Малый хадж что это значит

Содержание
  1. Хадж и Умра. Часто задаваемые вопросы
  2. Что такое Хадж и Умра
  3. В чем отличия Хаджа и Умры
  4. Кто имеет право совершить хадж?
  5. Паломник является мусульманином/мусульманкой
  6. Паломник достиг половой зрелости
  7. Паломник является психически здоровым
  8. Паломник имеет возможность совершить паломничество
  9. Какие существуют виды Хаджа?
  10. Умра (малый хадж)
  11. В переводе с арабского языка лексическое значение слова «умра»–«посещение кого-либо или чего-либо», а в Шариате означает посещение мечети аль-Харам в городе Мекка и обход Каабы с определёнными правилами. Некоторые, совершая хадж, забывают про малый хадж (умра), который тоже входит в число ценных деяний. Совершение умры хоть раз в жизни при наличии всех предписанных условий является обязательным деянием.
  12. Достоинство умры
  13. Обязательные составные (арканы) части умры
  14. Обязательные действия, не являющиеся составными (аль-ваджибат)
  15. Запретные действия при вступлении в умру
  16. Желательные действия.
  17. ‘Умра (малое паломничество)
  18. Мы в социальных сетях:

Хадж и Умра. Часто задаваемые вопросы

Что такое Хадж и Умра

Хадж и Умра — это паломничество в исламе. Хадж обычно называют главным или основным паломничеством, а Умру — малым. Как Хадж, так и Умра состоят из путешествия в Мекку, которое включает определенные ритуалы, такие как ихрам, обход Каабы, ходьба между холмами Сафа и Марва, бритье или стрижка волос. Это — основные ритуалы Умры в то время Хадж включает кроме этих еще и дополнительные ритуалы, в том числе проведение дня и ночи в Арафате, Мине и Муздалифе — районов, прилегающих к городу Мекки. Еще одно различие между большим и малым паломничеством является то, что для Хаджа установлено определенное время, в то время как Умра может быть выполнена в любое время года. Кроме того, Хадж и Умра отличаются в правилах согласно каждого из них, о чем будет рассказано ниже.

Читайте также:  Что значит когда говорят человек по судьбе

В чем отличия Хаджа и Умры

Хадж является одним из столпов Ислама. Аллах говорит в Коране

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь».

Абдуллах ибн Умар (да будет Аллах доволен им Аллах) передал слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

«Ислам построен на пяти столпах: свидетельства, что нет бога, кроме Аллаха, что Мухаммед является Посланником Аллаха, выполнение молитвы, выплата закята, паломничество в Дом, и постит в месяц Рамадан».

Поэтому мусульманские ученые единогласны в том, что Хадж является обязательным один раз в жизни действием для каждого, кто имеет на это право.

Что касается Умры, мусульманские ученые сходятся с тем, что это — рекомендуемая Сунна. Тем не менее, лучше выполнять ее для того, чтобы быть в безопасности. Вы можете выбрать вариант Хаджа известный как Тамату, в котором совмещаются Умра и Хадж.

Кто имеет право совершить хадж?

Хадж является обязательным для всех женщин и мужчин, которые отвечают следующим условиям:

Паломник является мусульманином/мусульманкой

Акты поклонения принимается только от мусульман. Если не-мусульмане молятся, постятся или совершают Хадж или Умру, их действия никогда не будут приняты, поскольку, отсутствует первоочередное требование — быть мусульманином.

Паломник достиг половой зрелости

Достижения возраста полового созревания является вторым условием. Мальчики и девочки не обязаны совершить Хадж или Умру. Является допустимым, позволить им участвовать со своими семьями в выполнении Хаджа и Умры, но они по-прежнему обязаны совершить Хадж и Умру снова, когда они достигнут возраста половой зрелости, которая проверяется следующими критериями:

  • Ночные поллюции
  • Эякуляции спермы
  • Достижение 15-летнего возраста
  • Рост волос на лобке
  • Менструации

Паломник является психически здоровым

От психически больных людей не требуется совершать акты поклонения, пока они не восстановят свое умственное здоровье.

