- САВАН
- Смотреть что такое «САВАН» в других словарях:
- Значение слова саван
- Словарь Ушакова
- Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
- Энциклопедия иудаизма
- Словарь Ожегова
- Лечь под саван что значит
- История савана
- Саван в различных религиях
- Старообрядчество
- Ислам
- Иудаизм
- Что такое саван, и почему его принято использовать для погребения
- Оставьте заявку для заказа товара
- Заворачивание покойного в саван
- Саван и его составные части
- Рекомендации по изготовлению савана
- Размеры савана
- Составные части савана
САВАН
Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .
Смотреть что такое «САВАН» в других словарях:
САВАН — (греч. sabanon). Одежда в виде длинной рубахи, в которой хоронят умерших. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САВАН греч. sabanon. Погребальная одежда в виде мешка. Объяснение 25000 иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
САВАН — САВАН, род долгой рубахи, в которой иногда хоронят умерших, замест иной одежды. В саване с погосту не ходят (и не водят). Только за саваном не умирает, не готов. Смерть о саване не тужит. Жили славой, а умерли чужой саван. Смерти саваном не… … Толковый словарь Даля
САВАН — САВАН, савана, муж. (греч. sabanon с араб.). 1. Погребальное одеяние из белой ткани для покойников. «Как саваном, снегом одета, избушка в деревне стоит.» Некрасов. 2. перен. Белый покров (снега, зимы; поэт.). Снежный саван. «В белом саване смерти … Толковый словарь Ушакова
саван — сущ., кол во синонимов: 1 • одеяние (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
саван — белый (Бальмонт, Фруг, Голенищев Кутузов); гробовой (Козлов, Полежаев, Фруг) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов
саван — саван, мн. саваны, род. саванов (неправильно савана, саванов) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
саван — (иноск.) смерть (намек на род белой рубахи, иногда надеваемой на покойника) Ср. Саван снег (покрывающий застывшую землю). Ср. Этот холодный, нагло сверкающий зимний саван, налегший (в одну ночь) нежданно, негаданно на цветущее лоно весны,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
саван — а, м. 1. Погребальное одеяние из белой ткани, по названию арабского города Савана (Сабана), где выделывали белую ткань. ► Тело бедного старика лежало на столе, покрытое саваном и окруженное свечами. // Пушкин. Дубровский // 2. Покров… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Саван — У этого термина существуют и другие значения, см. Саван (значения). Рисунок савана Агафьи Грушецкой (XVII век) Саван это одежд … Википедия
саван — САВАН, а, м Предмет одежды, используемый при погребении покойников, представляющий собой широкое одеяние или покрывало из белой ткани, полностью закрывающее тело. Ночью старушки шили саван для новопреставленной Марии … Толковый словарь русских существительных
Источник
Значение слова саван
Словарь Ушакова
с а ван, савана, муж. (греч. sabanon с араб.).
1. Погребальное одеяние из белой ткани для покойников. «Как саваном, снегом одета, избушка в деревне стоит.» Некрасов .
2. перен. Белый покров (снега, зимы; поэт.). Снежный саван. «В белом саване смерти земля.» Некрасов .
3. Вообще — плотно закрывающий покров (независимо от цвета; в сравнениях, поэт.). «Тьма ночные своды небесные, как саваном, покрыла.» Лермонтов .
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Погребальное одеяние из белой ткани, по названию арабского города Савана (Сабана), где выделывали белую ткань.
* ► Тело бедного старика лежало на столе, покрытое саваном и окруженное свечами. // Пушкин. Дубровский // *
2. Покров снега, льда, тумана (переносн.).
* ► Как чёрный саван, на земле лежала ночь. // Лермонтов. Демон //; В саван окутался Чертов овраг. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо // *
Энциклопедия иудаизма
Сшитое полотно, в которое заворачивают тело умершего еврея перед погребением. В далеком прошлом богатые семьи шили своим умершим дорогую одежду, чтобы почтить их роскошью. Сказано в Барайте: «В прошлом расходы на погребение были иногда для родственников усопшего тяжелее самой смерти. Были случаи, что оставляли тело и убегали, пока не пришел р. Гамлиэль, который облегчил положение родственников и велел похоронить себя в льняном саване» (Кт. X). С тех пор во всех общинах Израиля принято хоронить мертвых в С, сшитом из белого полотна. По обычаю, шьют С. большими стежками без узлов на конце нити. В диаспоре умершего мужчину покрывают еще и талитом*, в который он облекался при жизни во время молитвы. На основе изречения хазал* «раскайся за день до смерти твоей» некоторые мудрецы советовали готовить себе С. еще при жизни, с тем чтобы, увидев его перед собой, человек мог раскаяться.
