Дмитрий Орлов
8 мая 1892 — 19 декабря 1955.
Народный артист РСФСР (1943); Лауреат Сталинской премии II степени СССР (1947) — за художественное чтение. Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1948) и Ордена «Знак Почёта» (1939).
Играл в Новороссийском театре имени В.И. Ленина. В 1920 был приглашен В.Э. Мейерхольдом в Москву. Учился в ГВЫТМ и участвовал в спектаклях, поставленных Мейерхольдом на сцене театра его имени. В 1922—1944 годах — актёр Московского театра Революции, с 1944 года — артист МХАТ.
Забыт, да и, пожалуй, изначально не слишком анонсирован. Время такое – что тогда, что, тем более, нынче. «Коротка кольчужка» заслуженной славы Дмитрия Орлова, но не его таланта. Она трансформировалась в бессмертный афоризм, что целиком ассоциируется с образом неунывающего кузнеца-оружейника.
Кстати, когда в титрах «Александра Невского» я наткнулся на фамилию «Новиков», сразу решил: это он играет кольчужника и является отцом или дядей великого комика Бориса Новикова. Ведь внешне, по манере и по сути Дмитрий Орлов (не Новиков, тут я ошибся) – прямая предтеча. Не верите, — приглядитесь!
Вот так покопаешься в архивах и ужаснешься: какие ж арсеналы творческой невостребованности «просрочены». Навсегда и безвозвратно!
Но все-таки орловская «кольчужка» хороша – и толика ее вклада в победу над фашистами мало уступает черкасовскому «Кто к нам с мечом придет»…
Да и рожден в канун Дня Победы. Правда, пораньше, но к Победе все равно причастен — вдвойне!
ГосТИМ:
Расплюев («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина)
Брюно («Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка)
Театр Революции:
Юсов («Доходное место» А.Н.Островского)
Семён Рак («Воздушный пирог» Б.С.Ромашова)
Отченаш («Конец Криворыльска» Б.С.Ромашова)
Степан («Поэма о топоре» Н.Ф.Погодина)
Глоба («Русские люди» К.М.Симонова)
Мирон Горлов («Фронт» А.Е.Корнейчука)
Тристан («Собака на сене» Лопе де Веги)
Кутузов («Давным-давно» А.К.Гладкова)
МХАТ:
Манилов («Мёртвые души» по Н.В.Гоголю)
Дергачёв («Последняя жертва» А.Н.Островского)
Конюков («Дни и ночи» К.М.Симонова)
Лука («На дне» М.Горького)
Перчихин («Мещане» М.Горького)
Сыграл также в кинофильмах: «Ленин в 1918году» 1939 (рабочий /Коробов) и «Сибиряки» 1940 (охотник-сказитель Дошиндон).
А еще, помнится, в детстве наслажадлся его чтением ершовской поэмы «Конёк Горбунок» (комплект из 3 грампластинок Апрелевского завода).
Источник
Коротка кольчужка — почему так говорят
В 1938 году в СССР вышел четвертый по счету звуковой фильм.
Режиссера Сергея Эйзенштейна
Легендарное историческое кино «Александр Невский».
В главной роли — Николай Черкасов
Благодаря озвучанию картины и популярности среди советского населения, в народ ушли более двух десятков цитат из нее.
В том числе та, что дважды повторяет один из героев, кузнец и мастер кольчужных дел — Игнат.
В первом эпизоде он оценивает амуницию собственного изготовления.
Во втором эпизоде герой гибнет от руки предателя. Также говоря, уже обреченно сокрушаясь:
В роли его погубителя, псковского воеводы Твердило, актер Сергей Капитонович Блинников.
Дважды лауреат Сталинской премии
По сюжету фильма изменник в финале схвачен, запряжен в хомут саней, доставлен в город и растерзан народом. Таким образом кузнец был отомщен.
Хотя историки больше склоняются к версии побега реального персонажа
Позднее, в семидесятые годы, фраза «Коротка кольчужка» вновь получила широкое распространение благодаря легендарному хоккейному матчу.
