- КОШЕРНЫЙ
- Смотреть что такое «КОШЕРНЫЙ» в других словарях:
- Кошерная еда, пища, продукты
- Происхождение слова
- Что представляет собой понятие «кошерно»
- Птица
- Рыба и морепродукты
- Молоко
- Мука, крупы, овощи, мед
- Мобильные телефоны и кошерность
- Кошерная еда в отелях
- Кошерная пища в самолете
- Каковы цели кашрута?
- Кошерный
- Содержание
- Определение
- Кашрут пищи
- Кошерность мяса
- Животные, обитающие на суше
- Птицы
- Библейские животные, название которых не установлено
- Забой скота и птицы (шхита) и кошерование мяса
- Кошерность рыбы
- Разделение между мясным и молочным
- Запрет на насекомых
- Исключения о насекомых
- Кошерность напитков
- Пасхальный кашрут
- Хамец
- Мнения о значении кашрута
- Полезность кошерной пищи
- Стремление к святости
- Сохранение национальной самоидентификации
- Моральные ценности
- Объективность и бренды кашрута
- Рынок кошерных продуктов
- Курьёзы, связанные с кашрутом
- Кошерность сотовых телефонов
- Кашрут и ислам
КОШЕРНЫЙ
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Смотреть что такое «КОШЕРНЫЙ» в других словарях:
КОШЕРНЫЙ — [ Словарь иностранных слов русского языка
КОШЕРНЫЙ — КОШЕРНЫЙ, коширный, еврейский, чистый, непоганый, дозволенный по закону на пищу; ·противоп. трефной. Коширное мясо, с еврейской бойни; иного евреи не едят. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
кошерный — прил., кол во синонимов: 20 • верный (68) • гламурный (26) • годный (36) • … Словарь синонимов
КОШЕРНЫЙ — интересный; отличный; прекрасный. Одесса единственное место на земном шаре, где можно купить кошерное сало. Не спорю, человек кошерный, умел жрать с одной тарелки двумя руками, а язык у него был такой богатый на сравнения, что им стоило подметать … Большой полутолковый словарь одесского языка
кошерный — термин еврейск. ритуала, блр. кошер – то же. Из идиш kоšеr, откуда нем. kоsсhеr (др. еврейск. kāšēr пригодный ); см. Вивер, ЖСт., 1895, вып. I, стр. 63; Литтман 46; Клюге Гётце 323 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
кошерный — прил.; = кашарный Приготовленный в соответствии с нормами и установлениями иудейской религии (о кушаньях). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кошерный — кошерный, кошерная, кошерное, кошерные, кошерного, кошерной, кошерного, кошерных, кошерному, кошерной, кошерному, кошерным, кошерный, кошерную, кошерное, кошерные, кошерного, кошерную, кошерное, кошерных, кошерным, кошерной, кошерною, кошерным,… … Формы слов
Кошерный — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия
кошерный — кош ерный … Русский орфографический словарь
кошерный — ая, ое. [от др. евр. kāshēr правильный, надлежащий]. В иудаизме: приготовленный в соответствии с религиозными законами (о пище). К ое мясо (мясо животного, убитого с соблюдением иудейского религиозного обряда) … Энциклопедический словарь
Источник
Кошерная еда, пища, продукты
Часто мы слышим слово наречие «кошерно», либо прилагательное «кошерный», но далеко не все понимают логическую суть этого слова, что оно обозначает.
Происхождение слова
Обратимся к истории. В еврейском Законе Галахе существует ряд ритуальных правил «кашрут». Слово «кашрут» в некоторых еврейских диалектах звучит как «кошер». Законы кашрута в разнообразных еврейских общинах могут различаться.
Что представляет собой понятие «кошерно»
Согласно правилам кашрута евреям дозволено в пищу использовать мясо только тех травоядных животных, которые являются жвачными и при этом парнокопытными (которые имеют раздвоенные копыта). Это козы, овцы, коровы, горные козлы и т. п.
В еврейской Торе перечислены животные (их четыре вида), у которых есть только один из кошерных признаков. Это заяц, свинья, даман и верблюд. Этих животных есть евреям также нельзя. Так что свиней евреи не едят, не в силу того что свинья нечистое животное, а потому что она не обладает всеми кошерными качествами (не жвачное животное).
Птица
В Торе нет перечисления кошерных птиц, однако названы трефные (не кошерные) птицы. Это сова, орел и пеликан. Эти птицы попали в список не кошерных, потому что они хищные. Домашние утки, куры, голуби, индейки употребляются в пищу.
Согласно закону кошерности только специально обученный человек может произвести забой скота для приготовления пищи из мяса этого животного. Если животное было забито обычным образом и обычным мясником, но оно уже не будет кошерным.
Согласно Торе запрещено употреблять кровь, так что мясо обязательно подвергается замачиванию.
Рыба и морепродукты
Что касается рыб, то они, чтобы считаться кошерными, должны обязательно иметь плавники и чешую, которая должна легко отделяться. Вспомогательными признаками являются жабры и способность рыбы метать икру. Например, икра черная осетровая не будет являться кошерной, а икра красная лососевая — кошерна. Кальмары, устрицы, осьминоги, раки не обладают плавниками и чешуей, следовательно, кошерными не являются.
Молоко
По законам кашрута продукты, содержащие мясо и продукты, содержащие молоко нельзя есть одновременно. Только по прошествии нескольких часов после употребления мяса можно съесть молочный продукт.
Мука, крупы, овощи, мед
Мука подвергается тщательному просеиванию, а крупы перебираются с целью обнаружения каких-либо червячков или личинок. Овощи и фрукты моются очень тщательно, так как в них тоже могут быть червячки. А это недопустимо.
Кашрут разрешает употреблять мед.
Кошерные яйца только те, которые имеют разные концы, более узкий и более округлый.
Вино может быть кошерным, но не все, а то, которое произведено по особым правилам производства. Виноград для кошерного вина выращивают на специальным образом подготовленных виноградниках. Лоза винограда используется только возрастом не меньше четырех лет. Виноградник оставляют для отдыха на каждый седьмой год. Вина изготавливаются особенными способами, только с помощью кошерных материалов.
Мобильные телефоны и кошерность
Оказывается, даже телефоны могут быть кошерными или не кошерными. В чем признаки кошерного телефона? Такой телефон не способен подключаться к Интернету и не может принимать или получать СМС сообщения.
Кошерный телефон или не кошерный определяет тот же раввин после того как проверит его. Кошерные телефоны даже имеют особенные номера и если у Вас телефон с таким особенным номером, то Вы, скорее всего, являетесь членом ультраортодоксальной общины евреев. Кошерные телефоны по стоимости дешевле, чем обычные.
Кошерная еда в отелях
Есть много отелей в Израиле, где в ресторанах на кухнях готовят кошерную еду. В таком ресторане Вам не предложат на ужин ни масла, ни молока. А вот на завтрак обязательно подадут продукты молочные. Так что будьте готовы: либо только мясной обед, либо только молочный. Однако, рестораны, где готовят молочную кухню, отлично подойдут вегетарианцам.
Кошерная пища в самолете
Если Вы решили куда-либо полететь на самолете, и покупаете билет, Вы сразу можете заказать себе на борту самолета кошерное питание. При этом Вы получите еду более качественную и интересную, чем обычная пища, которую подают при перелетах.
Кошерные продукты для самолетов закупаются у специальных организаций, такие продукты обязательно проверяются на жесткое соответствие правилам. Вам принесут специальный ланч-бокс и, что немаловажно, немного раньше, чем приносят еду всем остальным пассажирам. Такая упаковка будет иметь особый замок, который открывается только пассажиром уже на месте, на борту самолета.
Каковы цели кашрута?
- Во-первых, забивать животных для пищи без боли.
- Во-вторых, пропагандировать недопустимость пролития крови.
- В-третьих, количество живых существ, разрешенных к убийству, не должно быть большим.
- В-четвертых, людям прививается самодисциплина, человек не потакает своим желаниям и слабостям и духовно растет.
Нужно сказать, что Тора запрещает охоту, т.е. убивать животное забавы ради не поощряется. А забой скота по правилам кашрута считается одним из самых гуманных. В процессе правильного забоя движения резника очень точные, быстрые и правильные, боль животное испытывать не должно. Нож используется специальный и очень острый.
В супермаркетах и других торговых точках возникло немалое число продуктов из страны Израиль. Как правило, продукты производителей государства Израиль маркируются признаком кошерности. Но не только израильский крупный и мелкий производитель обозначает признак кошерности на продуктах питания, так и многие производители Западной Европы тоже заявляют на своих товарах, что их продукция не перечит правилам кашрута.
Идут споры о том, имеют ли место при производстве кошерной продукции приношения в жертву определенных видов животных или нет? Многих православных волнует этот вопрос.
Если посмотреть на этимологию, то слово «кашер» не обязательно связано с пищей, на иврите оно в буквальном смысле слова обозначает «подходящий». Это выражение можно использовать в отношении строгого поведения людей: говорят «этот человек кошерный», и применять это выражение, говоря о чем-то позитивном: «Это кошерная книжка» и т.д. Сейчас «кашер» или «кошер» чаще применяется в отношении пищи. Единственным критерием годности в пищу продуктов являются не представления о гигиене, а то, как Моисеево Пятикнижие к этой еде относится. То есть обыкновенный смысл слова «кашер» — это «съестное, дозволенное для еды».
Из этого можно сделать заключение, что всегда, когда вы берете в руки пачку с продуктом с маркированием специального эксперта машгиаха, вы обязаны знать, что собственно этот продукт полностью отвечает указаниям Библии о пищевых продуктах. Если такое специальное обозначение стоит на упаковке с молочным продуктом, это значит, что этот продукт приготовлен без применения животных жиров и изготовлен в стерильной посуде.
В наше время потребители пищевой продукции обращают больше внимания на кошерную пищу. Может быть, это происходит потому, что людям надоела сельскохозяйственная продукция с немалым содержанием в ней пищевых всевозможных добавок и постигают то, что их вред для человеческого здоровья немаленький. В США рынок кошерных продовольствий быстро растет, оборот его постоянно увеличивается. Причем эту еду приобретают также и народы иных национальностей. То же случается в других странах.
Запросы к чистоте пище, сходные с правилами евреев, есть также и в исламе, называются они «халяль». Важнейшее различие содержится в том, что в исламе твердо запрещен алкоголь, а в иудаизме он дозволен. Но в целом считается, что запросы кошерности являются более жесткими, чем правила халяля.
Если Вы решите найти кошерные продукты, то следует учитывать, что существуют мошенники, которые изготавливают поддельные сертификаты кашрута и торгуют ими. Поэтому просите, чтобы Вам предъявили настоящий сертификат, который был выдан местным раввином или известным агентством, имеющим на это право.
Источник
Кошерный
Кашру́т (ивр. כַּשְׁרוּת , в ашкеназском произношении «ка́шрус») — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи.
В русском языке прилагательное «коше́рный» образовано от «ко́шер» — ашкеназского варианта произношения ивр. כָּשֵׁר ; антоним — «трефно́й», [1] от идиш טרײף трейф — букв. некошерный, в свою очередь восходит к ивр. טְרֵפָה , трефа́ — букв. `растерзанное` (Быт.37:33, Лев.17:15-16) [2] . Часто встречается также написание «кашерный» (например, тут); причина этого в том, что «о» в слове «коше́р» — безударная, и произносится как краткая «а».
Содержание
Определение
Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи, еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре, вместе образующими Талмуд (Устная Тора).
Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических (например, правомочность свидетелей [3] ) до бытовых (выбор ткани [4] ) и ритуальных (тфилин, цицит).
Кашрут пищи
В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר — «просто/строго кошерное»).
Кошерность мяса
Животные, обитающие на суше
В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.
Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья, верблюд, даман и заяц. Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.
Птицы
Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.
Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой — более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые — есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови — являются некошерными.
Библейские животные, название которых не установлено
Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака» [5] , «летаа» [6] , «хомет», «тиншемет» [7] , «харгол» [8] , «хагав» [9] , «солам».
Забой скота и птицы (шхита) и кошерование мяса
Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:
- Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
- Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями Галахи. Этот процесс называется шхита (ивр. שחיטה ), а квалифицированный резник — шо(й)хет (ивр. שוחט ). Животному перерезают горло, и оно должно умереть от потери крови. [10]
Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа, которым будет зарезано животное — как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.
Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.
Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве, чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.
Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח , надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни, по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ) — человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.
Кошерность рыбы
«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба, согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве» (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.
Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники. Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры, позвоночник, и должна метать икру.
Некоторые виды рыб (сом, осётр, угорь, акулы), а также млекопитающие киты и дельфины обладают плавниками, но не имеют кошерной чешуи, и поэтому некошерны. Соответственно осетровая (чёрная) икра — не кошерна, а лососевая (красная) — кошерна. Моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) и ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) не имеют ни чешуи, ни плавников, и также некошерны.
Разделение между мясным и молочным
Законы кашрута разделяют все пищевые продукты животного происхождения на мясные и молочные, совместное употребление которых запрещено. После приёма мясной пищи должно пройти несколько часов (сроки в некоторых общинах могут отличаться: 1, 3 или 6 часов), прежде чем можно употреблять молочную. После приёма молочной пищи мясо можно есть спустя период от 30 минут до 2 часов; точная длительность тоже зависит от общины. Исключение составляют твёрдые сыры, после употребления которых должно пройти столько же времени перед употреблением мясной пищи, сколько принято в данной общине между приёмом мясной и молочной пищи.
Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище (рыба, овощи, фрукты), называются парве, и их разрешено употреблять как с мясной, так и с молочной пищей. Однако если такие продукты контактировали с мясной или молочной пищей (даже если весь контакт заключался в том, что, к примеру, человек, евший молочное, не вымыл как следует руки перед тем, как брать овощи), они теряют статус «парве» и считаются мясной или молочной пищей соответственно.
Запрет на насекомых
Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Тора называет их шерец (ивр. שרץ , нечисть). Это ограничение обязывает религиозную хозяйку хорошо представлять внешний вид, процесс развития и места обитания насекомых, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожной надо быть при употреблении в пищу муки и крупы. Муку требуется просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. Овощи — капусту, салат, укроп и т. п. — также, с точки зрения кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться червячки и взрослые насекомые. Многие фрукты являются излюбленным местом обитания червей — такие, как инжир, абрикосы — и поэтому перед едой их следует проверять с особой тщательностью.
Исключения о насекомых
Запрет на употребление в пищу насекомых и продуктов их жизнедеятельности имеет исключения. Торой разрешаются в пищу некоторые виды саранчи, и некоторые другие строго определённые насекомые.
По законам кашрута, мёд разрешён к употреблению в пищу, поскольку он фактически не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы, в отличие, например, от молока.
Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы, с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.
Кошерность напитков
Кошерность вина обусловливается не типом винограда или спецификой изготовления, а соблюдением определённых законов.
- Орла — первые три года после посадки виноград (в числе остальных плодовых деревьев) запрещён к употреблению в пищу;
- Ревия — плоды четвёртого года, которые полагалось приносить в Иерусалимский храм, сегодня также запрещены;
- Шмита — в Израиле каждый седьмой год от начала завоевания евреями Ханаана, вино можно изготавливать лишь соблюдая специальные правила святости плодов (не выбрасывать попусту плоды и не выливая без нужды само вино и пр.).
- Соблюдение субботы — непосредственно в производстве вина могут участвовать лишь евреи, соблюдающие шаббат.
- При осветлении не должны использоваться вещества животного происхождения (напр. яичный желток и желатин).
- Маасер (десятина) — Галаха требует отделять от винограда (в числе остального урожая) десятину в Иерусалимский храм. За отсутствием Храма, в Израиле один процент от урожая виноделы уничтожают в присутствии раввина.
Все сельскохозяйственные законы Торы связаны исключительно с Землёй Израиля и в других странах не действуют.
Галаха запрещает использовать вино, относительно которого существует подозрение в том, что его могли использовать иноверцы в своих религиозных обрядах. Поэтому спиртные напитки из винограда (в том числе: коньяк и брэнди) должны производиться исключительно евреями.
