Лисичкин хлеб что это значит

«Лисичкин хлеб»: краткое содержание

Рассказы Пришвина не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Так же и рассказ «Лисичкин хлеб», повествующий о превращении обычного черствого хлеба в волшебный дар леса, подарит читателям множество положительных эмоций.

Язык Пришвина в рассказах о природе

Михаил Михайлович Пришвин через всю жизнь пронес способность смотреть на окружающий мир глазами ребенка – с радостью, непосредственностью, удивлением. Именно поэтому его рассказы о природе так близки и понятны детям любого возраста.

Его произведения пронизаны трепетным отношением ко всему живому, любовью и к природе, и к человеку. Пришвин как никто другой способен показать удивительные стороны обыденных вещей, показать волшебство, творящееся прямо рядом с нами.

Формулировки автора поразительно точны и выверены. Пришвин воспринимает природу одновременно и как ученый, и как писатель. Главным действующим лицом в рассказах является сам автор – охотник, ученый, наблюдатель, поэт, художник. Простые и интересные рассказы о живой природе помогут сформировать у ребенка верное отношение к окружающему миру.

Итак, о чем же повествует рассказ «Лисичкин хлеб»?

Краткое содержание

Пришвин описывает, как он вернулся вечером с охоты, и его встретила маленькая дочь Зиночка. Он раскладывает свои охотничьи трофеи на столе и рассказывает девочке о каждом. Про тетерева: «Он обитает в лесу, весной клюет березовые сережки, осенью питается ягодами в болотах, а зимой скрывается от лютых морозов под покровом снега». Рассказывает и про рябчика, описывает его поведение, воспроизводит на дудочке его характерный свист.

Читайте также:  Сподобилась что это значит

Показывает принесенные грибы, ягоды костяники, черники, брусники. Дает потрогать и понюхать кусочек душистой сосновой смолы, рассказывает о том, как деревья лечат свои раны с ее помощью. Специально для дочери принес охотник и лесные травы – валерьяну, петров крест, кукушкины слезы, заячью капусту.

Под травами в сумке девочка находит черный хлеб. Отец рассказывает ей, что это лисичкин хлеб. Девочка с удовольствием съедает его, хотя дома часто отказывается и от свежего белого хлеба. С тех пор отец часто брал хлеб из дому специально для дочери, чтобы принести так полюбившийся ей лисичкин хлеб.

Отзывы

После прочтения рассказа становится понятно, с какой любовью относится к природе главный герой. Охотник увлекает рассказом о лесе не только дочь Зиночку, но и читателя. И уже не одной героине хочется попробовать загадочный лисичкин хлеб. Отзывы о рассказе единогласны – он приходится по вкусу и малышам, и взрослым.

Благодаря простоте речи, этот и другие рассказы Пришвина часто используют в детских садах для знакомства детей с природой. Особенность этого рассказа в том, что в нем нет никакой высказанной морали — ребенок сам извлекает из прочитанного поучительный вывод. Вместе с Зиночкой дети узнают о жизни лесных птиц, названия трав и ягод, но, в отличие от наивной девочки, понимают, что хлеб, принесенный отцом из лесу, – самый обыкновенный, а значит, пренебрежение девочки к домашнему хлебу ни на чем не основано.

Источник

Пришвин Михаил рассказ «Лисичкин хлеб»

Читательский дневник по рассказу «Лисичкин хлеб» Михаила Пришвина

Автор: Пришвин Михаил.

Название: «Лисичкин хлеб».

Число страниц: 3.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: девочка Зина, автор.

Характеристика главных героев:

Зина — маленькая и любопытная девочка.

Автор — молодой мужчина, который любит гулять в лесу и собирать плоды.

Умный и предусмотрительный.

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб»

Автор возвращается из леса и приносит Зине различные подарки.

Он разгружает сумку и рассказывает, что удалось собрать сегодня.

Он достаёт убитых птиц.

Он показывает древесную смолу, которой деревья лечат ранки.

