- Происхождение название Led Zeppelin
- Led Zeppelin (Лед Зеппелин): Биография группы
- Рождение легенды Led Zeppelin
- Лед Зеппелин: Методично и целенаправленно
- Led Zeppelin. Происхождение названия группы
- Лед Зеппелин
- Содержание
- Состав группы
- История группы
- The New Yardbirds/Led Zeppelin
- Сценический дебют. Контракт с Atlantic
- Первое американское турне
- 1969—1980
- Led Zeppelin I
- Led Zeppelin II
- Led Zeppelin III
- Led Zeppelin IV
- Houses of the Holy
- The Song Remains the Same
- Physical Graffiti
- [14] а Пейдж (как позже рассказывал в интервью журналу Guitar World) работал по 18-20 часов в сутки, а две ночи не спал вообще. Запись альбома удалось завершить в Мюнхене, в течение трех недель: спешка объяснялась тем, что нужно было успеть до прибытия сюда Rolling Stones (по просьбе Пэйджа уступивших Led Zeppelin свою очередь), готовившихся записывать здесь свой альбом Black and Blue. [80]
- In Through the Out Door
- Смерть Джона Бонэма
- 1980—2006
- 2007 год: воссоединение
Происхождение название Led Zeppelin
Принято считать, что ударник The Who Кит Мун является невольным автором названия группы: именно он предположил, что они провалятся с таким составом как «свинцовый (цеппелин)» (англ. Lead Zeppelin), после чего Пейдж сменил название на Led Zeppelin. Букву «а» в слове Lead опустили по предложению Питера Гранта: чтобы (как он заявил) «тупые американцы» (англ. thick Americans) не произносили название группы «Лид Зеппелин»
Комментируйте! Если вы зарегистрированы на Фактопедии нажмите войти. Или войдите с помощью Вашего аккаунта в любой социальной сети.
Войдите с помощью:
Источник
Led Zeppelin (Лед Зеппелин): Биография группы
Кто-то называет эту культовую группу Led Zeppelin родоначальницей стиля «тяжелый металл». Другие считают ее лучшей в блюз-роке. Третьи уверены, что это наиболее удачный проект за всю историю современной поп-музыки.
С годами Led Zeppelin стали называть динозаврами рока. Глыбой, вписавшей бессмертные строки в историю рок-музыки и заложившей основы «тяжелой музыкальной промышленности».
«Свинцовый дирижабль» можно любить, не любить. Но эта группа достойна почтительного отношения и глубокого уважения со стороны тех, кто называют себя меломанами. Выражаясь спортивным языком – это суперкоманда. Она занимает самые высокие места в высшей лиге чемпионата по рок-н-ролльным дисциплинам.
Рождение легенды Led Zeppelin
Группа «Лед Зеппелин» выросла на обломках ансамбля «Ярдбердз». В ней со середины шестидесятых оттачивал мастерство гитарист Джимми Пейдж. Поначалу новый проект назывался «Нью Ярдбердз», что даже нашло отображение на первых концертных афишах. Но потом наступило осознание необходимости переименования коллектива.
Название Led Zeppelin – искаженное «Свинцовый дирижабль». В переводе с английского обозначает сленговое выражение «грохнуться вниз, с треском провалиться». Оно было придумано спонтанно. Кто-то из знакомых музыкантов шутливо предрек новоявленным рокерам провал, а те восприняли это как вызов судьбе.
С бас-гитаристом Джоном Пол Джонсом Пейдж познакомился еще во время многочисленных студийных подработок. Настоящее имя музыканта – Джон Болдвин. В студийной среде очень ценились его способности придумывать добротные оркестровки к музыкальным композициям различных жанров.
О певце Роберте Планте и барабанщике Джоне Бонэме ребята услышали от знакомых из Бирмингема. Там эти персонажи выступали с одним из местных блюзовых ансамблей. Менеджер будущей группы, Питер Грант, телеграммой вызвал кандидатов на телефонные переговоры.
