- Православная Жизнь
- Крест как символ
- «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
- Четыре живоносных источника
- Процветший крест
- Дополнительные перекладины
- Ставрология, или какими бывают кресты?
- 1. «Греческий» крест
- 2. «Латинский» или «католический» крест
- 3. «Православный» или «русско-византийский» крест
- 4. «Андреевский» или «бургундский» или «косой» крест
- 5. Св. Антония или тау- крест
- 6. Анкх, или крест с петлёй
- 7. «Патриарший» крест
- 8. «Лотарингский» или «анжуйский» крест
- 9. «Папский» или «тройной» крест или «Ферула»
- 10. «Трилистниковый» крест «Клеве»
- 10. «Мальтийский» или «восьмиконечный» крест
- 12. Свастика или солярный языческий символ
- 13. «Кельтский» крест
- 14. Крест-меч Святого Якоба из Сантьяго де Компостелла
Православная Жизнь
Самозваные «ревнители православия» весьма часто считают себя знатоками символики и на этом основании очень любят выискивать антихристианские символы там, где их не может быть в принципе. При этом в своем ревнительском запале зилоты порой доходят до кощунства, называя древние христианские символы «масонскими» или «сатанинскими». Происходит это как из-за ревности не по разуму, так и из-за простого невежества.
В этом очерке мы расскажем о некоторых исторических формах византийских крестов. Иные из них, к сожалению, становятся мишенью малообразованных ревнителей не по разуму.
Крест-реликварий императора Юстина II. Византия. Ок. 580 г. Рим. Ватиканские музеи
Крест как символ
Развитие иконографии Распятия как события и иконографии Креста Господня, как символа Распятия шли параллельно. Если на образах Распятия Господня крест обычно имел свою историческую форму (с титлом-табличкой над головой и подножием), то Крест-символ больше тяготел к некой декоративности. Ведь Крест Христов – это не просто орудие казни, а и символ победы над смертью, символ искупления человеческих грехов, символ спасения человека.
Потому начиная с принятия христианства императором Константином Великим крест становится триумфальным знаком и входит в группу имперских символов. С этого времени он получает в некотором смысле автономию от иконографии Распятия Христова.
Если говорить конкретнее, крест часто лишается таких атрибутов, как табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и подножия. И помимо простой формы его лопасти часто несколько расширяются к краям, а сами края приобретают закругленные засечки, наподобие тех, которые мы можем видеть в парадных шрифтах ранневизантийских рукописей.
Мозаичные кресты из Софии Константинопольской
Такого типа кресты на мозаиках Софии Константинопольской. И эту же форму креста позднее позаимствовали как основу для украшения своих плащей западные рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив первоначальную форму.
Но если исторические элементы из символического знака креста исчезают, то добавляются элементы как декоративные (например, каплевидные украшения по углам лопастей креста или в углах стыков лопастей), так и подчеркивающие тот или иной умозрительный смысл.
«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
Наперстный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» (Пс. 97:3), как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.
Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» [1].
Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).
Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала – Грузии, Руси и т. д.
Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»
Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.
Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам – внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства – ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).
Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера
Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар – внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам – держава (шар, увенчанный крестом).
Четыре живоносных источника
Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта)
В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки…» (Быт. 2:9–10).
Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» (служба 12-ти Евангелий Великого четверга).
Процветший крест
Процветший крест. Оборотная сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Грузия. Тбилиси. Художественный музей
Еще более конкретно с райским Древом жизни проводится параллель в изображении «процветшего» креста. В этом типе изображений из основания креста выходят ветви и листья. Иногда это просто условный растительный орнамент или виноградная лоза с листьями и гроздями. В данном контексте присутствует дополнительный евхаристический смысл.
Дополнительные перекладины
Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола
Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.
Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.
Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889
Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).
Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.
Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании
Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».
Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».
Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.
Дмитрий Марченко
Примечание:
1. Цитируется по книге «Древнерусское искусство». М., 1975.
Источник
Ставрология, или какими бывают кресты?
Разновидностей крестов как символов, множество. Даже возникла такая вспомогательная историко-семиотическая дисциплина ( писал о всех вспомогательных исторических дисциплинах ), как ставрология (от греческого ставрос — крест). Какими же бывают кресты? При этом, » Крест всякой формы есть истинный крест » (Фёдор Студит).
