Малый бизнес что это значит

Малый бизнес что это значит

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

е) утратил силу с 1 декабря 2018 года. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов;

(пп. «ж» введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

С 01.01.2022 ч. 1.1 ст. 4 дополняется п. 2.2 (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.

Источник

Малый бизнес — что это и как он работает

В этой статье мы рассмотрим такое понятие «малый бизнес». Узнаем, что это такое и в чём его отличия от крупного, какие преимущества и недостатки.

1. Что такое малый бизнес простыми словами

К малому бизнесу относятся небольшие предпринимательские компании, численность штата которых насчитывает не более 100 человек.

Такие организации характеризуются несколькими отличительными особенностями:

  1. Небольшая территория. Здесь уделяется внимание как площадям, занимаемыми офисными помещениями, так и областям, которые обслуживает компания.
  2. Ограничение списка деятельности. Малый бизнес можно определить по принципу небольшого разнообразия в видах предоставляемых товаров или услуг.
  3. Уменьшение набора проверок. Небольшим организациям предоставляются своеобразные «каникулы» со стороны контролирующих органов. А когда время надзора подходит, то эта процедура не длится более 50-ти часов в год.
  4. Отсутствие необходимости в подтверждении статуса посредством специальных инструментов. Здесь все основывается на четко определенных критериях.

Если с первыми тремя пунктами все понятно, то последний стоит рассмотреть более внимательно.

2. Критерии, характеризующие малые компании

1. Ограничение организационно-правовых форм предприятий

Законодательство строго ограничивает организационно-правовые формы, регистрация в которых позволяет претендовать на «звание» малой формы бизнеса:

  • Хозяйственное общество;
  • Хозяйственное партнерство;
  • Производственный кооператив;
  • Потребительский кооператив;
  • Крестьянское (фермерское) хозяйство;
  • Индивидуальный предприниматель.

Сюда нельзя включать унитарные предприятия, концерны и холдинги, группы финансово-промышленного сектора, религиозные и общественные объединения.

2. Численность сотрудников предприятий

Среднесписочный расчёт количества работающих в компании основывается на данных предшествующего календарного года. Оно может быть совсем небольшим. Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства можно принимать во внимание лишь при соответствии остальных критериев.

3. Нормированная доходность

Расчет учитывает, как в предыдущем случае, совокупность доходов компании, полученных в предыдущем календарном году. Суммироваться финансовые поступления должны с учетом действующего налогового законодательства. Итоговое значение будет использовано для налоговых исчислений. Для возможности отнесения предприятия к сфере малого бизнеса, последняя цифра не должна превышать 800 млн рублей.

Индивидуальные предприниматели, не привлекавшие в отчётном периоде работников, для осуществления совей деятельности, будут классифицироваться только на основании размера доходов.

3. Преимущества и недостатки малого бизнеса

Любая форма организации бизнеса имеет свои положительные и отрицательные стороны. Необходимо упомянуть о них и с точки зрения малой компании.

3.1. Плюсы

1. Государственная поддержка малых компаний является, безусловно, важнейшим преимуществом, относительно прочих субъектов хозяйственной деятельности — это хорошо заметно в части льгот на налогообложение и упрощении правил при ведении бизнеса.

2. Такие факторы, как сравнительно маленькое число работников и достаточно высокий уровень автоматизации производств, позволяют использовать современные методы процесса управления сотрудниками.

3. Малая форма бизнеса, что логично, обладает свойствами мобильности и легкой приспосабливаемости к резким изменениям на рынке. Затраты на реорганизацию подобных компаний будут куда менее заметны для имеющегося собственного бюджета.

4. Упрощенная система документооборота и прозрачность структуры предприятий малого бизнеса позволяют в оперативном порядке реализовывать решения руководства. Здесь нет такой бюрократической задержки и постоянных длительных «совещаний», как в более крупных формах бизнеса.

5. Есть своя отдельная глава Трудового кодекса РФ, регулирующая вопросы охраны труда на малых предприятиях. Более просто предусмотреть наличие вредных и опасных факторов.

6. Отдельные категории организаций малого бизнеса имеют упрощенный кадровый документооборот. Также они освобождаются от обязанностей по разработке и принятию внутренних документов по трудовому распорядку, каких-либо положений о заработной плате и премированию, сменных графиков.

3.2. Минусы

1. Львиная доля организаций малого бизнеса встречается в пределах крупных населенных пунктов, что также понятно. Больше потребителей – больше доход. Одинаковые производственные компании могут приносить высокую прибыль в центральных районах, а, наоборот, в периферийных – могут стать убыточными.

2. Часто предприятия малых форм собственности отличаются слабой технической оснащенностью, которая делает их зависимыми от более крупных профильных организаций. Это происходит из-за желания руководства получить быстрый доход как можно менее затратным способом.