28 сентября 1972 года. Последняя восьмая игра Суперсерии СССР — Канада
Решающий поединок закончился со счетом 5:6 в пользу Канады.
До обидного небольшая разница в забитых шайбах. При этом канадцы были в Москве «в гостях». Но вели себя так, что матч временами превращался в настоящую битву на льду. Финал смотрела по телевизору и слушала по радио вся страна. Все эти обстоятельства послужили взлету упоминания выражения среди граждан СССР.
Этот матч стало причиной вхождение в оборот другой знаменитой фразы. Которую употребил Николай Озеров, легендарный спортивный комментатор.
Охарактеризовав «грязную игру» и задиристость канадцев, перераставшую в жестокие драки на поле.
Те, кто постарше это прекрасно помнят. Кто помоложе — могут посмотреть в сети видео этого эпического матча.
Из теле и радиоприемников голосом Николая Озерова прозвучало:
Такой хоккей нам не нужен! Николай Озеров
Позднее, уже наше время, выражение «Коротка кольчужка» начало означать досадную уязвимость. Например различных систем к хакерским атакам.
А в ироническом смысле — одетую чересчур легкомысленно и коротко барышню.
К примеру — подобным образом
Вот такая история. Надеюсь, вам было интересно. Благодарю за внимание.
Источник
Коротка кольчужка — история происхождения выражения
В 1938 году в СССР вышел четвертый по счету звуковой фильм.
Легендарное историческое кино «Александр Невский» .
Благодаря озвучанию картины и популярности среди советского населения, в народ ушли более двух десятков цитат из нее.
В том числе та, что дважды повторяет один из героев, кузнец и мастер кольчужных дел — Игнат.
А в роли его погубителя и предателя, псковского воеводы Твердило — актер Сергей Капитонович Блинников.
По сюжету фильма изменник в финале схвачен, запряженный в хомут саней доставлен в город и растерзан народом. Таким образом кузнец был отомщен.
Позднее, в семидесятые годы фраза Коротка кольчужка вновь получила широкое распространение благодаря легендарному хоккейному матчу.
Решающий поединок закончился со счетом 5:6 в пользу Канады.
До обидного небольшая разница в забитых шайбах. При этом канадцы были в Москве «в гостях». Но вели себя так, что матч временами превращался в настоящую битву на льду. Финал смотрела по телевизору и слушала по радио вся страна. Все эти обстоятельства послужили взлету упоминания выражения в народе СССР.
Как и другой знаменитой фразы. Которой Николай Озеров,
назвал «грязную игру» и задиристость канадцев, перераставшую в жестокие драки на поле.
Из теле и радиоприемников голосом Николая Озерова прозвучало
Позднее, уже наше время выражение Коротка кольчужка начало означать досадную уязвимость. Например различных систем к хакерским атакам.
Источник
«Коротка кольчужка-то!» Каким был в жизни весельчак Игнат из фильма «Александр Невский»
Несмотря на обилие вдохновляющих и пугающих образов в кинополотне «Александр Невский» обаятельный весельчак Игнат стал одним из самых запоминающихся персонажей. Кольчужных дел мастер, раздавший все свои кольчуги, а сам пошедший в бой в кольчужке не по размеру, согрел нас своей непосредственностью, человеческой добротой и житейской мудростью. Оттого его гибель на ратном поле так тронула наши сердца.
Исполнивший эту выразительную роль актер Дмитрий Орлов родился в небольшом городке Спасске в Рязанской губернии 20 мая 1892 года. С детства мальчишка являл природный артистизм и тягу к прекрасному. Еще до первой мировой войны судьба забросила их семейство в город Харьков. Это был один из крупнейших промышленных центров и транспортных узлов в России того времени. В Харькове мальчик поступил в студию сценического искусства.
Центром культурной жизни города был Харьковский театр. Театр был частным и одним из его совладельцев был крупный деятель культуры Николай Николаевич Синельников, уроженец этого города. После революции советская власть национализировала театр, однако Синельников остался на родине, и был назначен руководителем театра. На сцене этого театра Дмитрий Орлов сделал свои первые шаги в качестве актера, а Синельников стал для него первым наставником.
