- Мытарства
- На чем основано учение о мытарствах и что они собой представляют?
- В чем заключается различие подходов к интерпретации мытарств?
- Какой из двух подходов наиболее правильный?
- Бывают ли случаи особого восхождения к Небу?
- Почему в православии не существует чистилища?
- Есть ли чистилище?
- Что такое мытарства?
Мытарства
Мыта́рства — (“таможенные посты”) — 1) места посмертного испытания души, на каждом из которых особыми демонами, мытниками, взыскиваются определенные виды грехов; 2) посмертное испытание души, обнаруживающее её нравственное состояние, совершаемое перед оком Беспристрастного Судьи, при непосредственном участии ангелов и демонов, влияющее на определение Частного Суда.
Мытарства – это образное, символическое представление частного суда: осознание итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями своего правосудия.
Следуя православному учению, после смерти человеческого тела ведомая ангелами душа христианина восходит к Богу. На этом пути человеческую душу встречают падшие духи, родоначальники всех грехов и пороков. Они препятствуют ее восхождению своими обвинениями. Процесс этого обвинения назван мытарствами или истязаниями.
Истязателями (мытарями) на нем выступают падшие духи. Они обличают человеческую душу в содеянных ею грехах, стремясь обнаружить гнездящиеся в ней страсти. Изобличая греховные страсти человеческой души, они «стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад» (свт. Игнатий Брянчанинов). На мытарствах человеческие грехи «признаются заглаженными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием» (свт. Феофан Затворник).
Мытарства – удел христианских душ, обнаруживающих на них верность или измену своему Спасителю и Искупителю – Богочеловеку Иисусу Христу. «Неверующие же во Христа и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть». (Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах)
«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
cвятитель Феофан Затворник
- Мытарство духов оглаголения и чревного неистовства: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злословие, пустословие, кощунства, ругательства; блудодеяние, пьянство, безмерный смех, нечистые и непристойные целования, блудные песни
- Мытарство духов лести и прелести — к видению очей: непристойное взирание, непотребное любопытство; необузданное воззрение
- Мытарство духов-нашептывателей — к чувству слуха: услаждение всем, что льстиво раздражает наш слух, пристрастие ко всему греховному, что принимаем через слух
- Мытарство стражников над прелестью обоняния: страстное услаждение чувства обоняния, например, пристрастие к благовонным экстрактам из растений и цветов, так называемые «духи», масти, обыкновенно употребляемые на прельщение блудными женщинами
- Мытарство духов — к чувству осязания: беззакония и мерзкие дела, учиненные посредством рук
- Прочие мытарства: злоба, зависть и ревность, тщеславие и гордость, раздражительность и гнев, острожелчие и ярость, блуд, прелюбодейство и рукоблудие; убийство, чародеяние и прочие деяния богомерзкие и скверные, о которых святитель не говорит подробно (согласно его учению, всякая душевная страсть и всякий грех имеет своих представителей и истязателей).
Мытарства, согласно свт. Иоанну Милостивому
(Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый):
- Ложь
- Клевета
- Ярость
- Зависть
- Гнев
- Памятозлобие
- Гордость
- Срамословие
- Непокорство
- Лихва
- Сребролюбие
- Пьянство
- Объедение
- Злопомнение
- Волхвование
- Братоненавидение
- Убийство
- Воровство
- Немилосердие
- Блуд
- Прелюбодеяние.
На чем основано учение о мытарствах и что они собой представляют?
Учение о мытарствах основано на Священном Писании и Священном Предании Церкви. О желании демонов властвовать над человеком Божественное Откровение свидетельствует неоднократно. Например, о диаволе сообщается, что он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Само собой разумеется, что желание диавола поглотить свою жертву не ограничивается рамками её земной жизни, но распространяется и на посмертную жизнь. Именно в этом контексте становится понятным библейское изображение ада под видом живого существа с безмерно разинутой хищнической пастью ( Ис.5:14 ), ненасытной утробой ( Сир. 51:7 ). Ведь в ад человек сходит не иначе как душой, то есть после разлучения души с телом. Собственно, возможность схватить и заточить человеческую душу в аду открывается перед бесами только в этот период.
Сатана назван в Писании князем, господствующим в воздухе ( Еф.2:2 ). Воздух же есть та надземная сфера пространства, сквозь которую души почивших возносятся к Небу ( Деян.1:9 ). Именно здесь разворачивается театр борьбы демонических сил за овладение душой, которую диавол, в сотрудничестве с подчиненными ему падшими духами, «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои» ( Пс. 9:30 ).
Но вот оказия! Просто так взять и пленить человеческую душу, отобрав её у Владыки владык, диавол не в состоянии ( Иов. 2:6 ). Ведь хотя он и сильный, однако же не всесильный, как Бог. Поэтому он и стремится добиться господства над душой, желая выказать её недостойной и, главное, неспособной жить в Царстве святых.
Поскольку диавол есть клеветник и отец лжи, да к тому же и «человекоубийца» ( Ин.8:44 ), постольку понятно, что если бы не вмешательство Бога, не попечительство ангелов, он, под вывеской справедливого изобличения, оболгал бы любого. Ведь «Когда говорит он ложь, говорит свое» ( Ин. 8:44 ).
