Кока что значит крестная
Все дело в том, что моя девичья фамилия Кокина. В нашей Тверской губернии, а в мои молодые годы Калининской области в ходу было слово «коко» — это яйцо куриное так называли. Бабушки варили внукам «коконьки всмяточку», на Пасху красили «коки».
Крестная и Кокованя
Повзрослев, я поездила по разным местам России. В Нижегородской, Костромской, Вологодской областях, в Ставропольском крае, на Северном Кавказе встречала это слово, которое было естественным для людей в ином значении. Кока – это крестная или крестный. Значит, кокин – это ребенок, воспитанный крестными. Отсюда и фамилия произошла.
А на Урал, вероятно, завезли коку переселенцы. О метаморфозах этого слова косвенно свидетельствует известная сказка Павла Бажова «Серебряное копытце».
Получается, что дед по прозвищу Кокованя – это крестный, кока Даренки. Тогда понятно, что он и должен был взять на себя опеку над крестницей, дальние родственники не чужому человеку девочку отдали. Может быть, издатели не смогли совладать с незнакомым названием, интерпретировали и написали, как сумели.
В словаре Даля
В толковом словаре живого великорусского языка встречаются оба толкования. Кока – это и яйцо, особенно в разговорах с детьми, и крестный отец, мать.
Но еще «кока» употребляется в значении «гостинец» (лакомство), «подарок» и «красивая детская рубашка». Можно проследить связь между этими значениями. Красивую рубашку младенцу на крестины преподносили крестные, к ней полагался и вкусный подарочек. А могли и родители называть кокой – подарочком долгожданного ребенка.
В древнерусском языке «кокинъ » означал отрез красной ткани. Значит, человек, облаченный, например, в красную рубаху, тоже мог носить прозвище Кокин. Теперь вспомним крестильную рубашку новорожденного. Значения очень близки.
Есть еще один интересный словарь – ономастикон или именослов, перечень личных имен. В Ономастиконе древнерусских имен, прозвищ и фамилий Северо-Восточной Руси XV — XVII веков (составитель академик Академии наук СССР С.Б. Веселовский, изд. Москва, 1974 г.) упоминается Федор Кузьмин Кокин, живший в Переяславле во второй половине XV века.
Есть на карте Кокино
Ради интереса набрала в поисковике название населенного пункта Кокино. Википедия предложила 4 адреса в России и 1 в Македонии.
В процессе поисков встретились мне еще два интересных факта. Фамилия Кокин в России была распространена у евреев. Не знаю, почему – факт не проверен.
А еще попался на глаза рассказ Даниила Хармса: «В пионерлагере живут два приятеля Коля Кокин и Ваня Мокин…»
Ставьте лайк, если понравился мой рассказ. Напишите, что знаете вы о своей фамилии, о каких фамилиях хотели бы узнать. Будем разбираться вместе.
Источник
Традиции крещения: а вы чьи коки и лёли, помните?
Иногда вам делают предложение, от которого трудно отказаться. И в один прекрасный день в вашу жизнь входит маленький человечек, который будет называть вас крестной (крестным), кокой, лёлей.
Крестные отец или мать — это все знают. Другие слова употребляются реже, этимология их не очень ясна. С Лёлей и Лелем ситуация еще как-то прояснена, да и слово «лелеять» пока еще в ходу, не забылось. Вот и лелеют сознательные Лёли и Лели своих лелек…
Со словом «кока» сложнее. Кто-то производит его от старофинского, кто-то — от старославянского со значением «детская рубашечка» (интересно, что и у Леля, кроме прочих многочисленных вариантов, есть значение «детская рубашка», как тут не вспомнить о крестильной одежде!). А еще этим словом обозначалось и яйцо, и картофелина с калачом — гостинец, в общем. Впрочем, и некое чудище «кока» тоже известно.
От последнего слова пошла фамилия Кокиных. Когда родители умирали, заботу о детях брали на себя крестные. Сколько тех Кокиных на Руси! Еще с XV века известны. Целый огромный род получается, только вот не все кровные они в этом роду…
А в литературе однажды казус произошел. Стал крестный отец девочки сироты просто Кокованей. Редакторы, говорят, не поняли, в чем там дело у Бажова, и напечатали слитно.
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. («Серебряное копытце»)
И действительно, жили Кокованя с Даренкой как могли, заботились друг о друге. Дед с утра — на работу, Даренка — прибираться в хате, да кашу варить. А однажды и хризолиты нашли, камни такие драгоценные…
Да и не важно, наверное, как называть. Как принято в данной семье, в конкретной местности, так пусть и называют. Одно обидно: вот у католических крестных, судя по сказкам, очень часто с собой волшебные палочки были. Взмахнул — и все проблемы у крестника или крестницы решены. Образами этих добрых фей пронизаны очень многие сказки, не только всем известная Золушка. А на крещение Спящей красавицы, что в балете , сразу шесть фей было приглашено, шесть крестных мам, и каждая что-то дарила: кто изящество, кто великодушие, кто процветание. Одна только неприглашенная фея рассердилась и наколдовала беду…
Но, в основном, все всегда решалось волшебными палочками, которыми заведовали крестные мамы. И взмахивали они ими, выручая своих крестников из всевозможных неприятностей.
А в русских сказочках волшебных палочек вообще нет. Производство волшебных палочек так и не было налажено, даже не предполагалось. И здесь не повезло. Своей земной заботой должны мы помогать нашим крестникам. Куда как труднее. Но должны справиться, не впервой.
Принято считать, что быть крестным или крестной — это дар. И мы ему сами дальнейшие хозяева. Бездумно соглашаться на это не стоит, но уж если взялись, решились, то все получится.
Но может кто-нибудь объяснить все-таки, почему нам не выдаются волшебные палочки для особо насущных случаев? Так иногда хочется заявиться прекрасной феей и совершить чудо из чудес…
Источник
Почему к крестной в деревнях обращались «кока», каково происхождение?
Оконечность киля рыбацкого судна кока называли, естественно, куриные яйца и саму курицу. Да разное ещё.
Практически повсеместно прежде в европейской России кокой называли крестную мать крёстную. Переселенцы в Сибирь коку привезли.
«Вот кокушка пришла» — приходилось в детстве слышать в Поволжье. Она же леля, божатка, она же крёстна, крёстная мама.
Видимо идёт от названия красивой рубашки на младенца. Такую готовили крестные родители к крестинам.
Почему-то реже говорилось кокай (коко) — относилось к крёстному, видимо мужчины реже принимают участие в жизни крестников.
У Бажова коко Ваня для Дарёнки (помните «Серебряное копытце»?)из двух слов превратилось в одно — Кокованя, крёстный отец маленькой сиротки.
В Костромской и Новгородской губерниях, согласно словаря Владимира Даля крестную, крестную мать называли кока. Это слово имеет много и других значений в разных уголках России, применялось и применяется для обозначения разных людей или предметов.
В крестные выбирают прежде всего женщину добрую, ответственную и, конечно же, верующую.
А есть у неё дети или нет — это не главный критерий.
Моя знакомая осталась одна: мужа похоронила, взрослые дети разъехались по другим городам. а тут подруга решила родить в «40 с хвостиком». Всю жизнь ей запрещали, сердце слабое, и уговорила мою знакомую стать крестной после родов. Но сама умерла при родах, мальчик выжил, но тоже с патологией, усыновлять его не разрешили. Так знакомая ежедневно ходила его проведывать, теперь ему уже 5 лет, забирает на выходные, надеется добиться разрешения на усыновление.
А ведь она ему по сути — никто, знакомая его мамы. Просто добрый человек.
Крестная — вторая мать по собственному желанию, не по принуждению. Она может ссориться с кем угодно, но со своим крестником связи не терять, если у нее с головой все нормально. Вам ничего не мешает дружить, общаться, дарить друг другу душевное тепло, советоваться в каких-то жизненных ситуациях.
Сейчас трудно удивить каким-то подарком, а хочется преподнести оригинальное и запоминающееся. А если это подарок предполагается подарить на крестины, то тут хочется быть «в тему». Могу предложить вариант такого подарка из собственного опыта для крестника или крестницы. Именная икона (святого, чьим именем крестили ребенка) или икона ангела-хранителя (для девочки или мальчика, каким бы именем не нарекли). Причем, не простая, а вышитая бисером и оформленная в красивый багет (рамку). Сейчас многие занимаются рукоделием, готовые работы можно найти и купить в интернете. Может у вас кто занимается этим. Можно заказать. А лучше — сделать самой. Поверьте, это достаточно просто. Купить небольшой по размеру набор для вышивки бисером с той иконой, какая вам приглянулась, за неделю управитесь.
Что за глупость? Я имею не единожды крестная детей моих подруг. Если точнее трех. Со всеми дружу более 20 лет. Двоих вообще знаю с детства. Сейчас моим крестникам 24 года, 14 лет и 9 лет. И мы продолжаем дружить.