Далее Орлов оказывается на юге России и вступает в труппу Краснодарского театра драмы. Здесь он знакомится с Мейерхольдом, который в то время работал в театре режиссёром. Там же в Краснодаре судьба свела Орлова с выдающимся детским писателем Маршаком, который проживал тогда в этом городе. В суровые годы гражданской войны Самуил Яковлевич старался прививать в голодных и обездоленных детях разумное, доброе и вечное. Маршак создал в городе один из первых в стране детских театров, куда привлек ряд талантливых актеров включая Орлова. Позволить себе даже символическую плату за вход могли далеко не все дети, поэтому многочисленных в то время детей оставшихся без крова пускали бесплатно. Сами работники театра при этом голодали, но продолжали работать.
После окончания гражданской войны Орлов переехал в Москву. Там драматический актер поступил в театральные мастерские Мейерхольда, затем в возглавляемый Мейерхольдом театр имени Маяковского. Под рукой короля гротеска драматический актер открыл для себя новые грани мастерства.
Со своей удивительной проникновенностью и естественностью Дмитрий Орлов стал по-настоящему народным актером. Как разноплановый актер Орлов блистательно отыгрывал персонажей любых чинов, эпох и жанров. Однако с особым трепетом лицедей подходил к ролям людей из народа.
Начиная с 1931 года, Орлов начал выступать на эстраде как мастер художественного слова, он нес искусство, в массы читая со сцены произведения отечественной классики, а также советские поэтические сочинения ставшие классикой уже в наше время. Много записывался на радио. Его мастерством чтеца восторгался сам Маршак.
В кино Орлов был не частым гостем, только трем именитым режиссёром удалось завлечь лицедея в свои фильмы. Помимо картины Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» он исполнил роль старого большевика в революционной драме Михаила Ромма «Ленин в 1918 году», и охотника знатока местных легенд в приключенческом фильме Льва Кулешова «Сибиряки».
После перехода во МХАТ карьера этого возрастного актера пошла на спад, ему доставались второстепенные роли, и он был позабыт театральной Москвой. Последние годы Дмитрий Николаевич почти не имел ролей и тяжело болел. Актер ушел 19 декабря 1955 года в возрасте 63 лет.
Источник
a_b_belov
a_b_belov
Зато монументализьм чувствуется. ничуть не меньший, чем у Матери на Заливе. Чувствуется, что лавры Первого тоже тренькнули по чьим то фибрам души.
Мнится мне, что сия монументальность и простота «космического одеяния» нашего Великого Земляка не есть художественно-эстетическая задумка ваятеля, а есть. результат «жестко» поставленных перед ним требований по сроку исполнения, откуда и простота и соответственно минимализм вкупе с технологичностью изготовления.
Моё мнение: образ нашего героя, покорителя космоса на проспекте выглядит, пожалуй, более «космически», чем этот кич.
ПС: Кич — продукт творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею. Обычно кич характеризуется поверхностностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению эффекта.
греч.Kitsch — безвкусица.http://slovari.yandex.ru/
>»Зато монументализьм чувствуется. ничуть не меньший, чем у Матери на Заливе. Чувствуется, что лавры Первого тоже тренькнули по чьим то фибрам души.
Мнится мне, что сия монументальность и простота «космического одеяния» нашего Великого Земляка не есть художественно-эстетическая задумка ваятеля, а есть. результат «жестко» поставленных перед ним требований по сроку исполнения, откуда и простота и соответственно минимализм вкупе с технологичностью изготовления.
Моё мнение: образ нашего героя, покорителя космоса на проспекте выглядит, пожалуй, более «космически», чем этот кич».
Действительно, это — КИЧ.
На неделе «преемник Черномырдина», чуваш с простой русской фамилией Иванов разослал во все госорганы ЧР письмишко со «скромной» просьбой: всем чувашским чиновникам «подарить» свой однодневный заработок в фонд строительства ентого памятника с короткой кольчужкой.
ТОчно так же когда-то «собирал» (вымогал) денюжки с чувашлянских чиновников и «танцор диско» . уж извините за «нецензурные» выражения. СЕЛЯВИ. это — факты
Источник