Паломник имеет возможность совершить паломничество

Как видно из приведенных выше стихах, Хадж требуется только от тех, кто в состоянии сделать это. Это касается трех аспектов:

  • Здоровье. Люди, которые больны и не ожидается восстановление их здоровья, а также те, кто слишком стар, чтобы совершить Хадж, освобождаются от Хаджа. Однако, если они обладают достаточными финансовыми возможностями, они должны отправить другого человека, чтобы тот совершил хадж от их имени.
  • Финансовые возможности. Люди также должны быть в состоянии позволить себе расходы на Хадж и оставить достаточно денег на время хаджа тем, за кого они ответственны. Мусульмане не обязаны брать кредиты или совершать Хадж или Умру в долг. Хадж не обязателен для тех, кто находится в долгах. Тем не менее, если у кого-то есть долгосрочный кредит, и они обязаны платить только определенную сумму каждый месяц, то долгом рассматривается только то, что человек выплачивает в течение месяца. Если он погасит все долги, а затем у них ничего не осталось, то Хадж не является обязательным для них. Но если они выплачивают только ежемесячные взносы, а затем у них остается достаточно денег, чтобы сделать Хадж, то они должны совершить Хадж, потому в данном случае он является для них обязательным. Если кто-то имеет долг и их кредитор позволяет им совершить Хадж, то они могут совершить Хадж.
  • Безопасность. Если поездка в Хадж ставит под риск чью-то жизнь, то его совершать не обязательно. Хадж должен быть совершен при условии гарантированной безопасности

Какие существуют виды Хаджа?

Есть три разновидности Хаджа: Ифрад, Тамату и Киран:

  1. Ифрад включает в себя проведение только ритуалов Хаджа.
  2. Тамату включает полную Умру и полный Хадж, отделенные друг от друга. Это означает, что в первую очередь в месяцы Хаджа выполняется Умра и после ее завершения, паломник выходит из состояния ихрама. Впоследствии, 8-го числа месяца Зуль-хиджа снова человек входит в состояние ихрам для выполнения Хаджа.
  3. Киран представляет собой сочетание Умры и Хаджа, выполненные без перерыва между ними. После выполнения Умры, все остаются в состоянии Ихрама до начала обрядов Хаджа 8-го числа месяца Зуль-хиджа.

Источник

Умра (малый хадж)

В переводе с арабского языка лексическое значение слова «умра»–«посещение кого-либо или чего-либо», а в Шариате означает посещение мечети аль-Харам в городе Мекка и обход Каабы с определёнными правилами. Некоторые, совершая хадж, забывают про малый хадж (умра), который тоже входит в число ценных деяний. Совершение умры хоть раз в жизни при наличии всех предписанных условий является обязательным деянием.

Аллах в Коране сказал:

وَأَتِمُّواالْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ

Смысл: «Совершайте хадж и умру ради Аллаха» (сура «аль-Бакара», аят 196).

В этом аяте идёт повеление совершать умру, как и хадж. Так прокомментировали его учёные шафиитского и ханбалитского мазхабов и согласно этому посчитали умру обязательной для совершения хоть раз в жизни, если есть возможность.

На обязательность совершения умры указывает и сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Передали от Абу Рузайна аль-Акли (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Однажды я пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «У меня отец – пожилой человек и не может совершить хадж, умру и отправляться в путешествия«. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Соверши хадж и умру за отца«.» (имамы аль-Бухари, Муслим, АбуДавуд,ан-Насаи, ибн Маджах, ат-Тирмизи).

Что касается маликитского и ханафитского мазхабов, то они вынесли решение, что умра является настоятельной сунной (желательностью) для совершения хоть раз в жизни. Учёные этих мазхабов утверждают, что в аятах и хадисах повеление об умре подчёркивает её достоинство, а не обязательность.

Достоинство умры

Достоинств умры очень много, как и достоинств хаджа. Однако для мусульманина наиглавнейшими достоинствами являются очищение от грехов испытаниями пути и проверка своей веры. По поводу этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О люди! Совершайте хадж, ибо тот, кто совершил хадж ради Аллаха и не сквернословил (во время хаджа) и не занимался бесчестием, очищается от грехов, подобно новорождённому младенцу. Так же всё, что от умры до умры является искуплением от грехов (т.е. если человек совершил Умру, Аллах прощает грехи). » (имам Ахмад). Конечно, для верующего это самое большое благо – быть чистым от грехов.

Обязательные составные (арканы) части умры

1) аль-Ихрам – намерение вступления в умру. В отличие от хаджа, вступать в умру можно в любой месяц или день года, если только не вступил в хадж. Намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательную умру».

