Крестная мать корабля что значит

СВЯТАЯ ВОДА И БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО

СВЯТАЯ ВОДА И БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО

Крещение кораблей — одна из древнейших морских традиций. Первое его описание обнаружено в египетских папирусах. Оно относится к 2100 году до н.э. Это был, если можно так выразиться, отчёт о спуске на Ниле корабля фараона. Освещали спускаемые на воду суда и древние мореходы-финикийцы. Суть крещения, как мы уже говорили, состояла в магической защите нового судна от подстерегавших его в море опасностей.

На протяжении тысячелетий обряд носил религиозный характер, имея своей целью заслужить покровительство богов новому судну. Считалось, что наиболее успешно их можно задобрить, принеся в жертву человека. Викинги при спуске своих кораблей в качестве жертвоприношения использовали невольников, которых укладывали под килем.

На островах Западного и Восточного Самоа после спуска пироги на воду нескольких человек бросали за борт на съедение акулам. Считалось, что хищники в благодарность за устроенное пиршество не тронут тех, кто будет плавать на пироге. Финикийцы и народы Востока кропили борта судна кровью только что заколотых девушек-рабынь. При этом лучшими из лучших считались девственницы.

Римляне при спуске на воду своих судов без всяких сантиментов приносили в жертву взятых ими в плен пиратов. Более гуманными были греки, которые, правда, тоже использовали для обряда крещения кровь, но уже не человеческую, а молодых баранов.

Читайте также:  Что значит bertone edition

В Средневековье неизменным атрибутом обряда считалось вино. Им щедро кропилась палуба судна перед выходом в первый рейс. Так началась эпоха дошедшего до нас весьма популярного и любимого моряками всего мира «винного крещения».

В церемониях крещения кораблей нередко участвовали высокопоставленные государственные и церковные деятели. Хроники сообщают, например, что в 1418 году в Саутгемптоне (Англия) королевский корабль крестил епископ. За это он получил пять фунтов стерлингов. После установления в Англии абсолютизма Тюдоров (1485–1603) обряд крещения обставлялся весьма пышно. Королевские сановники произносили тосты за благополучие корабля, а самому высокопоставленному гостю преподносили вино в золотом кубке. Затем этот кубок выбрасывали за борт. В конце XVII века выбрасывать драгоценные кубки перестали. Численность флотов в эту эпоху быстро увеличивалась, и где было в таких условиях набраться драгоценных кубков!

Однако что-то выкидывать за борт было всё равно надо. Именно тогда и появился достаточно оригинальный и, главное, недорогой обычай разбивать о форштевень спускаемого на воду судна бутылку с вином. Эта церемония сохранилась до наших дней с той лишь разницей, что по примеру Франции во всех государствах стали использовать шампанское, которое, будучи весьма шипучим, усиливало эффект разбития бутылки.

Хотя в Европе разбивать бутылки о борт начали примерно с 1700 года, лишь с 1811 года эту обязанность начали исполнять женщины, в основном знатные дамы, и только с конца XIX века традиция утвердила их на «постоянную работу». Раньше считалось, что они могут «сглазить» новый корабль. Теперь судостроители верят, что женская рука приносит счастье. Иногда всё же и сейчас суда «крестят» мужчины. В Финляндии в 1974 году при спуске нового ледокола «Ермак» на верфи фирмы «Вяртсиля» этот обряд производил министр морского флота СССР, но это скорее исключение, чем правило.

Считается, что самой молодой в мире «крёстной матерью» судна была трёхлетняя Доринана Паналиос, которая крестила греческий теплоход. Но это тоже исключение.

В истории крещения судов есть и немало забавных страниц. Так, во время сухого закона в США в 20-х годах XX века суда крестили водой. В годы войны с гитлеровской Германией американские женщины обратились с петицией к президенту Рузвельту, потребовав заменить «языческий церемониал» церковным крещением судна. Президент ответил согласием, однако в силе остался и старый обычай, который весьма нравился самим морякам.