После диалога столичные джентльмены совершили вояж в Бирмингем. Побывали на концерте с участием Планта и Бонэма. Убедились в их забойном потенциале и через неделю пригласили в Лондон. Сначала рекрутировали Роберта, а тот уговорил составить себе компанию «Бонзо» и притащил того вслед за собой.
Первый альбом, названный незатейливо Led Zeppelin, вышел в свет осенью 1968 года под лейблом студии звукозаписи Atlantic. Звукорежиссурой занимался лично Пейдж. Пара песен перекочевала из репертуара «родителей» группы – The Yard birds. Одну композицию позаимствовали у знатного блюзовика Вилли Диксона. И еще одну – у Джоан Байез, остальное сочинили сами.
Критики, особенно американские, отозвались о диске не очень высоко, тогда как публика приобретала его с удовольствием. Впоследствии рецензенты пересмотрели свои оценки в положительную сторону.
Лед Зеппелин: Методично и целенаправленно
По завершению европейского и американского турне, выступив на BBC, спустя год после дебюта группа выпустила второй альбом. Над названием тоже долго не размышляли – Led Zeppelin II– и все дела! Запись производилась на нескольких студиях Америки – в аккурат по маршруту концертного продвижения.
Работа получилась разношерстной, более спонтанной, но очень живой. И сегодня от музыки альбома веет свежестью. За первые дни продаж пластинка получила статус «золотой»! С вершины списка была смещена битловская AbbeyRoad. Позже альбом вошел во всевозможные рейтинги лучшего из лучших.
Еще через год вышел Led Zeppelin III, с которым коллектив совершил маленький крен в сторону фолк-рока, и это у них получилось удачно. Рядом с акустическими, пасторально звучащими композициями соседствовали мощные хард-роковые боевики типа Immigrant Song.
В это время Джимми Пейдж приобрел особняк скандально известного оккультного поэта и сатаниста Алистера Кроули, что породило массу слухов о жизненных пристрастиях музыкантов. Их обвиняли в связях с «темными силами», в увлечении мистицизмом. Впоследствии ряд трагедий, которые пережили участники группы, публика посчитала расплатой за подобные увлечения.
Источник
Led Zeppelin. Происхождение названия группы
Все началось с той встречи, когда Питер Грант решили встретиться с Джимми Пейджем для того, чтобы сообщить ему, во-первых, что он-Питер, обладает юридическими правами на название их группы — The Yardbirds, а во-вторых, что у них на 1968 г. запланированы гастроли, и если Пейдж хочет менять название группы, то пусть меняет, но уже в новом коллективе.
По-началу, участники группы The Yardbirds думали назвать себя The Pew Yardbirds, но позже, во время разговора о смене названия они вдруг вспомнили шутливую беседу с участниками группы The Who в Нью-Йорке. Во время встречи The Yardbirds разговорились с барабанщиком Китом Мууном и басистом Джоном Энтуислом, которые оба недолюбливали своего певца Роджера Долтри и гитариста-руководителя Пита Таунзенда. Кит Муун и Джон Энтуисл даже полушутя подумывали о том, чтобы уйти из группы, создать свою и пригласить в нее Джимми Пейджа и певца Стива Уинвуда.
Во время того разговора Джон Энтуисл сказал: «Мы соберем группу и назовем ее Led Zeppelin!». Это было не просто название, а название, несущее в себе глубокий смысл, который заключался в том, что Led Zeppelin — Свинцовый Дирижабль, происходило от английской идиомы «То go down like a lead balloon» — т. е. «грохнуться вниз, как свинцовый воздушный шар», что соответствует русскому выражению: «провалиться с треском на концерте». Этим Джон Энтуисл хотел сказать то, что если они и соберут группу с таким названием, то им не придется рассчитывать на успех.