Отсюда и необходимость в Божественной помощи, отсюда и молитва: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю… да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего]» ( Пс. 7:2 ).
Задача оправдывать душу, вспоминая её добрые дела (мысли, желания и пр.), возлагается Богом на ангелов, так как «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ).
Классическим примером ангельского попечительства о душе служит притча о богатом и Лазаре: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк. 16:22 ). Пример же взятия души злыми демонами встречаем в повествовании о безумном богаче: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» ( Лк. 12:20 ).
Различаясь между собой иерархическим степенями, злобой, коварством, демоны, вместе с тем, различаются и направлениями деятельности, связанной с погублением душ. В данной связи определенные виды грехов взыскиваются с душ не какими бы то ни было, но определенными демонами, мытниками. Всё это происходит поэтапно, последовательно: сперва в одном месте с души спрашивается за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окончания испытаний (иногда насчитывают двадцать и более типов таких мест). Душа при этом терзается, терпит страдания и мучительный ужас.
Места, на которых испытывается восходящая к Небу душа, по аналогии с теми местами, где с людей собирают налоги и пошлины, называются «мытарствами» (от слова «мытарь» — сборщик налогов, податей). Такая параллель уместна не потому, что любой сборщик налогов априори уподобляется демонам и наоборот, а в связи с тем, что в древности мытари нередко вершили жестокость, несправедливость и лихоимство.
В чем заключается различие подходов к интерпретации мытарств?
Преданию Церкви известно множество опытов прохождения мытарств. В принципе, их объяснение сводится к двум, не противоречащим друг другу суждениям. По мнению одних, прохождение мытарств суть испытательный этап, предваряющий Божественное решение — Частный Суд; а по утверждению других, этот Суд как раз и начинается с мытарств.
Так, по свидетельству преподобного Макария Александрийского, Божий Суд над душой совершается на сороковой день по исходе из тела. До этого душа ещё дважды возводится на поклонение Богу — в третий и девятый дни. При сем первые два дня она пребывает на земле; с третьего по девятый облетает пространства Небесного Рая, а с девятого до сорокового осматривает адские бездны (чит. подробнее: Извлечение из слова об исходе душ праведников и грешников ).
Антоний же Великий, созерцая восхождение душ, видел огромного великана, стремившегося преградить им путь к Небу. Великану споспешествовали демоны. Какие-то души успешно преодолевали этот путь, а какие-то обрушивались вниз (чит. подробнее: Житие преп. Антония Великого ).
Нечто аналогичное описано у святителя Григория Двоеслова, правда, без указания на присутствие демонов. Испытание души, по его иллюстрации, заключалось в переходе через таинственный мост над зловонной рекой, за которой был раскинут прекрасный благоухающий луг. Праведные души свободно переходили через него, а грешные не переходили и падали с моста (см.: Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души кн. 4, гл. 36).
Какой из двух подходов наиболее правильный?
И первая, и вторая оценка роли мытарств в определении участи души вполне соответствует букве и духу Писания:
- И в первом и во втором случае Судьей признаётся Господь, в соответствии с Его точным предупреждением: «У Меня отмщение и воздаяние» ( Втор.32:35 ); «Я воздам» ( Рим.12:19 ).
- И первое, и второе объяснение согласуется с формулой: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал. 5:7-8 ); «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9:27 ).
Между тем, с определенной долей уверенности можно сказать, что второй подход всё же острее фокусирует внимание на той нравственной истине, что возможность переселения в горние обители связана с внутренней способностью души жить в единстве с Богом и ближними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в течение жизни на земле, такой способности не выработала, она и осуждается на мучения в аду. Что ей делать в Царстве святых? К тому же, этот подход очевидней сближается со словами: «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его» ( Сир.11:26 ).
Бывают ли случаи особого восхождения к Небу?
История знает такие примеры. А вообще, чем чище душа, тем свободней её устремление выспрь. Положим, душу Пресвятой Богородицы, после Успения, лично принял Христос.
митрополит Иларион Алфеев:
Вне зависимости от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах – будь то древние или современные свидетельства – учение о том, что после смерти человека ждет испытание, следует считать общепринятым для православной традиции. Это испытание в учебниках по догматическому богословию называют «частным судом», в отличие от того всеобщего Страшного Суда, на котором определяется окончательная посмертная участь каждого человека.
Источник
Почему в православии не существует чистилища?
Что происходит с бессмертной душой человека после его смерти, волнует, конечно, каждого. И в христианстве существует несколько взглядов на этот процесс. Очень большое влияние оказывает на православных в этой части агрессивное «озападнивание» и внедрение европейских традиций в нашу жизнь, а также и в веру.
Есть ли чистилище?
В католицизме, который является ветвью христианства, существует представление о том, что души умерших людей проходят через муки в определенном месте потустороннего мира. Там они получают прощение, очищение и спасение, после чего прямиком следуют в другое место – рай. Но эта сказочная идея не присуща ни протестанскому, ни, тем более, православному богословию.
