Косвенное влияние что это значит

Среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия: характеристика, факторы и методы

Среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия человека находит практическое отражение на количество популяций животных и растений в природе. Воздействие человека провоцирует повышение численности у определенных видов, у других — уменьшение, третьих — вымирание. Последствия любого прямого и косвенного воздействия организации могут быть самыми разными.

Среда прямого воздействия

Непосредственное уничтожение определенных видов человеком называется прямым воздействием. Под это определение попадают: вырубка леса, вытаптывание травы в местах для пикника, желание изловить и засушить редкую и даже уникальную бабочку, желание насобирать большой, красивый букет цветов с луга.

Целенаправленный отстрел животных тоже попадает в эту категорию воздействия человека.

Косвенное влияние

Косвенное воздействие на окружающую среду заключаются в ухудшении, разрушении или внесении каких-либо изменений в среду обитания животных или растений. Наносится вред целым популяциям растений и водных животных путем загрязнения воды.

К примеру, популяция черноморских дельфинов не восстанавливается, потому как с косвенным воздействием человека на загрязнение окружающей среды в морские воды попадает большое количество вредных веществ, что повышает смертность популяции.

По всей Волге в последние годы сильно участилось заражение рыб. В ее дельте у рыб (в частности, осетров) обнаружили паразитов, ранее им не свойственных. Произведенный учеными анализ подтвердил, что заражение является результатом косвенного воздействия человека на загрязнение окружающей среды.

Читайте также:  Домашняя химия что это значит

Иммунная система у рыб подавлялась продолжительное время из-за технических отходов, которые сбрасывались в Волгу.

Уничтожение места обитания

Довольно распространенной причиной спада численности и вымирания популяций является уничтожение места их обитания, разделения больших популяций на несколько малых, находящихся в изоляции друг от друга.

Косвенные воздействия на окружающую среду могут быть результатом вырубки леса, постройки дорог, освоения земель для сельского хозяйства. К примеру, популяция уссурийских тигров резко пошла на спад из-за освоения людьми территории в ареале обитания тигров и сокращения базы натурального корма.

Очередным примером косвенного воздействия на окружающую среду является вымирание зубров в Беловежской пуще. В этом случае произошло нарушение среды обитания популяции определенного вида при заселении туда популяции иного вида.

Зубры, которые долгое время были жителями густых лесов, придерживались старых мест обитания, в которых было множество зарослей сочной травы. Их пропитанием служила древесная кора, вместе с листьями деревьев, которые зубры добывали, наклоняя ветки.

Под конец XIX века люди стали заселять оленей в пущу, а после стало заметным быстрое вымирание зубров. Все дело в том, что олени съедали всю молодую листву, оставляя зубров без пропитания. Ручьи стали пересыхать, потому как остались без прохлады, которую обеспечивала тень от листвы.

Последнее также сказалось на зубрах, которые пьют только чистую воду, но остались и без нее. Вот так олени, которые не несут никакой опасности для зубров, стали причиной их гибели. Точнее, причиной стала человеческая ошибка.

Методы прямого и косвенного воздействия

Человек способен оказывать воздействие на окружающую среду самыми разными методами:

  1. Антропогенное. Следствие человеческой деятельности, непосредственно связанное с реализацией интересов экономики, культуры, военных, восстановительных и иных. В окружающую среду вносит биологические, химические и физические изменения.
  2. Деструктивное. Действия людей, которые приводят к потере природной средой своих качеств, полезных для самого человека. К примеру, эксплуатация дождевых лесов под плантации или пастбища. В результате происходит изменение биогеохимического круговорота, и почва теряет свою плодородность за пару лет.
  3. Стабилизирующее. Деятельность направлена на то, чтобы замедлить разрушения окружающей среды в результате как природных процессов, так и человеческой деятельности. Например, мероприятия по защите почвы, которые направлены на снижение ее эрозии.
  4. Конструктивное. Воздействие человека, которое направлено на восстановление окружающей среды, потерпевшей урон от природных процессов или факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия. К примеру, восстановление ландшафтов, восстановление редких популяций растений и животных.

Воздействия делятся на преднамеренное и непреднамеренное. Первое — это когда человек ждет определенных результатов от своих действий, а второе — когда человек даже не прогнозирует никаких последствий.

Причины ухудшения среды

Расширяющееся с каждым годом все сильнее пользование ресурсов природы, активный прирост населения, прогресса науки и техники неизбежно ведут к истощению ресурсов и повышению загрязнения среды отходами потребления.

Таким образом можно выделить две причины ухудшения природной среды:

  1. Уменьшение природных ресурсов.
  2. Загрязнение среды.

К засыханию небольших рек-притоков, уменьшению грунтовых вод, влажности почвы и снижению уровня воды в реке и озере способна привести вырубка леса в бассейне реки. Вследствие этого и некоторых других факторов среды прямого и косвенного воздействия появляется недостаток воды в городской среде, рыба начинает постепенно гибнуть. В связи с усилением эвтрофикации (наполнение биогенными элементами) водоемов начинают активно развиваться водоросли и патогенные водные организмы.

Постройка системы откачки или плотины для накопления воды в реке и восстановления режима увлажнения полей не решает вопроса о поддержании нормального уровня грунтовых вод и прекращения засухи в озере. При этом расходы воды для испарения в системах орошения и с поверхности водохранилища только усугубляет проблему нехватки стока реки в озеро. Задержка твердого стока и плотина, которая подпирает воды, вызывает затопление местности.

Следует заметить, что чем выше уровень пользования ресурсами природы, тем больше уровень загрязнения окружающей среды. Можно сделать вывод, что решение проблемы разумного использования ресурсов природы позволит сохранить ресурсы от истощения и снизить загрязнение среды.

Насколько сильно влияние?

Сила последствий для экологии факторов среды прямого и косвенного воздействия человека зависит от определенных переменных: количество населения, образ жизни и экологическая осознанность.

Высокий уровень населения и роскошный стиль жизни сильнее истощают ресурсы природы и загрязняют окружающую среду. Чем больше у населения экологической осознанности, тем меньше выраженными становятся последствия.

Простой стиль жизни, близкий к природе, не приводит к отрицательному воздействию на природу. Примером тому может служить банальная вырубка леса для заготовки дров и под посевы культур.

Для того чтобы человечество прогрессировало дальше, важнейшими условиями станут изменение образа жизни и повышение экологической осознанности.

Восстановление популяций

Перед людьми сейчас стоит вопрос о принятии мер по охране и восстановлению редких популяций, вымирающих видов животных и растений. Такой вид деятельности по охране природы называется популяционно-видовым.

Для остановки вымирания целых видов растений и животных, повышения их количества в природе, в мире практикуют следующие меры:

  • исследуют флору и фауну государства (области или региона);
  • определяют исключительные и вымирающие виды;
  • создают Красные книги;
  • делают банки генов;
  • проводят пропагандистскую деятельность в отношении охраны растительного и животного мира;
  • вырабатывают и соблюдают критерии всемирно признанных мер поведения человека в природе;
  • проводят всевозможные экологические мероприятия.

Международная красная книга

В мире действует больше 30 интернациональных организаций, которые занимаются координацией изучения и практики по охране от среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия, а также оптимальном применении природных ресурсов. Всемирно известной организацией является ЮНЕСКО (United Educational, Scientific and Cultural Organization) — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

По инициативе ЮНЕСКО был создан МСОП — интернациональное объединение охраны природы и ее ресурсов со штаб-квартирой в Швейцарии в Глане. Как раз МСОП организовал сотворение первой интернациональной Красной книги в 1965 году.

Изначально Красная книга включала в себя 5 томов со списком видов животных, которым грозит вымирание. Она издавалась на листах красного цвета, который служил неким предостережением. Вслед за этим Красные книги стали выпускаться в нескольких государствах в немного ином виде: в них названия вымирающих видов животных были перечислены на страницах белого цвета. Красными оставили только обложки.

В 80-х годах уже выходила «Красная книга РСФСР: животные», в которую включили 247 видов, и «Красная книга РСФСР: растения» с 533 видами исчезающих растений. Сейчас идет формирование Красных книг республик и областей РФ. В начале нулевых вышла в свет Красная книга, посвященная Ярославской области.

