- Значение слова «голь»
- Диалектизмы в стихах Есенина
- Неологизмы Сергея Есенина
- Сергей Есенин создавал новые глаголы
- Самые интересные прилагательные подчас создавал поэт,
- С существительными поэт проявил еще больше новаторства, не переставая удивлять своей изобретательностью
- Лужная голь что значит
- ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА
Значение слова «голь»
1. собир. Беднота. Здесь [на «Хитровке»] были харчевни, и кабаки, и ночлежные дома, в которых ютилась самая голь, самая беспросветная беднота. Телешов, Записки писателя.
2. Местность, лишенная растительности. Какую ж видит он картину? Кругом пустыня, дичь и голь. Пушкин, Альфонс садится на коня. Зелень, то есть деревья, за исключением мелких кустов, только и видна вблизи ферм, а то всюду голь, все обнажено и иссушено солнцем. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Голь (укр. Голь, крымско-тат. Göl) — пересыхающее солёное озеро на крайнем юго-востоке Керченского полуострова на территории Ленинского района. Площадь — 0,2 км². Тип общей минерализации — солёное. Происхождение — лиманное. Группа гидрологического режима — бессточное.
Озеро Голь является местом проведения научно-исследовательских работ сотрудниками института (НИИ) морского рыбного хозяйства и океанографии «ЮгНИРО» .
ГОЛЬ, и, мн. нет, ж. 1. собир. Оборванцы, бедняки, нищие (разг. фам. устар.). Г. перекатная. 2. Пустынность местности (редко). Кругом пустыня, дичь и г. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. собир. бедняки ◆ Завод с высокой трубой стоял на самом берегу; в полугоре тесно жались лачуги всякой голи и бедноты; там во дворе снимали мы у кого-то комнату за три рубля. Скиталец (С. Г. Петров), «Сквозь строй», 1902 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это ж ещё богачи так жили; а посмотрели бы на нашу братью, на голь: вырытая в земле яма ― вот вам и хата! Гоголь, «Вечер накануне Ивана Купала», 1831–1832 г.
2. устар. бедность, нищета ◆ Я смотрю на их бедные лица, на их бедные постели, на всю эту непроходимую голь и нищету, ― всматриваюсь ― и точно мне хочется увериться, что всё это не продолжение безобразного сна, а действительная правда. Достоевский, «Записки из мёртвого дома», 1862 г.
3. голое, лишённое деревьев и построек место ◆ …и эта свежая, степная, тучная голь и глушь, эта зелень, эти длинные холмы, овраги с приземистыми дубовыми кустами, серые деревеньки, жидкие берёзы ― вся эта, давно им невиданная, русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства, давила грудь его каким-то приятным давлением. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859 г. ◆ Зелень, то есть деревья, за исключением мелких кустов, только и видна вблизи ферм, а то всюду голь, всё обнажено и иссушено солнцем, убито неистовыми, дующими с моря и с гор ветрами. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1855 г.
4. устар. вид китайской шёлковой ткани ◆ Между шёлкового товара главная статья суть камки или голи, которых по цене выходит больше половины всего шёлкового товара. Радищев, «Письмо о китайском торге», 1792 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Да ещё государь наказывал голи разных цветов купить, да шёлку, да галуна. В. Я. Шишков, «Емельян Пугачев. Книга первая. Ч. 3», 1934–1939 г. (цитата из НКРЯ)
Источник
Диалектизмы в стихах Есенина
Любовь к родному краю, к землякам, к близким людям, жизнь которых связана с рязанской землей, запечатлена поэтом в его стихах; в картинах сельской жизни, в изображении русской природы, русских крестьян, их внешнего облика, их обычаев, их дум и надежд. Содержание стихов, их тематика потребовали соответствующего словесного выражения, и Есенин широко вводит в свои произведения диалектную лексику, местный рязанский словарь, использует диалектные грамматические формы, воспроизводит особенности местного звучания, включает свойственные рязанской речи словообразовательные явления.
Основная функция диалектизмов в литературных произведениях — создание местного колорита. Вот раннее стихотворение С. А. Есенина (1914), где для изображения природы родного рязанского края поэт использует привычные с детства областные, местные слова:
Черная, потом пропахшая выть,
Как мне тебя не ласкать, не любить.
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.
Красный костер окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.
Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.
Где-то вдали, на кукане реки,
Дремную песню поют рыбаки.
Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты — русская боль.
В этом стихотворении много слов, которые можно назвать редкими. Среди них немало явных диалектизмов, требующих пояснения: выть (участок, доля, надел пахотной земли), гать (настил, насыпь на болоте), веретье (широкое полотно из брезента, сурового домотканого холста), таган (железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево), кукан (островок, появляющийся во время спада воды в реке) [цит. по: 5]. Эти слова относятся к одному семантическому полю: все они отсылают к каким-то деталям пейзажа, как и похожие по принципам словообразования хлюпь, лужная голь (очевидно, авторские неологизмы, значение которых понятно). Остальная лексика — общеупотребительная, часто — экспрессивная (глаголы ласкать, любить, льнуть к сердцу). Богата цветовая гамма: черная выть, синяя гать, серое веретье шалашей, красные таганы, белые веки луны, пятна зари, олово лужной голи. Зрительные образы дополняются слуховыми: глухо баюкают хлюпь камыши; сказ старика, что слушают косари; дремная и грустная песня рыбаков.
