Крестьянин торжествуя что значит

КАК ТОРЖЕСТВОВАЛ КРЕСТЬЯНИН?

Кандидат филологических наук Н. ЕСЬКОВА.

В нашумевших “Прогулках с Пушкиным” Абрама Терца (Андрея Синявского) есть такое место:

“Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь.

(Какой триумф по ничтожному поводу!)”.

Эти строки привлекли внимание и Д. С. Лихачева, который тоже задается вопросом: “Почему “торжествуя”? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему “обновление пути” по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-то особым торжеством?”

В отличие от первого автора академик Д. С. Лихачев не считает повод для торжества “ничтожным”. Напомнив читателю первую строфу пятой главы, он пишет: “Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые погибли бы. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом “на третье в ночь” спасен урожай”.

В этих высказываниях не учтено, в каком именно значении употребил Пушкин глагол торжествовать ? В совершенно ныне утраченном значении “праздновать, отмечать какое-нибудь событие”. Из “Словаря языка Пушкина” можно узнать, что в таком значении этот глагол встречается в текстах поэта 8 раз (а всего — 30 раз, причем остальные случаи приходятся на значения, существующие и в современном языке).

В наше время решительно невозможно сказать: “Я торжествую завтра свой день рождения” или “Он собирается торжествовать в ресторане свою докторскую защиту”. А Пушкин не один раз употребил глагол торжествовать именно так — как переходный, требующий дополнения в винительном падеже. Например:

По старине торжествовали В их доме эти вечера.

(“Евгений Онегин”, гл. 5, IV)

Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?

Заметим, что значение, утраченное глаголом (на это обратила мое внимание Т. Г. Винокур), сохраняется в существительном торжество: “торжество по случаю дня рождения, защиты”, “торжества в связи с юбилеем” и т. п.

Источник

Зима. Крестьянин торжествует

Какие слова нужно объяснить ребенку

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Этот маленький отрывок из «Евгения Онегина» знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.

Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни — это сани, на которых возили дрова. Бразды — колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка — крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, «капюшон», это прообраз современного кабриолета.

Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке — сидении для кучера впереди повозки. Тулуп — шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком — поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик — маленький слуга в барском доме. Салазки — наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке «Репка»?)

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие «Зиме. » и открывающие собой пятую главу поэмы:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Вот потому радуются все — ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.

Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.

Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу — для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается.

Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.

В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова «Не в духе» (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав — полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):

«- «Зима. Крестьянин, торжествуя. — монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. — Крестьянин, торжествуя. обновляет путь. «

— «Торжествуя. «» — размышляет невольно слушающий пристав. — «Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил.

— «Его лошадка, снег почуя. снег почуя, плетется рысью как-нибудь. «» — слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:

«- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча — кляча и есть.

— «Вот бегает дворовый мальчик. дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. «

— Стало быть, наелся, коли бегает да балуется. А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол.

— «Ему и больно и смешно, а мать грозит. а мать грозит ему в окно. «

— Грози, грози. Лень во двор выйти да наказать. Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить. А то, гляди, выйдет из него пьяница. Кто это сочинил?» — в конце концов не выдерживает Прачкин.

— Пушкин? Гм. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут — и сами не понимают! Лишь бы написать!»

Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям — младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: «Пушкин — это наше все».

Источник

Почему торжествует крестьянин?

«Пушкиным все до сих пор восхищаются.
А вдумайтесь только в отрывок из его «Евгения Онегина», помещённый во всех хрестоматиях для детей: «Зима. Крестьянин, торжествуя. «.
Что ни строфа, то бессмыслица!
А, между тем, поэт, очевидно, много и долго работал над стихом.
«Зима. Крестьянин, торжествуя. «.
Почему «торжествуя»? – Быть может, едет в город купить себе соли или махорки.
«На дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя. «.
Как это можно «чуять» снег?! Ведь она бежит по снегу — так при чем же тут чутьё?
Далее: «Плетется рысью как-нибудь. «.
Это «как-нибудь» — исторически глупая вещь. И попала в поэму только для рифмы.
Это писал великий Пушкин, несомненно, умный человек, писал потому, что был молод и, как киргиз, пел вместо того, чтобы говорить».