Успешные результаты

В России результатом охранной деятельности от среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия можно назвать восстановление множества популяций бобра, а также восстановление стабильности популяций моржа Дальнего Востока, калана с севера и серых китов.

Благодаря стараниям рабочих государственного заповедника Астрахани приблизительно в 8 или даже 10 раз были увеличены площади полей лотоса розового, или орехоносного.

Финляндскую охранную деятельность от среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия в лесах тоже можно назвать успешной. В последние годы количество росомах и медведей повысилось, а рысей стало примерно в 8 раз больше. С поддержкой правительств стран Бангладеш, Непала и Индии почти в три раза увеличилась популяция индийского тигра.

Уже известно, что различные популяции в сообществе активно взаимодействуют между собой, в результате появляются биотические связи. Работы по охране популяций определенных видов зачастую оказывается неэффективной. К примеру, для того, чтобы поддерживать популяцию уссурийских тигров, надо нормализовать его питание, проводить работы по охране не только отдельных видов, но и целых сообществ.

Разведение в заповедниках

Растения обычно разводят искусственно в ботанических садах, а животных в заповедниках или зоопарках. Виды, которые сохраняют подобными способами, нужны в качестве резерва для их восстановления в естественных условиях обитания.

К примеру, в заповеднике на берегу водохранилища Рыбинска или Дарвинском, занимаются разведением боровой дичи в вольерах. То есть, глухарей, тетеревов, куропаток и т.п. Затем происходит переселение дичи в места их естественного обитания. Редкого выхухоля разводят в Хоперском заповеднике.

Существуют особые центры, где занимаются редкими видами. В питомниках размножают и выращивают молодых особей исчезающих или редких видов животных и растений, а после их заселяют в естественные места обитания.

Известность приобрели, к примеру, Окский питомник, в котором разводят журавлей, а также Приокско-Террасный питомник зубров. Благодаря тяжелому труду работников последнего питомника, что был создан в 1959 году одним из первых в России, стало реальным восстановление популяции зубров на Кавказе и в лесах Европы (также и в Беловежской пуще).

В настоящее время зубры способны выживать в условиях дикой природы только лишь в режиме заповедника.

Есть множество примеров рыбозаводов, в которых занимаются разведением различных видов рыб, которую также отпускают в озера и реки. Популяции стерляди, севрюги и осетра удается поддерживать именно так.

В странах Франции, Австрии, Швеции и ФРГ в леса переселили рысь, которую вывели в неволе.

Банки генов

Генные банки — это хранилища, в которых в специальных условиях содержатся зародыши, половые клетки, личинки животных, споры и семена растений.

В России самым первым банком генов можно считать коллекцию семян культурных растений, которую создал в 20-40-х годах прошлого века Н. И. Вавилов. Коллекция является безусловным сокровищем, не имеющим цены.

Она хранилась в Ленинграде. Пережившие блокаду сотрудники института сохранили ее во время Второй мировой войны. Они не тронули ни зернышка из коллекции даже во время голода.

Сейчас национальный генный банк растений расположен в Кубанской станции бывшего Всесоюзного института растениеводства имени Н.И. Вавилова. Более 350 000 образцов семян растений сохраняются в бункерах под землей. Огромное количество древних сортов, которые уже давно исчезли, и диких видов, родственных с культурными растениями ждут своего часа. Кроме того, здесь хранится все современное и наилучшее из того, что создали селекционеры за последнее время.

Коллекция пополняется на постоянной основе.

Низкотемпературное сохранение клеток

Для того чтобы восстановить вымирающий вид или сохранить его, сейчас используют метод сохранения клеток при низкой температуре. Многие банки генов по всему миру пользуются этим методом. В России, к примеру, существуют банки спермы крупного рогатого скота, видов рыб для промысла, а также редких одомашненных пород птиц.

В Пущино был создан специализированный исследовательский центр при Академии наук РФ, в котором постоянно разрабатываются способы сохранения и восстановления популяций вымирающих или редких видов животных.

