Формы гербов. Геральдический щит. Составные части герба
С самого появления геральдики формы гербов были важнейшей частью всей гербовой композиции. Они менялись в зависимости от культуры и национальности владельца.
Происхождение гербов
С точки зрения геральдики, формы гербов — это формы геральдического щита. Этот элемент является основой любого рисунка, принимавшегося в качестве символа влиятельными семействами и государствами. В средневековой Европе от формы гербов также зависели гербовые фигуры, расположенные не нем.
В рыцарскую эпоху самым популярным был треугольный щит. Именно он стал предвестником всей классической геральдики. Со временем стали появляться другие конфигурации, которые все больше зависели от фантазии и вымысла художника. Первые же гербы лишь копировали свои формы у настоящих щитов, которые, в свою очередь, менялись вместе с развитием средневекового оружия.
Когда настоящие очертания начали уступать вымыслам художников, геральдические книги стали пестрить огромным количеством вариаций. Поскольку речь шла уже о символе, каждый владелец собственного герба старался получить уникальную комбинацию элементов и формы. Из-за этого зародились даже национальные школы со своими шаблонами и традициями.
Формы и виды гербов
В современной геральдике выделены классические щиты. Всего их девять: варяжский, итальянский, испанский, французский, византийский, английский, ромбический, немецкий и квадратный. Такие формы гербов пользовались наибольшей популярностью. Некоторые из них назывались согласно национальной традиции, хотя на самом деле они также имели и геометрические аналоги. Геральдический щит в форме треугольника назывался варяжским, овала – итальянским, закругленного внизу квадрата – испанским.
Существовали и более замысловатые фигуры, но они встречались гораздо реже. Правая и левая стороны герба определяются с точки зрения человека, который держит щит, а не со стороны зрителя. Это одно из самых главных правил в геральдике, которое часто не знают новички.
Французский щит
Самым распространенным был французский герб. Его форма соответствовала четырехугольнику с заострением внизу. Такие гербы пользовались особенной популярностью и в России. Символы с этими очертаниями брали себе знаменитые дворянские роды и губернские города XIX века. Современная форма российского герба также выполнена во французской традиции.
Чем можно объяснить такую популярность? Форма герба России (то есть французская) предоставляет максимум свободного места для геральдических фигур на рисунке. Такой щит наиболее практичен с точки зрения художника. На французском гербе можно изобразить самую сложную и оригинальную композицию.
Немецкий щит
Самым сложным был немецкий щит. В его форме с краю была выемка. Эта геральдическая традиция зародилась как перерисовка настоящего немецкого щита. Он также называется тарчем. Его использовали западноевропейские рыцари XIII–XVI вв. Тарч появлялся даже в русских дружинах. Выемка в нем нужна была для того, чтобы зафиксировать копье, которым можно было бы сразить неприятеля. Гербы рыцарей Германии особенно часто включали в себя эту художественную особенность формы.
Тарчи распространились по всей Европе в XIII веке. Их могли делать из доступной породы дерева. Этот материал был гораздо доступнее железа. Для большей защищенности тарч обтягивали мехом. Поэтому в геральдике на рисунке часто имитируется кожа животных. Описание герба не могло обойтись без упоминания о том материале, из которого сделан щит. Эта особенность подчеркивала принадлежность владельца к тому или иному роду. Богатые рыцарские семейства могли позволить себе железо, соответственно, оно изображалось на их символе.
Рассечения
Чтобы понять, как составить герб своей семьи, необходимо знать не только формы щитов, но и другие геральдические художественные особенности. Одной из них является традиция делить фигуры на несколько частей. Художники используют рассечение, пересечение, а также диагональные линии. Они позволяют разделить геральдический щит так, чтобы на нем присутствовало сразу несколько цветов. Разнообразная палитра является одним из самых популярных геральдических инструментов, необходимых для придания рисунку уникальности и узнаваемости.
С помощью диагональных линий можно отсечь и подчеркнуть значимость определенной части щита. Например, так отделяют главу или вершину герба. Если диагональная полоса пересекает весь щит, то такой прием называется перевязью.