И кто бы вы думали такой ворчливый? ) Лев наш Николаевич Толстой )
А. В. Жиркевич «Первое посещение Толстого» .

Итак, раз уж сам Лев Николаевич в недоумении, давайте разбираться )

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь.

(«Евгений Онегин», пятая глава)

Чему же радуется крестьянин? ) У современного читателя возникают разные версии.

Зима началась, можно отдохнуть от работы.

Снег выпал, кончились грязь, бездорожье.

Снег прикроет озимые, будет урожай.

Можно ездить в лес за дровами.

Собственно, все ответы верные, кроме того, что про Рождество: его отмечали 25 декабря, а на дворе третье января.

«Почему «торжествуя»? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему «обновление пути» по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством?

Пушкин знал крестьянскую жизнь, и всё, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.

«Торжество» крестьянина относится не к «обновлению пути» по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом «на третье в ночь» спасен урожай.

Малопонятны сейчас и следующие слова – «снег почуя». Почему лошадь «чует снег», а не видит? Почему она «плетется рысью как-нибудь»? По этому поводу я обратился к известному литературоведу и одновременно мастеру конного спорта, автору книги «Железный посыл» Д. М. Урнову. Вот что он мне ответил в письме. Привожу с любезного согласия Д. М. Урнова текст его ответа мне.

«»Как-нибудь» означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. Лошадь не любит неверной и незнакомой дороги, а снег только что выпал, под копытом ползет, попадается чернота – земля незасыпанная, и даже какой-нибудь знакомый пень или камень выглядит по-новому, пугает. Это – обычное дело со всякой лошадью, необязательно крестьянской. Лошади, как правило, подслеповаты, всякое пятно под ногами кажется им ямой. Некоторые из них ни за что не пойдут через тень, лужу, а начнешь понукать – прыгнут, именно как через яму, а так не пойдут. Кроме того, как я уже сказал, лошадь очень не любит, когда дорога зыбкая, нога у нее ползет, куда-то уходит, проваливается. И вот выезжаешь по первому снегу, и начинает лошадь упираться. Иногда упирается она буквально, останавливается перед какой-нибудь чернеющей на снегу палкой и не идет (еще вчера по грязи мимо той же палки шла как ни в чём не бывало!), но вообще это конники так говорят – «упирается», то есть идет неохотно, и Пушкин, много в деревне ездивший, это, конечно, хорошо знал.

«Снег почуя» – лошадь прежде всего и преимущественно все чует. Глаза у нее сравнительно слабые, слух неплохой, но главное – чутьё».

Очень часто у читателя вызывает недоумение – как это можно «плестись рысью». В современном русском языке рысь ассоциируется с быстрым бегом лошади. Но это с точки зрения знатока лошадей не совсем так. Рысь – это родовое понятие. Бывает медленная рысь. С неё, по разъяснениям Д. М. Урнова, рысь начинается: «трюх-брюх». Лошадь трусит рысцой, потом – «средняя рысь» и, наконец, «мах» – быстрая рысь.

Итак, Пушкин знал крестьянский быт не как горожанин, а как житель деревни».

«Именно в эту пору можно было наконец вывезти заготовленные дрова из леса. А чтобы дрова не завалило большими снегами, их старались привезти в деревню как можно быстрее».

Источник

Крестьянин торжествуя что значит

«В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Зима! . Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик;
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно. »

Друзья мои, напомнив эти, и без меня хорошо известные вам строки, предлагаю всем нам мысленно перенестись на псковскую землю, в Пушкинские Горы, в сельцо Михайловское…

Поверьте не раз бывавшему там, в том числе и зимою: там сейчас красота неописуемая!

Там в должности хранителя музея «Мельница в деревне Бугрово» служил некогда мой добрый знакомый Слава Козмин. Он ученый, кандидат филологических наук.

Ему принадлежит одно интереснейшее исследование на тему, что же произошло в тамошних краях 3 января 1825 года, почему крестьянин торжествовал и с чего это мама грозила в окошко шалуну, преобразившему себя в коня…

Развалины бугровской мельницы, соседствующей с Михайловским парком, долгие годы показывали экскурсантам как место дуэли Онегина с Ленским.

