- Косметика
- Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
- Оглавление
- Красота и прелесть [↑]
- Зачем нужна косметика? [↑]
- Косметика во времена Мишны [↑]
- Косметика декоративная и уходовая [↑]
- Перманентный и стойкий макияж [↑]
- Косметика в субботу [↑]
- Косметика и траур [↑]
- 5 важных фактов о кошерных продуктах Израиля
- Кошерный – значит, натуральный
- >>> Почему стоит арендовать машину в Израиле. Узнайте подробно про все нюансы
- Мясо и рыба
- Овощи, фрукты и другие растения
- Молочные и мучные продукты
- Напитки
- Кошерные продукты можно узнать по знаку
- Кошерный и халяльный – разные продукты
- Православие не исключает кошерные продукты
Косметика
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Косметика помогает женщине хорошо выглядеть и подчеркивать свою красоту, при этом мы понимаем, что косметика придает женщине той суетной прелести, которая обманчива. Косметикой пользовались женщины испокон веков, и еврейские мудрецы указали, как, чем и когда женщины могут пользоваться, чтобы нравиться своим мужьям.
Оглавление
Красота и прелесть [↑]
Царь Шломо в книге Мишлей (31, 30) говорит: «Обманчива прелесть и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена». При поверхностном прочтении может показаться, что у женской красоты нет никакой ценности.
Но Виленский Гаон в книге Коль Элиягу (к Берешит 29, 17) указывает на то, что Тора, говоря о таких праведных женщинах, как Сара, Ривка и Рахель, много раз упоминает, что они были красивы. Все дело в том, что женская красота не является достоинством, если у женщины нет страха пред Небесами. Однако если красивая женщина богобоязненна, то её красота — одно из достоинств, прославляющих её.
А в комментарии к Шулхан Аруху (Эвен а-Эзер 1:1) Виленский Гаон объясняет, что прелесть (хэн) — это нечто ненастоящее, «обманчивое», то, что только представляется глазам человека. Такой прелести женщина достигает с помощью красивой одежды, косметики и прически. Об этом и говорит стих в Мишлей — «обманчива прелесть», т.е. это обман, иллюзия, не то, что существует на самом деле.
Авраам сказал Саре, когда они шли в Египет (Берешит 12:11): «Вот, я узнал, что ты женщина, прекрасная видом». Теперь, после долгого пути, в течение которого ни у какой женщины нет возможности следить за собой так, как в обычной жизни, Аврааму стало понятно, что его жена обладает не только «прелестью» — хэн, но и истинной красотой — йофи.
Зачем нужна косметика? [↑]
Не будет преувеличением сказать, что косметика существует столько же лет, сколько существует человечество. Сам Вс-вышний украсил Хаву, прежде чем показать ее Адаму, и этим показал, что украшать себя женщине — естественно и нормально. С тех пор женщины всего мира используют как уходовую, так и декоративную косметику, чтобы наводить на себя «обманчивую прелесть» и нравиться самим себе и мужчинам.
Что же касается именно еврейских женщин, то трактат Йома (75а) сообщает нам: еще в период становления еврейского народа все сорок лет вместе с маном в пустыне выпадал некий ингредиент для изготовления косметики и духов, который Талмуд называет тахшитей нашим, и Раши поясняет, что речь идет о благовониях, которые женщины толкли в ступке и «украшались» ими, чтобы их запах был приятен мужьям.
Когда евреи вернулись из Вавилонского изгнания и стали налаживать жизнь в земле Израиля, одним из установлений (таканот) Эзра было, чтобы по стране ходили торговцы и продавали косметику и украшения. Жизнь переселенцев была очень тяжелой, женщины много работали (в том числе и на солнце), их кожа грубела. Нельзя было допустить, чтобы еврейские женщины стали неприятны своим мужьям. Цепочка понятна: жена непривлекательна для мужа — муж ею пренебрегает — растет количество разводов — рождаемость падает — государственная проблема!
Известно, что жена Аба Хилькии выходила встречать его вечером за порог красиво одетая и накрашенная. Почему? Чтобы он не смотрел на других женщин.
Все эти примеры показывают нам, что косметика, наряду с одеждой, — это то, что составляет женский «арсенал красоты». Когда и как еврейкам разрешалось применять это оружие?
