- Коммерческое право: Шпаргалка.
- 36. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ.
- Коммерческий договор: основные понятия, сущность, классификация и порядок заключения
- Сущность коммерческого договора
- Классификация коммерческих договоров
- Правила заключения коммерческого договора
- Договор с поставщиком. Примеры опасных и нормальных
- Семен Кирьяк
- Чем отличается договор поставки от других видов договоров
- Как заключить договор поставки
- Предмет договора
- Предмет договора — это существенное условие договора поставки
- Сроки поставки
- Цена, количество, качество и ассортимент товара
- Обязанности сторон
- Способы доставки товара
- Приемка товара
- Порядок расчетов
- Ответственность сторон
- Форс-мажор
- Разрешение споров
- Сроки действия договора
- Досрочное расторжение договора поставки
- Подписка на новое в Бизнес-секретах
- Сейчас читают
- Кассовый чек в 2021 году: что нужно знать бизнесу
- Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
- Бизнесу — про налог самозанятых: что нужно знать для безопасного сотрудничества
- Рассылка для бизнеса
- Чтобы скачать чек-лист, подпишитесь на рассылку о бизнесе
Коммерческое право: Шпаргалка.
36. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ.
Есть существенное различие между договорами в зависимости от сферы их применения: коммерческий и некоммерческий договор.
Коммерческий договор – это возмездный гражданско-правовой договор, где сторонами или одной из сторон выступают предприниматели, заключенный в коммерческих целях и влекущий за собой возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.
В гражданском праве выработана целая система коммерческих договоров, учитывающих особенности отдельных видов экономических отношений.
1. Реализационные договоры на возмездную передачу имущества в собственность (поставка, мена, товарный кредит).
2. Договоры по передаче имущества во владение и (или) пользование (аренда, прокат, лизинг, доверительное управление).
3. Договоры предоставления услуг (информационный, консалтинговый, рекламный, юридический, страховой, транспортный, складское хранение товаров и т. д.). Данная группа договоров включает также посреднические договоры (комиссия, коммерческая концессия, коммерческое агентирование) и представительские договоры (коммерческое представительство). Систематическое оказание услуг является деятельностью, не имеющей вещественного результата.
4. Договоры выполнения работ (научно-исследовательский; проектный, изыскательский, строительный, маркетинговый, оценочный, аудиторский и т. д.).
5. Договоры о совместных действиях или деятельности (простое товарищество, консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа).
6. Финансовые договоры (банковский счет, вклад, кредит, заем, факторинг).
7. Договоры по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности (авторский, коммерческая концессия, лицензионное соглашение).
8. Договоры по передаче исключительных прав (дистрибутив).
9. Договоры по обеспечению основных обязательств (залог, ипотека, задаток, поручительство и банковская гарантия, имущественное страхование).
Содержащийся в ГК и специальном законодательстве (например, ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)») перечень видов договоров не является исчерпывающим. Стороны вправе заключить смешанный (комплексный) договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а также иной договор, не предусмотренный законодательством (например, дистрибьюторский договор). Комплексный договор достаточно актуален в предпринимательской сфере, где отношения отличаются интенсивностью и многообразием, но не всегда удобен в случае возникновения спора, когда необходимо выявлять определенный вид обязательств.
Источник
Коммерческий договор: основные понятия, сущность, классификация и порядок заключения
Договором признается соглашение между двумя лицами физическими либо юридическими), которое регулирует возникновение и изменение гражданских прав (иногда и обязанностей). Такой документ является основанием для заключения различных видов сделок.
Также в юридической литературе выделяется понятие коммерческого договора, который обладает своей спецификой. Он регулирует отношения между продавцом и покупателем, а объект передается не для личного использования, а для дальнейшего использовании в предпринимательском деле. Несмотря на то, что документ такого рода подчиняется общим требованиям гражданских договоров, он имеет ряд отличительных характеристик, о которых будет подробнее рассмотрено далее в статье.
Сущность коммерческого договора
Коммерческий договор регулирует возмездные отношения между продавцом и покупателем.