Но не так давно мельницу восстанавили, возвели вокруг туристический комплекс с трактиром XIX века, где подают пироги, испеченые из муки, смолотой на той самой мельнице… Все по-настоящему, я сам весь процесс отслеживал…

Так вот, поскольку до начала восстановительных работ Cлаве Козмину хранить особо было нечего, то он с удовольствием занимался литературными исследованиями, внимательно изучая то, что, казалось бы, уже давным-давно изучено вдоль и поперек — роман «Евгений Онегин».

И поскольку изучал его квалифицированно, то делал при этом научные открытия.

Познакомившись только с некоторыми из них, удивляешься правильности определения, данного пушкинскому роману: энциклопедия русской жизни.

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.

С детства знакомые строчки, все их учили, и будучи детьми, не особо задумывались, а с чего это крестьянин торжествует?

А вот взрослый ученый-филолог Козмин взял да и задумался над этим детским вопросом.

Нет, он, как и многие из нас, догадывался, что обильный снег на полях — это к хорошему урожаю, отсюда и радость крестьянина.

Но как филолог, понимающий толк в значениях слов, призадумался дополнительно: а почему у Пушкина крестьянин не радуется, не ликует, не смеется, а именно торжествует?

Торжествовать — означает праздновать, отмечать победу над кем-то или над чем-то.

Кого или что победил тот крестьянин?

Приведенные строчки — из второй строфы пятой главы «Евгения Онегина». Писал их поэт 4 января 1825 года, это точно датировано им же самим на полях черновой тетради, хранящейся в рукописном отделе Пушкинского дома.

Так может быть, накануне в Михайловском произошло какое-то событие, из которого крестьянин вышел победителем?

Да нет, вроде, никто на Михайловское не нападал, никто никого не побеждал.

И Козмин установил, что на сей счет великий поэт Пушкин сам дает подсказку, но чуть раньше, в первой строфе:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

Казалось бы, ответ очевиден: ну да, не было снега, не было, но наконец выпал, и крестьянин тем самым как бы одержал победу в постоянной борьбе с силами природы, потому и торжествует. Однако ответ получался каким-то не до конца убедительным.

И тогда ученый заглянул сначала в православный календарь, а потом в литературу, описывающую старинные русские народные приметы. И отыскал там то, что искал.

Оказывается, 2 января — это день поминовения не шибко известного святого Сильвестра Печерского, но при этом особый день в крестьянском календаре. По вековым народным приметам, если снег к этому дню так и не выпадет, то следует ждать страшного, катастрофического неурожая.

А раз так, то теперь легко представить чувства крестьянина, легшего спать вечером уже казалось бы безнадежного 2 января в страшном предчувствии голодного года. Но утром просыпается — снег кругом!

Согласитесь, внезапное счастливое избавление от гнетущего страха голода — это победа!

И вполне понятная причина для торжества.

Но и это объяснение Козмина не удовлетворило.

Крестьянин «торжествует», но его лошадка при этом «плетется рысью» — да еще и «как-нибудь». Странная, однако, и противоречивая картина: откровенно торжествующий мужик совершает победный выезд на плетущейся лошадке, которой, и самой куда как радостней мчать бы легкие сани по первому снегу, чем тащить телегу по комьям подмерзшей грязи. Похоже, крестьянин умышленно сдерживает лошадкину радость с целью подольше продемонстрировать кому-то свое торжество.

Размышляя над этой странностью, ученый задался и еще одним детским вопросом: а почему Пушкин в этой строфе употребляет слово «крестьянин», весьма редкое по тем временам? Причем употребляет один единственный раз во всем романе!

Почему не «раб», не «поселянин», не «простолюдин», не «пахарь», не «мужик»?

И тогда Козмин снова вернулся к дате написания первых строф пятой главы — 4 января. И все сразу встало на свои места.

Как известно, 7 января празднуется православное Рождество. За которым 19 января следует православное Крещение. Оба эти праздника вызывают радость у русского христианина.

