Курбан хаит что значит

Курбан Хайит в Узбекистане

Курбан Хайит начинается для верующих с утренней молитвы и проповеди муллы (Фото: Ravshan Mirzaitov, Shutterstock)

Почитаемый всеми мусульманами Курбан Байрам или Праздник жертвоприношения отмечается ежегодно и в Узбекистане, где более 90% населения исповедуют Ислам. Дата не является фиксированной, так как отмечается этот праздник в соответствии с мусульманским лунным календарём, чьи даты не совпадают с датами общепринятого календаря. Она связана с окончанием священного хаджа в Мекку и выпадает на 10 день месяца Зуль-Хиджа, т.е. через 70 дней после празднования Ураза-Байрам.

Арабское название праздника – Ид аль-Адха, так же, как и тюркское Курбан Байрам буквально означает «Праздник жертвы». В Узбекистане праздник этот называется Курбан Хайит.

Курбам Байрам, получивший статус официального государственного праздника с момента обретения Узбекистаном статуса независимого государства, берёт своё начало в Коране. Согласно Священной книге Ислама, пророк Ибрахим слышит призыв Аллаха принести ему в жертву своего сына. Неоднократные видения заставили Ибрахима исполнить волю Всевышнего, несмотря на любовь к сыну и горе от одной мысли о расставании с ним и от того, что ему самому придётся убить родного ребёнка. Истинная Вера в справедливость Аллаха и покорность ему привели Ибрахима в Мину, где должен был быть совершён обряд жертвоприношения. Сегодня на этом месте расположен священный город для всех мусульман – Мекка. Когда рука отца с ножом была занесена над сыном, Аллах не допустил смерти ребёнка человека, истинно верующего в него. Жертвоприношение было проверкой Ибрахима, которую он прошёл, показав готовность пожертвовать самым дорогим во имя Аллаха. Вместо сына в жертву был принесён барашек по велению Аллаха.

Читайте также:  Что значит второй десятичный знак

Эта традиция сохранилась до наших дней. Праздник Курбан Хайит сопровождается принесением в жертву баранов, коз, коров или верблюдов. Однако чаще всё-таки в качестве жертвенного животного выступает баран, чьё мясо по наставлениям священного писания делится на несколько частей и раздаётся в дар: родственникам, бедным соседям и малоимущим.

Жертвоприношение символизирует собой единение верующих мусульман с Аллахом, а также память о жертвенности пророка Ибрахима.

Празднику жертвоприношения предшествует пост, а сам день Курбан Хайит начинается для верующих с утренней молитвы и проповеди муллы, на которую мусульмане приходят в чистой нарядной одежде. Дом верующих уже к утру убран и готов принимать гостей. Поминовение усопших родных и родственников в этот день также почитается за благо. Далее следует сам обряд жертвоприношения. В качестве жертвы выбирается самое лучшее животное.

Из мяса к праздничному столу готовят разнообразные блюда, которыми угощают гостей и одаривают бедных соседей. Такими блюдами могут быть разнообразные супы, плов, манты, шашлык и др. Праздничный стол всегда накрыт яркой нарядной скатертью, а блюда на столе ярко украшены. Принять у себя дома гостей и угостить их считается благословенным в этот день.

Другие праздники в разделе «Праздники Узбекистана»

Источник

История праздника Курбан Айт

Сегодня мусульмане всего мира отмечают важнейший праздник в исламе – Курбан Айт. Мы решили рассказать об истории его появления, сути и значении для верующих, а также традициях и особенностях этого торжества у различных народов.

Обряды жертвоприношения в истории и различных религиях

Жертвоприношение является одной из самых древних и распространенных форм религиозного культа. Оно появилось задолго до формирования современных религий, в период палеолита, когда возникли первые формы анимизма. Этот обряд был связан с желанием древних людей умилостивить духов природы и духов предков. В более поздний период жертвоприношения стали частью религиозных верований народов по всему миру. В Древнем Египте они были связаны с поклонением многочисленному пантеону божеств, олицетворяемых с определенными животными. К примеру, в честь богини плодородия и домашнего очага Бастет, изображаемой с головой кошки, в жертву приносили котят. В честь бога солнца Гора мумифицировали соколов, в жертву богу-крокодилу Себеку приносили соответствующих рептилий.

