пр.

С этой целью ММ может:

  • в течение большей части торговой сессии держать разнонаправленные (на покупку и продажу) заявки, формируя приемлемый для большинства участников размер спреда;
  • выступать контрагентом по заявкам трейдеров, если другого на текущем уровне цен не находится.

К сведению! Договор с биржей может регламентировать конкретные обязанности ММ по поддержанию баланса. Например, оговариваются время нахождения на рынке с разнонаправленными позициями для поддержания спреда (например, 90% времени торговой сессии), минимальные объемы заявок для ограничения резких движений, минимум открытых в течение торгового дня позиций и пр.

Последнее фактически означает, что при отсутствии необходимых объемов (ликвидности) на текущих ценах для исполнения заявок трейдера на покупку или продажу их исполнит ММ за счет собственных активов (средств). За счет действий маркетмейкера в этом случае нивелируются значительные скачки цен. Практически делает вмешательство специалиста невозможной и такую ситуацию, когда на рынке есть только продавцы или покупатели. Он будет выступать второй стороной сделок до тех пор, пока баланс спроса и предложения не восстановится.

Замечание! В этом случае ММ выступает против рынка, покупая, когда актив падает, и продавая, когда его цена растет. Ситуация потенциально убыточна для любого трейдера, в том числе и маркетмейкера. Но в ней есть и положительная сторона. Такой подход позволяет накапливать позицию к развороту, что может принести весьма существенную прибыль. Кроме того, потери компенсируются вознаграждением, получаемым ММ по договору с биржей.

На чем зарабатывает маркетмейкер

Все же считать ММ альтруистом-бессребреником не стоит. Зарабатывают компании, выполняющие такие функции, весьма неплохо, поскольку роль предполагает сразу несколько источников дохода:

  • Спред от торговых сделок. Выступая в роли посредника и контрагента по ним, открывая разнонаправленные позиции, ММ получает доход от разницы цен покупки и продажи.
  • Вознаграждение от биржи по договору. Как правило, составляет часть удерживаемой с участников торгов комиссии.
  • Открытие собственных торговых позиций, не оговоренных условиями договора. Фактически торговлю в собственных интересах ММ никто не запрещает. А поскольку он видит всю информацию о рынке, ведет его вертикальный анализ, то и возможностей для совершения прибыльных сделок у него несравнимо больше, чем у любого участника торгов.

Чтобы забота о стабильности рынка не свалилась в манипулирование ценами, к ММ на всех площадках применяются достаточно жесткие требования. Именно поэтому среди крупнейших маркетмейкеров только наиболее уважаемые банки, инвестиционные компании и фонды, брокеры с солидной репутацией и огромными капиталами.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Оцените статью