Торговый (коммерческий) договор — это документ, регулирующий возмездные отношения между продавцом и покупателем, который предусматривает переход товара от одного лица к другому, который в дальнейшем используется не для бытовых нужд и личного потребления, а для ведения предпринимательской деятельности и последующей перепродажи позиции. Основная цель документа — это получение выгоды и прибыли для каждого субъекта договора. Такой акт всегда носит возмедный характер.
В случае, когда субъекты сделки относятся к категории коммерции, но товар передается на безвозмездной основе, то документы, относящиеся к таким действиям, не являются коммерческими договорами. Примерами таких ситуаций может быть предложение приобрести определенный объем номенклатуры товара и получить при этом скидку либо бесплатную партию. Отмечается в маркетинговой литературе, что такие сделки носят имиджевые характер и не направлены на сиюминутное получению дополнительной прибыли.
В нормативных документах закреплено такое понятие, как свобода договора. Его определение заключено в 421 статье Гражданского кодекса РФ. Он включает в себя следующие постулаты:
- субъекты самостоятельно выбирают участников сделки и принимают решение о составлении акта;
- лица имеют право диктовать условия коммерческого договора;
- правовые субъекты имеют право заключать договора, которые рассмотрены в правовых актах, а также смешанные и не приведенные в основных документах законодательства.
Однако несмотря на то, что принцип имеет место на практике, существует ряд условий, которые ограничивают свободу договора. Например, регулировать определение условий коммерческого акта могут следующие факторы:
- обязательные пункты договора, которые закреплены нормами закона;
- законодательство фиксирует условия, на которых договор заключается, либо ограничивает свободу действия субъектов при его составлении (установлении сроков действия сделок, фиксирование норм цены и другое).
В некоторых случаях лица-участники самостоятельно ограничивают действие принципа. Это касается тех ситуаций, когда предусматривается последующее заключение дополнительных договоров, которые будут основаны на условиях действующего коммерческого акта.
Классификация коммерческих договоров
Коммерческие договоры бывают торговыми, посредническими и реализационными.
Существует основная классификация коммерческих договоров, которая наиболее часто используется в юридической практике. В этот перечень входят:
- реализационные договора;
- посреднические;
- содействующие торговли.
Наибольший процент от общего количества коммерческих сделок занимают реализационные акты. Они распространены во всех экономических областях и направлены на передачу одного товара и прав на него другому лицу.
Примерами таких соглашений являются поставка позиций товаров, оптовых сделок, контрактов по товарам сельского хозяйства, государственных закупок, а также товарного кредитования. последний пример официально входит в регулирование процесса кредитования, но на практике это купля-продажа номенклатуры с последующей оплатой в будущем периоде. Также к данной категории относятся сделки по обмену, которые заключаются в целях ведения предпринимательско деятельности.
Цель составления акта — это не единственный критерий такого разделения. Важную роль играет и характеристика участников сделки. В данном случае ими могут являться исключительно юридические подразделения (компании и индивидуальные предприниматели). Физические лица не являются участниками таких сделок.
Дополнительные договора, которые сопровождают реализацимонные, называются посредническими. Они представляют интересы третьей стороны, которая способствует осуществлению сделки между двумя другими субъектами. Это зачастую касается дистрибьюции в торговой сфере. примерами таких соглашений служат договора консигнации, франчайзинг и поручения (доверенность). К данной категории относятся также акты по найму агентов (агентские договора).
Отдельная категория представлена договорами, которые содействуют торговому процессу. Из-за активного развития данной экономической сферы данная категория получила большое количество разновидностей коммерческих актов. Они применяются в различных отраслях: коммерческих, торговых и общеправовых. Сейчас наиболее популярные из них имеют маркетинговую подоплеку: это акты для проведения исследований товаров и потребителей (маркетинговое исследование), продвижение посредством рекламных материалов, услуги продвижения и предоставления информации, хранения партий товаров.
