- Любознательность — это что такое? Развитие любознательности у детей
- Что такое любознательность
- Преимущества
- Недостатки
- Взаимосвязь любознательности с другими качествами
- Несколько советов для развития любознательности
- Примеры любознательности
- Особенности любознательности детского возраста: советы родителям
- Проблемы развития любознательности
- Высказывания о любознательности
- ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
- Смотреть что такое «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
- Любопытство и Любознательность: Что Это Такое И В Чем Отличие
- ⚡️Любопытство — качество, присущее не только людям, но и животным
- ⚡️Любознательность вызывает уважение и даже восхищение
- ⚡️И все же, как понять, любознательность это или любопытство?
- ❓Как развить в себе любознательность:
- ❗️ Любознательность и любопытство — две разные грани естественного интереса человека к окружающему миру
- Обязательно скачайте:
Любознательность — это что такое? Развитие любознательности у детей
Любознательность лежит в основе всех идей, изобретений и креативных действий. Она создаёт изобретателей, инноваторов, перооткрывателей, творцов, мастеров. Результат любознательности может стать ценным как для самого человека, так и для его окружения.
Что такое любознательность
Любознательность — это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления.
Преимущества
Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов.
Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты.
Любознательность «создаёт» лучших учащихся.
Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее.
Недостатки
Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.
Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).
Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность — это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.
Взаимосвязь любознательности с другими качествами
Чем больше знаний получает человек, тем сильнее его любознательность. Воспитатели, преподаватели основывают учебный процесс также на факте о том, что развитие любознательности детей и обучение взаимосвязаны.
Благодаря наблюдательности, способности замечать детали, легко возникает интерес и активируется размышление. Любознательность и наблюдательность находятся в прямой зависимости друг от друга.
Любознательный человек хорошо информирован. Благодаря получению новостей о людях, стране и мире развивается целостное восприятие.
С повышением профессиональной квалификации стимулируется любознательность, без неё нет профессионального успеха.
Несколько советов для развития любознательности
1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.
2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.
3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.
4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.
5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.
6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.
Примеры любознательности
Вечные вопросы вроде «а что там внутри?» мы задаём ещё с детства. И если человек расщепил атом, изобрёл электричество и многое другое, то только благодаря своему любопытству!
Альберт Эйнштейн одним из главных условий успеха считал умение задавать вопросы. Любопытство, самокритика, упорная выносливость, по его словам, привели его к поразительным идеям.
История науки изобилует примерами любознательности, результатом которых был головокружительный успех. Известны также случаи, когда исследователю удавалось подойти совсем близко к открытию, но лавры первооткрывателя доставались другим! К примеру, знаменитый Майкл Фарадей в процессе электролиза мог бы открыть элементарный электрический заряд, но, видимо, был слишком сосредоточен на процессе электролиза.
Любознательность способствовала появлению теории Чарльза Дарвина. Благодаря упорству исследователя он смог состояться как революционер науки.
Пётр I в высшей мере был наделён любознательностью, о чём красноречиво говорит история. Массовые реформы и преобразования в государстве являются тому подтверждением.
Для Леонардо да Винчи любознательность стала одним из семи качеств, способствовавших развитию его гения, и, как он считал, может помочь стать гением любому человеку. По словам Леонардо, он никогда не был удовлетворён лишь одним ответом «да».
Особенности любознательности детского возраста: советы родителям
1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития.
2. Разрешайте малышу получать опыт. Исследовательская деятельность малыша с вашим участием может быть переведена в то русло, где её результат будет устраивать и родителя, и ребёнка: вместо испытания игрушек на прочность — лепка фигурок из глины, пластилина, теста; вместо разбрасывания песка — просеивание его сквозь сито; вместо рисования на обоях — растворение в воде пищевых красителей, и так далее.
Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде.
Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс.
3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, игровая площадка, музей, зоопарк, магазин, улица — любое место может стать познавательным пространством. Хорошо посещать выставки и концерты, спектакли, приглашать гостей. Задавайте ребёнку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересное для него.
