- Курица кудахчет: как говорит и почему квохчет
- Какие звуки может издавать курица
- Почему курица квохчет
- Готовность к материнству или снесение яйца
- Период инкубация и воспитания птенцов
- Испуг у кур
- Можно ли отучить курицу от кудахтанья
- Конспект занятия по развитию речи в старше-подготовительной группе «Чтение и пересказ сказки «У страха глаза велики»
Курица кудахчет: как говорит и почему квохчет
Птичье семейство просыпается рано утром: можно услышать протяжное пение петуха и тихое кудахтанье кур. Начинающему птицеводу будет интересно узнать, как говорит курица и почему она квохчет.
Какие звуки может издавать курица
Курица — тихая, молчаливая птица. Она кудахчет и издаёт некоторые другие звуки только по какой-нибудь важной причине. Впрочем, иногда куры кудахчут без какого-либо повода, просто так. Петух кукарекает, показывая свою главенствующую роль в стае.
Молчаливые птицы способны издавать многообразные звуки
Какие звуки издаёт курица:
- Кудахтанье — в утренние часы этим звуком птица оповещает всех о том, что она снесла яйцо. Кроме того, это признак испуга: в этом случае кричать начинает вся стая.
- Квохтанье — курица квохчет, высиживая цыплят. Она продолжает квохтать до тех пор, пока они не подрастут. Этот звук успокаивает малышей и дарит им ощущение безопасности.
- «Ре-ре-ре» — долгий, резкий, протяжный звук, которым мать предупреждает детёнышей об опасности. Весь выводок прибегает к матери и прячется под её крыло.
- «Ко-ко-ко» — признак того, что курочка собирается снести яйцо. Эти же звуки птицы издают во время прогулки, когда начинают искать зёрна и другой подножный корм.
- «Тук-тук-тук» — наседка зовёт цыплят к еде. Взрослая птица показывает свою радость, например, после вкусного угощения. Петух подзывает сородичей, чтобы поделиться с ними лакомством.
- Бормотание — птицы разговаривают между собой.
- Урчание — курочка выражает своё удовольствие, когда её гладит любимый хозяин.
Особенное внимание хозяин должен обратить на слишком тихих и молчаливых птиц. Это может быть признаком болезни. Если птица стала вялой, отказывается от еды, то никаких сомнений не остаётся: нужно срочно обращаться к ветеринару.
Важно! Если курица молчит и не издаёт вообще никаких звуков, значит, она заболела. Её нужно срочно показать ветеринару.
Кроме того, заболевшую птицу нужно поместить в отдельное помещение на карантин, чтобы остальные не заразились.
Почему курица квохчет
Квохтанье — характерный признак материнства у кур. Они квохчут, когда садятся на яйца или готовы к этому. Такой звук позволяет успокоить цыплят, а также оповещает остальных о том, что в курятнике скоро вылупятся птенцы, и что наседка нуждается в хорошей защите.
Птица кудахчет после того, как снесёт яйцо
Если слышно квохтанье, в птичнике всегда должно быть достаточное количество корма и воды.
Интересный факт! По вечерам в птичнике можно услышать самые разные и интересные трели. Так куры общаются между собой. Другие птицы, особенно утки, гуси и индюки, любят разговаривать друг с другом в течение всего дня.
Готовность к материнству или снесение яйца
Квохтаньем курочка оповещает о своей готовности к материнству. Такое происходит, если наседку не посадили на яйца. Она всё равно будет квохтать на протяжении 21 дня, даже если не будет высиживать цыплят. В этом случае нужно поискать яйца для высиживания.
Птица щёлкает клювом, подзывая цыплят к еде
Курица кудахчет, если снесла яйцо или собирается это сделать. Другие птицы могут вторить ей. Если куры кудахчут хором, значит яйца снесли несколько несушек. Этот характерный звук можно услышать рано утром или в первой половине суток до полудня. В этот момент нельзя выгонять птицу из гнезда: она будет шуметь до тех пор, пока не вернётся обратно. Громкое кудахтанье помогает курице защищать своё гнездо от сородичей.
Важно! Квохтанье для воспитания и защиты потомства — это навык, заложенный в птицах на генетическом уровне.
Если наседке или цыплятам угрожает опасность, курица издаёт звук, похожий на рычание. Защищая своих детей, птица может распушить перья и клюнуть нападающего. Эти невероятные факты являются правдой.
