Креативная индустрия что это значит

Содержание
  1. Что такое креативные индустрии. Объясняем простыми словами
  2. Пример употребления на «Секрете»
  3. Нюансы
  4. Практика
  5. Цифры
  6. Гибкая креативная индустрия
  7. Творчество равно бизнес: что такое креативные индустрии и как начать в них развиваться
  8. Любовь Карась
  9. Творчество не равно коммерция? Эта установка существовала долгое время. Но с развитием креативных индустрий все изменилось: теперь создаются коммерчески успешные и в то же время креативные необычные продукты. Так, креативные индустрии становятся драйверами экономического развития. Капитализация творческих индустрий составляет почти $2,3 трлн, а в США создано свыше 30 млн рабочих мест. Специалисты в этих сферах становятся все востребованнее. Однако какими навыками они должны обладать? И как начать путь развития в этой сфере? Поговорили с наставниками образовательного проекта Art Team, которые рассказали о том, кто работает в креативных индустриях и кому в них стоит развиваться.
  10. Что такое креативные индустрии и чем они отличаются от культурных
  11. Алена Кукушкина
  12. Максим Лозовский
  13. Алексей Никишин
  14. Кто работает в креативных индустриях
  15. Как начать развиваться в сфере креативных индустрий
  16. Как будет развиваться сфера креативных индустрий?

Что такое креативные индустрии. Объясняем простыми словами

Креативные индустрии (creative industry, креативная экономика, экономика знаний) — сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях.

К креативным индустриям относят многие сферы жизни: это научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, мода, архитектура, разработка программного обеспечения и другие.

Главная фишка креативных индустрий — сочетание творческого компонента и высоких технологий.

Проще говоря, среди ваших друзей или знакомых есть поклонники корейской музыки или сериалов? Наверняка, ведь сегодня эксперты говорят о настоящей экспансии «корейской волны» на мировые рынки. Современная южнокорейская культура вызывает у людей по всему миру огромный интерес: речь идёт о моде, кино, компьютерных играх и других мультимедийных проектах.

Читайте также:  Кабель 4 квадрата что это значит

Думаете, просто «так получилось»? Нет. В Южной Корее с 2009 по 2017 год работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок.

Пример употребления на «Секрете»

«Сегодня важно создать необходимые условия для качественного прорыва в сфере креативных индустрий. Уже есть отдельные примеры реализованных проектов Но именно комплексный подход, системная поддержка на уровне государства, постоянный диалог между представителями творческой сферы, власти и бизнеса являются залогом создания благоприятной среды для самореализации молодого поколения».

(Глава Минкультуры РФ Ольга Любимова — о позиции ведомства по поводу креативных индустрий.)

Нюансы

Говоря о креативной индустрии, иногда используют термин «креативный класс». Его предложил американский социолог и экономист Ричард Флорида в 2002 году для обозначения людей творческих профессий.

«Поскольку креативность — это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение», — пишет он в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Рабочему и обслуживающему классу платят за предоставление услуг и выполнение работ согласно плану, а креативный класс зарабатывает, создавая новое, отмечал Флорида.

Практика

В российском законодательстве пока нет самого понятия «креативная индустрия». Из-за этого сферу иронично называют «коммуникационное подвижничество». Однако законопроект о креативных индустриях и творческом предпринимательстве уже разрабатывают.

По словам председателя комитета РСПП Андрея Кричевского, бизнес нуждается в законе о креативных индустриях. «Креативные индустрии — это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики, — считает он. — Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания — самого востребованного продукта информационного общества».

Цифры

Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, к 2024 году процент креативных индустрий в национальном ВВП вырастет до 8,5%. Для сравнения, в современной Германии эта доля уже сейчас составляет 8%.

Источник

Гибкая креативная индустрия

Апологеты концепции постиндустриального транзита много лет ждали, когда термин «креативные индустрии» выйдет за рамки тематических форумов. Но к популярности оказались готовы не все. Главное опасение — стихийный интерес к теме может привести к ее выхолащиванию. Мы будем видеть красивую картинку: заполненное стильно одетыми счастливыми молодыми людьми кирпичное здание (конечно же, бывший завод — символ креативного будущего, победившего мрачную индустриальную реальность), превращенное в точку экономического и культурного роста.

На деле все сложнее. Как и любой сектор экономики, креативные индустрии требуют концептуализации и координации инструментов поддержки. Расхожий сценарий: талантливые художники и музыканты осваивают заброшенные промзоны, а затем туда приходит благоустройство, и капитал работает не всегда. Он спонтанный, не поддающийся регулированию. Для серьезного же развития сектора необходимы как минимум стратегия и система оценки (на сегодня отсутствующая). Попытки подсчитать вклад креативных индустрий в ВВП России дают противоречивые результаты — от 2,5 до шести процентов. Система ОКВЭД работает плохо, а множество компаний находятся в серой зоне экономики и выпадают из расчетов.

Креативные индустрии как социально-экономический феномен обсуждаются уже лет 40. Но из-за многочисленных трактовок и разнообразия подходов почти каждая дискуссия начинается с вопроса, а что же они собой представляют. Условно канонический список направлений — искусство, мода, дизайн, ремесла и так далее. Но в разных странах существуют значительные дополнения к нему. Отличаются и подходы к осмыслению понятия. Кто-то начинает с темы городского предпринимательства и урбанистической трансформации. Кто-то говорит об использовании креативности как катализатора экономических процессов. Кто-то — о культуре и культурном продукте.

Для России характерна как раз культурная линия — вероятно, наиболее распространенная и соответствующая генеалогии самого понятия «креативные индустрии». Оно сформировалось в дискуссиях об экономическом потенциале культуры. Термин «творческие индустрии» около 15 лет назад появился в «Основах государственной культурной политики РФ», а теперь — в значительно более полноценном виде — может стать частью «Основ законодательства РФ о культуре». При этом если в «Основах государственной культурной политики» креативные и культурные индустрии были синонимами, что вызывало множество вопросов, то в новом документе они обоснованно разводятся. Креативные индустрии, в отличие от культурных, представлены коммерческими организациями. В этой связи разумно дать культурным учреждениям свободу создавать более гибкие и независимые структуры, которые могли бы заниматься именно креативным предпринимательством.

Необходим универсальный критерий, который позволит составить реестр субъектов креативных индустрий, поскольку они могут быть заняты в разных сферах экономической деятельности. На роль такого мерила отлично подходит капитализация прав на интеллектуальную деятельность. Правда, с этим критерием есть риск потерять сущность креативных индустрий как чего-то самостийного, отличного от культуры, науки или технологий.

В исследовании «Чем живут креативные предприниматели» (которое в этом году фонд «Креативные практики» выпустил совместно с программой «Родные города») мы установили, что креативное предпринимательство — глобальная субкультура. Близость идеалов, следование общим трендам и тенденциям для таких предпринимателей даже важнее, чем факт эксплуатации интеллектуальных прав.

По мнению руководителя коммуникаций «Родных городов» Наталии Беляковой, «российские креативные бизнесы вне столиц балансируют между социальным предпринимательством, культурной миссией, классическим бизнес-проектом и шеринговыми комьюнити. Как показывает опыт сибирских проектов, с которыми давно работает программа, инициативы самых разных направлений, опираясь на единство принципов и целей, совместно создают в городах целые креативные экосистемы. Многие их них начинаются как грантовые, а затем вырастают в самостоятельный бизнес». Для учета их вклада в экономику нужна комплексная оценка экономического и социокультурного влияния на длинных циклах.

Любая формализация, независимо от критериев, всегда в чем-то противоречит реальности. Но «формализм» необходим, чтобы заложить монолитную основу для развития креативного бизнеса, а затем развивать ее, взаимодействуя с экспертами и сообществами практиков. Поэтому так важно сегодня понять, каким образом предложенные Министерством культуры нововведения будут подхвачены на уровне других структур и нормативно-правовых актов. И еще важнее, создавая систему поддержки и регулирования, действительно дать новые возможности и не лишить креативные индустрии автономности и гибкости. Для них это ресурс даже более значимый, чем любая интеллектуальная собственность.

Источник

Творчество равно бизнес: что такое креативные индустрии и как начать в них развиваться

Любовь Карась

Творчество не равно коммерция? Эта установка существовала долгое время. Но с развитием креативных индустрий все изменилось: теперь создаются коммерчески успешные и в то же время креативные необычные продукты. Так, креативные индустрии становятся драйверами экономического развития. Капитализация творческих индустрий составляет почти $2,3 трлн, а в США создано свыше 30 млн рабочих мест. Специалисты в этих сферах становятся все востребованнее. Однако какими навыками они должны обладать? И как начать путь развития в этой сфере? Поговорили с наставниками образовательного проекта Art Team, которые рассказали о том, кто работает в креативных индустриях и кому в них стоит развиваться.

Что такое креативные индустрии и чем они отличаются от культурных

Алена Кукушкина

Режиссер рекламных роликов, режиссер музыкального и , продюсер, куратор режиссерского факультета Академии коммуникаций Wordshop, авторских программ «Сторителлинг для режиссеров фэшн-видео» БВДШ, куратор курсов «Создание рекламного креатива» и «Режиссура клипа» в НИУ ВШЭ, наставник в проекте Art Team

«Культурные индустрии сохраняют, распространяют и создают культурное наследие. Как правило, они взаимодействуют с традиционными видами творчества. Культурные индустрии — это институции, работающие с классической музыкой, литературой, народным искусством, изобразительным искусством . Креативные индустрии — это реклама, дизайн, фэшн, интерактивные развлекательные программы, современная архитектура, СМИ.

Многие индустрии, такие как архитектура, кино, театр, музыка, телевидение и радио, находятся на стыке культурных и креативных индустрий. Четкой границы нет. Скорее можно говорить не о формальных различиях индустрий, а о концептуальных различиях между ними.

В основе любой культуры лежит эксклюзивность. Одна культура заметно отличается от другой. В этом смысл культурного строительства. Создать особую, уникальную культуру. Креативные индустрии — это индустрии инклюзивные. Этот принцип противоположен эксклюзивности.

Креативные индустрии объединяют далекие друг от друга культуры . Само понятие „креативность“ — это умение видеть неочевидные, далекие связи. Креативность — это синергия и трансгрессия. Те, кто работает в культурных индустриях, продолжают культурное строительство, начатое задолго до них. Креатив — это создание ценности на том месте, где раньше была пустота.

Культуру можно уподобить возделыванию сада. Термин „культура“ возник в Античности. И означал он „возделывание“ применительно к сельскому хозяйству. Креатив же можно сравнить с алхимией. Это процесс, при котором объединение нескольких далеких друг от друга вещей дает неожиданный, революционный результат.

Главной особенностью креативных индустрий является способность превращать творчество в высококачественную услугу

Это очень демократичная индустрия. Креатив помогает творчеству преодолеть границы объекта искусства и стать частью повседневной жизни. Это можно сравнить с ситуацией, когда человеку до счастья остается один шаг, но он никак не может его сделать самостоятельно, потому что ему не хватает широты видения, парадоксальности мышления, эрудиции, а также навыков из смежных специальностей. Работники креативных индустрий помогают нам сделать этот шаг. Креаторы видят возможности там, где люди неподготовленные видят только лишь проблемы ».

Максим Лозовский

Профессионал и эксперт в сфере создания и запуска цифровых продуктов, стратегического и проектного управления, бизнес-планирования, повышения конкурентоспособности компаний и регионов, проведения масштабных отраслевых аналитических исследований, наставник проекта Art Team

«Устоявшихся определений креативных индустрий нет. Для целей единого понимания и в конечном счете эффективного управления их развитием я предлагаю считать, что креативные отрасли — это сектора экономики, в процессе функционирования которых создаются объекты интеллектуальной собственности или национального несырьевого и непромышленного экспорта. А для формирования перечня креативных индустрий можно пользоваться классификацией ООН.

Главная особенность — в результате деятельности креативных компаний возникает интеллектуальная собственность . Вторая особенность — высокая добавленная стоимость продуктов и сервисов креативных индустрий. Третья — высокая способность к масштабированию, особенно в . Нельзя не отметить, что именно креативные индустрии в значительной степени подвержены пиратству».

Алексей Никишин

Cовременный фотограф, художник, преподаватель, куратор курса «Фотография для новых медиа» и «Фэшн-видео» БВДШ. Снимает рекламные кампании модным российским маркам, сотрудничает с селебрити

«Есть современная культура, а есть креативные индустрии. И эти вещи почти не связаны, кроме того что креативные индустрии заходят на территорию современной культуры. Креативные индустрии — это отрасль экономики, в которой коммерчески выгодные проекты несут в себе творческую ценность . То есть коммерция встречается с творчеством».

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Кто работает в креативных индустриях

Алена Кукушкина

«Креативные индустрии максимально используют достижения современной науки. Для любого актуального креативного продукта (мобильного приложения, фэшн-коллекции, ивента и так далее) нужна синергия специалистов из разных сфер: высоких технологий, промышленности, социальных институций.

Креативные индустрии создают рабочие места не только внутри собственных индустрий, но и в других секторах экономики. В креативных индустриях может быть задействовано множество профессий . Практически все профессии, возникшие во второй половине XX и в XXI веке.

Все эти профессии условно можно разделить на три группы. В первой группе — теоретики, стратеги, креаторы, концептуальные художники. Эти люди заняты аналитической креативной работой. Они изучают возможности, которые открывает перед нами современный мир, и создают прототипы креативных продуктов. То, что затем можно масштабировать индустриально. Любой креативный стартап начинается с труда этих людей. Вторая группа профессий — это продюсеры, промоутеры, популяризаторы. Это люди, который налаживают связи с консервативной частью нашей цивилизации. С жесткими иерархическими системами. Это специалисты, которые работают в В2В и В2G.

Третья группа — это современные ремесленники, которые массово создают креативный продукт: дизайнеры, музыканты, диджитал-художники, специалисты по программному обеспечению и вычислительным системам, фильммейкеры, журналисты .

Особенность креативных индустрий — в том, что один человек может иметь множество компетенций и совмещать работу во всех трех группах. Например, быть концептуальным художником и куратором, продюсером и самостоятельно производить и распространять созданный креативный контент.

Важной особенностью креативных индустрий является то, что создаются новые профессии. Профессии создаются под креативные задачи. Причем обучение часто идет внутри индустрии. Так как в традиционном образовании просто нет специалистов, которые могут обучить этим профессиям. Креативные индустрии похожи на космический корабль, внутри которого происходит технологическая революция. Во время полета корабль совершенствуется и радикально изменяется».

Максим Лозовский

«Как и любой рыночной компании, креативной организации нужны все типы специалистов — от администраторов до создателей новых продуктов. Разные отрасли требуют разных специализированных компетенций: архитекторы, 3D-графики, редакторы и так далее . Одно из главных умений — способность создавать новый контент в любых форматах. Спрос на количество и качество контента драматически растет, поэтому у них всегда будут перспективы».

Алексей Никишин

«В креативных индустриях нужен человек, который смотрит на продукт и делает его современным. Сегодня на рынке таких специалистов практически нет. Для тех, кто занимается креативными проектами, самое важное — это быть в современной культуре. Быть погруженным в нее. Обычно те, кто занимается современными проектами, сами не современны. Из-за этого происходит сбой».

Как начать развиваться в сфере креативных индустрий

Алена Кукушкина

«В России много возможностей получить достойное образование в креативных индустриях. В нашей природе — большое творческое начало и много любви к креативным процессам. Самыми яркими, на мой взгляд, являются институции НИУ ВШЭ, БВШД, Институт «Стрелка», Академия коммуникаций Wordshop, проекты Роскультцентра.

Есть и другие классные институции. Все зависит от индустриальной специализации, которую вы выбираете. Много насыщенных современных программ, дающих возможность получить первое высшее или дополнительное профессиональное образование. Мне очень нравится методический подход, который использует RCA (Royal College of Art) в Лондоне. Их базовые стейтменты: «Learning that lasts a lifetime», «Collaborations & partnerships», «Community Engagement».

Нужно искать комьюнити, в котором активно идут креативные процессы. И стараться стать частью этого творческого объединения. Потому что ты двигаешь комьюнити, а комьюнити продвигает тебя. Важно участвовать в программах и конкурсах, которые инициирует государство. Пример прекрасной программы Роскультцентра — Art Team 2.0. Программа предназначена тем, кто создает свои креативные проекты, хочет повысить свои скиллы в менеджменте, стратегии и коммуникации».

Максим Лозовский

«Возможностей много, не могу порекомендовать конкретный вуз. Я бы сказал, что есть фундаментальные вещи, которые будущему специалисту важно получить в системе образования: знание и владение русским и иностранным языком, техника рисунка, языки программирования, основы музыкальной гармонии и многое другое . И по каждому направлению в России есть сильные школы.

Для старта развития в креативных индустриях могу посоветовать следующее. Начать вести свой блог. Помогать с организацией мероприятий. Освоить новую компьютерную программу. Вариантов масса. Самое правильное — изучать себя, а не конкретную индустрию. И не стоять на месте».

Как будет развиваться сфера креативных индустрий?

Максим Лозовский

«Креативные индустрии — драйверы экономического роста. Просто сравните темпы роста: мировая экономика растет на 2–3% в год, креативные индустрии в мире — на 15–20%. В России: экономика (без учета пандемийного времени) — растет на 1–2% в год, тогда как — 40–50%, книжный рынок — 10–11%, игры — 20–30%.

Креативные индустрии будут расти быстрыми темпами. Крупные традиционные компании будут продолжать консолидировать рынки. Сохранятся риски деформации отраслей со стороны технологических гигантов. Если не принимать системных мер на уровне государства, пиратство будет сдерживать развитие креативных отраслей».

Алексей Никишин

«Культура и бизнес встречаются в одном месте. Как и любая индустрия, эта сфера начнет заходить на соседние территории. Например, сейчас не модно снимать только фотографию. Нужно, чтобы она встретилась с 3D, коллажами, видео. Чистых направлений сейчас уже нет. Можно предположить, что креативные индустрии будут перемешиваться с другими областями. А ваше преимущество как специалиста будет в том, что у вас появится УТП . Только вы сможете делать определенный продукт креативным и коммерческим».

Алена Кукушкина

«Креативные индустрии будут очень активно развиваться, потому что они помогают лучше использовать ресурсы планеты. Креативные индустрии повышают качество жизни и дают шанс на самореализацию большому количеству людей. Креативные индустрии развивают технологии и инвестируют в будущее. Креативные индустрии улучшают наше эмоциональное здоровье, потому что креативность — это борьба с рутиной и монотонностью. Появятся или укрепят свои позиции множество новых профессий: специалисты по нейроинтерфейсам, разработчики умных тканей, операторы умных городов, специалисты по ресайклингу в ».

Источник

Оцените статью