The New Yardbirds
Группа, которая сейчас является культовой, еще в далеких 60-х думала о том, что подняться ввысь им не суждено. Участники группы не верили, что их ждет успех. Но их шутка о том, чтобы назваться Led Zeppelin выросла в нечто большее, чем просто шутка 🙂
Источник
Лед Зеппелин
Лед Зеппелин
Led Zeppelin | ||
слева направо: Джон Бонэм, Роберт Плант, Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс | ||
---|---|---|
Годы |
Никто ни до ни после не мог сравниться с Пэйджем в его умении драматизировать звук. Это он заставил барабаны Джона Бонэма звучать как вулканические извержения; помог вокалу Роберта Планта вибрировать так, словно бы он снисходил с Олимпа. Даже изящные басовые партии Джона Пола Джонса были улучшены в студии, зазвучав с прежде неслыханной чистотой. Но главное, Пейдж виртуозно манипулировал звуком собственной гитары — так, что тот постоянно менял цвета и оттенки подобно блюз-роковому хамелеону. — Guitar World, 1993 [30] No one in rock before or since has equalled Page’s flair for the dramatic. He made John Bonham’s drums sound like volcanic eruptions and Robert Plant’s vocals reverberate as if they were sung from the top of Mount Olympus. Even John Paul Jones’s nimble bass benefitted from Page’s studio acumen, as thanks to him it grooved with unprecedented clarity. But above all, Page was able to manipulate the sound of his own guitar so that it changed colors and hues like some blues-rock chameleon. Утяжелённый блюз-рок (который уже играли до этого The Yardbirds, Cream, The Jimi Hendrix Experience), получил в этих экспериментах качественно новое развитие: первый альбом Led Zeppelin (как отмечает рецензент [36] Успешное американское турне сделало своё дело: заказы на дебютный альбом Led Zeppelin составили около 50 тысяч экземпляров. Записанный за 30 часов и обошедшийся группе (по свидетельству менеджера Питера Гранта) в 1750 фунтов, Led Zeppelin I к 1975 году собрал 7 миллионов долларов. Альбом добрался до 10-го места в хит-параде США и 6-го в UK, став впоследствии мультиплатиновым. [5] Led Zeppelin I был в целом благоприятно встречен критикой, но некоторые издания, в частности, еженедельник Rolling Stone, обвинили группу в излишне свободным обращением с классикой блюза (граничащим с плагиатом), что положило начало многолетней негласной войны группы с прессой, усугублявшейся агрессивной тактикой Питера Гранта. Тем не менее, к моменту начала работы над вторым альбомом, и прежде благоволившее к группе руководство Atlantic Records, по словам Пэйджа, от неё «окончательно впало в экстаз». [30] Led Zeppelin IIЗавершив в феврале европейский тур, Led Zeppelin после короткого отдыха в Британии (где о них по-прежнему почти не знали) в апреле 1969 года вылетели во второе американское турне. Если первая поездка оказалась убыточной, то вторая принесла группе (после подсчета всех расходов) прибыль в сумме 150 тысяч долларов. [37] Почти сразу же по возвращении группу 27 июня пригласили выступить на BBC 1 (для программы Джона Пила). Сыграв на фестивале блюза и прогрессивного рока в Бате, Led Zeppelin дали успешный концерт в лондонском Ройал Алберт-холле, после которого отношение к ней на родине впервые резко изменилось к лучшему. Пробыв июнь дома, группа 5 июля начала третьи американские гастроли выступлением на поп-фестивале в Атланте, Джорджия. [37] Всего за 1969 год Led Zeppelin провели 4 американских и 4 британских концертных турне (из 139 концертов 1969 года лишь 33 были проведены в Британии) [19] , из крупных мероприятий (в силу объективных причин) пропустив лишь Вудсток. Повсюду не только на зрителей, но и на музыкальных критиков произвела впечатление свобода творчества, царившая на сцене. Ни одно из выступлений группы не походило на другое, композиции постоянно видоизменялись в ходе импровизаций. «How Many More Times» непременно включала в себя «As Long As I Have You» Мемфис Минни или «Fresh Garbage» Spirit, плюс еще миллион песенных кусочков выползали откуда-то из дебрей. В этом и состояла для меня красота Led Zeppelin. «Whole Lotta Love» становилась постепенно эквивалентом «How Many More Times» благодаря пространным мидл-секциям. Есть бутлеги, которые просто радостно слушать — как «Smokestack Lightning» переходит в «Hello Mary Lou», а мы подбрасываем один кусок за другим из вещей, которые никогда не репетировали. На некоторых концертах я начинал петь что-нибудь — просто чтобы узнать, знают ли остальные аккорды. Это была своего рода живая энциклопедия: типа — я знаю вот эту песню, старый би-сайд Ларри Уильямса, а вы? И начиналось! Временами мы играли очень странные вещи: «Dazed & Confused» менялась постоянно в каждой из своих частей… Я стоял сбоку за кулисами с сигаретой и думал: бог мой, это же замечательно! — Роберт Плант. [38] ‘How Many More Times’ always included ‘As Long As I Have You’ by Memphis Minnie and ‘Fresh Garbage’ by Spirit, a million other songs creeping out of woodwork. That was the beauty of Led Zeppelin, I guess. ‘Whole Lotta Love’ would become the equivalent of ‘How Many More Times’ for the extended mid sections and some of the bootlegs are really glorious to hear, how we went from ‘Smokestack Lightning’ into ‘Hello Mary Lou’, dropping bit by bit without even rehearsing. Some nights I’d try and sing things just to see if anybody knew the chords. It was a kind of encyclopaedia, like — I know the song, that’s an old Larry Williams B-side, do you? — and off we go! It times we were playing really odd stuff, especially ‘Dazed & Confused’ — it was changing all over the place moving left right and center, weaving around. I used to stand with cigarette at the side of the stage and think: My goodness me, this is remarkable. При этом концерты группы в США практически не рекламировались. «Быть поклонником Led Zeppelin означало быть членом эксклюзивного клуба. Информация о группе распространялась не через печатные издания, а через разговоры на задних сиденьях автомобилей, по телефону или по радио», — писал в биографии группы Кэмерон Кроу. [15] Альбом Led Zeppelin II записывался в нескольких американских студиях — по мере продвижения группы по стране. Испытывая острый недостаток оригинального материала квартет как минимум три трека («Whole Lotta Love», «The Lemon Song», «Bring It on Home») выстроил на основе блюзовых стандартов, входивших в его тогдашний концертный репертуар. [39] [40] Между тем, именно во втором альбоме Роберт Плант впервые заявил о своих поэтических претензиях («What Is and What Should Never Be», «Thank You»). Здесь же появились первые указания («Ramble On») на интерес Пэйджа и Планта к мистике вообще и творчеству Толкиена в частности. Спонтанно созданный, импровизированный альбом вышел 22 октября 1969 года и уже на следующий день (только по числу почтовых заявок) разошёлся полумиллионным тиражом, став золотым. Спустя три недели он оказался в на 2-м месте в списках «Биллборда», а затем вышел на вершину (оттеснив битловский Abbey Road) где оставался 7 недель. Led Zeppelin II до сих пор присутствует в сотне лучших рок-пластинок [41] трёх самых продаваемых за всю историю США. Вопреки желанию участников группы, считавших свои альбомы «неделимыми», Atlantic Records выпустили сорокапяткой укороченную (до 3:10) «радиоверсию» Whole Lotta Love (#4, США). [42] Питер Грант и участники Led Zeppelin впоследствии не раз заявляли, что этот сингл официальным релизом не