Идеациональный (идеационный) тип культуры
Он характерен для буддистской и ламаистской культур, греческой культуры VIII—VI вв. до н.э., культур Брахманской Индии и европейского Сред-
невековья. Главными ценностями культуры этого типа являются ценности религии; они интегрируют все ее сферы. Потребности и цели име-
506 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций
ют преимущественно духовный характер, степень их удовлетворения максимальна, а осуществление происходит за счет ограничения, минимизации всех физических потребностей.
Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие. Все телесное рассматривается как греховное, второстепенное. Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной реальности. Идеалом становятся аскетизм, отшельничество, жития Святых духовных Отцов и реформаторов, христианских апостолов.
Обращаясь к исследованию идеациональной культуры в европейском Средневековье, П.А. Сорокин отмечает, что наиболее значимой и влиятельной ценностью этого времени выступала религия. Архитектура и скульптура Средних веков являли собой «Библию в камне», литература пронизывалась христианской верой, живопись выражала библейские сюжеты и темы, музыка носила религиозный характер и предназначалась для церковных служб. Философия имела теологическую направленность. Этика и право основывались на заповедях христианства. Политическая организация была теократической и воспроизводила церковную иерархию. Семья рассматривалась как священный союз, нравы и обычаи подчеркивали единство с Богом. Даже экономика регулировалась и контролировалась религией, налагавшей запреты на различные формы торговых сделок и отношений, несмотря на их выгоду.
Чувственный мир рассматривался лишь как временное прибежище человека, где он странствует, стремясь достичь вечной обители Бога. «Короче говоря, — заключает П.А. Сорокин, — интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность и сверхчувственность божества — Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека» 1 .
Закат средневековой культуры заключался в постепенном вытеснении этого главного принципа. Он начался в Европе в конце XII в. с выдвижением новых ценностей и утверждением чувственного типа культуры.
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 712 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Социологический словарь
— англ. culture, ideation; нем. Kultur, ido-variative. По П. Сорокину — тип культуры, где преобладают нематериальные, трансцендентальные, сверхъестественные ценности.
Смотреть значение Культура Идеационная в других словарях
Культура — ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр.
Толковый словарь Даля
Культура — культуры, ж. (латин. cultura) (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры.
Толковый словарь Ушакова
Гражданская Культура — — важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Начиная с 60-х годов в западной политологии.
Политический словарь
Культура — — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. В более узком смысле — совокупность форм духовной.
Политический словарь
Культура Активистская — — тип политической культуры, отличающийся активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов.
Политический словарь
Культура Власти — — это стиль гражданского поведения личности, в основании которого лежат ценностно-смысловые представления человека о сущности власти как публичного господства и принуждения.
Политический словарь
Культура Гражданская — — тип политической культуры, который характерен для демократической индустриальной политической системы. Автор концепции К.г. Г. Алмонд утверждает, что она опирается.
Политический словарь
Культура Мира — парадигма ценностей, отношений, норм и практических навыков, поддерживающих мирную жизнь, усиливающих социальную справедливость, права человека, ратующая за межкультурную.
Политический словарь
Культура Патриархальная — — тип политической культуры, выделенный Г.Алмондом и С.Вербой в работе «Гражданская культура» (1963). Для патриархального типа характерны ориентации граждан на местные.
Политический словарь
Культура Патриархальная (приходская) — — тип политической культуры, который характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций.
Политический словарь
Культура Подданническая — — тип политической культуры, характеризующийся слабым индивидуальным участием в политической жизни, признанием особого авторитета власти, почтительным или отрицательным отношением к ней.
Политический словарь
Культура Политическая — — специфическая составная часть культуры общества, охватывающая представления, ценности и нормы людей, их групп и объединений в политической сфере общественной жизни.
Политический словарь
Культура Участия (активистская) — — тип политической культуры, который характеризуется активным участием граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе.
Политический словарь
Культура Фрагментарная Политическая — — тип политической культуры, который характеризуется наличием у населения разнородных политических ориентаций, отсутствием процедур улаживания конфликтов и доверия.
Политический словарь
Массовая Культура — — наименование феномена, получившего широкое распространение во второй половине XX века.— это определённый вид культуры, характеризующийся производством культурных.
Политический словарь
Политическая Культура — (POLITICAL CULTURE) — совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения (behaviour patterns), характеризующая управление и политику в данном.
Политический словарь
Русская Культура — — совокупность духовных и материальных ценностей, акцептированных мировым сообществом в качестве национальных русских исторических достижений в контексте мировой цивилизации.
Политический словарь
Русская Культура В Эстонии — — часть мировой русской культуры, имеющая специфические — «эстонские» — особенности.
Политический словарь
Культура — -ы; ж. [лат. cultura]
1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры.
Толковый словарь Кузнецова
Масс-культура — масс-культу́ры; ж. Массовая культура.
Толковый словарь Кузнецова
Гуманитарная Культура Педагога — — это
совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений
Экономический словарь
Духовная Культура — — интегративная
характеристика, включающая в себя культуру интеллекта (разума), культуру отношений (чувств и эмоций), культуру мышления и экологическую культуру
Экономический словарь
Информационная Культура — знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от
работы с библиотечным.
Экономический словарь
Искусство И Культура (arts And Culture) — Многие люди с большей легкостью дадут определение слову «искусство», нежели слову «культура». Термин «искусство» включает в себя следующие виды художественной деятельности.
Экономический словарь
Панк-культура — -ы; ж. О музыке, танцах и т.п., свойственных панкам (1-2 зн.). Разнообразная п. Быть в рамках панк-культуры.
Толковый словарь Кузнецова
Корпоративная Культура — — комплекс общепринятых в фирме убеждений и ценностей, прецедентов, ожиданий, обычаев и процедур данной фирмы и поведения ее работников.
Экономический словарь
Культура — — 1.
совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий
уровень чего-нибудь, высокое
развитие, умение.
Экономический словарь
Культура «высокого Контекста» — в маркетинговой классификации культур означает, что в межличностных отношениях в севере предпринимательской деятельности первостепенную роль играют интуиция, традиции.
Экономический словарь
Культура «низкого Контекста» — в маркетинговой классификации культур означает прямую противоположность «культуре высокого контекста» и требует обязательного, четкого и юридически правильного.
Экономический словарь
Источник
Идеационная культура
Идеационная культура — царство религиозной ментальности. Ее черты отчетливо выступают в культуре древнего Китая (в VIII-VI вв. до н.э.), древней Греции (в IX-VI вв. до н.э.) и в особенности — западноевропейского Средневековья V-XI вв.
а) Мировоззрение. Господствующее в идеационной культуре мировоззрение опирается на веру в Бога (или богов — в политеизме). В средневековой Европе основой мировоззрения была христианская вера. Не подлежало никакому сомнению, что бытие Бога есть высшая, первоначальная, вечная и всеобъемлющая реальность. Материальный, чувственно воспринимаемый мир — это лишь «сотворенное Богом бытие». Этот мир — только временное прибежище бессмертной души, которой после смерти тела предстоит жить в подлинном, вечном «потустороннем мире». В философии доминируют идеалистические воззрения.
б). Система истины. Высшей истиной является «истина веры». Данные опытного познания, сведения органов чувств («внешний опыт») считаются недостоверными. Единственно достоверный источник истины — божественное откровение. Безусловная и абсолютная истинность Священного Писания не подлежит никакому сомнению. «Истинная вера» по существу не может заблуждаться и потому является достаточным критерием истины, не требующим каких-либо добавочных средств проверки.
Наука подчинена религии, теологии. Делом науки считается исследование проблем, которые связаны с христианским вероучением, а не чувственно воспринимаемых явлений. Фундаментом всякого знания считается Священное Писание. Никакие противоречия с ним не допускаются. К естествоиспытателям, пытавшимся опираться в познании природы на опыт и свободное размышление, в эпоху Средневековья относились с подозрением. «Не было никаких расхождений между религией, наукой и философией, потому что наука и философия фактически были изгнаны и вера царила повсюду».[147]
в) Формы искусства и эстетические ценности. Искусство нацелено, главным образом, на религиозную тематику, на изображение вечного, незыблемого мира высших духовных ценностей. Принято думать, что художественный шедевр рождается по Божьей воле, и художники, поэты, музыканты являются всего лишь инструментами в руках Божиих. Личному авторству придается мало значения, и создатели многих замечательных произведений искусства остаются безвестными.
