- Лонжерон: для чего нужен, как ремонтируют и другие нюансы
- Что такое лонжерон, для чего нужен
- Что собой представляют лонжероны автомобиля
- Что это такое, как выглядит и где находится
- Для чего нужны
- Особенности конструкции
- Виды лонжеронов
- Преимущества и недостатки конструкции
- Причины и последствия деформации
- Изгиб с течением времени
- Если лонжероны погнуло после ДТП
- Трещина или полный разрыв
- Заключение
Лонжерон: для чего нужен, как ремонтируют и другие нюансы
В этой статье будем выяснять, что такое лонжерон, возможно кто-то ещё об этом не знает.
Также предстоит выяснить, для чего он вообще нужен и как его ремонтировать. Если давать чёткое определение слову, то можно сказать, что это самый главный элемент конструкции транспортного средства, своего рода каркас, который располагается по всей длине машины.
Лонжероны активно используют не только в автомобильном мире, ещё их хорошо знают в жд и авиастроении. Два лонжерона, из которых состоит автомобиль, крепятся специальной рамой. Для того чтобы их между собой закрепить, необходимо приварить специальные кронштейны.
Как все уже смогли понять глядя на картинку, лонжерон – некий автомобильный хребет, который позволяет ему выдерживать большие нагрузки.
Кстати, раньше о прочности никто и ничего не слышал, этот силовой элемент делали из дерева. Создатели много экспериментировали, прежде чем прийти к сегодняшнему видению лонжерона. После дерева стали использовать метал, в середину устанавливали поперечную раму, которая походила на букву Х. Сегодня лонжерон – это основная и неотъемлемая часть любого транспортного средства.
Увидеть его просто так не получится, конструкция находится по бокам днища ТС. Чтобы увидеть хотя бы часть лонжеронов нужно будет подбираться к автомобилю снизу. Размещают их по-разному, в зависимости от того какое это транспортное средство, какая модель и т.д.
Может ли автомобиль быть без лонжерона? Теоретически да, но вот на практике машине приходится выдерживать большие нагрузки, а значит нужно что-то, что сможет перенимать часть ее на себя. Кроме этого, лонжерон обладает следующими важными функциями:
— Амортизация. То есть деталь способна распределить нагрузку по всем частям машины.
— При ДТП лонжероны большую часть удара принимают на себя. У пассажира и водителей увеличиваются шансы либо не пострадать, либо хотя бы выжить.
— Благодаря лонжеронам снижается общая масса кузова.
— И, конечно же, он улучшает управляемость автомобиля.
Не секрет, что, как и любая деталь, лонжероны со временем начинают портиться и приходят в негодность. На металл приходится большая нагрузка, конструкция может просто не выдерживать и не справиться с большими массами. Под тяжестью появляются трещины, которые впоследствии могут привести к полному разрушению лонжеронов. Нарушить геометрию может и авария. Главное – вовремя заметить неисправность. Если вы попали в ДТП, то после обязательно покажите авто специалистам.
Можно конечно махнуть рукой и отложить на потом, как в принципе это часто и происходит. Но не удивляйтесь, если однажды вы заметите, как ваш автомобиль начинает вести в правую сторону, а шины быстро изнашиваются. Нарушение геометрии кузова – это серьёзно. Это знаете, как не прийти к стоматологу, когда у вас выпал зуб. Вроде бы ничего страшного, но со временем челюсть начинает «ехать». Так и с автомобилем.
Ремонтируем лонжерон. Если случилось так, что ремонта не избежать, важно понимать, что, во-первых, это не быстрый процесс, а так же не дешёвый. Экономить в данном случае не рекомендуется. Выбирайте профессионалов своего дела и автомастерские, которые успели себя зарекомендовать.
Обычно при ремонте лонжеронов необходимо демонтировать все основные узлы и детали авто. В случае, если от удара некоторые из них были разрушены, то смысла в ремонте не будет. Когда на конструкции образуются трещины, их обычно заваривают специальным аппаратом. Впрочем, если деталь сделана из алюминия или титана, то способ с завариванием можно сразу отмести.
Автомобилисты, которые точно понимают для чего им нужен лонжерон, задумываются о том, как же можно усилить конструкцию. Кто-то отправляется на СТО с целью добавить ещё ребра жёсткости. Эксперты считают, что делать это нужно если ваша машина задействована в каком-нибудь спорте, или вам приходится ездить в более тяжёлых условиях. Опять же, даже такое желание нужно не только взвешивать в своей голове, но и обговаривать со специалистами. Если всё в порядке с геометрией кузова, с автомобилем в целом, то лучше к подобному не прибегать.