Существует также постановление мудрецов о том, что вино которое открыто неевреем, или неизвестно, кто его открыл, запрещено к употреблению. [11] Во избежание этого запрета, существует обычай «варить» вино, то есть нагревать его до температуры, когда появятся пузырьки на поверхности. Считается, что подобное вино непригодно для языческих обрядов (некоторые авторитеты, однако, это оспаривают, так как подобное вино по качеству не уступает обычному). В современном виноделии принято не кипятить, а быстро нагревать и затем охлаждать вино в автоклаве. Такое вино называется мевушаль (варёное) и оно может быть использовано в любом случае. Особо ревностные иудеи требуют кипятить также виноградный сок, если он используется для благословения кидуш.
Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).
Пасхальный кашрут
Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Запрещено употреблять в пищу и даже иметь в доме продукты, содержащие хамец.
Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах» («Kosher for Passover»).
Хамец
В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).
- Любые злаки — пшеница, ячмень, рожь, овёс, или полба, которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение.
- Мучные продукты: лапша из муки, вермишель, овсянка, хлеб, торт, печенье, пирожные, маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
- Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
- Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
- Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.
В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот: продукты, содержащие бобовые, рис, а также похожие на них продукты, например, арахис, и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам, например, к соевому и кукурузному маслам.
Мнения о значении кашрута
Полезность кошерной пищи
Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.
Маймонид, бывший также выдающимся врачом своего времени, даёт медицинское обоснование законов кашрута.
Еврейские законоучители также объясняют, что трефная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, его духовная чувствительность понижается, а сердце «закрывается» для восприятия духовных идей.
Стремление к святости
Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.
Вы должны быть святы, поскольку Я, Господь Бог ваш, свят |
Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.
Заповеди — даны Богом только для того, чтобы дисциплинировать и воспитывать людей. Какая разница Всевышнему, каких животных мы едим — чистых или нечистых?… (Мидраш Танхума, гл. «Шмини») |
Сохранение национальной самоидентификации
Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.
Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.
— р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»
Моральные ценности
Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы
- сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
- производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
- воспитать отвращение к пролитию крови.
Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения — запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) — является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро — одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.
Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.
Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь — это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь — жизнь — должна быть символически «возвращена Богу» — мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.
— Яков Милгром, профессор университета в Беркли
Объективность и бренды кашрута
Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион, а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина.
С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции — буква «К» в окружности — подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.
Рынок кошерных продуктов
В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов. По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» [12] , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.
Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы, адвентисты седьмого дня, мусульмане, люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.
Журнал Kosher Today сообщал в начале 2002 года о том, что оборот американского рынка кошерных продуктов увеличивается ежегодно на 5.9 %, а оборот кошерных ресторанов более, чем на 10 %. По другим сообщениям рост рынка составляет около 15 % в год.
Ежегодно в ноябре в Нью-Йорке проходит международная ярмарка Кошерфест [2], собирающая тысячи производителей и распространителей кошерных продуктов (8 500 в 2006 г.).
Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов. Другие лидеры этого рынка — США, Израиль, Франция, Великобритания и Австралия.
Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах, в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый и пока что единственный в Москве супермаркет кошерной еды.
Курьёзы, связанные с кашрутом
- Видные раввины XVIII века считали помидор «свиным плодом» и запрещали его в употребление [13] , однако в настоящее время помидоры в пищу разрешены.
Кошерность сотовых телефонов
Так, к примеру, сущестует кашрут сотовых телефонов. [14] Такие телефоны имеют специальные номера, и обладание таким номером считается признаком принадлежности к ультраортодоксальной общине. Кошерные телефоны не могут получать или отправлять СМС, не могут подключаться к Интернету и не оснащены камерами. Как и в случае с пищей, кошерность телефона определяется раввином после проверки. Все основные телефонные компании Израиля предлагают «кошерные пакеты», которые несколько дешевле обычных. [14]
Кашрут и ислам
Правила, аналогичные кашруту, есть и в исламе (см. Халяль). Мусульмане также не едят свинину, пользуются теми же правилами забоя скота. Но в исламе нет специального человека, в функции которого входило бы наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических правил. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в иудаизме: ислам запрещает употребление спиртных напитков, а с точки зрения кашрута в этом нет ничего предосудительного.
Источник