Крест с месяцем внизу что значит

Православная Жизнь

«Откуда взялся полумесяц на православном кресте?» – этот вопрос возникает у многих людей, обративших внимание на накупольные кресты некоторых храмов. Есть несколько вариантов ответа. Давайте их и рассмотрим.

Христианство и ислам

У большинства людей полумесяц ассоциируется в первую очередь с исламом. Хотя на самом деле изначально данный символ не имел такого значения в мусульманстве, как сегодня. В ранние эпохи последователи Мухаммеда во время битв использовали лишь одноцветные полотна. Полумесяц же был символом некоторых народов Азии еще до возникновения ислама. Только после арабского завоевания халифы позаимствовали его, сделав знаком мусульманской власти. После столь длительной и стойкой ассоциации и возникает недоумение: «Почему на православном кресте внизу полумесяц? Что он делает на вершине православного храма?».

Уточним еще кое-что. В связи с тем, что полумесяц как символ появился до возникновения ислама и не был им сразу присвоен, нельзя рассматривать его положение в основании креста в качестве указания на превосходство христианства над мусульманством. Более того, на Руси, еще задолго до того как там вообще появились какие-либо сведения об исламе, христиане уже активно использовали этот «христианский полумесяц» внизу накупольных крестов. Примерами тому служат первоначальный вид храма Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире – оба основаны в XII веке. Вообще, изображение креста с полумесяцем снизу довольно типично для домонгольского периода истории Русской Православной Церкви.

Читайте также:  Амортизация трубы что значит

Понимание символики «полумесяца»

Перейдем теперь к прямому ответу на вопрос: «Что означает полумесяц на православном кресте?». Итак, можно выделить три основных толкования:

1. мессианское;
2. сотериологическое;
3. царское.

Рассмотрим каждое из них.

Мессианское толкование

Если мы обратимся к Откровению апостола Иоанна Богослова, то можем увидеть там описание великого знамения: явление облеченной в солнце жены, под ногами которой была луна (Откр. 12:1). В зависимости от понимания образа жены меняется и понимание луны.

Такие отцы, как Мефодий Патарский и Ипполит Римский, утверждают, что под образом жены подразумевается Церковь. Именно Церковь сохраняет в себе все Откровение, содержит истинное познание Бога. Луна при этом – символ всего изменчивого и непостоянного. Отсюда исходит и соответствующе изображение, когда под православным крестом помещается полумесяц, символизирующий превосходство Церкви над всем земным и преходящим. У свт. Мефодия есть свое, оригинальное толкование луны. Так как от спутника Земли зависят приливы и отливы, т. е. как бы управление влажным естеством, то в его образе святитель усматривал веру, очищаемую от всякого тления, подобно тому, как вода очищает от грязи и обновляет.

Другой вариант понимания образа жены и луны раскрывает нам свт. Андрей Кесарийский, указывая, что ряд толковников до него под женой понимали Богородицу. При этом луна знаменует Вифлеемские ясли. На основании этих образов возникли и другие понимания рассматриваемого символа. Так, полумесяц в основании креста стал восприниматься и в качестве символа Иордана, и в качестве символа Евхаристической Чаши.

Сотериологическое толкование

С ранних времен Церковь воспринималась как корабль спасения в бушующем житейском море. Отсюда возник и довольно древний христианский образ якоря. Получается, что здесь вообще отсутствует намек на какую-либо «лунную» тематику и вопрос: «Зачем на кресте изображен месяц?» – отпадает сам собой. Это не месяц, а «рога» якоря.

В Послании к евреям апостол Павел говорит, что надежда есть крепкий и безопасный якорь для души (Евр. 6:18–19). В I-II веках Климент Александрийский уже однозначно относил якорь к числу христианских символов. Что, как не крест, для христиан является надеждой, надеждой на избавление от власти греха, надеждой на победу над смертью? Лишь «ухватившись» за Крест Христов, мы можем достойно понести свой жизненный крест, преодолеть все скорби и достигнуть блаженной вечности.