Крест
Другой важной геральдической фигурой является крест. Гербы рыцарей часто включали в себя изображение этого символа. Логично предположить, что в Европе крест был главным знаком христианства, благодаря чему его так часто использовали. Впрочем, со временем этот геральдический символ получил второе дыхание. Его стали изображать без оглядки на первоначальное христианское значение. Универсальность креста может легко подтвердить вся человеческая история. Такие рисунки использовались задолго до зарождения геральдики. Например, у язычников крест был синонимом поклонения солнцу.
Если на гербе соединить две перевязи, то получится знакомый россиянам символ флота. Это так называемый Андреевский крест, который также можно встретить на флаге Шотландии и во многих других геральдических композициях. Другие виды этого распространенного символа могут иметь замысловатые укорачивания или прочие декоративные продолжения (округления, зазубрины и т. д.).
Другие геометрические фигуры
Помимо рассечений и креста, в геральдике существует еще несколько распространенных геральдических фигур, рисовавшихся на щите. В этот список можно отнести: квадрат, кайму, треугольник, острие, прямоугольник, круг, ромб, веретено и т. д. Описание герба обязательно содержит в себе упоминание о нарисованных фигурах. В позднем Средневековье появилась традиция изображать геометрические элементы в углах щита. Это «вольная часть» — распространенный геральдический прием.
Кроме того, основной щит, который образует всю форму герба, может иметь внутри себя щит поменьше. Такая рекурсия была нормой для геральдики. С помощью щитков подчеркивалось рыцарское происхождение владельца герба.
Негеральдические фигуры
Есть еще одна большая группа составных частей герба. Эти фигуры также называются негеральдическими. Они подразделяются на три вида: искусственные, естественные и легендарные. Как правило, самым узнаваемым элементом герба становится уникальный рисунок. Поэтому рыцари (а потом и города) старались изобразить на своем щите что-то редкое и оригинальное.
К естественным фигурам относятся рисунки животных и птиц. Обладатели гербов подбирали их согласно фауне родных краев. Кроме того, правила геральдики совсем не запрещали изображение рек, гор – в общем, всего того, что создала природа. Искусственные фигуры представляют собой рисунки оружия и доспехов. Особенно популярны они были у рыцарей и воинов, которые таким образом подчеркивали свою любовь к военному ремеслу.
Наконец, самой любопытной и неординарной группой можно назвать легендарные фигуры. Это рисунки вымышленных существ, популярных в геральдике. Даже самые ревностные христиане могли изобразить на своем гербе кентавров, грифонов и других персонажей античной мифологии. Самым известным в этом ряду является, наверное, фигура двуглавого орла. Эта мифическая птица была изображена на гербе Византийской империи. Оттуда вместе с православием и другими греческими реалиями она перешла на Русь. Первым двуглавого орла в качестве собственного символа в Москве начал использовать Иван III в XV веке.
Гербовый девиз
Важной частью любого герба во все времена был девиз. В качестве него использовали короткую запоминающуюся фразу, которая становилась символом рода, города или государства. Из геральдики девизы перекочевали в военное дело и бытовую жизнь.
Вне зависимости от того, какой была форма герба семьи, он обязательно имел специальную ленту внизу. На ней и писался девиз. В католических странах использовались латинские крылатые выражения. Популярностью пользовались цитаты из Библии или других античных писаний. Лента и надпись на ней копировали цвет металлов герба.
Щитодержатели
В особенно пышных гербах (как правило, королевских или княжеских) часто использовался такой геральдический элемент, как щитодержатель. Он дополнял основную композицию. Щит находится в центре, а щитодержатели изображаются по краям. Поначалу в их качестве использовали людские фигуры. Эта традиция появилась благодаря рыцарским турнирам, на которых всегда присутствовали помощники воинов, державшие их фамильный щит.
Однако со временем эти фигуры стали заменяться мифологическими существами и зверьми. Такой прием позволял дополнительно украсить геральдическую композицию. Чтобы знать, как составить герб, надо в точности представлять, кого можно изображать в качестве щитодержателей, а кого – нет. В любом символическом рисунке они олицетворяли стойкость и силу своего владельца. Поэтому в качестве щитодержателей часто изображали могучих существ: львов, орлов, великанов и т. д. К их подбору всегда относились очень тщательно.