Кроме того, к ним относят еще один раздел кредитования — это процесс выдачи кредитов для проведения операций в торговле, страхования рисков, экспедиций, логистических договоров и т.д.
Отдельное место в классификации занимают договора на оказание услуг и проведение работ. Их специфика состоит в том, что предметом сделки является создание продукта или материальной ценности, которые получается в ходе оказания услуги. В дальнейшем продукт подвержен перепродаже или другим коммерческим действиям. Услуг в кредитной отрасли предусматривают действия субъекта в пользу кредитной организации. При этом условия для таких соглашений значительно различаются.
Иногда выделяют еще один вид договоров — предварительный. Он не существует как отдельный вид акта, однако являются дополнение предшествующим основному.
В некоторых случаях выделяют и организационные документы. Они используются для регламентирования в сфере торговли. Данная категория включает в себя:
- исключительную продажу/покупку товаров;
- кооперация в целях реализации номенклатуры;
- поставка продуктов среди регионов;
- покупка/продажа номенклатуры товаров между администрациями и соответствующими субъектами.
Федеральный Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» регулирует такие специфические сделки, касающиеся органов власти и муниципалитета.
Правила заключения коммерческого договора
Процесс заключения коммерческого договора регулируется ГК РФ.
Гражданский кодекс устанавливает также определенные правила заключения коммерческого договора. Существует общее правило, согласно которому для заключения соглашения между сторонами достаточно прийти к одному мнения относительно всех пунктов. Для реальных договоров необходим сам факт перехода вещи от одного владельцу к другому. Акт, которому необходима государственная регистрация, признается действующим только с момента ее проведения.
Для юридических лиц существует более сложный алгоритм осуществления процесса создания такого договора — он значительно отличается от бытовых сделок. Основная проблемы при их реализации состоит в том, что продукт не переходит сразу к новому владельцу, а необходим промежуток времени с момента его подписания. При этом в большинстве случаев приобретается не один экземпляр позиции, а партия товара — особенно часто этот механизм используется в розничной сети. Срок действия такого акта может быть растянут на продолжительное время.
Для того, чтобы согласовать и утвердить условия договора, две стороны совместно принимают решение о его пунктах.
Обязательным условием является письменная форма такого документа. В частности, это объясняется тем, что:
- Участие принимают юридические лица;
- Сумма договора достаточно высока и приблизительно составляет 10 МРОТ и более.
Акцепт — это то условие, которое позволяет считать акт заключенным с обоих сторон. ему всегда предшествует оферта (предложение). В случае, если в документе допущены ошибки либо он не соответствует согласованным нормам, либо одно лицо препятствует его регистрации, то такие действия оспаривают в судебном порядке и принудительно регистрируют акт.
Таким образом, коммерческий договор является неотъемлемой частью любой торговой сделки. Он позволяет полностью контролировать действия контрагентов и во время пресекать нарушение условий.
Видео о международных коммерческих договорах:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник
Договор с поставщиком. Примеры опасных и нормальных
Иногда кажется, что договор — это формальность. Но в случае споров договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде
Семен Кирьяк
Когда отношения с контрагентами идут гладко, бизнес может не вникать в договоры и работать вообще без них: кажется, что эти бумаги ни на что не повлияют. Но если вдруг возникнут проблемы, договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде. Рассмотрим в статье подробно, как работать с договором поставки безопасно для компаний и предпринимателей.
Чем отличается договор поставки от других видов договоров
Договор поставки — один из видов договора купли-продажи. По такому договору продавец передает покупателю товары, которые производит или покупает для перепродажи. Отличить поставку от других видов купли-продажи позволяют два важных признака:
- Договор поставки — это всегда договор между предпринимателями или компаниями.
- Покупатель приобретает товары для использования в бизнесе, а не для личного, семейного или домашнего использования.
У такого договора есть несколько особенностей, рассмотрим их дальше.
Как заключить договор поставки
По закону договор поставки можно заключить двумя способами:
- Составить обычный договор на бумаге или в электронном виде и подписать его.
- Обменяться письменными сообщениями, в которых будет два существенных условия договора поставки: товар и срок поставки.