Словарь Ожегова
САВАН, а, м. Широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников. Снежный с. (перен.: о белизне снега, о широком снежном пространстве).
| прил. саванный, ая, ое.
Источник
Лечь под саван что значит
Саван – это неотъемлемый атрибут похоронного ритуала, которым укрывают или укутывают тело покойного. У разных народов существуют свои обычаи по оформлению савана, и атрибут может отличаться длиной, типом ткани, цветом, методом использования. Купить ритуальное покрывало для покойника для организации православного похоронного обряда, можно в ритуальном агентстве «Эдем» в городе Днепр. У нас Вы найдете большой выбор погребальных покрывал в различной ценовой категории и вариантах исполнения.
История савана
Название «саван» произошло от арабского города Сабана (Савана), в котором изготавливали материю кипенно-белого цвета. Ткань применялась для различных целей, но наибольшую востребованность она получила при изготовлении савана для покойного. Погребальное покрывало – это по сути, отрез ткани, предназначенный для завертывания покойника.
Тела в саваны завертывались с давних времен, и о чем и свидетельствуют раскопки античных могил в разных странах мира. Простейшие посмертные одеяния не имели никакого декоративного украшения, и имели сугубо практическое значение, а именно, укрыть тело покойного.
Материалом для изготовления савана всегда выступала ткань, производимая в данном регионе. К примеру, в Европе для савана чаще использовали лен, в Азии – шелк и хлопок. В Австрии и Дании существовала традиция изготавливать саван из крапивы. Материал считался одним из дорогих, и был доступен только богатым и влиятельным людям.
В средневековой Англии, во время активного развития торговли, в страну стали завозить дешевый хлопок, что существенно ударило по овцеводам. Чтобы поддержать экономику страны, правительство издало указ, изготавливать саваны только из шерсти.
Саван в различных религиях
Формат и размер савана определяется конфессиональной принадлежностью. В разных религиях используются различные типы саванов, но все они имеют одинаковое значение, и присутствуют в обязательном порядке.
Старообрядчество
В староверческих погребальных обрядах присутствуют отголоски язычества, которые не меняются веками. Для покойника используют отрез ткани длиной в два человеческих роста. Ткань перегибают пополам и сшивают по одной стороне, чтобы получилось подобие ладьи, которая и является транспортом в загробный мир.
Головой покойного укладывают со стороны перегиба ткани, а ноги в свободной стороне. В изголовье на саване делаются крупные стежки, которые стягиваются вокруг лица по типу капюшона. Края савана могут украшаться кружевом или вышитыми крестами. Под шеей покойного продевается узкая лента, которая трижды оборачивает тело: по груди, бедрам и икрам.
Ислам
Правоверного заворачивают в не менее, чем два куска ткани. Один отрез используется только в экстренном случае, например, при укутывании мертворожденного малыша. Малолетних детей также укутывают в два, а то и три лоскута ткани. Мужской погребальный саван состоит из таких частей:
- Лифофа – самый длинный наружный отрез ткани.
- Изор – отрез, которым заворачивают тело мусульианина.
- Камис – нательная рубаха без швов.
Дополнительно добавляется лоскут для оборачивания головы покойного. К женскому погребальному савану добавляется еще два лоскута ткани:
- Химор – головной платок.
- Синабад – отрез ткани для укрывания тела от плеч до колен.
Для нательного савана используют ситец, для наружного оборачивания применяют бязь. Традиционно, саван мусульманина имеет белый цвет, но допускаются и другие светлые, пастельные оттенки тканей. Хоронить мусульманина в обычной одежде запрещено шариатом. Исключение составляют только шахиды, которых принято хоронить в одежде, в которой они погибли.
Иудаизм
Иудейский саван представляет собой отрез ткани длиной до 12 метров. Вне зависимости от положения и благополучия иудея, всех покойников оборачивают в одинаковые саваны. Такая аскетичность символизирует равенство всех верующих перед Богом. В современном мире иудеев могут хоронить в скромных одеяниях, которые покойный носил при жизни.
Что такое саван, и почему его принято использовать для погребения
Саван присутствует во всех религиях, в практически у всех народов погребальный наряд имеет белый или светлый цвет. Белый цвет в ритуальном понятии символизирует праведность души, которая предстанет вскоре перед создателем.