Чтобы картина стала для читателей полностью понятной, нужно, конечно, «перевести» диалектизмы — с рязанского на общерусский. Но само их присутствие в тексте подчеркивает: Есенин пишет не о русской природе и «русской боли» вообще, но о своей малой родине, где пашню называют вытью (впервые стихотворение было напечатано под заглавием «Выть»). Парные мужские рифмы: выть/любить, гать/благодать, лужная голь / русская боль — закрепляют в памяти читателя ключевые слова, выделяют их ритмически.
Читая стихотворение, мы не только «видим» и «слышим» летний вечер в рязанской деревне; возникает подспудно и образ самого повествователя (лирического субъекта) — местного уроженца, влюбленного в свой край и в его особый язык.
Диалектная лексика представлена в стихах поэта очень широко и многогранно. Местные слова оказываются нужными художнику как для описания предметов деревенской жизни и воспроизведения речи крестьян, так и для создания ярких и глубоких, точных и оригинальных эпитетов, метафор, сравнений.
Среди диалектизмов в стихах Есенина основную часть составляют слова, употребляемые в рязанских говорах, в частности в говоре села Константинова Рыбновского района Рязанской области, — села, в котором родился и вырос Есенин и связь с которым не прерывал всю жизнь.Поэтическая речь Есенина содержит как диалектизмы, известные во многих русских говорах, нередко встречающиеся в произведениях русских писателей, а потому попятные читателю, не затрудняющие восприятия текста (лежанка, цеп, рушник, проулок, дуброва, приступка, кличут, шибко, аль и т. п.), так и местные слова, смысл которых без специального толкования неясен, содержание которых не выявляется даже в широком контексте (поветь, свей, выть, кукан, веретье, драчёна, подожок, кулижка, бластиться, косники и др.).
В поэзии С. А. Есенина мо встречаем очень большое количество диалектизмов, а особенно в его патриотической лирике, где он описывает свою любимую Русь. Но должна ли быть «мера» в использовании диалектизмов и какова она? Какое стихотворение Есенина лучше: «Черная, потом пропахшая выть!.» или «Я иду долиной. На затылке кепи.», где лирический герой убежден, что он «свойский» и дорожит «памятью деревни», несмотря на «свой костюм английский», несмотря на чисто литературную — без диалектизмов — лексику? Перечеркивает ли новый этап в творчестве поэта его ранние стихи? Вопросы, по-видимому, риторические.
В 1915 г. Н. А. Клюев предостерегал Есенина от упоения успехом: «Твоими рыхлыми драченами объелись все поэты, но ведь должно быть тебе понятно, что это после ананасов в шампанском. Я не верю в ласки поэтов-книжников.»[цит. по: 6, с. 239]. Но несмотря ни на что, «драчены», и «выть» выдержали испытание временем.
Источник
Неологизмы Сергея Есенина
Красота слога Есенина не только в ярких метафорах, в знании природы, близости к ней, а оттого использовании новых и красочных изобразительных средств, основанных на этом знании. Его стихи также отличаются большим числом неологизмов, причем неологизмов гармоничных, органично вплетенных в речь.
В некоторых случаях Сергей Есенин настолько тонко чувствовал язык, что создавал слова, которых прямо-таки недоставало в речи («цветь», «близь», «синь», «розовость» ).
Сергей Есенин создавал новые глаголы
Глаголы, отражающие звуки:
Загыгыкали («Загыгыкали бабы слободские»).
Бластились («В ветре бластились стуки костей»).
Крячет («На болоте крячет цапля»)
Глаголы, отражающие цвет или рисунок:
Лучит («желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру»).
Узорит («Дорога белая узорит скользкий ров…»)
Тенькает («Тенькает синица Меж лесных кудрей»),
Заголубели («В прозрачном холоде заголубели долы»)
Непривычные формы существующих глаголов:
Слухают («Слухают ракиты Посвист ветряной…»)
Глаголы, новые за счет добавления непривычных приставок:
Обпечалили («Буераки… пеньки… косогоры Обпечалили русскую ширь.»)
Заголил («Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.»)
В этом же разделе деепричастие:
Разжелудясь – разжелудиться («о ведь дуб молодой, не разжелудясь»)
Самые интересные прилагательные подчас создавал поэт,
соединяя два корня, превращая словосочетания в слова-признаки и красочные эпитеты:
Тонкогубый («Кого-то нет, и тонкогубый ветер»)
Золототканный («Вихрь нарядил мою судьбу В золототканое цветенье.»)
Златоструйный («И струится с гор зеленых Златоструйная вода.»)
Молитвословный («Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем»)
Многосказный («Ой, удал и многосказен Лад веселый на пыжну.»)
Прилагательные, образованные от существительных:
Лужный («Оловом светится лужная голь…»)
Тележный («По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес…»)
Незакатный («В две луны зажгу над бездной Незакатные глаза.»)
Необычные формы привычных прилагательных или наречий:
Хужий («Нет, уж лучше мне не смотреть, Чтобы вдруг не увидеть хужего.»)
Звонно («А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.»)