Период инкубация и воспитания птенцов
Период инкубации — это время, в течение которого детёныш растёт внутри яйца, а затем вылупляется из него наружу. У кур этот период длится 21 день. На протяжении всего этого времени наседка высиживает цыплят, периодически переворачивая яйца, и при этом тихо квохчет. Она разговаривает с ними таким способом. Это пение помогает успокаивать и баюкать малышей.
Наседка квохчет, высиживая птенцов
Когда приходит время вылупляться из яйца, птенчик начинает пищать. Чтобы помочь ему выбраться наружу, птица может надломить скорлупу. Мать продолжает оберегать вылупившихся птенцов. Курица будет квохтать до тех пор, пока цыплята не окрепнут. Наседка выходит из гнезда один раз в сутки, чтобы поесть и прогуляться.
Когда хозяин кормит птиц, курица щёлкает клювом или стучит по чашке. Таким способом она зовёт цыплят кушать. Мать может выбирать самые вкусные кусочки и несколько раз подбрасывать их вверх, чтобы цыплята их съели.
Чтобы предупредить цыплят об опасности, курица издаёт громкий звук «ре». Тогда малыши прячутся под крыло матери. Обычно такое случается, когда птенцы подрастают и начинают гулять с матерью во дворе. В это время курица обучает птенцов всем необходимым навыкам.
Хозяин должен внимательно слушать звуки, раздающиеся в курятнике. Если с цыплятами всё в порядке, птицы издают мягкие, нежные трели. Громкий писк — повод насторожиться. Возможно, малышам холодно, жарко или угрожает какая-нибудь опасность. Нужно постоянно проверять, хватает ли птицам еды и воды.
Интересный факт! Цыплята хорошо отличают голос своей мамы от голосов других птиц. Если цыплёнок испугался или заблудился, он громко пищит. На его писк прибегает курица и забирает его в гнездо под своё крыло.
Многие учёные считают это явление проявлением не только материнского инстинкта, но также эмпатии и сострадания у домашних птиц.
Испуг у кур
От страха вся стая кур может громко кричать и кудахтать на протяжении нескольких минут. Услышав крик, хозяин должен внимательно осмотреть курятник и выяснить, кто или что напугало птиц. Если же курицу схватили за крылья или подняли над землёй, она кричит громко и протяжно.
От страха и переживаний у куриц нарушается яйценоскость. Необходимо тщательно оберегать куриц от стресса.
Наседка нуждается в обилии корма и надёжной защите
Курятник нужно строить в тёплом и тихом месте, надёжно защищённом от шума и проникновения непрошеных гостей (воров, диких зверей и др.).
Можно ли отучить курицу от кудахтанья
Заставить птиц замолчать невозможно, но при правильном уходе хозяину удастся отучить кур от кудахтанья и шума. Самым гуманным и эффективным методом считается отсаживание. Если курица начинает квохтать и готовится высиживать потомство, её надо отсадить от основной стаи. Птицу переселяют в просторную клетку, длина и ширина которой должны составлять не меньше 70 см. Там ей обустраивают тёплое уютное гнёздышко, в котором она сможет заботиться о цыплятах.
Звук «ко-ко-ко» раздаётся во время прогулки
Как узнать, что курица готовится к материнству:
- Она перестаёт нести яйца и стремится подольше оставаться в гнезде.
- Птица выщипывает перья у себя на животе и старается выстелить ими гнездо.
- Старается держаться подальше от человека, при его приближении начинает кудахтать.
Все эти действия сопровождаются квохтаньем. При появлении этих признаков курочку отсаживают в отдельное гнездо.
Наседка и птенец
Как ухаживать за отсаженной птицей:
- Клетку надо поставить в тёплое светлое место, где достаточно свежего воздуха, но нет сквозняков. Это место должно быть закрыто от прямых солнечных лучей.
- Курицу нужно хорошо кормить: во время высиживания она должна получать больше корма, чем обычно. Обильное питание стимулирует яйцекладку.
- Днём клетку с курицей ставят во двор, где гуляют все остальные птицы.
- Ночью птицу можно выпускать из клетки на насест.
- Первые три дня курица сидит в клетке одна, затем к ней подсаживают петуха.
Лучшей наседкой сможет стать самая спокойная птица. Если хозяин всё сделал правильно, то птица снова начинает нести яйца в обычном режиме и не остаётся в гнезде. Если она продолжает квохтать, её оставляют в отдельной клетке ещё на некоторое время. Нельзя держать птицу отдельно от сородичей дольше недели: она очень тяжело переносит одиночество.