Во всех религиях мира саваном покрывают тело умершего только после ритуального омовения. Согласно священным писаниям, саван частично очищает от грехов, и потому одевать его нужно только на очищенное физическое тело.
Также белое ритуальное покрывало служит защитой от негативной энергии во время путешествия по загробному миру. Верующих принято закрывать тканью до уровня сердца. Накрывать покойника с головой разрешено только при наличии выраженных телесных повреждений. При этом руки покойника всегда должны быть открыты.
Купить погребальное покрывало для традиционного погребения или кремации можно недорого в похоронном бюро «Эдем». У нас Вы можете заказать полный пакет ритуальных услуг, избавив себя от тягостных забот по подготовке к похоронам. Опытные менеджеры помогут в выборе всех необходимых ритуальных товаров, и обеспечат полный контроль правильности проведения христианских, иудейских и исламских обрядов.
Оставьте заявку для заказа товара
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Источник
Заворачивание покойного в саван
Саван и его составные части
Шариат предписывает завернуть усопшего в специальное для него одеяние – саван (кяфан) или же в обычную одежду. Окутывание покойного в саван является вторым из четырех обязательных действий, совершаемых по отношению к нему. И это выполняется после того, как умершего обмоют или совершат ему таяммум. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто завернул покойного в саван, того Аллах оденет в Судный день в райские, одеяния из шелка, атласа и парчи» (аль-Хаким, аль-Байхаки).
В качестве савана используется такая ткань, которую разрешено было носить умершему при жизни, – она должна соответствовать той, что он одевал, должна быть одного с ней достоинства.
Если умершего заворачивают в саван из средств, оставленных им после себя, то необходимо, чтобы саван состоял из трех покрывал, каждое из которых закрывало бы его тело целиком. А если его оборачивают в саван не за его средства, то минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это кусок ткани, покрывающий все его тело.
Необязательно использовать для савана новую ткань, так же, как необязательно, чтобы она была белого цвета.
Рекомендации по изготовлению савана
Размеры савана
1. Ширина савана зависит от ширины тела умершего в плечах. Расчеты ширины савана производятся по схеме: ширина савана = ширина тела умершего х 3. Например, ширина тела умершего в плечах 30 см, значит, следует взять кусок ткани шириной 90 см и т. д.
2. Длина савана определяется по следующей схеме: длина савана = длина тела умершего + 1/3 длины его тела (эта добавка к длине тела умершего нужна для того, чтобы была возможность связать саван над головой и под ногами умершего). Например, если длина умершего 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см.
Составные части савана
Саван для мужчин (расход ткани 8–10 м) состоит из 3-х кусков ткани – лифафы, каждый из которых покрывает тело целиком. Для мужчины лучше всего довольствоваться этими тремя покрывалами. Но некоторые добавляют отрезок ткани для головы, называемый чалма, и рубаху (камис), закрывающую тело от шеи до колен. В их использовании тоже нет ничего предосудительного.
Лифафа – покрывало, в которое заворачивают умершего с головы до ног – бывает таких размеров, что если обернуть умершего, то остается около 30 см ткани со стороны ног и головы – это для того, чтобы после была возможность завязать саван с обеих сторон.
Саван для женщин предпочтительно, чтобы состоял из 5-ти частей (расход ткани 10–12 м): 1) изар – кусок ткани для оборачивания тела от пупка до колен; 2) камис – рубаха, не имеющая воротника, с вырезом для головы, закрывающая все тело, кроме головы и ног; 3) химар – платок для покрывания головы и волос женщины длиной от головы до пупка. Волосы умершей заплетают в две или три косы и кладут сверху на камис; 4 и 5) лифафа – ткань (любая), покрывающая умершую с головы до ног (следует добавить по 20–30 см ткани со стороны ног и головы, чтобы после оборачивания тела можно было завязать саван с обеих сторон). Их бывает две.
Так пишет о саване ученый-богослов Марсифи в своей книге «Рисалат». Однако есть и другие версии относительно составных частей савана.
Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифафы.
Итак, как пишет богослов Абдуллах бин Хиджази аш-Шаркави (1150–1227 г. х.), заворачивать тело покойного мужчины в три куска метерии – и обязательно, и предпочтительно. В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом, говорится, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Тело Посланника Аллаха (мир ему и благословение)завернули в три куска белой йеменской хлопчатобумажной ткани из Сахуля, и не было среди этого ни рубахи, ни чалмы». А для женщин использовать три куска и вдобавок химар и изар является сунной, т. е. и для мужчины, и для женщины обязательно использовать одинаковое количество покрывал (по три куска), а разница для них лишь в желательном количестве.