Особой оригинальностью отличился в данном вопросе некий датский судовладелец Лауритцен. Его судно, предназначенное для перевозки фруктов, было крещено бутылкой с апельсиновым соком. Были и другие не менее оригинальные крещения; так, полярное судно «Кистаздан» крестили глыбой льда, а о борт советского теплохода «Магадан» была разбита бутылка с морской водой из Северного моря. Сейчас в некоторых странах уже установился обычай, по которому о борт танкера разбивают бутылку с керосином, транспорта для перевозки фруктов — бутыль с ананасовым соком, ледокола — бутыль с водой Ледовитого океана, а траулера — пузырёк с рыбьим жиром. По требованию стран-экспортёров нефти ОПЕК, придерживающихся исламских традиций, никакой алкогольный напиток не должен касаться танкеров, перевозящих нефть из стран Ближнего Востока, так как это оскорбляет чувства тамошних мусульман. Поэтому для обряда крещения таких танкеров специально доставляют воду из священных источников Мекки.

В ряде стран, например в Норвегии и России, экипаж обычно сохраняет пробку от традиционной бутылки как судовой талисман.

В Турции в честь спускаемого на воду судна до сих пор приносят в жертву одного или нескольких барашков. Их дымящейся кровью смазывают стапельные, полозья и обшивку судна; затем во время чтения молитвы о борт судна разбивают бутылку с освящённой водой.

В книге Ю.А. Сенкевича «В океане „Тигрис“» так описывается церемониал спуска на воду тростникового судна: «Торжественный пролог. Дочь бригадира арабов, помогавших нам, разрезала ленточку, сам же он обмакнул руку в кровь жертвенной овцы и шлёпнул по борту ладонью. Прозвучало имя, давно нам известное, — до сих пор в обиходе мы его избегали, странным казалось обращаться с ним к неуклюжей громадине, — но, видно, и впрямь настал срок тростнику превратиться в корабль: „Нарекаю тебя «Тигрисом»!“».

Несколько лет назад была спущена на воду на верфи в Гонконге копия бригантины XIX века «Ван Фу». Интересно, что во время спуска на воду и церемонии крещения о борт судна вместо традиционной бутылки шампанского по прихоти её хозяина была разбита бутылка знаменитых французских духов «Шанель № 18».

Спуск на воду каждого нового судна в Японии напоминает театрализованное представление. Современную стальную громаду украшают бумажными фонариками и гирляндами. На палубе проходят музыкальные конкурсы в духе старых времён. Сооружается шёлковый шатёр, и в него помещают самую красивую девушку. Вся будущая команда корабля приходит её приветствовать. Сначала ей присуждается титул «госпожа праздника», а затем, уже после окончания церемонии, — пожизненный титул матери этого корабля. Когда судно касается воды, она бросает в первую волну горсть цветных бумажек и зёрен риса. В обязанности «госпожи праздника» входит также выпускать в небо белых голубей и давать команду для фейерверка.

Время от времени традиционное крещение судна заменяется на весьма оригинальное. К примеру, крещение советского танкера «Пролетарская победа» было… подводным! Это судно грузоподъёмностью 20 тысяч тонн было построено в Польше, на верфи имени Парижской Коммуны. При рождении танкера традицию соблюдали полностью. Только брызги шампанского разлетелись не от форштевня и крещение происходило не на стапеле… Дело в том, что танкер строился из двух половин. Стыковку их производили на плаву, в достроечном бассейне верфи. Операцию по соединению двух половин произвели самые квалифицированные сварщики. Когда был заварен последний метр стыкового шва, состоялось торжественное крещение судна. Бутылку шампанского разбили под водой на глубине семи метров. «Крёстная мать» судна и приглашённые гости в этот момент находились в подводной части специального понтона, опоясывавшего корпус танкера.

Австралийская компания «Порт лайн» в 80-х годах XX века заказала в Белфасте торговое судно. В момент спуска «крёстная мать» — жена директора фирмы, находясь в Сиднее, где располагалось правление (примерно в 12 тыс. миль от происходивших событий), произнесла по радио ритуальные слова и нажала кнопку, которая передала импульс, начавший спуск.

