Маке что это значит у казахов

Депутат об обращениях «Баке» и «Маке»: У нас в парламенте все так друг друга называют

Казахское традиционное и уважительное обращение Баке, Маке и Саке теперь запрещено в правительстве.

Точнее, использовать подобное обращение можно, но не на заседаниях. Напомним, на днях председатель мажилиса Парламента Казахстана Нурлан Нигматулин сделал замечание главе экономики и бюджетного планирования и попросил прекратить обращаться к депутатам — Маке, Баке, оставив их для застолий.

Корреспонденты Total.kz спросили у самих депутатов: готовы ли они отказаться от теплого и уже привычного обращения и как часто сами используют казахскую привычку?

Наши деды так называли друг друга. Я считаю, что это нормальное обращение. В сокращенном варианте нет ничего такого оскорбительного и обидного. Это показывает уважительное отношение к человеку. Нам так проще находить контакт. У нас ведь даже водка есть «Саке» и «Баке». Меня вот называли Турсике. Все друг друга в коридорах Парламента так называют. И я в том числе, никто друг друга не называет по фамилии.

Это наше традиционное обращение, которое можно использовать в неформальной обстановке. На официальных мероприятиях нужно и обращаться официально – по имени-отчеству, можно говорить «господин депутат» или «господин посол» в зависимости от ситуации. Я использую обращения Маке, Саке в обиходе, в неформальной обстановке, когда хочу показать уважение к собеседнику. А официально я всегда называю людей по имени-отчеству, даже когда люди моложе меня.

Читайте также:  Вещи бренны что значит

Обращениям Баке, Маке, думаю, в русском языке соответствуют обращения просто по отчеству. В бытовом языке мы говорим, например, Владимирович и Васильевич. Это тоже уважительная форма, но официальной она все-таки не соответствует. Поэтому я согласен, что в стенах Парламента нужно называть друг друга по имени-отчеству.

Парламент – это высший законодательный орган, поэтому обращения должны носить официальный характер. В русском и казахском языке есть официальная норма – имя-отчество. Маке, Баке — так могут говорить в беседе близкие друзья. Я тоже иногда так обращаюсь, но сейчас речь идет о высшем законодательном органе, и там нужно придерживаться этикета. К тому же подобные обращения отдают запанибратством. Я нашел документы своего деда, на фотографии 1934 года было написано «Перуаш Каримулы». Поэтому утверждать, что у казахов не было обращения по имени-отчеству, неправильно.

Это древняя казахстанская традиция, и я считаю, что это пример для многих народов, у которых нет такого обращения друг к другу. Но все же подобное обращение уместно только в неформальной обстановке. Конечно, бывает, я тоже так обращаюсь к людям, но на заседании Парламента, тем более когда министр на трибуне… Ведь это была протокольная встреча. И здесь было бы уместнее обращаться к любому человеку по имени- отчеству. Тем более что к самому министру обратились соответствующе. Я не говорю, что господин Досаев повел себя оскорбительно или невоспитанно, он один из опытнейших чиновников. Скорее всего, просто хотел сэкономить время.

Если разговаривать с коллегой, которого я знаю 25 лет, то почему бы и не обращаться таким образом. Но если идет заседание мажилиса, тогда совсем другой вопрос. Как сказал наш спикер, лучше обращаться официально. Это же наша национальная традиция, поэтому где попало и как попало не надо ее употреблять.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Баке, Маке или за державу обидно

Тема голодомора и нового дизайна тенге на ушедшей неделе можно сказать, стали лейтмотивом казахоязычной прессы. Возможно, борцов за восстановление исторической справедливости вдохновили депутаты Украины, где накануне вспоминали голод 30-х годов прошлого столетия. В 2006 году Верховная Рада признала Голодомор как геноцид украинского народа, а также вечный поиск во всем ущемления национальных интересов.

Неожиданно тема голодомора вновь обрела актуальность на страницах казахских СМИ, вроде день политических репрессий и памяти жертв голодомора отмечается в последний день мая, до которого еще далеко. Хотя такое понятие как инфоповод, как правило, для казахской прессы не имеет особого значения, тем более в ней есть «вечные темы», которые никак не привязаны ни к событиям, ни к злобе дня. И тема голодомора относится к разряду таких.

Вдруг обидятся и дружить перестанут?

Например, на сайте радио Азаттык появилось интервью историка Досалы Салкынбека, в котором он заявляет, что политическую оценку тем дням, власть не дает, потому что оглядывается на Россию и «боится ее обидеть».

— Обидно то, что, несмотря на такое количество погибших от голода людей, наше правительство до сих пор хранит молчание. Также правительством не проводится никаких мероприятий. Единственное, два года назад в Астане был открыт памятник жертвам Голода. У этого дела есть своя большая политическая подоплека: как бы не обидеть своего стратегического соседа – Россию. Если мы на самом деле голод объявим геноцидом, совершенным против казахского народа, должен быть ответчик за геноцид. Ответчик – Советский Союз того периода. Россия назвала себя правопреемником Советского Союза, наследующим все его имущество за рубежом. В таком случае единственным ответчиком за геноцид, который прошелся по казахским степям в 1930-е годы, должна стать Россия. Из-за боязни прервать или испортить отношения с Россией, мы не можем переступить через свою психологию, не решаемся сказать об этом, — говорит историк, отвечая на вопрос журналиста о причинах, почему так происходит.

По мнению Досалы Салкынбека, на политическую оценку голодомора, нынешние власти Казахстана решатся не скоро.

— Не думаю, что политическая оценка будет дана в ближайшее время. Потому что, когда Украина подняла этот вопрос в Европарламенте, между ней и Россией какое-то время была размолвка. Но Россия – наш большой сосед. Казахстан не пойдет ни на какие действия, которые могут привести к охлаждению отношений с большим соседом, — считает он.

За тенге обидно, слушай!

«Национальная валюта – честь нации» так называется небольшая заметка, вышедшая в газете «Халық сөзі», посвященная дизайну новой 20-тысячной купюры тенге. Ее автор, некто Ж. Аким остался доволен лицевой стороной банкноты, но обратная, его видимо, сильно расстроила.

Птица, это наверное, голубь, как Казахстан, который избавился от тягостных уз, и устремился в открытый мир. Но, когда увидел изображение девушки нетитульной национальности на обратной стороне нового тенге, немного растерялся. Может, это любимая женщина бывшего главы Нацбанка Григория Марченко, ведь дизайн купюры разрабатывался еще при нем? А может, это намек, на то, что славянская женщина, это Россия, которая хочет держать нас всегда под контролем? – задается вопросами автор, по-своему интерпретируя творчество разработчиков нацвалюты, которая скоро войдет в оборот.

В свою очередь автор делится своим видением дизайна купюры.

Неужели было бы лишним изображение казахской ана (матери-авт.), которая в белом платке выпускает из рук голубя? Тенге – это доказательство нашей независимости. Но нужна ли нам такая купюра, которая извращает историю и оказывает отрицательное влияние на сознание потомков? – снова вопрошает автор статьи.

Похоже, его больше волнуют картинки на 20-тысячной тенге, нежели вопрос, «а собственно зачем нужно было выпускать купюру таким большим номиналом, не следствие ли это инфляции». Но, к сожалению, в казахской прессе практически нет аналитических материалов не только на финансовые или экономические темы, но даже на общественно-политическую тематику.

Космонавты тоже люди

На портале maidan.kz неожиданно всплыл первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров, сошедший с политической орбиты несколько лет назад и оказавшийся в «открытом космосе». В небольшом интервью журналиста Назиры Байырбек, он рассказывает о страхах космонавтов и об автомобиле, который сделан собственными руками.

До полета в космос, я ведь был летчиком–испытателем. Перед каждым испытанием, ты не знаешь, вернешься обратно или нет каждый раз прощаешься с семьей. А полет в космос, это еще более тяжелое испытание. Конечно, бояться нельзя, а если боишься, лучше не лететь. В первый раз, до того, как я сел в ракету, ничего особого не почувствовал. Но когда уже закрыли люк, я понял, назад пути нет, и появилось волнение. Действительно, возникает чувство растерянности. В эти моменты, могло повыситься давление, участится сердцебиение, ведь испытываешь разные чувства. Но, когда дали команду «старт», я собрался. А наблюдатели, оказывается, замеряли мое давление в этот момент, давление было 120 на 70, а сердцебиение 68 ударов в минуту. И они удивились, «это не человек, а машина», были и такие высказывания, оказывается, — делится космонавт вполне человеческими впечатлениями.