4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, «быть взрослым», играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: «что было бы, если. «, «как жили бы герои?»
Телевизор — враг активного познания мира, даже самая изысканная передача включает пассивное ожидание. Ребёнок понимает, что любые вопросы решатся без его участия. Исключением может стать совместный просмотр познавательной передачи.
5. Включайте обучение в повседневность. Знакомьте ребёнка с числами, задавайте простые вопросы: «одна конфета или две?», «красный или синий?», «на что похоже?», «на какую букву?», и так далее. Задача такого общения — в пробуждении интереса, что сделает процесс обучения простым.
6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе.
7. Представьте обучение в виде игры. Критика, высмеивание, наказание за неудачи, принуждение против воли — всё это заставит ребёнка думать, что обучение — очень сложное дело, может вызвать замкнутость и опасение по отношению к учёбе.
8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь.
9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.
Проблемы развития любознательности
В современном обществе развитие любознательности обусловлено противоречиями между:
- необходимостью развития этого качества в дошкольном возрасте и принятой практикой, не всегда способствующей развитию любознательности;
- потребностью в теоретическом анализе проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточной изученностью её в психологических исследованиях;
- возможностью развития детской любознательности в дошкольных образовательных учреждениях и отсутствием программных ориентиров для педагогического процесса.
Специалисты указывают на перечень возможных препятствий, сдерживающих проявление любознательного поведения человека, которое основывается на поиске, усвоении и преобразовании информации.
К ним относятся так называемые операциональные трудности: недостаточность познавательной сферы и способности к анализу и обобщению информации, ограниченность навыков рассудительности и познавательных привычек.
Из эмоциональных трудностей в качестве примера можно привести завышенную самокритичность, не обеспечивающую психологической стабильности, базовой основы для самовыражения.
Любознательность следует рассматривать как самостоятельную активность: поиск информации, полноценное самовыражение и взаимодействие с окружением — вот те компоненты, на основе которых будут развиваться положительные стороны характера.
Формирование познавательного интереса зависит от внешних причин и индивидуальных особенностей личности, задача отследить которые возлагается на воспитателей. Многое зависит от окружения человека: понимание, стимулирование, поддержка, общение и взаимообмен имеют большое значение в становлении личности и воспитании любознательности.
Высказывания о любознательности
Любознательность — это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.
Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.
По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.
Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.
«Любопытство — двигатель прогресса!» — высказывание Андрея Белянина.
По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность — это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть «жаждой познаний».
Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.
Источник
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009
Смотреть что такое «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
любознательность — любознательность … Орфографический словарь-справочник
любознательность — дотошность, любопытность, пытливость Словарь русских синонимов. любознательность см. пытливость Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
любознательность — ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, любопытство, пытливость ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, любопытный, пытливый ЛЮБОЗНАТЕЛЬНО, пытливо … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, любознательности, мн. нет, жен. (книжн.). Стремление к приобретению всё новых знаний. Он с детства отличался любознательностью. || Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. С… … Толковый словарь Ушакова
любознательность — ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Л. ученик. Л. ум. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
любознательность — • безграничная любознательность • неистощимая любознательность • ненасытная любознательность • необыкновенная любознательность • неукротимая любознательность • огромная любознательность • поразительная любознательность … Словарь русской идиоматики
Любознательность — интеллектуально нравственное качество личности, выражающееся как общая недифференцированная направленность на познание, приобретение новых знаний, на поиск ответов на возникающие вопросы. Любознательность основана на врожденном исследовательском… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Любознательность — ж. отвлеч. сущ. по прил. любознательный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
любознательность — любознательность, любознательности, любознательности, любознательностей, любознательности, любознательностям, любознательность, любознательности, любознательностью, любознательностями, любознательности, любознательностях (Источник: «Полная… … Формы слов
любознательность — любозн ательность, и … Русский орфографический словарь
Источник
Любопытство и Любознательность: Что Это Такое И В Чем Отличие
Привет, на связи Игорь Зуевич ✋ Недавно мы уже говорили с вами о том, как любознательность помогает нам узнавать новое, развиваться, становиться лучше и создавать успешный бизнес. А ведь есть два понятия: любознательность и любопытство. Так что же это такое, и чем они отличаются друг от друга?
