Подросток — маргинальный человек
Маргиналами называют не тех, кто живет за рамками, как бы на полях рукописи за скобками, а тех, кто имеет неопределенное социальное положение. Подросток еще не взрослый, но уже не ребенок, он почти не школьник, но еще не рабочий или студент. Родители с каждым днем отдаляются все больше, а своя семья — когда еще она будет и будет ли вообще?
Маргинальный человек — это человек, который находится на пересечении двух культур, обществ, групп или переходит из одной в другую.
Подростковый возраст — период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Его еще именуют переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы достаточно условны, некоторые специалисты считают, что он длится до 16-18 лет. По уровню и характеру психического развития это типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Шестнадцатилетний подросток — уже не ре-бенок, но еще не взрослый. Он не удовлетворяется пассивной ролью опекаемого, но еще не созрел для от-ветственных решений. Он легко идеа-лизирует окружающих людей и отношения с ними, но быстро в них разочаровывается, как только обнаруживает их несоответствие своему идеалу.
Взрослые часто продолжают относиться к подростку как к ребёнку. Двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка.
Согласно К.Левину, создателю знаменитой теории поля, юность переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых. Поэтому родители, учителя и общество в целом не знают, как к нему относиться — то ли как к взрослому, то ли еще как к ребенку. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Подросток находится в состоянии , переходя в область неструктурированного социального и психологического
Взрослые |
Подростки |
|
В период детства и взрослости и рассматриваются как относительно изолированные группы. Причем каждый отдельно взятый ребенок или взрослый уве-рен в том, что принадлежит к соответствующей группе. Подросток принадлежит к группе, которую можно рассматривать как область пересечения групп детей и взрослых, принадлежащую к обеим из них, или как область, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в другую группу. На основании этого психологи считают, что подросток является маргинальным человеком.
Маргинальность подростка выражается в том, что иногда он действует скорее как ребенок особенно когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда — скорее как взрослый, и претендует на права взрослого.
Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. Если мальчик крупной комплекции, то незнакомые люди могут принять его за юношу и даже обратиться на . Но, вглядевшись, они несколько смущаются: личико у него еще детское. Девочку, не по годам рослую, взрослые мужчины могут воспринимать как возможную невесту или сексуального партнера. Она выглядит почти как взрослая женщина, хотя еще очень юная.
Для получения статуса (прав и обязанностей) взрослого нужно не только отделиться от родителей, но и принять на себя новую социальную ответственность. Как раз то, чего подросток еще не научился делать.
Если в древнем обществе вступление во взрослую жизнь происходило сравнительно рано, то в современном оно запаздывает и растягивается на долгое время. В течение этого срока права и обязанности подростков, как правило, четко не определены.
Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выби-рать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости.
О , или маргинальном положении подростков в жизни говорят сегодня все специалисты в области детской педагогики, в том числе и самые авторитетные, как доктор Дж.Добсон:
, для него остаются запретными все привилегии, радости и удовольствия взрослых, которые так широко рекламируются. Подростку не разре-шается водить машину, жениться, выпивать, курить, поступать на службу или уходить из дома. Ему отказано в удовлетворении его сек-суальных желаний в то время, как они его прямо-таки распирают. Единственное, что ему позволено, — это торчать в школе и зубрить скучные учебники>[215].
Переходный возраст — это время освобождения детей от опеки родителей. Эмансипация может быть:
? эмоциональной — вместо теплоты и ласки появляются холодность и демонстративное дистанцирование (взрослеющий сын стесняется ходить рядом с матерью, целоваться и обнимать ее); любовь к матери заменяется для поростка любовью к девушке;
? поведенческой, проявляющейся в намеренном игнорировании требований родителей, стремлении делать все по-своему, наперекор и вопреки;
? ценностно-нормативной, показывающей то, что отныне подросток больше ориентируется идеалы и принципы, господствующие в группе сверстников (прототипе мира взрослых), а не ценности, разделяемые в семье, с которой у него ассоциируется мир детства и комплекс детской зависимости.
В переходный период происходит самое важное с точки зрения процесса социализации — формирование чувства взрослости и принятие, соответственно этому, на себя моделей взрослого поведения.
Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличии от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости — подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества в целом?
