Кости моете что значит

Мыть кости (косточки)

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «Мыть кости (косточки)» в других словарях:

Вымыть кости (косточки) — МЫТЬ КОСТИ (КОСТОЧКИ) кому. ВЫМЫТЬ КОСТИ (КОСТОЧКИ) кому. Прост. Экспрес. Сплетничать, злословить о ком либо. Марья Ивановна не прочь иногда и посплетничать, или, как выражаются в Крутогорске, вымыть ближнему косточки (Салтыков Щедрин. Губернские … Фразеологический словарь русского литературного языка

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТИ — кто кому, <реже >кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка

ПЕРЕМЫТЬ КОСТИ — кто кому, <реже >кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка

Читайте также:  Что значит месть будет холодной

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ — кто кому, <реже >кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка

ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ — кто кому, <реже >кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка

Перемывать косточки — кому. ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ кому. Разг. Экспрес. Сплетничая, долго и с упоением судачить, злословить о ком либо. Когда мы, таким образом, перемыли всем нашим знакомым косточки, когда переговорили обо всех деревенских делах и безделицах, разговор на… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Перемыть косточки — ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ кому. ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ кому. Разг. Экспрес. Сплетничая, долго и с упоением судачить, злословить о ком либо. Когда мы, таким образом, перемыли всем нашим знакомым косточки, когда переговорили обо всех деревенских делах и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ — Этимологические и культурно исторические корни многих выражений русского литературного языка восходят к глубокой, дописьменной старине. Восстановить полную семантическую историю этих выражений на всех этапах их устно народного и литературного… … История слов

КОСТЬ — Выходить из костей. Арх. Ругаться, негодовать. АОС 8, 370. До костей. Разг. Очень сильно, совсем, насквозь (промокнуть, промёрзнуть). ФСРЯ, 209. Из костей выпреть. Пск. Шутл. Об ощущении сильной жары. СПП 2001, 47. [И] костей не соберёшь. Разг.… … Большой словарь русских поговорок

судачить — ▲ обсуждать ↑ предвзятый, чужой (индивид), недостаток (какой) пересуды. судачить. сплетня негативное малодостоверное высказывание о личных делах отсутствующих лиц. сплетни (распускать #). сплетничать. посплетничать. насплетничать. сплетник. толки … Идеографический словарь русского языка

Источник

uCrazy.ru

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Откуда появилось выражение «перемывать кости»?

Выражение перемывать кости известно всем с детства и интересно тем, что является, пожалуй, одной из самых древних идиом русского языка.

Перемывать кости — значит нелестно говорить о человеке, обсуждать за глаза.

Но почему так говорят?

Сейчас мы все узнаем …

Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения. Корнями оно упирается во времена Киевской Руси. Тогда существовало великое множество языческих обрядов, которые не дожили до наших времен.

Существовал тогда обряд, который проводился после погребения усопшего, а точнее по прохождении нескольких лет с того момента (точное количество неизвестно, существует несколько версий, вплоть до нескольких дней).

Проводился он следующим образом. Раскапывалась могилка и оттуда вызволялись останки. На обряде присутствовали только родственники. Родственники вызволяли останки и чистили кости от остатков других тканей. Во время этого они восхваляли усопшего, говорили о нем только хорошее, вспоминали сотворенные им благие дела — эта часть обряда была обязательной. После того как кости были «перемыты» (во прямом и переносном значениях слова) останки снова хоронили, при захоронении присутствовали опять же только родственники. Считалось, что в процессе перемывания костей дух усопшего становился благодетельным для родни и обретал покой.

Есть еще версия, что если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.

Так и получается, что В Киевской Руси выражение «пермывать косточки» имело значение «говорить об умершем хорошие слова». Вся, так скажем, ирония этого выражения заключается в том, что в наше время оно приобрело отрицательный характер. Хотя в некотором роде и не утеряло своего значения, а именно в том, что обсуждение человека идет в его отсутствие.

Вот что рассказывают туристы: Мы стояли на смотровой площадке, расположенной на самой высокой точке Иерусалима. И с этой высоты слушали повествования о различных храмах, которые были видны. потом гид попросил обратить наши взоры за перила смотровой площадки. Буквально метрах в пяти ниже сохранился в первозданном виде омывальный камень — место, где умерших готовили в последний путь в далекой древности.

Обратите внимание, рядом с камнем в стене есть ниши. Обряд захоронения происходил следующим образом:

Сначала умершего мыли на этом камне, обмазывали благовониями, заворачивали в ткань и помещали в эти ниши в стене. Через 40 дней от тела умершего оставались одни косточки. Их доставали, снова складывали на камень и перемывали кости, вспоминая жизнь умершего и говоря о нем всякие хорошие слова.

Источник

Не только в Мексике известна традиция мыть кости умерших. На Руси тоже был такой обычай

Что известно о выражении «перемывать кости»?

Лингвисты пытались связать этот фразеологизм со словом «кость» в значении «порода, происхождение» (белая кость, знатная кость, военная кость, благородная кость) . Но так и не смогли таким образом объяснить этимологию выражения. Корни выражения нужно искать в древности!

По мнению академика В. В. Виноградова, слово «кость» в этом фразеологизме всё-таки употреблено в значении «прах, останки».

В некоторых культурах до сих пор моют кости умерших родственников. Например, в Мексике перед Днём мёртвых. Мексиканцы считают, если этого не сделать, то умершие обидятся и будут приходить целый год в страшных снах.

Наши славянские предки тоже мыли кости умерших.

У славян существовала традиция «вторичного погребения»: через несколько лет после похорон останки выкапывали, промывали, перекладывали в белую чистую ткань.

Во время обряда родственники говорили об умершем что-то хорошее (отсюда «перемывать косточки» – говорить о ком-то ). Потом совершали отпевание и останки вновь хоронили. В зависимости от региона ритуал проводили через определенный временной период, обычно через три года.

Этот обряд особенно был популярен у южных славян (сербов, хорватов, болгар, македонцев, боснийцев). Исследователи связывают появление этого ритуала со страхом славян перед покойником, который мог стать вампиром.

На Руси тоже верили в вампиров, точнее в упырей. Поэтому могли раскапывать могилы и с целью проверить, на месте ли покойник, в каком состоянии его тело. Если кости оказывались на месте, то тогда родственники успокаивались, что их предок не оказался упырём, который вредит их селению. Но просто закапывать потревоженные останки было не принято, поэтому проводили ритуальные действия по омовению и отпеванию.

Интересно, что на Афоне с XI века тоже был такой обычай. Через три года выкапывали тело и осматривали его. Если обнаруживали его надутым, не особо разложившимся, считали, что человек умер «не разрешенным от клятвы». Тогда приглашали священника, чтобы он помог душе освободиться от клятвы.

Этот обычай сохранялся продолжительное время и в Печерском монастыре. То есть обряд существовал на Руси не всегда с целью защиты от упырей.

Нам известно о крещении останков князей, которые при жизни были язычниками. «Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, окрестили кости их и положили их в церкви святой Богородицы» (1044 год) .

Одни исследователи считают, что обряд «вторичного погребения» был заимствован славянами у греков, другие считают, что наоборот. Остается только предполагать!

Лингвисты считают выражение «перемывать косточки» не только фразеологизмом из древности, но и свидетельством того, что в России широко был распространен обычай «вторичного погребения». Только со временем фразеологизм изменил свое значение, стал означать «сплетничать, судачить о ком-то», а не поминать добрым словом, как было первоначально.

Источник

Кому на Руси «перемывали косточки»?

Многие выражения в русском языке имеют потерянные этимологические и культурно-исторические корни. Мы не можем утверждать, что именно было в дописьменной старине, приходится довольствоваться догадками.

Такова судьба изречения «перемывать косточки» , т.е. «сплетничать». Выражение прежде не было фиксировано в словарях. Однако в художественной русской литературе оно встречается.

Вы обратили внимание, что глагол «перемывать» не употребляется в другом сочетании со значением «сплетничать». Нигде не встретите «перемывать хрящи или кожу». Можно только «пересчитать кости, ребра» в значении «избить».

Немного о покойниках

В. В. Виноградов в «Истории слов» предполагает, что слово «кости» прежде было связано исключительно с останками умерших. Например, «лечь костьми», т.е. оставить свой прах, умереть.

Так что, это выражение связано с бытовавшим на Руси обрядом вторичного захоронения, перед которым проходило таинство перемывания костей умершего.

Впервые вторичное захоронение встречается в Греции

Через три года, а иногда даже через пять-семь лет пребывания в земле, покойника вновь раскапывали, чтобы переложить кости в специализированное помещение (в усыпальницу), мыли и пели литургию. Такое действо считалось как бы завершением похоронного обряда.

На Русь такая традиция пришла к XI в.

Обряд проводился таким же образом, но русичи стали обращать внимание ещё и на состояние костей. Если после трех лет нахождения в земле тело выглядело довольно «свеженьким», то считали, что человек не сдержал при жизни своей клятвы и теперь, вероятно, пребывает в мучениях. Его мыли и вновь отпевали, чтобы душа не маялась.

В Южной Сербии тоже была такая традиция: закапывали, откапывали и рассматривали. Если тело не истлело, значит покойник был при жизни страшным грешником. Для некоторых народов неистлевшее тело свидетельствовало о том, что умерший стал вампиром (на Руси –вурдалак, упырь или оборотень). В любом случае кости перемывали и заново хоронили. Оставшуюся от мытья воду считали лечебной.

Выражение «перемывать кости» имело изначально буквальный смысл, со временем превратилось во фразеологизм и получило переносное значение.

Источник

Откуда взялось выражение «перемывать кости»? Зловещий ритуал славян

Идиома «перемывать косточки» считается одной из древнейших в русском языке. Ее переносный смысл – «злословить, говорить о ком-то дурно за его спиной». И многие используют это выражение, не задумываясь о его мрачном происхождении.

Ритуал вторичного погребения

Согласно славянским поверьям, душа человека не сразу покидала тело, а лишь когда на костях, захороненных в земле, не оставалось плоти. Поэтому наши предки практиковали зловещий, на современный взгляд обряд под названием «вторичное погребение».

Суть его сводилась к следующему. Через несколько лет после смерти человека его могилу раскапывали и извлекали останки на свет божий. Затем их раскладывали на специальном камне и тщательно очищали от грязи и (при наличии) фрагментов плоти. То есть буквально перемывали кости. При этом обряд обязательно сопровождался обсуждением личности покойного. О нем вспоминали все хорошее, хвалили его добрые поступки. Совершать подобный ритуал могли только близкие родственники погребенного.

Когда косточки становились чистыми, их аккуратно возвращали в место захоронения. Славяне верили, что такой обряд помогал усопшему окончательно расстаться с бренным миром и уйти в вечность. А в современный русский язык выражение «перемывать кости» пришло уже в другом, негативном значении.

Расхождения мнений

По поводу сроков проведения вторичного погребения мнения расходятся. Некоторые говорят, что ритуал проводился через 40 дней, а не через несколько лет. Однако это кажется маловероятным: за такой короткий срок процесс разложения завершиться не мог.

Также некоторые исследователи предлагают еще одну причину для проведения обряда. Якобы на Руси считалось, что если останки недостаточно разложились и имеют следы гниения, то умерший был при жизни проклят. А значит, он мог восстать из могилы в виде вурдалака и начать беспокоить живых. И лишь полное очищение останков могло освободить его душу.

В других культурах

Доподлинно известно, что славяне не единственные практиковали жуткий ритуал. Обряд перемывания костей проводился в Израиле. В юго-восточной Азии он существует до сих пор, есть даже целая профессия – мойщик костей. В Италии когда-то мертвых хоронили не в земле, а в открытых захоронениях – а значит, кости тоже нужно было со временем освобождать от плоти.

В Мексике люди тоже до сих пор соблюдают этот обычай. По случаю празднования Дня мертвых (1 и 2 ноября) родственники приходят на кладбище и оказывают эту «услугу» своим предкам, веря, что это принесет умершим покой в загробном мире.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря 🙂

Источник

Оцените статью
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31