Ложка п басская что значит

Русская деревянная ложка

Сайт «Русская вера» уже публиковал фоторепортаж известного российского блогера-тысячника Антона Афанасьева «Старообрядчество в семеновском музее», в котором он показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда. Сегодня Антон Афанасьев рассказывает про вторую часть семеновского музея, а точнее про то, как делали (да и сейчас делают, правда, не в таких объемах) деревянные ложки.

Семенов, точнее Семеновский уезд, по праву считался и являлся российским лидером в этой отрасли, и недаром герой книги Мельникова-Печерского сколотил капиталы именно на ложках. Здесь производилось более 2 000 000 ложек в год! Вообще в его «В лесах» отлично описан этот промысел.

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.

Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.

Читайте также:  Что значит отрывистый почерк

Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку «межеумок», которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».

Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску».

Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).

Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»

Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

Самая первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи

Это ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы.

Одни из самых дорогих были ложки из клена, их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.

Всевозможные типы ложек.

Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

А это стадии уже полуавтоматического процесса.

А вот Авдей Маслов, один из немногочисленных специалистов по ручному изготовлению ложек (про него автор рассказывал в статье «О староверах на Нижегородчине»).

Ну и немного столетних фотографий в тему. Ложкари в Семеновском уезде.

А вот и лучковый станок.

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник

Вся правда о деревянных ложках. Столовый прибор или музыкальный инструмент.

Трудно найти более повседневный, и в то же время незаменимый столовый прибор, чем ложка. Ложкой можно есть, ею можно резать и использовать ее как мерную посуду, в ней можно готовить и просто выставлять в качестве украшения.
Исторически на Руси и в большинстве скандинавских стран ложки делали из дерева . В Российской Империи столицей ложкарного ремесла стал городок Семенов Нижегородской губернии. В конце позапрошлого века в Семеновском уезде над изготовлением деревянных ложек трудилось около 7 000 человек, и выпускали они более 3 000 000 ложек в год. На самом деле это только на первый взгляд огромные цифры. Простая математика показывает, что производительность получается одна ложка в день на человека. Численность населения империи на тот момент составляла 130 миллионов человек. Таким образом, чтобы покрыть потребительский спрос семеновским ремесленникам потребовалось бы около 40-45 лет. Поэтому практически в каждом деревенском доме долгими зимними вечерами мужики не только готовили к летнему сезону телеги и земледельные орудия, но и резали для семейных нужд деревянные ложки .

Это маленькая выдержка из статьи про ложку в толковом словаре Даля.
ЛОЖКА — ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. разливная ложка, ковш. деревянная ложка (главный промысел ниж. губ. сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки, белая т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. ассигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. ассигнаций тысяча.

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название. Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.

  • Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.
  • Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят. ложку «межеумок», которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
  • Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску».
  • Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).
  • Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»
  • Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и культурных традиций. История возникновения деревянных ложек на руси очень интересна и познавательна. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Первое упоминание в истории о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек , а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные, сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.

Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет в сто раз вкусней и ароматней, если есть ее деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это проверено на практике — после деревянных ложек есть ложками из метала очень тяжело.

Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Деревянные ложки не только красивы — это экологически чистый и практичный материал. Для изготовления ложек использовалась древесина клена, липы, березы, осины и т.д. Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. Такую посуду, конечно, гостям не дашь — тут ложка у каждого своя. В нашем официальном интернет магазине в Москве, Перми, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Краснодаре и Челябинске вы всегда сможете купить недорого деревянные и музыкальные ложки от производителя.

Однако это еще не все достоинства ложек из дерева. Деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент . Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных ложек немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках .

С древнейших времен жителям сёл и деревень, раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы, на малоплодородных дерново-подзолистых почвах редко удавалось вырастить богатый урожай, и поэтому подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода населения.

«Ложкарной столицей» Российской империи и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородской губернии. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Источник

Ложка п басская что значит


Личный сайт Владимира Кокорина

Ло́жка (бутырка, весёлочка, возилка, долгоноска, долгочеренка, загибка, коковка, копалка, коренушка, крестовка, лапёшка) — столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой). Размер чашечки соразмерен размеру рта человека.

Ложка — орудие для хлебанья, для еды жидкостей, хлебалка, швырка, едалка. В. Даль. «Толковый словарь живого Великорусского языка».

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.
Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.

Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку «межеумок», которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» – переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия, «вывеску».
Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).
Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»
Делали и складные ложки – они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

Этимология

Слово «ложка» происходит от корня лог/лаг (овраг, углубление), восходит к древнерусскому (лъжка), ц.слав. лжица. Термин ложка был известен в Киевской Руси уже в Х веке.

Конструкция и виды ложек

Представляет собой круглую или овальную вогнутую, неглубокую емкость (черпало) на длинном или коротком, плоском или круглом черенке (иначе черенок называли «стебло», «рукоять», «цавье»). Изготовление ложек с короткими черенками объясняется тем, что их помещали в ставцы, служившие индивидуальной и дорожной посудой. Ложки украшались росписью (широко известны — хохломская, северодвинская, палащельская роспись) или резьбой.

Ложки, предназначенные для жидкой пищи делали с глубоким черпаком, так как ели из общей чаши, и донести до рта ложку над столом с жидкой пищей было сложно, при этом нельзя было ее пролить на стол. Ложки для сухой пищи (каши) делались с мелким черпаком. Ширина черпака обыкновенной ложки составляла 6-7 см., длина — 8-9 см., длина черена — 15-17 см.

К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах.Обычно в крестьянских семьях ели из большой, опять-таки из дерева вырезанной чашки — ендовы, но каждый своей ложкой, которой он обычно всегда пользовался, иногда, помечая инициалами. Ложки в старину обычно носили при себе. Говорили даже: «Запасливый гость без ложки не ходит».