Источник
Что такое лонжерон, для чего нужен
Конструкционные, особые элементы кузова в форме трубы или продольной балки, что проходят по всей длине машины. Это и есть лонжероны, которые соединяются с рамой с помощью поперечин. Так создаётся прочный остов, выдерживающий кузов и другие элементы автомобиля.
Что собой представляют лонжероны автомобиля
Происхождение слова от французского глагола longeron, означающего продольное движение. Термин встречается не только в автомобилестроении, но и в авиационной, судоходной и железнодорожной сферах. Лонжерон находится спереди или сзади авто, а также может проходить по всей длине кузова.
Что это такое, как выглядит и где находится
Лонжерон в автомобиле выполняет очень важные функции. Его конструкция состоит из труб и перемычек, устанавливаемых поперечно. По сути, это две продольные балки, расположенные по всей длине автомобиля — спереди и сзади кузова. Внешне напоминает металлический профиль или коробчатую сетку. Данные элементы похожи ещё на лестницу, поэтому автомобилисты их часто называют «лестничными».
На лонжероны привариваются особые кронштейны. Они предусмотрены для фиксации различных агрегатов автомобиля.
Для чего нужны
Детали делаются из очень твёрдого металла, способны выдерживать большой вес. Они поглощают ударные нагрузки, вибрации, получаемые автомобилем при передвижении по различным дорогам. Лонжероны нужны для усиления элементов днища и пола багажника (легковые авто) или чтобы полностью брать на себя все нагрузки (грузовики, рамные внедорожники).
Другая функция лонжеронов — амортизация. Беря на себя колебания, деталь распределяет нагрузку по всем частям машины. Трубы эффективно поглощают деформационные искажения. Поэтому они сделаны максимально жёсткими, но не везде. На самом деле, современный лонжерон — это конструктивно очень гибкий узел с программируемыми зонами деформации. В противном случае он не смягчал бы удары, поглощая их, а передавал в салон.
Так, лонжероны передней части автомобиля специально изготовлены с большей способностью к деформации. Благодаря этому, во время столкновения детали принимают разрушительную ударную волну на себя, не давая ей идти дальше.
Особенности конструкции
Как же удалось инженерам придумать такой универсальный вариант.
Делают это несколькими способами:
- уменьшают толщину стенок металлической балки, создавая переменное сечение;
- прорезают сквозные отверстия в зонах, наименее нагруженных массой кузова;
- создают на металле извилины, позволяющие лонжеронам складываться при лобовых или боковых ударах, а не ломаться.
Ещё одной особенностью лонжеронной системы является то, что балки располагаются всегда попарно, соединяясь перемычками. Это образует несущую конструкцию или раму, обеспечивающую жёсткость кузова.
Лонжерон — это швеллер. В самых нагруженных зонах кузова, например, под двигателем, водительским и пассажирскими сидениями, сечение его увеличено, металл очень прочен. А в местах, куда приходится максимальная ударная волна при столкновениях, профиль сделан тонким, выступает в качестве демпфера.
Виды лонжеронов
Лонжероны могут быть составными или цельными. В первом случае выглядят как набор металлических элементов. Это сравнительно лучший тип, чем цельный, так как даёт возможность хотя бы какого-либо восстановления. Составная лонжеронная система делится на переднюю, среднюю и заднюю части.
Существуют и разные формы лонжеронов. К примеру, на тяжёлых внедорожниках и грузовиках они встречаются в виде буквы «П», формируя кузовную раму. На легковых авто лонжероны не лестничного типа, так как кузов в данном случае несущего типа.
Вот какие они бывают.
- Горизонтальные. Трубы лежат параллельно друг другу. Данная конструкция характерна для машин с повышенной проходимостью.
- Изогнутые. Балки расположены вдоль днища, повторяют его контуры. Такая конструкция повышает пассивную безопасность.
- Вертикальные. За счёт такого расположения получается плоский автомобильный пол, существенно сниженный, по сравнению с традиционными моделями.
- Под углом.
Каждый из перечисленных вариантов можно встретить на автомобилях, включая внедорожники и даже грузовики. Однако чаще на грузовых автомобилях применяется традиционная горизонтальная схема, при которой лонжероны могут идти не только параллельно, но и под углом. Последний вариант делает машину более маневренной, она легче входит в поворот.
Отдельно стоит упомянуть поперечины. Они выполняют функцию рёбер жёсткости, размещаться могут перпендикулярно, X-образно или в виде буквы «К». Делаются из стального профиля, часто изгибаются под нужным углом. В легковых машинах поперечины крепят сваркой, а в грузовых — фиксируют на заклёпках.
Преимущества и недостатки конструкции
Главное преимущество лонжеронной конструкции — лёгкий вес, гибкость и прочность. Машина не теряет маневренности, обеспечивается высокий уровень управляемости, а за счёт передовых технологических решений — ещё и пассивная безопасность. Если первые автомобильные кузова строились на основе тяжёлой и прочной рамы, то сегодня в моде безрамная компоновка, основу которой составляют гибкие лонжероны — самые настоящие силовые элементы несущего кузова.