Царское толкование

На некоторых иконах можно увидеть украшение в виде перевернутого полумесяца. Это цата, символ святительского или царского достоинства. Мы помним, что одним из даров волхвов Христу было золото, указывавшее на то, что Богомладенец является Царем. В Священном Писании есть еще множество указаний на Его царское достоинство. Спаситель назван:

Царем славы (Пс. 23:7–10; Мф. 19:28);
Царем, сидящем на престоле Божием (Евр. 1:3);
Царем царей (Пс. 88:28; 1 Им. 5:15);
Царем царства правды (Ис. 32:1; Иер. 23:5);
Царем царства вечного (Лк. 1:33; Откр. 11:25).

Все эти ссылки говорят, что цата в основании креста, особенно накупольного, ясно свидетельствует о том, Кто является истинным Царем мира.

Выводы

Отвечая на вопрос: «Почему на православных крестах полумесяц?» – мы увидели три различных толкования. Все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Если кому больше нравится один из вариантов, можно его так и воспринимать. Ну а вообще, разность понимания символики говорит лишь о богатстве христианской мысли.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

Полумесяц в нижней части крестов православных церквей. Что это — знак уважения к исламу или демонстрация превосходства христианства?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Ни то, ни другое.

Перекладина в форме полумесяца в нижней части накупольного креста называется цата. В Византийской империи цата символизировала царскую власть, была знаком принадлежности к царской фамилии. Как символ царского достоинства цата с давних пор использовалась в православной культуре не только для украшения накупольных крестов, но и в окладах икон Святой Троицы и Господа Иисуса Христа — Царя царствующих и Господа господствующих (1 Тим 6:16). Цату можно увидеть также в некоторых окладах икон Богоматери и святых. Цатами украшены кресты на куполах известных древних храмов Северо-Восточной Руси — Покрова на Нерли и Димитриевского собора во Владимире.

У полумесяца в основании накупольного креста есть и другие символические значения. Это прежде всего якорь — как знак твердости в вере. Он восходит к словам из Послания к Евреям (Евр 6:19), где христианская надежда названа якорем безопасным и крепким. В богословской и искусствоведческой литературе можно найти и другие образы, в которых цата символизирует крещальную купель, ясли, в которых родился Иисус, евхаристическую чашу, парус и т. д.

Иногда люди считают, что этот полумесяц символизирует победу православия над исламом — это не так, никакого отношения к исламу полумесяц в основании креста не имеет. Как уже говорилось, этот символ имеет древнее происхождение и употреблялся христианами еще до столкновения с исламской цивилизацией. Это может показаться парадоксальным, но полумесяц перекочевал в ислам как раз из христианской культуры в результате побед, одержанных мусульманами. Так, в официальную символику Османской империи полумесяц вошел после взятия Константинополя в 1453 году, когда православная империя пала под ударами турок, а знаменитый собор Святой Софии был превращен в мечеть.

Взаимопроникновение культур нередко проявляется именно в храмовом зодчестве. Одним из таких примеров могут служить традиционные для русских храмов купола-луковки. Конечно, луковичная форма куполов имеет практическое значение — с таких куполов легче скатывается снег и на них не образуется лед. Однако ряд специалистов в области храмового строительства видят здесь влияние иных культур: такие главки-луковки широко распространены в культовой архитектуре на мусульманском и индуистском Востоке, где снега не бывает.

Полумесяц — многогранный символ, история которого уходит в христианскую древность. Переплетение и взаимовлияние культур в мировой истории еще больше расширили символическое значение этого образа, породив вместе с тем и ряд заблуждений, не имеющих ничего общего с его реальным смысловым содержанием.

Источник

Полумесяц в основании Креста?

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Источник

Полумесяц на русском кресте. Что он означает?

Полумесяц – традиционный символ ислама. Его часто можно увидеть на куполах мечетей и флагах мусульманских стран. Поэтому очень странно видеть полумесяц на русских православных крестах. Давайте выясним, откуда полумесяц взялся на крестах, и что он означает.