1. «Греческий» крест
«Греческий» крест легко отличить от других — все его 4 «луча» равны по длине другим. Часто используется в фалеристике в России. Не одна награда «выстроена» вокруг «греческого» креста.
2. «Латинский» или «католический» крест
У «латинского» или «католического» креста верхние 3 «луча» равны, а нижний в двое длиннее любого из верхних. Часто украшают католические храмы.
3. «Православный» или «русско-византийский» крест
«Православный» или «русско-византийский» отличают от «латинского» или «католического» креста 2 детали: сверху — символ таблички «Иисус Назорей Царь Иудейский» и скошенная внизу — подставка под ноги (если ноги распятого не упереть в подставку, весом тело вырвет из гвоздей) — для продлевания мучений.
4. «Андреевский» или «бургундский» или «косой» крест
Изначально был «бургундским» крестом, но в истории восходит к распятию на «косом» кресте Св. Андрея. С принятием этого символа в России Петром I стал основой ордена Св. Андрея Первозванного
и флага российского ВМФ. Все 4 «луча» равны друг другу.
5. Св. Антония или тау- крест
В России используется крайне редко, встречается ещё реже. В Европе встречается, но тоже не слишком часто. Этот — из Ирландии. Там вообще много всяких необычных крестов. У него только 3 «луча» — как в «латинском» или «католическом» кресте, но без верхнего «луча».
6. Анкх, или крест с петлёй
Египетский анкх, или крест с петлёй вместо верхнего «луча» — самый необычный крест. Его чаще используют для носимых украшений.
7. «Патриарший» крест
«Патриарший» крест — разновидность православного, в котором проигнорирована подставка под ноги — она может рисоваться на кресте, но не выпирает наружу. А вот табличка сверху остаётся.
8. «Лотарингский» или «анжуйский» крест
«Лотарингский» или «Анжуйский» крест по названию связан с историческими областями Франции — Лотарингией и Анжу, а форма — наш «патриарший» крест с несколько имными пропорциями.
9. «Папский» или «тройной» крест или «Ферула»
У «папского» или «тройного» креста «Ферулы» 3 разные по длине перекладины в силу 3-х тройственностей: 1 (царство небесное, земное и адское), 2 (высший священник, высший учитель и главный пастырь) и 3 (Отец небесный, сын Божий и Дух святой).
10. «Трилистниковый» крест «Клеве»
«Трилистниковый» крест «Клеве» отличается от латинского наличием на каждом конце «луча» трилистника: 3 — по идее папского креста.
10. «Мальтийский» или «восьмиконечный» крест
«Мальтийский» или «восьмиконечный» крест построен на базе «греческого», но каждый из 4-х равных «лучей» — стилизованная буква «М» в честь девы Марии и острова Мальта. Основа большинства орденов — «дамой» всех крестоносцев была дева Мария. А современные ордена «выросли» из средневековых. Из российских орденов — Белого орла.
12. Свастика или солярный языческий символ
Подчёркиваю, что изначально данный знак не имеет никакого отношения к нацизму , точнее, они его использовали так же, как и другие. В славянской языческой мифологии этот символ вечного движения Солнца по небу встречается довольно часто.
13. «Кельтский» крест
«Кельтский» крест — «латинский» или «католический» крест, совмещённый с кругом. Потому он уже считается составным и не всеми считается крестом.
14. Крест-меч Святого Якоба из Сантьяго де Компостелла
Этот вариант нельзя не упомянуть — под ним прошла вся Реконкиста (отвоевание у мавров Испании и Португалии). Появился в крепости Сантьяго де Компостелла, там гробница Святого Якоба. Суть — верхний и нижний «лучи» «латинского» или «католического» креста превращены в рукоять и лезвие (соответственно) меча.
Подведём итоги: конечно, показать всё изобилие видов креста в одном материале невозможно. Потому ограничился самыми известными и популярными. Есть также масса «крестов», которые я бы вообще не считал бы крестами. Необходимо разбираться в этих символах, чтобы их правильно описывать и видеть в окружающих нас символьных комплексах.
Бонус для дочитавших: видео о разновидностях крестов.
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Источник