К вопросу о детской одаренности. Часть 4.
Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 4.
2. Психологические особенности ранней одаренности
Детей, у которых оказывается достаточно высокий уровень возможностей в определенной деятельности, которые отличаются склонностью к ее выполнению, активность которых будто выстраивается вокруг любимых занятий, считают одаренными. Одаренный ребенок отличается высоким уровнем достижений,а также значительными возможностями их получения в будущем в таких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной и двигательной деятельности.
Н. С. Лейтес выделяет три категории детей с признаками умственной одаренности.
Первую из них представляют дети с необычайно высоким уровнем умственного развития по сравнению со своими сверстниками. Такие дети часто встречаются в дошкольном возрасте. Их называют вундеркиндами, а в последнее время в зарубежной психологии появился термин «индиго-дети». Приведем пример. За день до того, как известному английскому психологу Ф. Гальтону исполнилось пять лет,он написал своей сестре такое письмо: «Дорогая Адель, мне четыре года, и я могу прочитать любую английскую книгу. Я знаю наизусть все латинские существительные, прилагательные и переходные глаголы, и еще я знаю 52 строки из латинской поэзии. Я умею добавлять любые числа и умножать на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Я умею немного читать по-французски и определять время по часам. Френсис Гальтон (15 февраля 1827)» .
Вторая категория — это дети с признаками специальной умственной одаренности (к математике или к другим наукам). Такие дети свои возможности однозначно выявляют лишь в подростковом возрасте. Однако бывают и исключения. Например, рассказывают, что отец известного математика Гаусса, конечно, платил своим рабочим в конце недели, добавляя к ежедневному заработку плату за сверхурочные часы.
Однажды 3-х летний Гаусс, в присутствии которого его отец делал расчеты,воскликнул: «Неверный подсчет. Вот какова должна быть сумма». Вычисления повторили и с удивлением убедились, что малыш указал правильную сумму.
Третья категория — дети со значительными умственными резервами, обладающие некой ярко выраженной способностью, отмечаются изысками (познавательной активностью, оригинальностью, экспериментаторством). Это дети со скрытой одаренностью. К ним Н. С. Лейтес отнес А. Эйнштейна, которого исключили из гимназии за недостаточные успехи (3, с. 15)
Одаренный ребенок по темпу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать сложные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные связи. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослым много вопросов, они критичны по отношению к себе и окружающим. У них оказывается ранний интерес к проблемам вселенной и личностной судьбы.
В то же время перечисленные свойства одаренныхдетей приводят к трудностям в сфере общения: в нахождении близких друзей, в поиске интересных игр с ровесниками; в появлении конформности, по которой эти дети пытаются скрыть свою оригинальность(5, с. 96).
Американские психологи сформулировали принципы разработки учебных программ для одаренных детей:
1. Каждый ребенок неповторим. Один может выйти вперед в арифметике, другой в чтении, третий в музыке. Бывают дети с чрезвычайно высоким показателем интеллекта, имея угрожающе низкую самооценку.
2. Одаренные дети очень критичны к себе и часто имеют негативный «Я» — образ. Реакции близких взрослых означают для них очень много. Несоответствие между высоко развитым интеллектом и несовершенными двигательными навыками блокирует реализацию ребенком своих замыслов (построение конструкций, механизмов, создание рисунков и т. д., что негативно отражается на самоуважении. Так, четырехлетний малыш может составить и хорошо рассказать некую историю, а записать ее не может. Взрослому следует повысить уверенность ребенка в своих силах.
3. Семья должна играть существенную роль в воспитании одаренного ребенка. Программы для воспитания одаренных детей следует реализовать в тесном взаимодействии общественного и семейного воспитания.
4. Программа должна включать разнообразный учебный материал, который отвечает интересам и потребностям ребенка.
5. Программа должна быть сбалансированной и содействовать всестороннему развитию, предвидеть развитие эмоциональной и двигательной сфер, а также общения и настойчивости в достижении целей.
6. Одаренный ребенок должен иметь возможность общения с такими же одаренными ровесниками.