Однако это решение Шариата касается лишь того случая, если расходы на саван покрываются из имущества умершего. Если же умершего оборачивают в саван не за его счет, например, на средства опекуна умершего, который должен был содержать последнего, или из общественной казны (байт аль-маль), или из средств, безвозмездно выделенных на подготовку умерших к захоронению (вакф), или на имущество состоятельных людей, то тогда минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это один кусок ткани, покрывающий все его тело.
Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким. Но нежелательно, чтобы саван был других цветов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Одевайте белые одеяния, так как это самые лучшие ваши одеяния, и используйте для савана белую ткань». Этот хадис передали имамы Муслим и аль-Бухари.
Желательно, чтобы для умершей жены саван готовил муж, для умершего мужа – жена, родственники или дети умершего. Если же у умершего никого нет, похороны осуществляют его соседи или община.
Ат-Табари передал следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Сосед достоин того, чтобы, если он заболеет, ты лечил его, если умрет – похоронил, если обеднеет – дал ему взаймы, если испытывает нужду – защитил его. Если придет к нему добро – поздравь его, если беда – утешь его, не возвышай свое строение над его строением, поддерживай костер от него, не раздражай его запахом своего котла, кроме как черпая ему из него».
Саван должен соответствовать достоинству умершего:
если умерший был богатым, то рекомендуется, чтобы его саван тоже был хорошего качества, если он был среднего достатка – соответствующий его положению, если был бедным – из простого материала.
Запрещается использовать для савана ткань, которая вызывает плохое впечатление, унижая тем самым достоинство умершего (к примеру, мешковину).
Для савана нельзя использовать украденную ткань, поэтому в Шариате есть для мусульманина дозволение еще при своей жизни готовить некроеный материал, предназначенный для савана.
Не дозволяется красить ладони умершего мужчины хной, а красить руки женщине и детям – нежелательно (караха).
Можно делать саван для женщины из шелковой ткани, дозволяется и красить его шафраном. А для мужчин, если есть возможность изготовить саван из другого материала, запрещено использовать для этой цели шелковую ткань. Саван желтого цвета является нежелательным и для мужчин, и для женщин.
Мужчину, который умер в состоянии ихрама, т. е. при совершении хаджа или умры, заворачивают в его ихрам, не покрывают лицо и голову и не умащают благовониями, поскольку при воскрешении он выйдет из могилы в том виде, в каком он был при совершении паломничества, и будет повторять: «О Аллах! Я отозвался на Твой Призыв, я искренне отозвался на Твой Призыв».
Об этом сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Один человек, находившийся вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) во время стояния на равнине Арафат (во время прощального паломничества), неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею и умер. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Обмойте его водой ссидром (ююбой) и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в Судный день он будет воскрешен произносящим тальбийю”».
Часто для савана используют материю, которую споласкивали или же смачивали водой Зам-Зам.
Если на покойном имеются долги, которые равняются или превышают имущество, оставленное им после себя, то кредиторы имеют право потребовать, чтобы его завернули в саван, состоящий только из одного покрывала, и наследники покойного в данном случае не могут окутывать его в более чем одно покрывало, кроме случая, если они это делают на свои собственные средства, потому что вначале необходимо исполнить долг перед кредиторами и вернуть их имущество и в освобождении от его выплаты для покойного заключается больше пользы. Так пишет Баджури.
Нежелательно, чтобы саван был слишком дорогим в цене. Чем надевать новый саван, лучше использовать поношенный и выстиранный материал, ибо саван и так будет разлагаться в могиле, а новое более подобает для живого человека. Однако, если среди наследников покойного есть не достигшие совершеннолетия дети или психически нездоровые, или кто-то из них находится вдали от данной местности, или сам покойный при жизни был несостоятельным, бедным человеком, то использовать для него дорогую ткань в качестве савана является запретным (харам). Это тоже важный момент, требующий внимания!
В хадисе Посланника Аллаха говорится: «Вы украшайте саван для покойных, они радуются и гордятся этим, также они посещают друг друга в этом саване». В указанном хадисе под словами «украшайте саван» имеется в виду, чтобы мы выбрали саван белого цвета, чистый, закрывающий целиком тело, плотный и приобретенный на имущество, добытое дозволенным (халал) путем. В другом хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Когда кто-либо из вас заворачивает своего брата в саван, то пусть делает это хорошо».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник