Жан-Мишель Баския: лучезарное дитя
Баския – один их самых известных неоэкспрессионистов. Интерес к его жизни и творчеству не угасает до сих пор. Он нем снимают фильмы («Баскиа», «Downtown 81», «Жан-Мишель Баскиа: Лучезарное дитя», «Баскиа: взрыв реальности» и другие) и пишут книги («King for a Decade: Jean-Michel Basquiat», «Jean-Michel Basquiat: work from the Schorr Family Collection», «World are all we have: painting byJean-Michel Basquiat», «Life doesn’t frighten me», «Bsquiat-isms», «Basquiat»).
Художник за работой
Жан-Мишель Баскиа: лучезарное дитя – один из тех фильмов, что были переведены на русский язык. Фильм был снят в США в 2010 году, его удостоили некоторых наград — «Sundance Film Festival» и «SXSW Film Festival».
Жан-Мишель Баскиа. «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Частная коллекция. 1981
В начале 1980-х годов, когда новый художественный авангард разукрашивает стены Нью-Йорка, в самом сердце города-банкрота бруклинский подросток готовится изменить ход истории искусства. Сын таитянина и пуэрториканки, он даст искусству новую жизнь и станет первым чернокожим западным художником, показавшим современное искусство всему миру. Его история начинается в Нью-Йорке, когда ему всего 15 лет. Баскиа заслужил признание с невероятной быстротой — всего за 7 лет. Он словно Рембо в современном мире, его работы несут в себе юность. Кажется, что он жил больше века назад, хотя прошло около 20 лет.
Жан-Мишель Баскиаю «SAMO мертв». 1982
Мать художника очень поспособствовала его творческому развитию – она знакомила его с современным искусством, показала картины таких художников, как Пикассо (особенно его впечатлила «Герника»), его видение мира постепенно преображалась. Она же подарила сыну анатомию Генри Грея, после несчастного случая, когда Жана Мишеля сбила машина.
Уже в конце 1970-х он был известен за свои граффити под ником Само, но никто еще не знал его в лицо. Он делал свои рисунки по всему Сохо, а потом быстро убегал, так что никто никогда не видел, как он делает их, и кто он вообще такой. Он часто рисовал рядом с галереями искусства, как будто он делал все только ради искусства.
Жан-Мишель Баскиа. «Группа специалистов». Музей изящных искусств, Монреаль. 1982
Баскиа был своего рода первооткрывателем. Иногда он был расстроен от того, что он не умел рисовать как художник. Но ему это и не надо было – он был чем-то иным. Он стоял особняком в мире граффити, где чаще не было одиночек, а были банды или команды.
В 1981 году художник пишет автопортрет – посмертную маску, современную дань тщеславия Гольбейна и Пикассо. Он обращается к теме человека, встречающегося с вечностью. Черепа становятся постоянным элементом его работ. А темами – человеческое тщеславие, хрупкость жизни, неизбежность смерти. За всей кажущейся простотой в рисовании, непринужденностью юности скрывается то, что Баскиа видел, но никогда не осознавал.
Жан-Мишель Баскиа. «Голливудские африканцы». Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк. 1983
Ему не пришлось долго ждать своего вступления в мир великого искусства — всего за 3 года он преодолел путь с улицы до самых вершин. Баскиа мог работать одновременно над десятью или даже двадцатью картинами. При работе он часто слушал музыку, много двигался. Он постоянно рисовал, прекращая работу лишь на сон. Он создал очень много произведений, очень. Такой многосторонне развитый, он писал стихи, снимал фильм «Даунтаун-81», он играл в группе под названием Grey.
Жан-Мишель Баскиа. «Логотип». Частная коллекция. 1984
Он часто рисовал образы из телевидения, ему всегда был необходим источник, откуда он мог брать символы. Баскиа часто пририсовывал корону над головой темнокожим атлетам или джазовым музыкантам, или любому другому темнокожему, которого он бы хотел отметить, как короля. Как известный художник он дал им возможность войти в галереи через парадный вход, таким образом реабилитируя их всех. Корона – типичный символ в граффити, встречающийся на протяжении многих лет. Те, кто считал себя лучшими, пририсовывали маленькую корону над своей головой, так они обозначали свое великолепие.
Жан-Мишель Баскиа. «Труба». Частная коллекция. 1984
Настоящие бедствие Нью-Йорка того времени – наркотики. Начав зарабатывать все больше и больше, Баскиа начал принимать кокаин. Его бывшая девушка Сюзанна в фильме проводит целую классификацию работ в зависимости от наркотика, который он принимал, пока писал их. Когда он рисовал очень детализированные рисунки, он был под кокаином, а под героином он рисовал большими экспрессионистскими мазками. Казалось, он всегда был в состоянии легкого помешательства, он мог не спать ночами, создавая одну работу за другой.
Жан-Мишель Баскиа. «Сиенна». Частная коллекция. 1984
Жан стал не просто художником, его искусство стало товаром. В 1981 году его первые работы стоили в районе двухсот долларов, через год цена на его работы взлетела до двадцати тысяч. он был настолько популярен и богат, что не знал, что с этим делать. Будучи самым любимым и узнаваемым художником, он попадает на обложку «The New York times».
В 23 года молодой художник закрывает за собой дверь студии на Кросби-стрит и отправляется на встречу своей судьбе. Новую студию он арендовал у Уорхола. Встреча с Жаном-Мишелем вдохнула новую жизнь в работы Энди Уорхола, он и сам вновь ожил. Около десяти процентов работ Баскиа были выполнены совместно с Уорхолом, почти все они крупномасштабные. Это были ансамбли небольших зарисовок, вроде джазовых импровизаций или этюдов. Энди очень нравилась энергия молодого художника и он с удовольствием присоединялся к работе. В большинстве случаев начинал рисунок Уорхол, а завершал уже Баскиа.
Жан-Мишель Баскиа. «Тенор (Развитие)». Частная коллекция. 1985
Кто ученик, а кто учитель? Как будто встретились старые и новые миры. Поп-арт только успел завоевать художественный мир и как раз в это время на сцену выходит молодой двадцатипятилетний гений. Уорхол постоянно повторяет сам себя, в то время, как Жан-Мишель с дерзостью указывает ему новый путь. Чувственное искусство диаметрально противоположное холодным и механическим творениям.
В 25 лет, после провала одной из выставок, он отправляется на поиски себя. Художник посетил Абиджан, Кот-д’Ивуар.Он хотел показать свое искусство в странах, откуда идут его корни. В самом начале своего путешествия Баскиа ждет разочарование — он мечтал встретиться с современными африканскими художниками, а вместо этого нашел мирок, в котором нет ничего, кроме пост-колониальной атмосферы, однообразных лакированных выставок и приемов у посла. Погрузиться в африканскую культуру ему удалось лишь, познакомившись с племенем синуфо в Корхого. Только тогда ему удалось раствориться в Африке.
Жан-Мишель Баскиа. «Виктор». Музей американского искусства Амона Картера, Форт-Уэрт. 1987
«Я стал свидетелем того, как он себя вел перед последним показом в одной из галерей. Он не хотел туда идти, он очень сильно боялся», «Самое ужасное, что он был совсем один. Это было очень печально», «Казалось, что рисование больше не доставляет ему удовольствия, как раньше» — друзья Баскиа вспоминают последние годы его жизни.
Страдающий от героиновой зависимости, окончательно сокрушенный, одинокий как никогда, Жан-Мишель Баскиа создает самые яркие картины. Он противопоставляет темноте своей жизни красочность картин большого формата, как будто его жизнь зависит только от цветов, слов и вымышленных персонажей. Он работал три дня и три ночи, чтобы в итоге, а в апреле 1988 года явить миру свои шедевры в лице своей последней выставки.
Жан-Мишель Баскиа. «Без названия (автомобиль)». Частная колекция
В 1988 среди кошмаров Бруклина двадцатисемилетний Баскиа начинает свою последнюю схватку – на Грейт Джонс Стрит он пишет в своей студии, покрывает свои полотна словами, описывающим историю его жизни. Его работы – это наше наследие, но сам Мишель Баскиа этого уже не узнает. Незадолго до смерти он написал картины, названные «Эроика 1» и «Эроика 2» они были как классические музыкальные пьесы. Также он написал «Верхом на смерти» совсем перед гибелью. «Я увидела у него кошмарный автопортрет и помню, что сказала – в нем поселилась смерть». На этом полотне изображена смерть, скачущая на какой-то лошади или на скелете».
Никто не мог поверить в то, что он умер. За свою недолгую жизнь Жан стал связующей нитью между культурами. Он скончался 12 августа 1988 года от передозировки наркотиков в возрасте 27 лет.
