5.1. О природе совести
Центром нашей духовной жизни является совесть. Переживания совести известны каждому человеку из личного опыта. Для одних они ассоциируются с положительными эмоциями, радостью, миром в душе, легкостью, освобождением. Для других — с резко отрицательными и острыми переживаниями, отравляющими душу, лишающими ее покоя, грызущими и колющими, от которых ни убежать, ни скрыться. Что же такое совесть?
Вот что о совести пишет Иван Александрович Ильин. «Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него. Это как бы сама Божия сила, раскрывающаяся в нас в качестве нашей собственной глубочайшей сущности. То, на что указывает нам совесть, к чему она зовет, о чем она нам вещает, есть нравственно-совершенное; не «самое приятное», не «самое полезное», не «самое целесообразное» и т.п., но нравственно-лучшее, совершенное, согласно тому, как указано в Евангелии: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» /1, Мтф. 5, 48; 11, С. 110/».
5.1. О природе совести
Совесть дана каждому человеку от рождения и являет собой тонкое нравственное чувство. Человек ощущает присутствие совести как внутренний голос. «Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум»/19, С. 93/. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках и не будет испытывать чувства вины, которое, является причиной многих психических расстройств и личностных комплексов.
Лучше всего природу совести описывает Священное Писание. В нем совесть связывается с сердцем, которое есть средоточие (центр) духовной жизни. В Евангелии Иисус Христос совесть называет оком, посредством которого человек видит свое нравственное состояние. Там же совесть уподобляется сопернику, с которым человеку необходимо примириться до того, как предстанет перед Судьей. А это значит, что совесть имеет свойство противиться нашим плохим, безнравственным поступкам и намерениям.
Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем убедить себя в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.
Угрызения совести в Евангелии сравнивается с «червем неумирающим», который будет мучить нераскаянных грешников в загробной жизни. Подобные мучения совести образно описал А.С. Пушкин в драматическом произведении «Скупой рыцарь»:
Совесть — Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть — Незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый; это — ведьма, От коей меркнет месяц и могилы. |
И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил Пушкин в драме «Борис Годунов», вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: «. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!».
Совесть-всеобщий естественный нравственный закон. Наличие совести у человека свидетельствует о его сверхъестественном божественном происхождении. В Библии повествуется, что при создании человека Бог начертал в глубине его души Свой образ и подобие. Поэтому совесть называют голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо в сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.
Антропологи, изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, который был бы чужд тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются злом, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие дикие племена стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и высокоразвитые культурные народы, хотя могут возводить в степень добродетели отдельные дела, которые с нравственной точки зрения должны быть осуждены.
Внутренний нравственный закон действует во всех людях, независимо от их вероисповедания, национальности, культурного и социального развития. Своими действиями этот закон совести то награждает человека, то наказывает его в зависимости от того, действует ли он по совести или против нее. Каждый человек интуитивно осознает, что за все неблаговидные поступки он будет наказан/19, С. 95/.
Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость во внешнем «писанном» нравственном законе появляется в истории человечества тогда, когда человек стал творить так много зла, что его внутренняя нравственная природа изменилась. Это выразилось в том, что помраченный страстями — укоренившимися дурными привычками, ставшими второй натурой- человек перестал отчетливо слышать голос своей совести. Как внешний (писанный), так и внутренний (неписаный) закон совести говорят об одном: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Это правило нравственной жизни люди называют золотым.
В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон можно повернуть в любую сторону. Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть /19, С. 95-96/.
Библия, повествуя о событиях ветхозаветной истории человечества, рассказывает о том, как человечеству Богом через пророка Моисея был дан нравственный закон в виде десяти заповедей, написанных на каменных скрижалях:
1. Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя богов иных, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, и в небе, и на земле, и в водах под землею; да не поклонись им и не послужи им.
3. Не произноси имени Господа твоего всуе.
4. Помни день субботний, для того, чтобы освятить его: шесть дней делай, и сотвори все дела твои, в день же седьмой — субботу посвяти Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.
7. Не прелюбы сотвори.
9. Не произноси на друга твоего свидетельства ложного.
10. Не пожелай ничего из того, что есть у ближнего твоего (не завидуй).
Суть этих заповедей: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» /1,Мф. 22, 37-39/.