Косметика во времена Мишны [↑]
У нас есть надежный источник, который рассказывает, как у евреек было принято краситься во времена Мишны. В «Илхот Шабат», там, где рассматривается вопрос о том, что можно выносить в субботу в ршут а-рабим (общественное владение), речь заходит о косметике, и рабби Элиэзер пересчитывает, какое количество запретов преступит женщина, если она полностью накрасится: например, обводить глаза — это нарушение закона «писать», а наносить тени — это уже «красить».
Значит, женщины пользовались и тенями, и подводкой для глаз! Всюду пишется, что дома женщина должна была краситься, чтобы нравиться мужу. Женщина в те времена больше сидела дома и на улицу выходила редко. Рамбам пишет, что такое случалось всего 1-2 раза в год.
Интересно, что минимальное количество теней, которое запрещено выносить в субботу в общественное владение, — это столько, сколько достаточно для нанесения на один глаз. Дело в том, что когда даже очень скромная женщина выходила на улицу, она должна была накраситься. Выйти ненакрашенной на улицу было просто невозможно, это был позор. Самые скромные женщины закрывали один глаз вуалью. И тот глаз, который был открыт, — был накрашен!
Приняты были синие тени для глаз. Косметика красного цвета и всех ярких его оттенков (ярко-розового, ярко-малинового) считалась тогда (и сейчас) очень нескромной. Но были женщины, которые ради этой нескромности даже выходили на рынок и пряли там красную пряжу, чтобы отсвет от нитей как бы «окрашивал» их лица в недозволенный красный цвет.
В качестве румян женщины использовали куркуму. Чтобы придать щекам естественный румянец, прилепляли к ним куски теста, а потом отдирали их, и щеки краснели. Нам это известно также потому, что в законах шаббата указывается запрет поступать так в субботу.
Косметика декоративная и уходовая [↑]
«Мужчина любит глазами», и это значит, что каждому мужчине очень важно, чтобы его жена выглядела опрятной и ухоженной. «Женщина дана для красоты» — а это означает, что Вс-вышний создал красоту женщины, чтобы жена спасала своего мужа от греха. Да, в первую очередь, женщина должна быть красивой для своего мужа, у себя дома. И дома, когда никто, кроме мужа, не видит, нужно краситься так, как нравится ему — даже слишком ярко, если таков его вкус.
На улицу выходить с ярким «боевым раскрасом» — нескромно и поэтому недопустимо. Во многих религиозных общинах принято пользовать аккуратным, умеренным макияжем в естественных тонах. В некоторых общинах принято краситься поярче. Есть и такие общины, где декоративной косметикой вовсе не пользуются. Но косметикой уходовой: кремами, маслами, масками и прочими косметическими средствами, которые увлажняют, разглаживают кожу, борются с прыщами, пигментными пятнами и морщинами — пользуются все без ограничений.
Перманентный и стойкий макияж [↑]
По мнению большинства галахических авторитетов, перманентный макияж запрещен Торой как разновидность татуировки. Но если женщина сделала такой макияж, это не является препятствием для посещения миквы.
В качестве альтернативы еврейские женщины перед субботами и праздниками часто используют так называемый стойкий макияж, который держится до 48 часов. Такой макияж наносится на кожу обычным способом и не имеет никакого отношения к татуировке. Его можно нанести накануне субботы, и он не сотрется до её окончания. В микву с таким макияжем окунаться нельзя.
Женщине, которая считает, что так она будет выглядеть более привлекательно для мужа, разрешено пользоваться кремом-автозагаром, и это не является препятствием (хацица) для окунания в микву. Поскольку действие автозагара постепенное, следует нанести его за день-два до окунания, чтобы кожа достигла такого состояния, при котором женщина довольна своим видом.
Аналог автозагара существовал и во времена Роша и Рашбо, которые упоминают обычай женщин своего времени окрашивать для красоты волосы, лицо и руки. Эта краска, подобно современному автозагару, не покрывала кожу отдельным слоем, а впитывалась в кожу так, что только изменяла ее цвет.
Косметика в субботу [↑]
Многие женщины стремятся хорошо выглядеть в честь Шаббата. Поэтому разрешено пользоваться любыми косметическими средствами, если нанести их до наступления субботы. В саму субботу никакую косметику использовать нельзя.
Все окрашивающие косметические средства подпадают под запрет цовэа (окрашивание). Использование помад и кремов связано также с запретом мемареах (разглаживание).
В профилактических целях, во избежание сухости, разрешено пользоваться жидким маслом для кожи рук, лица и губ, т.к. с жидкостями нет проблемы мемареах. Если кожа потрескалась, и использование масла необходимо в лечебных целях, следует проконсультироваться у раввина.
Из-за той же проблемы разглаживания запрещено пользоваться твердым мылом или дезодорантом (жидким мылом или дезодорантом — разрешено).
Смывать косметику с лица водой или жидкостью для снятия макияжа, а также лак с ногтей — специальным средством, разрешено в Шаббат, если эти средства жидкие. Наносить для этого жидкость на вату или какой-то другой материал, запрещено, так как здесь возникает проблема выжимания — схита. Однако разрешено сначала нанести жидкость на поверхность ногтя, а затем аккуратно снять ее ватным диском. Делать это необходимо осторожно, стараясь не выжимать вату.
Можно пользоваться духами и жидкими или аэрозольными дезодорантами при условии, что их наносят на тело. Но запрещено наносить их на одежду, т.к. это «порождает запах» (молид реах).
Что касается использования пудры в субботу, то сефардским женщинам рав Овадья Йосеф шлита (Йехавэ даат 4:28, Йабиа омер 6:37) разрешил пользоваться как прозрачной, так и цветной пудрой в субботу. Ашкеназские алахические авторитеты не согласились с ним.
Косметика и траур [↑]
Вопрос об использовании косметики в период траура рассматривается в Шульхан Арухе, и речь там идет о декоративной косметике: тенях для век и пудре для лица.
В первые семь дней траура (шива) пользоваться такой косметикой разрешатся лишь в самых исключительных случаях — когда она служит для того, чтобы скрыть серьезные дефекты на лице, способные, когда они видны окружающим, спровоцировать у женщины острый стресс.
В следующий за этим период 30-дневного траура (шлошим) пользоваться декоративной косметикой тоже не рекомендуется. Однако же в ситуации, когда без нее женщина испытывает ощущение дискомфорта (без угрозы стресса), косметика ей может быть разрешена.
Исключение в период шлошим делается только для девушки, к которой сватаются молодые люди, и она считает, что с помощью косметики она может «повысить свои шансы» на успех.
В день траура по Храму — 9 ава — запрещено пользоваться не только декоративной косметикой, но и уходовой, включая духи и кремы. Разрешено пользоваться только дезодорантом.
Другой «большой пост» — Йом Кипур — не день траура, а праздник, поэтому накануне этого дня еврейские женщины наряжаются и красятся, как накануне шабата и других праздников, а в сам Йом Кипур действуют те же запреты относительно косметики, что и в шабат.
Источник
5 важных фактов о кошерных продуктах Израиля
Многие хотя бы раз в жизни слышали определение «кошерный». Большинство связывает его исключительно с еврейской кухней.
На самом деле значение слова «кошерный» значительно шире. Что подразумевает это понятие в Израиле и как оно соотносится с продуктами питания и напитками?
Кошерный – значит, натуральный
Слово «кошер» пошло от понятия «кашрут» — законов и предписаний, касающихся жизни евреев. Свод этих положений описан в Торе, основном иудейском собрании религиозных текстов. Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания.
Требования предъявляются в основном к выращиванию культур, убою скота и предварительной обработке сырья, составу продуктов. Практически всегда исключается содержание любых посторонних примесей и ненатуральных добавок. Иными словами, кошерный – значит, соответствующий принятым канонам, натуральный. Поэтому и бояться кошерной еды совершенно не стоит.
Понятие «кошерности» в мире стало синонимом натуральности и пользы для здоровья. Так, кошерная косметика никогда не может содержать парабенов и других искусственных ингредиентов.
Кошерными могут быть животные, растения и даже насекомые.
>>> Почему стоит арендовать машину в Израиле. Узнайте подробно про все нюансы
Мясо и рыба
Итак, что же такое кошерная еда у евреев? Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль). Это значит, что свинина, конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом.
Что же до птиц, в книге приведен список из 24 некошерных видов. В основном, это те крылатые, которых мы и так вряд ли стали бы есть каждый день: вороны, совы, кукушки. Евреи традиционно готовят курятину, утятину, гусятину и индюшатину.
Ответ на вопрос о том, что означает кошерный продукт питания, имеет еще одно важное условие. Мясо не должно содержать кровь. Поэтому забой осуществляет специально обученный раввин (шойхет). Помимо всего прочего, он должен знать, как не причинить животному боли – это одно из строжайших предписаний.
Рыба также должна иметь два отличия: чешую и плавники. Непригодными к употреблению евреи считают сома, осетра, угря и морепродукты (раков, креветки). Икра признается кошерной, если она добыта из разрешенных к употреблению рыб.
В списке недозволенной еды у евреев — тигры и другие хищные животные, а кроме того пресмыкающиеся, черви и насекомые, за исключением некоторых видов саранчи. Интересно, что в список кошерных продуктов также попадает мед, хотя пчелы кошерными не считаются.
Овощи, фрукты и другие растения
Растительная еда не должна быть ядовитой (ботва картофеля, томатов, сырые косточки слив, персиков, семена яблони) и содержать насекомых. Соответствие последнего требования достигается специальной проверкой овощей.
В основном все овощные, фруктовые и зерновые культуры у евреев признаются кошерными. Есть несколько предписаний к обработке и возделыванию почвы, высаживанию растений, но принципиального значения для туристов они не имеют.
Молочные и мучные продукты
Поскольку зерновые культуры и мука, из них изготовленная, признаются кошерными, главное требование относится к составу готовых продуктов питания. Евреи считают недопустимым использование животных жиров, вкусовых и ароматических добавок.
Дополнительный стандарт установлен для выпечки «еврейского хлеба» (пат-исраэль), которая предполагает использование определенных злаков и обязательное участие еврея, например, в зажигании огня. Но это предписание чаще затрагивает именно домашнее хозяйство.
С молочными продуктами тоже все довольно просто. Дозволенным считается все, что дают кошерные животные. Значит, на молоко и яйца у евреев не существует категоричных запретов. Главное, чтобы в составе отсутствовали некошерные добавки – ими могут быть, к примеру, некоторые загустители или ароматизаторы. Строжайше запрещено смешивание мясных и молочных продуктов питания.
Напитки
Алкогольные напитки у евреев – в списке самых строгих ограничений. К некошерным относят все вина, произведенные вне Израиля. В процессе их изготовления должны участвовать только иудеи. Особые требования касаются выращивания и сбора винограда. Например, для производства нельзя брать четвертый урожай. Кроме того, многие израильские вина пастеризуют – в этом случае, даже если бутылку откроет не еврей, оно не утратит своей кошерности.
Также в списке запрещенных напитков спиртное, которое было выдержано в винных бочках, например, коньяк или виски, или содержит некошерные добавки. Большая часть сортов пива, ром, водка, текила, джин не вызывают никаких нареканий.
Любой кофе, чай и большинство соков, если в них нет молочных или винных компонентов, – кошерные напитки.
Кошерные продукты можно узнать по знаку
Чтобы не ошибиться в выборе и не заучивать список дозволенного, при покупке необходимо искать кошерные знаки на продуктах -«эхшер». Их имеют право присваивать только еврейские организации, контролирующие качество товаров. В мире насчитывается не менее 100 вариаций таких знаков.
Чаще всего на этикетках продуктов питания встречается слово «кошерный» (kosher). В европейских и американских вариантах — буквы «К», «U» или сочетание «KS».
Что же до общественного питания, то некошерных ресторанов в Израиле практически нет. Сертификации подвергаются даже гамбургеры в «МакДональдс».
Кошерный и халяльный – разные продукты
Бытует мнение, что кошерный и халяльный значат одно и то же. В широком смысле это действительно так. Оба термина имеют отношение к еде и регулируются основным религиозным законом – иудейской Торой и мусульманским Кораном. Но если посмотреть глубже, найдутся и различия. Чем же отличается кошерная еда от халяльной?
И в иудаизме, и в исламе забой животного – целый ритуал, который осуществляется конкретным человеком. Схожи и запреты, касающиеся продуктов питания, например, в отношении крови животных.
Также в мусульманских странах не едят свинину (можно приготовить мясо любых травоядных с «раздвоенным копытом»). Запрещается мясо обитающих на земле плотоядных животных, а также хищных птиц, в то время как рыба и морепродукты могут присутствовать на столе без ограничений. Наконец, мусульмане не употребляют спиртные напитки.
Как и кошерная, халяльная косметика может содержать только натуральные масла, минералы и экстракты. Категорически запрещается использование в производстве животных жиров, вредных для здоровья добавок, алкоголя, глицерина.
Православие не исключает кошерные продукты
Многие задаются вопросом, можно ли православным есть кошерную пищу? Если обратиться к канонам христианской религии, пищевых запретов в православии не существует. Ограничения устанавливаются на особые периоды смирения и духовного обновления. Рождественский, Великий, Петров, Успенский посты, а также все среды и пятницы – время полного воздержания от мясной и молочной продукции. Значит, ничто не запрещает православному туристу попробовать кошерные продукты в Израиле.
Источник