- Почему в СССР люди не любили, когда по телевизору показывали «Лебединое озеро»
- Есть ли музыка еще печальнее
- От похорон до переворотов
- Почему балет «Лебединое озеро» в телевизоре был знаком беды для граждан СССР
- Страна ценителей балета
- «Озеро» и Августовский путч
- Почему именно «Лебединое»?
- Балет «Лебединое озеро». Теперь понимаю, почему его показывали в СССР в трудные моменты
- Почему «Лебединое озеро» стало символом конца Советского Союза
Почему в СССР люди не любили, когда по телевизору показывали «Лебединое озеро»
Балет «Лебединое озеро» вполне можно назвать балетом счастья и горестей советского человека. В менталитете любого, кто жил в СССР, он успел занять особое место. Ведь если в 50-60-х балет был главной постановкой в истории Большого театра, всегда славившегося своими грандиозными работами, то в 80-х он стал символом утрат и горестей, перемен и свободы.
Есть ли музыка еще печальнее
Для советских жителей эта музыка обладает довольно зловещим значением. Балет показывали по телевизору во время смерти тогдашних генсеков и в 1991-м, в дни того самого путча, который произошел в августе.
Оказывается, мысль применять сочинение Петра Ильича Чайковского в качестве седативного средства пришла в светлую голову Юрия Андропова. Он тогда был еще шефом КГБ и читал доносы о том, что высокое начальство засыпает во время этого балета. Поэтому, когда умер Леонид Ильич Брежнев, Андропов дал распоряжение поставить именно «Лебединое озеро», чтобы народ погрузился в сонливость и тоску.
И это при том, что танец маленьких лебедей принято считать наиболее веселым номером балетной классики. На него придумано и сделано очень много пародий. Самым удачным можно назвать тот, который нарисовали мультипликаторы в 15-й серии мультика «Ну, погоди!».
От похорон до переворотов
В Советском Союзе по большим государственным праздникам всегда были интересные телеконцерты, которые с удовольствием смотрели зрители. Они ожидали чего-то грандиозного и 10 ноября 1982-го, в День милиции. Но вместо этого всем людям, прильнувшим к телевизорам, пришлось смотреть балет «Лебединое озеро». Праздничная программа была отменена из-за смерти тогдашнего генсека — Леонида Брежнева.
Почему же именно этот балет? До сих пор точно это не известно. По одной версии — из-за его популярности. По другой — вспомнили историю его написания: Чайковский дописал балет после Пасхи — в Фомину неделю, на которую выпадает Радоница — день, в который поминают усопших.
Как бы то ни было, из балета-любимчика «Лебединое озеро» стало поминальной песней. Спустя два года его покажут во второй раз, после смерти генсека Юрия Андропова, а через год зрители посмотрят балет, не выходя из дома — на этот раз умер генсек Константин Черненко.
А через несколько лет состоялось, пожалуй, главное историческое появление «озера».
Вообще-то, балет на 19 августа 1991 года был запланирован еще за 2 недели до путча. В то время каждый третий понедельник месяца выходила передача «Музыкальный телетеатр», в которой показывали телеверсии фильмов и спектаклей, иногда даже 2-3 раза в день (люди-то работали в несколько смен).
В полдень 19 августа позвонили главе дирекции телепрограмм Гостелерадио. Его попросили поставить в эфир что-нибудь длительностью примерно на 1 час 15 минут на время технического перерыва в вещании. Балет прекрасно подходил.
А когда события путча достигли критической вершины, потребовалось задействовать синхронизацию обоих каналов вещания. Это было отработано еще в дни смерти Брежнева и дало возможность показывать одну и ту же программу по двум каналам одновременно. После синхронизации балет могли посмотреть все, кто включал телевизор с 19 по 22 августа.
Источник
Почему балет «Лебединое озеро» в телевизоре был знаком беды для граждан СССР
Любой советский человек знал: если по телевизору внепланово транслируют «Лебединое озеро», значит, в стране случилось что-то экстраординарное. Обычно это была смерть очередного генсека. Эту странную традицию прекрасно описала в своей автобиографической книге главная прима советского и российского балета Майя Плисецкая.
Страна ценителей балета
Если бы иностранные исследователи могли наблюдать жизнь в Советском Союзе во всей ее полноте, они наверняка бы сделали вывод, что в этой стране обосновалась самая большая армия поклонников балета, а ее любимой постановкой является «Лебединое озеро». Сама Майя Плисецкая исполняла свои партии в этой великолепной сказке свыше 800 раз!