3. Малым компаниям достаточно сложно увеличить масштабы производственных мощностей, а также расширить ассортимент предлагаемой уникальной продукции. Этому способствует нехватка средств для установки более современных установок, технологических линий. Отсюда и показатель деятельности субъектов малого бизнеса может быть существенно ниже субъектов среднего и, тем более, крупного предпринимательства. И, как следствие, снижение доверия к ним от практически любой кредитной организации.

4. Непродуманные управленческие методы и низкая квалификация руководящего состава отнюдь не способствуют повышению итогов эффективной деятельности малых компаний.

5. По данным официальной статистической отчетности, 90% предприятий малого бизнеса испытывают проблемы с выживаемостью уже в первый год своего существования. И решается она далеко не всеми. Поэтому традиционными в этой сфере являются очень высокие уровни финансовых рисков.

4. Виды предприятий малого бизнеса

В этой части классификации компаний рассматриваемой предпринимательской сферы разобраться большого труда не составит. Можно выделить два вида малых предприятий:

1 Организации, специализацией которых является промежуточная сборка или изготовление отдельных составляющих, полуфабрикатов, узлов.

В это случае все просто – они сбывают свою продукцию, как правило, тем потребителям, с которыми оформили договорные отношения. Если подобные компании не выпускают уникальные детали, то они уязвимы для жесткого влияния крупного заказчика, который имеет довольно широкий спектр из множества конкурирующих между собой субъектов малого бизнеса.

2 Организации, ориентация которых лежит в сфере выпуска готовой продукции. Эта группа включает в себя большинство предприятий малого бизнеса, которые строят свои доходы в сферах информационно-технических, строительных, а также производстве одежды, продуктов питания и тому подобных. Подобные компании находятся в меньшей зависимости от крупного производителя. Конкуренцию среди таких производств обуславливает наличие высококачественной и уникальной продукции.

Остальные возможные виды классификаций практической стороны не имеют и серьезно их рассматривать нет необходимости.

5. Структура предприятия малого бизнеса

В системах управления малыми организациями все элементы должны соответствовать современным требованиям эффективности, гибкости и простоты. Они должны выполнять задачу по обеспечению выживания этого бизнеса в среде с высокой конкуренцией.

Организационная структура должна предусматривать системы механизмов, связанных между собой и ведущих к обозначенной цели. Этому способствует эффективное использование ресурсов.

При создании предприятия малого бизнеса, учредителям необходимо понимать его структуру и схематичное распределение полномочий между руководящим составом. Чем эта структура более понятна, тем более эффективным будет функционирование отдельных звеньев и элементов.

На стадии разработки организационной структуры, полезно будет продумать следующие основополагающие факторы:

  • Ключевые подразделения компании;
  • Их взаимодействие между собой;
  • Количественные и качественный состав каждого звена;
  • Уровни подчинения элементов между собой.

Когда инвесторы изучают эти вопросы, целесообразным будет графическое представление данных, подвергаемых анализу – различные схемы, таблицы. Организовать малый бизнес будет настолько проще и эффективнее, насколько более логичны для производственного процесса окажутся связи между отдельными блоками, звеньями, элементами.

Для достижения подобного эффекта, от представителей руководства может потребоваться уникальный взгляд и оригинальность мышления. И желательно все это обосновывать наглядными современными примерами.

6. Этапы создания малого бизнеса

Для того, чтобы предприятие малого бизнеса начало функционировать, обязательно последовательное прохождение определенных этапов его становления.

В большинстве случаев, началом служит элементарная оценка собственных возможностей, их сопоставление с текущей экономической ситуацией в стране, разделение предполагаемых итогов на плюсы и минусы.

После этого необходимо хорошо проработать предпринимательские идеи – отодвинуть в сторону изначально бесполезные и недостижимые, хотя бы для текущего положения финансовых дел. Этот этап подразумевает получение адекватной оценки рынка, на котором планируется занять нишу, реализовывая какие-то бизнес-идеи.

Дальнейшие шаги по созданию предприятия малого бизнеса можно структурно изобразить в виде списка:

  • Установка реальных целей;
  • Обеспечение необходимыми ресурсами;
  • Определение организационно-правовой формы;
  • Определение состава учредителей;
  • Прохождение государственной регистрации малого бизнеса.

Можно с уверенностью сказать, что эффективность и благополучие любой компании малого бизнеса зависит от многих сторонних факторов. Однако, если руководящий состав придерживается определенных базовых шагов, то можно добиться максимальных результатов при минимальных затратах на ресурсы.

Для малого бизнеса, важнейшим фактором является наличие сотрудников и заранее обговоренный план развития. Следование ему и наблюдение за эффективной работой персонала позволит достигнуть выигрышных позиций в конкурентной борьбе.

Смотрите также видео «C чего начать свой бизнес? Как начать малый бизнес с нуля?»:

Источник

Читайте также:  Что значит планеты под горизонтом
Оцените статью