В этом случае договор считается заключенным, даже если нет отдельного бумажного договора, подписанного обеими сторонами
Бывают ситуации, когда один предприниматель направил договор, а другой его не подписал, но своими действиями согласился с его условиями: например, перевел деньги или начал отгружать товар. В таком случае договор тоже будет считаться заключенным и связывающим контрагентов.
Дальше рассмотрим основные разделы, которые могут быть в договоре поставки.
Предмет договора
О чем раздел. Под предметом договора обычно понимается товар, который продавец передает покупателю. В законе нет четкого определения термина «товар», поэтому под ним понимают любые движимые вещи, например овощи или самосвалы. Единственное, товаром нельзя называть недвижимость, потому что ее продажа регулируется отдельными статьями Гражданского кодекса.
Предмет договора — это существенное условие договора поставки
Это значит, что если стороны не согласовали предмет договора, суд может признать договор незаключенным. Если возникнет спор, суд встанет на сторону покупателя и продавцу придется вернуть ему все деньги.
Что здесь писать. Предмет договора должен быть прописан четко и конкретно.
Если стороны укажут в договоре поставки, что его предметом является «машина», то определить, что именно должно быть передано продавцом покупателю, невозможно. «Машиной» можно одинаково назвать автомобиль, стиральную машину или заводской станок.
Если же стороны укажут, что предметом договора является поставка автомобиля, и укажут марку, модель и VIN, то предмет можно считать согласованным.
Предмет договора не обязательно согласовывать в самом договоре: его можно указать в дополнительных соглашениях или приложениях к договору. Это удобно, если контрагенты часто работают вместе и им не нужно заключать договор на каждую отдельную партию товара, а проще работать по заявкам на общих условиях.
Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.
Это неудачный вариант: непонятно, что за автомобиль должен быть передан: новый или подержанный, какая марка, модель, цвет
Так может выглядеть пункт договора поставки, когда предмет договора указывают в приложениях, например в отдельных заявках
Так может выглядеть пункт договора поставки, когда предмет договора указывают сразу в договоре. Сроки поставки и оплаты в этом пункте прописывать не обязательно, лучше вынести их в отдельный подробный пункт
Сроки поставки
О чем раздел. Срок — второе существенное условие договора поставки. Стороны при заключении договора поставки обязательно должны указать дату, когда продавец передает товар покупателю, или прописать условия определения этой даты.
Что здесь писать. Если покупателю важно, чтобы товар доставили к конкретной дате и не раньше, в договоре нужно указать, что «ранее данного срока товар не может быть поставлен». Иначе поставщик может привезти товар, а покупатель не сможет его принять и понесет этого убытки. Например, если вы заказываете крупногабаритное оборудование, но пока в помещении идет ремонт и вам некуда его установить.
Если важно, чтобы товар привезли как можно раньше, в договоре поставки можно написать, что «поставка раньше указанного срока возможна при условии уведомления покупателя за дней».
Цена, количество, качество и ассортимент товара
О чем раздел. Условия о цене, количестве и ассортименте товара можно включать в сам договор поставки или в приложения к нему. Это зависит от особенностей сотрудничества компаний.
Планируется разовая поставка по договору | Поставка товара партиями в течение долго времени |
---|---|
Удобнее прописать все условия сразу в договоре | Удобнее перенести условия о ценах, количестве и ассортименте товара в приложения |
Что здесь писать. По закону продавец обязан вместе с вещью передать ее комплектующие и относящиеся к ней документы: технический паспорт, сертификат, инструкцию по эксплуатации. В договоре можно перечислить эти документы.
Компания покупает байдарки. Вместе с байдарками продавец обязан передать к ним весла, даже если они не указаны в договоре. Но все равно лучше указать в договоре полный список передаваемых товаров, чтобы избежать споров с продавцом и сэкономить время.
Условие про передачу сертификата или декларации соответствия важно, потому что эти документы обязательны для многих товаров. Если их не будет, можно получить штраф: от 30 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.
Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.