В России со времён Петра Великого при спуске корабля на воду устраивался торжественный молебен, в ходе которого священники окропляли корабль святой водой, освящая его в будущую счастливую жизнь на водных хлябях. В советское время от священников, естественно, отказались и перешли на разбивание о форштевень бутылки шампанского. Акт, прямо скажем, чисто языческий, что, впрочем, не мешало назначать при этом ещё и «крёстную маму», то есть как бы слегка соблюдая и христианские традиции. Начиная с 1991 года при спуске корабля стараются не раздражать никого: ни Христа (поэтому священники, как и в былые времена, освящают корабль и проводят молебен; кроме того, сохранилась и «крёстная мама»), ни языческих богов океана (для которых, как и в советское время, разбивают шампанское).

На некоторых верфях моряки и судостроители придают большое значение тому, чтобы бутылка шампанского разбилась о корпус судна с первого удара. Можно себе представить, какая ответственность лежит на «крёстной матери»! Случалось, что судно начинало сходить со стапеля, как только «крёстная мать» произносила слова: «Нарекаю тебя именем», ещё до удара бутылки о форштевень, и стальная махина сползала со стапельных дорожек на глазах опешившей толпы со свободно висящей целёхонькой бутылкой. Такие нарушения ритуала считаются прологом к несчастливой судьбе спущенного на воду судна.

…Меняется время, меняется и характер обряда, неизменной остаётся только его цель — снискание благожелательности властвующих над стихией высших сил. А потому и сегодня во всех странах мира в обязательном порядке освящают спускаемые со стапелей корабли, а не разбившаяся с первого раза о форштевень бутылка шампанского вызывает такое же уныние, как вызывала неразбившийся кувшин с вином сотни лет назад. Так было, так есть, и так, наверное, будет всегда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Святая святых

Святая святых Казалось бы, самыми недоступными для революционного подполья должны были быть органы политического сыска. Однако и они не были отгорожены от революционного подполья «китайской стеной».Прежде всего это было связано с тем, что отдельные представители этих

Святая святых

Святая святых 1 Сведения, полученные от грузинского генеалога Ю. К. Чиковани. Тбилиси. 25 июля 1996 г. (далее — Сведения Ю. К. Чиковани) // Архив автора. Здесь и в дальнейшем ответственность за возможные неточности в передаче этих сведений лежит на

Бутылка по декрету и «по секрету»

Бутылка по декрету и «по секрету» Еще в августе 1916 года Министерство внутренних дел утвердило «Правила о порядке уничтожения, по чрезвычайным обстоятельствам, спирта, вина и других крепких напитков», с приложением практических указаний о технических приемах и способах

1. Бутылка разбилась, но треснуло зеркало…

1. Бутылка разбилась, но треснуло зеркало… Атомная подводная лодка К-3… Она была первая… За это её любили, за это ею гордились. Первая атомная подводная лодка СССР — К-3, или «Ленинский комсомол». Первый поход подо льды Арктики, первое всплытие на Северном полюсе… Её

Бутылка балтийской воды

Бутылка балтийской воды В результате наступательной операции советские войска вышли к Балтийскому морю, и командующий генерал Баграмян решил порадовать Сталина, послав ему бутылку балтийской воды. Но пока эта бутылка добиралась до Кремля, немцам удалось отбить

Святая где?

Святая где? Для Наполеона это еще был не конец страданий. Он помчался обратно в Париж, где ему сообщили, что Ассамблея (парламент) хочет, чтобы он отрекся от престола. Он выполнил это пожелание, передав трон сыну, узнику Вены (так выразился сам Наполеон). По крайней мере, для

БУТЫЛКА КОНЬЯКА

БУТЫЛКА КОНЬЯКА — Ваше лицо всем знакомо. Когда люди вас видят, какими глазами они на вас смотрят?— На меня везде смотрят — и дома, и, что удивительно, за рубежом. Я никуда не могу пойти, чтобы на меня просто не показывали пальцем. Многие подбегают здороваться. Некоторым

«Не пить водки, шампанского и т. д.»