Для православного человека Рай – это не какое-то помещение, или пространство, куда попадает человек. Царствие Небесное для нас – немыслимое соединение с Богом, усыновление нас Отцом Небесным. Ведь каждый человек является Его созданием и ради каждого из нас воплотился, страдал и умер на кресте Иисус Христос. То есть, Рай – это состояние, а не место.
Напротив, ад – это полное отторжение от блаженного соединения с Богом, состояние мучительного недостатка Бога для души.
Католики доходили до того, что в определенные периоды истории даже покупали место в Раю, распространяя индульгенции, отпущения грехов, которые продавались за деньги духовенством. Определение посмертной судьбы человека напоминало юридический процесс, и никак не соответствует святоотеческим православным представлениям о Царстве Небесном.
Что такое мытарства?
Православие понимает искупление совершенно по-иному. Все наши грехи уже искуплены распятым Иисусом Христом, поэтому Спаситель не требует от нас дополнительной жертвы, в принципе. Душа пребывает после смерти вне времени и пространства, поэтому определить ее в конкретное место невозможно.
Тем не менее, все знают о мытарствах, которые также описаны в трудах авторитетных святых отцов. В частности, Иоанн Златоуст называет тех, кто осуществляет с людей спрос за их грехи, гонителями и мытарями. Отсюда и название этих испытаний звучит, как мытарства. Душу усопшего принимают два ангела и сопровождают из земного мира в небесный.
По пути делают двадцать остановок, чтобы ответить на истязания бесов. Сатана рассказывает о каждом грехе из перечня, а ангелы говорят о том, как человек совершил покаяние. Если грехи исправлены, путь продолжается. Если человек не покаялся, бесы уносят душу прочь от Царствия Небесного. Ангелы могут также сообщить в оправдание человека то, как молятся о нем другие люди, вот почему так важно молиться за усопших.
Учение о мытарствах представляет нам завершающую стадию в борьбе за человеческую душу между добром и злом. Это последнее нападение бесов, которые преследуют людей в их земной жизни на всем ее протяжении. Эта «невидимая брань» завершается уже после смерти человека. Но стоит помнить, что бесы не властны над тем, кто искренне покаялся и пустил Бога в свое сердце.
Завершить этот разговор хочется словами преподобного Паисия Святогорца:
«Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства и возводят к истинно любящему Отцу — Богу»
Очень хорошая и нужная статья
Все эти учения о приключении души после смерти человека не находят основания в Священном Писании. Душа согрешающая умирает вместе с телом: «Ибо вот, все души Мои, как душа отца, так и душа сына, Мои; душа согрешающая, та только должна умереть.» — Иезекииль 18 : 4 . Поскольку мы все грешные, то наши души умирают вместе с нашим телом, но при воскресении Бог восстановит и душу и тело. Это подтверждается также учением о воскресении Апостола Павла, в котором он вообще ничего не упоминает о душе. -1 Коринфянам 15 : 42 — 54.
Я, почему-то всегда думал, что в силу нашей телесности, мы обязательно должны находиться в каком-нибудь месте. Вот, Бог — безтелесен, поэтому Он — везде. Место, занимаемое Богом, это Пространство. Так что, Рай, помимо состояния, ещё и весьма конкретное МЕСТО с весьма конкретным садом и деревом Жизни. Точно так же и Ад. Только это уже не трёхмерная, а двумерная реальность. Если бы душа после смерти пребывала вне Времени, она бы никогда не дождалась Страшного Суда, а если бы она оказалась вне Пространства, которое есть Бог, то получается, что душа где-то там, где нет безконечного Бога. Автор или … или … Потому что если все наши грехи уже искуплены Христом, то хрен ли с нас, вообще, за них на мытарствах спрашивать? Вопрос, кстати, далеко не праздный! Ведь, на самом деле, все грехи всего человечества искуплены перед Богом Отцом Иисусом Христом. Что же тогда исследуется на мытарствах? — На мытарствах определяется, кому отдал себя в рабы человек для послушания: либо в рабы Греха для вечной Смерти, либо в рабы Послушания Богу для вечной Жизни. Но если человеку чуть-чуть не хватает веса для оправдания всей его творческой деятельности? Если он на 90% всё же хороший и только на 10% плохой. Нельзя ли как-то поправить и после смерти непоправимое? Рассуждая по человечески, оказалось, что очень даже возможно. В ходе таких рассуждений по доброте душевной, человек и оказался в католическом Чистилище. То есть, католики принуждают Бога отказаться от Божественной Правды и принять за Истину человеческое представление о ПРАВЕДНОСТИ. Не слишком ли католики самонадеянны? А статья — плохенькая. жалкая троечка.
Все описания что рая, что ада зависят от фантазии пишущей братии, потому что никому ещё не удалось там побывать, вернуться в наш мир и поделиться своим опытом, а все описания это только плод воображения авторов. Точно также, как и некоторые описания некоторых эпизодов в Библии и Евангелии. Например так подробно описанный в Евангелии эпизод искушения Иисуса дьяволом, ну, особенно когда дьявол предлагал Иисусу превратить камни в хлебы, хотя известно, что при этом не было никаких свидетелей.
Источник