Великая балерина вспоминала, как правительство СССР превратило чудное произведение на музыку Чайковского в «обязаловку». На «Лебединое озеро» водили все иностранные делегации. Во времена Хрущева каждую сопровождал сам «дорогой Леонид Ильич». Однажды генсек даже пожаловался Плисецкой, что при воспоминании об очередном просмотре «Озера» у него тошнота к горлу подкатывает.
Многие иностранные гости испытывали схожие чувства. Американский дипломат Ллевел Томпсон за 6 лет пребывания в Союзе смотрел эту постановку 132 раза. А вот Фидель Кастро был так впечатлен вдохновенным танцем красавиц-балерин, что лично взошел на сцену и преподнес приме огромный букет роз.
Простые советские граждане его восторгов не разделяли. Они точно знали, что «Лебединое» — лишь красивая ширма для серьезный политических пертурбаций, происходящих в стране. В случае смерти очередного руководителя в государстве начиналась борьба за власть. Правительство не хотело, чтобы народ мог как-то в этом участвовать. Вот и включали в нужный момент по телевизору «Лебединое озеро».
Пока в стране все было более-менее стабильно, трансляция балета превратилась во что-то вроде поминальной песни. Им «отмечали» уход Брежнева, Андропова, Черненко. Новое звучание балет получил в 1991-ом.
«Озеро» и Августовский путч
О тех событиях вспоминал Леонид Кравченко, в прошлом глава Гостелерадио. Днем 19 августа начальник дирекции телепрограмм Виктор Осколков получил приказ втиснуть в дневную программу «Лебединое озеро». В это время события в Москве как раз накалялись.
В столице было объявлено чрезвычайное положение, прекращен выпуск самых популярных печатных изданий, запрещены любые митинги. Правительство постаралось максимально оградить граждан из других регионов от событий тех августовских дней, поэтому по телевизору транслировали только пресловутое «Лебединое озеро».
Таким образом народу перекрыли информационный кислород, боясь массовых волнений во всей стране. Лишь спустя несколько дней широкие массы узнали о путче. Весть произвела шокирующее действие. Впервые «поминальная песня» стала информационными шторами народа от самой настоящей попытки государственного переворота. Прекрасные лебеди танцевали на голубых экранах целых 3 дня.
Почему именно «Лебединое»?
Выбор репертуара для массовых просмотров в судьбоносные для страны моменты пал на «Лебединое озеро» не случайно. Этот балет был действительно популярен в Союзе.
Прекрасная сказка о любви принца и девушки, обращенной в лебедя, оказывала на измученных серой советской действительностью граждан гипнотическое воздействие. Она уносила от бытовых проблем и нищеты в какие-то далекие волшебные дали. Полностью отрывала от действительности.
Этот эффект и использовало правительство, чтобы потихоньку — вдали от миллионов глаз — повернуть руль управления страной в нужную сторону. В прежние годы могла сыграть роль и история создания балета. Чайковский дописал его на поминальную неделю после Пасхи. В какой-то мере «Лебединое озеро» ассоциировалось с поминовением усопших, поэтому его показывали в дни смерти вождей.
Интересно, что первые постановки «Озера» 140 лет назад были провальными. Люди не шли на балет, очевидно, воспринимая его сюжет как слишком слащавый и сказочный. Потребовалось пережить Октябрьскую революцию и вкусить жизни в «самой лучшей стране», чтобы очаровательные лебеди нашли своего зрителя, жаждущего той самой сказки.
Источник
Балет «Лебединое озеро». Теперь понимаю, почему его показывали в СССР в трудные моменты
Пам-пам-пам-тарари-пам-пам! На экране (тогда еще черно-белом, выпуклом) под знакомую мелодию подпрыгивают и синхронно взмахивают натянутыми ножками девушки в балетных пачках.
Танцовщицы будто парят в воздухе, едва касаясь тверди земной пятачками пуант. Невесомые, хрупкие, будто фарфоровые куколки. И страсти у них тоже кукольные. Какие-то принцессы и принцы, ведьмы и колдуны, зачарованные лебеди и танцующие рыцари.
Те, кто родом из СССР помнят, что означают эти танцы маленьких лебедей из Большого театра. Снова «Лебединое озеро», а, значит, в стране что-то случилось. А что – пока не говорят. Балет лучше смотрите. Он отвлекает, увлекает, успокаивает, умиляет.
Так было, как минимум, 4 раза. В дни смерти генсеков: Брежнева, Андропова и Черненко и в день путча ГКЧП 1991 года.