Бывают случаи, что щитодержатели отличаются друг от друга. Так, например, обстоит дело с гербом Великобритании. На нем справа нарисован величественный коронованный лев, а слева – мифический серебристый единорог. У христианских рыцарей в средние века была популярна фигура ангела как небесного заступника и покровителя. Поэтому перед боем воин обязательно совершал молитву, при этом держа при себе щит. Для многих суеверных владельцев гербов их рисунок был счастливым талисманом на поле брани. Разбить свой щит с геральдическим изображением считалось несчастливой приметой.
Источник
Геральдический Щит. Временная Капсула.
«Геральдический щит ( гербовый щит ) — это условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.» — таково официальное определение Геральдического Щита.
Зачем Вам Гербовый Щит?
Мое определение примерно такое: Геральдический Щит- это своего рода шифр, символическая информация, в которой заключены исторические традиции Владельца (-цев), это заявление о том, что для Вас наиболее важно в настоящем, прошлом и будущем, а так же наставления следующим поколениям, передающиеся по-наследству. Знания, передающиеся в века. В Щите может быть заключено очень многое и его создание — целиком и полностью процесс творческий. Каждый сам решает, что будет изображено на Щите, исходя из истории своего Рода, принципов и понятий, принятых в нем. Простор для фантазии не ограничен))
Щит, как и Генеологическое древо нужны не всем. Многие дальше прапрабабушки никого не знают и живут нормально. Но! возможно, если бы эти самые прапра….предки оставили бы после себя нечто значимое, они бы не исчезали из памяти потомков. Выуживанием клещами из глубин памяти самых старших родственников, я докопалась до прапрабабушки, а дальше темнота и мне ужасно обидно и очень любопытно, кто был дальше? Не просто имена, где числились и кем работали — а именно какими они были!? Что любили, а что нет? Что для них было добром, а что злом? Какой у них был характер, чувство юмора и так далее..Возможно, тогда бы я поняла, откуда во мне берутся те или иные детали моей личности, порой непонятные, нелогичные упрямые принципы. Для меня это важно и очень интересно. Говорят, кто не знает своей истории — никогда не познает себя. Уверена, тут есть доля правды. Возможно, очень большая доля)) Я собираю семейные фото, подписываю незнакомых людей, если мои родственники их помнят, веду Дневник, а теперь сделала Щит. Это мои Временные Капсулы.
И вот однажды и вы станете прапрапрабабушкой или -дедушкой, которые канут в лету, и кто-то будет сожалеть, что не знал Вас. Но если Вы хотите оставить после себя что-то, несущее Ваш индивидуальный отпечаток во Времени, чтобы Вас помнили, как личность, основателя, создателя — то Гербовый Щит — хороший вариант. Это как свет звезды. Ее нет уже много миллионов лет, но мы все еще видим ее в ночном небе. И даже не только звезды, но целые туманности! Для нас они по-прежнему существуют. И так будет еще много сотен, а может и тысяч, сотен тысяч лет. Конечно, квартиры, машины и счета в банке — тоже ничего)) Но будет ли в них заключена та нематериальная составляющая, что заставляет светиться и разгораться пламя Души и помнить именно Вас? Не думаю.
А теперь непосредственно к Щиту))
В геральдике очень много терминологии, связанных с делением щита и расположением фигур на нем. Однако, стоит помнить, что все эти правила появились потом. Первые Щиты делались интуитивно, художник руководствовался исключительно собственными представлениями о прекрасном: как фигуры, узоры, детали, форма Щита отражают конкретно его, его семью, или целиком весь его Род, то, насколько он близок. Я вот как тот первый Создатель — ничего не смыслю в геральдике. Но ни один человек не сможет доказать мне, что он неправильный, потому что он — Мой! Не с смысле, что я его сделала, а потому что я его чувствую, он отражает меня, мою семью: наши вкусы, стремления, вИдения..Я глубоко убеждена, что это и есть самое главное, а не расчет, где что должно быть.