⚡️Мы с детства проявляем интерес к окружающему миру, к получению новых знаний, к людям и их жизни. Любознательность для большинства ассоциируется с чем-то позитивным, с познанием, с самосовершенствованием, с обучением. А любопытных никто не любит. Ведь они вечно суют свой нос в чужую жизнь без всякой видимой причины.
⚡️Любопытство — качество, присущее не только людям, но и животным
Это — желание всегда знать все обо всех и обо всем, даже если от этого наша жизнь никак не изменится. И если любопытные животные вызывают смех и умиление, то любопытных людей стараются избегать.
⚡️Еще бы, представьте, что кто-то слишком любопытный постоянно спрашивает вас о том, что его никак не касается:
✔️Почему у тебя нет детей?
✔️Когда ты, наконец, выйдешь замуж (женишься)?
✔️Какая у тебя зарплата?
⚡️Конечно, такой интерес не может не раздражать! Тем более, что полученная информация никак не сможет изменить жизнь любопытного в лучшую сторону.
⚡️Говорят, что у любопытных родителей, дети тоже любопытны. Но это не наследственность, а привычка, которая вырабатывается в результате наблюдений за поведением матери и отца. Поэтому стоит прививать детям только хорошие привычки с самого раннего возраста. И личный пример здесь очень важен.
⚡️Если родители интересуются искусством, путешествиями, новыми технологиями, спортом, и массой других важных и полезных вещей, то дети обязательно последуют их примеру. А когда мама подсматривает в глазок за соседями, то и сын или дочь, с большой вероятностью, вырастут такими же любопытными.
⚡️Порой, одни и те же вопросы могут в разных ситуациях быть уместными или нет. Например, когда о вашем весе или объеме талии спрашивает врач, то это — необходимая информация. А если спрашивают знакомые — праздное любопытство.
⚡️Что касается любознательности, то здесь не может быть никаких сомнений: это всегда — стремление учиться, узнавать новое. Это некий внутренний стимул к расширению своего кругозора, к тому, чтобы меняться самому и менять окружающий мир.
⚡️Любознательность вызывает уважение и даже восхищение
Ведь она заставляет людей по крупицам находить важную информацию, читая книги, статьи, и просматривая видео в интернете. Любознательные люди ходят в театры и музеи, много путешествуют, пробуют себя в различных видах спорта, учатся играть на музыкальных инструментах или лепить вазы из глины.
⚡️Список можно продолжать бесконечно, ведь наш мир огромен, и для его познания не хватит всей жизни. Но все, что мы узнаем, благодаря своей любознательности, помогает нам в построении карьеры, в бизнесе и в отношениях.
⚡️Даже само слово «любознательность» напоминает нам о том, что это — любовь к знаниям. Любознательный человек не просто хочет что-то узнать, но и всегда четко представляет, для чего это ему нужно.
⚡️Это не всегда те знания, которые можно использовать для работы или бизнеса. Возможно, человек просто хочет научиться чему-то новому, чтобы проводить время с пользой, а не за просмотром сериалов или аккаунтов друзей в социальных сетях.
⚡️В то время, как любопытство — это неконтролируемое желание знать все обо всех, которое не имеет никакой конкретной цели. Как нам может помочь в жизни знание о том, что соседи ругаются, а сын друзей потерял работу? Конечно же, никак! Именно поэтому, любопытство может иметь негативный оттенок.
⚡️Как правило, суют свой нос в чужие дела те, у кого в собственной жизни ничего интересного и важного не происходит. Любопытство не несет в себе созидания, а скорее, наоборот, разрушает. В первую очередь, разрушает отношения любопытных людей с окружающими.