Каждый видел в «Лебедином» своё. Кто-то фоном слушал музыку Чайковского. Балетоманы считали страстные фуэте Одиллии.
Дебелые советские труженицы щелкали языками: «Расплясались, метелки тощие! Вас бы к нам в цех, к станку. И не этой вашей перекладине, а к настоящему»!
Малыши пугались колдуна Ротбарта, а девочки постарше вставали на цыпочки и пытались повторить балетные па тут же, у телеэкрана.
— Ну да, отдать что ли ее в балет-то? – думала мама, та самая труженица-чесальщица-мотальщица 3-го разряда. – Хоть жизнь увидит!
Балет был тогда пропуском не только в чарующий мир искусства, но в красивую жизнь, и даже, если повезет, то и за границу.
А тот, кому на балет, музыку и прочую культуру положить с прибором, мог просто любоваться стройными девичьими ножками. В эпоху загнивающего СССР это был, пожалуй, единственный шанс увидеть женские прелести по телевизору. Ну не на мощные седалища девушек с веслом смотреть, в самом деле!
Давайте уж начистоту, балет, если не знать о его каторжном закулисье, если отбросить могучую силу искусства и величие человеческого духа, не более, чем очаровательная глупость. Порхающая нелепица. Изначально балет был создан как развлечение для богатой скучающей публики. Не в особом почете был балет и во второй половине века 19-го, так, водевильчик с оттянутыми ножками и заломленными руками.
Петр Ильич Чайковский взялся за создание балета ради заработка, как сейчас берутся за написание музыки к фильму или проходному мюзиклу.
Но разговор у нас не об истории создания балета, а о роли балета в истории.
Эх, не знал и не гадал Петр Ильич, что балетная постановка на его музыку станет знаковой. Культовой. Что сказочная история о любви, коварстве и колдовстве станет своего рода маркером смутного времени.
Вот и сейчас времечко под стать – впору снова смотреть и осмыслять «Лебединое» заново.
Благо записей и прямых трансляций различных постановок и трактовок знаменитого балета в сети предостаточно. И думать, как и для чего мы все попали под чары филина Ротбарта и для кого крутит свои адские фуэте черная лебедь Одиллия. _________________________________________________________________________________________
Как мы в гости к Ленину ходили
Источник
Почему «Лебединое озеро» стало символом конца Советского Союза
10 ноября вечером в СССР на День советской милиции по телевидению всегда шел концерт звезд советской эстрады. Но в 1982 году концерт отменили. Вместо него на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Простые граждане поняли, что в стране что-то случилось. О смерти Брежнева сказали гораздо позже. Такое в Советском Союзе затем повторялось не раз.
Выступления звезд российского балета на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы в последние годы стали довольно привычным явлением.
Местный зритель уже привык к тому, что каждый год (обычно это ближе к концу театрального сезона) можно насладиться выступлением какого-нибудь звездного дуэта, а то и целого звездного десанта. И не отпугивает относительно высокая (по алматинским меркам) цена билетов — два предыдущих сезона она была в пределах 10–25 тысяч тенге (около 70–170 долларов).
В этом году «русский балетный сезон» (если это можно так назвать) в Алматы первыми представили прима Мариинского театра Алина Сомова и премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов, исполнив роли Одетты-Одиллии и Зигфрида в «Лебедином озере». Оба лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска», а также престижных международных конкурсов.
«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» ТВОРИЛИ НЕ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ
Как рассказал Леонид Сарафанов после выступления на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, «Лебединое озеро» — это беспроигрышный вариант для публики и для кассы:
— Мы с Алиной Сомовой здесь в первый раз, нас здесь никто не знает. И если мы будем приезжать еще, то можно будет экспериментировать с названиями и привозить не только классику. Но поскольку сейчас мы здесь в первый раз, то никто не хотел рисковать и выбрал беспроигрышный вариант. Ну, думаю, все остались довольны?!
Действительно, если в театре оперы и балета имени Абая и без российских балетных звезд «Лебединое озеро» зачастую идет с аншлагом (на все спектакли в течение последних двух лет билеты продавались полностью), так что уж говорить о спектакле с участием звездного дуэта.
Нынешний год уже 135-й в сценической истории балета «Лебединое озеро» — первого балета Петра Чайковского. Первую постановку осуществил Юлиус Рейзингер. Однако особого зрительского успеха она не имела. Балет просуществовал в репертуаре до 1883 года. Считается, что неуспех этой первой постановки объяснялся неспособностью московской труппы постичь музыку Чайковского.
«Я верю, — писал Чайковский, — что придет и мое время, хотя, конечно, гораздо после того, как я уже буду на том свете».
