Культурология что это значит

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» в других словарях:

культурология — культурология … Орфографический словарь-справочник

Культурология — (лат. cultura возделывание, земледелие, воспитание; др. греч. λόγος мысль как причина) совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит… … Википедия

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и об ве и изучающая культуру как целостность, как специфич. функцию и модальность человеч. бытия. Хотя происхождение термина К. принято связывать с именем … Энциклопедия культурологии

культурология — КУЛЬТУРОЛОГИЯ (от лат. cultura возделывание, обрабатывание, почитание и греч. logos слово, понятие, учение) учение о культуре. Развернутое определение К. может быть дано, исходя из понимания культуры в ее антропном модусе «Человек в… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — КУЛЬТУРОЛОГИЯ, и, жен. Наука о духовной культуре народа. | прил. культурологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — комплексная дисциплина, возникшая в 20 в. на стыке истории, философии, политологии, теории искусства, социологии, социальной психологии и др. наук о культуре и исследующая происхождение и сущность культуры, ее разновидности и типы, место человека … Философская энциклопедия

Читайте также:  Побочный эффект что это значит

культурология — культурологии, ж. Область знания, наука, теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

культурология — сущ., кол во синонимов: 4 • дансология (1) • культурфилософия (1) • … Словарь синонимов

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — (культура + . логия). Научная и учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность сведений о культуре изучаемого языка, необходимых для общения на этом языке, включаемая в учебный… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — и; ж. Научная дисциплина, изучающая внутренние закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия культуры и общества. * * * КУЛЬТУРОЛОГИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ, гуманитарное исследование явлений и законов культуры. (см. КУЛЬТУРА) От… … Энциклопедический словарь

Источник

Культурология

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.

Содержание

Терминология

Термин «культурология» был предложен [1] известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, антропологии, языкознания, этнографии, религии, социологии и искусствоведения. Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют [2] . Данная область знаний в англоговорящих странах называется Cultural studies, а в немецкоговорящих странах — Kulturwissenschaft. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.

Предмет культурологии

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа

Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский.

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Расово-антропологическая школа

Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.

Социологическая школа

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер.

Символическая школа

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.

Культурология в России

Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Э.С. Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке [3] . На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования. За последние десятилетия в России сложились школы:
— философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин, М. С. Каган, В. М. Межуев, Ю.Н. Солонин, М. Б. Туровский и др.).
— теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков, А. А. Пелипенко, Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
— истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
— социологии культуры (А. С. Ахиезер, Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган, А. И. Шендрик и др.),
— культурной антропологии (А.А. Белик, Э. А. Орлова, Ю. М. Резник и др.),
— прикладной культурологии (О.Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
— культурологии искусства (К. Э. Разлогов, Н. А. Хренов и др.),
— семиотики культуры (Ю.М. Лотман, В. Н. Топоров, Вяч. В. Иванов, Е. М. Мелетинский и др.),
— культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко. Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).
С 1992 г. приступил к работе научно-исследовательский Российский институт культурологии, а в 2006 г. было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах основную массу российских культурологов. В вузах России ведется широкая подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям теория и история культуры, философская антропология и философия культуры. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъеме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира, глобализация, мультикультурализм и пр.

Источник

Что такое культурология: понятие, объект и предмет, методы

Культурология – относительно молодая наука. Она появилась в прошлом веке, объединив в себе элементы социологии, антропологии, истории, психологии, философии и ряда других наук. И если раньше различные аспекты человеческой культуры изучались разрозненно и поверхностно, то теперь многие знания объединены и систематизированы в рамках одной научной дисциплины. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой культурология, что она изучает, какие задачи решает и какие методы использует в своих исследованиях.

Что такое культурология?

Культурология – это наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. Знания, которые легли в её основу, изначально были накоплены и систематизированы другими науками. Современная культурология занимается изучением не только культуры, но и других сфер жизни, пересекаясь с таких науками как история, социология, философия, антропология, лингвистика и психология.

Культурология представляет собой комплексную науку со сложной структурой. Она включает большое количество направлений, при этом для базового понимания её структуры важно знать, что в ней выделяют два уровня:

  1. Фундаментальный. Это уровень теоретического и исторического познания культуры. В рамках фундаментальной культурологии формируется категориальный аппарат и разрабатываются методы исследования, применяемые данной наукой. В этот раздел входят такие направления как психология культуры, история культурологии, социальная культурология и культурная семантика.
  2. Прикладной. Используя в качестве основы фундаментальные знания, прикладная культурология изучает отдельные составляющие культуры (религиозную, экономическую, художественную и другие). Основная её цель заключается в том, чтобы создавать методы управления этими подсистемами через различные культурные институты (школы, музеи, университеты, СМИ, общественные организации и прочие учреждения).