считают. (С Whole Lotta Love был связан и другой скандал: она являлась обработкой старой песни Вилли Диксона, имя которого в связи с авторством нигде упомянуто не было. Chess Records 15 лет спустя подали на группу в суд и выиграли дело.) [43] Led Zeppelin III1970 год Led Zeppelin открыли британскими гастролями, в ходе которых дали концерт в лондонском Ройал Алберт-Холле (знаменательный ещё и тем, что именно здесь Пэйдж познакомился с французской моделью Шарлоттой Мартен, с которой имел долгий и бурный роман). В феврале Роберт Плант по пути на концерт Spirit попал в автомобильную катастрофу, но успел поправиться к началу европейских гастролей. [44] Первый же концерт в Копенгагене 28 февраля 1970 года ознаменовался курьёзным инцидентом, когда Ева фон Зеппелин, дальняя родственница создателя первого цеппелина, пригрозила, что через суд отберет у группы название. [21] Чтобы не искушать судьбу, Led Zeppelin выступили под названием The Nobs. [21] [45] В апреле 1970 года Led Zeppelin вышли в пятое американское турне, в ходе которого заработали (по подсчётам Daily Mirror) 800 тысяч долларов. Программу пришлось сократить (вместо 29 концертов был проведён 21), чтобы успеть на фестиваль в Бате (где группа выступила вместе с Jefferson Airplane, Frank Zappa and the Mothers of Invention, The Byrds, Santana и другими). [44] После практически непрерывных гастролей, длившихся 2,5 года, Led Zeppelin решили взять отпуск: Плант предложил Пэйджу отправиться с ним в коттедж, расположенный в горах Уэльса, и там использовать отдых для создания новых песен. «Я подумал: написать несколько калифорнийских, сан-франциских блюзов мы сможем находясь лишь в совершенно другом месте», — говорил Плант. [15] Led Zeppelin удалились на север Уэльса и поселились в уединённом коттедже Bron-Yr-Aur [46] (в названии трека «Bron-Y-Aur Stomp» на обложке была допущена случайная ошибка [47] ), где даже не было электричества. [14] [48] Начавшаяся здесь (в мобильной студии Rolling Stones) работа над третьим альбомом была продолжена в поместье Хэдли Грэйндж и завершилась в октябре 1970 года. Возглавивший английский и американский хит-парады, Led Zeppelin III был во многом акустическим и по настроению пасторальным, но содержал мощный хард-роковый трек «Immigrant Song», а также блюз-роковую «Since I’ve Been Loving You». В числе лучших песен Пэйдж отмечал также «That’s the Way»: он считал, что именно в этой истории детской дружбы двух мальчиков (и одновременно — аллегории первых впечатлений участников группы от Америки) Плант впервые проявил себя выдающимся автором текстов. [19] [49] В июле 1971 года Led Zeppelin дали навсегда запомнившийся им концерт в Милане (на велотреке Вигорелли), где после столкновений толпы и полиции (использовавшей слезоточивый газ) вся их аппаратура оказалась разгромлена. После этого группа отправились на гастроли в Японию (к этому времени Immigrant Song возглавила местный хит-парад [44] ), Канаду и США. [50] 19 сентября, завершив американский тур концертом в Madison Square Garden, группа вернулась в Британию. Неделю спустя еженедельник Melody Maker объявил Led Zeppelin победителями в категории «Лучшая группа мира» (где до этого в течение шести лет первое место занимали The Beatles), [51] Роберт Плант стал лучшим в категории «Вокалист года». [52] Однако, в ноябре 1970 года Atlantic Records преподнесли группе неприятный сюрприз, выпустив без её согласия синглом Immigrant Song («Hey Hey What Can I Do» стала единственным в истории группы b-сайдом). [14] Но по мере роста популярности группы вокруг неё продолжала сгущаться атмосфера слухов и домыслов. В 1971 году Джимми Пэйдж приобрел особняк Болскин-хаус (Boleskine House), где до 1913 года