«Мы и взрослые» — постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существуют и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров — детского и взрослого — и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Подростку уже 14 лет. Однако при этом он по-прежнему предполагает, что ему погладят брюки, приготовят и подадут еду, оплатят все рас-ходы. Он хочет взять лучшее из обоих миров: детского и взрослого, и не брать на себя никаких обязательств. А не лучше ли самому научиться гладить брюки и добровольно вызваться помочь родителям в решении каких-то серьезных проблем, которые им приходится выполнять, но которые способны сделать и вы сами?
По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости начинается после 15 лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам. Зрелость — это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы, но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувство собственного достоинства.
Источник
Маргинальные подростки что значит
Библиографическая ссылка на статью:
Киселева О.В. Психолого-педагогические характеристики, детерминирующие маргинальное поведение в подростковом возрасте // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/04/4754 (дата обращения: 16.12.2021).
На современном этапе развития нашей страны происходят глобальные политические, социальные, экономические трансформации, которые затрагивают все области общественной жизни. Причем, необходимо отметить, что происходящие преобразования приводят не только к созидательным и положительным последствиям, но и к существенному росту негативных явлений. Ни для кого не секрет, что дети и подростки – это самая беззащитная социальная общность, которая менее всего подготовлена к кризисным изменениям.
Экономический кризис, политическая напряженность, стремительные трансформации общественного устройства обусловили рост количества маргинальных детей и подростков, незащищенных в социально-правовом отношении. Государство принимает меры, направленные на изменение политики в области обеспечения защиты детей. Создается нормативно-правовая база, обеспечивающая гарантии прав детей и подростков, осуществляется ее приведение в соответствие с требованиями Конвенции о правах ребенка. Происходит постепенное изменение отношения самого общества к детям. Вместе с тем эта проблема продолжает оставаться острой, насущной, актуальной. [1, с. 25].
В Словаре-справочнике по общественной социальной педагогике понятие «маргинальность» определяется как приобретенное положение отдельных детей и подростков, социальных групп, этнокультурных общностей в результате их перемещения в новую нормативно-ценностную среду. Поведение маргинальных детей и подростков в сознании общественности воспринимается зачастую аморальным, опасным, или как минимум, не соответствующим общепринятым стандартам поведения и противоречащим ценностным ориентирам социума. [2, с. 116]
Кроме того, мы рассматриваем маргинальность с психолого-педагогической точки зрения, как пограничное состояние психики, обусловленное такими особенностями личности, детерминирующими девиантное, деструктивное поведение, как отсутствие целостной
«Я»-концепции, ощущение собственной дезориентации в пространстве
и времени, высокая степень фрустрации и невротичности, а также представление о малоценности человеческой личности – в том числе собственной. Маргинальность детей и подростков – критичная «пограничная» стадия на пути деградации от нормального социально-психологического функционирования до девиантного, делинквентного, деструктивного поведения.
Информированность обо всех явлениях и закономерностях, порождающих маргинальное поведение подростков, а также осведомленность об их индивидуальных особенностях, способствующих маргинализации, по нашему мнению, может являться фундаментом для дальнейшего создания программы психолого-педагогической работы по профилактике маргинального поведения этой возрастной категории.
Одной из причин маргинального поведения подрастающего поколения является «переходный» возраст как таковой, являясь пограничной стадией между детством и взрослым периодом жизни. Вышеперечисленные психолого-педагогические характеристики маргинальности весьма отчетливо проявляются именно в подростковом возрасте. Л.С. Выгодский объяснял проблемы школьников в процессе обучения и воспитательного воздействия прежде всего трудностями подросткового возраста. [3, с. 540].
Необходимо отметить, что наиболее критическим периодом в жизни человека является именно пубертат, так как половое созревание, повышенная сексуальность, впечатлительность, эмоциональность способствуют возникновению новых потребностей и мотивов и, соответственно, приводят к необходимости изменения поведенческих проявлений. Кроме того, изменение межличностных отношений в коллективе сверстников, отдаление от родителей весьма негативно сказываются на психическо-эмоциональном состоянии подростка, приводят его к социальной дезориентации. Поэтому справедлива констатация очевидного вывода, что переходный возраст сам по себе является маргинализирующим фактором.