Цата – так называется фигура в виде полумесяца на русских православных крестах. Вопреки устоявшемуся мнению, цата не символизирует победу над мусульманами и вообще не имеет ничего общего с исламом. Кресты с полумесяцами украшали храмы Византийской империи, когда учение Мухаммеда ещё не вышло на историческую авансцену. Кресты с цатами венчают маковки древних русских церквей, построенных задолго до татаро-монгольского нашествия и времени, когда степные захватчики приняли ислам.

Но какое символическое значение имеет цата? На этот вопрос нет определённого ответа. Есть только версии.

Самая популярная теория – это символ Иисуса Христа, знак высшей духовной силы. Полумесяц как бы является зримым напоминанием прихожанам, что они приходят в храм в поисках Бога. Поэтому они должны оставить за порогом все суетные мысли, и посвятить время Господу и молитвам.

Как известно, христианская вера пришла к нам из Византии. Вместе с религией пришли и её символы. В том числе крест с цатой.

Власти предержащие во все времена любили отождествлять себя с «наместниками Бога на земле». Поэтому в Византийской империи полумесяц кроме всего прочего ещё и символизировал царскую власть. Русские князья переняли царский знак. Так что помимо сугубо религиозного смысла, цата недвусмысленно напоминала прихожанам, что «вся власть от Бога».

Другая версия – полумесяц это стилизованное изображение якоря, который символизирует надежду и спасение души. В своих учениях апостол Павел призывал держаться за крест, который он сравнил с безопасным и крепким якорем.

Также не надо забывать, что крест не сразу стал символом христианской веры. На заре раннего христианства последователи Христа использовали различные знаки для обозначения своей веры: рыбу, оливковую ветвь, голубя. Якорь тоже использовался в качестве религиозной символики.

Постепенно крест вытеснил остальные символы. Но якорь видоизменился, став составной частью креста.

Также есть версии, что полумесяц это стилизованное изображение купели, где родился Иисус Христос, или евхаристической чаши. В общем, версий много.

Источник

Полумесяц на православном кресте: что он означает на самом деле

Надглавные древние кресты славянских православных храмов содержат в основании полумесяц, в котором религиозная традиция усматривает разные символы. Согласно оригинальному тексту Апокалипсиса, купольный крест с нижним полумесяцем считается олицетворением Церкви.

По старинному описанию, великое знамение на небе обрело вид Жены, облаченной в божественное солнце. Под ногами ее расположена луна, в изголовье звездный венец, в знак 12-ти Израилевых колен, а впоследствии светоносных апостолов. В некоторых случаях символические кресты имели расходящиеся из середины лучи — художественный намек на родство с солнцем.

Полумесяц на православном кресте носит название цата и призван напоминать всем верующим людям о принадлежности храма Первосвященнику. Как элемент церковной праздничной утвари он символизирует высокий чин в рангах первосвященства. Изображение полумесяца является одним из важнейших государственных знаков православной Византии. Его можно встретить на облачениях святых, на древних русских иконах, символах царственной власти.

Сравнение Апостола Павла Креста с безопасным и крепким якорем для души, который открывает верным христианам надежду и средство избавления от последствий греха, также хорошо согласуется с аутентичной формой символа на церковных куполах. Некоторые религиоведы видят в изображении полумесяца колыбель или евхаристическую чашу, принявшую Тело Христово, крестильную купель, существует версия, что это стилизованное воплощение дракона как символа побежденного Христом зла.

Собственно крест был известен в разных странах и культурах задолго до появления христианства. У язычников он олицетворял солнце, у первых христиан приобрел дополнительные смыслы, связанные с прославлением Христа как Солнца Правды.

В этой символике не просматривается какой-либо связи с мусульманским полумесяцем, поскольку последний утвердился в качестве исламского символа в середине прошлого тысячелетия, в то время как на Руси купольные кресты на храмах уже получили широкое распространение. Примером первых изображений крестов с цатой- полумесяцем доисламского времени служит крест монастыря Святой Екатерины 6-го века на Синае, древних храмов 12-го века – Церкви Спаса в Переяславле, Димитриевского и Успенского собор в городе Владимире и других.

Источник

Оцените статью