Так может выглядеть пункт договора поставки, где указывают, что именно продавец передает покупателю
Обязанности сторон
Что важно для покупателя. Главная обязанность продавца по договору поставки — передать покупателю нужный товар надлежащего качества. Эта обязанность должна быть прописана в договоре поставки, иначе покупатель рискует получить товар не вовремя и плохого качества.
Если вы покупатель, лучше указать в договоре следующие обязанности поставщика, которые защитят вас от рисков:
1. Предоставить документы, подтверждающие соответствие товара обязательным требованиям.
Если товар поставляет зарубежная компания, можно указать такие документы: коммерческий счет (инвойс), упаковочный лист, сертификат происхождения, экспортную декларацию ЕХ1, письмо — разрешение производителя на импорт товара на территорию РФ, адресованное Федеральной таможенной службе.
Точный список документов, необходимых для таможенного контроля, снижает риск просрочки поставки товаров и штрафов за таможенные нарушения.
2. Обеспечить упаковку товара и его крепление перед перевозкой, чтобы защитить товар от механических и химических повреждений.
По общему правилу считается, что поставщик исполнил свои обязательства в момент передачи товара перевозчику. Поэтому при повреждении груза может возникнуть спор между покупателем, поставщиком и транспортной компанией о том, кто виноват. Если в договоре есть пункт об ответственности поставщика за перевозку, это дает возможность взыскать с него убытки.
3. Промаркировать упаковку товара с трех сторон: на двух противоположных боковых сторонах и сверху. Маркировка должна быть четко нанесена водостойкой краской на русском или английском языке. Обычно указываются отправитель, получатель, реквизиты договора, вес.
Это позволяет не перепутать партии товара. А надписи «Осторожно», «Верх», «Не кантовать» снижают риск повреждений при доставке.
4. Известить покупателя, когда товар приедет к нему.
5. Нести все риски, которым может подвергаться товар до момента передачи покупателю.
6. При необходимости помочь покупателю получить документы, которые могут потребоваться для экспорта и импорта.
Что важно для продавца. Главные обязанности покупателя — принять товар и оплатить его. К другим обязанностям покупателя можно отнести:
- Осмотреть товар в указанный срок и проверить его качество. Если будут выявлены недостатки — сообщить продавцу.
- Нести все расходы и риски с момента передачи товара.
- Понести дополнительные расходы в связи с приемкой, если они потребуются. Например, если не получится разгрузить своими силами и придется нанимать грузчиков.
Самое важное для продавца — не допустить, чтобы процесс приемки товара затянулся. Иначе покупатель может начать пользоваться товаром, и будет сложно выявить реальную причину недостатков.
Способы доставки товара
О чем раздел. Тут описывают, каким образом товар доберется до покупателя. Если стороны в договоре не согласуют условия доставки, продавец вправе сам все решить.
Что здесь писать. Для покупателя важно прописать в договоре:
- Каким транспортом должен быть доставлен товар? Если нужно, указать требования к транспорту: высоту, вес, вид кузова.
- Кто будет разгружать товар?
- Как поставщик должен сообщить покупателю о способе доставки? Например, если офис или склад покупателя находятся на территории с пропускным режимом, нужно заранее по электронной почте сообщить марку, модель, номерные знаки автомобиля, который доставляет товар.
- Кто страхует груз, если перевозка осуществляется третьими лицами?
В договор поставки можно добавить условия, что покупатель может осмотреть товар на складе поставщика и самостоятельно его забрать. Если покупатель не заберет товары в срок, поставщик имеет право требовать их оплаты или может отказаться исполнять договор. Поэтому поставщику очень важно указать срок вывоза товаров: ведь ему приходится резервировать их под покупателя.
Например, в сфере строительства так могут продавать кирпич. Производитель резервирует вид кирпича, а строительная компания забирает его в определенный срок. Так строители не несут расходов на хранение и охрану кирпича, а забирают его тогда, когда он понадобится.