Далее Токтар Аубакиров рассказывает о своих увлечениях.

Дома все делаю сам, даже электрика и сантехника ни разу не вызывал. Все у меня работает как часы, кто-то не любит этим заниматься, а я сам все проектирую и делаю своими руками. У меня есть моторные сани, их электроника вообще особенная. У меня даже есть автомобиль, собранный лично самим. В нем есть все: место, где можно помыться, кухня, спальня. В ней можно установить любую температуру, какую пожелаешь. Стены и полы теплые. Наверное, на международных выставках, машина эта получила бы призы. Она как гостиница, я выезжаю на ней, когда с друзьями ездим на охоту. И я бы ее ни за какие деньги не продал бы, она мне очень дорога, ведь каждый болт в ней прикручен лично мной, — говорит космонавт, которого в народе прозвали настоящим казахским батыром.

В интервью также говорится о мечтах космонавта, о чувствах человека, который видит землю из космоса, но ни слова про нынешнюю жизнь Аубакирова, чем он занимается, участвует ли как-то в общественно-политической жизни страны, после того, как покинул некогда оппозиционную партию ОСДП.

Какой я тебе Баке?!

Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, который запретил обращаться к депутатам баке, маке, должен попросить прощения у казахского народа, заявил в своей статье «Ужасная новость от Н. Нигматулина» писатель Мырзан Кенжебай, которая вышла на портале Ult.kz.

Напомним, недавно депутаты потребовали «отставить фамильярность» и не обращаться к ним баке и маке.
У меня просьба к вам: комплиментарность в нашем национальном стиле оставьте для застолий — маке, баке, — сказал Нигматулин, обращаясь к министру экономики и бюджетного планирования Ерболату Досаеву, который отвечал в Мажилисе Парламента на вопросы депутатов. При этом спикер нижней палаты парламента попросил министра обращаться к парламентариям по имени и отчеству.

Это казахский парламент, и Нигматулин не имеет никакого права запрещать общаться в национальных традициях! Это можно расценивать как унижение. Приведу только один пример, в Узбекистане, где в погранучилище учился один мой родственник, рассказывал, что генерал-лейтенант, глава учебного заведения назвал офицеров сардарами на узбекском. А наши полицейские до сих пор отдают команды на русском, — возмущается автор статьи.

По его словам, на эти темы казахское сообщество журналистов и писателей постоянно пишет, но никто не обращает на них внимания.

Оказывается, вот она, где собака зарыта. Все дело в том, что у нас во власти сидят одни космополиты, нигилисты, полиглоты, европеизированные и обрусевшие. Теперь стало понятно, что они против того, чтобы казахи стали истинными хозяевами этой земли. Но уже поздно, сегодня во власти сидят те, кто не избавился от влияния царской России, коммунистической России, и проводят ее политику, — делает вывод господин Кенжебай. – Мы тут переживаем, что за 22 года независимости не смогли вернуть язык, национальные традиции, а Нигматулин, который не имеет познаний ни в казахской литературе, ни в науке, стал в один предводителем народных избранников и запрещает общаться в национальных традициях, где Маке, Саке это уважительная форма обращения.

Писатель также возмущен, что никто из депутатов не смог возразить спикеру.

Это форменное унижение, и никто из казахов не сказал ни слова в ответ. Кто же вас туда пустил в парламент? Конечно, от депутатов-русских нечего было и ожидать, что они что-то скажут. Им этого и надо. Им это нравится, чтобы друг друга все называли на русский лад Дария Кояновна, Нурлжалтак Базарбаевич, Оралман Кайыршиевич и так далее. И вообще, весь корень зла в том, что парламент изначально назвали парламентом от французского слова парле-говорить. А сенатом называли в древнем Риме руководство страны. Могли ведь парламент назвать по-казахски? Ведь есть же Рада, Кенеш, Кнессет, Дума…Все это от того, наверное, что в этих странах президенты свои доклады, Послания делают только на своих родных языках. Мы все говорим про то, чтобы перевести делопроизводство на казахский язык, а господин Нигматулин запре щает казахам обращаться к друг другу в национальных традициях. Он не имеет на это никакого права! Не имеет права возглавлять и парламент. А если никто не может ему в парламенте этого сказать, то пришло время поставить вопрос ребром, что же за депутаты такие у нас?! Наверное, нет в мире другой страны назвавшей себя на русский лад «Казахстаном». Мы тут все говорим, «проснись, казах», но оказывается, у нас полно тех, кто все время отправляет нас в глубокую спячку, — завершает автор удивительными «открытиями» свой материал.