Но для восстановления целого вида необходимо создать достаточно большую популяцию, в которой особи будут приспособлены к размножению, к заселению и адаптации к среде обитания самостоятельно.

Необходимо создание свойственной для определенного вида структуры популяции. Понятное дело, что это крайне сложная, длительная и финансово затратная работа. Гораздо проще ослабить внешние факторы прямого и косвенного воздействия, сохраняя при этом натуральные популяции различных видов.

Источник

Прямое и косвенное влияние

Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта: прямое со­общение, предписание.

Прямое сообщение предполагает открытое предъявление своих мыслей, чувств по поводу какого-либо события или явления. В консультативной практике может быть исполь­зовано как для получения обратной связи от клиента, так и как прием для инициирования клиента к большей откровен­ности, для создания доверительной атмосферы. К прямому влиянию относят предписания.

Предписания представляют задания для клиента (или кли­ентов, если на приеме — супружеская пара или семья), кото­рые он выполняет в промежутках между встречами с консуль­тантом.

Предписания отличаются от совета тем, что консультант настаивает на его выполнении.

Выделяют два типа предписаний: прямые и непрямые.

Прямые предписания даются, когда у консультанта доста­точно авторитета, чтобы предписания были выполнены.

Хейли выделяет следующие ситуации применения предпи­саний:

1) предписания даются с целью приобретения клиентом нового субъективного опыта;

2) предписания используются для того, чтобы сделать вза­имоотношения между семьей и консультантом более ин­тенсивными (на весь срок, на который дано предписа­ние, консультант присутствует в жизни клиента);

3) предписания служат для сбора информации (реакции клиента на само предписание, его выполнение или не выполнение).

Для того чтобы предписание было выполнено, оно долж­но быть дано в четкой и понятной для клиента форме. Кроме того, перед тем как давать предписание, необходимо моти­вировать клиента на его выполнение. Для этого консультант должен объяснить клиенту, что выполнение предписания со­ответствует его целям. Если предписание дается семье и цели членов семьи неодинаковы, то необходимо объяснить каждо­му, каким образом данное предписание связано с достиже­нием именно его цели.

В том случае, если задание сложное, то необходимо по­просить клиента повторить его, а также обсудить с ним, ка­ким образом он будет напоминать себе о его выполнении. «Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее все­го настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если автори­тет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна. Терапевт достигнет большего, если предпишет членам семьи вести себя по-другому, не так, как они вели себя раньше. Например, если терапевт во время сеанса просит отца вме­шаться и помочь матери и дочери, то выполнение этого пред­писания в течение следующей недели будет восприниматься просто как продолжение. Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротив­ляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них раз­вито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное. В неко­торых случаях терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья ин­теллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали «кг-то и холод « у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу чтобы вы это сделали в течение следующей недели;, Кроме того», многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал» 91 . В конце сессии назначается дата следующей встречи, которая на­чинается с проверки выполнения задания. Существует три возможных варианта: выполнение предписания, частичное выполнение, невыполнение. В том случае, если присут­ствуют два последних варианта, то консультант, по мнению Хейли, должен отнестись к этому серьезно. Он может, в за­висимости от ситуации, выбрать один из двух возможных спо­собов поведения в данной ситуации. «Приятный» для кли­ента, заключающийся в извинениях со стороны консультан­та: «Наверно, я неправильно понял вас или вашу ситуацию, иначе вы бы обязательно выполнили задание». «Неприят­ный» для клиента — консультант выражает свое неудоволь­ствие, осуждая его за то, что он «провалился», поскольку задание было важным для разрешения клиента.

Косвенное «лютее может проявляться двойственно: во-пер­вых, по дели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не самого кли­ента, а на его среду; во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия. В каче­стве примеров косвенного влияния можно выделить парадок­сальные предписания и метафорические сообщения.

Парадоксальные предписания относятся к виду непрямых предписаний. Непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консуль­тант не уверен в своем авторитете. Вследствие этого ему при­ходится работать непрямыми методами, чтобы произошли те
изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента.

Смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь — из менялись. Они эффективны с клиентами, которые «борют­ся» с консультантом. «Например, мать чересчур опекает ре­бенка, так что он не может сам принимать решения и брать на себя ответственность за то, что он делает. Если терапевт попытается убедить ее делать меньше для ребенка, она в от­вет начнет делать больше, да еще будет говорить, что терапевт не понимает, какой у нее беспомощный ребенок. Тера­певт может использовать парадоксальный поход и предписать матери посвятить неделю опеке над ребенком. Ей нужно за ним наблюдать, защищать и делать все за него. Терапевт мо­жет привести разные доводы в пользу своего предписания, он мог бы, например, сказать, что ей нужно это сделать, чтобы понять, что она на самом деле чувствует в этой ситуа­ции, или чтобы она могла понаблюдать за собой и за ребен­ком. Чтобы этот подход хорошо подействовал, терапевту сле­дует настаивать на еще более крайнем поведений по сравне­нию с первоначальным. Например, матери нужно не только опекать ребенка, но и уделять час в день, чтобы предупре­дить ребенка обо всех опасностях, с которыми он может стол­кнуться в жизни. Если этот подход применен удачно, то ре­акцией матери будет протест против предписаний терапевта и она начнет опекать ребенка меньше» 92 . Этапы парадоксального подхода:

1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, оп­ределяя их как отношения, ведущие к решению проблемы.

2. Консультант четко определяет проблему и цели.

3. Предлагает свой план работы, предлагая разумные обоснования своему плану и парадоксальным предписаниям.

4. В случае семейного консультирования, дисквалифицирует других «экспертов» поданной проблеме (кто-либо из членов семьи),

5. Консультант дает парадоксальное предписание.

6. Наблюдает за реакцией клиента и побуждает его про­должать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.

7. Изменения стабилизируются, но консультант не при­знает это своей заслугой.

91 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. — Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 21-22.

92 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. — Новосибирск, 2001. Ч. II. С. 7-8.

Пример

«Подобный подход был применен в семье, обратившейся к терапевту по поводу проблем сына: он отказывался ис­пражняться в унитаз, и поэтому пачкал одежду и постель’. Терапевт выразил свою озабоченность тем, что может слу­читься, если ребенок научится ходить в туалет и станет нормальным. Он поставил под сомнение способность родителей вынести нормального ребенка и нормальную супружескую жизнь. На самом деле терапевт даже попро­сил родителей написать список нежелательных последствий этого изменения. Супруги не смогли придумать ни одно­го нежелательного последствия и отвергли все послед­ствия, предложенные терапевтом. Но терапевт продол­жал выражать сомнения. На следующем сеансе семья объя­вила, что они решили проблему. И тогда терапевт, как и следует поступать в этом случае, выразил свое удивление и сомнение по поводу того, что это изменение сохранит­ся. И семье ничего не оставалось делать, как только из­мениться навсегда, чтобы доказать терапевту, что он был не прав. Этот подход требует определенных навыков, так как терапевт передает несколько сообщений одновре­менно. Он сообщает: «Я хочу, чтобы вам стало лучше» и «Я полон доброжелательности и заботы о вас». И в то же время он говорит семье такие вещи, которые находятся на грани оскорблений: он. говорит, что, по его мнению, чле­ны семьи на самом деле могут выдержать «нормальность», но одновременно он говорит, что они не могут» 93 :

Метафорические сообщения являются частью нашего мыш­ления. Человечество мыслит, воспринимая себя, мир, себя в мире и мир в себе, при помощи символов. Достаточно вспомнить любой вид искусства, чтобы убедиться в этом, поскольку искусство — это символическое изображение того, что принято называть объективной реальностью, сквозь при­зму субъективизма. Некий символ в кубе. В психотерапев­тической практике метафоры символы могут применяться и как элемент, и как самостоятельный вид воздействия. В по­следнем случае говорят о метафоротерапии, основные прин­ципы которой изложены в следующей главе.

Применение метафорических сообщений будет полезно на любой стадии процесса консультирования.

На стадии сбора информации о проблеме, когда клиент затрудняется почать говорить б своих трудностях, кон­сультант может предложить ему выбрать в окружающем про­странстве любой привлекательный для него предмет и пого­ворить от имени данного предмета.

Источник

Оцените статью