Однако, если для Вас важно сделать все строго по правилам, придется окунуться довольно глубоко)) И все же, я призываю Вас прочувствовать каждую деталь и ее место на Щите. Если Вас все устраивает — меня тоже, но если нет — не следуйте навязаным Догмам и поместите детали туда, где, как Вам кажется, они смотрелись бы гармоничнее. На этот Щит смотреть Вам и Вашим потомкам, а не тем, кто создавал эти правила))
Немного истории.
Информация взята из интернета.
Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки герба видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственными предшественниками герба были родовые и семейные знаки собственности («знамена», «рубежи», «метки» у славян, «тамги» у тюрков и монголов и т.п.).
Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в III тыс. до н.э. существовал герб шумерских государств — орёл с львиной головой;
Распространение родовых гербов было вызвано необходимостью во внешних различиях рыцарей, закованных в доспехи. Герб изображался яркими цветами на щите и вместе с нашлемником выполнял важную идентификационную задачу. Первоначально содержание рисунков на щите рыцарь выбирал произвольно. По мере распространения обычая эмблемы становились наследственными. Источником отдельных дворянских гербов явились эмблемы древних городов. В свою очередь некоторые родовые гербы превратились в гербы феодальных монархий. При смене династий в государственном гербе часто оставались элементы герба прежде правивших династий.
Я подобрала для наглядности несколько гербов кололевских династий, есть тут пара баронов..а еще гербы Москвы и Санкт-Петербурга..
Герб, обычно, состоит из следующих элементов:
Геральдического Щита — см. выше
Геральдического шлема — это один из элементов герба, помещается над щитом. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца герба.
Намета — шлемового покрывала, изорванного в клочья
Короны— наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом, внутри щита или над мантией. Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию.
Нашлемника — составляет верхнюю часть шлема и от такого положения называется cimier (от cime, вершина). У древних народов, равно как и у рыцарей, на шлемах возвышались нередко разные фигуры — или для отличия, или для того, чтобы воину казаться выше. Для сего выбирались изображения животных, цветов, перьев и т.п.; нередко в гербах на шлемах повторяется часть фигур, в щите изображенных.
Щитодержателей — изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах;
Мантии — это накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. Появился в западноевропейской геральдике не ранее XVII веке, получивший наибольшее развитие в XVIII—XIX веках и поэтому целиком принадлежащий геральдике новейшего времени. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия, как правило, изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на Большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень — круглый шатер из той же материи.
Девиза — выразительное изречение, афоризм на гербе, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Изначально характеризовал жизненные принципы и цели представителей рода, служил напоминанием о славных деяниях предков или побуждал к ним. Рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни избравшего их лица, имеют множество толкований, особенно если девиз является аллегорическим или состоит всего из одной буквы. Главное достоинство таких девизов состоит в разнообразии смыслов, которые можно им придать. Девиз помещается в гербе внизу щита, на ленте.
Гербы различаются по следующим рангам:
герб большой — со всеми элементами;
герб средний — основные элементы;
герб малый — только щит или щит с короной.
Я делаю только Малые Гербы, но если Ваше желание — сделать большее, то я рассмотрю и его)
Мой Щит появился у меня перед глазами как-то практически сразу — круглый и со всеми основными узорами. Толчком для меня послужил то ли элемент колонны старинного замка , то ли трона в фильме про Белоснежку и Охотника)) Вообще, Кино — один из моих главных источников вдохновения..
Некоторые детали и образ ворона я подбирала позже, но то, что это должен быть именно ворон сомнений не было (и я их люблю и фамилия обязывает)). А теперь и Вы попробуйте. Как правило, первые представления, ассоциации — самые верные)) Срочно записать! Если можете — зарисовать..Идея может придти в любой момент — интересной формы окно, узор чугунной решетки, обложка старинной книги, рисунок на доске серфингиста..
Если сразу не выходит — выберете форму Щита. Может быть, у Вас уже есть что-то внутри, но оно не может выйти, пока не «поймет, куда ему приткнуться».