Индивид, пересекая рубеж подросткового периода, проявляет повышенный интерес к своим физическим возможностям, силе, выносливости, гендерным физиологическим особенностям, сексу. Все это связано с тем, что происходит процесс переоценивания и переосмысления собственной физической целостности, тело постоянно оценивается, сравниваются нынешние параметры с прежними, с возможностями других. Зачастую подросток выбирает себе кумира, эталон для подражания, с идеальными параметрами тела.
Бурное изменение физических параметров обусловливает возникновение трудностей в идентификации личности подростка со своим телом. Взрослеющий индивид не способен полностью контролировать свои новые потребности. В период кризиса собственное «я» подростка уже не властвует в полной мере над телом и желаниями и ставит под сомнение устоявшуюся с детства систему ценностных ориентиров.
Кроме того, необходимо отметить, что маргинализация подростков во многом обусловлена их неопределенным положением в обществе. Само явление маргинальности наиболее полно освещается именно в социологической литературе. [4] Социальная маргинальность проявляется, прежде всего, в правовых ограничениях, а также в отсутствии у взрослеющих индивидуумов признаков, определяющих социальный статус взрослого человека: авторитета, профессиональной принадлежности.
Подросток остро ощущает свою малозначимость и социальную неполноценность, поэтому возникает острая потребность самоопределения через значимость других и примыкания к той или иной группе в поисках чувства защищенности. «Я» – это «Мы». Когда находятся те, кто есть «Мы», в сознании происходит четкое разделение окружающих на «своих» и «чужих», отрицание социальных норм, которые навязывают «чужие».
Культурная маргинальность в подростковом возрасте проявляется в различных формах молодежной субкультуры. В юности возникает некоторый диссонанс между общепринятой системой ценностей (так называемой «культурой отцов») и личностной несформированной системой ценностей, что несомненно замедляет и затрудняет процесс социализации. Подросток не принимает традиционную культуру, пока еще не способен эффективно функционировать в рамках классических культурных ценностей.
Кроме того, кризис идентичности в подростковом возрасте обусловлен изменением чувства времени. В детском возрасте время протекает по-особенному. Ребенок всегда существует в актуальном, настоящем времени. Происходящие события незачем располагать на шкале времени. Действия происходят в сознании в данный момент, именно сейчас, или тогда, когда о них задумываются. Дети долгое время не способны сопоставлять события и время, а самоидентичность личности невозможна без равноправного существования ее во всех трех временных измерениях – прошлом, настоящем, будущем.
Идентичность предполагает не только наличие способности соотносить события со временем, также имеет определенное отношение к генетическим, культурным, нравственным основам существования. Именно в подростковом возрасте возникает отношение к прошлому как к исторической памяти, формируется индивидуальная биография и собственное отношение к прошлому и к будущему как к ценности. Поэтому возникает проблема структурировать и освоить время. Вырабатываются и рефлексируются биографически значимые принципы, имеющие решающее значение для последующей судьбы человека.
Кризис идентичности в среде подростков обнаруживается в осознании несоответствия собственного поведения с принятыми в обществе поведенческими нормами и стандартами . «Я не вписываюсь в норму» – тема размышлений, актуальная для подростков. Каждый осуществляет переоценку имеющегося культурного, нравственного, общественного потенциала, с точки зрения применимости его к самому себе. Может сформироваться убеждение, что вообще не существует никаких ценностей и норм, поведенческих предписаний. Несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения непосредственно ведет к аномии. [5].
В подростковом возрасте превалирует некоторая отстраненность от окружающего мира, характерно постоянное чувство заброшенности, и даже одиночества. Предлагаемые обществом различные социальные роли идут в разрез с собственными представлениями подростка.
Под влиянием всех вышеперечисленных факторов и особенностей подросткового возраста складывается личная ситуация каждого отдельного подрастающего индивидуума, которая может быть интерпретирована как кризис самоидентичности в процессе становления личности. В масштабе всей социальной общности подростков это приводит к существованию феномена маргинальности.
Библиографический список
- Киселева О.В. К проблеме маргинализации детей и подростков в современной России // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 11(1). – С. 25-30.
- Словарь-справочник по общественной социальной педагогике. Владимир, 2000. – С. 116.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования . – М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 540 с.
- Горина Е.Е. Место маргиналов и представителей «социального дна» в социальной структуре общества // Психология, социология и педагогика. 2014. – № 9 (36). – С. 98-101.
- Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / Вопросы философии. 1994. №10. С. 112-124.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник