Коррекционный детский сад что это значит

Общий или коррекционный сад?

Иногда родители детей с особенностями развития оказываются на распутье, в какой детский сад отдать своего ребенка: в частный или государственный, обычный, надеясь, что ребенок догонит сверстников, или в компенсирующий.

Что такое коррекционный детский сад?

Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.
Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Читайте также:  Анализ мочи мутная что это значит у детей

Виды коррекционных детских садов

Виды коррекционных детских садов раньше определялись категориями воспитанников:
1-2 — неслышащие и слабослышащие дети;
3-4 — незрячие и слабовидящие;
5 — дети, имеющих тяжелые нарушения речи;
6 — дети с патологией опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП)
7 — дети с задержкой психического развития (ЗПР и ЗПРР).
8 — дети, имеющие интеллектуальную недостаточность (умственную отсталость) и с расстройством аутистического спектра (РАС).

Сейчас все чаще встречаются сады комбинированного вида, где в здании одного детского сада могут быть общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности.

В компенсирующие детские сады для глухих и слабослышащих детей прием осуществляется по направлениям ПМПК с 1,6 до 7 лет в младшие, средние, старшие и подготовительные группы со щадящим режимом или круглосуточного пребывания.

Основные коррекционные занятия проводятся дефектологом-сурдопедагогом (развитие речи, слуховое восприятие, обучение звукопроизношению, помощь в использовании слуховых аппаратов), логопедом, психологом. Воспитатели и другие специалисты проводят занятия по музыке, физическому, художественно-эстетическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром. Дети находятся под постоянным наблюдением врачей соответствующего профиля.

Компенсирующие сады для детей с нарушением зрения оснащены специальным оборудованием и пособиями для незрячих и слабовидящих детей (шрифт Брайля, оптические, технические средства, аудиобиблиотеки, рельефный наглядный материал). Поскольку нарушение зрения влияет и на развитие устной и письменной речи, создающее трудности в общении и в дальнейшем получении общего образования, кроме воспитателей с детьми работают дефектологи-тифлопедагоги, врачи (офтальмолог, психоневролог и педиатр), логопеды, музыкальный работник и другие специалисты. Щадящий режим даёт возможность для восстановления зрения.
Детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические сады. Основным инструментом общения людей является речь, а количество детей, имеющих речевые проблемы, с каждым годом растет, поэтому практически в каждом дошкольном учреждении работает логопед. Но есть также логопедические группы в садах комбинированного вида, логопункты в компенсирующих садах и логопедические сады. Как разобраться, в какой мере нужен логопед ребёнку?
Логопедическая группа в садах комбинированного вида (старшая и подготовительная) предназначена для обучения детей с незначительными, поддающимися коррекции, нарушениями речи. Посещение такой группы может быть рекомендовано ПМПК с 4 лет (иногда – с 3 лет). В этом возрасте дети начинают осознавать свою речь, а специалисты диагностируют нарушения. Специальное оснащение группы, особый режим дня, небольшое количество детей, интенсивная индивидуальная работа и коррекционная направленность занятий в течение всего дня — условия, которые при регулярном посещении сада обеспечивают устранение речевых дефектов и квалифицированную подготовку к школе.

Читайте также:  Что значит заштриховать квадрат

Направления в логопедические группы детских садов выдаются детям с сохранным интеллектом и слухом по рекомендации ПМПК.

Если ребенок не говорит в возрасте 3-4 лет, кроме задержки речевого развития имеется и задержка психического развития, эмоционально-волевой сферы. Для комплексного решения проблемы они могут быть направлены в компенсирующий детский сад (7 вид), в группу для детей с ЗПР и ЗПРР.

В логопедический сад попадают дети с тяжелыми нарушениями речевой функции (например, с алалией). Основное время обучения в строгом распорядке дня отводится на коррекцию речевых нарушений, формирование правильного звукопроизношения, артикуляционной гимнастике, развитию фонематического слуха. Также обязательно проводится логопедический массаж. По адаптированным образовательным программам с детьми работают дефектологи, логопеды, психологи, используя эффективные формы работы: фронтальную, способствующую формированию навыков слушания, узнавания и исправления речевых ошибок; занятия в микрогруппах, объединяющие малышей с похожими дефектами, индивидуальную — основную в коррекции речевых нарушений для каждого ребенка.

Воспитатели проводят занятия по основным предметам. Большое внимание уделяется музыкальным занятиям, развитию чувства ритма.

В коррекционных детских садах для детей с нарушениями других функций (проблемы слуха и зрения), имеющих ещё и вторичные речевые расстройства, открывают логопункт, функционирующий с учетом основной коррекционной программы.

Детские сады для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП имеют хорошую материально-техническую базу: специальные спортивные площадки, бассейн, тренажерные и спортивные залы, компьютерные классы, кабинеты специалистов для проведения коррекционных занятий и лечебных процедур (физиотерапия, ЛФК, массаж, водо- и грязелечение), оснащены медоборудованием, колясками, приспособлениями для передвижения, обеспечены специальными игрушками, дидактическими пособиями. Коррекционные занятия проводят педагоги-дефектологи, логопеды, инструкторы ЛФК, наблюдают врачи: ортопеды, психиатры, неврологи.

Причиной для направления в сады для детей с задержкой психического развития (ЗПР) является нарушение темпа развития, при котором отдельные психические функции (память, мышление, моторика, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера) не соответствуют принятым возрастным нормам. Дети с ЗПР обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в дошкольном и младшем школьном возрасте успешно преодолевают отставания. С помощью педагогов-дефектологов, детских психологов, неврологов, психиатров и других специалистов они приобретают знания, умения и навыки, догоняя в развитии своих нормотипичных сверстников. При успешной коррекции ежегодно, по заключению ПМПК, дети могут быть переведены в детский сад другого вида.

Для детей с нарушениями аутистического спектра во многих городах России создаются бюджетные центры аутизма, специалисты которых оказывают помощь детям с нарушениями психики. В центрах помимо школ есть дошкольные отделения, осуществляющие подготовку особенных детей к обучению в школе. Принцип преемственности и непрерывного образования дает возможность выпускникам такого детского сада безболезненно продолжить обучение в начальной школе в привычной среде.

В коррекционные сады VIII вида для детей с диагнозом «Умственная отсталость» принимают детей 4-8 лет с неосложнённой формой интеллектуальной недостаточности. Основная деятельность специалистов направлена на развитие нарушенных функций с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и подготовку к обучению в специальной коррекционной школе.

Детей с тяжёлой формой умственной отсталости и нарушениями психики направляют в учреждения социального обеспечения и здравоохранения.

Родители детей, имеющих явно выраженные и тяжелые нарушения, однозначно выбирают коррекционный сад.

В тех семьях, где растёт малыш с незначительными, на взгляд родителей, проблемами, и возникает дилемма, в какой же сад отдавать ребенка, в общий или в коррекционный.

Например, часть родителей считает, что в логопедическом саду их ребенок, имеющий незначительные дефекты речи, станет разговаривать еще хуже, общаясь с детьми, у которых отклонения очевидны и более сложные. Логопеды отвечают на это, что имеющиеся навыки речи ребёнок не потеряет, а регулярные занятия со специалистами любому пойдут на пользу.

Многочисленная группа родителей боится отдавать ребенка в коррекционный сад, несмотря на показания, так как это может закрыть двери для их ребенка в престижную школу или лицей. Это действительно так, но относится только к детям с серьёзными нарушениями, плохо поддающимися коррекции. Напомним, что цель пребывания ребенка в специализированном детском саду – получить квалифицированную помощь в коррекции дефектов развития речи и максимально эффективно подготовить его к школе.

Стыдясь диагноза, который может стать препятствием к получению наилучшего образования их ребенком, и удовлетворяя свои амбиции, некоторые родители устраивают детей в обычный сад. Тем самым они часто обрекают малышей на одиночество среди здоровых сверстников и отсутствие необходимой помощи специалистов.

Среди родителей бытует мнение, что резкая смена детского сада или группы способствует возникновению стресса у детей, поэтому не хотят переводит ьсвоего ребенка из обычного сада в коррекционный. Но если ребёнок поменял коллектив для того, чтобы устранить проблемы развития, то он вместе с необходимой помощью специалистов получил ещё и первые навыки стрессоустойчивости. После детского сада будет школа и взрослая жизнь, а от стрессовых ситуаций оградить невозможно. Избежать сильного стресса малышу может помочь соблюдение правил адаптационного периода.

Инклюзивное образование в России

Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС законодательно обеспечивают право любого человека на образование, независимо от его физических, психических и интеллектуальных особенностей и возможностей.

Инклюзивное образование обозначено в государственном стандарте как передовая система совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.

Инклюзия может оказать помощь особенному ребенку, сделать добрее и отзывчивее нормотипичных детей, но для этого необходимы определенные условия:

  • нарушения в развитии ребенка с ОВЗ не должны быть тяжелыми (легкая форма может успешно нивелироваться при взаимодействии со здоровыми детьми, но при нарушении интеллекта, слуха, зрения посещение таких групп не принесёт малышу ожидаемых результатов, да и ПМПК рекомендует детское учреждение, соответствующее дефекту развития;
  • занятия по индивидуальной образовательной программе дадут положительный результат только при условии компетенции воспитателей в области инклюзивных технологий и соответствия стандарту педагога.

Политика государства в отношении развития и образования детей с ОВЗ подразумевает модернизацию среды: улучшение материально-технической базы, подготовку кадров, изменение сознания граждан. Идеи и проекты инклюзивного образования все еще далеки от совершенства по объективным причинам, ведь в жизни мы пока часто встречаем:

  • воспитателей, не готовых работать с многочисленной детской группой, в составе которой может оказаться один или несколько детей с ограниченными возможностями;
  • родителей здоровых детей, не желающих понимать проблемы чужого особенного ребенка, и их детей, отказывающихся общаться в группе с «не таким, как все».

Иногда особенный ребенок, по убеждению и желанию родителей, попадает в обычный садик, и для детей группы, в которую его определили, начинается невыносимая жизнь. Мама считает, что общение с окружающими детьми позитивно влияет на её малыша, а родители остальных детей будут винить особенного ребенка во всех негативных метаморфозах, происходящих с их детьми, пусть даже особенный ребенок будет совершенно не при чем. В этой ситуации от общения разных по развитию детей страдают все: обычные дети избегают контакта с особенным, получая негатив от этого общения; ребенок с ОВЗ оказывается непонятым и одиноким; нервничают родители всех детей; воспитатель уделяет много внимания одному ребенку, обделяя других, либо – наоборот, причём ни то, ни другое не способствует гармоничным отношениям в группе. А чтобы воспитывать милосердие, необходимо равномерное внимание педагога ко всем детям. В итоге коррекции недостатков развития ребенка, нуждающегося в ней, не происходит, а здоровые дети чувствуют себя некомфортно или проявляют равнодушие, а порой и агрессию по отношению к ребенку с ОВЗ.

Инклюзивная система образования широко обсуждается, имеет свои плюсы и минусы, но пока в России она не прижилась — слишком много изменений в обществе должно для этого произойти.

Есть родители, которые считают, что лучше подготовить ребенка с ОВЗ к школе без посещения ДОУ, занимаясь индивидуально со специалистами и не травмируя психику малыша, но лишая его возможности полноценной социализации. Также эффект от ежедневных занятий квалифицированных специалистов с особенными детьми в коррекционном саду несопоставим с полезностью эпизодических занятий дома или в дополнение к обычному детскому саду.

