Кран шаровый муфтовый что значит муфтовый

Разновидности шаровых муфтовых кранов

Шаровые муфтовые краны используются в качестве запорного или регулирующего устройства в системах газо-, водоснабжения и отопления. Они неприхотливы в эксплуатации, не требуют особого обслуживания.

Шаровой муфтовый кран

Конструктивные особенности

Принцип работы муфтовых кранов основан на применении шарового механизма, регулирующего поток жидкости в трубопроводе. Конструктивно, это запорный сферический элемент со сквозным отверстием, расположенным внутри корпуса муфты и уплотнённым прокладкой из мягкого плотного материала.

К сферическому элементу неподвижно прикреплён шток с резьбой, который выходит за пределы корпуса и предназначен для фиксации вентиля или рычага при помощи накручиваемой гайки. Для предотвращения протечек он уплотнён.

На муфте с двух сторон нарезана внутренняя или внешняя резьба, либо их комбинация. Чтобы кран при монтаже фиксировался в пространстве и исключалось его прокручивание, наружная часть корпуса над резьбой должна быть шестигранной.

Устройство у шаровых кранов надёжное, так как все детали подогнаны друг под друга, отсутствуют конструктивные элементы с повышенным износом.

Характеристики кранов муфтового типа:

  • основные элементы конструкции рассчитаны на эксплуатацию в течение 5 лет, количество поворотов регулировочного механизма составляет в среднем до 20–25 тысяч;
  • предельно допустимая температура эксплуатации — от -50 0 С до +150 0 С при давлении до 1,6 МПа;
  • выпуск кранов с диаметром патрубков от 6 до 1200 мм;
  • тип корпуса — разборный, неразборный (монолитный);
  • стойкость к химическим веществам — кислотам, щелочам, окислителям, растворителям.
Читайте также:  Что значит special edition funko pop

Сферы применения

Основные сферы применения кранов:

  • в отопительных системах различного типа;
  • для установки на трубы с водой, чтобы обеспечить централизованное или автономное водоснабжение;
  • в газовых установках.

Классификация кранов шаровых муфтовых осуществляется по следующим критериям:

  • резьбовым разъёмам;
  • пропускной способности;
  • типу запирающего механизма;
  • способу управления;
  • материалу.

Тип резьбовых разъёмов

Подключение к трубопроводу может осуществляться с помощью резьбового соединения следующих типов:

  • наружного, нарезанного с двух сторон корпуса;
  • внутреннего, расположенного на внутренней части патрубков муфты;
  • комбинированного, когда с одной части муфты нарезана наружная резьба, а с другой — внутренняя.

Пропускная способность

Классификация по пропускной способности:

  1. Полнопроходные, обеспечивающие прохождение потоков через шаровый элемент со снижением интенсивности в диапазоне 1–10%. Применяются в системах, где нужно сохранить рабочее давление без снижения скорости движения газа или жидкости.
  2. Непроходные, понижающие скорость потока при полном открытии крана на 30–60%. Используются для подключения конечных потребителей к магистрали.
  3. Редуцированные, имеющие проходной диаметр меньше основного на 10–30%. Устанавливаются в коммуникациях, в которых необходимо снижение входящего потока.

Устройство запирающего механизма

По типу конструкции выделяют такие виды запорных механизмов:

  1. С плавающим шаром. Работают по принципу нагнетания давления, которое воздействует на незакреплённую к шпинделю пробку сферической формы и таким образом прижимает к уплотнительной прокладке и перекрывает поток. Используется в системах низкого давления. Диаметр для монтажа — до 200 мм.
  2. С шаром на опорах. Конструктивно реализован контакт цапфы с осевым выступом, фиксирующей запорный шар в определённом положении без его свободного передвижения. Подключение запорных фитингов возможно к коммуникациям с высоким давлением.

Тип управления

Конструкция запорной арматуры предполагает следующие механизмы регулировки:

  • консольный, представляющий собой рычаг для грубого управления потоком;
  • вентильный, позволяющий вручную с оптимальной точностью осуществлять регулировку;
  • с электронным управлением, используемым в системах автоматического контроля.

Материал

Основные конструктивные элементы кранов шаровых стальных муфтовых изготавливаются из следующих материалов:

  • материал корпуса — чугун, латунь или бронза;
  • шаровый элемент — латунь, хром, сталь;
  • уплотнители — тефлон, фторопласт;
  • регулировочный элемент — сталь или латунь.

Использование латунных шаровых выгоднее из-за их высокой прочности, стойкости к коррозии, надёжности.

Стальные конструкции обладают максимальной прочностью, способны выдерживать высокое давление и температуру. Не устойчивы к коррозии.

Пластиковые запорные элементы на основе полипропилена не отличаются хорошей прочностью, но при этом могут эксплуатироваться при повышенной влажности, имеют минимальную стоимость.

Как выбрать муфтовый кран?

Выбирать кран шаровый муфтовый необходимо с учётом следующих критериев:

  • техническими требованиями к монтажу и целевым назначением системы коммуникаций;
  • максимальной температуры перекачиваемой среды, её химической активности;
  • предельного давления в системе;
  • диаметра и материала труб;
  • наличия свободного места для выбора удобного способа регулировки.

Преимущества и недостатки

Преимущества крана муфты:

  • возможность установки в любом необходимом положении;
  • высокий уровень герметичности;
  • надёжность конструкции, обеспечиваемая применением минимального количества деталей, их прочности;
  • доступность запчастей для ремонта;
  • низкая вероятность возникновения застоев;
  • компактный корпус;
  • малый вес конструкции;
  • высокая скорость открытия и закрытия.
  • низкая точность регулировки пропускаемого потока;
  • вероятность гидроударов при резком открытии запорной арматуры;
  • длинный рычаг, который не всегда удобно регулировать, особенно в условиях ограниченного пространства;
  • высокий риск образования отложений, затрудняющих протекание жидкости.

Установка в любом положении

Производители и стоимость

При покупке запорной арматуры важно обратить внимание на её производителя. Valtec и Bugatti —иностранные бренды, продукция которых востребована благодаря надёжности и высокому качеству сборки.

Запорная арматура отечественного производства по параметрам и характеристикам ничуть не уступает зарубежной. Наиболее известны следующие заводы-изготовители:

  • Уральский завод УЗТА;
  • Чуфаровский завод (ЧАЗ);
  • ОАО «Бологовский арматурный завод».

Стоимость зарубежной запорной арматуры начинается от 300 рублей. Отечественной — от 150 рублей. Цена зависит от параметров, качества сборки, материала.

Технология установки

Запорную арматуру необходимо устанавливать в местах с удобным доступом для обслуживания, регулировки. Монтаж выполняется в такой последовательности:

  1. Предварительно очищается резьба от грязи и налёта специальными чистящими средствами.
  2. Накручивается кран на одну, а потом на другую трубу на 5–6 витков для проверки его посадки.
  3. Откручивается обратно, на наружную резьбу наматывается тонким слоем уплотнительная лента.
  4. Поверх уплотнителя ввинчивается кран, при этом потребуется дополнительное усилие, для чего нужно использовать два ключа: один для фиксации, а другой для ввинчивания.
  5. Аналогичные шаги проделывают с другим концом трубы.
  6. Проводятся испытания герметичности при запуске в систему рабочей среды под давлением, устраняются течи.

При монтаже важно не допустить перекосов крепления, срыва резьбы, деформирования конструкций.

При выборе муфтовых кранов нужно изучить характеристики запорной арматуры. Высокая цена на запорные изделия не всегда отражает их качество, так как технические параметры могут не соответствовать заявленным.

Источник

Как выбрать и установить шаровой муфтовый кран

В случае планового или аварийного ремонта одного участка трубопровода перекрывать всю линию нерационально. Поэтому в начале каждого ответвления и в местах подключения бытовой и санитарной техники устанавливают краны, позволяющие при необходимости отключить только ремонтируемую ветку. Одним из самых надежных, долговечных и простых в эксплуатации является шаровой муфтовый кран.

Конструктивные особенности

Шаровой муфтовый кран – разновидность запорно-регулирующей арматуры, устанавливаемой на ответвлениях трубопровода и позволяющей регулировать и перекрывать поток транспортируемой рабочей среды.

Такой кран имеет довольно простую конструкцию:

  • корпус – муфта прямой или угловой формы;
  • запорно-регулирующий шаровой механизм – полый шарик со сквозным отверстием;
  • шток, приводящий шар в движение;
  • вентиль или рычаг, посредством которого производится управление штоком и запорным механизмом;
  • седла и уплотнители, обеспечивающие герметичность конструкции.

Для муфтового корпуса характерно наличие двух или более соединительных патрубков, как у обычного фитинга. Главной же отличительной особенностью шарового крана является именно механизм, регулирующий поток – полый шар со сквозным отверстием. Когда отверстия шара и муфты совпадают, рабочая среда свободно проходит через узел. Чтобы уменьшить или остановить поток, достаточно повернуть шар в сторону – когда он повернется к потоку глухой стороной, движение рабочей среды прекратится.

Виды муфтовых шаровых кранов

Этот тип запорно-регулирующей арматуры подразделяется на виды по строению корпуса, возможностям регулировки, способу соединения, пропускной способности регулирующего механизма, строению управляющего механизма и материалу изготовления деталей.

По строению корпуса выделяют следующие виды кранов:

  • моноблочные – корпус цельной;
  • двухсоставные – корпус состоит из двух частей: большая центральная часть, в которой расположены рабочие детали крана, цельнолитая или кованая с одним соединительным патрубком, малая – второй соединительный патрубок;
  • трехсоставные – корпус состоит из центральной части и двух присоединяемых патрубков.

По возможностям регулировки:

  • запирающие – есть только положения “открыто” и “закрыто”,
  • регулирующие – есть возможность менять напор рабочей среды, плавно изменяя положение шара,
  • трехходовые – корпус выполнен в виде тройника, а отверстия в шаре расположены таким образом, что можно изменять направление потока, пуская его в разные ветки трубопровода или смешивая потоки двух рабочих сред.

По способу соединения:

  • резьбовые – кран вкручивается в патрубок трубопровода (внешнее резьбовое соединение) или навинчивается на него (внутреннее резьбовое соединение);
  • обжимные – на патрубках имеется резьба, но для соединения необходима обжимная гайка.

По пропускной способности:

  • полнопроходные – размеры проходного отверстия шарового механизма совпадают с внутренним сечением корпуса, что позволяет пропускать рабочую среду в полном объеме;
  • стандартнопроходные – отверстие в шаре меньше внутреннего сечения корпуса, пропускная способность крана меньше, чем в трубопроводе.

По строению управляющего механизма:

  • вентильный – оснащен вентилем-бабочкой;
  • рычажный – имеет ручку или рычаг.

По материалу изготовления:

  • стальной,
  • латунный хромированный,
  • бронзовый
  • цинково-алюминиевый,
  • чугунный,
  • полимерный.

Преимущества и недостатки

Шаровой муфтовый кран пользуется большой популярностью при устройстве бытовых и промышленных трубопроводов благодаря преимуществам, общим для всех видов этой запорной арматуры:

  • Долгий срок эксплуатации. Даже самый дешевый кран прослужит не менее пяти лет и выдержит больше 20 000 поворотов, дорогие и качественные модели имеют срок эксплуатации в несколько десятилетий.
  • Малый вес и размер. Шаровой механизм не требует значимого увеличения крана, а корпус-муфта не утяжеляется дополнительными сланцами для соединения, поэтому шаровая муфтовая арматура не занимает много места и не оказывает значительной нагрузки на трубопровод.
  • Видовое разнообразие, широкий ценовой диапазон. Кран можно подобрать для трубопроводов различного назначения, любого стилевого оформления помещения, а также под финансовые возможности покупателя.
  • Вариативность расположения управляющего механизма. Кран можно установить в том положении, в котором человеку будет удобно поворачивать вентиль или рычаг, на работе регулирующего механизма это не скажется;
  • Герметичность – в закрытом положении кран надежно блокирует рабочую среду благодаря наличию седел, обеспечивающих плотное прилегание шара к стенкам корпуса.
  • Простота монтажа, демонтажа и ремонта. Малое количество деталей позволяет быстро разобраться в устройстве крана и не запутаться при сборке.
  • Простота обслуживания – не требует калибровки, подтягивания узлов и замены герметизирующих прокладок.
  • Простота управления. Регулировка не требует большой физической силы, в запорной арматуре открытие и перекрытие потока выполняется в одно движение, а в регулирующей возможна точная настройка напора рабочей среды благодаря плавности изменения положения пропускного отверстия в шаре.

При всех достоинствах этот тип запорно-регулирующей арматуры имеет и недостатки:

  • Узкий диапазон размеров. Шаровые муфтовые краны устанавливают на трубопроводы с внутренним диаметром от 1,5 до 4 см;
  • Узкий температурный диапазон применения. На трубопроводы, транспортирующие рабочую среду с температурой выше 150 градусов, устанавливать шаровые краны нельзя, так как при высокотемпературном воздействии возможна деформация и разрушение уплотнителей и потеря герметичности.
  • Возможный гидроудар. Резко открытый шаровой механизм пропускает поток под большим давлением, что может навредить трубам.
  • Невозможность применять устройство в трубопроводах с рабочим давлением выше 1600 кПа, поскольку при длительном воздействии такого давления может произойти срыв штока крана.
  • Залипание шара при длительном нахождении в одном положении. Регулирующая деталь соприкасается с корпусом большой площадью, из-за чего они могут прилипнуть друг к другу. Чтобы избежать этого, приходится регулярно открывать и закрывать кран.

Как выбрать шаровой муфтовый кран

Приобретая запорно-регулирующую арматуру, необходимо учитывать особенности трубопровода, на который она будет установлена, и характеристики транспортируемой среды:

  • Внутреннее сечение крана и его соединительных патрубков должны соответствовать диаметру труб в точке подключения.
  • Резьба на кране должна располагаться так, чтобы для соединения с трубой не требовались дополнительные фитинги: если на обоих концах трубы резьба внешняя, кран выбирают с внутренней, и наоборот, а если на концах трубы резьба расположена по-разному, то арматуру выбирают с внутренней резьбой на одном патрубке и внешней на другом.

Обратите внимание! Надежное соединение крана с трубой может обеспечить только резьба в 5 (для водопровода) или 7 витков (для газопровода). Более короткая резьба может не выдержать механического воздействия или внезапного повышения давления.

  • Арматура выбирается того же назначения, что и трубопровод, обычно назначение кранов указывается в сопровождающей документации.
  • Пределы эксплуатации крана – рабочие температура и давление – также должны быть не меньше, чем эти же показатели рабочей среды, причем лучше взять изделие с чуть большим диапазоном – это спасет в случае аварии.
  • Чем выше давление в трубопроводе, тем меньше должны отличаться размеры внутреннего сечения трубы и шарового механизма, если позволяют средства, следует отдать предпочтение более дорогим и безопасным полнопроходным моделям.
  • Материал изготовления крана должен соответствовать назначению: для дачного водопровода достаточно даже цинково-алюминиевой арматуры, для часто используемых бытовых систем водоснабжения лучше подобрать стальной или латунный. Стальные краны также используются в промышленных высокотемпературных сетях, пластиковые – устанавливаются на транспортирующих агрессивные вещества трубопроводах, а бронзовые чаще всего имеют декоративное назначение.

Обратите внимание! Визуально определить назначение крана можно по цветовой маркировке управляющего вентиля или рычага. Синий цвет означает, что арматура подходит только для сети холодного водоснабжения, красный – подходит для транспортировки горячей воды в сети водоснабжения и отопления, желтый или черный – для газопроводов.

Чем больше рычаг, тем проще регулировать поток, поэтому предпочтительнее использовать рычажные краны. Однако если пространство вокруг узла трубопровода ограничено или усложнен доступ к запирающей арматуре, лучше выбрать вентильный кран, который можно повернуть даже в стесненных условиях.

Технология установки

Шаровые муфтовые краны устанавливаются просто благодаря муфтовому корпусу и малому количеству деталей.

Арматура продается уже в собранном виде и ее достаточно просто соединить с патрубками трубопровода, однако для обеспечения бесперебойной работы нужно строго соблюдать технологию монтажа:

  • До начала монтажа прекращают подачу рабочей среды в трубопровод, сливают остатки из ремонтируемой ветки, очищают рабочее пространство и убирают посторонние предметы.
  • Перед подсоединением крана к трубопроводу тщательно проверяют целостность патрубков, очищают их от мусора и грязи, просушивают и обезжиривают.
  • Располагают кран так, чтобы не было перекосов, изменения формы патрубков, в противном случае может произойти повреждение соединяемых элементов, срыв резьбы, нарушение герметичности.
  • Для усиления узла резьбу покрывают тонким слоем герметика.
  • После окончания монтажа проводят пробный пуск рабочей среды и проверяют герметичность соединения, смазав место стыка мыльным раствором. Если образуются пузыри, соединение не герметично, необходимо снова перекрыть трубопровод, выкрутить кран и выполнить монтаж заново, начав с очистки патрубков.

Источник

Оцените статью