Христианина! В эти дни низкий статус крестьянина неизмеримо вырастает и становится созвучным содержанию праздников, во время которых мужик уравнивается с господами.

Вот почему Пушкин в этом месте романа единственный раз именует мужика словом «крестьянин», которое этимологически связано со словом «христианин».

Это же объясняет логику, руководствуясь которой Пушкин в описании выезда мужика употребил слово «торжествуя», более уместное в возвышенной поэзии.

Параллельный анализ святцев и народных примет, переплетения христианской и языческой традиций в жизни русской деревни позволил Славе Козмину ответить и еще на один детский вопрос, на который большинство из нас наверняка даже не обратило внимания.

Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Зачем и с чего бы это мать грозит играющему и смеющемуся мальчику?

Причем Пушкин союзом «а» как бы настаивает: да, мальчик играет себе, никому не мешая, а мать все равно ему грозит.

Может, потому, что заморозил пальчик?

Так она же, сидя в доме, об этом не может знать.

И опять исследователь напоминает, что и эту картину поэт, и он же — барин, наблюдает через окно своего михайловского кабинета в канун Рождества. И поэт знает, что в этот христианский праздник вклинивается праздник языческий — Святки. С лихими игрищами, колядованием, с ряжеными.

Для церкви — это безбожное действо. Но для дворового мальчика, еще не понимающего разницу между «низким» народным обрядом и «высоким» церковным праздником — Святки все же веселей и интересней. И он уже в Святки играет, как умеет. Шалит, пародируя предстоящие игрища взрослых, преобразив себя в коня, а Жучку в кучера.

А тут еще и «крестьянин» едет мимо, «торжествуя». А тут барин, что-то пишущий в своем кабинете, может ненароком глянуть в окно и невесть что подумать. Вот мать и обеспокоена, вот и грозит расшалившемуся сыну.

Пушкина все эти наблюдения через окошко кабинета от души и искренне веселили!

И этому Козмин тоже нашел подтверждение.

На соседних страницах черновой тетради теми же чернилами, которыми написано начало пятой главы, поэтом изображен совершенно необычный автопортрет.

Слева от выразительных изображений лошадиных голов нарисовано нечто, странно напоминающее голову самого Пушкина, который тоже «себя в коня преобразил».

Хотя не мудрено — русскому поэтическому гению и шалуну шел в то время только двадцать шестой год.

Продолжая пушкинскую традицию шалить в преддверии Рождества, предлагаю вам ознакомиться с еще одним современным, на сей раз детским восприятием произведений поэта, в частности все тех же строк из «Евгения Онегина»

Нынешним первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к этим строкам Пушкина:

Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

И вот что у них получилось.

Кибитка была изображена в виде летательного аппарата. Почему?

Ну, как же, ведь русским языком сказано — «летит». Значит летит!

Причем у некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо, из-за созвучия слов «кибитка» и «куб».

И вот летит по небу эдакая ки(у)битка и что она делает? Правильно — взрывает. Кого? Бразды пушистые. Что же такое бразды? Если пушистые, следовательно, звери такие. Однако что это за звери конкретно? А нормальные такие звери, нечто среднее между бобрами и дроздами.

В итоге получается вполне логичный рисунок: летит кубической формы космический летательный аппарат, из которого на бедных пушистых браздов сыплются градом бомбы, разнося их в клочья. А рядом, неподалеку от этого безобразия сидит некая загадочная личность и спокойно так за всем этим наблюдает. Это ямщик. Причем изображен он сидящим на обруче (облучок — обручок, почти одно и то же) с лопатой в руках.

Почему с лопатой? Ну, как же — он же ямщик, чем же еще ему яму копать.

А зачем ее копать, спросите вы?

Понятно зачем — бедных браздов хоронить!

Вполне. И, как мне кажется, Пушкин от души хохотал бы. 🙂

С НОВЫМ ГОДОМ ВСЕХ!

А ПРАВОСЛАВНЫХ СЕСТEР И БРАТЬЕВ — С ПРЕДСТОЯЩИМ РОЖДЕСТВОМ!

Дед Почти Что Мороз, потому как гримироваться уже не надо 🙂

Источник

Читайте также:  Кизару что это значит
Оцените статью