Конспект что значит быть моральным 4 класс орксэ конспект

Презентация «Что значит быть моральным» 4 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

учитель начальных классов

МБОУ «Тюлькинская ООШ»

Семенец Лариса Викторовна

Что значит быть хорошим человеком? Наивнейший, казалось бы, вопрос. Поразмышлять не вредно нам об этом, Ведь вдуматься, ответ отнюдь не прост. Чтоб рассуждать, определиться надо, Что хорошо, что плохо вообще, Чтобы потом обидой и досадой Не замутили помыслы себе.

Найди пару Мораль Дружба Эгоизм

Внутренние духовные качества, которыми руководит человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими нормами.

Нравственная форма поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность.

Себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде; предпочтение своих личных интересов, пренебрежение к интересам общества.

Вежливость Вежливость Альтруизм Нравст-венность

Совокупность норм поведения человека в обществе. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения.

Моральное качество человека, для которого уважение к людям, бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей) .

Привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.

  • Мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
  • Моральные нормы (правила) нигде не записаны.
  • Моральные нормы не имеют документального оформления.
  • Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
  • Долг – это осознание человека необходимости исполнения моральных норм.
  • Моральные обязанности :

    исполнять установленные в

    обществе моральные нормы;

  • уважать других людей и их права;
  • Бескорыстно помогать другим людям;
  • быть благодарным.

Света своевременно выполняет домашние задания, учится на совесть. Она вежлива с учителями и учащимися, может объяснить товарищу материал, который он не понял, но никогда никому не дает списывать.

Как поступает Света, используй слова:

Никита не выполнил домашнее задание, так как устал на тренировке и уснул.

Как поступил Никита, используй слова:

Источник

Технологическая карта по светской этике 4 класс по теме «Что значит быть моральным?»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Технологическая карта к уроку светской этике «Что значит быть моральным?»

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx 29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что значит быть моральным?

Цель: формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению

Личностные – воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные – умение ставить цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия;развивать речь, умение слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные – повторение основ морали; формирование первичных представлений о светской этике и её роли в истории и современной жизни; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Технологическая карта урока

Задания для учащихся,

приведёт к достижению

Здравствуйте, ребята и уважаемые учителя.

Формулирование темы урока, постановка цели

Слушают. Анализируют стихотворение.

Сегодня я хотела бы начать урок со стихотворения

Что значит быть моральным?

Нам выбрать ту дорогу,

Шагая по которой

С добром пойдём мы в ногу.

Что значит быть моральным?

Поразмышлять нам надо.

Когда свершаешь подвиг,

Не требуя награды.

Когда отдашь не глядя

Когда не обижаешь

Когда в беде над другом

Не будешь ты смеяться.

Над маленьким котёнком

Не будешь издеваться.

Что значит быть моральным?

Не навредить другому.

Взять в жизни за основу.

Что значит быть моральным?

Душе не дать лениться .

От доброго –добро,

От злого-зло родиться.

Послушать стихотворение и сформулировать тему урока: «Что значит быть моральным?».

Анализ стихотворения о морали.

Личностные УДД: формирование положительного отношения к окружающим людям, умение анализировать себя и свои поступки.

Регулятивные УУД : умение выделять основную мысль

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение донести свою мысль до слушателей, владение монологическими формами речи

Предполагают, как можно ответить на вопрос.

Тема урока «Что значит бать моральным.?» А как бы вы ответили на этот вопрос? (Выслушивает ответы детей. Направляет и помогает сформулировать этапы урока)

Чтобы дать ответ на этот вопрос мы должны обобщить и систематизировать наши знания. В этом нам поможет карта урока ( слайд5)Каждая команда будет работать над своим заданием.

1 команда. Качества

Значимость. (все вместе.)

Ответить на вопрос: Что значит быть моральным?

На основе изученного материала, выдвигают свои предположения о моральном человеке.

Регулятивные УУД : выбор наиболее рациональных этапов для решения здачи; Познавательные УУД:

произвольное и осознанное владение полученной информацией

Коммуникативные УУД : удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; овладение определенными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника

Применение знаний и умений

Работа по группам.

Курировать организацию работы в группе; консультировать при отборе материала.

Задание: Определить положительные и отрицательные качества морального человека. Соотнести с литературными героями. Сделать вывод.

2 группа. Поступки

Разбирает и анализирует поступки.

2.Добродетель или порок.

Сделать вывод используя учебник стр.35.2 абзац)

Составить правила, используя карточки. Отобрать соответствующие моральным нормам поведения.

Анализировать, формулировать и излагать информацию о моральных нормах и правилах принятых в обществе.

Регулятивные УУД : выделение и осознание того, что уже усвоено;

выбор средства для саморегуляции своего поведения; начинать и заканчивать действия в нужный момент; способность к волевому усилию

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение донести свою мысль до слушателей, владение монологическими формами речи

Обобщение и систематизация знаний.

Выступление учащихся по группам.

Время подготовки вышла. Давайте посмотрим, как вы справились с заданиями.

Сверяем с результатами на слайдах.

Выступить с результатами своего задания.

Изложить полученную информацию.

Личностные УДД: Осознание необходимости самосовершенствования.

Оценка себя, жизненных ситуаций.

Ценить и принимать базовые ценности нравственности и морали.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, трансляция подборки информации

Регулятивные УУД : выделение и осознание того, что уже усвоено; выбор средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать инструкции по времени; планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу (алгоритму); предвосхищение промежуточных и конечных результатов своих действий, а также, возможных ошибок; начинать и заканчивать действия в нужный момент; тормозить ненужные реакции.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными, невербальными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению.

Работа в группах над 4 заданием.

Показ притчи. Помочь сформулировать анализ и вывод.

Просмотр притчи и ее анализ. Все вместе пытаются ответить на вопрос для чего необходимо быть моральным.

Анализ текста. Построить вывод на основе усвоенных знаний.

Отвечают на вопросы.

Просмотр видео ролика.

Мы заполнили карту. Пусть это карта будет для вас памяткой о том, что значит быть моральным.

Давайте попытаемся по ней ответить на вопрос.

Я знаю, что вы тоже делаете много добрых дел, давайте посмотрим видео ролик

Надеюсь, что и в будущем вы останетесь такими же добрыми, отзывчивыми людьми.

Отвечают по карте:Что значит быть моральным?

Предположительные ответы детей: Моральный человек это то тот:

кто воспитывает в себе положительные качества;

несет ответственность за свои поступки;

соблюдает правила и нормы принятые в обществе, основанные на идеалах добра и уважительного отношения к окружающим людям.

Просмотр видеоролика –добрые дела 4б класса.

Осознание значимости моральных качеств и норм поведения.

Коммуникативные УУД: удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; овладение определенными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника

выделение и осознание того, что уже усвоено; выбор средства для своего поведения; запоминание и удержание правил поведения

Источник

«Что значит быть моральным?»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель: подведение итогов изученного блока; формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению; развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Планируемые результаты:

Личностные – воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные – умение ставить цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать речь, умение слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные – знакомство с основами светской морали; формирование первичных представлений о светской этике и её роли в истории и современной жизни; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: «Азбука моральных качеств человека», пословица, смайлики, 4 цветов для распределения по группам, тексты, басни.

Скачать:

Вложение Размер
chto_znachit_byt_moralnym.docx 23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам светской этики с детьми ОВЗ в 4 классе.

Тема: Что значит быть моральным?

Цель: подведение итогов изученного блока; формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению; развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Личностные – воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные – умение ставить цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать речь, умение слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные – знакомство с основами светской морали; формирование первичных представлений о светской этике и её роли в истории и современной жизни; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: «Азбука моральных качеств человека», пословица, смайлики, 4 цветов для распределения по группам, тексты, басни.

I. Организационный момент. (приветствие)

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Мир — это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с ребятами пригласили вас на наш урок «Светской этики», чтобы вы послушали, какие вопросы мы обсуждаем на уроках, что мы уже узнали, изучив первую половину курса.

Ребята! На уроке нам потребуется внимание, активная работа каждого из вас. Вы работаете в группах, не забывайте о правилах работы. Перед вами карточки — смайлики. Покажите смайлика, у которого такое же настроение, как у вас сейчас. С таким настроением мы отправляемся в трудную дорогу познания истины.