Как научная дисциплина культурология сформировалась к началу XX века. Её основоположниками считаются американский этнолог Эдуард Тайлор (1832-1917), немецкий химик Вильгельм Оствальд (1853-1932) и американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Автором термина «культурология» считается Лесли Уайт, хотя иногда авторство приписывают также Вильгельму Оствальду.

Объект и предмет культурологии

За время существования данной науки понимание того, что такое культурология, несколько поменялось. Изначально её рассматривали как науку о человеческих цивилизациях, сегодня же это наука, изучающая общие законы развития культуры. Исходя из этого понимания, объект и предмет её изучения можно обозначить следующим образом:

  • объект культурологии – культура, закрепленная в традициях, обычаях, нормах, представлениях, стереотипах и законах;
  • предмет культурологии – принципы формирования, законы развития и формы проявления человеческой культуры.

Цели и задачи культурологии

Данная наука решает большое количество задач. Среди них наиболее важными можно назвать такие задачи как:

  • полное, точное и глубокое объяснение культуры, её сути, содержания и основных функций;
  • поиск ответов на вопросы о происхождении и развитии культуры;
  • изучение отдельных культурных явлений и процессов;
  • объединение знаний из других научных дисциплин, изучающих отдельные аспекты человеческой культуры;
  • создание методов и средств для изучения культуры;
  • определение роли человека в культурных процессах;
  • обобщение знаний о культуре, заимствованных из искусства, религии, философии и прочих областей;
  • изучение развития разных культур и зависимости этого процесса от внешних условий.

Основная цель культурологии заключается в том, чтобы изучить культуру и обеспечить её понимание. Для достижения этой цели производится изучение фактов культуры, связи между отдельными культурными феноменами, динамики различных культур. Также изучаются процессы, приводящие к возникновению и развитию специфических культурных феноменов, типы культур и свойственные им нормы морали, ценности и культурные коды.

Функции культурологии

В зависимости от решаемых задач, культурология может выполнять такие функции как:

  • Познавательная. Данная функция заключается в изучении сущности культуры и понимании её роли в жизни общества. Изучаются также типы существующих культур, их виды и формы, структуры и функции.
  • Концептуально-описательная. В рамках данной функции решается задача создания понятий и категорий, которые позволяют составить точное, однозначное и исчерпывающее представление о культуре, её становлении и развитии.
  • Оценочная. Эта функция состоит в оценке влияния культуры и отдельных её элементов на формирование личности и общества.
  • Объясняющая. Данная функция заключается в том, чтобы предоставить научное объяснение различных культурных явлений и событий, а также влияния культуры на формирование личности.
  • Мировоззренческая. В рамках этой функции изучается влияние культурных ценностей на формирование у личности принципов морали и нравственности.
  • Образовательная. Эта функция заключается в передаче накопленных знаний будущим исследователям, которые будут изучать культуру и её роль в развитии человечества.

Структура культурологии

Культурология – это комплексная научная дисциплина, находящаяся на стыке социальных и гуманитарных знаний о человеке и обществе. Она включает в себя несколько разных направлений, каждое из которых сосредоточено на отдельных аспектах культуры, имеет собственный предмет исследования и использует собственные методы. Рассмотрим основные направления, входящие в состав культурологии.

Философия культуры

Данное направление занимается исследованием сущности и структуры культуры, изучает её функции, взаимодействие с природой и человеческой цивилизацией, определяет роль СМИ и других механизмов в её распространении. Кроме этого в рамках философии культуры изучаются вопросы распространения культуры, исследуются её языковые и символические формы.

Социология культуры

Данное направление исследует взаимное влияние культуры и общества, изучает проявление тенденций культурного развития в поведении людей, принадлежащих к разным социальным группам. В рамках социологии культуры принято делить общество на три уровня: массовый, народный и элитарный. Каждый из этих уровней отличается от остальных образом жизни, вкусовыми предпочтениями, взглядами и прочими культурными особенностями.

Также в рамках данного направления рассматриваются субкультуры и микрогруппы, в которые входят люди, объединенные определенными признаками. В качестве примеров можно привести следующие виды субкультур:

  • конфессиональные (по религии);
  • профессиональные (по роду деятельности);
  • возрастные (старики, дети, молодёжь).

Предметом изучения социологии культуры являются социальные факторы, способствующие возникновению и становлению определенных культурных норм и ценностей.

Антропология культуры

Это направление изучает влияние культурных феноменов на человека, а также взаимное влияние разных культур. Оно акцентирует внимание на таких моментах как духовное развитие, социализация, аккультурация (взаимное влияние отдельных культур), инкультурация (освоение личностью окружающей культуры), адаптация личности к воспитательной и образовательной системам.

Антропология культуры изучает влияние культурных, национальных, этнических, природных и прочих факторов на процессы социализации личности. Особый интерес представляет влияние на развитие личности, оказываемое культурными средами, которые радикально отличаются друг от друга (например, культурами «западной» и «восточной» цивилизаций).