7. Реализация программ для воспитания одаренных детей требует специальной подготовки воспитателей и ее постоянное совершенствование.
8. Программа должна своевременно обеспечивать постепенный и плавный переход с уровня на уровень (7, с. 176- 177).
Развитие одаренных детей требует особого внимания родителей и воспитателей.
Итак, существуют некоторые психологические особенности ранней одаренности:
— одаренный ребенок отличается высоким уровнем достижений, а также значительными возможностями их получения в будущем в родных сферах деятельности;
— среди одаренныхдетей выделяют три категории: дети с необычайно высоким уровнем умственного развития; дети с признаками специальной умственной одаренности (к математике или к другим наукам); дети, которые отмечаются изысками, определенной чертой (познавательной активностью, оригинальностью, экспериментаторством);
— одаренные дети отличаются определенным личностным сознанием, затрудняющим их контакты с ровесниками (оригинальность, критичность, высокий уровень развития);
— для воспитания одаренных детей разрабатываются индивидуальные программы.
Ещё можно выделить следующие психологические особенности одаренных детей:
— они больше видят, слышат, понимают, чем другие, в одинаковых условиях;
— они способны держать в поле зрения одновременно несколько событий, то есть имеют хорошее распределение внимания;
— они не обходят вниманием интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих;
— им свойственна уязвимость, которая порождается повышенной чувствительностью;
— эти дети все воспринимают и на все реагируют;
— их нормальный для этого пика эгоцентризм приводит к тому, что они относят все на свой счет; то, что не затронет обычного ребенка, может ранить одаренного;
— впоследствии эти дети проявляют большую целеустремленность и сосредоточенность в достижении цели — в игре и других занятиях; это может привести к необходимости доводить все до полного совершенства; когда результаты не соответствуют повышенным внутренним стандартам ребенка, у него возникает чувство неудовлетворенности и соответствующие болезненные переживания;
— у них преувеличенное чувство страха, эмоциональная зависимость, эмоциональная несбалансированность, по сравнению с их сверстниками (8, с. 181).
Можно сделать вывод, что одна из главных психологических проблем одаренных детей заключается в том, что в них видят детей ленивых, упрямых, иногда аномальных, «не от мира сего». Раннее и необычное развитие ребенка не замечают родители с низким уровнем образования или невысоким общим культурным развитием. В семьях, где ребенок является единственным или наоборот, все дети имеют особые способности, тоже нередко «падение» одаренного ребенка, потому что его не с кем сравнивать.
Другой вариант — родители противятся признанию своего ребенка одаренным. Но когда родители «закрывают глаза» на особые способности детей, однако они продолжают влиять на взаимоотношения ребенка с теми, кто рядом. Тогда ребенку самостоятельно приходится разбираться в сложных ситуациях. Чувство вины, неприятие себя, желание «быть как все» могут затруднять или даже калечить развитие личности.
Стоит ещё отметить, что самыми характерными страхами у одаренныхдетей-подростков являются: опасения стать «белой вороной», опасения непризнания, негативной критики со стороны окружающих, опасения потери авторитета, как среди учителей, так и среди ровесников, страх перед опросом, тестированием, опасения потери поддержки со стороны родителей (6, с. 54).
Одаренность — это дар, который сопровождается комплексом проблем. Одаренность как проблема естественно является целостным состоянием личности, так как проблема не может существовать локально в психическом мире человека, она касается всех аспектов ее бытия.Однако при этом проблема может локализоваться в одну из следующих сфер: обучение, общение и поведение. Когда проблемы одаренного ребенка сосредоточиваются в обучении — это может проявляться в низкой учебной мотивации, демонстративном игнорировании различных задач педагогов, отсутствии элементарных знаний предмета в сравнении с блестящими успехами у других, возможны даже ситуации выраженной школьной неуспеваемости. Причиной школьной неуспеваемости одаренного ребенка справедливо связывают со стойкой фрустрацией, которая формируется педагогической средой на пути ее познавательных возможностей и потребностей (1, с. 18).