II. Постановка цели и задачи урока.

. Как вы думаете ребята? О чем мы сегодня будем говорить?

( о нравственности, о поступках и поведении людей, о качествах человека)

Прочитали тему урока

Что значит быть моральным?

(Информацию почитает – Горбунов Сергей, 1 абзац) Человечество всегда искало ответ на этот важный и трудный вопрос. Но окончательного ответа на этот вопрос пока нет, но каждый человек своей жизнью, своим поведением вносит посильный вклад в его поиск.

Учитель. И мы сегодня попробуем поискать ответ на этот в опрос.

Сегодня на уроке мы: (дети договаривают)

Повторим то, что изучали на прежних уроках.

Вспомним с какими моральными качествами уже познакомились.

Проанализируем пословицу и установим, как поступок может отразиться на судьбе человека.

Выполним интересные задания, рассмотрим ситуации, подведем итоги, сделаем вывод по нашей теме.

III. Актуализация знаний.

1). Блиц-опрос. Что мы узнали? С какими понятиями познакоми-

(Этика, Мораль, Добро, Зло, Добродетель, Порок, Свобода,

Моральный выбор, Ответственность, Моральный долг,

Справедливость, Альтруизм, Эгоизм, Дружба).

2). Карточка на доске

Еще раз ребята обратите внимание на эти важные

понятия, которые помогут обсудить задания, ответить на вопросы

Мораль – нравственная форма поведения или нравственность.

Моральный выбор – способ поведения, выбор между нравственным и

Моральный долг – моральные обязанности каждого человека.

3). Задание в группах.

Выберите из Азбуки нравственности, те

качества человека, которые вы отнесёте к добродетели и

охарактеризуйте их. Приведите примеры из произведений.

Выберите из Азбуки нравственности те

качества, которые вы отнесёте к порокам и охарактеризуйте их.

Приведите примеры из литературных произведений

Ваши примеры из произведений показали, что герои есть добродетели

и порочные. И эти качества (добро и зло) существуют в жизни людей,

проявляются в их поступках, они и созданы людьми, и есть в нашем

современном мире, и в нашей жизни. ( обман, насилие; доброта,

Люди стараются организовать свою жизнь, чтобы отношения

строились на основе сотрудничества, а не вражды. ( как вы работаете

в группе – дружно). И прилагают все усилия, чтобы в мире было

4). Задание парами.

Задание на карточке и выполнение работы: анализ предложенного

поступка, анализ его и прогнозирование влияния этого поступка на

судьбу человека. Каждая карточка содержит один из предложенных

Поступок *Тайком наябедничал учителю на своего одноклассника.

*Ударил того, кто слабее и не может ответить.

*Помог подняться упавшему однокласснику, спросил о том, не нужна ли ему помощь.

*Не поделился чем-нибудь с одноклассником, когда тот попросил об этом.

*Навестил заболевшего товарища, помог ему выполнить домашнюю работу.

*Не выучил уроки и обманул учителя или родителей.

Добродетель или порок

5). Работа над пословицей.

Внимательно прочитайте, проанализируйте в группе и сделайте вывод:

Как поступок может отразиться на судьбе человека.

(МЫ послушаем ваше мнение 1 человек от группы)

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь добродетель или порок.

Посеешь добродетель или порок – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Подведение итога: Да, ребята, судьба человека и его окружающих зависит от характера человека, его поступков, действий, морального выбора.

III. Работа с учебником.

Информацию из учебника прочитает Ичидонов Алеша (4 абзац).

5). Физминутка — игра

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя

сказочного а вы определяете, добрый он или злой. Если

добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – молчите.

1.Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, . (кощей)

3.В его любимой песенке поется:

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот — трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот — трудно.(кот Леопольд)

2.Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Дюймовочка, Золушка, Винни-Пух.

4.Она часто напевала:

«Кто людям помогает — тот тратит время зря.

Хорошими делами прославиться нельзя.

Поэтому я всем и каждому советую

Всё делать точно так,

Как делает старуха по кличке (Шапокляк)

6). Закрепление. Давайте обратимся к учебнику с.34 рисунки.

Прочитайте задание с.35 (1-2 вопросы) парами.