История культуры

Предметом изучения истории культуры является культурное развитие человечества на протяжении всего существования нашей цивилизации, а также процессы преемственности культур. Данное направление культурологии исследует накопленные знания о культурах разных эпох, народов и стран, анализирует процессы распространения культурных явлений, изучает материальные и нематериальные памятники разных культур, символы и традиции народов.

Прикладная культурология

В рамках данного направления изучается организация культурной жизни общества, разрабатываются методы воздействия на культуру и практического изучения имеющихся культурных явлений (театроведение, литературоведение и прочее). Одна из важнейших задач прикладной культурологии заключается в том, чтобы выстраивать понятное представление культурных особенностей и разрабатывать программы для сохранения исчезающих культур.

Методы культурологии

Любая наука нуждается в инструментах, позволяющих эффективно решать её исследовательские задачи. В культурологии для этого используются следующие методы:

  • Генетический. Данный метод заключается в последовательном изучении происхождения и этапов развития культурных явлений. Значительное внимание в рамках генетического метода уделяется причинам развития культурных явлений.
  • Компаративный. Этот метод построен на сравнении между собой различных культур и культурных процессов. При этом по возможности находятся и сопоставляются схожие элементы разных культур, благодаря чему удаётся более точно понять специфику каждой из них.
  • Системный. В рамках данного метода культура рассматривается как одна из важнейших сторон жизни общества и его универсальное свойство. Основное внимание сосредотачивается на совокупности материальных и духовных ценностей, созданных рассматриваемой культурой.
  • Структурно-функциональный. Суть данного метода состоит в том, что изучаемый культурный объект раскладывается на структурные элементы. После этого становится возможным подробное изучение их связей и соотношений.
  • Аксиологический (ценностный). В рамках данного метода культура изучается как система базовых ценностей общества. Исследуется влияние общепринятых культурных ценностей на развитие отдельной личности.
  • Семиотический. Данный метод построен на представлении культуры в виде системы знаков и текстов. Под текстами подразумевается любая информация, которая может быть интерпретирована исследователями.
  • Социологический. В рамках этого метода культурные явления рассматриваются с учетом социальной группы или социального слоя.
  • Деятельностный. Этот метод рассматривает культуру как целенаправленную творческую деятельность с изготовлением и применением орудий труда. Полагается, что деятельность человека может быть направлена на любые цели, при этом он руководствуется не инстинктами, а разумом.
  • Герменевтический. Суть данного подхода заключается в правильном толковании культурных феноменов. То есть, правильная интерпретация фактов в рамках герменевтического метода важнее, чем их знание.

Конечно же, данный список далеко не полон, более того, любой исследователь может предложить собственный метод и развить его настолько, чтобы он выделился в самостоятельное направление или научную школу.

История становления культурологии

Культурные явления с древних времён интересовали философов, богословов и вообще всех людей, стремящихся лучше понять, как устроен мир. Цицерон рассматривал культуру как форму душевного саморазвития. Противоположную позицию занимал Тертуллиан, считавший, что культура причиняет душе вред. А Климент Александрийский утверждал, что через культуру человек приходит к христианству.

В эпоху Возрождения культуру начали воспринимать как форму гармоничного духовного развития. А в эпоху просветления её считали совокупностью обычаев и правил поведения. Иммануил Кант одним из первых попытался дать точное определение того, что такое культура. В его понимании культура – это всё, что противопоставлено натуре (то есть, природе). А роль связующего звена между миром природы и миром культуры он отводил красоте.

В XIX веке против классической модели выступили Фрейд, Шпенглер, Ницше и другие мыслители. Они не очень высоко ценили культуру и зачатки культурологии, поскольку считали, что человеческая натура находится выше культуры. К концу XIX века отдельные направления таких наук как социология, антропология, история и философия начали выделяться в новое научное направление.

Окончательно эта молодая наука сформировалась только в первой половине XX века. Автором современного понимания того, что такое культурология, считается американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Следует отметить, что помимо него в тот же период времени вопросами культурологии занимались и другие ученые, поэтому его нельзя считать единоличным создателем этой научной дисциплины.

В советской науке культурология появилась гораздо позже, чем в западной. Первым советским ученым, работающим в данном направлении, стал армянский историк Эдуард Маркарян в 1960-х годах. И только в конце 1980-х благодаря его усилиям культурология в СССР была официально признана научной дисциплиной.

Заключение

Культурология – это молодая наука, появившаяся меньше века назад, несмотря на то, что предмет её изучения интересовал философов и исследователей с древних времён. Впрочем, и сегодня многие высказываются пренебрежительно об этой научной дисциплине, считая её не особо важной и полезной, а иногда даже называя ненаучной.

Но в современном мире она очень важна и востребована. Процессы глобализации и культурного проникновения создают новые сложности, с которыми человечество никогда раньше не сталкивалось. И культурология является тем инструментом, который может помочь разрешить сложности, связанные со взаимодействием разных культур.

Источник

Оцените статью