жил скандально знаменитый Алистер Кроули. [53] К этому времени гитарист уже имел в Лондоне собственный книжный магазин, специализировавшийся на оккультной литературе, и владел второй в мире по значимости коллекцией публикаций Кроули. [54] Существует мнение [55] , что Пэйдж был последователем и практиком техники, известной как Sex Magick, и каким-то образом применял её в своей музыке. [56] Позже, когда участникам группы пришлось пережить ряд личных трагедий, поползли слухи о том, что таким образом пострадавшим пришлось расплачиваться с «тёмными силами» за некие мистические эксперименты Пэйджа, позволявшего себе с этими силами заигрывать. [57] Led Zeppelin IVК моменту выхода четвёртого альбома имидж группы заметно изменился: участники группы стали появляться на сцене в роскошных кафтанах и в украшениях, а гастрольные фургоны сменили на собственный самолет («The Starship»). [21] Группа стала снимать не отдельные номера, а целые секции в отелях (в частности, в лос-анжелесском «Континентал Хайатт Хаус»), где (под предводительством гастрольного менеджера Ричарда Коула) проходили оргии, обеспечившие почву для целой отрасли цеппелиновской мифологии. [58] Возможно, самый скандальный эпизод (с участием некой рыжеволосой группи и только что выловленной из реки краснопёрки) произошёл в сиэтлской гостинице «Эджуотер Инн» и вошёл в историю под названием Red Snapper Incident. [21] [37] Гастрольные триумфы, таким образом, не способствовали рассеянию недоброжелательной атмосферы, сгустившейся вокруг группы.
Работу над четвёртым альбомом группа начала в лондонской Island Studios, продолжила в Брон-эр-Айр (где пробыла недолго) и завершила в Хэдли Грэйндж, опять-таки, с роллинговской Mobile Studio. Led Zeppelin IV (другие варианты заголовка: The Fourth Album, Four Symbols, Zoso, Runes, Sticks, Man With Sticks) вышел 8 ноября 1971 года — именно в том оформлении, за которое в течение девяти месяцев Грант вёл борьбу с Atlantic Records. Вместо названия группы и заголовка он нёс на обложке четыре символа (рунических — у Бонэма и Джона Пола Джонса; Плант и Пэйдж свои разработали самостоятельно и смысл их остается загадкой до сих пор). [60] На принадлежность пластинки указывало лишь имя её продюсера — Джимми Пейджа. Со стороны Led Zeppelin это был вызывающий жест в адрес средств массовой информации, которые к этому времени сформировали крайне негативное отношение к группе и считали её репутацию раздутой искусственно. [52] Увлечённость группы фолк-музыкой и мистицизмом достигла здесь апогея (особенно в песне «The Battle of Evermore», имевшей толкиновский подтекст [61] и записанной с участием приглашённой вокалистки Сэнди Денни. Развитие получили также хард-/хэви метал-тенденции: в «Black Dog», «Rock and Roll», «When The Levee Breaks». [14] (Первые две из них были выпущены в США синглами и поднялись до 14 и 47 мест соответственно.) [42] Обе линии идеально соединились в «Stairway to Heaven» (русск. «Лестница на небеса» ) — песне, которая, хоть и не была выпущена синглом, стала негласным чарттоппером англоязычного музыкального радио. [5] [62] [63] [64] Сами музыканты оценивали её по-разному. Плант (написавший текст, как он сам говорил, по мотивам книги Льюиса Спенса «Искусство магии в кельтской Британии») [48] относился к популярности «Stairway to Heaven» иронически, считая, что место в истории ей обеспечила прежде всего двусмысленность, позволившая всем желающим трактовать текст по-своему. [33] Пэйдж, напротив, считал композицию «квинтэссенцией Led Zeppelin» и своим величайшим творческим достижением («…Ну, а текст Бобби — это вообще вещь в себе. Фантастика!») [33] . Под сильным впечатлением от композиции находился и Джон Пол Джонс.
|