Расскажите о подлежащем и способах его выражения.
Подлежащее — главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?
Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать самостоятельные части речи.
ХОРОШЕЕ лежит, а ХУДОЕ по дорожке бежит.
ОДИН в поле не воин
ЧТО-ТО давило ему голову и грудь
Днем приходили ОТДЫХАЮЩИЕ
ЛЮБИТЬ — значит жить жизнью того, кого любишь
Подлежащее может быть выражено словосочетаниями
В песчаных степях аравийской земли ТРИ гордые ПАЛЬМЫ высоко росли
НЕБО КОПТИТЬ — жить бесцельно
Подлежащее — главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?
Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать самостоятельные части речи.
ХОРОШЕЕ лежит, а ХУДОЕ по дорожке бежит.
ОДИН в поле не воин
ЧТО-ТО давило ему голову и грудь
Днем приходили ОТДЫХАЮЩИЕ
ЛЮБИТЬ — значит жить жизнью того, кого любишь
Подлежащее может быть выражено словосочетаниями
В песчаных степях аравийской земли ТРИ гордые ПАЛЬМЫ высоко росли
НЕБО КОПТИТЬ — жить бесцельно
Дед с внуком пошёл за грибами».
Подлежащее — дед — выражено одним словом.
«Дед с внуком пошли за грибами».
Подлежащее — дед с внуком — выражено словосочетанием.
Источник
Укажите предложение, в котором подлежащее выражено
неделимым словосочетанием.
МЫ с приятелем вдвоем замечательно живём.
Присутствующие выразили недоумение по поводу
происходящего.
Отец часто задерживался на работе допоздна.
Трудящиеся вышли на демонстрацию.
2.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено
местоимением.
Все утомились за день до изнеможения.
Нам не надо плохо о нём думать.
На столе лежали его любимые вещи.
Не только сегодня, но и завтра можно будет прийти на
этот концерт.
3.Укажите предложение, в котором подлежащие выражено
именем существительным.
Набрали полную корзину грибов.
Что-то будто придержало Извекова.
Антон – ученик нашего класса.
В его фигуре было что-то беспомощное.
4. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено
глаголом.
Наступило наконец пятнадцатое мая.
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
Лиса семерых волков проведет.
Цену назвали сразу.
5.Укажите неверное утверждение.
Сказуемое
может быть:
Простым глаголом.
Составным глаголом.
Простым именным.
Составным именным.
6.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
Множество звуков вливается в ночной птичий хор.
Я уже начинал беспокоиться.
Я готов с вами согласиться.
Он рад был бы уйти.
7.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
Он встал и сразу же сел.
И стали три пальмы на Бога роптать.
Вскоре пошел сильнейший дождь.
Лиза решилась на это.
8.Укажите предложение с составным именным сказуемым.
Слово – серебро, молчание – золото.
Петр решил помочь брату.
Андрей готов был распоряжаться даже Киевом.
Он остановился и немного задумался.
9.Укажите пример с ошибкой в определении сказуемого.
Имена Георгиевских кавалеров были увековечены на
мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца
(сказуемое – были увековечены).
Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным
(сказуемое – начал зачитываться).
Сейте разумное, доброе, вечное (сказуемое – сейте
разумное).
Я люблю работать (сказуемое – люблю работать).
10.Укажите пример с ошибкой в определении типа
сказуемого.
Лицо у него было кислое (составное именное).
Молчание – золото (составное именное).
Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное
глагольное).
Он сел и записал рассказ старушки (составное
глагольное).
Источник
§ 17. Подлежащее
Вспомните, что вы знаете о подлежащем.
- Подлежащее — главный или второстепенный член предложения?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
- С каким членом предложения соотносится подлежащее?
- Какими частями речи чаще всего выражается подлежащее?
Подлежащее — это главный член двусоставного предложения, называющий то, о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать все части речи. Например: Хорошее лежит, а худое по дорожке бежит. Один в поле не воин. (Пословицы) Что-то давило ему голову и грудь. (А. Чехов) Днём приходили отдыхающие. (К. Паустовский) Любить — значит жить жизнью того, кого любишь. (Л. Толстой) |
90. Спишите. В каждом предложении найдите подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.
- 1. Лиса семерых волков проведёт. 2. Никто не судья в своём деле. 3. Мокрый дождя не боится. 4. Сказать — смешно, утаить — грешно. 5. Утопающий хватается за соломинку. 6. Семеро одного не ждут. 7. Одно нынче лучше двух завтра. 8. Ленивый сидя спит, лёжа работает. 9. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. (Пословицы)
- 1. Сначала бегал он [Мцыри] от всех, бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток. 2. . Из-за горы и нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот и башни и церковный свод. 3. И было всё на небесах светло и тихо. 4. Ты слушать исповедь мою сюда пришёл.
91. Рассмотрите картину И. Шевандроновой «На террасе». Вам всё понятно, не правда ли? Опишите изображённое на картине. В этом вам помогут вопросы. Подчеркните в своём сочинении подлежащие.
И. Шевандронова «На террасе»
Кто привлекает ваше внимание? (Придумайте ему имя.) Чем этот персонаж вас заинтересовал?
Что окружает мальчика? Почему он, по вашему мнению, выбрал это место для чтения?
Подлежащее может быть выражено словосочетаниями (в том числе и неразложимыми).
В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (М. Лермонтов)
Небо коптить — жить бесцельно. (Пословица)
92. Составьте предложения со словами и словосочетаниями, помещёнными в рамке, употребив их в роли подлежащего.
около двухсот человек много (мало, несколько) болельщиков горошек душистый мы с другом кормить завтраками |
93. Спишите, подчеркните подлежащие. Укажите, чем они выражены. Укажите предложение, в котором нет подлежащего.
Стены комнат убра(н, нн)ы были несколькими картинами и картинками в стари(н, нн)ых узеньких рамках. Я уверен, что сами хозяева давно позабыли их содержание, если бы некоторые из них были унесе(н, нн)ы, то они бы, верно, этого не заметили. Два портрета было больших, писа(н, нн)ых масля(н, нн)ыми красками. Один представлял какого-то архиерея, другой Петра III. Из узеньких рам глядела герцогиня Лавальер, запачка(н, нн)ая мухами.
хозяин хозяева |
Вокруг окон и над дверями находилось множество небольших картинок, которые как-то привыкаешь почитать за пятна на стене и потому их вовсе не рассматриваешь.
94. С помощью каких языковых средств выражены смысловые различия в данных парах предложений? В каких предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а в каких — одним словом?
1. Мать с дочерью уехали отдыхать. — Мать с дочерью уехала отдыхать. 2. Когда он вошёл, Георгий с сыном были уже в комнате. — Когда он вошёл, Георгий с сыном был уже в комнате. 3. Коля с товарищем шли впереди. — Коля с товарищем шёл впереди.
Источник