Жан-Мишель Баскиа. «Верхом на смерти». Частная коллекция. 1988
Баскиа в фильме представлен кем-то вроде иконоборца. Со своей неоэкспрессионистической живописью он ворвался в художественную культуру Нью-Йорка именно тогда, когда в моде были концептуальное искусство и минимализм. Фильм рассказывает о его успехах не удачах, о его любви и дружбе, о его депрессии и тревогах. Командой создателей были собраны уникальные архивные материалы, в том числе интервью с самим художником, беседы с его товарищами.
Искусствовед Манеева Анна
Фомирякова Анна, жизнь и творчество, Фомирякова, фильм, граффити, авангард, энди уорхол, Баскиа, неоэкспрессионист, стритарт, улицы, кинематограф, стены.
Источник
Жан-Мишель Баския прошел путь от художника-граффити до художника панк-сцены и звезды искусства всего за несколько коротких лет своей карьеры. Он продавал толстовки и открытки с изображением его работ на улицах до того, как стать художником. Он сотрудничал с Энди Уорхолом в середине 1980-х, что привело к демонстрации его работ.
Недавно картина Versus Medici бруклинского художника была продана на аукционе Sotheby’s за 50,8 миллиона долларов. Жан-Мишелю было всего 22 года, когда он написал «Versus Medici» . В картине, о которой идет речь, изображен молодой художник, только что вернувшийся из Италии, читающий наследие великих деятелей эпохи Возрождения, таких как Леонардо Микеланджело, Рафаэль и Боттичелли. В визуально заряженном автопортрете Баския ниспровергает представления о западном искусстве, «и венчает себя, сына иммигрантов из Гаити и Пуэрто-Рико», — объясняет Sotheby’s.
Versus Medici
Для любой другой картины было бы ошеломляющим подвигом заработать 50,8 миллиона долларов в таком молодом возрасте. Тем не менее, Versus Medici продалась лишь немного выше своей высокой предпродажной оценки в 50 миллионов долларов. Что для Баскии это довольно дешево.
Самая дорогая картина Untitled была продана в 2017 году японскому миллиардеру Юсаку Маэдзаве более чем за 110 миллионов долларов. «Untitled» , созданная, когда Баскии был всего 21 год, заняла шестое место среди самых дорогих работ, проданных на аукционе, и самой дорогой работы художника.
Привлекательность работ Баскии всегда заключалась в «сочетании необработанного таланта, убедительной биографии и ограниченного предложения» (New York Times). Возможно, это формула, которая привлекала чековые книжки миллиардеров, собирающих предметы искусства.
Как пишет Bloomberg: «Несмотря на десятилетия успеха на рынке, цены на работы Баскии по-настоящему выросли только в последние годы, движимые спросом со стороны небольшой группы миллиардеров».
«Вы говорите о горстке шедевров, которые распространяются среди нескольких коллекционеров, которые не являются продавцами», — сказал New York Times арт-дилер Бретт Горви . «Если вы крупный коллекционер, вам придется долго ждать, чтобы увидеть еще одну необычную картину, подобную этой».
Учитывая, что так мало его картин переходит из одной частной коллекции в другую, а продажи продолжают оставаться в заголовках газет, это может быть окончательным расчетом с рыночной стоимостью художника. Увидим ли мы еще один рекордный аукцион? Это только вопрос времени.
Кем был Жан-Мишель Баския?
Баския родился в Бруклине, штат Нью-Йорк, 22 декабря 1960 года. Его отец был американцем гаитянского происхождения, а мать — пуэрториканкой. Разнообразное культурное наследие Баскии было одним из его многочисленных источников вдохновения.
Художник-самоучка, Баския рано начал рисовать на листах бумаги, которые его отец, бухгалтер, принес домой из офиса. По мере того, как он углублялся в свою творческую сторону, его мать настоятельно поощряла его развивать свои художественные таланты.
Баския впервые привлек внимание своими граффити в Нью-Йорке в конце 1970-х годов под названием «SAMO». Работая со своим близким другом, он пометил поезда метро и здания Манхэттена загадочными афоризмами.
В 1977 году Баския бросил среднюю школу за год до ее окончания. Чтобы свести концы с концами, он продавал толстовки и открытки со своими работами на улицах своего родного Нью-Йорка.