Идеационное искусство символично. Художники не стремятся к визуальному сходству изображения с изображаемым. Предметы и события служат лишь средством передачи зрителю идей и переживаний религиозного характера. В средневековой живописи практически нет «мирских», обыденных сюжетов. Обнаженное тело — «греховная плоть» — под запретом. Герои картин — апостолы, святые, праведники, Богоматерь и сам ИисусХристос — предстают почти бесплотными, как бы изможденными долгим воздержанием. Их образы должны впечатлять зрителя не наглядной, земной красотой, видимой глазами, а возвышенной духовностью, любовью к Богу, которые открываются душе зрителя.
Идеационная архитектура развивается, прежде всего, как искусство строительства церковных зданий. Тщательно продумывается символизм храмовых построек (крест на вершине, купольное покрытие как символ неба, центральный купол и четыре купола меньшего размера вокруг него — Иисус и четыре евангелиста, и т.д.).
Идеационная музыка проста, не тяготеет к успеху и одобрению. Она не нуждается в концертных залах, аплодисментах, предназначена главным образом для богослужений. Главное в музыке — не то, как она звучит, приятно или неприятно, но то, что кроется за звуками. Для ее восприятия нужны не только уши, но и особый настрой души.
Идеационная литература ориентируется на исходные образцы, рассматриваемые как недосягаемые идеалы. Средневековые литературные сочинения используют библейские идеи, темы, сюжеты. Отрицательные типы встречаются крайне редко: они недостойны описания. Авторы не стремятся вызывать интерес и развлекать читателя: литературное произведение должно иметь нравоучительный характер.
г) Этические ценности и принципы. Идеационная этика строится на признании абсолютных, вечных и неизменных принципов нравственности, данных «от Бога». Целью соблюдения этических норм является не достижение счастья или благополучия в земной жизни, а спасение души в загробном мире. Чувственные, телесные удовольствия считаются греховными. От человека требуется благочестие и послушание, безупречного исполнение своих обязанностей перед Богом и обществом. Это «этика долга».
д) Правовая система. Предполагается, что правовая система должна опираться на абсолютные и незыблемые принципы, данные Богом. К преступлениям относятся многие действия, которые непосредственно не наносят вреда другим людям, но подрывают религиозную веру. Они оцениваются как святотатство, вероотступничество, ересь – преступления против религии. Наказание рассматривается как путь к искуплению вины и средство уничтожения тех злодеев, чья вина не может быть искуплена. В целом, в идеационном обществе право более жестко и строго, чем в каком-либо другом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Идеациональный (идеационный) тип культуры
Он характерен для буддистской и ламаистской культур, греческой культуры VIII—VI вв. до н.э., культур Брахманской Индии и европейского Сред-
невековья. Главными ценностями культуры этого типа являются ценности религии; они интегрируют все ее сферы. Потребности и цели име-
506 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций
ют преимущественно духовный характер, степень их удовлетворения максимальна, а осуществление происходит за счет ограничения, минимизации всех физических потребностей.
Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие. Все телесное рассматривается как греховное, второстепенное. Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной реальности. Идеалом становятся аскетизм, отшельничество, жития Святых духовных Отцов и реформаторов, христианских апостолов.
Обращаясь к исследованию идеациональной культуры в европейском Средневековье, П.А. Сорокин отмечает, что наиболее значимой и влиятельной ценностью этого времени выступала религия. Архитектура и скульптура Средних веков являли собой «Библию в камне», литература пронизывалась христианской верой, живопись выражала библейские сюжеты и темы, музыка носила религиозный характер и предназначалась для церковных служб. Философия имела теологическую направленность. Этика и право основывались на заповедях христианства. Политическая организация была теократической и воспроизводила церковную иерархию. Семья рассматривалась как священный союз, нравы и обычаи подчеркивали единство с Богом. Даже экономика регулировалась и контролировалась религией, налагавшей запреты на различные формы торговых сделок и отношений, несмотря на их выгоду.
Чувственный мир рассматривался лишь как временное прибежище человека, где он странствует, стремясь достичь вечной обители Бога. «Короче говоря, — заключает П.А. Сорокин, — интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность и сверхчувственность божества — Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека» 1 .
Закат средневековой культуры заключался в постепенном вытеснении этого главного принципа. Он начался в Европе в конце XII в. с выдвижением новых ценностей и утверждением чувственного типа культуры.
Источник