Решая вопрос о том, какой сад должен посещать ребенок, стоит прислушаться к мнению специалистов и рекомендациям ПМПК. Без особой необходимости ребенка с незначительными нарушениями в коррекционный сад не отправят.

Желаем всем родителям оставаться благоразумными и действовать в интересах своего ребенка!

Источник

Что такое коррекционная группа для детей с ОНР?

Александра Колдырева
Что такое коррекционная группа для детей с ОНР?

Некоторые взрослые заблуждаются, считая, что коррекционная группа – это приговор или клеймо. На самом деле, именно в коррекционной группе педагоги имеют возможность уделить особое внимание проблеме ребенка и провести целенаправленную коррекционную работу с помощью специальных методик, игр и упражнений.

ОНР (общее недоразвитие речи) – это не просто дефекты речи, которые характерны для детей дошкольного возраста, но и виды патологии, при которых ребенок, без коррекционной работы, не сможет овладеть навыками письма и чтения.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, мышление.

Причинами ОНР часто становятся внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Коррекционная группа в детском саду создана специально для того, чтобы помочь детям с ОНР. В этой группе с детьми ежедневно работают учитель-логопед и воспитатели, которые имеют специальное образование, а также опыт работы с детьми с ОНР.

Работа педагогов коррекционной группы направлена:

— на формирование умения строить фразы;

— уточнение звукопроизношения и развитие связной речи;

— совершенствование фонематического восприятия разговора;

— изучение навыков написания букв и слов;

— развитие мелкой моторики;

— изучение навыков написания букв и слов, а также основ чтения;

— развитие коммуникативных навыков;

— воспитание доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам;

— повышение мотивации к обучению.

Коррекционная работа осуществляется не только на занятиях. При выполнении режимных моментов, в беседах, играх и на прогулках педагоги организовывают постоянную коррекционную работу.

В большинстве случаев ОНР вылечивается и корректируется успешно, если родители вовремя обратят внимание и серьезно подойдут к данной проблеме.

Советы родителям детей с ОНР:

— Станьте примером для своего ребенка. Речь взрослого должна быть четкой, а предложения полными. Если родители имеют дефекты речи, то ребенок должен знать, что это отклонение от нормы.

— Выполняйте все задания и рекомендации логопеда и воспитателей.

— Мягко исправляйте ошибки ребенка. Помогайте ему правильно построить предложения и четко выражать словами свою мысль.

— Обязательно поощряйте малейшие успехи ребенка.

— Ежедневно выделяйте время для общения со своим ребенком. Побуждайте его рассказывать о своей деятельности за прошедший день. Благодаря вашему общению будет закрепляться пройденный материал, развиваться активная речь и у ребенка появится возможность анализировать различные ситуации.

Только при тесном взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей и родителей возможно добиться нужных результатов, а дети обязательно порадуют своими успехами.

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда.

Беседа «Что такое доброта?» (вторая младшая группа) Беседа «Что такое доброта?» Цель: нравственное воспитание детей, формировать умение быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для старшей группы (коррекционная группа VII вида) Тема: «Игрушки» Цель: Продолжать знакомить детей с названиями игрушек (пирамидка, машинка, кубики, кукла, мяч, робот, особенностями их.

Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.

Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое хорошо, что такое плохо?» МБДОУ «Детский сад №65 «Рябинушка комбинированного вида» Цель занятия. Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой.

Коррекционная работа-индивидуальный маршрут развития (первая младшая группа) Индивидуальный маршрут развития Ф. И. воспитанника группа «Гномики» возраст 2 года 3 месяца № п/п Образовательные области Основные задачи.

Конспект НООД «Что такое витамины?» (средняя группа) Что такое витамины? Программное содержание: 1. Дать первичные представления о витаминах, их значении для здоровья человека и хорошего настроения.

Открытое занятие в подготовительной группе «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Цель: -сформировать представление детей об этикете и культурном поведении в транспорте ; — формирование навыков вежливого поведения, развитие.

Источник

Оцените статью