Приемка товара
О чем раздел. Момент приемки товара — один из самых важных: если в договоре не согласован порядок приемки, при этом товар принят, покупатель обязан его оплатить.
Что здесь писать. Если стороны нечетко проговорили условия приемки, это почти всегда приведет к спорам. Чтобы их избежать, в договоре желательно прописать следующие пункты.
Лица, которые будут участвовать в приемке, со стороны обоих контрагентов. Вряд ли принимать товар будет директор компании или сам индивидуальный предприниматель. Поэтому нужно указать:
- кто будет принимать и на основе каких документов, например доверенностей или удостоверений;
- обязанность заранее сообщить друг другу, например за три дня, кто будет участвовать в приемке.
Сроки приемки. Если в договоре срока нет, то по закону товар должен быть принят в разумный срок. Судебная практика считает разумным сроком 7 дней. Бывает, что за это время товары могут испортиться, поэтому в таких случаях особенно важно установить короткий срок, например один день.
Действия до приемки товара. Иногда для приемки нужно освободить помещение, нанять подъемно-погрузочную технику, установить измерительные приборы. Обо всем этом лучше договориться сразу, чтобы при споре не пришлось выискивать обязанности сторон в гражданском кодексе.
Действия во время приемки товара. Если нарушить порядок приемки, в некоторых случаях покупатель не сможет доказать, что продавец поставил товар ненадлежащего качества. Поэтому в договоре этот порядок тоже лучше подробно прописать: как проверяется работоспособность, проходит осмотр или экспертиза.
Действия сторон, если будут поставлены не все товары или в них обнаружат мелкие недостатки. Чтобы подстраховать себя в такой ситуации, продавцу в договоре стоит установить срок на допоставку и договориться, что покупатель принимает товар на ответственное хранение, пока продавец будет устранять недостатки.
Покупатель в такой ситуации должен сразу сказать поставщику, что товар принят на ответственное хранение. Иначе суды могут посчитать, что товары приняты без возражений.
Порядок расчетов
О чем раздел. В этом разделе указывают, каким способом покупатель оплатит товар, например наличными или безналичным переводом, будет ли предоплата.
Что здесь писать. Обычно в основной договор включают только способ расчетов — например, по расчетному счету платежными поручениями на основании счетов поставщика. А вот сроки платежей чаще выносят в приложения, чтобы указывать условия по каждой конкретной поставке.
От формулировки зависит, кто останется в выигрыше — покупатель или продавец:
- Обязательство исполнено в момент списания денег с расчетного счета покупателя. Такая формулировка выгодна покупателю, но не выгодна поставщику. Тут получается, что на продавце остался риск незачисления денег.
- Обязательство исполнено в момент зачисления денег на расчетный счет поставщика. Эта формулировка выгодна поставщику: риск незачисления денег остался на покупателе.
- Обязательство исполнено в момент зачисления денег на корреспондентский счет банка поставщика — компромиссный вариант. Деньги еще не на счете поставщика, но уже в его банке, ответственность за свой банк несет поставщик. А покупатель исполнил обязательство, когда деньги дошли до банка поставщика.
Эти моменты важны в спорах, потому что от них зависит, как и кому будет начислены неустойки, штрафы и пени.
Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.
Это пример, когда договор разовый и все условия расчетов вынесли сразу в договор поставки
Ответственность сторон
О чем раздел. Здесь указывают санкции, которые применяют к поставщику и покупателю, если они не исполнят свои обязательства. К сожалению, неустойки не гарантируют исполнение обязательства: если у должника нет денег для погашения основного долга, то и неустойку он тоже не заплатит. Поэтому, даже если прописать самые серьезные штрафы, не стоит рассчитывать, что это на 100% убережет от проблем.
Что здесь писать. В договоре обычно предусматривают неустойки:
- для поставщика — за нарушение сроков поставки;
- для покупателя — за нарушение сроков оплаты.
Еще можно прописать неустойку по замещающей сделке — объясняем ниже, что это значит.
Неустойка за нарушение сроков поставки или оплаты. Пример хорошего тона — «зеркальная ответственность». Компании договариваются о равных процентах неустойки, например 0,3% за каждый день неисполнения.