Сдается мне, тут не все формы..как минимум забыли варяжский-каплевидный..ну да ничего — он потом появиться..да и не только он..
Так же хочу обратить внимание, что на Щитах часто присутствует военное оружие, но я не рассматриваю Щит как атрибут военного снаряжения. Если Вы писатель — Вашим оружием может быть перо, если пекарь — скалка ит.д.)) Критерий один — хотите ли Вы, чтобы эти предметы, символы были на Вашем Щите, насколько для Вас это важно. И второй — насколько технически это возможносложно воплотить в войлоке)
И еще один очень важный момент — свой Щит я «вынашивала» примерно месяц, обдумывая, прорисовывая в воображении и на бумаге, как это должно быть. Этот этап не самый сложный. А вот дальше — подбор материалов — вот тут все мастера знают, как приходиться побегать — по магазинам города, складам, лавочкам, трясти родственников, знакомых (и почти незнакомых) людей на предмет нужных цепочек, пуговок, ниток и прочих прелестей. В моем случае это были черные гладкие плоские камни..Хорошо, что это было лето, так что я успела закинуть удочки везде, где смогла и мне привезли-таки с югов драгоценный мешочек черной и серой гальки. Счастью не было предела! Камни уже прочно лежали в Щите в моих фантазиях и без них это была бы катастрофа! Ну и третий этап — воплощение..
Вот тут тоже бывают загвоздочки. Порой что-то, что задумано изначально просто не идет..ну не идет тут и все..хоть пой, хоть пляши..и спорить с войлоком иногда просто бесполезно — он знает лучше. Про наши с ним отношения я выложу отдельный экземпляр)) Или вдруг приходит в голову в разгар непосредственного процесса идея лучше, элемент интереснее и все. начинаем второй этап заново, потому что этого элемента в доме нет! Даже при тех запасах, коими ломиться моя навесная шведская стенка Альгот и прочие вместительные ящики, ящички и шкатулочки-коробочки..даже при всем этом — именно этой цепи именно этого цвета и с этим размером звена — в доме нету-у-у. А даже если все есть..Сделать войлок — недолго..Красить, пришивать, расшивать, набивать — вот что отнимает основное время. Ручная работа все-таки)))
Как видно, первоначальные наброски не совсем совпадают с подобранными материалами, а те, в свою очередь, тоже претерпели изменения и не все из них попали в конечное изделие. а все потому, что мне не хватило пары бронзовых кругляшков..и нигде их больше нельзя было купить, их я приобретала довольно давно..таким образом бронза превратилась в серебро)) получилось довольно неплохо))
В общем, на мой Щит ушло 3 месяца примерно..Это не значит, что на Ваш уйдет столько же..Может уйти и больше. Не пугайтесь! Может и меньше)) Все зависит от того, насколько Ваша идея будет сформированной, насколько наша связь будет быстрой, насколько мы с Вами поймем друг друга, насколько Вы мне доверяете как мастеру и человеку, насколько мои запасы материалов соответствуют Вашей задумке, насколько сложным или простым он будет.
Со своей стороны, я, конечно, затягивать не стану. но и подгонять войлок — себеВам дороже выйдет. Качественное воплощение требует времени — это Закон!
Прошу учесть еще кое-что — для меня принципиально важное. В своих работах я не использую натуральную кожу и мех. Искусственные — пожалуйста)) Сейчас их очень много, не отличишь от натуральных и очень красивых.
В процессе поиска я натолкнулась на ненастоящие Щиты — фэнтэзи или из он-лайн игр, некоторые и вовсе не Щиты, а пряжки, кулоны, пуговки или что-то , что отдаленно напоминает Щит. Их было так много и таких красивых, поражающих воображение, что я решила вынести их в отдельную статью. Смотрите вторую часть — они все там)) Наслаждайтесь))
А тут будут те, что реально существовали (с некоторыми может выйти конфуз, не серчайте — не специалист я) Итак, вот еще много картинок для вдохновения.
Если у Вас есть что интересненькое в закромах — добавляйте тоже))
Источник