Мандоли́на (итал. mandolino ) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором или плектром, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.
Содержание
История мандолины
Прародителем для мандолины стала итальянская сопрановая лютня образца конца XVII, начала XVIII веков. Сильно изогнутый вариант мандолины, который изготавливали только в Неаполе, стал образцом для мандолин уже в XIX веке. История мандолины началась с мандоры, разновидности лютни, которая появилась в XIV веке. Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны.
Первое упоминание современного варианта мандолины со стальными струнами («генуэзская мандолина»)приходится на работы известных итальянских музыкантов, путешествовавших по всей Европе, обучавших игре на музыкальных инструментах и дававших концерты. Наиболее значимое упоминание принадлежит Гервазио, который путешествовал с середины XVIII до начала XIX века. Эти упоминания и записи неаполитанских музыкантов семьи Виначча заставляют некоторых историков утверждать, что современную мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. Более поздний вариант мандолины был сконструирован Антонио Виначия в 1772. Сейчас этот экземпляр находится в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта. Другой экземпляр мандолины принадлежал Джузеппе Виначиа и был сконструирован в 1763, а ныне находится в Музее Музыкальных Инструментов в Клермонте, Калифорния. Самая ранняя из ныне существующих мандолин была сделана в 1744 году, ее можно найти в Королевской Музыкальной Консерватории в Брюсселе.
Эти мандолины, как и их современные потомки, называют неаполитанскими мандолинами, потому что их история начинается именно в Неаполе, Италия. Эти модели отличает миндалевидное тело с выгнутым, словно шар корпусом, изготовленным из изогнутых досок нужной длины. Струны загибаются с помощью подставки, что достигается калением изогнутого железа. Эта скошенная конструкция помогает сильнее натягивать струны. Гриф из лиственницы как можно ближе подогнан к струнам, десять металлических (или из слоновой кости) ладов расположено вдоль верхней части в полутонах, дополнительные лады прикреплены к грифу. Струны обычно из латуни, кроме самых низких. Подставка подвижная в длину, изготавливается из прочной древесины или слоновой кости. Деревянные колки прикреплены сзади с помощью деревянных гвоздей (колышков). Для игры на мандолине чаще используется плектр или медиатор (иногда перо)
Двадцатый век возродил популярность мандолины, она стала активно использоваться в таких направлениях музыки, как блюграсс, кельтская музыка, джаз и классическая музыка.
Разновидности
Наиболее распространена неаполитанская мандолина, с 4 двойными струнами, имеющими строй скрипки, строящимися в унисон. Аппликатура скрипичная. Миланская мандолина имеет не четыре, а пять двойных струн. Также существует мандриола, среднеевропейский вариант мандолины с четырьмя тройными струнами, также известный как трихордия (tricordia, trichordia или tricordio), используемый также в мексиканской народной музыке (она же сицилийская мандолина?). Нижняя тройная струна мандриолы (соль, G) может строить в унисон либо через октаву.
Вот как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль описывает мандолину в своём «Толковом словаре русского языка»: «Мандолина- это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком.» Мандолины различаются не только по числу струн, но и по форме корпуса:у неаполитанской мандолины корпус грушевидный, наподобие лютневого; у португальской мандолины нижняя дека корпуса плоская. В XX веке мандолина получила достаточно широкое распространение и в американской традиционной музыке, преимущественно в стиле блюграсс;у мандолины-блюграсс плоские деки и на верхней деке имеются два выреза-эфы в форме интеграла. Нужно заметить, что мандолины с «лютневым» грушевидным корпусом имеют более мягкое и сильное звучание, а плоские разновидности звучат резче.
Применение мандолины
Художественное применение мандолины сделал Моцарт в своей опере «Дон-Жуан» в серенаде. Мандолина — это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин разных размеров, иногда в их состав входят также гитары. Такие оркестры носят название неаполитанских.
Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после. Множество фильмов было озвучено темами мандолины. Одними из самых запоминающихся являются: соло в песнях папы Карло, черепахи Тортилы и Пьеро, в фильме «Приключения Буратино». Широкое распространение в Советском Союзе получили недорогие, но неплохо держащие музыкальный строй мандолины Ленинградского завода музинструментов (плоская «португальская» мандолина). Мандолина активно использовалась в самодеятельности народов союза советских республик наравне с национальными инструментами, о чём свидетельствует упоминание в Большой советской энциклопедии, в статье о Таджикской советской социалистической республике.:
«…На Памире — сетор (струнно-щипковый), бландзиком (струнно-плекторный), даф (ударный). В современном народном музицировании бытуют аккордеон, мандолина, тар.» В молдавской и румынской народной музыке используется кобза, имеющая, также как и у мандолины грушевидный корпус, узкий короткий гриф и четыре парные струны.
Источник
Значение слова мандолина
Словарь Ушакова
мандол и на, мандолины, жен. (итал. mandolina) (муз.). Струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом.
Словарь музыкальных терминов
(ит. mandoline ) — струнный щипковый инструмент. Строй мандолины — квинтовый, как у домры. Оркестр из мандолин называется неаполитанским. Разновидности мандолин: мандолина-пикколо, мандолина-альт (мандола), мандолина-виолончель (мандолочелло), мандолина-бас (мандолоне).
Энциклопедический словарь
(итал. mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Изобретен в Италии, известен с 17 в. Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с 4 парными струнами. Играют плектром. Оркестр из мандолин (иногда с гитарами) называют неаполитанским.
Словарь Ожегова
МАНДОЛИНА, ы, ж. Струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом.
| прил.мандолинный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
ж. Струнный щипковый музыкальный инструмент (обычно с овальным корпусом), на котором играют роговой пластинкой.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
или mandola (итал.) — струнный инструмент, небольших размеров, схожий с лютней (см.), но только с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим не пальцами, а перышком или деревянной пластинкой. Так как металлические струны М. издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Южные страны Европы считаются колыбелью М. Наиболее распространена неаполитанская М., с 4 струнами, имеющими строй скрипки (см.), и еще четырьмя, строящимися с предыдущими в унисон. Апликатура скрипичная. Миланская М. имеет не четыре, а пять двойных струн. К М. часто присоединяют и гитару. Художественное применение М. сделал Моцарт в своей опере «Дон-Жуан» в серенаде. В Петербурге существует Общество любителей игры на M.
Источник
Значение слова «мандолина»
МАНДОЛИ́НА, -ы, ж. Струнный щипковый музыкальный инструмент, преимущественно с овальным корпусом и четырьмя парами струн.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Мандоли́на (итал. mandolino, уменьшительная форма от итал. mandola) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.
МАНДОЛИ’НА, ы, ж. [ит. mandolina] (муз.). Струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мандоли́на
1. ru струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова экстенсивный(прилагательное):
Синонимы к слову «мандолина»
Предложения со словом «мандолина»
Однажды сел он, как обычно, в свой уголок, взял мандолину, провёл по струнам…
Цитаты из русской классики со словом «мандолина»
Епиходов(играет на гитаре и поет). «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…» Как приятно играть на мандолине!
Сочетаемость слова «мандолина»
Понятия со словом «мандолина»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «мандолина»
Однажды сел он, как обычно, в свой уголок, взял мандолину, провёл по струнам…
Когда ему становилось совсем плохо, он шёл к строившим железную дорогу итальянским рабочим и до утра пил с ними под сладкий лепет мандолин вино.
На небольшом холсте горизонтального формата представлены мандолина, кларнет, скрипка, аккордеон и партитура.
Синонимы к слову «мандолина»
Сочетаемость слова «мандолина»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Мандолина это что значит
Мандолина
Италия…Интересная страна, привлекающая к себе богатым наследием древнего мира и эпохи Возрождения. Путешествие по ней дарит людям только положительные эмоции и вдыхает в сердце романтику. В памяти надолго остается Вечный город Рим с памятником древней архитектуры Колизеем, великолепная Венеция с гондолами и гондольерами, Милан с мировым центром оперной культуры театром Ла Скала и Неаполь с находящимся неподалеку Везувием, и где воочию можно увидеть молодого человека, распевающего вечером серенаду под окнами своей возлюбленной. Эта традиция, петь серенады под окном избранницы, аккомпанируя себе на мандолине, инструменте ставшим символом Неаполя, зародилась ещё в Средние века и сохраняется до сих пор. Мандолина – это струнно-щипковый инструмент, появившийся во времена отважных рыцарей и прекрасных дам, и прежде всего ассоциирующийся с итальянской музыкальной культурой. Она завоевала любовь и популярность во многих странах мира и активно используется не только в Италии, но и в Австралии, Бельгии, Бразилии, Хорватии, Финляндии, Франции, Греции, Ирландии, Израиле, Японии, Португалии, Румынии, Великобритании, США и Венесуэле.
Звук
Мандолина, обладающая большими техническими и художественными возможностями, имеет насыщенный, мягкий, но в то же время быстро угасающий звук. Бархатный, трепетный тембр инструмента отличается теплотой и нежностью. Источником звука на мандолине являются сильно натянутые спаренные струны, которые, зажимая на определенных ладах, извлекают требуемую высоту звука. Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Основными способами звукоизвлечения на инструменте являются удары по струнам вверх и вниз, а также тремоло, так как длинные ноты на мандолине исполняются только этим приемом. Кроме базисных способов, для достижения художественных целей музыканты используют и другие приемы звукоизвлечения, применяемые при игре на других струнно-щипковых инструментах, например, гитаре. Это пиццикато, флажолеты, глиссандо, вибрато, арпеджиато, бенд (подтяжка), расгеадо, пульгар, тамбурин, флажолеты и различные мелизмы.
Самая популярная мандолина, которая получила название «неаполитанской», настраивается также как скрипка, по квинтам: соль, ре, ля, ми. Диапазон инструмента находится в пределах от соль малой до ми четвертой октавы. Ноты для мандолины записываются в скрипичном ключе и соответствуют реальному звучанию.
Фото:
Интересные факты
Музыкант, играющий на мандолине, называется мандолинистом.
Мандолина считается одним из самых простых в освоении инструментов.
Знаменитый скрипичный мастер А. Страдивари изготавливал не только инструменты скрипичного семейства, но и мандолины. Сегодня известны два инструмента знаменитого мастера, один из которых хранится в Национальном Музее музыки в Университете Южной Дакоты г. Вермиллион (США).
Именно мандолина была самым первым струнным инструментом, который выпустила в 1894 году всемирно известная фирма «Гибсон» (США), специализирующаяся на производстве музыкальных инструментов.
В Соединенных Штатах для повышения спроса производители специально нанимали музыкантов, чтобы они создавали оркестры мандолин, тем самым побуждая людей приобретать инструменты. Некоторые коллективы, организованные в начале прошлого века, существуют и поныне.
Легендарные музыканты Джимми Пейдж («Led Zeppelin») и Пол Маккартни («Beatles») играли в своих композициях на мандолине.
Электрическая мандолина была сконструирована в США В 30-е годы прошлого века.
Большой популярностью во всем мире пользовались и до сих пор пользуются «неаполитанские оркестры» — так называются коллективы, в состав которых входят мандолины разных размеров. В XIX веке в таком оркестре музицировала итальянская королева Маргарита Савойская.
Старинные мандолины, изготовленные представителями знаменитой неаполитанской династии Виначчиа, которая насчитывала девять мастеров: Винченцо, Джованни, Доменико, Антонио Гаэтано, Дженнаро, Паскуале , Дженнаро и Ахилла, сегодня находятся в разных музеях мира. Это Лондонский Музей Виктории и Альберта (Англия), Музей Музыкальных Инструментов в Клермонте, Калифорния (США), Королевская консерватория Брюсселя (Бельгия), Музей музыки Барселоны (Испания).
Мандолина украшает своим звучанием композиции таких известных рок-групп, как «Led Zeppelin», «Styx», «R.E.M.», «Blackmore’s Night», «Nightwish», «Ария», «ДДТ», «Эпиде́мия», «In Extremo».
Применение и репертуар
Пережившая взлеты популярности, а порой даже периоды забвения, мандолина на сегодняшний день вновь является весьма востребованным инструментом, который широко применяется не только в классике, но и в музыке различных современных стилей. Фольк, кантри, блюграсс, джаз, блюз, этно, поп, рок, кельтская музыка, рок-н-рол – это только небольшой перечень музыкальных направлений и композиции, которые мандолина украшает своим звучанием. Спектр применения этого универсального музыкального инструмента очень широк. Он прекрасно звучит на сцене как соло, так и в аккомпанементе. Мандолина также прекрасно сочетается в ансамбле с другими инструментами, в том числе и с теми, которые входят в состав симфонического оркестра.
Мандолина, с самого начала возникновения, своим красивым и благородным звучанием привлекала к себе внимание композиторов. Её репертуар довольно богат и разнообразен. Особо следует отметить концерты для мандолины А. Вивальди , Д. Перголези, Д. Паизиелло, Ф. Лечче, Р. Калаче, А. Кауфманна – это произведения, ставшие жемчужинами в репертуаре этого инструмента. В.А.Моцарт , Д. Лигети, Д. Верди , А. Шёнберг использовали звучание мандолины в своих оперных спектаклях. Г. Малер, А. Шенберг, А. Веберн, О. Респиги, И. Стравинский , С. Прокофьев, Р. Щедрин вводили её в состав симфонического оркестра. Л.В. Бетховен и Н. Паганини тоже разнообразили репертуар мандолины, сочинив для неё несколько произведений. Композиторов писавших для инструмента очень много, однако, художественные и технические возможности мандолины наиболее ярко раскрывались в произведениях И. Гуммеля, Б. Бортолацци, М. Джулиани, И. Вангала, К. Муньера, Г. Галя, Х.Бауманна, З. Беренда, Н. Шупуронгуру, А. Дормана, С. Раньери, М. Такано, Д. Кратона и других.
Исполнители
Мандолина во все времена привлекала к себе большое внимание не только любителей, но и музыкантов-профессионалов. Уже во второй половине XVIII века, в период расцвета барочной мандолины, большую известность имели музыканты-мандолинисты П. Леоне, Дж. Джервазио, П. Дени и П. Фучетти, которые своим искусством внесли значительный вклад в развитие исполнительского мастерства. «Золотой век» мандолины, начавшийся с конца XIX века выявил таких выдающихся исполнителей, как Д. Петтине, Р. Калаче и С. Раньери, П. Вимеркати. Их эстафету в XX веке продолжили Б. Монро, Д. Аполлон, Д. Бернс, Я. Бандолим, Д. Грисман. В настоящее существует немало замечательных исполнителей, которые много делают для поддержания популярности инструмента своим искусством, приводя слушателей в восторг. Среди них: Я. Реувен, А. Авитал,А. Сариэль, К. Аонцо, Д. Брент, К. Лихтенберг, Э. Марлин, М. Маршалл, Д. Штаатс, Э.Статман, А. Штеффи, К. Тил, В. Гилл, Р. Скэггс, Б. Осборн, М. Магуайр, М. Канг, Л. Коэн.
Конструкция
Мандолина — инструмент, так же как и скрипка требующий от мастера длительной и усердной работы. Её конструкция включает в себя корпус и, заканчивающийся головкой, гриф.
Корпус мандолины, чаще всего имеющий грушевидную форму, состоит из кузова и деки.
Кузов, осуществляющий роль резонатора, состоит из нескольких сегментов, которые называются клепками. Он изготавливается из древесины клена, чёрного дерева, палисандра или вишни. К кузову крепится украшенный гравировкой струнодержатель из металла, дерева или кости.
Дека, являющаяся лицевой частью корпуса, в классической версии имеет голосник — резонаторное отверстие, которое традиционно декорируется инкрустацией. На деке, имеющей небольшой сгиб, устанавливается не имеющая прочного крепления подставка для струн.
Гриф у мандолины сравнительно короткий. При его изготовлении используется лиственница, кедр, клен или красное дерево. Гриф металлическими порожками разделен на лады, число которых разнится от 11 до 24 и завершается головкой с колковым механизм, необходимым для натягивания струн.
Общая длина мандолины составляет 60 см, из которых 33 см — длина корпуса.
Звук на мандолине извлекается при помощи медиатора-плектра, предпочтительным материалом для которого считается панцирь черепахи. В нынешнее время плектры также изготавливают из различных синтетических пластиков.
Разновидности
Семейство мандолины в процессе эволюции приобрело значительное количество видов, отличающихся по форме корпуса, количеству струн и диапазону.
Флорентийская мандолина – имеет 5 спаренных струн.
Миланская – у нее 6 спаренных струн, настраиваемых на октаву выше, чем струны гитары.
Сицилийская (мандриола) – имеет 4 строенные струны, настраиваемые в унисон, а самая нижняя иногда в октаву. Данный вид мандолины используется в музыке народов Мексики.
Португальская – с плоским корпусом. На верхней деке вместо голосового отверстия располагаются резонаторные эфы, по форме напоминающие скрипичные. Инструмент отличаются резким звуком и используется в музыке народов Ирландии, Британии, Бразилии, и США.
Следующие разновидности мандолины активно применяются в ансамблевой и оркестровой практике и отличаются по размерам и высоте звучания.
Мандола – имеет 4 спаренные струны, настраиваемые как струны скрипичного альта: до, соль, ре, ля.
Октавная мандолина – строй на октаву ниже мандолины.
Мандочелло — строй струн виолончели: до, соль, ре, ля. Мандочелло соотносится к мандолине, как виолончель к скрипке.
Мандо-бас – инструмент большого размера, может быть, как четырехструнным, так и восьмиструнным. Инструмент может иметь различные варианты настройки:
соль, ре, ля, ми;
ми, ля, ре, соль;
до, соль, ре, ля.
История
Начало истории мандолины берет свое начало на Ближнем Востоке. Именно там, приблизительно шесть тысячелетий назад, на территории Древней Месопотамии появились инструменты семейства лютневых, которые по предположениям искусствоведов были родоначальниками мандолины. Непосредственным предшественником инструмента принято считать небольшую лютню сопранового диапазона, имеющую от 4 до 6 одинарных или парных кетгутовых струн. Она появилась в обиходе и широко распространилась в странах Европы в период с XI по XIV век под разными названиями: мандора, мандола или пандурина.
Считается, что мандолина появилась в Италии в XVII веке в результате преобразований предшествующих ей инструментов. Внешне она ещё во многом напоминала лютню, но головка грифа инструмента была уже выпрямлена. С течением времени мандолина стала одним из самых любимых народных инструментов, быстро распространилась и завоевала популярность в разных странах.
Особый расцвет для мандолины начинается в XVIII веке. Инструмент, приобретающий популярность у разных сословий, становится особенно востребованным в высшем обществе для камерного музицирования. Исполнительское искусство на инструменте достигает своего апогея. Издаётся «Школа игры на мандолине». В Неаполе мастерами по изготовлению музыкальных инструментов из семьи Виначчиа была сконструирована обновленная мандолина. Она имела изогнутую деку, более глубокий корпус, четыре парные металлические струны, настроенные как у скрипки по квинтам. Инструмент, имеющий более яркий звук, вводят в состав оркестров, исполняющих кантаты, оратории и оперы, а композиторы пишут музыку, предназначенную специально для мандолины. Вскоре, по образцу нового инструмента создаются мандолины различные по звуковому диапазону, впоследствии вошедшие в состав ансамблей и оркестров, и позже получившие название неаполитанских.
Начало XIX века для мандолины было не очень благосклонным, другие инструменты, с более насыщенным и экспрессивным звуком, вытесняют её с концертных площадок. Мандолина утрачивает свою популярность и используется лишь в Италии как народный инструмент. Спрос на мандолины падает, и многие музыкальные мастера прекращают её изготавливать. Ситуация изменилась только после того, как в 1835 году Паскуале Виначчиа кардинально преобразовывает классическую мандолину. Для достижения более объемного резонанса он увеличивает размер корпуса, удлиняет гриф, соответственно прибавляет количество ладов, тем самым расширяя диапазон инструмента. Простые деревянные колки мастер поменял на механизм, который лучше удерживал сильное натяжение металлических струн, а вместе с этим строй инструмента. Такая модернизация значительно изменила характеристики инструмента и дала возможность исполнителям добиваться более яркого, сочного звука в соответствии с требованиями музыки эпохи романтизма.
Вторая половина XIX века характеризуется началом нового витка увлечения мандолиной, а вместе с этим её возрождением. Инструмент очень быстро завоевывает разные сословия, от простолюдинов до венценосных особ, и вновь завоёвывает одобрение музыкантов-профессионалов, которые вновь выводят его на концертную сцену. Инструмент быстро набирает популярность не только в странах Европы, но и в США, Японии. Канаде и Австралии. Для мандолины начинается её «Золотой век».
В XX веке в связи с использованием мандолины в музыкальных стилях, как кантри, блюз и джаз инструмент становится ещё более востребованным.
Мандолина – это интересный музыкальный инструмент, перешагнувший к нам через столетия и в нынешнее время пользующийся очень большим уважением. Во многих странах он получил статус народного и все больше укореняется в современной культуре. Популярность мандолины постоянно возрастает и её звучание все чаще используют в новых музыкальных жанрах.