Волноватый («На грядки серые капусты волноватой»)
Рыдалистый «Такой рыдалистою дрожью»
Вихлистый «От вихлистого приволья»
С существительными поэт проявил еще больше новаторства, не переставая удивлять своей изобретательностью
Связанные с цветом (чаще всего здесь корень = слову):
Хмарь («Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема»)
Синь («Только синь сосет глаза»)
Березь и цветь («Только видели березь да цветь»)
Мреть («Я на всю эту ржавую мреть Буду щурить глаза и суживать»)
Розовость («Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод»)
Выбель («И пускай я на рыхлую выбель Упаду и зароюсь в снегу»)
Бель («Это сделала наша равнинность, Посоленная белью песка»)
Использование просторечий или разговорных слов, таким образом поэт «узаконил» их в своей лирике
Гать («Крыши их запенились В заревую гать»)
Жисть («Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль»)
Лехи («На приволь зеленых лех»)
Россы («Ах, сегодня так весело россам»)
Рассея («Ты, Рассея моя… Рас… сея… Азиатская сторона!»)
Курлыканье («Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали»)
Сельщина («Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой»)
Равнинность («Это сделала наша равнинность, Посоленная белью песка»)
Теплынь («Не вольет мне в грудь мою теплынь»)
Лунность («Неуютная жидкая лунность»)
Создание существительных, где нет суффиксов, слово = корню
Крепь («О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь!»)
Весь («Окинь улыбкой Мирскую весь»)
Близь («Не разберешь, Где даль, Где близь…»)
Цветь («Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь»)
Водь и хлябь («Сойди на землю без порток, Взбурли всю хлябь и водь»)
Оголь («О чем крестьянская судачит оголь»)
Соединение двух корней в одно слово:
Крутосклон («Вцепивши руки в желтый крутосклон»)
Какие из этих примеров знаете? Какие могли бы добавить? Какие неологизмы вам больше всего нравятся?
Источник
Лужная голь что значит
- Главная
- Список секций
- Литература (конкурс творческих работ)
- ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА
ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Язык и его словарный состав – невероятно интересный пласт культуры. Изучать его и наблюдать за его развитием не столько интересно, сколько познавательно. Литература всегда была главой языка и задавала свой тон в языке всего народа.
Слово – как основная единица языка, наиболее ярко показывает эволюцию в лексике. Но окказионализмы, на мой взгляд – самое необыкновенное явление в литературе. Самым богатым источником для моего исследования оказался Серебряный век русской литературы. Именно это время оказалось самым интересным в плане экспериментов в области словообразования, в частности — появления множества окказиональных слов в творчестве многих поэтом и писателей.
Мой любимый поэт Сергей Есенин является автором целого ряда окказионализмов. Вопрос об окказиональных образованиях освещён в науке не в достаточной степени, исключение составляет ограниченное число специальных работ. Требованием времени становится создание «Словаря есенинских окказионализмов».
Стало очевидным, что существенным пробелом является отсутствие в подавляющем большинстве самых авторитетных изданий лингвистического комментария к его произведениям.
Актуальность данной работы определяется необходимостью восполнить имеющиеся, на наш взгляд, пробелы в современной науке по данной проблеме.
Объект исследования: лирические произведения С.А. Есенина.
Предмет исследования: окказионализмы в лирике Есенина.
Цель исследования: выявить окказиональные образования и определить их роль в конкретном художественном тексте.
Гипотеза исследования: окказиональные образования в лирических произведениях поэта являются средством художественной выразительности и создания художественного образа.
Представленные цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:
1. Дать понятие термина окказионализм, его отличия от неологизмов.
2. Выявить модели словообразования, используемые С. Есениным в своих произведениях.
3. Сформулировать основные функции окказионализмов в художественном произведении и экспериментально проверить и обосновать выдвинутые положения.
4. Составить словарь окказионализмов в лирике С.А. Есенина.
В работе мы опирались на труды Земской Е.А., Фельдман Н.И., Ханпира Э.И., Виноградова В.В, Лопатина В.В..
В ходе исследования применялись следующие методы:
— теоретические: анализ состояния исследуемой проблемы, изучение литературы;
— эмпирические: различные виды наблюдения над текстом, работа со словарями, лингвистический эксперимент, составление словаря;
— статистические методы обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Уточнено содержание понятия «окказиональное образование».
2. Названы основные функции окказионализмов в лирике С. Есенина.
3. Выявлены окказионализмы и составлен словарь есенинских окказионализмов .
Глава 1. Понятие окказионализм. Отличительные признаки окказиональных слов.
В современной лингвистике различаются понятия (и термины) язык и речь.
В отличие от языка речь – сама деятельность говорящего и результат этой деятельности. Речь создается в процессе общения людей, в процессе говорения. В ней применяются, прежде всего, те или иные средства языка (например, определённые слова, формы слов, синтаксические конструкции) в зависимости от данной речевой ситуации, от задания говорящего, который стремится в каждом конкретном случае передать с помощью этих языковых средств определённое содержание, определённую мысль. Но встречаются в речи и индивидуальные средства, присущие только данному отрезку речи, данному контексту, создаваемые именно в этом контексте.
К числу таких средств – собственно речевых, а не языковых – и относятся слова, которые созданы и живут лишь в данном контексте и вне этого контекста не воспроизводятся.
Наиболее распространённое название таких слов – окказиональные слова, или окказионализмы (от латинского occasio – случай). Сам термин показывает, что подобные слова созданы однажды, «по случаю».
Впервые этот термин употреблён Н.И. Фельдманом в 1957 году.
В лингвистической литературе есть и другие названия подобных образований. Однако они не приняты столь широко, как термин «окказионализмы». В.В. Лопатин замечает, «что каждый из предлагаемых терминов, по-своему оправданный, характеризует рассматриваемое явление со своей стороны, со своей точки зрения, и тем самым оно получает разностороннее освещение».