Условно ложки можно разделить на несколько групп по назначению.

  • Ложки для разливания пищи (ополовники, уполовники), имеющие большой черпак, удлиненный черен и крючок, на который ее вешали на край чугуна или корчаги.
  • Ложки для еды — меньше, чем уполовник, обычно ели из деревянных мисок, они имеют разнообразные виды.
  • Ложки, используемые для приготовления блюд — протирательные, для растирания продуктов; размешивания холодной пищи; шумовки – ложки со сквозными отверстиями, для выемки продуктов из горшка без воды.
  • Ложки специальные — для горчицы, соли, грибов — с длинным череном и прорезью в лопасти, для снятия сливок — с плоским черпачком, чайные ложки.
  • Ложки сувенирные — можно выделить два вида: ложки только сувенирные, ими не едят из-за технологии их изготовления (окраски) и сувенирные, которыми не совсем удобно, но есть можно, так как они изготовлены по технологии ложек для пищи.
  • Ложки музыкальные — обычные (полубаские) ложки, используемые как кастаньеты.

Ложки каждой группы отличались разнообразием. Но при всём многообразии форм и видов в конструкции ложки можно выделить общие детали: лопасть — ковшик, черпачок, черпак ложки; черенок (черен) — ручка. По форме черенка бывают круглые строганные, круглые точёные (токарные), плоские, гранёные, овальные и другие; коковка — круглое утолщение на конце круглого или гранёного черенка, оно позволяет держать ложку в руках; хотя встречаются ложки и без коковки. Такие ложки имеют шарик на конце и утонченную шейку, соединяющую его с череном.

Галтель коковки-полукруглый переход от утолщения коковки к черенку; мостик-гребень — утолщение, соединяющий снизу лопасть с черенком и повышающий прочность ложки в целом. Лунка — выемка в лопасти для черпания пищи; гранка — прямая подрезка, переход от круглой части черенка около лопасти; шейка — боковой переход от черпачка к черенку; затылок — наружная (обратная) часть черпака.

История

Вероятно, ложка, столько лет существует, сколько, например, гончарный промысел, когда научились горшки лепить, обжигать и готовить в них жидкую пищу. А найденные черепки глиняные уходят в даль веков. Возможно, и появилось тогда подобие ложки.
Древнейшие ложки делались из дерева, кости и рога. Самые древние предметы деревянной посуды, найденные при раскопках, относятся к VI – II тысячелетиями до н. э., т.е. к концу каменного века — неолита.
Известно, что в Х веке дружинники князя Владимира пользовались деревянными ложками. При археологических раскопках в городе Новгороде, найдены ложки Х века, с резными черенками и с красивой формой черпака.

Ложки резали преимущественно из клена — дерева вязкого и с красивой текстурой. Есть, однако, ложки, сделанные из липы, осины и даже из березы. Древесина клена, липы и осины легко режется и не скалывается. Позжнее, стали делать ложки из «репчатого дерева». Под деревом репчатым понимался наплыв на стволе березы, именуемый — кап с красивой плотной древесиной, щеткой именовали нарост на корне дерева иначе – капокорень, подрепчатой древесиной считался кап и часть ствола.
Костяные ложки появились на Руси в IX в. и широко бытовали до середины XIII в. Часто эти массовые предметы довольно грубо сделаны. Ложки из рога, напротив, делали преимущественно на заказ, большая их часть украшена высокохудожественной резьбой.

Любой русский крестьянин мог вырезать ложку, хоть и не красивую, но использовать за столом было можно. Но затем возник промысел, именуемый ложечным, когда умельцы стали поставлять сначала ложки на обмен, а затем — на продажу. А когда покупаешь, то имеешь возможность выбрать ложку. Уже в те времена мастер изготавливал несколько специальных ложек, образцово-показательных и клал их на короб, и тем самым демонстрировал качество товара. Для этой ложки и термин свой имеется — лицевая.

До середины XI в. бытовали ложки с укороченной рукоятью. Затем произошло удлинение рукояти столовых приборов, что, вероятно, было вызвано появлением предмета интерьера — стола. Развитие формы черпака можно проследить: в период второй половины VIII — первой половины IX вв. преобладали ложки с большим черпаком овально-прямоугольной формы, вытянутым по осевой линии черена. Во второй половине IX в. черпак принимает округлые очертания, эта форма сохраняется до середины XI в., а с конца Х в. округлый черпак начинает приобретать очертания овала, перпендикулярного осевой линии ложки. Эта форма черпака возобладала к концу XI в. В XII—XIII вв. распространились ложки с длинной тонкой рукоятью и овальным вытянутым яйцевидным черпаком. Обычно ложки имеют уплощенный или мелко углубленный черпак. Такие ложки были предназначены для принятия или приготовления определенных видов пищи, как каши.

В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов повернута под углом по отношению к нему. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть — лопасть в конце уже, чем в основании.

На Руси первые серебряные ложки были отлиты в 998 году по приказу князя Владимира Красное Солнышко для его дружины. В повести временных лет упоминаются деревянные и серебряные ложки.

Бытовое обращение с ложками

Ложка была одной из немногих личних вещей крестьянина; ложки помечали, избегали пользоваться чужими. Ложка ассоциировалась с женским началом; ср. примету: если упадет ложка или вилка, то придет женщина, а если нож — мужчина (в.слав.). Ложка мужчины противопоставлялась остальным по размерам и форме. В Полесье «мужской» ложкой не разрешали мешать пищу, чтобы муж не ввязывался в женские дела и не ссорился с женой.

Предметом особого почитания считалась в семье старая деревянная ложка, принадлежавшая деду или прадеду; ее использовали для лечения больных (рус.). Широко известны запреты сжигать поломанные семейные ложки (а также старые иконы, снятые с петель своего дома непригодные двери) — все эти вещи следовало сплавлять по воде.