В Греции и Риме жертвы были средством, помогающим добиться милости и расположения богов. Античная культура разделяла кровные и бескровные жертвы. В качестве бескровной жертвы принималось сожжение благовоний, а также возлияния на алтарь жидкости (чаще всего вина). Кровавые жертвы приносились по особому случаю или в определенные праздники. Выбор животного для жертвоприношения был обусловлен предпочтениями того или иного божества. Деметре приносили в жертву преимущественно свинью, а Дионису — козла, так как свинья наносит вред полям, а козел — винограду. Известна традиция массовых и торжественных жертвоприношений — гекатомб. Так называлось одновременное заклание ста быков. Его совершали в периоды войн и эпидемий. По представлениям греков, принесенные в жертву животные должны были соответствовать определенным требованиям, быть здоровыми и упитанными и не использоваться в хозяйстве.

Обряды жертвоприношений также были широко распространены среди народов Мезоамерики. К примеру, у майя они были частью ежегодных праздников и ритуалов.

В определенный период среди различных народов распространение получила практика человеческих жертв. В Финикии и Карфагене в жертву богам приносили детей. На раннем этапе греческой истории человеческие жертвы совершались в период таких мистических празднеств, как мистерии Диониса, а также в периоды бедствий, чтобы удовлетворить гнев богов. В Риме в жертву чаще всего приносили преступников и рабов. Эта традиция была отмена в 97 г. до н. э. Из всех цивилизаций особенно прославились человеческими жертвами ацтеки. По их представлениям, человеческая кровь была необходимым условием для поддержания жизни богов. Жертвы приносили в знаменательные дни и праздники, а также в преддверии важных событий. По некоторым данным за всю свою историю ацтеки принесли в жертву около 136 тысяч человек.

В монотеистических религиях обряд жертвоприношения обрел более символический смысл по сравнению с языческими верованиями. Долгое время жертвоприношения являлись основой еврейского священнослужения. У иудеев принесение в жертву животного стало средством искупления грехов и очищения от них. В христианстве жертвоприношение приобрело еще более условную форму и преобразовалось в евхаристию — таинство вкушения крови и тела Христа.

История появления праздника Курбан Айт

Мусульманский праздник Ид аль-адха, известный у нас под названием Курбан Айт, стал частью религии во второй год хиджры (мусульманское летосчисление), то есть в 624 году. По поверью, его учредил сам пророк Мухаммед в память о событии, связанном со его предшественником, пророком Ибрахимом. Об истории появления праздника и его традициях рассказывает доктор исторических наук, заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова, Заур Гафурович Джалилов:

— Возникновение праздника связано с жизнью и деяниями пророка Ибрахима, в библейской традиции известного под именем Авраам. По представления мусульман, Ибрахим был ханифом, то есть человеком, исповедующим единобожие. Он пытался доказать своему народу несостоятельность язычества, говоря, что солнце, звезды и луна каждый день изменяются, а значит, не могут быть божествами. По преданию, когда его отец Азар и другие соплеменники уехали из города, он пробрался в святилище и разрушил идолов, оставив главного и обвинив его в содеянном. Люди не поверили Ибрахиму, и он пытался использовать это, как доказательство ложности веры в идолов. Он был изгнан из общины. Позже Ибрахим и его сын перестроили Каабу — главную мусульманскую святыню в Мекке — и стали ее хранителями.

Согласно Корану, истоки праздника Курбан Айт восходят к испытанию, посланному Аллахом Ибрахиму. Пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына. Не посмев противиться желанию Аллаха, он пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления. Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле своего Бога. В последний момент, когда пророк уже был готов совершить жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав свою покорность и преданность. Жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась традиция принесения жертвы.

Традиция празднования Курбан Айт и жертвоприношения животного распространилась на территории Центральной Азии вместе с исламом. Это произошло в X–XIII веках. Обряд хорошо вписался в ранее существовавшие обычаи кочевых скотоводов.

Первые достоверные описания празднования Курбан Айт казахами встречаются в русских источниках XIX века.

Суть праздника

Мусульманские богословы по-разному трактуют суть праздника Ид аль-адха (Курбан Айт), однако все сходятся в том, что главным в нем является не сам процесс жертвоприношения, а покорность и исполнение воли Аллаха. В Коране сказано:

«Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!»

— Суть праздника состоит в приближении к Богу, обращении к нему. Само слово «курбан» в мусульманской традиции означает приближение. В традиции народов Средней Азии, помимо религиозного, большое внимание уделяется гуманистическому аспекту этого торжества. По традиции, в дни Курбан Айт верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся. Одна треть от мяса жертвенного животного отдается беднякам в качестве милостыни, — рассказывает Заур Гафурович.

