- Православная Жизнь
- Христианство и ислам
- Понимание символики «полумесяца»
- Мессианское толкование
- Сотериологическое толкование
- Царское толкование
- Выводы
- Почему на крестах православных храмов есть полумесяцы
- Полумесяц на православном кресте: что он означает на самом деле
- Почему на крестах православных храмов есть полумесяцы?
- Происхождение символа
- Альтернативные образы
- Ошибочные рассуждения
Православная Жизнь
«Откуда взялся полумесяц на православном кресте?» – этот вопрос возникает у многих людей, обративших внимание на накупольные кресты некоторых храмов. Есть несколько вариантов ответа. Давайте их и рассмотрим.
Христианство и ислам
У большинства людей полумесяц ассоциируется в первую очередь с исламом. Хотя на самом деле изначально данный символ не имел такого значения в мусульманстве, как сегодня. В ранние эпохи последователи Мухаммеда во время битв использовали лишь одноцветные полотна. Полумесяц же был символом некоторых народов Азии еще до возникновения ислама. Только после арабского завоевания халифы позаимствовали его, сделав знаком мусульманской власти. После столь длительной и стойкой ассоциации и возникает недоумение: «Почему на православном кресте внизу полумесяц? Что он делает на вершине православного храма?».
Уточним еще кое-что. В связи с тем, что полумесяц как символ появился до возникновения ислама и не был им сразу присвоен, нельзя рассматривать его положение в основании креста в качестве указания на превосходство христианства над мусульманством. Более того, на Руси, еще задолго до того как там вообще появились какие-либо сведения об исламе, христиане уже активно использовали этот «христианский полумесяц» внизу накупольных крестов. Примерами тому служат первоначальный вид храма Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире – оба основаны в XII веке. Вообще, изображение креста с полумесяцем снизу довольно типично для домонгольского периода истории Русской Православной Церкви.
Понимание символики «полумесяца»
Перейдем теперь к прямому ответу на вопрос: «Что означает полумесяц на православном кресте?». Итак, можно выделить три основных толкования:
1. мессианское;
2. сотериологическое;
3. царское.
Рассмотрим каждое из них.
Мессианское толкование
Если мы обратимся к Откровению апостола Иоанна Богослова, то можем увидеть там описание великого знамения: явление облеченной в солнце жены, под ногами которой была луна (Откр. 12:1). В зависимости от понимания образа жены меняется и понимание луны.
Такие отцы, как Мефодий Патарский и Ипполит Римский, утверждают, что под образом жены подразумевается Церковь. Именно Церковь сохраняет в себе все Откровение, содержит истинное познание Бога. Луна при этом – символ всего изменчивого и непостоянного. Отсюда исходит и соответствующе изображение, когда под православным крестом помещается полумесяц, символизирующий превосходство Церкви над всем земным и преходящим. У свт. Мефодия есть свое, оригинальное толкование луны. Так как от спутника Земли зависят приливы и отливы, т. е. как бы управление влажным естеством, то в его образе святитель усматривал веру, очищаемую от всякого тления, подобно тому, как вода очищает от грязи и обновляет.
Другой вариант понимания образа жены и луны раскрывает нам свт. Андрей Кесарийский, указывая, что ряд толковников до него под женой понимали Богородицу. При этом луна знаменует Вифлеемские ясли. На основании этих образов возникли и другие понимания рассматриваемого символа. Так, полумесяц в основании креста стал восприниматься и в качестве символа Иордана, и в качестве символа Евхаристической Чаши.
Сотериологическое толкование
С ранних времен Церковь воспринималась как корабль спасения в бушующем житейском море. Отсюда возник и довольно древний христианский образ якоря. Получается, что здесь вообще отсутствует намек на какую-либо «лунную» тематику и вопрос: «Зачем на кресте изображен месяц?» – отпадает сам собой. Это не месяц, а «рога» якоря.
В Послании к евреям апостол Павел говорит, что надежда есть крепкий и безопасный якорь для души (Евр. 6:18–19). В I-II веках Климент Александрийский уже однозначно относил якорь к числу христианских символов. Что, как не крест, для христиан является надеждой, надеждой на избавление от власти греха, надеждой на победу над смертью? Лишь «ухватившись» за Крест Христов, мы можем достойно понести свой жизненный крест, преодолеть все скорби и достигнуть блаженной вечности.
Царское толкование
На некоторых иконах можно увидеть украшение в виде перевернутого полумесяца. Это цата, символ святительского или царского достоинства. Мы помним, что одним из даров волхвов Христу было золото, указывавшее на то, что Богомладенец является Царем. В Священном Писании есть еще множество указаний на Его царское достоинство. Спаситель назван:
Царем славы (Пс. 23:7–10; Мф. 19:28);
Царем, сидящем на престоле Божием (Евр. 1:3);
Царем царей (Пс. 88:28; 1 Им. 5:15);
Царем царства правды (Ис. 32:1; Иер. 23:5);
Царем царства вечного (Лк. 1:33; Откр. 11:25).
Все эти ссылки говорят, что цата в основании креста, особенно накупольного, ясно свидетельствует о том, Кто является истинным Царем мира.
Выводы
Отвечая на вопрос: «Почему на православных крестах полумесяц?» – мы увидели три различных толкования. Все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Если кому больше нравится один из вариантов, можно его так и воспринимать. Ну а вообще, разность понимания символики говорит лишь о богатстве христианской мысли.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник
Почему на крестах православных храмов есть полумесяцы
Что полумесяц делает на вершине храма? Почему он там и крест и полумесяц? Это же разные религии? — никогда не возникало таких вопросов при взгляде на некоторые христианские храмы?
Сегодняшний мой рассказ именно на эту тему: о таких простых и известных в России символах как крест и полумесяц. Понятное дело, что для большинства людей они содержат в себе понятный культурный код, где крест символизирует христианство, а полумесяц – ислам.
Поэтому, когда люди видят полумесяцы на главах христианских храмов, у них и возникают те самые закономерные вопросы: » Что полумесяц делает на вершине храма ?» и » Почему он «попирает» полумесяц? «
На самом деле, ничего крест не попирает, а чтобы понять символизм данного сочетания нужно вспомнить некоторые места в Библии, а также принять во внимание тот факт, что христианство (равно как и ислам) возникла не на пустом месте, а из иудаизма, и относится к религиям авраамическим. Проще говоря, все последователи этих религий верят в одного Бога.
Первичное значение креста как символа не было связано с распятием, крест обозначал Солнце. Поэтому самая простая трактовка этого символа – Луна и Солнце. Солнцем называл грядущего Спасителя последний из ветхозаветных пророков – Малахия.
Книга Малахии (4:2): » А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его»
Поэтому мы часто видим в центре креста Солнце с расходящимися лучами.
У полумесяца есть ещё несколько значений, которые признаются церковью: колыбель Иисуса в Вифлееме, крестильная купель . Более того, совмещенный с крестом полумесяц может символизировать якорь.
Здесь идёт отсылка к словам апостола Павла:
Послание Апостола Павла евреям (6:18-19): «твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий. «
Современные богословы могут объяснить, что церковь это корабль , в котором вера есть якорь души. Эта сложная аллегория поясняет почему подобное сочетание встречается именно на храмах, а не, к примеру на нательных крестах, или на надгробьях.
Ещё одна примечательная трактовка, когда символ дополнен двенадцатью лучами. Она отсылает нас к Апокалипсису, или проще – книге Откровения Иоанна, в котором церковь имеет аллегоричный образ женщины.
Откровение Иоанна (12:12): «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд «
Пророчества Иоанна не имеют единой трактовки, поэтому иногда Богословы считают, что речь шла о Богородице, а иногда о церкви.
Ещё есть мнение, что полумесяц – это чаша. Действительно такое значение у полумесяца в христианстве есть. Но чаша имеется в виду евхаристическая.
Судя по моему опыту, сейчас некоторые читатели захотят написать комментарий, что полумесяц это не просто чаша для причастия, но Святой Грааль. Вынужден разочаровать – это не так. Легенды о святом Граале появились лишь в XII веке и во Франции. В то время как символ гораздо более древний и встречался в православном символизме Византии значительно раньше появления легенд о Граале.
Есть ещё всякие эзотерики, Блаватские и последователи новой лохотрон секты Алатры, но это уже не о христианском символизме. Это поля изысканий для любителей Рен-ТВ и искателей пРАвды (кто в теме посмеётся)
Вот и всё. Сегодня с вами снова был гость этого канала Яков Осканов, автор не менее интересного канала » Не раз очарованный странник » Надеюсь вам было интересно.
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить следующие посты из путешествий по Чукотки и Саудовской Аравии, и следить за новыми публикация.
Источник
Полумесяц на православном кресте: что он означает на самом деле
Надглавные древние кресты славянских православных храмов содержат в основании полумесяц, в котором религиозная традиция усматривает разные символы. Согласно оригинальному тексту Апокалипсиса, купольный крест с нижним полумесяцем считается олицетворением Церкви.
По старинному описанию, великое знамение на небе обрело вид Жены, облаченной в божественное солнце. Под ногами ее расположена луна, в изголовье звездный венец, в знак 12-ти Израилевых колен, а впоследствии светоносных апостолов. В некоторых случаях символические кресты имели расходящиеся из середины лучи — художественный намек на родство с солнцем.
Полумесяц на православном кресте носит название цата и призван напоминать всем верующим людям о принадлежности храма Первосвященнику. Как элемент церковной праздничной утвари он символизирует высокий чин в рангах первосвященства. Изображение полумесяца является одним из важнейших государственных знаков православной Византии. Его можно встретить на облачениях святых, на древних русских иконах, символах царственной власти.
Сравнение Апостола Павла Креста с безопасным и крепким якорем для души, который открывает верным христианам надежду и средство избавления от последствий греха, также хорошо согласуется с аутентичной формой символа на церковных куполах. Некоторые религиоведы видят в изображении полумесяца колыбель или евхаристическую чашу, принявшую Тело Христово, крестильную купель, существует версия, что это стилизованное воплощение дракона как символа побежденного Христом зла.
Собственно крест был известен в разных странах и культурах задолго до появления христианства. У язычников он олицетворял солнце, у первых христиан приобрел дополнительные смыслы, связанные с прославлением Христа как Солнца Правды.
В этой символике не просматривается какой-либо связи с мусульманским полумесяцем, поскольку последний утвердился в качестве исламского символа в середине прошлого тысячелетия, в то время как на Руси купольные кресты на храмах уже получили широкое распространение. Примером первых изображений крестов с цатой- полумесяцем доисламского времени служит крест монастыря Святой Екатерины 6-го века на Синае, древних храмов 12-го века – Церкви Спаса в Переяславле, Димитриевского и Успенского собор в городе Владимире и других.
Источник
Почему на крестах православных храмов есть полумесяцы?
На некоторых православных церквях можно увидеть кресты с полумесяцем. Таких крестов меньше, чем с нижней косой перекладиной, но они встречаются достаточно часто.
Что означает этот символ?
Почему на православной символике размещен месяц, который у современных людей устойчиво ассоциируется с исламом?
Происхождение символа
Первые века христианская религия существовала в условиях гонений. Эта была фактически запретная вера. Общины были вынуждены действовать «в подполье»: укрываться от властей, совершать обряды в тайне. В этот период крест распятия еще не был общепринятым символом.
Когда христиане смогли открыто заявлять о своей вере, выяснилось, что в разных общинах и ветвях христианства уже есть свои обычаи. И они иногда сильно отличались друг от друга.
Последовавший затем раскол на католиков и православных привел к «расколу» и в использовании главного христианского символа.
У западной церкви утвердился четырехконечный крест.
А у восточно-византийской — шестиконечный.
Таким образом, у православных официально принятой стала основная форма, на которой ниже прямой перекладины есть еще и косая. Обычно ее трактуют как знак весов: кто-то с грехами вниз, в ад, а раскаивающиеся и верующие — вверх, в рай.
Но появилась и вторая форма православного креста.
На ней ниже прямой горизонтальной планки располагается полумесяц «рожками» вверх.
Этот знак в Византии символизировал власть кесаря. Появился он на кресте в связи с тем, что религия стала официальной, государственной. То есть церковь со времен императора Константина стала находиться под покровительством государства.
Так как на Русь православие пришло тоже как государственная религия, то и крест со знаком власти из Византии перекочевал на русские земли.
Такой крест могли поставить на храмах, построенных на деньги князя, на соборы, в которых молились «власть имущие».
Полумесяц можно увидеть и на иконах, изображающих князей — святых и мучеников.
Альтернативные образы
В последующие века появились и другие толкования полумесяца на православном кресте.
Они более образные и отражают попытки философско-художественного осмысления этого знака.
Его описывали и как парус над кораблем церкви Христа.
И как знак победы света веры над ночью греха.
И как ясли младенца Иисуса.
И как торжество христианства над демонами.
И как знак, что власть — от Бога.
Многие в таком изображении видят сочетание двух христианских добродетелей вместе: крест веры и якорь надежды, соединенные вместе.
Кстати, православие не исключает и другие символы на кресте. На нем можно встретить каплевидные бусины — «слезы Христа и молящихся».
Концы могут заканчиваться тремя выступами — символом православной Троицы.
Иногда встречаются изображение лилий или голубя.
Точку в этом вопросе еще в девятом веке поставил известный теолог — византийский монах Федор Студит. Он писал, что для христиан любое изображение креста является приемлемым. Главное — крестообразная форма, а остальные детали допустимы различные. Студит воспевал крест как главный образ для христианина.
К сожалению, в некоторых церквях священники иногда отходят от этого разъяснения отца Федора Студита. И могут, например, отказать освятить нательный крест, утверждая, что он не той формы и вида.
Ошибочные рассуждения
Сегодня иногда можно встретить ложное утверждение, что полумесяц на православном кресте использован как знак превосходства христианства над мусульманством.
Это утверждение в корне неверно, так как крест с полумесяцем, обозначающим власть вообще и Византию в частности, появился в христианстве гораздо раньше, чем возникло мусульманство как религия и ее символика .
Но источник символики у двух религий один.
Когда мусульманские народы заняли Константинополь, уничтожив Византийскую империю, они заимствовали некоторые знаки власти из ее культуры.
Источник