Наиболее удачные термины: «индивидуальные слова», «авторские или индивидуально-авторские неологизмы», «стилистические или индивидуально-стилистические неологизмы», «неологизмы контекста», «одноразовые неологизмы», «литературные неологизмы», «слова-самоделки», «слова-эспромты», «слова-метеоры», «неологизмы поэта», «поэтические неологизмы», «эгологизмы».
Научное определение понятия «окказионализм», на наш взгляд, дано в работе Ю.А. Бельчикова: «Окказионализмы (от лат. occasionalism – случайный) – речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуации, речевого общения для осуществления какого-либо актуального коммуникативного задания, главным образом для выражения смысла, необходимого в данном случае; создаются на базе продуктивных / непродуктивных моделей из имеющегося в структуре языка материала вопреки сложившейся литературной норме».
Назовём основные отличительные признаки окказиональных слов:
1) тесная связь с контекстом;
2) новизна, свежесть независимо от реального времени их создания;
3) индивидуальный характер (связь с определённым творцом);
4) эстетическая выразительность.
Глава 2. Окказиональное словообразование. Основные способы образования окказионализмов в лирике Сергея Есенина.
Нами было проанализировано 94 стихотворения С. Есенина, написанных в 1910-1921 годах. Всего выявлено и описано 97 окказионализмов.
Способы образования окказионализмов:
Смешанный (сложение основ и суффиксальный; усечение основ и суффиксальный) — 10,3%
Сложение основы — 6,2%
Непроизводное слово — 5,2%
В процессе экспериментального исследования получены следующие результаты:
1) С. Есенин создаёт окказионализмы, в основном, по действующим словообразовательным моделям (78,4%).
2) Подавляющее большинство слов образовано суффиксальным (33%) и бессуффиксным способом (30,9%).
Глава 3. Функции окказионализмов в художественном произведении. Окказионализмы в лирике С. Есенина как средство создания художественного образа.
В основе создания окказионализмов (индивидуально-стилистических неологизмов) лежит стремление открыть в слове новые смысловые грани.
На особую роль окказиональных образований обратил внимание ещё Н.И. Фельдман, называя их «уместными и особо выразительными»… В последние годы появились работы, в которых изучаются экспрессивно-выразительные ресурсы окказионализмов. И.И. Голуб замечает: «Назначение этих слов иное – служить выразительным средством в контексте одного, конкретного произведения».
Окказиональные образования, на наш взгляд, выполняют следующие функции в конкретном произведении:
1. Передают определённое чувство, состояние.
2. Выделяют наиболее важное слово, на которое делается смысловой, логический акцент.
3. Служат для свежего и яркого выражения понятий.
4. Создают определённый художественный эффект и точную словесную игру.
5. Являются средством создания художественного образа.
Проведённые наблюдения и анализ текста произведения поэта подтвердили высказанные нами предположения.
Стихотворение С. Есенина «Там, где капустные грядки…» написано в 1910 году:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт. (7, 36)
Что же позволяет это раннее стихотворение, представляющее собой четверостишие, назвать лирическим шедевром? Как мы полагаем, С. Есенин максимально использовал экспрессивно-выразительные возможности созданного им окказионализма: «кленёночек маленький матке зелёное вымя сосёт». (7, 36)
Индивидуально-стилистический неологизм «кленёночек» образован по аналогии со словами телёночек, жеребёночек. Нежное, молодое, ласковое, трепетное существо. Кленёночек показан у поэта как живое существо. Есенину удалось создать удивительный и неповторимый образ.
В другом раннем стихотворении, написанном в 1910 году, «Выткался на озере алый цвет зари» (7, 46) встречается не менее выразительный окказионализм: «и пускай со звонами плачут глухари, есть тоска весёлая в алостях зари». (7, 46) Окказионализм «алостях» создан, видимо, под влиянием слова «шалостях». Это и понятно, ведь в поэтическом творении идёт о естественных человеческих чувствах, о влюблённости. Алость – это шаловливое и игривое состояние природы, переданное с помощью ярко-красного цвета и отражающее переживания героев.
Один из современников Есенина, услышав прочитанное самим поэтом стихотворение «В хате», рассказывает в своих воспоминаниях: «Ещё более произвело на меня впечатление «В хате» («Пахнет рыхлыми драченами…»)… Ночью, уже ложась спать, я восхищался этой «пугливой шумотой» и жалел, что не могу припомнить всего стихотворения»…
В произведении описывается раннее утро, что-то не получается у матери с ухватами на кухне, старый кот осторожно крадётся к махотке, поднимают возню куры. Все эти действия совершаются осторожно и тихо, но в целом создаётся непроизвольный шум, который Есениным называется «пугливой шумотой». Шумота – это звуки во время какой-то суеты, осторожной и пугливой.
В стихотворении «Колокольчик среброзвонный…» наиболее выразительный окказионализм:
Ты поёшь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах. (7, 86)
Лирическому герою слышится дорогой сердцу звук. Это не простая мелодия, а чистые, тонкие, чудесные звуки. Данный окказионализм создаёт яркий и красочный художественный образ.
Тема весны, обновления природы и души присутствует в стихотворении С. Есенина «Серебристая дорога…». Окказионализм «чисточетверговой» ассоциируется у автора с звездой, горящей над дорогой, словно свечкой в храме накануне Пасхи, как символом чистоты всего живого:
Ты зовёшь меня куда?
Над тобой горит звезда. (7, 118)
Как видим, С.А. Есенин экономными речевыми средствами создаёт выразительные художественные образы.
Данные экспериментального исследования подтверждают выдвинутую гипотезу об окказионализмах как средстве выразительности и создания художественного образа.
Заключение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены окказиональные образования в лирике Есенина и впервые создан словарь есенинских окказионализмов.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы и русского языка, факультативных занятиях, стать основой спецкурса, а также быть востребованы всеми, кто интересуется творчеством выдающегося русского поэта ХХ века.
Выдвинутая нами гипотеза нашла, на наш взгляд, подтверждение.
Данное исследование позволяет по-новому взглянуть на поэтическое творчество С.А. Есенина и является подготовительной работой по составлению столь необходимого «Словаря языка произведений
Литература
1. Виноградов В.В. Грамматика современного русского литературного языка. – М.: 1947.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
Т.1 – Т.4 – М.: Рус. яз., 1999.
3. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
4. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. Т.1. Стихотворения. – М.: Наука: Голос, 1995.
5. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования – М.: Наука, 1973. – 151 с.
6. Львова С.И. Уроки словесности. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – изд. 4-е, доп. – М.: Азбуковник, 1999.
8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский
язык. – М.: Международные отношения, 1994.
9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М.: Оникс 21 век: Мир и Образование, 2003.
10. Толковый словарь русского языка./ Под ред. проф. Ушакова Д.Н. Т.1. – Т.4. – М.: ОГИЗ.
11. Ханпира Э.И. Стилистические исследования. – М.: Наука, 1972.
Приложение
Словарь есенинских окказионализмов
Окказионализм
Название произведения, контекст, в котором указывается образование
Семантика
Способ образования
окказионализма
«Выткался на озере алый цвет зари»
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска весёлая в алостяхзари.
Шаловливое и игривое состояние природы, переданное с помощью ярко-красного цвета.
Алый – алостях. Образовано суффиксальным способом, видимо, по аналогии со словом «шалостях».
Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу о белоногом телке.
Нежный, маленький, ласковый, трепетный.
Сложное слово, образовано путём сложения основ по аналогии со словом «босоногий».
«О Русь, взмахни крылами…»
Монашьи мудр и ласков,
Он весь в резьбе молвы,
И тихо сходит пасха
С бескудрой головы.
Кудри –бескудрой. Образовано приставочным способом.
Бродяжной (палкой и сумой)
« Пойду в скуфье смиренным иноком…»
Глядя за кольца лычных прясел,
Я говорю с самим собой:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Бродяжной палкой и сумой.
Страннический, правдоиска-тельский, скитальничес-кий.
Образовано суффиксальным способом под влиянием диалектных слов «бродяжий», «бродяжнический» (в современных словарях «бродячий»).
Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берёз!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!
Брезжить – взбрезжи. Образовано приставочным способом.
Ей всё бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.
Быстрый-взбыстрить – взбыстрил. Образовано суффиксальным способом.
Синий плат небес.
Взвенивает лес.
Издаёт высокие, тонкие звуки, имеющие характер кратковре-менного.
Звенит-взвенивает. Образовано приставочно-суффиксальным способом, по аналогии со словом «вскрикивает»
«На плетнях висят баранки…»
Балаганы, пни и колья,
От вихлистого приволья
Гнутся травы, мнётся лист.
Чрезмерного, сильного, шатающегося, неровного, колеблющегося.
Вихлять – вихлистого. Образовано путём усечения основы, суффиксальным способом.
«О Боже, Боже,эта глубь…»
Сойди на землю без порток,
Взбурли всю хлябь и водь,
Смолой кипящею восток
Пролей на нашу плоть.
Водное пространство на земле.
Манит ночлег, недалеко до хаты,
Укропом вялым пахнет огород,
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льёт.
Неровность, подобная морской волне.
Волна – волноватой. Образовано суффиксальным способом.
«Мир таинственный, мир мой древний…»
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет в поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.
Безысходная, жуткая, немая.
Сложное слово, образовано путём сложения основ слов.
«…Матушка в Купальницу по лесу ходила…»
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в пупырях от боли.
Таинственные, колдовские, чарующие, предсказыва-ющие судьбу.
Ворожба — ворожбиные Образовано суффиксальным способом.
«Проплясал, проплакал дождь весенний…»
Всколыхнёт он Брюсова и Блока,
Встормошит других.
Но всё так же день взойдёт с востока,
Так же вспыхнет миг.
Тормошит – встормошит. Образовано приставочным способом.
«Мир таинственный, мир мой древний…»
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть…
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!
Искрящаяся, слепящая белизна.
Выбелить – выбель. Образовано бессуффиксным способом.
«О Русь, взмахни крылами…»
В руках – краюха хлеба,
Уста – вишнёвый сок.
И вызвездило небо
Отражение сквозь звёзды.
Звезда – вызвездило. Образовано суффиксальным способом.
«Теперь любовь моя не та»
Грустя и радуясь звезде,
Спадающей тебе на брови,
Ты сердце выпеснил избе,
Но в сердце дома не построил.
Отдал, посвятил, воспел, выразил.
Песня – песнить– выпеснил. Образовано приставочно-суффиксальным способом.
«Я пастух; мои палаты…»
Я пастух; мои палаты –
Межи зыбистых полей,
По горам зелёным – скаты,
с гарком гулким дупелей.
Громкий, отрывистый крик.
Гаркать – гарк. Образовано бессуффиксным способом.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
Застывшая, зеркальная, неколебимая водная поверхность.
Гладить – гладь. Образовано бессуффиксным способом.
«Я по первому снегу бреду…»
Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою лёгкий мороз.
Так и хочется к телу прижать
Обнажённые груди берёз.
Бескрайний белоснежный покров.
Гладить – гладь. Образовано бессуффиксным способом.
«О Боже, Боже, эта глубь…»
О Боже, Боже, эта глубь –
Твой голубой живот.
Златое солнышко, как пуп,
Глядит в Каспийский рот.
Бездонный, бесконечный водный простор.
Глубина – глубь. Образовано бессуффиксным способом.
«Голубень» – название стихотворения.
Состояние природы, её красота, наступление вечера.
Голубой-голубень. Образовано суффиксальным способом.
«Чёрная, потом пропахшая выть!»
Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты – русская боль.
Ничем не прикрытое, обнажённое пространство.
Голый – голь. Непроизводное слово, образовано по аналогии со словом «боль»,.
«Сторона ль моя, сторонка…»
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес да посолонка,
Да заречная коса.
Бедствующая, страдающая, полная горя и несчастья сторона.
Горе – горевая. Образовано суффиксальным способом.
Грусть ты или радость теплишь?
Иль к безумью правишь бег?
Помоги мне сердцем вешним
Долюбить твой жёсткий снег.
Насладиться до конца.
Любить – долюбить. Образовано приставочным способом.
«Я пастух; мои палаты…»
Вяжут кружево над лесом
В жёлтой пене облака.
В тихой дрёме под навесом
Слышу шёпот сосняка.
Полусонное состояние, которое, однако, позволяет слышать и чувствовать жизнь природы.
Дремать – дрема. Образовано бессуффиксным способом.
«То не тучи бродят за овином…»
Заигрался в радости младенец,
Пал в дрему,
Уронил он колоб золочёный
Полусонное, радостное состояние.
Дрёма – дремать. Образовано бессуффиксным способом.
«О красном вечере задумалась дорога…»
Всё гуще хмарь,в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Полусонное состояние, которое, однако, позволяет слышать и чувствовать жизнь природы.
Образовано бессуффиксным способом.
«Чёрная, потом пропахшая выть!»
Где-то вдали, на кукане реки,
Дремную песню поют рыбаки.
Дрёма(есенинский окказионализм) – дрёмный. Образовано суффиксальным способом.
«Сторона ль моя, сторонка…»
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
Переполненная безмерной, безысходной, гнетущей, горькой, мучительной, тоскливой болью и возвещающая об этом.
Боль – забольная. Образовано приставочно-суффиксальным способом.
«Край ты мой заброшенный»
Избы забоченились,
А их всех-то пять.
Крыши их запенились
Принять важный, солидный вид.
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словом «подбоченились»
«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»
Закадили дымом под росою рощи…
В сердце почивают тишина и мощи.
Распространять лесной запах, и покрываться лёгкой прозрачной пеленой; темнеть.
Кадить – закадить. Образовано приставочным способом.
«Гой ты, Русь, моя родная…»
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Тот, кто пытается понять истину жизни, постичь её смысл.
Заходить – захожий. Образовано, бессуффиксным способом по аналогии со словом «прохожий».
«Выткался на озере алый цвет зари…»
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска весёлая в алостях зари.
Разнообразные голосовые оттенки.
Ей всё бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.
Звуки с переливами, множественными оттенками.
Звон – звонистую. Образовано суффиксальным способом.
«Гой ты, Русь, моя родная…»
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Издают пронзительные, гулкие, острые, печальные, грустные, тревожные, скорбные, щемящие звуки.
Звонный(устар.)– звонно. Образовано суффиксальным способом.
«Сыплет черёмуха снегом»
Сыпь ты, черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Зыбь – зыбистый. Образовано суффиксальным способом.
«Я пастух; мои палаты…»
Я – пастух; мои палаты –
Межи зыбистых полей,
По горам зелёным – скаты
с гарком гулких дупелей.
Лёгкое, слабое колебание верхушек растений, находящихся в волнообразном и непостоянном состоянии.
Зыбь – зыбистый. Образовано суффиксальным способом.
«О Русь, взмахни крылами…»
От Вытегры до Шуи
Он избраздил весь край
И выбрал кличку – Клюев,
Исходил, исколесил в труде и заботах.
Бразда – избраздить – избраздил. Образовано суффиксальным способом.
Заунывным карком
К всенощной зовёт.
Кричать, издавать звуки, похожие на «кар», предвещая что-нибудь.
Каркать – карк. Образовано бессуффиксным способом.
«Я пастух; мои палаты…»
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Кличут ветками к реке.
Общение через какие-то действия, движения, жесты в знак приветствия.
Кивать – кивливый. Образовано путём усечения основы, суффиксальным способом.
«Всё живое особой метой»
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Кипяток – кипятковая. Образовано суффиксальным способом.
«Там, где капустные грядки…»
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
Нежное, молодое, ласковое, трепетное существо. Кленёночек как живое существо.
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словами «телёночек», «жеребёночек».
«Матушка в Купальницу по лесу ходила»
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье
Таинственная, чарующая, магическая, пророчащая счастье человеку.
Колдовать – колдовная. Образовано путём усечения основы, суффиксальным способом.
«То не тучи бродят за овином»
То не тучи бродят за овином
Замесила Божья Матерь сыну
Необходимое, нужное, радостное, светлое для людей.
Колобок – колоб. Образовано бессуффиксным способом.
«Отвори мне, страж заоблачный…»
Богу лишнего не надобно,
Конь мой – мощь моя и крепь.
Слышу я, как ржёт он жалобно,
Закусив златую цепь.
Опора, твёрдость, прочность, стойкость.
Крепить – крепь. Образовано бессуффиксным способом.
«По селу тропинкой кривенькой…»
По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
рекрута ходили с ливенкой
Извилистая, изогнутая в результате многократного прохождения по ней; запутанная дорога.
Кривая – кривенькая. Образовано суффиксальным способом.
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый крутосклон.
Большая возвышенность, напомина-ющая поэту небосклон.
Сложное слово, образовано путём сложения основ по аналогии со словом «небосклон»
«Матушка в Купальницу по лесу ходила»
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Необыкно-венная, таинственная, колдовская.
Купалы – купальской. Образовано суффиксальным способом.
«То не тучи бродят за овином…»
Говорила Божья Матерь сыну
«Ты не плачь, мой лебедёночек,
Нежное, молодое, трепетное существо.
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словами «жеребёночек», «телёночек».
«Опять раскинулся узорно…»
Там синь и полымя воздушной
И легкодымней пелена.
Я буду ласковый послушник,
А ты – разгульная жена.
Очень лёгкий, прозрачный покров.
Сложное слово, образовано путём сложения основ, суффиксальным способом.
«Под венком лесной ромашки…»
Лиходейная разлука,
Как коварная свекровь.
Унесла колечко щука,
С ним – милашкину любовь.
Страшная, злая, злодейская, коварная.
Лиходей – лиходейная. Образовано суффиксальным способом.
«Заглушила засуха засевки»
Собрались прихожане у чащи,
Лихоманную грусть затая.
Загузынил дьчишко ледящий:
«Спаси, Господи, люди твоя».
Вызывающая злобу, зависть, накликающая беду.
Сложное слово, образованное путём сложения основы слов, суффиксальным способом.
«Чёрная, потом пропахшая выть. »
Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты – русская боль.
Пустое, безжизненное пространство;
залитое водой углубление на почве.
Лужа – лужная. Образовано суффиксальным способом.
«Пойду в скуфье смиренным иноком…»
Глядя за кольца лычных прясел,
Я говорю с самим собой:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Бродяжной палкой и сумой.
Изгородь из липы или ивы; узкие полоски, скреплённые между собой в виде колец.
Лыко – лычных. Образовано суффиксальным способом.
В ней, славя день,
Святый младень.
Младенец – младень. Образовано бессуффиксным способом.
«Не напрасно дули ветры…»
Не гнетёт немая млечность,
Не тревожит звёздный страх.
Полюбил я мир и вечность,
Как родительский очаг.
Вселенная, звёздное небо.
Млечный – млечность. Образовано суффиксальным способом.
«Запели тесаные дороги…»
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылём.
Возвещающий, рассказывающий о чём-то святом, томном, сокровенном.
Сложное слово, образованное путём сложения основ, суффиксальным способом.
Муть (лесная, дремучая)
«Я по первому снегу бреду…»
О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив.
Так и хочется руки сомкнуть,
над древесными бёдрами ив.
Труднопро-ходимая, страшная, ужасная.
Муть – мутить. Образовано бессуффиксным способом.
«Зашумели над затоном тростники»
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткёт ей саван нежнопенная волна.
Ласковая, кроткая, мягкая, трепетная.
Сложное слово, образовано от основ слов, суффиксальным способом.
«Там, где вечно дремлет тайна…»
Но за мир твой, с выси звёздной,
В тот покой, где спит гроза,
В две луны зажгу над бездной
Незакатные глаза.
Внимательные, вопрошающие, говорящие, горящие, зовущие, любящие.
Закатный – незакатный. Образовано приставочным способом.
«Гляну в поле, гляну в небо…»
Снова в рощах непасенных
И струиться с гор зелёных
Пасти – непасенных. Образовано приставочно-суффиксальным способом.
Облак, как мышь,
подбежал и взмахнул
В небо огромным хвостом.
Месяц за дальним холмом.
Живое существо, пробегающее по небу.
Употребление в мужском роде единственного числа, непроизводное слово.
«Под красным вязом крыльцо и двор…»
В меже под елью, где облак-тын,
Мне снились реки златых долин.
Нечто, напоминающее забор, частокол.
Употребление слова в мужском роде, непроизводное слово.
«Под венком лесной ромашки..»
Не пойду я к хороводу:
Там смеются надо мной,
Повенчаюсь в непогоду
С перезвонною волной.
Издаваемый звон в несколько голосов, переклика-ющихся между собой.
Перезвоны – перезвонная. Образовано суффиксальным способом.
«Хороша была Танюша, краше не было в селе…»
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
Крича, давать о себе знать во время свадебного обряда.
Перекликаться – переклик. Образовано бессуффиксным способом по аналогии со словом «переклич» (чередование
«То не тучи бродят за овином…»
«…Жутко им меж тёмных
Перелесиц,
Назвала я этот колоб –
«За тёмной прядью перелесиц…»
За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
гуляет в голубой траве.
Темнеющие леса, отделённые друг от друга полянами.
Лес – перелесица. Образовано приставочно-суффиксальным способом.
«Матушка в Купальницу по лесу ходила…»
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Подобранная снизу одежда.
Подтыкать – подтык. Образовано бессуффиксным способом.
Вынимали калики поспешливо
Для коров сбережённые крохи.
и кричали пастушки насмешливо:
«Девки, в пляску. Идут скоморохи».
Очень быстро, торопливо, с чувством милосердия, заботы.
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словом «насмешливо».
«Гой ты, Русь, моя родная…»
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Полная свобода, жизнь природы.
Приволь [j] э – приволь. Образовано бессуффиксным способом.
«Нивы сжаты, рощи голы…»
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Мысленный образ чего-то сильно желаемого, манящего; предмет желаний, стремлений.
Мечталось – примечталось. Образовано приставочным способом по аналогии со словом «привидилось».
Приятцей (милою доверчивой)
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Небольшая степень проявления признака.
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словами «хитреца», «гнильца».
«Не ветры осыпают пущи…»
Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идёт возлюбленная Мати
С Пречистым Сыном на руках.
Воздушный, лёгкий, невесомый, синевато-голубой.
Просинь – просиничное. Образовано суффиксальным способом от разговорного слова «просинь».
Ночлег, ночлег, мне издавна знакома
Твоя попутная размывчивость в крови,
Хозяйка спит, а свежая солома
Примята ляжками вдовеющей любви.
Разымчивый (устар.) – разымчивость. Образовано суффиксальным способом.
«Нощь и поле, и крик петухов…»
Кто-то сгиб, кто-то канул во тьму,
Уж кому-то не петь на холму.
Мирно грезит родимый очаг
О погибших во мраке плечах.
Разрушаться, умирать, исчезать безвозвратно.
Гиб (несовершенный вид) – сгиб. Образовано приставочным способом.
«О красном вечере задумалась дорога…»
Осенний холод ласково и коротко
Крадётся мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Необычайное, прекрасное, одухотворённое состояние природы.
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом.
Водою зыбкою стынет синь во взорах,
Бредёт мой конь, откинув удила,
И горстью смуглою листвы последний ворох
Кидает ветер вслед из подола.
Бескрайнее, необъятное, свободное, голубое пространство.
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом.
«Запели тёсаные дороги…»
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Необычайное, яркое голубое, синее состояние природы (река, небо).
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом.
«Гой ты, Русь, моя родная…»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
«Сохнет стаявшая глина»
Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.
«На плетнях висят баранки..»
На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льёт теплынь.
Солнца струганные дранки
Загораживают синь.
«Опять раскинулся узорно…»
Там синь и полымя воздушной
И легкодымней пелена.
Я буду ласковый послушник,
А ты – разгульная жена.
«За горами, за жёлтыми долами…»
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идёшь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Необычайное, прекрасное состояние природы (светлое, голубое, синее).
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом.
Срок ночи долог.
В них спит твой сын.
Спусти, как полог,
Зарю на синь.
Бескрайнее, необъятное, свободное пространство. Предрассветная пора.
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом.
«Песни, песни, о чём вы кричите?»
Но равнинная синь не лечит.
Песни, песни, иль вас не стряхнуть.
Золотистой метёлкой вечер
Расчищает мой ровный путь.
Свободное, широкое сине- голубое пространство.
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом.
Колокольчик среброзвонный,
Ты поёшь? Иль сердцу сниться?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
Тонкий, нежный, чудный, чистый.
Сложное слово, образованное путём сложения основ, суффиксальным способом.
«Поёт зима – аукает…»
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Сильные, громкие, разнообразные звуки, охватыва-ющие и наполняющие всё вокруг.
Образовано путём сложения основ слов.
«Край любимый! Сердцу сняться»
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Сильные громкие, разнообразные звуки, охватывающие всё вокруг.
Образовано путём сложения основ, суффиксальным способом.
«О муза, друг мой гибкий…»
О муза, друг мой гибкий,
Опять под дождик сыпкий
Мы вышли на поля.
Мелкий, далеко разносимый ветром.
Сыпь – сыпкий. Образовано суффиксальным способом.
«О красном вечере задумалась дорога…»
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зелёная из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Тонкий, жалобный, нежный, печальный, тоскливый, сожалеющий.
Сложное слово, образованно путём сложения основ по аналогии со словами «тонкокожий», «тонкошеий», «тонконогий».
«Чёрная, потом пропахшая выть. »
Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.
Нетвёрдое, жижеобразное пространство.
Хлюпать – хлюпь. Образовано бессуффиксным способом.
«Отговорила роща золотая…»
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Богатство, разнообразие чувств, переживаний, надежд.
Ты зовёшь меня куда?
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда.
Звезда, горящая над дорогой, словно свечка в храме накануне Пасхи, как символ чистоты помыслов и обновления жизни.
Образовано путём сложения основ, суффиксальным способом
«За тёмной прядью перелесиц…»
Но и тебе из синей шири
Пугливо кажет темнота
И кандалы твоей Сибири,
И горб Уральского хребта.
Безбрежное, безграничное, бесконечное, необозримое, вольное, живительное родное пространство.
Широкий – ширь. Образовано бессуффиксным способом.
«Весна на радость не похожа…»
У голубого водопоя
На шишкопёрой лебеде
Мы поклялись, что будем двое
И не расстанемся нигде.
Трава, с неровной, покрытой шишками поверх-ностью, слегка бугристая.
Сложное слово, образовано путём сложения основ.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Громкое звучание во время какой-то суеты, осторожной и пугливой.
Шум – шумота. Образовано суффиксальным способом, видимо, возникло под влиянием слова «суета».
Источник