Помимо прочего, Ид аль-адха неразрывно связан с паломничеством мусульман в Мекку. За день до праздника верующие, совершающие хадж, поднимаются на гору Арафат. В день жертвоприношения они семикратно обходят Каабу и совершают символическое побитие шайтана камнями.

Обряды и традиции празднования Курбан Айт

Праздник отмечают через 70 дней после дня окончания великого поста — Ид аль-Фитр, в 10-й день месяца Зуль-хиджа. Ядром празднования Курбан Айт является обряд жертвоприношения и праздничный намаз. Каноны этих традиций остаются неизменными среди мусульман во всех странах мира.

За день до праздника верующим рекомендуют держать пост (за исключением тех, кто совершает паломничество в Мекку). После захода солнца за день до Ид аль-адха мусульмане громко читают такбир, восхваляя Аллаха. Празднование Курбан Айт начинается с раннего утра. Перед молитвой верующий совершает омовение, подстригает волосы и ногти, надевает чистую одежду. Также рекомендуется душиться благовониями.

В мечетях в этот день совершают ид-намаз, или праздничную молитву. Молитва совершается коллективно в два ракаата (порядок слов и действий при намазе). В начале ид-намаза произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят): «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам, во имя Аллаха».

После молитвы верующие, собираясь в группы, обходят улицы, произнося такбир и воздавая хвалу Аллаху. Затем они вновь отправляются в мечеть или на специальную площадку, где мулла читает праздничную проповедь, разъясняющую суть хаджа и жертвоприношения. Затем мусульманин может принести жертву.

По канонам ислама, в качестве жертвы может выступать овца и коза (не моложе года), корова (не моложе двух лет) и верблюд старше пятилетнего возраста. Запрещается приносить в жертву одноглазое, хромое, хилое или больное животное, а также животных с обрезанными рогами, хвостами или ушами.

Перед жертвоприношением мусульманин должен наточить нож (нельзя делать этого при жертвенном животном), а также отвести свою жертву в сторону от стада.

Перед обрядом верующий говорит о своем намерении принести жертву. Затем произносится такбир. Непосредственно перед закалыванием произносится фраза «Бисмилляхи, Аллаху акбар».

Во время жертвоприношения животному связывают ноги. Его кладут головой к Мекке. Умерщвляют жертву, разрезав горло и основные артерии, выпуская таким образом кровь. После того как жертва испустила дух, ее разделывают на три части. Одна часть животного остается хозяину, другую раздают бедным родственникам и соседям, а третью отдают в качестве милостыни.

— Под влиянием различных национальных традиций и верований празднование Курбан Айт имеет свои особенности у каждого народа. К примеру, в Марокко, Индонезии, Малайзии после молитвы народ выходит на улицу с песнями и плясками. В этих странах праздник приобретает характер карнавала, — отмечает Заур Джалилов.

— В Турции в основном все проходит по классическим канонам. Особенностью является то, что из жертвенного мяса чаще всего готовят кебаб. Запах жареных шашлыков распространяется по всем улицам.

— В Таджикистане и Афганистане в доме выставляют угощения в ожидании гостей. Они заходят, но, учитывая бедность местных жителей, ничего не берут, понимая, что стол накрыт в дань традициям.

— В Узбекистане за день до Курбан Хаит готовят традиционные мучные изделия. Вечером на стол подается праздничный плов. В день жертвоприношения люди приходят в гости в дом, где недавно прошла свадьба. Молодая невестка накрывает им богатый дастархан. Это своеобразный тест для нее. Кроме того, соседи заходят в дома, где не так давно кто-то умер, и читают молитву в память об усопшем.

— Жители нашей страны, как и всей Центральной Азии, исповедуют ханафитское направление суннизма. Ханафитский мазхаб — самый либеральный в исламе. Он допускает толкование исламских текстов в соответствии с местными традициями. В качестве источников шариата у ханафитов может выступать «урф», то есть народный обычай. К примеру, казахи, как и многие другие народы региона, в день Курбан Айт после утреннего намаза часто посещают могилы своих родственников. В радикальных течениях ислама, например, у салафитов, это запрещено.

В Казахстане праздник Курбан Айт зачастую сопровождается местными обычаями. Издревле в этот день проводили айтысы, национальные игры кокпар и кыз-куу, накрывали богатый стол для друзей и родственников, ходили друг к другу в гости. В наши дни эти традиции также сохраняются.

Редакция нашего сайта поздравляет мусульман с праздником Курбан Айт!

Источник

Оцените статью