Каждое утро нужно внимательно осматривать куриные гнёзда и забирать яйца, тогда птицы не будут долго кудахтать.
Интересный факт! Куры способны испытывать чувство привязанности друг к другу. Смерть друга может вызвать у птицы тоску и депрессию. В таком состоянии она становится молчаливой.
Очень важно научиться слышать и правильно распознавать разные звуки, издаваемые обитателями птичника. Нужно запомнить, как кудахчет курица и чем этот звук отличается от квохтанья и сигнала об опасности. Понимая их «речь», хозяин сможет узнать, что питомица заболела, чего-то испугалась, снесла яичко или высиживает цыплят.
Для меня очень важна Ваша оценка
Оцените статью от 1 до 5
Средний рейтинг 5 / 5. Всего оценок 1
Пока нет голосов — стань первым кто поставит оценку!
Источник
Конспект занятия по развитию речи в старше-подготовительной группе «Чтение и пересказ сказки «У страха глаза велики»
Татьяна Артамонова
Конспект занятия по развитию речи в старше-подготовительной группе «Чтение и пересказ сказки «У страха глаза велики»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «Чтение и пересказ русской народной сказки «У страха глаза велик и»
Цель: Учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений.
Познакомить детей с бытовой сказкой.
Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы.
Активизировать словарь детей.
Упражнять в образовании слов при помощи суффиксов.
Развивающие:
Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Образовательная область «Речевое развитие»: продолжать учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений с использованием мнемотаблицы. Стимулировать развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. совершенствовать интонационную выразительность.
Образовательная область «Познавательное развитие»: продолжать знакомство с русским народным бытом в старину.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»: закрепление у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, поддержка взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.
Образовательная область «Художественно – эстетическое»: продолжать знакомство с художественным «языком» русских народных сказок, воспитывать эстетический вкус.
-Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения С. Я Маршака «Темноты боится Петя», нравственная беседа «У страха глаза велики», заучивание пословиц о трусости, знакомство со словами «колода» и «наперсток» и их предназначение.
Словарная работа: колодец, колода, наперсток.
Оборудование и материалы: слайд-шоу «У страха глаза велики», инновационное техническое оборудование, иллюстрации к сказке (колодец, колода, наперсток, мнемотаблица, смайлики-эмоции (яблочки, «яблоня», ширма, игрушка — заяц, указка.
Содержание организованной деятельности детей:
Организационный момент (психогимнастика) — звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Наступил новый день.
Мы пришли в наш любимый детский сад.
Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне.
Все, мне руки покажите и ладони разотрите.
Руки друг другу протяните. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы, мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.
Выдохните через рот все обиды, злобу и огорчение (дети повторяют три раза вдох-выдох).
А теперь пожелаем всем, доброго утра! (повторяем хором)
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
Язычок проснулся и вышел погулять на улицу (показали язычок)
Посмотрел налево, посмотрел направо
Посмотрел вверх, посмотрел вниз
Посмотрел вокруг и снова спрятался в свой домик
(Слышат какое-то шевеление за ширмой)
Воспитатель:- Что за странный звук? Ой, ребята, кто это? (зайчик) (Зайчик шепчет что-то на ушко воспитателю)
3. Сообщение темы
В:-Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я предлагаю вам послушать эту сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.
Речевая разминка: — Чтобы попасть в сказку,повторяйте за мной волшебные слова:
Ра-ра-ра- в сказку нам идти пора,
Ги-ги-ги- нам, зайчонок, помоги (идут по дорожке)
Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ-топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ-топ.
(дети садятся на стульчики)
Просмотр русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении рассказывания текста сказки воспитателем).
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал,под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Беседа по содержанию
Воспитатель: Ребята, как называется сказка? (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)
Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)
От чего это происходит? (От неизвестности)
Вспомните, какими словами начинается сказка? (Жили-были)
(Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя,почему так названы герои:
Бабушка-старушка, потому что старенькая,
Внучка- хохотушка, потому что много хохочет,
курочка — клохтушка, потому что клохчет,
мышка-норушка, потому что живет в норке.
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (за водой)добиваться полного ответа Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)
Кто им помешал? (зайка)
Где он сидел? (под яблоней)
Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)
Воспитатель: Какие ведра были у героев? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) Что такое наперсток? (показывает)
Воспитатель: Откуда брали воду наши герои? (из колодца, колоды, лужицы, следа поросячьего копытца) Что такое колода?