Источник
«Совесть – когтистый зверь, скребущий в сердце», А.С. Пушкин
Когда-то давно меня поразил такой факт: Один русский авиационный инженер предложил императору Николаю II бросать бомбы на головы противника с аэропланов на полях сражений Первой Мировой войны. Знаете, что ответил «Директор тюрьмы народов»? Он сказал, что делать это крайне безнравственно и неблагородно. Такие трюки, мол, ставят противника в заведомо неравное положение. Нет, ну не дурак ли он был? Ведь немцы-то не постеснялись и впервые в истории создали и применили против русских же войск бомбардировочную авиацию. Ну не знают они, эти гуманисты, просвещённые, цивилизованные европейцы таких слов, как Совесть, Скромность, Стыд и Честь. А если знают, то оставляют эти понятия для врагов, иначе не одолеть этих тупых славян, которые даже врать не умеют.
А не так давно попалась на глаза заметка с интервью, взятым у афганского моджахеда, который успел повоевать ещё с русскими в восьмидесятых годах прошлого века. Он говорил про то, как американские солдаты дарят детям игрушки, жевательную резинку и кока-колу на глазах у представителей миссии ООН, фотографируются и снимаются на видео во время «вручения подарков»; после чего всё отбирают и едут в соседнюю деревню, чтоб сняться в этом же ракурсе и там. И так и ездят с сотней многоразовых подарков по афганским провинциям, а отчёты об их «благотворительных подвигах» заполняют всю мировую прессу. В конце интервью меня поразила фраза: «Да, мы воевали с русскими, но мы их уважали, потому, что они отважные воины и у них есть совесть. У американцев совести нет вообще»!
Вот, когда я серьёзно задумался о том, что же такое совесть, и у всех ли она есть.
Дело в том, что моё поколение не ПИ и не пепси. Мы росли в стране, в которой слово Совесть было наполнено таким же реальным смыслом, как сейчас «Икея». Это не было чем-то эфемерным, потому, что у большинства людей Совесть была, и ощущалась физически, как рука или нога. Да, она спрятана внутри, но вы же чувствуете боль, если, к примеру, ноет сердце или желудок!
Первый раз я испытал боль от угрызений совести в нежном возрасте, в детском саду, а во второй раз довелось почувствовать эту боль, когда забрался через открытое окно в чей-то гараж, и взял с верстака перочинный нож. Ну, не удержался, понимаете? Мне было лет семь, в таком возрасте иметь собственный складной нож – мечта для каждого мальчишки. Такой красивый, с рукояткой, на которой изображена чёрная пантера. Вот он. Без труда разыскал точно такой в Интернете.
Помню, как недолго радовался украденной вещи. Отец спросил меня, откуда у меня появился новый нож, а я опустил глаза в пол и промямлил: «Ды… Ну… На земле нашёл». Отец посмотрел на меня так, словно рентгеном просветил. Он всё понял, но ничего не сказал. А когда услышал, что я всхлипываю в своей комнате, уткнувшись лицом в подушку, вошёл ко мне, сел на край софы, молча, положил ладонь на моё вздрагивающее плечо, и молвил: «Ничего! Это тебе наука на будущее. Отдай нож тому, у кого взял и попроси прощения. Это будет по-мужски. Так ты заслужишь доверие и уважение. Не сможешь этого сделать – станешь чушком, и вырастешь свиньёй. Моя мать, твоя бабушка Катя, говорила: «Смолоду прореха – к старости дыра».
Так я понял, что гораздо проще жить в ладу с собственной совестью. Чтоб не заболело горло, не нужно налегать на мороженое, а чтоб совесть не причиняла нестерпимую боль, сравнимую только с зубной, не нужно давать ей пищу. Живи по совести и не будет больно – простой закон, казалось бы, но вскоре предстояло убедиться в том, что есть, редко, но есть люди, которым проще взять и вырвать совесть с корнем, чтоб не болело когда напакостишь. И с каждым годом таких людей становилось вокруг всё больше и больше.
А теперь я вижу вокруг такое, что впору в психушку сдаваться, потому, что не замечаю больше, чтоб кто-то это слово – СОВЕСТЬ – произносил. Если её нет, то и говорить не о чём! Страна инвалидов с обрезанной совестью, вот где я живу. Как же такое могло случиться?