«Не пить водки, шампанского и т. д.» Во время войны здоровье многих писателей, особенно тех, кто был в действующей армии или в блокадном Ленинграде, было подорвано. По заключению профессора кремлевской поликлиники Соколова, у Вс. Вишневского в 1946 году были обнаружены

Святая неделя

Святая неделя Святая неделя называется у народа: великоденскою, славною, великою и радостною. Первый день Пасхи они называют: Велик день, утро вторника: купалищем, пятницу: прощёный день, субботу: хороводницы. Поселяне Черниговской губернии эту неделю называют:

I. Брызги шампанского

I. Брызги шампанского Начался совершенно дикий шабаш. Л. Коваль Мягкой прибалтийской зимой 1962 или 1963 года я жил на Рижском взморье, в Дубултах, и переводил стихи литовского поэта Малдониса.В это время в литературной среде еще не было мировоззренческого раскола, и в Доме

Святая Русь

Святая Русь Более шестисот лет прошло с того дня, но до сих пор историки не могут прийти к единому мнению о Куликовской битве. На её месте не найдено ни могил, ни каких-либо материальных свидетельств сражения, кроме двух-трёх десятков наконечников стрел и нескольких

Источник

Ты — моряк, а это много значит

Праздник — два раза в год

Военно-Морской Флот — особый вид Вооруженных сил России. И дело совсем не в том, что на флоте другая форма одежды, иные воинские звания, два собственных, независимых друг от друга праздника.

Один — в октябре, когда флот де-юре был утвержден указом Боярской думы, второй — каждое последнее воскресенье июля…

Кстати, первоначально День ВМФ должен был отмечаться ежегодно 24 июля. Таким образом Сталин проявил свою любовь к флоту и лично к его главнокомандующему Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Кузнецову. Именно по распоряжению Иосифа Виссарионовича в 1939 году день рождения прославленного флотоводца — 24 июля — был установлен Днем ВМФ. Впоследствии этот праздник перенесли на последнее воскресенье июля. Сам же Кузнецов до своей смерти праздновал день рождения только в последнее воскресенье июля.

Сегодня мы не будем говорить, насколько высказывание Александра III о морском флоте, который наряду с армией является главным союзником России, соответствует нынешней ситуации (в этом никто не сомневается), а полистаем страницы флотской истории — с его традициями и обычаями. Уж чем-чем, а этим флот богат до краев. Наверняка каждого из наших читателей, хотя бы раз, приглашали на клотик попить чайку или отведать жареных балясин. И наверняка, слушая рассказы «бывалых» о службе на флоте, вы удивлялись, как они могли точить якоря или продувать макароны… Разумеется, ничего этого не было и близко, но ничто на флоте не возникает на пустом месте. Обязательно всему есть легенда или, как минимум, объяснение.

«Крестная мать» корабля

Например, все знают, что при спуске корабля на воду принято разбить о его форштевень бутылку шампанского. И делает это, как правило, женщина. При этом расхожая фраза — «Женщина на корабле — быть беде» актуальна до сих пор, и никто не ставит ее под сомнение. Как два этих взаимоисключающих момента уживаются в рамках одного флота? Оказывается, очень просто. Разбивая бутылку шампанского, женщина становится «крестной матерью» корабля. Иногда ее даже включают в состав экипажа в качестве почетного члена, тогда она приобретает право бесплатного проезда на «своем» судне, если, конечно, оно не военное. Поручать такое дело «крестному отцу», как вы понимаете, никто пока не отважился.

Тельняшка, во все времена — тельняшка

Еще проще на флоте обстоит дело с предметами неодушевленными. Например, с формой одежды. Бесспорно, любимым атрибутом моряков всех поколений была и остается тельняшка. Ее, правда, сегодня носят представители почти всех силовых структур, но впервые тельняшка появилась именно на флоте. На парусном. Она была разновидностью нательного белья и имела однообразный бело-серый цвет. По сравнению с другим бельем тельняшка сделана так, что хорошо сохраняет тепло и, хотя плотно облегает тело, не мешает свободному движению при работе.

Когда моряки стали совершать кругосветные плавания с длительным нахождением в южных широтах, тельняшка оказалась самой удобной одеждой при работе не только в низах (внутренние помещения корабля), но и на верхней палубе. Тогда же изменился и ее цвет — она стала полосатой. Это было наиболее удобным вариантом. Матросы, одетые в такую «рубашку», при работе с парусами на реях мачт очень хорошо просматривались на фоне неба, моря и самих парусов.