Типичными для одаренных детей являются проявления дезадаптивного поведения, такие как асоциальное и агрессивное поведение, протесты против отношения к себе со стороны ровесников и взрослых, недовольство отношениями, длительное подавление его важных потребностей, активности, демонстрация своих возможностей, лидерства и др. — могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии, противоположной социально-психологической реакцией одаренногоребенка на ситуацию подавления его природных проявлений и потребностей: «Уход в себя», в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Довольно часто одаренные дети встречаются с проблемами в общении, источник которых лежит в дошкольном прошлом, в том благоприятной среде, которое создавали для них родители (7, с. 78).
Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий.
При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен,необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.
Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.
Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс «Дары осени». В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.
Источник
Н.С. Лейтес о детской одаренности
3.3.5. Н.С. Лейтес о детской одаренности.
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям». Однако кому не приходилось слышать о детях, далеко опережавших сверстников, но лишь в годы детства? Нельзя закрывать глаза на то, что и при самых благоприятных социально-педагогических условиях быстрое умственное продвижение и связанные с ним признаки незаурядности ума ребенка во многих случаях могут оказаться чем-то возникающим лишь на время, проходящим. Такова действительная сложность проблемы. Почему же так трудно выявить устойчивую, действительную характеристику одаренности, когда ее признаки, казалось бы, находятся на поверхности? Чтобы приблизиться к пониманию того, что же это за явление — детская одаренность, почему возможен необычно ранний умственный подъем и почему он может оказаться временным, рассмотрим особенность хода возрастного развития у обычных детей, обратимся к специфике детства. Первостепенное значение для умственного развития имеет возрастная чувствительность (сензитивность). Это особая отзывчивость на окружающее, характеризующая периоды детства, проявляется в разных направлениях: в избирательности внимания — что по преимуществу заинтересовывает ребенка, в своеобразии воображения и чувств — на что он острее реагирует, что сильнее переживает. Изменение с возрастом уровня и направленности возрастной чувствительности приводит к тому, что по мере продвижения по возрастным ступеням наступают и сменяют друг друга так называемые сензитивные периоды.
В такие периоды ребенок становится особенно восприимчивым к некоторым воздействиям, сторонам действительности. Тем самым в ходе возрастных изменений возникают на какое-то время благоприятные условия для усиления и становления определенных умственных качеств. Годы возрастного созревания — это определенная последовательность сензитивных периодов, открывающих большие, а то и чрезвычайные возможности развития. При этом сроки наступления сензитивных периодов, степень их выраженности и длительность действия у детей разные, что обусловлено и генотипически. От такого рода проявлений хода возрастного развития во многом зависят различия в уровне и своеобразии умственных возможностей ребенка. Таким образом, в годы детства возрастные черты являются одновременно и свойствами развивающегося ума. Другими словами, можно говорить о возрастных факторах одаренности, имея в виду эти, обусловленные спецификой детства, предпосылки подъема интеллекта. Развитие интеллекта с возрастом не означает просто увеличение, обогащение умственных сил. В маленьких детях во многом другая душевная организация, чем у взрослых. С годами происходят не только подъем на более высокий умственный уровень, но и ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых, т.е. качественно изменяется структура интеллекта. В результате каждую возрастную ступень отличает особая, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию. Периоды детства — это эпохи жизни со своими неповторимыми предпосылками умственного роста. Очень велика в детстве роль неравномерности хода общего умственного развития. Прослеживание его на протяжении ряда лет сталкивается с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного роста, неожиданные подъемы или задержки. У каждого ребенка это происходит в свои возрастные сроки. Различия в темпе и ритме приближения к зрелости, при прочих равных условиях, бывают столь значительными и встречающимися в каждом поколении, что можно говорить об основных вариантах (типах) общего умственного развития. По-видимому, случаи резкого опережения сверстников в умственном отношении и составляют один из таких вариантов. Как же связан этот тип развития с одаренностью?