Какая ситуация морального выбора на них изображена? Кто совершил добродетельный поступок, а кто порочный? Как вы думаете, почему дети так поступают? (безнравственно или совершают аморальный поступок) А с вами случались такие ситуации?

7). (Картинки с хорошими поступками).

Как назвать можно эти поступки? Почему? Изучая курс Светская этика мы выяснили, что именно от человека зависит, какие поступки он будет совершать: добрые или злые, будет он нравственным или нет? Какой он «нравственный человек»?

Нравственный человек творит добро вокруг себя.

8). (Работа с басней)

А в каких произведениях высмеиваются пороки людей? (В баснях И.А. Крылова) Предлагаю вам одну известную басню, вы внимательно прочитайте и обсудите в группах.

(Так бывает и у людей, сделают они доброе дело, помогут кому-то, а им отплатят за добро злом.

9). Работа с притчей. Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь послушайте одну притчу, которая называется

«Спешите делать добро» – читает учитель.

Однажды учитель сказал ученикам:

— Мы с вами говорили о том, почему нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро.

Ученики разошлись в разные стороны, а через неделю вернулись.

— Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать, — сказал один.

— Я ухаживал за больным, потому что он нуждался в сострадании и помощи, — объяснил другой.

— Я накормил бедного, чтобы поддержать его силы, — рассказал третий.

— Я защитил ребёнка. Ведь детям требуется защита взрослых, — сказал четвёртый.

— Я старался делать добро всем. Наверное, я был не прав, — признался последний ученик

Ваше мнение, кто из учеников прав ? (в группах и каждый сам решит что сказать)

Кто бы вы поступили на месте учеников? Кто больше из учеников понравился? Почему?

УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете? Можно ли обладать всего одной добродетелью, например терпением, и при этом считать себя моральным человеком?

Учитель: Вы поняли, что значит быть моральным человеком? Нельзя называть себя моральным человеком, если ты обладаешь одним или двумя моральными качествами. Нужно стремиться к тому, чтобы этих качеств было как можно больше. Если человек развивает в себе положительные качества, то становится лучше. Если он не старается стать лучше, то плохое в нем вытесняет хорошее.

А вот у меня такой вопрос к вам: что или кто? помогает человеку сформировать моральные качества?

Или как формируются моральные качества?

А сформировать моральные качества человеку помогают: художественные произведения, высказывания великих людей, пословицы, поговорки …музыка, спорт …

(выставка книг: Мудрые мысли, Афоризмы, пословицы, поговорки, художественные произведения. Напечатать высказывание, поговорку, пословицу….на доску.)

…Человек должен понимать, осознавать, выполнять существующие моральные обязанности, отстаивать свои убеждения, уважать права других,…

Рассмотрим ситуацию (обсудим в группах)

Ситуация . Никита не выполнил домашнее задание, так как устал на тренировке. Ваше мнение. Почему?

Учитель. Мы не должны забывать о моральном долге, или обязанностях (уважать, помогать, быть справедливым, добрым, воспитанным, правильно поступать …)

Подведём итог. Мы должны ответить на вопрос «Что значит быть моральным?» обсудите в группе.

(Дети говорят, Дима Долматов прочитает из учебника информацию, а как на этот вопрос отвечает этика – последний абзац С.35 )

На доске образные фигуры людей: белая и чёрная.

На столе у вас лежат стикеры: напишите на них – на одном положительные качества, которые вы бы хотели в себе воспитывать, на другом отрицательные, от которых вам хотелось бы избавиться, приклейте их к соответствующей фигуре.

Вывод: сравним таблицы и увидим, что добродетелей больше чем пороков, значит добро обязательно победит зло.

-Как вы думаете, ответили ли мы на этот трудный вопрос: что значит быть моральным? И да, и нет. Но, я считаю, что за сегодняшний урок вы немного приблизились к ответу.

(лестница) объяснить высказывание?

Мораль — лестница, строящаяся на протяжении всей жизни.

-Как вы понимаете это высказывание?

Пусть эта лестница для вас будет дорогой добра на всю вашу жизнь.

Ю. Энтин «Дорогою добра» (звучит песня)

— На этой позитивной ноте мы заканчиваем наш урок.

Источник

Читайте также:  Что значит резина пошла винтом
Оцените статью