Да, он оказался прав. Но, как показала в своем исследовании «Метаморфозы „Лебединого озера“. Краткий курс истории одного мифа» Марина Раку, композитор занял место великого классика после периода его энергичного сбрасывания с корабля современности. Полемика об идеологическом значении музыки Чайковского продолжалась до середины 1930-х годов. К тому времени с его музыки еще не были сняты левацкие обвинения в упадничестве, интеллигентской чувствительности, мистицизме.
Отказ новой пролетарской культуры от Чайковского означал бы конфронтацию с реально существующими вкусами публики. Власти необходимо было «сменить анкету» полуопальному композитору для определения «классового лица». И тогда была выведена следующая формула его творчества: доступность, массовость, искренность. С этого времени всесторонне обосновывается аттестация Чайковского как мастера художественного реализма. Его музыка начинает использоваться как символ «национального героизма».
Одновременно происходила трансформация и стиля балетов Чайковского в сторону героизации, снятия пассивно-меланхолического налета, мистицизма. Так определялась эстетика советского образа классического балета.
«Лебединое озеро» со временем стало одним из самых любимых балетов советского зрителя. Возможно, этому способствовала его доходчивость, аполитичность сюжета, отчетливая национальная специфика. Но чего не мог предположить и сам Чайковский, так это того, что его «Лебединое озеро» станет символом и Большого театра, и всего советского балета, и со временем — самым политизированным балетом.
ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ПОТЧЕВАЛИ «ЛЕБЕДИНЫМ»
В первой книге воспоминаний Майя Плисецкая много места уделила «Лебединому озеру». В ее жизни этот балет сыграл решающую роль. Она станцевала его более 800 раз в течение 30 лет с 1947 по 1977 год. С ее участием этот балет шел в десятках городов мира на всех континентах. Особенно всласть Плисецкая натанцевалась для высоких заморских гостей. С началом хрущевской оттепели в Москву всё чаще стали наведываться главы иностранных государств.
«Всех их водили в Большой. На балет. И всегда почти — «Лебединое». Флаги повесят. Гимны сыграют. В зале свет зажгут. Все поднимутся. Главы из царской, центральной ложи пухленькой тщедушной ручкой москвичам милостиво помашут — мир, дружба, добрые люди. Позолоченные канделябры притухнут, и полилась лебединая музыка Петра Ильича», — с иронией вспоминает прославленная балерина.
Гостей всегда сопровождал Никита Хрущев. Как подметила Плисецкая, насмотрелся он «Лебединого» до тошноты. К концу своего генсекства пожаловался балерине:
— Как подумаю, что вечером опять «Лебединое» смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся.
ДОЛГОИГРАЮЩАЯ ПОМИНАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ
10 ноября в СССР всегда торжественно отмечали День советской милиции, который в эпоху телевидения сопровождался вечером концертом звезд советской эстрады. Но в 1982 году концерт отменили. Вместо него на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Простые граждане поняли, что в стране что-то случилось. Как оказалось, умер генеральный секретарь Леонид Брежнев. Музыка из «Лебединого» была фонограммой не только на похоронах Брежнева, но и его преемников — Юрия Андропова, Константина Черненко.
Интересный вопрос: почему для правительственных траурных мероприятий выбиралась именно музыка из «Лебединого»? Автору этого эссе встречались попытки объяснения.
Отвечая на этот вопрос, апеллируют к истории создания музыки к балету. Биографы Чайковского нашли его свидетельство, что работу над инструментовкой балета композитор хотел закончить к Фоминой неделе, то есть сразу после Пасхи. На эту неделю выпадает знаменитая Радуница, или день поминовения усопших, попросту — родительский день. И предположили, что поминальная тематика той недели ассоциативно отразилась на творении Чайковского.
Лет семь назад Мария Гольцман из Тартуского университета предложила близкое объяснение, но уже облаченное в термины семиотики, культурного символизма. Она отметила, что центральная тема в «Лебедином» — тема смерти. И это делает его идеальной областью для проекций коллективной эмпатии (сопереживания, сочувствия) и превращает телетрансляции, предпринимавшиеся обычно в дни праздников или траура, в сеанс общенационального катарсиса (очищения).
Кульминацией вторичной, более поздней семантики «Лебединого» стали дни августовского путча в августе 1991 года, когда этот балет на протяжении всех трех дней путча показывали по всем телеканалам. И «Лебединое озеро» стало одновременно и эмблемой политической реставрации, и как бы одним из заключительных аккордов советской эпохи, ее лебединой песней.
Источник