2) Таваф аль-Ифада – обязательный обход вокруг Каабы, который совершается семь раз (семь кругов), совершив омовение (большое и малое) если не было, и очистившись от нечистот (наджас), если присутствуют на теле или одежде.

3) ас-Саъюходьба семь раз между горами Сафа и Марва. Начинает ходьбу с Сафы к Марве и потом обратно, и вот так семь раз.

4) Изаляту Шаъриудаление волос путём бритья или подстригания. Нужно минимум удалить или постричь три волоска, однако желательно полностью побрить голову, как делал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

5) ТартибСоблюдение перечисленного порядка совершения обязательных частей умры.

Если хоть один из вышеперечисленных пунктов не будет совершён, то умра считается недействительной, арканы не восполняются и не отпадают выплатой штрафов.

Обязательные действия, не являющиеся составными (аль-ваджибат)

Разница между арканами и ваджибатом то, что арканы не прощаются выплатой штрафов, а ваджибаты прощаются, как мы упомянём ниже и умра будет действительной.

1) Совершение аль-Ихрама (намерения) с определенной границы и места. Если человек отправился в паломничество из Медины, то местом совершения намерения будет «Зуль-Халяйфа». Тем, кто отправился из Египта, Палестины, Ливана, Иордании, Сирии, Марокко, то ему – местность «аль-Джухфа». Тому, кто направился из равнин Йемена – намерение в местности «Яламлам», это место на расстоянии около девяноста километров от аль-Харама (Мекки).

Тому, кто направляется с возвышенностей Йемена и Хиджаза, местом совершения намерения будет «аль-Карн», это гора на расстоянии около девяносто километров от Мекки. Тому, кто направился из Ирака и других стран – намерение в местности «Зату Ирк», это селение на расстоянии девяноста километров от Мекки.

Человеку, живущему в самой Мекке или просто находящемуся внутри города, местом совершения намерения будет, если он выйдет из зоны Харама (то есть из территории города Мекки, которая является запретной) и, совершив намерение, он войдёт в Мекку и будет совершать умру.

Если человеку из какого-то государства не указана территория совершения намерения, то он будет совершать намерение на расстоянии около девяноста километров от Харама.

2) Остерегаться всего, что запретно во время вступления в умру, а то, что запретно, мы приведем ниже.

Если человек не соблюдал хоть один пункт из ваджибатов, то он режет одну овцу или соблюдает три дня подряд пост или раздаёт три са’а (единица измерения которая равна двум с половиной килограмма) шестерым беднякам как штраф.

Запретные действия при вступлении в умру

1) Надевать сшитую одежду, то есть ту, которая изготовлена шитьём. Нужно завернуть один кусок материала в верхней части тела и один кусок в нижней, так чтобы закрывал авраат.

2) Закрывать голову или часть головы для мужчин, например, надеть тюбетейку или даже просто накинуть материал на голову.

3) Закрывание лица или части лица для женщин, также для женщин запрещено надевать перчатки.

4) Наносить благовонья для мужчин и женщин.

5) Использование духов (масло) на волосы женщинам и мужчинам, также на бороду. Тот, кто нанёс благовонья, использовал масло на волосы, женщина, закрывшая лицо, обязан отдать штраф: принести в жертву овцу или три дня поститься или накормить шестерых бедняков по пол са’у каждому. Если же эти действия совершены случайно или по незнанию, то ничего не нужно отдавать.

6) Удаление волос с тела и ногтей. Запрещено расчёсывать волосы и бороду, если человек знает, что волосы выпадают. Если человек удалил волосы по другим причинам (болезнь), то ему запрета нет, однако штраф он платит. Один волосок и ноготь это мудд (600 гр) еды, если два волоска и ногтя, то два мудда, а за три – полноценный штраф (резать овцу или три дня поста или раздавать три са’а и накормить шестерых бедняков).

7) Совершать бракосочетание. Если даже совершить бракосочетание, то оно не считается действительным.

8) Супружеский долг (аль-Джимаъ). Запрещено выполнять супружеский долг, это нарушает хадж и умру, также запрещено целовать, ласкать жену, однако это не нарушает хадж и умру.