Корона Баскии
В своих ранних работах Баския был известен тем, что использовал мотив короны, который был его способом прославлять черных людей как величественных королевских особ или считать их святыми.
Описывая саму корону более подробно, художник Франческо Клементе утверждал: «Корона Жан-Мишеля имеет три вершины для трех его королевских родословных: поэта, музыканта, великого чемпиона по боксу. Жан сравнил свое мастерство со всем, что он считал сильным, без предрассудки относительно их вкуса или возраста».
Ранние картины
Три года борьбы уступили место славе в 1980 году, когда работы Баскии были представлены на групповой выставке. Его работа и стиль получили признание критиков за сочетание слов, символов, фигурок и животных. Вскоре его картины стали обожать любящая искусство публика, которая без труда платила до 50 000 долларов за оригинал Баскии.
Его взлет совпал с появлением нового направления в искусстве, неоэкспрессионизма, открывшего волну новых, молодых и экспериментальных художников, среди которых были Джулиан Шнабель и Сьюзан Ротенберг.
В 2017 году японский миллиардер побил рекорд, купив на аукционе Sotheby’s картину Баскии «Без названия» с изображением черепа 1982 года за 110,5 миллиона долларов.
Untitled (Skull) (1981)
В качестве примера ранней работы Баскии, основанной на холсте, «Без названия (Череп)» изображен лоскутный череп, который кажется почти графическим эквивалентом монстра из «Франкенштейна» Мэри Шелли — сконструированная и зашитая сумма несовместимых частей. Подвешенный перед фоном, который предлагает аспекты системы метро Нью-Йорка, череп одновременно является риффом современного граффитиста на долгую западную традицию автопортрета и «визитной карточкой» уличной богемы.
Выражение на черепоподобном лице угрюмо, грубые строчки предполагают неудачное сочетание составных частей. Используемые цвета, которые смешиваются и смешиваются друг с другом, предполагают синяки или раны на лице, а в сочетании с неровными линиями подразумевают насилие или его последствия.
Untitled (Black Skull) (1982)
Подобно странице, вырванной из ежедневного дневника художника, это безымянное полотно представляет собой набор личной иконографии Баскии и повторяющихся символов, установленных на черном фоне и размазанных пятнами яркой краски. Белый череп выступает из центра композиции из черного дерева, живо напоминая почитаемую художником традицию memento mori.— напоминание об эфемерности всего живого и о возможном безжалостном вырождении тела.
Кость справа от холста также может быть прочитана как фаллос, предполагая представление черной мужской сексуальности как угрожающей или примитивной (особенно когда она расположена рядом со стрелкой на картине). Весы появляются прямо под черепом, возможно, представляя весы правосудия и, следовательно, подразумевая неравенство в обращении с чернокожими мужчинами со стороны полиции и системы правосудия, которое сохраняется и по сей день.
Дружба с Уорхолом
В середине 1980-х Баския сотрудничал со знаменитым поп-артистом Уорхолом, в результате чего на показе их работ была представлена серия корпоративных логотипов и героев мультфильмов.
Сам по себе Баския продолжал выставляться по всей стране и по всему миру. В 1986 году он отправился в Африку на шоу в Абиджане, Кот-д’Ивуар. В том же году 25-летний художник выставил около 60 картин в галерее Kestner-Gesellschaft в Ганновере, Германия, став самым молодым художником, когда-либо выставлявшим там свои работы.
Личные проблемы
По мере того, как его популярность росла, росли и личные проблемы Баскии. К середине 1980-х друзья стали все больше беспокоиться о его чрезмерном употреблении наркотиков. Он стал параноиком и надолго изолировал себя от окружающего мира. Отчаявшись избавиться от героиновой зависимости, он уехал из Нью-Йорка на Гавайи в 1988 году, вернулся через несколько месяцев и заявил, что ведет трезвый образ жизни.
К сожалению, это не так. Баския умер от передозировки наркотиков 12 августа 1988 года в Нью-Йорке. Ему было 27 лет. Хотя его карьера художника была недолгой, Баския приписывают привнесение опыта афроамериканцев и латиноамериканцев в элитный мир искусства.
Американский режиссер Шнабель выпустил биографический инди-фильм под названием «Баския» был выпущен в 1996 году, в котором Джеффри Райт сыграл главную роль, а Дэвид Боуи — Уорхола среди звездного состава.
Источник