В тот день, когда крестим детей, они обретают рождение. С этого дня появляется ангел хранитель, который оберегает дитя. К выбору крёстных нужно в отнестись очень серьёзно. Ведь крёстными должны быть те люди, которым вы сможете доверить своего ребёнка, как самому себе! Я привожу пример о детях, но к взрослом это тоже относиться. Сейчас многие крестят и детей и сами крестятся, но не понимают зачем это надо, все крестятся значит и мне нужно. Я конечно за то , что сейчас что бы стать крёстными, то нужно сдать экзамен, смысл экзамена в том, что став крёстными, человек должен понять, какую ответственность он берёт на себя, что входит в его обязанности, что означает обряд «крещения». Мне кажется, что это правильно. А то большинство случаев окрестили и забыли. Поэтому серьёзно отнеситесь к выбору крёстных!
Источник
Крестная или кока
Комментарии
Добавлю. Самое интересное, что за мной моего крестного Кокой стала называть моя младшая сестра, а затем — наши дети, мужья. Он стал Кокой для всех. Только КОКОЙ.
Девчушки! Зачем обсуждать эту тему? Называйте крестных своих деток как нравится вам и проще говорить вашим детям!
Мои родители и крестный — уроженцы Нижегородской области. Поэтому для меня мой крестный только КОКА (КОКО). Мне — 63 года. И ему и мне это нравилось. И НРАВИТСЯ СЕЙЧАС.
Я крестную кока звала ))
Да… Детям проще кока сказать нежели крестная…
В сибири всех крестных зовут Лёля
Я где-то слышала лёля, но подумала, что это имя такое домашнее)
Кресник тоже так мужа называет.
Да, кока — это крестная. Но звучит ужасно))
Буээээ как звучит
Меня мой крестник назвал кустянка ?
У меня подруга так свою крестную называла. А я потом нашла, что кока это кокаиновый куст ))
У меня кума на своего крестного так говорит. Москвичка. Так ужасно звучит
Вот и мне слух режет.
слово «кока» в Вологодской означает – крёстная мать, а коко – крёстный отец. Видимо, эти слова употреблялись и на Урале, т. к. Бажов в сказке «Серебряное копытце» своего героя называет коко Ваня, только написано оно там в одно слово: Кокованя. Видимо, в редакции просто не знали, что делать с таким непонятным словом. В Новгородской крёстную мать называют – лёля, что в славянском языке означало – сестра матери
Источник
Кока что значит крестная
На лето мы уезжали в родную деревню отца, в Вологодскую область. Путешествие в тридцатые годы на поезде в общем вагоне да ещё с пересадкой было необычайно трудным. Все проходы были заставлены фанерными чемоданами, большими корзинами с крышками, мешками и узлами, на которых сидели, спали, ели. К корзинам и чемоданам были обязательно привязаны чайники, а если ехали с детьми, то и детские горшки. На больших станциях бегали за кипятком, стояли в очереди, а с гудком паровоза разбегались по вагонам. Освещались вагоны свечками. Над дверью с каждой стороны вагона, проводник прикреплял свечку и зажигал её. Места не были нумерованы. При посадке мужчины брали вагон штурмом и занимали места. Кто не сумел, размещались в проходах. Деревня в эти годы была совершенно разорена. Продукты приходилось везти из Ленинграда, так что багажа набиралось очень много. От конечной станции до деревни мы добирались на лошадке – 20 километров – это целый день пути.
Кока Марья – тетка моего отца, а для нас она была бабушкой, т. к. родные наши бабушки умерли за долго до нашего появления на свет. Слово «кока» в Вологодской означает – крёстная мать, а коко – крёстный отец. Видимо, эти слова употреблялись и на Урале, т. к. Бажов в сказке «Серебряное копытце» своего героя называет коко Ваня, только написано оно там в одно слово: Кокованя. Видимо, в редакции просто не знали, что делать с таким непонятным словом. В Новгородской крёстную мать называют – лёля, что в славянском языке означало – сестра матери.
Кока Марья придерживалась старой веры, одна во всей деревне. Произошло это случайно. Забрел к ним в дом какой-то странник, пожил недельку, сумел доказать хозяину преимущества старой веры, заинтересовал и его дочь Марию, крестил их, искупав в реке в начале ноября. Мария дала обет безбрачия, странник ушел, а отец её умер через два дня от простуды. Кока Марья, согласно данному обету, должна была жить в отдельной келейке, чтобы мирские заботы её не касались. Брат выстроил ей крошечную избушку у себя на задворке. Я там бывала, когда мне было года три. Меня поразили тогда чистота и пустота. Лавки по стенам, русская печь, возле печи – залавок и посудник, стол и скамейка. Но был и еще предмет – это зыбка, закрытая красным пологом. В зыбке что-то попискивало. Это была моя младшая сестрёнка. Бабушка качала эту зыбку и погрозила мне пальцем, чтобы я не шумела. Я ушла. Позднее я узнала, что всех детей своего брата, а их было одиннадцать, она качала в этой зыбке, так что жить без мирских забот ей не удалось.
После революции и гражданской войны родители мои решили вернуться в Питер. Отец был членом профсоюза, имел членский билет, считался пролетарием и рассчитывал получить комнату, а пока думали пожить у брата моей мамы. Меня же оставили у коки Марьи.
Этого периода своей жизни я не помнила и не знала до самой войны. Только случай воскресил его в моей памяти. Мы были в окружении. От обстрелов и бомбежек прятались в подвалах. Было страшно и как-то очень томительно. В дальнем конце подвала едва был виден огонек коптилки. Особенно трудно переживал это время мой шестилетний двоюродный братик. Чтобы занять его, я рассказывала ему сказки. Оказалось, что сказок я знала великое множество. Моя тетушка иногда прислушивалась и говорила:
– Ты всё мелешь? Ну, мели, мели.
Однажды она высказала мнение, что я, видимо, до пятнадцати лет ничего, кроме сказок, не читала. Меня это озадачило. Сказок я вообще тогда не читала. Откуда же я их знаю и в таком количестве? Когда я рассказывала сказку, где есть слова: «Волк лег на печку, лисичка на полатцы», я вдруг ясно увидела на полатцах себя. Перед моим умственным взором представилась картина, где на краю печи лежит моя бабушка, а мне предоставлено для игры все остальное пространство печи и полати. Здесь, в полутьме, я и слушала эти сказки. Мне шёл четвёртый год. Это возраст, когда дети полностью осваивают родную речь. Речь вологжан вполне соответствует литературной русской речи. Они только усиливают звук «о» как ударное, так и безударное. Для восьмидесятилетней бабушки время остановилось. Районный город Грязовец она называла торговым селом Грязивицей, хотя село это в город превратилось ещё при Екатерине Великой. Точно так же, в сказках она никогда не говорила Баба Яга, а произносила в одно слово и на восточный манер: Ягибаба. Ударение на «и», как в слове Алибаба. Сказка про сестрицу Аленушку и братца Иванушку заканчивалась так: «А Ягибабу на воротах расстрелял». Выражение «расстрелять на воротах» очень древнее. Я встречала его в каких-то исторических источниках. Оно означало то же, что теперь «поставить к стенке». Только тогда ставили преступника к воротам и пришивали стрелой.
Сказки, услышанные в таком возрасте, в памяти остаются навсегда, а осознаются постепенно, всю жизнь, от случая к случаю. Только было бы что осознавать! В сказке «Лиса–повитуха» меня совершенно не интересовало, что значат слова «на повой зовут». Лишь много лет спустя я осознала, что слова «повой» и «война» одного корня. Выстраивается длинный ряд однокоренных слов: выть – выя (шея) – вой – война – воин (воют бабы, провожая мужиков на войну), повой (воет роженица) – повойник (воет невеста, когда снимают с нее подвенечный наряд и надевают женский головной убор).
Для малыша всё это не важно. В три года ему важнее интонация, ритм родной речи, ощущение уюта и покоя, которое дарит ему сказка и близость родного человека. Кто не слушал в детстве сказок от задрёмывающей старухи; не достаточно сказать, что он много потерял, он вырос в чём-то ущербным человеком.
Именно отсюда живет в русском человеке чуткое внимание к слову, к интонации русской речи. Отсюда же и истинная народность наших писателей. Ведь кормилицы, няньки, дядьки, т. е. первые воспитатели ребёнка, были самыми светлыми, самыми добрыми людьми из народа. Злые, расчетливые к уходу за ребенком не привлекались. К пяти годам душа ребенка была уже полностью сформирована в национальном плане. Дальше её шлифовкой могли заниматься французы, немцы, англичане. Суть человека не менялась, т. к. они могли придать лишь блеск, лоск, но основу изменить не могли. Достоевский считал, что детей надо растить там, где хлеб растет. Человек, выросший в городе, на асфальте, неизбежно становится космополитом, если, конечно, случай не подарит ему заречные дали и ночное звёздное небо родины.
Кока Марья прожила долгую жизнь. На девятом десятке она работала в колхозе, была «стакановкой». В войну усердно молилась за нас. Узнав, что мы все живы, спокойно умерла в возрасте 94 лет.
Источник