Слишком большая неустойка может быть снижена судом, если об этом попросит одна из сторон. Поэтому лучше устанавливать неустойку не более 0,5% за каждый день просрочки исполнения обязательства.
Если стоимость товара высокая, можно установить предел для начисления штрафной санкции — «не более суммы основного долга» или установить сумму, на которую будет начисляться неустойка, — «от стоимости неоплаченного товара» вместо «суммы договора». Такое ограничение защитит поставщика от слишком большой неустойки, несоразмерной с тяжестью нарушения.
Неустойка по замещающей сделке. Если поставщик немотивированно откажется исполнять уже заключенный договор и покупателю придется закупить товар по более высокой цене, покупатель вправе взыскать с поставщика разницу как убытки. Для этого в договор добавляют пункт о взыскании убытков — это называется «неустойка по замещающей сделке».
Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.
Так может выглядеть пункт договора о неустойке по замещающей сделке
Форс-мажор
Форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы. Если они наступят, это освобождает должника от ответственности, например от уплаты неустойки или возмещения убытков.
На практике такие ситуации встречаются редко, и отечественные суды редко соглашаются с тем, что форс-мажор наступил. Поэтому не будем подробно рассматривать: скорее всего, это ни на что не повлияет.
Разрешение споров
О чем раздел. По закону нельзя обратиться в суд без предварительного досудебного разрешения спора.
Стандартные правила подачи претензии прописаны в законе. Досудебная претензия направляется стороной заказным или ценным письмом Почтой России, чтобы подтвердить факт ее направления или вручения. Срок рассмотрения претензии — 30 календарных дней с даты первой попытки вручения.
Что здесь писать. Чтобы разрешать споры быстрее, можно прописать в договоре собственный порядок:
- Сократить срок рассмотрения претензии: например, до 7 календарных дней.
- Предусмотреть обмен претензиями в электронном виде. Например, по адресам электронной почты, указанным в разделе договора с адресами и реквизитами сторон.
- Предусмотреть обязанность предоставления документов, подтверждающих обоснованность предъявляемых требований.
Если спор не урегулирован путем обмена претензиями, стороны вправе обратиться с исками в суд.
Сроки действия договора
Иногда контрагенты считают, что если истек срок действия договора, то исполнять договор больше не нужно. Это не так. Если товар поставлен, обязательство по его оплате и штрафные санкции продолжают действовать и после истечения срока действия договора.
Поэтому в договоре стороны часто указывают, что он действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Юридически это может звучать не совсем корректно, но интересы обеих сторон это полностью учитывает.
Досрочное расторжение договора поставки
О чем раздел. По закону односторонний отказ или изменение условий договора поставки в одностороннем порядке не допускаются.
Исключение, когда возможен односторонний отказ, — существенное нарушение обязательств со стороны контрагента. Например, если продавец не передает товар длительное время или покупатель его не оплачивает.
Что здесь писать. Чтобы подстраховаться на случай споров, в договоре можно прописать ситуации, когда договор может быть расторгнут.
Пример корректного пункта, в каких ситуациях можно отказаться от исполнения договора
Мы рассмотрели только самые частые ситуации. Но все подробности договора поставки невозможно учесть в одной статье, потому что случаи бывают разные. Мы не рекомендуем составлять важные договоры по советам из интернета, потому что это риски для компании. Стоит обратиться к профильному юристу, особенно если работаете с крупными суммами.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Кассовый чек в 2021 году: что нужно знать бизнесу
Разобрались, какие реквизиты должны быть в кассовом чеке, как правильно оформлять наименование товара и его код, если товар маркируемый, и какие штрафы ждут бизнес за чеки с ошибками
Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности
Бизнесу — про налог самозанятых: что нужно знать для безопасного сотрудничества
Собрали в одну статью все, что нужно знать бизнесу для безопасной работы с самозанятыми: кто и как платит налоги, как проверять статус и какие документы потребуются
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Источник