Особый интерес представляют данные о том, что при быстром умственном подъеме специфические возможности отдельных возрастов могут как бы суммироваться, оказывать совместное действие. По-видимому, даже самое полное развитие у ребенка ценных свойств его возраста было бы недостаточным для тех удивительных проявлений ума, которыми блещут некоторые дети. Такое совмещение во времени, сочетание возрастных факторов одаренности, идущих от разных периодов детства, приводят к удвоению, а то и многократному усилению их действия. Другое дело, надолго ли сохранится возникшее сочетание внутренних условий умственного роста. Дальнейшее развитие детей, у которых совместились черты их возраста и последующего, может протекать по-разному. Для обозначения такого рода феноменов, наблюдаемых в годы детства и отрочества, правомерно употреблять выражение возрастная одаренность.
Преимущество этого термина в том, что он имеет некоторое объяснительное значение: в нем выступает признание зависимости раннего подъема интеллекта, незаурядных умственных качеств ребенка от хода возрастного развития и специфических возможностей детства. Главное же, употребление слов «возрастная одаренность» привлекает внимание к тому, что характеризуется именно ребенок, чьи свойства еще не указывают достаточно определенно на их уровень и своеобразие в будущем. Родители и педагоги должны знать, что существует такое явление, как возрастная одаренность, и что при всех ранних достижениях растущего человека поначалу с уверенностью можно говорить только об этом. Окажутся ли необычные успехи в развитии действительными предвестниками одаренности — обнаруживается не сразу. Разумеется, существуют не только возрастные, но и собственно индивидуальные предпосылки развития интеллекта, более постоянные, менее зависящие от возрастных изменений. Например, присущие ребенку свойства типа нервной системы или то или иное своеобразие соотношения между функциями полушарий мозга. Индивидуально-природные задатки тоже с возрастом изменяются, но не в такой степени и не в таком темпе, как характерные черты сензитивных периодов, о которых шла речь. Едва ли не основная трудность диагностирования признаков одаренности в годы детства состоит в том, что собственно индивидуальное и возрастное взаимопроникают, проявляются совместно. Их симптоматика во многом совпадает. В проявлениях незаурядного ребенка, в феноменах, относящихся к ранним признакам одаренности, всегда заключена некоторая неопределенность. Проблема состоит в следующем: являются ли такого рода особенности ребенка чем-то по преимуществу детским или же в их выраженности, в их своеобразии уже раскрываются и свойства будущей индивидуальности, в какой мере? Соотношение между этими двумя планами детского развития, выступающими в единстве, — на время возникающими возрастными особенностями, с одной стороны, и постепенным раскрытием черт, которые укоренятся в ходе возрастных изменений, за которыми будущее — с другой, составляет главное в феномене детской одаренности. Незаурядность интеллекта может обнаружиться в разные возрастные периоды. Заблуждением было бы думать, что у ребенка с обычным умственным уровнем не смогут и в дальнейшем проявиться большие, а то и выдающиеся способности. Нередко они оказываются неожиданно как бы разбужены — при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. Особая проблема — возрастные, проходящие со временем слабости и недостатки, которые на какой-то ступени развития могут мешать проявлению способностей. То, что свойства одаренности иногда выступают на более поздних возрастных этапах, может быть и генетически обусловлено.
Из всего изложенного следует, что выражения «одаренный ребенок», «одаренные дети» — весьма условны: они фактически обозначают умственные преимущества на данном возрастном этапе. Строго говоря, понятие «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как реальная предпосылка стать со временем одаренным взрослым. Но судить об этом в годы, когда индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного, на время возникающего, чрезвычайно трудно. Следует в полной мере учитывать, что когда речь идет о детях, то проявления их интеллекта и более частных умственных способностей являются как бы предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки их необычных способностей. Важно, чтобы ребенок с повышенной восприимчивостью к учению и ранними творческими проявлениями прожил ее, не задерживаемый в своем развитии, не лишаемый условий для полноты и своевременности приложения своих сил. Задачу изучения ранних признаков одаренности можно определить так: сквозь возрастные достоинства интеллекта выявить, в той мере, в какой это возможно, уже собственно индивидуальные его черты, в их развитии.
Источник