К сожалению, имеются и недостатки:
- при авариях и столкновениях повреждаются агрегаты машины, закреплённые на лонжеронах — мотор, КПП, подвеска;
- сложность ремонта из-за особенностей конструкции.
Передний и задний лонжероны намертво крепятся к кузову сваркой. Жёсткость кузова и степень противодействия изначально рассчитываются на заводе инженерами. По этой причине, после какого-нибудь серьёзного повреждения деталь изменяет первоначальные свойства, она больше не может выполнять прежние функции. Проблема ремонта — в неспособности обеспечить необходимые параметры лонжерону после деформации. Балку надо снова присоединять к кузову сваркой, что трудно сделать при повреждениях. Куда проще вырезать и установить новый кусок материала.
Продлить ресурс лонжеронной конструкции автомобиля поможет усиление ещё на начальной стадии эксплуатации. Надо установить ремонтные заплатки, но только на лонжероны, не имеющие очагов сквозной коррозии!
Причины и последствия деформации
Со временем металл под действием переменных нагрузок поддаётся эффекту усталости — на нём образуются трещины. Уже лет через десять прочная на вид конструкция слабеет, теряет былую выносливость. Не помогает ни азотирование, ни химико-термическая обработка. При попадании авто в ДТП, лонжероны сильно деформируются, одновременно ухудшая общие технические характеристики автомобиля. Возможно смещение двигателя, деталей подвески и трансмиссии. Да и весь кузов теряет заложенную прочность и геометрию, когда лопается лонжерон. Именно поэтому при осмотре машины на вторичном рынке специалист в первую очередь проверяет эти детали.
Легче восстанавливать рамную конструкцию. На несущих конструкциях дела обстоят намного хуже: здесь лонжерон выступает частью кузова, и в особо неудачных случаях менять его бессмысленно или просто невозможно.
Изгиб с течением времени
Лонжерон поддаётся ремонту при слабом, не резком изгибе. Для этого используется гидравлический станок растяжки или лебёдка. Резкий изгиб с острым углом — это уже потеря основной формы. Такой элемент практически невозможно восстановить: целесообразнее заменить часть трубы или всю балку.
Продольный изгиб прямого стержня — известная проблема в инженерии. Прямолинейная форма со временем теряет устойчивость.
Если лонжероны погнуло после ДТП
Детали просто сминаются, теряют начальную форму. Если лонжерон погнуло не сильно, его удастся выпрямить на стапеле, каролинере. Если же он лопнул от удара, ремонтировать нет смысла. Остаётся только вариант переварки, частичной или полной. Старая часть срезается болгаркой, затем устанавливается новый кусок трубы. Обязательна антикоррозийная обработка деталей и покраска.
Одновременно с лонжеронами, после аварии страдают такие части кузова, как дверные разъёмы, крылья, изменяется положение подвески и двигателя, нарушается форма подвески, на наружной части кузова образуются трещины.
Трещина или полный разрыв
Небольшие трещины и незначительные повреждения могут ремонтироваться. Помощь в данном случае окажет сварочный аппарат. Надо аккуратно заварить трещины, если детали не алюминиевые или титановые: такие лонжероны плохо свариваются.
Полный разрыв лонжерона — это плохо. Страдает вся конструкция кузова, особенно несущего типа. Чаще остальных повреждаются без возможности ремонта передние лонжероны автомобиля.
Последствия деформации или разрушения лонжерона крайне негативны для машины. Неправильный развал и повышенный износ шин, увеличение люфта между деталями кузова, снижение кузовной безопасности, — лишь несколько примеров печальной развязки. На высокой скорости слабая жёсткость кузова может привести к потере управляемости, травмам и человеческим жертвам.
Проверяются лонжероны грамотно только на стенде. Однако есть несколько способов это сделать и без оборудования. Если плохо запираются двери, крышка багажника, наблюдается неправильный развал/схождение колёс, визуально осмотрите детали. Наличие трещин, очагов коррозии — повод срочно обратиться за помощью в автосервис!
Заключение
Лонжерон отвечает за безопасность автомобиля, так как является основным несущим элементом. Поэтому устойчивость к деформациям и жёсткость кузова возложена на него. Владельцу нужно регулярно следить за его техническим состоянием, осознавая все печальные последствия разрушения. Внутри лонжероны пустотелые. Это приводит к скапливанию грязи и влаги — спутников наступающей коррозии. Поэтому рекомендуется хотя бы раз в год проводить диагностику, а перед зимними месяцами наносить антикоррозийные смеси.
Источник