Когда отпала необходимость лазать по вантам, тельник свой внешний облик не утратил. В немалой степени подобная «живучесть» тельняшки объясняется и тем, что сочетание полос символизирует синь неба и белые гребни волн. А что еще может быть понятнее для моряка? Со временем, правда, синие полосы трансформировались в черные, но сути это не поменяло.

И брюки клеш

В те же времена парусного флота матросы носили брюки особого покроя, формой напоминавшие колокол и называемые по-русски «клеш» (от французского cloche — колокол). Такой покрой имел практическую необходимость. При корабельных уборках, когда по палубе бежали потоки воды, подъеме на реи по вантам, при подходе шлюпок к отлогому берегу было удобно одним движением руки загнуть концы широких штанин кверху выше колен, чтобы не мочить брюки. Точно также и с покроем брючного пояса и ширинки (гульфика). Последней просто нет: ее заменяют две пуговицы на поясе сбоку. Это очень удобно в случае необходимости быстро освободиться от брюк в воде. В результате все флотские брюки (и рабочее платье, и парадная форма) долгие годы шились без гульфика. Сегодня эту «привилегию» за собой сохранили только рабочие повседневные брюки. А вот ширину парадных брючин внизу регламентирует устав. И еще диктует мода. Какой моряк не захочет выглядеть привлекательно? Кстати, именно клеша придавали некий разухабистый шарм походке, которую по сей день называют морской.

Самую сложную эволюцию в своем становлении пережил синий форменный воротник (на флотском жаргоне — гюйс) с тремя белыми полосками. Это — неотъемлемая составная часть формы одежды старшин и матросов. Воротник пришел на флот из армии во времена царствования Павла I. В ту пору солдаты носили парики с косами, которые приходилось мазать салом и припудривать мукой — этого требовал устав. Такой туалет, естественно, загрязнял мундир, и солдаты втихаря подкладывали под косу кожаный воротничок, который затем уже официально вошел в форму одежды. После отмены париков и причесок с косами в матросской форме одежды сохранился матерчатый воротник, который в холодную ветреную погоду заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Бытует мнение, что белые полоски на воротнике введены в память о трех великих победах русского флота. Сложно сказать, когда возникла эта красивая легенда, но она совершенно не имеет под собой почвы. Хотя бы потому, что в истории русского флота этих побед насчитывается гораздо больше. Синий воротник с несколькими белыми полосками появился в 1851 году у гребцов корабельных шлюпок. При этом количество полосок соответствовало номеру дивизии — 1-й, 2-й или 3-й. Долгое время полоски на воротнике носили только гребцы корабельных шлюпок. И только спустя 30 лет три белые полосы на воротнике были введены на всем флоте. При этом возобладала чисто эстетическая сторона: такой воротник оказался наиболее красивым и имел, по мнению тогдашних дизайнеров, вполне законченную форму.

Без флота не было б тату

Помимо обычаев и традиций непосредственно флотских, в гражданской жизни встречается немало обыденных вещей, которые своим появлением обязаны флоту. Мало, к примеру, кто знает, что татуировка — очень модное нынче увлечение — не существовала бы, возможно, вообще, не будь флота. Именно там татуировка появилась впервые и играла роль своеобразного амулета, предохранявшего моряка от того, чтобы он не утонул. С течением времени необходимость делать татуировку стала модой, своего рода стилем среди матросов всех национальностей.

Даже сегодня татуировка среди матросов рассматривается как доказательство «бывалости». Причем характер рисунка тоже имеет общую историю для всего морского интернационального братства: от простейшего якоря до изображения русалки или женщины. Кстати, изображение обнаженных женщин одно время было так распространено, что при приеме в военный американский флот было установлено требование путем добавочной татуировки одевать их в платья. Обычай татуировки был распространен не только среди матросов, но также и среди офицеров — как знак того, что ими совершено одно или несколько дальних плаваний. Этим флотский офицер хотел выделить себя из когорты тех, которые устраивались на берегу при штабы или плавали на судах малого каботажа…

Рассказ о флотских обычаях и традициях может быть бесконечным. Но даже малая толика перечисленного убеждает нас в том, что флот всегда занимал и будет занимать особую нишу в структуре не только Вооруженных сил, но и во всем механизме, называемым государством.

Источник

Оцените статью