Источник

Выучить казахский язык. Часть 19

На Ratel.kz — автор самоучителя «Ситуативный казахский» с собственной методикой изучения государственного языка

В русском языке, в молодости я где-то прочел и даже пару раз пользовался, есть приемчик — если вы забыли, как зовут человека по имени-отчеству, произнесите скороговоркой «Уважаемый Семидесят Восьмидесятыч». Я пробовал — проходит, но очень рискованно.

А вот уважительное сокращение имен до Маке, Баке — это, я считаю, неоспоримое культурное достижение и прекрасный лайфхак казахского языка. Человека могут звать Базарбек Байбөлекович, Базаркелді Гамлетович или Базарқұл Жолдықожаевич, и вы можете забыть его точное имя и отчество, но достаточно знать первый слог его имени, и вы сможете к нему почтительно обратиться Баке (Бәке, если точнее), и это будет правильно воспринято.

Но как всегда и везде, все не так просто, есть подводные камни, есть исключения из правил. И, как всегда (филология ғылымының докторлары по-прежнему только щеки надувают), нет сколь-нибудь внятных объяснений. Для изучающих казахский язык и культуру людей все также представляет трудность найти какие-нибудь сведения, по каким же правилам образуются подобные уважительно-приятельские сокращения и по отношению к кому их можно применять. Конечно, есть спасительное аға или көке, но они как раз-то и имеют родственно-подобострастную коннотацию и просто так не могут быть использованы.

Обращение Маке, Баке к солидным, взрослым и даже малознакомым персонажам вполне допустимо, в нем нет фамильярности или панибратства, поэтому, зная первый слог имени или даже просто первую букву, можно смело обращаться к людям: Маке, Саке, Абеке, Жаке, Таке, Даке и т.д.

Здесь есть место импровизациям и собственным предпочтениям, потому что Ахмеда вы можете называть Аха или Ахан или Ақа, Тоқтасына — Тоқа или Төке, Аманжола — Аужеке или Абеке и так далее. Или же наоборот: и Руслана, и Раушанбека, и Рысбая — всех называть просто Реке.

Кстати, это правило применимо не только к казахским именам. Так, например, СТАЛИНА когда-то казахи называли Ыстекен, а сейчас Андреи превращаются в Андеке, а Алексеи, Александры и даже Олеги — в Алеке.

Меня, например, зовут Қанат, и для большинства я — Қанеке, однако попадаются и обращения Каке, или Қақа. Все допустимо, хотя лично я предпочитаю Канеке, так мне кажется благозвучней, что ли. Да, чуть не забыл, для русскоязычных я в основном КанИке. Почему? Бог весть.

Однако я вот о чем. Мне хотелось бы предостеречь читателей от фатальных ошибок, как то: если человека зовут Аманжол, Амантай или Амир, в общем, так, что первый слог его имени начинается на «ам»: не называйте его Амеке. Нужно заменить Ам на Ау, Аж или Ай — Аужеке, Ажеке или Айеке, или, например, на Абеке или даже на Аха, Ақа — словно для Ахмета, Ахметуллы или Ахметбека. Но только не Амеке.

Если первый слог Те: Телжан, Темирхан или Тельман, не стоит говорить Теке, лучше заменить Е на А и называть Тәке. Есть обращение ТҮКӨ. Главное, что подходит по первой букве.

Если имя человека начинается на Ес: Есенберген, Есен, Есенғали или Есмахан, не называйте его Есеке. Не надо. Опустите первое Е и начинайте с С, как для Серика, это допускается. Сәке — и все нормально. Можно еще Есаға или Есақа, но если ровесник, то Есаға не пойдет, тогда можно Еске. То же самое с именами, начинающимися на Еш (Ешмурат, Ешполат, Ешмағамбет), — можно просто ШӘКЕ.

Почему нельзя говорить Амеке, Теке, Есеке или Ешеке, я объяснять не буду, пусть это будет домашним заданием для моих читателей.

Источник

Оцените статью