Человек, который испортил свой хадж или умру этим, тот обязан возмещать как можно скорее. Также он обязан принести в жертву верблюда, если не нашёл верблюда, то корову, если не нашёл корову, то семь овец, если и это не нашёл, то оценить стоимость верблюда в Мекке и раздать еду бедным.

Если он не смог сделать ничего из перечисленного, то обязан просчитать цену верблюда по муддам (600гр) еды и за каждый мудд – один пост. К примеру, если вышло сто муддов, то он должен соблюдать пост сто дней.

Тот, кто преднамеренно поцеловал жену, обязан платить штраф, подобный тому, который мы упомянули в пункте об использовании масла.

7) Охота и срубание свежих деревьев и растений. Охотиться запрещено на животных, живущих на воле (не домашних) и съедобных, если он убил животное в Хараме, то должен возместить: за убийство голубя он приносит в жертву верблюдицу, за убийство коровы и зебры он приносит в жертву корову, за убийство газели он приносит в жертву козла, за убийство кролика он приносит в жертву козу, а мясо раздаёт бедным Харама.

Если он убил животное, у которого есть подобные ему, то человек выбирает зарезать подобное же ему или оценить цену этого животного и раздать милостыню беднякам за эти деньги. Если же у человека нет денег и нет подобного убитому животному, чтобы принести в жертву, то он соблюдает пост в размере муддов (1 мудд = 600 гр злаковых культур из наиболее используемых в этой местности), равных цене этого животного.

Желательные действия.

1) Остережение от сшитой одежды до вступления в умру (как мы упомянули после вступления уже запрещено носить сшитую одежду).

2) Купаться перед вступлением в умру.

3) Одевать материалы белого цвета и помытые, если не новые.

4) Совершить два ракаата желательной молитвы – сунна перед вступлением.

5) Увеличивать повторения слов «Ляббайка» коллективно, наедине, вслух и шёпотом.

Примечание. В этой статье приведены обязательные составные части, без которого не обходится и не считается действительной умра и те действия, которые, нарушают умру, по мазхабу имама аш-Шафии. Также коротко приведены все основные и самые важные желательные действия, совершаемых в умре. Возможно, изучив эту статью у человека уже будет возможность изучить и глубже обряды умры и хаджа.

Да поможет нам Аллах в соблюдении предписания Его!

Источник

‘Умра (малое паломничество)

Дословно с арабского языка слово «‘умра» переводится как «посещение, визит».

В терминологическом значении шариата «‘умра» обозначает посещение Священной Мечети (в Мекке) в установленном порядке.

Некоторые богословы, среди которых имам аш-Шафи‘и, а также имам Ахмад ибн Ханбаль, считали, что совершение ‘умры (малого паломничества) является обязательным действием (подобно хаджу). В качестве аргумента они приводят аят из Корана и хадис из Сунны Божьего посланника:

«Ради Господа совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно)…» (Св. Коран, 2:196).

Сообщается, что ‘Аиша однажды спросила у пророка Мухаммада: «О посланник Всевышнего, возложен ли на женщин джихад [приложение усилий в благом, умение пожертвовать всем во имя Бога, защита родины]?», на что он (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Их джихад – совершение хаджа и ‘умры» [1].

Другая группа богословов, среди которых имамы Абу Ханифа и Малик ибн Анас, полагали, что ‘умра является обязательной лишь на уровне Сунны и один раз в жизни. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не упомянул ‘умру в числе пяти столпов Ислама. Также в хадисе, переданном Джабиром, сказано: «К посланнику Аллаха пришел бедуин и обратился с вопросом: «О Пророк, сообщи мне о малом паломничестве, является ли оно обязательным?», на что последовал ответ: «Нет, но совершение тобою малого паломничества – благо для тебя»[2].

Основные действия ‘умры

‘Умра включает в себя четыре основных действия:

2. Обход вокруг Каабы.

3. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.

4. Сбривание или укорачивание волос на голове.

По мнению ученых-ханафитов, к столпам ‘умры относится лишь обход вокруг Священной Каабы, к обязательным действиям – ритуальный бег между склонами Сафа и Марва, а также сбривание или подстригание волос на голове. Желательно перестать произносить «тальбию» с началом первого круга обхода вокруг Каабы.

По мнению ученых-шафиитов, все четыре упомянутых пункта относятся к столпам ‘умры.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 316, хадис № 2901, «сахих».

[2] См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи [Сборник хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 169, хадис № 931.

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Оцените статью