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода — это старинное слово, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)
Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода — это старинное слово, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Скажите, для чего все наши герои носили воду? (ответы детей)
Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них был огород.
Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались, побросали ведра и убежали домой)
Куда спряталась бабушка? (на лавку)
Куда спряталась внучка? (за бабушку)
Куда взлетела курочка? (на печку)
Куда схоронилась мышка? (под печку)
Воспитатель: Как вы понимаете слово схоронилась?
Какими словами близкими по смыслу можно заменить это слово? (спряталась, укрылась, затаилась)
Воспитатель: Молодцы ребята, много интересных слов назвали.
Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно: Бабушке — медведище.
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке? (потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке)
Воспитатель: Внучке — волк, а если и он, огромный и страшный, то волчище. Курочке — лиса, значит лисище, а мышке — кто привиделся? Котище.
Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики».
Давайте произнесем ее хором.
Воспитатель: А чтобы вам легко было рассказать эту сказку, я приготовила для вас схемы-помощники.
Работа с мнемотаблицей.
Посмотрите внимательно на схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?
1 -это бабушка-старушка и внучка-хохотушка,
2 — курочка -клохтушка,
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (За водой)
Воспитатель: С чем они ходили за водой?
Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)
Кто им помешал? (зайка)
5- Где он сидел? (под яблоней)
Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались, побросали ведра и убежали домой)
Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно:
6- Бабушке — медведище.
8 — Курочке — лиса,
9- мышке — кто привиделся? Котище.
Воспитатель: Что произошло с зайчиком? (спрятался под кустом)
Как вы думаете, что он испытал? (страх)
Кто привиделся зайчику? (четыре охотника с собаками)
Воспитатель: Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики: чего нет, и то видят)
Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу (потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле)
Давайте произнесем эти слова все вместе с насмешкой.
Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, превратимся в героев сказки и покажем как они несли воду.
Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратитесь!
Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (тре-е-х, пле-е-х, у внучки (трех, плех, у курочки (трех-трех, плех-плех, у мышки (трех-трех-трех, плех-плех-плех)
Воды набрали и домой пошагали.
Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!
Молодцы, как у вас все здорово получилось!
Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то, как я буду менять интонацию (голоса, мимику лица, потому что потом вы будете её пересказывать с помощью схем-подсказок.
(Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).
Итог занятия. Анализ пересказа детьми.
Предлагаю оценить друг друга.
Воспитатель: Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказкам? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).
Скажите: чей пересказ вам больше всего понравился и почему?
Кто из детей сумел передать чувства страха героев сказки?
Воспитатель: Скажите, эта сказка смешная или грустная! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с яблока, которое к нам прикатилось из сказки, именно оно упало зайцу на голову. А наши герои выдумали себе страхи сами, когда зайка бросился к ним под ноги).
Чему вас научила эта сказка? Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.
Воспитатель: А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и прикрепите его к нашей яблоне, так чтобы оно больше не упало и никого не испугало. Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». Образовательная.
Занятие по развитию речи и рассказыванию сказки «У страха глаза велики» 26 марта прошло занятие по развитию речи «Рассказывание сказки «У страха глаза велики»». Цель данного занятия: вспомнить известные русские.
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Заяц-хваста». Дикие животные» Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе Тема: Дикие животные Пересказ русской народной.
Конспект НОД по ознакомлению с русской народной сказкой «У страха глаза велики» с пересказом (вторая младшая группа) Конспект НОД по ознакомлению с русской народной сказкой «У страха глаза велики» с пересказом. Возраст: Вторая младшая группа Тема: Ознакомление.
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе. Слушание сказки «У страха глаза велики» Конспект НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Познакомить детей.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой) в младшей группе Дата: 15.03.2018 г.
Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Тема: «У страха глаза велики!» Непосредственно образовательная деятельность: развитие речи Возрастная группа: 2 младшая. Дата проведения:.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Задачи:.
Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Составление пересказа русской народной сказки «У страха глаза велики» посредством наглядного моделирования и драматизации. Задачи:.
Путешествие в деревню Сказкино ч.3 «У страха глаза велики» Путешествие в деревню «СКАЗКИНО» Сказка «У страха глаза велики» часть 3. Подготовили воспитатели младшей группы: Кирсанова Сурие Рифатовна.
Источник