Обращение с ложкой регулировалось рядом бытовых правил и запретов. Украинцы следили, чтобы на столе не оказалось лишней ложки, иначе ею будут есть «злыдни»; если же это случалось, то лишнюю ложку бросали в печь, наказывая при этом «злыднем». Русские Олонецкой губ. также избегали класть на стол лишнюю ложку, считая, что ею пользуются проклятые дети. В др. местах, наоборот, хозяйки клали за обедом лишнюю ложку, полагая, что в этом случае в трапезе примет участие ангел Господень (рус. Владимир.).

На Черниговщине не разрешалось «вешать» ложку на миску, чтобы «злыдни не лазили в миску»; на Полтавщине не оставляли ложку на ночь в горшке, так как нечистый будет перебирать ими и тарахтеть, отчего дети не смогут заснуть. Запрет есть чужой ложкой мотивировался тем, что от этого в углах рта появятся «заеды» или на человека нападет обжорство (в.слав.).

Запрещалось стучать ложками и др. столовыми принадлежностями по столу — будет ссора или станут оговаривать соседи (бел.). Если постучать ложкой по посуде с молоком, то от этого не будет молока у коровы (гомел.). На Орловщине говорили: нельзя стучать ложкой по чашке, иначе коровы будут брыкаться. Перемывать ложки нужно осторожно, «не цокотить, а то люды будут балакать, а ворогы веселыться» (На Харьковщине стряпуха избегала стучать ложками, высыпая их на стол, «а то лукавый радуетця». Нельзя стучать ложкой по тарелке, так как этим скликаешь «злыдней» к столу (укр. Житомир.).

Перед едой ложку клали обычно выемкой кверху, что означало приглашение к еде; после же трапезы ложку переворачивали. Вместе с тем, в Орловской губ. не разрешалось класть ложку «вверх лицом» перед трапезой, иначе умрешь с раскрытым ртом и глазами. По поверью белорусов, во время поминальной трапезы после каждого приема пищи ложку нужно класть на стол (чтобы ею ели «деды»), причем непременно выемкой вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицами вниз.

Существовали особые правила пользования ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед злыдни» (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье).

По поверью словаков, если во время еды выпадет ложка из рук, значит человек не заслужил пищу или голоден кто-то из его близких. Поляки, белорусы, украинцы считали, что упавшая ложка предвещает скорый приезд гостей или сообщает, что спешит кто-то голодный. Украинцы Полтавшины говорили также, что ложка падает к покойнику либо к выходу девицы замуж.

Ложка в свадебном обряде

Две новые ложки были традиционным подарком для молодых. Иногда дарили одну ложку невесте, и та брала ее с приданым в новый дом. У всех славянских народов, хотя и не повсеместно, молодые ели на свадьбе одной ложкой, чтобы всю жизнь быть вместе. Русские связывали ложки молодых, приговаривая: «Как эти ложки связаны крепко-накрепко, так бы и молодые друг с другом связаны были». Украинцы Черниговской губ. во время свадебного обеда связывали две ложки красной ниткой, что символизировало брачные узы. Иногда ложку и вилку молодым клали черенками от них, чтобы они не ели во время свадебного обеда, либо их ложки клали крест-накрсст на одну тарелку.

Обычай красть или ломать ложки на свадьбе известен у русских: сваха во время обеда старалась взять потихоньку две ложки, чтобы у жениха велись овцы; если родители невесты замечали ее намерения, то не давали ложек и получался настоящий скандал (вологод.). В Орловской губ. поезжане крали по ложке, вылезая из-за стола.

В укр. бел. традиции фиксировался обычай ломать ложки, которыми угощались молодые или свадебные гости. В Ровенском у. мать молодой угощала гостей медом; ложку из-под меда гости обязательно должны были сломать. Украинки Черниговской губ., отведя молодых в амбар, предавались пьянству, скакали по лавкам, били горшки и ломали ложки. В Витебской губ. мать подавала молодым перед их уходом в опочивальню ложкой кашу из битой чашки; молодой ломал ложку, а черепок с кашей бросал на печь; иногда он бросал на печь и ложку с остатками каши.

В Вологодской губ. девушки загадывали жениху загадки, в частности спрашивали, «велика ли семеюшка»; жених показывал в ответ столько ложек, сколько человек в его семье. У русских Казанской губ. на следующий день после сговора родственники невесты ходили к жениху «смотреть ложки»; придя в дом жениха, они набирали старые ложки и, связав их, подвешивали к потолку на гвоздик.

Ложка в крестинном обряде

Русские, поляки, чехи дарили ребенку ложку на крестинах. Иногда на черенке такой ложки вырезали надпись с датой или инициалы. Во время крестинного обеда русские кое-где давали отцу ребенка сильно посоленной каши; съев ее, отец бросал ложку на полати, на печку или к порогу; в Калужской губ. эту ложку клали на матицу, чтобы ребенок рос выше. В Орловской губ. повитуха ставила на крестинах на стол горшок с кашей, а рядом клала две ложки, одну для сбора денег роженице, а другую для сбора денег себе; повитуха подносила гостям по стакану водки; те выпивали, закусывали кашей и клали в обе ложки по копейке. Одна из женщин, угощаясь кашей, умышленно нажимала на ложку, и та ломалась; это делалось для того, чтобы «переломить смерточку ребенка», чтобы он не умер. Ср. иную символику в черногор. проклятии: «Ложица му се сломила» (т. е. чтоб ему умереть, букв.: чтоб его ложка сломалась).

Крестинный обед завершался особым ритуалом. Бабка-повитуха выносила к столу горшок с кашей. На стол клали ломоть хлеба и втыкали в него ложки, собранные у всех сидящих за столом. Бабка обращалась к гостям с просьбой выкупать ложки. Кум, кума и остальные гости передавали ей заранее приготовленные подношения и разбирали ложки. Кашу ели, произнося приговор: «Дай Бог кашу на ложки, а младенцу на ножки».

Ложка в погребально-поминальных обрядах

Русские клали покойнику в гроб хлеб и ложку. Если умрет молодой женатый человек или замужняя женщина, то оставшийся супруг (или супруга) должен перемешать руками ложки, чтобы быстро жениться (или выйти замуж).

Во время поминок ставили лишний прибор и клали ложку для умершего. За столом зажигали свечу; для умершего ставили стакан с водой или водкой, клали блин, откладывали и отливали другой еды, клали ложку. Верили, что на поминки приходит не только умерший, но и все прежде умершие родные. За столом оставляли место для покойника, клали ложку (иногда под скатерть) и ломоть хлеба; пели «Вечную память» и «покойные» стихи. Прежде чем выпить первую рюмку, крестились и желали умершему «вечного покоя, царства небесного, рая светлого». На стол отливали из первой рюмки и откладывали первую ложку — для покойников.

В Польше и в Белоруссии за ужином под Рождество и Новый год не разрешалось поднимать упавшую ложку, так как верили, что она упала из-за вмешательстна умерших, незримо присутствующих за столом, Если во время поминального стола из рук хозяина падали хлеб, ложка или нож, то это предвещало, что в доме скоро будет покойник (Витебщина).

Белорусы после поминок складывали ложки в кучу и оставляли до утра на столе, чтобы быть всем вместе на «том свете»; на «деды» ложки складывали на ночь вокруг миски с поминальным блюдом, а утром по их положению судили о том, приходили ли ночью предки; если ложка оказывалась перевернутой, значит, ею пользовался умерший.

У русских было принято на поминках подавать новые ложки, которые после обеда гости уносили домой на память о покойном. По сообщению 1899 г., в Новгородской губ. «каждый посетитель по просьбе хозяев уносит с собой ложку, которою обедал, «на помин души», и дома потом обязан есть этою ложкою и всякий раз, как возьмет ее в руки, говорить: «Дай Бог царствие небесное». Случалось, что на поминках раздавали более 200 ложек.

Ложка в календарных обрядах

В различных обрядовых ситуациях ложки подбрасывали, воровали и даже ломали. В Калужской губ. на Вознесение женщины шли в рожь, готовили там яичницу и после еды бросали ложки вверх, приговаривая: «Как высоко ложка летает, так бы высока рожь росла». Украинцы на Юрия пекли блины и яичницу и, подбрасывая ложки кверху, говорили: «Шоб такэ росло жито и колосья, як тмя ложка» (Ровенская обл.).

У украинцев, белорусов, поляков, сербов известен обычай после ужина в Рождественский сочельник связывать ложки, чтобы летом скот не разбредался, по другим объяснениям — чтобы домашние мало ели (укр.), чтобы завязать птицам клювы и не позволить им клевать жито и похищать цыплят, чтобы скот не ел посевов (серб.), чтобы цыплята держались курицы (бел., пол,), чтобы семья собиралась вместе (гомел.), чтобы летом был урожай на полях (Житомир.), чтобы лен родился (брест,).

Поляки в Сочельник не клали ложки на стол, а держали их в зубах, чтобы не болела поясница; в Мазовии во время еды ложку не клали на стол, а поднимали кверху, чтобы предохранить себя от боли в спине и в зубах; подбрасывали ложкой горох, чтобы «бычки и телочки брыкались»; ударяли ложкой соседа по лбу, говори: «Кышь, вороны!»

Чтобы обезопасить поля от птиц и полевых вредителей, а скот от нападения хищников, в определенные праздники ограничивали использование приборов, особенно ложек. В Сербии хозяйка перед Юрьевым днем скрещивала ложки и связывала их со словами: «Связываю волку пасть». Сербы не пользовались ложками и вилками во время трапезы в Сочельник; их свяэывали, прятали, вешали возле курятника, чтобы хищные птицы не нападали на домашнюю птицу. Вечером в масленичное заговеньс мыли и связывали вместе ложки, вилки и ножи, после чего подвешивали их над очагом, на плодовом дереве, прятали в мешок или оставляли на чердаке. На следующий день, в Чистый понедельник, во время еды не пользовались ложками и вилками, чтобы хищние птици не клевали летом кукурузу.

В ритуале кормления Мороза накануне Рождества и в Велик день в каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложть Морозу ложку киселя или кутьи со словами: «Мороз, Мороз! приходи кисель есть; Мороз, Мороз! не бей наш овес!»; затем следовало перечисление растений и злаков, которые Мороз не должен был побить (ср. обычай кормления дедов-покойников и сочетание Дед-Мороз).

Ложка в народной медицине

В знахарской практике целебную силу имела ложка хозяина дома. На Украине полагали, что с помощью ложки умершего хозяина можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле. В Полтавской губ. ложку, которой ел старейший в роде (например, дед или прадед), называли «ведьмарской»; такую ложку высоко ценили и даже ссорились из-за нее; этой ложкой при боли и опухоли горла слегка надавливали больное место по девяти раз утром и вечером в течение трех дней, и при этом причмокивали губами и сплевывали.

У сербов знахарка при лечении от испуга махала над головой больного тремя ложками, а затем бросала их на землю и по их положенню судила о том, долго ли продлится лечение. Там же при лечении ячменя на глазу трижды прикладывали к нему нагретую ложку. На Украине нагретую серебряную ложку прикладывали к лицу при лечении «рожи».

В вост. Сербии при лечении болезни, называемой буба или власац, знахарка затыкала себе за пояс деревянную ложку и в заговоре называла себя мать ложек. При лечении и заговаривании болезней использовали «вилину ложку»; так называли одеревеневший гриб Phallus impudicus; по поверью, его выплевывали вештицы, которые едят человеческие сердца.

В народной медицине широко использовали воду, которой ополаскивали ложки. В Вятской губ. больную окатывали водой, слитой с трех ложек, вилок и ножей, и приговаривали: «Как ложки, вилки и ножи лежат спокойно, так, раба божья (имя), будь тиха и спокойна». Там же при подобных действиях говорили: «Как к ложкам ничего не пристает, к соли, так и к (имя) не пристало». В Архангельской обл. больного отводили в подпол и кропили водой через решето, в которое положены ножницы и три ложки. Под Иваново-Вознесенском во время родов обмывали ложки и скобы у дверей и этой водой обрызгивали роженицу «от сглаза».

Ложка в качестве оберега

У южных ложку привязывали в качестве оберега на шею теленку или жеребенку. Молодая носила во время свадьбы ложку на голове. Когда роженице нужно было выйти из дома, она затыкала ложку за пояс. Русские Заонежья считали, что когда беременной женщине нельзя избежать прощания с покойником, ей следует положить себе за пазуху в качестве оберега крашеную деревянную ложку. Украинцы на Карпатах полагали, что можно распознать ведьму, если во время службы в церкви держать за пазухой ложку, которой мешали еду, готовя рождественский ужин.

Любовная магия

На Украине ложку парня или девушки использовали в любовной магии. На Черниговщине выражение ложку прыпалыты обозначало «очаровать»; на вечерницах за столом девушка старалась подсунуть свою ложку парню; потом она прижигала ее и уже никому не давала; таким образом она пыталась приворожить к себе парня.

Гадание по ложке

Ложка в гаданиях. У всех славян ложки использовались для гаданий, главным образом о жизни и смерти. На Украине и в Белоруссии в ночь под Рождество члены семьи оставляли после ужина свои ложки на столе, складывая их венчиком на бортик миски с остатками кутьи, или втыкали их в кутью; считали, что если ложка за ночь упадет или перевернется, то ее владелец в этом году умрет. В Белоруссии гадали с ложками и в масленичное заговенье; оставляли их на ночь на столе, а наутро смотрели: чья ложка перевернулась, тому суждено умереть в течение года.

У юж. славян женщины гадали в Сочельник по ложкам о том, кто из них в следующем году умрет, выйдет замуж или родит ребенка. В зап. Сербии после ужина в Сочельник все члены семьи складывали свои ложки в сито и утром проверяли, появились ли за ночь на ложке какие-нибудь следы; если они появлялись, то это сулило счастье владельцу ложки в наступающем году. После ужина домашние относили свои ложки на дерево и оставляли там на ночь, а утром проверяли: чья ложка упала с дерева, тому в этом году суждено умереть.

Гуцулы гадали с ложками под Новый год, устанавливая их после ужина на лавке, прислонив к стене: если одна из ложек упадет, то это предвещает ес хозяину смерть. В Рождественский сочельник бросали ложки через голову: если она упадет тонким концом к дверям, то это сулит человеку скорую смерть. На Крещение гадали с ложкой, бросая ее перед собой: если ложка ляжет вверх выемкой, то будешь здоров, а если наоборот — умрешь.

В Костромской губ. девицы в Семик завивали березку и варили общую кашу; после трапезы бросали ложки через березку: куда упадет ложка черенком, оттуда будет и суженый. У сербов знахарка гадала с ложкой об исходе лечения: она кидала ложку и смотрела на то, как она упала: если ложка оказалась выемкой книзу, то это сулило неблагоприятный исход лечения, и наоборот.

Ложки, наполненные водой, выносили на ночь на улицу: если вода замерзала с ямочкой, то это сулило человеку смерть, а если с бугорком » то жизнь (рус.).

В Польше девушки под Рождество выходили во двор с ложками и встряхивали ими: в какой стороне залает пес, оттуда придет и жених; иногда они собирали ложки со всего дома, колотили ими о двери и слушали, откуда отзовется пес. В районе Карпат девушки под Новый год выбегали во двор с мешалками (длинными ложками) и стучали ими по срубу колодца: если эхо отзывалось сразу, то это сулило скорое замужество; если же доносилось двойное эхо, то девушке предстояло дважды выходить замуж.

Ложки в быличках и поверьях

В быличках умершие, посещая свой дом после смерти, проявляют особый интерес к ложкам: они раскладывают их, стучат ими или разбрасывают по дому. После смерти ходят и стучат ложками ведьма и знахарь, которые не сумели передать кому-нибудь свою силу. Эти действия часто объясняли обидой умерших родственников на то, что им не оставили на столе пишу после «дедов». В Лесковце рассказывали, что вампир, придя к себе домой ночью, сгребает ложки и разбрасывает их.

После «дедов» ложки и другую посуду полагалось оставлять на столе для умерших. В быличке описивается, как домочадцы в нарушение правил вымыли посуду: «Да як полегли спать, да лопоче щось, браскае ложками, браскае. Ну вони думають, що цэ таке, побачили, шо би кури лопочать у ложках» (Житомир.). По рус. быличке из Курской губ. ведьма приходит ночью в дом к мужику, «по полкам шарит, настольник (скатерть) по столу расстелит, ложки разложит».

Ложка (бутырка, весёлочка, возилка, долго-носка, долгочеренка, загибка, каробка, кержанка 1, коковка, копалка, коренушка, крестовка, лапёшка, ложка баская, ложка белая, ложка бурлацкая, ложка востроносая, ложка гладкая, ложка корневая, ложка писаная, ложка полубаская, ложка соусная ложка хохлацкая, лотачёк, лузка межеумка, наливка, носатка, рьшка серебрушка, сибирка, хлебалка, шалаболка, шевырка).

Деревянный, костяной, металлический предмет для зачерпывания жидкой и рассыпчатой пищи. Представляет собой круглую или овальную вогнутую, неглубокую емкость на длинном или коротком, плоском или круглом черенке (иначе черенок называли «стебло», «рукоять», «цавье»). Изготовление ложек с короткими черенками объясняется тем, что их помещали в ставцы, служившие индивидуальной и дорожной посудой. Ложки украшались росписью (широко известны — хохломская, северодвинская, палащельская роспись) или резьбой.

Использовались ложки как в городах, так и в крестьянских хозяйствах, подавались к столу в будние и праздничные дни и долгое время, пока не появились вилки, служили единственным приспособлением для приема пищи.

Существовали особые правила пользования ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Соблюдались различные приметы, связанные с ложками.

Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед злыдни» (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье).
Считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра.

Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами.

К ложкам относились бережно, ценные ложки носили при себе в футляре, а простые деревянные хранили дома в ложечниках — полках для ложек или ложечницах — специальных корзинах для хранения ложек.
Широко применялась ложка и в обрядовых действиях.

В родильной обрядности во время крестильного обеда подавались на стол ложки красного цвета, при подаче на стол первой каши пили за здоровье новорожденного, при второй каше отец втыкал все ложки в кашу и требовал за них выкуп («кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку»). Кроме того, отцу новорожденного давали ложку каши с солью («пересол» или «бабкину кашу»), добавив туда острые приправы: горчицу, перец, хрен, уксус — и посыпав сахаром. Он тоже должен был вытерпеть муки, как и мать при рождении ребенка, еще это объяснялось, как очищение отца, оскверненного рождением ребенка, с помощью соли, которая являлась оберегом от нечистой силы. Съев ложку такой каши, отец новорожденного закидывал ложку на полати и прыгал по избе со словами: «Дай Бог, чтобы так новорожденный вспрыгивал».

В северных губерниях на крестинном обеде повитуха ела очень круто сваренную пшенную или гречневую кашу с медом черенком ложки, стараясь съесть кашу как можно быстрее, чтобы новорожденный начал скорее говорить.
На крестинах было принято также гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадет кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится еще один мальчик, если вогнутой — то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложки, а молодец на ножки».

Во время свадебного ритуала ложки, повернутые лопастью к сидящим, выкладывались перед женихом и невестой перед венчанием за «тихим» столом; эти ложки сваха после трапезы забирала с собой для молодых. За свадебным столом для жениха и невесты существовал запрет на участие в пире, поэтому перед ними ставили пустое блюдо и клали ложки черенками к краю стола или связанные ручками в разные стороны. При разрешении им принимать пищу соблюдались определенные правила: молодые должны были есть одной ложкой из одного блюда, пить из одного стакана и т. д. При подаче новобрачным каши они ели одной ложкой, черпая три раза, молодым давали по три ложки молока, одной ложкой ели молодые и яичницу. Две ложки вместе с другими предметами утвари и свадебным хлебом (баенником) зашивали в скатерть, которая расшивалась новобрачными после бани. На «блинках» (угощение молодых тещей в их первый приезд) молодой брал на ложку яичницу, складывал деньги и подавал теще. На поминках для умершего ставили отдельный прибор либо на общий стол, либо на особый стол в углу под образами, ложку выкладывали черенком к иконам или под скатерть, помещая сверху кусок хлеба. Первую ложку (или первые три) каждого блюда и первый стакан водки отливали покойнику на угол стола. Вначале поминок все пробовали кутью, которую нужно было взять ложкой три раза. Есть за поминальным столом полагалось только ложками, использовать вилки и ножи не разрешалось.
На Урале в сорочины хозяева старались накормить не менее сорока человек и раздать сорок ложек. Получали деревянную ложку после поминального обеда на память о покойном и гости в северных губерниях. В календарной обрядности накануне Рождества, в Крещенский сочельник и на Пасху хозяин брал ложку кутьи или овсяного киселя, выходил на порог сеней или влезал на печь и, бросив ложку кутьи или киселя в окно, приглашал Мороза поесть, чтобы он за это не портил лен, коноплю и овес.

Во время ряжения на святках ложка наравне с морковью, кукурузой, колокольчиками, поленом использовалась в качестве фаллического символа при обозначении наготы. Употреблялась ложка в гаданиях.

В Вятской губ. девушки наливали в столовые ложки воду и ставили их в сени, когда вода замерзала, приносили ложку в избу и смотрели: если замерзшая вода образовывала «пупочек», то это значило, что загадывающая проживет наступающий год хорошо, образование «ямки» означало смерть. После ужина перед Филипповским (Рождественским) постом хозяйки определяли судьбу членов своей семьи. Оставив на столе ложки или вынеся их с водою в сени, утром смотрели: чья ложка будет опрокинута на спинку или в чьей вода замерзнет «логом» (с углублением) — того ожидает несчастье или смерть.

Во время масленичной недели ложку вместе с чашкой приносил кум своему крестнику, родившемуся в этом году. В Курской губ. на Маргоскиной неделе (вторая неделя после Пасхи или неделя Жен Мироносиц) женщины, съев яичницу, подбрасывали вверх ложки и кричали: «Родись, лен, такой-то здоровый и высокий». У кого ложка взлетала выше, у того и лен должен вырасти лучше. На Вознесенье (за десять дней до Троицы) во время мужского гуляния в лесу парни, отправив пастись лошадей, запекали в чугуне яйца, выпивали по стакану купленной вскладчину водки, съедали яичницу, после чего бросали вверх ложки и приговаривали: «Как моя ложка легко летит вверх, так чтобы и мои лошади веселы были, поигрывали!» В период сенокосной страды женщины, оставшиеся дома, шли обычно «мыть ложки», т. е. помогали по хозяйству тем соседкам, у которых в семье было много косарей. В Великолуцком у. Псковской губ. в начале жатвы принято было варить крутую кашу из свежих ржаных зерен, при этом хозяйка дома ударяла каждого ложкой по лбу и приговаривала: «Будь сыт одной кашей!»

В народной медицине использовали ложку в различных способах лечения. В Вологодской губ. при лечении испуга зачерпывали ложкой воду из блюда и поливали на четыре утла стола; затем снимали воду ложкой обратно в блюдо и этой водой лечили человека или скот. Чтобы избавиться от лихорадки, нужно было набрать воды из трех колодцев и облиться этой водой на двенадцати зорях: шести вечерних и шести утренних, начиная с головы, через решето, поставленное на голову, в котором черенками крест-накрест лежали четыре ложки. Сквозь решето с лежащими в нем ложками, ключами и другими предметами поливали наговоренной водой ребенка при лечении сглаза в с. Кильце Мезенского у. Архангельской губ. Существовало поверие, что за столом нужно положить лишнюю ложку и кусок хлеба игошу, т. е. безрукому, безногому невидимому духу, чтобы он не мог подшутить над человеком, когда тот торопится и что-либо делает без молитвы.

Ложка упоминалась в пословицах, поговорках, загадках: «Ложкой кормит, а стеблом глаз колет» (о том, как делая кому-то добро, потом получаешь попреки за это); «По два гриба в ложку, а третий к стеблу пристал»; «Не по две воложки (грибы) на одну ложку»; «В час по чайной ложке» (очень медленно); «Дорога ложка к обеду»; «Если просо в Петров день с ложку, то будет его и на ложку»; «В бочке меда ложка дегтю» (говорили о чем-то неудавшемся, не получившимся); «На красную ложку жить» (жить, как в праздник); «Пора играть в ложки» (говорили, приглашая к столу); «Работник из чашки ложкой» (о ленивом, но любящем поесть человеке); «Бегут голубочки к одной полубочке» (ложки и чашка щей); «Полно корыто людей набито» (миска с ложками). «Деревянка (деревяга, деревячка, деревяшка) везет, сечка сечет, Емельян на возу поворачивается» (так называли ложку в загадках в Екатеринбургской, Нижегородской, Новгородской, Тамбовской губ.).

Термин ложка был известен в Киевской Руси уже в X в. Ею пользовались дружинники князя Владимира. В XVII в. массовое производство ложек известно во Владимирской, Вятской, Нижегородской, Московской губ., слободах Сергиева Посада и др. Особенно много изготовляли ложек в Семеновском у. Нижегородской губ. — до 3 млн. штук в год (здесь они получили различные названия: «баская», «полубаская», «тонкая», «рыбка», «межеумка»), отсюда ложки развозились по всей России. Термин ложка распространен в России повсеместно.

  • Ложка баская. То же, что ложка, деревянная, продолговатой формы с тупым носом и резным черенком, украшенная росписью. Семеновский у., Нижегородская губ.
  • Ложка белая. То же, что ложка, деревянная, без росписи. Семеновский у., Нижегородская губ.
  • Ложка бурлацкая. То же, что ложка, деревянная, большая, грубой работы, без росписи. Семеновский у., Нижегородская губ.
  • Ложка востроносая. То же, что ложка.
  • Ложка гладка. То же, что ложка, деревянная, не украшенная росписью. Нижегородская губ.
  • Ложка корневая. То же, что ложка, изготовленная из корня дерева. Шуйский у., Владимирская губ.
  • Ложка писаная. То же, что ложка, деревянная, украшенная росписью. Нижегородская, Ярославская губ.
  • Ложка полубаская. То же, что ложка, более округлой формы, чем баская, с простым черенком, без росписи. Семеновский у., Нижегородская губ.
  • Ложка соусная. То же, что ложка, глубокая, с крутым изгибом черенка или стебля, предназначенная для разливания соусов и подливок.
  • Ложка хохлацкая. То же, что ложка, с хохломской росписью. Нижегородская губ.
  • Ложкомоика. То же, что лохань, небольшого размера, широкая, бондарной работы, использовавшаяся для мытья посуды.

Пословицы и поговорки Адамова вилка, ложка, пальцы, горсть.
Баба с кашкою, а дед с ложкою.
Бедному с богатым судиться — лучше в ложке утопиться.
Без ложки и добрый едок станет.
Без снорову, и ложку мимо уха пронесешь.
Бельмы по ложке, не видят ни крошки.
Богатого ложка ковшом, убогого ложка веселком.
Был бы обед, а ложка сыщется.
Было бы хлёбово, а хлебалку (ложку) найдем.
В бочку мёда да ложку дегтя не кладут.
В ложке Волги не переедешь.
В чужую жену чёрт ложку мёду кладет.
Весной вёдро дождя, ложка грязи; осенью ложка воды, ведро грязи.
Видел татарин во сне кисель, так не было ложки, лег спать с ложкой — не видали киселя.
Видя мышь кошку, забыла и ложку.
Вилкой, что удой, а ложкой, что неводом.
Вмешался, как пест в ложки.
Вокруг ямы с булавами, вкруг чашки с ложками.
Воришка спроворил ложку, украл.
Всей удали у него — что за ложкой потеть.
Всучить кому щетинку. Влить кому щей на ложку.
Вымыла ложки, да вылила во щи.
Глаза что ложки, не видят ни крошки.
Голова с дежку, а ума с ложку (дёжка, дежа — деревянная кадушка для приготовления теста).
Голова с пивной котел, а ума (мозгу) ни ложки.
Гости накатали — а ложки не мыты!
Гость по гостю, а ложки не мыты!
Грех дуть в ложку, а обжечься не дувши грешней того.
Два гриба на ложку (а третий к стеблу пристал)!
Дорога ложка к обеду.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
Досужа кума: ложки вымыла, и щей налила (в щи слила).
Дурак правду по капле принимает, а лесть по ложке.
Дурака пошли по ложку, а он тащит кошку.
Едоку и ложкой владеть.
Ел мужик щи с кашей долго: положил ложку, распоясался, перевел дух, да и начал снова!
Если просо в Петров день с ложку, то будет его на ложку.
Ешь — не капь, возьми ложку да ешь понемножку.
Жениху ложку наопако (т. е. он не ест перед венцом, садясь однако же за стол).
Животы (животина) у старца только плошка, да ложка.
За обедом до ложки все подхлебали, и на ужин не осталось.
Заболтался (замешался), как пест в ложках.
Запасливый гость без ложки не ходит (а бурлак ее на шляпе носит).
И заика ложку мимо ушей не проносит.
Из одной плошки, да не одной ложкой.
К своему рту ложка ближе.
Кашка на ложки, а молодец на ножки!
Коли мёд, так и ложку.
Коровушка с кошку, надоила с ложку.
Корочку отрежь, да хоть ложкой ешь! (о недопеченом хлебе).
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам.
Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая.
Красна ложка едоком, лошадь ездоком.
Красная ложка на столе, наломается, а охлебается, под лавкой наваляется, обдержится, оботрется.
Красненькая ложечка охлебается, под лавкой валяется.
Кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку (от обычая на крестинах).
Куцая дворня мужику не ровня: ложкой не хлебает, с тарелки лакает.
Ладно со своей ложкой да по чужим обедам.
Ладно,а со своей ложкой, да по чужим обедам.
Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.
Летом ложкой, а зимой спичкой (молоко).
Ложка злыдарка, коли украдешь ее, то приносит зло.
Ложка не кошка, рта не оцарапнет.
Ложка узка, таскает по два куска, развести пошире, вытащит четыре.
Ложка в бане не посуда; девка бабе не подруга.
Ложка злыдарка (т. е. украденная) приносит зло.
Ложка ко рту пришла, да в кувшин не лезет.
Ложка меду, а бочка дегтю, т. е. перемежкой; но обыкновенно говор. в др. смысле: бочка мёду, а ложка дегтю все испортит.
Ложка мёду, а бочка дегтю, так на свете живется. Кадка (бочка) мёду, ложка дегтю: все испортит.
Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!
Ложкой кормит, а стеблом (её) глаз колет, попрекая.
Ложкой кормят, а чевейком глаз копают.
Ложкой моря не исчерпаешь.
Ложку за окошко даром не выкинешь.
Мастер — из чашки ложкой.
На готовое с ложкою.
На незванного гостя не припасена и ложка.
Наш Мирошка ест и без ложки (подбирает и крошки).
Не каша кормит, ложка; не припас стряпает, а руки.
Не красна ложка, да хлёбка.
Не ложкою (стол красен), а едоком, не лошадью (славится дорога), а ездоком.
Не ложкою, едоком; не лошадью, ездоком, берут (славятся).
Не мешайся пест с ложками.
Не по две морошки в (на) ложку!
Не тебе мою кашу хлебать — ложку замараешь.
Не хлебать, так и ложки не держать.
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.
Ни ложки, ни плошки в доме.
Ни пест, ни ложка. Наш Мирошка ест и без ложки (подбирает и крошки).
Ни рыба, ни мясо. Ни пест, ни ложка.
Новая ложка — с полочки на полочку, а состареется — по подлавочью наваляется.
Один с сошкой (т. е. работник), а семеро с ложкой.
Он ложкою кормит, а стеблем (череном) в глаз колотит, попрекает за добро свое.
Он тебя и в ложке утопит. Я тебя в ложке воды утоплю!
Отец с сошкой, а чада с ложкой.
Первому гостю первое место и красная ложка.
По две воложки на ложку. (Воложь ж. арх. жир, сало на животном).
Помощник — из чашки большой ложкой.
Попал в люди, как пест в ложки.
Похлебал, да и ложку облизал, совсем, и выхлебал все.
Пришлась ложка ко рту, да хлебать нечего (да в кувшин не лезет).
Рад в ложке утопить.
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
Сверху подгорело, с земли подопрело, а в середке, хоть и ложкой скреби.
Семеры едоки, да все чудаки: только ложки полощат (плохо едят).
Сладок мёд, да не по две (ложки) в рот.
Словно впотьмах ложкой рта ищет.
Смысл не селянка: ложкой не расхлебаешь
Снова ложка красна, а охлебается, под лавкой (под горой) наваляется.
Скупой сулит в дежке, а дает в ложке (дёжка, дежа — деревянная кадушка для приготовления теста).
Собрался, как голодный на кисель. Со своей ложкой пришёл.
Станем заводить артельщину: работа ваша, харчи ваши, а наше брюхо да ложка.
Сухая ложка рот дерет (о взятках).
Тараньей юшки ложкой не мути, костлява.
Тит, поди молотить! — Брюхо болит. — Тит, поди кисель есть. — А где моя большая ложка?
Ты ему ложки, а он тебе плошки.
Употчевали гостя липовым лещом (т. е. одной ложкой).
Употчивали гостя липовым лещом, ложкою, а есть нечего.
Хлебнул, да ложку на полати (на печь) метнул, так вкусно.
Хороша ложка к обеду, а ум к совету.
Хоть ложки мыть, да в миру быть.
Хоть ложку деревянную, да украсть что-нибудь с постою надо.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
Шилом моря не нагреть. Ложкой моря не исчерпать.
Это буря в лоханке. Это потоп в ложке.
Я бы его в ложке утопил. Он тебя и в ложке утопит.
Я тебе улью щей на ложку!
Яство сладенько, да ложка маленька.

Источник

Оцените статью