⚡️Нередко любопытные люди не только подсматривают, подслушивают и задают вопросы, но и распространяют сплетни и плетут интриги, вмешиваются в чужую жизнь и портят другим людям карьеру и отношения. Как видите, ни к чему хорошему любопытство не приводит.
⚡️А ведь любопытство — природный инстинкт, заложенный в каждого из нас с рождения. И если научиться его контролировать и вовремя себя останавливать, то даже самый любопытный человек сможет сместить фокус интереса с других людей на познание окружающего мира.
⚡️Вам ничем не помогут знания о доходах приятеля. А если вы будете работать над собственным проектом, то сможете повысить свою прибыль. Гораздо важнее заниматься созиданием собственной жизни, чем разрушением чужой.
⚡️Любознательность же, всегда — созидание. У любознательных людей активная жизненная позиция. Даже в выходные дни они предпочитают не просто отсыпаться или выпивать в баре. Такие люди выбирают заниматься своим хобби, совершают прогулки на свежем воздухе, общаются с единомышленниками, посещают курсы и тренинги.
⚡️В наше время весьма распространено мнение, что интернет и социальные сети — зло, что это затягивает и заставляет тратить многие часы драгоценного времени впустую.
⚡️Да, любопытные действительно тратят время, читая слухи, сплетни, просматривая фото знаменитостей и своих друзей просто так. Но любознательные находят здесь полезную для себя информацию, учатся, ищут мотивацию. Для них интернет — отличный инструмент, который помогает им в самосовершенствовании, в развитии бизнеса, отношений и получения новых знаний.
⚡️Если любопытство заложено в нас природой, то любознательность можно в себе развивать. Маленькие дети скорее любопытны, но по мере взросления у них появляется любознательность. И очень важно развивать в детях стремление к получению новых знаний. Тогда, став взрослыми, такие люди будут проявлять активный интерес ко всему новому.
⚡️И все же, как понять, любознательность это или любопытство?
Просто задайте себе вопрос: «Для чего мне нужно это знать, и так ли уж важно?»
Если вы четко представляете, как ответ на ваш вопрос изменит вашу жизнь, бизнес, отношения, то это — любознательность. Если же вы не понимаете, для чего вам такие знания, то это — любопытство.
⚡️Но и любопытство может принести пользу, ведь оно дано с рождения, а уже с возрастом можно, если двигаться в нужном направлении, развить на его основе любознательности.
❓Как развить в себе любознательность:
✔️учиться наблюдать. Начать можно с самого простого: наблюдайте за природой. Это не потребует от вас никаких усилий, но поможет сделать множество интересных открытий и находок;
✔️стремиться узнавать новое. Начать можно с того, что вам интересно. Потом процесс познания обязательно вас захватит, и вы откроете для себя новые интересы, о которых пока даже не подозреваете;
✔️выбирайте то дело, которое приносит удовольствие. Конечно, я не призываю бросать надоевшую работу прямо сегодня. Просто подумайте, чем бы вы предпочли заниматься, создайте стратегию развития своего нового проекта. Тогда рано или поздно любимое дело начнет приносить хорошие доходы и удовлетворение.
❗️ Любознательность и любопытство — две разные грани естественного интереса человека к окружающему миру
Если вы не хотите быть Варварой, которой «на базаре нос оторвали», то займите активную жизненную позицию, живите полной жизнью и не лезьте в чужие дела. Тогда мир для вас раскроется и заиграет яркими красками.
Как видите, если вы уже знаете о том, что такое любознательность и любопытство, то уже не будете путать эти понятия. Развивайте в себе любознательность, и постарайтесь избавляться от праздного любопытства, которое мешает жить. Используйте свои знания и мои рекомендации. Действовать лучше сообща и вместе с теми людьми, у которых уже есть опыт и результаты. Приходите в наши программы, заодно и заработаете больше!
Обязательно скачайте:
Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: Какими Должны Быть В Instagram Посты Для Турагентства?
Источник