На дне сумки оказывается кусок хлеба и автор говорит, что это лисичкин.

Зина с аппетитом съедает хлеб.

С тех пор девочка всегда ждала из леса лисичкин хлеб и охотно его кушала.

План рассказа:

  1. Полная сумка.
  2. Птицы.
  3. Ягоды.
  4. Смола.
  5. Травы.
  6. Заячья капуста.
  7. Самый вкусный хлеб.

Основная мысль рассказа «Лисичкин хлеб»

Главная мысль рассказа состоит в том, что к любому ребёнку можно найти подход и преподнести обычные вещи по-другому.

Основная идея рассказа в том, что необычное кажется лучше.

Чему учит рассказ

Произведение учит любить природу и бережно относиться к ней.

Учит быть благодарным за те дары, которые она нам даёт.

Учит нас верить в волшебство, чудо.

Краткий отзыв о рассказе «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что в природе много интересного и занимательного.

Героиня произведения интересовалась животными и растениями.

Её привлекал хлеб, который она считала лисичкиным.

Это интересный и познавательный рассказ.

Автору удалось много поведать о чудесах природы.

Мне понравился хитрый рассказчик, который нашёл способ накормить девочку.

И мне понравилась Зина, которая была любознательной и пытливой.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что много знаний не бывает.

Чем больше человек узнаёт, тем лучше понимает окружающий мир.

Пословицы к произведению:

  • Хлеб — всему голова.
  • Не хлебом единым сыт человек.
  • Какой лес без чудес.
  • Кто много знает, тот много разгадает.
  • Знания дороже богатства.

Словарь неизвестных слов

  • Копуля — копуша, тот, кто долго собирается.
  • Смола — липучая жидкость, которую выделяют деревья.
  • Терентий — тетерев.

Отрывок, поразивший больше всего:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— А это — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Статья Конспект по ЧХЛ «Лисичкин хлеб» М.Пришвина. Автор: Зяблова Татьяна Вячеславовна

Автор: Зяблова Татьяна Вячеславовна
Конспект по чтению художественной литературы с использованием продуктивного чтения – слушания по произведению Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»

А) Формировать умение воспринимать смысл прочитанного, эмоционально откликаться на прочитанное. Формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;

Б) Умение делать выводы, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать чувство доброты и отзывчивости. Развивать диалоговую речь.

В) Воспитывать интерес к книгам, к художественным произведениям.

Материал: книга со сказкой, иллюстрации по сказке, пособие О.В. Чиндилова, игрушка старичка.

Автор: Зяблова Татьяна Вячеславовна

Конспект по чтению художественной литературы с использованием продуктивного чтения – слушания по произведению Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»

А ) Формировать умение воспринимать смысл прочитанного , эмоционально откликаться на прочитанное . Формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;

Б) Умение делать выводы, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать чувство доброты и отзывчивости. Развивать диалоговую речь .

В) Воспитывать интерес к книгам, к художественным произведениям.

Материал: книга со сказкой, иллюстрации по сказке , пособие О.В. Чиндилова , игрушка старичка.

Перед занятием сажаем в книжный уголок игрушку старичка ( Домовенка ) , рядом кладем книгу с произведением.

— Ребята, посмотрите, пожалуйста , по сторонам. Может что то или кто то необычное у нас появилось в группе? (ответы)

— А как вы думаете кто это? (ответы)

— Давайте спросим зачем он к нам пришел. (Ответ)

Воспитатель берет игрушку в руки, меняет голос, и говорит голосом старичка.

— Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу ? ( ответ)

— Я вам сейчас загадаю загадку, о доме, в котором я живу, а вы отгадайте.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Воспитатель своим голосом.
— Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу? (ответ)
— Вам понравилось там находиться? (Ответ)

— Давайте мы с вами сейчас отправимся в лес!
— Какой воздух в лесу? (ответ)
— А какие звуки вы слышите? (ответ)
— Да, в лесу живут не только птицы, но и животные. Вы знаете какие? (Ответ) Воспитатель меняет голос на голос старичка .
— Вы знаете, в моём лесу, каких только чудес не бывает. Вот вчера Лиса оставила такую чудесную книгу . (Показываем книгу детям). Я ее для вас принес . Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на обложке? (Ответ)

— Кто на ней изображен? (Ответ)

— Я оставлю вам эту книгу, а сам пойду дальше, у меня еще много дел. До свидания!

Воспитатель убирает игрушку

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М.М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М.М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе? (ответ)

-И сегодня мы познакомимся с произведением М.М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».
Воспитатель п оказывает картинку, где изображена иллюстрация из книги.
— Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? (Ответ).

— Интересно, почему М.Пришвин так назвал свой рассказ? (Ответ)

— Тогда слушайте:
«Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. ( Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику). ( Как вы думаете с какой?). Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
— Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком ( Хохолок – это уменьшительно-ласкательное слово от хохол, обозначающее торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы) , и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. (Интересно, как же они лечатся? Ответ детей. )
— Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой (Кислой травой) лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела О бомлела – удивилась, ахнула, озадачилась) :

— Как вы думаете , что же она подумала ? (Ответ детей )
— Откуда же это в лесу взялся хлеб? (А вы поняли, откуда взялся этот хлеб? Ответ )
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья.
— А хлеб — лисичкин. Отведай. (Как вы думаете, она отведала? Ответ детей )
Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!»
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля ( Копуля — это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается ) такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»

Физкультминутка
Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали,
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали!

— А сейчас мы с вами пройдем на свои места за столики и попробуем еще раз восстановить события сказки в том порядке, как они происходили. (Дети садятся на свои места).

— Перед вами лист, на котором изображены рисунки. Что изображено на них? (Ответ детей)

— Около каждой картинки есть квадратик. Вам нужно закрасить тот квадратик, где на рисунке изображено то, что принес охотник из леса.

— Справились? (Ответ детей)

— Следующее задание. Вам нужно продолжить предложение: «Лисичкин хлеб вкуснее обычного, потому что…..»

Беседа по прочитанному :

— Ребята, какой рассказ мы сегодня прочитали? (Ответы детей)

— Верно, ребята, кто написал его? (Ответы детей)

— Понравился вам рассказ? (Ответ)
— О какой птице рассказывает автор ? ( ответ)
— Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке? (Ответ)
— Что автор рассказывает о сосновой смоле ? ( Ответ)
— Какие названия трав вы запомнили? (ответ)
— Что увидела Зиночка под заячьей капустой? (ответ)

— Как охотник назвал этот хлеб? (ответ)

— Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного? (ответ)
— Почему писатель так назвал свой рассказ? (Ответ)

— Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю? (Ответ)

— А хлеб есть полезно? (Ответ)

— В нем есть польза ? ( Ответ)

— А сейчас мы с вами поиграем в игру « Правда — неправда»

(Дети отгадывают, где, правда, а где ложь в утверждениях).
— Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей? (Ответ)
— В лесу он поймал медведя? (Ответ)
— Охотник рассказал Зиночке про тетерева? (ответ)
-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком. (Ответ)
— Еще он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся. (ответ)
-Под заячьей капустой лежал кусок батона? (Ответ)
— А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала. (ответ)
— Лиса отдала свой хлеб? (Ответ)
— Зиночка съела этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин? (Ответ)
— Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? ( Ответ)

— А вам понравился этот рассказ? (Ответ)

— Что нового вы узнали? (Ответ)

— А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М.М. Пришвина? (Ответ)

— Ребята, что было трудным сегодня на занятии ?

— Кто из героев вам больше понравился ? (Ответ). Почему ? (Ответ)

— О чем вы расскажите своим друзьям, товарищам, дома ? (Ответ)

— Вы все большие молодцы! На этом наше занятие окончено.

Источник

Оцените статью