Одно для меня очевидно: с ампутированной совестью общество идёт вразнос и самоуничтожается. Чтобы бесплатно, за счёт противника и руками самого же противника его уничтожить – ампутируйте ему совесть. И всё! Сидите и наблюдайте, как агонизирующее общество самоуничтожается. Потом подонков пустите во власть, дураков усадите перед телевизором, и грабьте страну, сколько угодно. Оставляйте рабам столько, сколько им нужно, чтоб не умереть с голоду, иначе случится революция.
Так что же это за зверь такой, совесть?
Официальная трактовка такова: «Внутренний голос человека, помогающий самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности». Этимология слова происходит от церк.– слав., ст.– слав. – калька др.– греч. Из со + весть (см. ведать). Итак. Это совместное знание, ведание чего-либо. Чего? Истины разумеется. Правильного поведения, которое ценится обществом и принимается всеми членами, как безусловное благо.
Не нужно вспоминать про религиозные заповеди. В любом обществе существует и неписаный моральный кодекс, который не всегда соответствует нормам уголовного или административного кодексов. Причём сила его такова, что даже негодяи не в силах противопоставить ничего существенного моральным нормам. В этом плане очень показателен пример генерала Горбатова, который побывал на Колыме в качестве осуждённого в конце тридцатых годов. Вот цитата из его воспоминаний:
Ну, а что же иностранцы, они-то знают про совесть что-нибудь? В словаре, прямо скажем, информации не густо. Значение слова переведено дословно – совместное знание. Но что это значит для них? Да то и значит. Дословно – совместное знание. В английском языке Conscience каншнс – буквально общая наука, совместное знание. То же и по-немецки – Gewissen. На чешском это звучит Svědomí, поляки и литовцы говорят – Sumienie, а белорусы – Сумленне.
Итак, неопровержим тот факт, что во все иные языки понятие совести попало именно из русского языка. Очевидно, что и смысл его понимает только русский, ну или славянин, если быть объективным. Для носителя иного языка всё это лишь набор звуков, не подкреплённый образом, реальным наполнением.
А раз нет слова такого, понятия, значит, и совесть, как таковая, у англосаксов отсутствует! Да простят меня читатели, симпатизирующие британцам и американцам. Но разве не является подтверждением озвученному мысли и откровения самих англосаксов? Вот что сказал, например, всеми горячее любимый, общепризнанный классик Оскар Уайльд: «Совесть – официальное название трусости». А?! Каково! А что другие говорят? Цитирую:
Угадайте кто? Не поверите. Это написал доктор Йозеф Геббельс.
В общем, славяне проигрывают войну англосаксам по нескольким причинам. Первая, как мне кажется – наличие совести. Мы не добиваем лежащих, и уверены в том, что противник поступит так же. Держите карман шире! Они как раз и пользуются тем, что у нас есть совесть – рудимент в их понятии, мешающий достижению цели.
Так что: нам тоже вычеркнуть из словарей это слово? Нет! Тысячу раз нет. Я уверен, что именно этот «недостаток» и станет нашим оружием в неравной борьбе с паразитами.
О втором нашем «недостатке» – скромности, я расскажу в следующей заметке. А пока не поленитесь, потратьте всего 12 минут на следующий ролик . Ева вводит в искус славянских ребятишек, не отравленных «истинным знанием», которым обладают взрослые
Можно ли говорить о совести, присущей определённой нации? Как работает совесть в масштабах народа и одного человека? Почему этот тонкий механизм иногда даёт сбои? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо определиться с другим: «А что такое сам человек?»
Основная линия раздела Ивер-Землянин — СОВЕСТЬ.
Вот типичный комментарий ивера:
Откуда в природе может быть совесть? Это же иррациональное чувство. Есть взаимовыручка, взаимопомощь, конкуренция, сотрудничество. Зачем же плодить ненужные сущности?
Оттуда, откуда сама природа — от Бога.
У вас его может и нет. А у других — есть.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Хорошо бы тогда веруны молились тихонько в своих капищах и не лезли к нормальным людям со своими сказками.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Слепой ты.
Бог даст — прозреешь, тогда и поговорим.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
За что люблю веруновские аргументы — это за непозволительную науке роскошь расплывчатости и абстрактности: «бог даст», «прозрение».
Я стараюсь сохранить свой разум в порядке, так что вряд ли мне светит уверовать, разве что на старости впаду в маразм.
В 1884 году Папа Римский Лев XIII выпустил Энциклику, т.е. «Письмо к миру”, где он прямо говорил, что род человеческий разделен на два противоположных лагеря : одни под Богом, а другие – под сатаной. Под Богом – это нормальные, здоровые люди, а под сатаной – дегенераты. Заметьте, это не в какие-то там средние века, а совсем недавно, в конце XIX века. Спустя полвека cтатистика доктора Кинси подтвердила правоту этой Энциклики.
Русские Учёные А.М. Хатыбов и Н.А. Морозов также полагают что в настоящее время мир разделен на 2 лагеря — йоги и гои (йог — управление, или те особи, карму которых поддерживала старая Паразитическая Система Управления Земли, их 12 %; гои — рабочий материал для производства опытов). Аналогично — БАР — РАБ. Система использовала Гоев для отладки процессов, применяемых на йогах.
Русский историк и социолог Б.Ф. Поршнев доказал, подошел к той же проблеме с точки антропологии, доказав, что люди на самом деле имеют совершенно разное строение мозга.
Русский контр.разведчик, эксперт по психологической войне Г.П. Климов, создал Высшую социологию, науку о вырождении и дегенерации. Которая на фактах доказывает, что часть живущих людей является дегенератами .
Ведущий Русский Расолог, В.Б. Авдеев приходит к аналогичному выводу, доказывая что конфликт культур сводится в первую очередь к различию конструкций мозга их носителей, а сам принцип функционирования мозга человека не позволяет конвертировать ценности правоориентированных рас в ценности рас левоориентированных, ибо они имеют различную неврологическую природу .
Н.В. Левашов в своих трудах доказывает, что линия генетического раздела между людьми проходит именно в наличии или отсутствии СОВЕСТИ, или врождённого чувства справедливости.
Другой учёный Уолтер Мишель независимо экспериментально доказал, что вовсе не общество формирует Совесть. А Совесть является врожденным качеством детей с определённой генетикой.
Это вкратце о биохимии крови и генотипах мозга.
Когда ребёнку стыдно
Стыд – самое жгучее чувство, испытываемое человеком. Когда человеку стыдно – хочется исчезнуть. Не зря существуют устойчивые выражения «провалиться сквозь землю от стыда», «сгореть от стыда». Накатывает чувство собственной «плохости» – глобальной «плохости».
Дети начинают испытывать стыд где-то в районе 6 лет. И именно эта способность выводит их на следующую ступень в развитии – контролирование своего поведения. Однако мы понимаем, что когда ребенку стыдно, он одновременно чувствует себя очень плохим, настолько плохим, что хочет исчезнуть. В связи с этим важно знать одну особенность про чувство стыда. Оно настолько труднопереносимое (и для взрослых, и для детей), что мы стремимся его вытеснить, отогнать о себя поскорее, забыть и никогда не вспоминать о случившейся ситуации. И если стыд, испытываемый ребенком, будет больше, чем он способен перенести (то есть самостоятельно вынырнуть из ощущения собственной «плохости»), он начнет его вытеснять. Довольно быстро такая модель реагирования становится автоматической, и человек перестает испытывать стыд вообще. А это в свою очередь ведет к формированию нарциссической личности и т.д.
Поэтому очень важно родителям помогать ребенку на первых этапах справляться с чувством стыда. Не избавлять его от этого, а именно грамотно проводить через это чувство.
Но я, собственно, хотела поделиться своей находкой на эту тему.
Дожили мы до такого момента, когда мой ребенок сознательно решил меня обмануть. Обманул. Через некоторое время, естественно, обман открылся. Я ему сказала обычные в таких ситуациях фразы типа «обманывать нехорошо», «я о тебя такого не ожидала», «как же ты мог». И вижу – накрыло моего ребеныша.
Лежит он на кровати лицом к стене, свернувшись калачиком, кусает свой кулак. И разговаривать не хочет. К слову в этот момент я поймала себя на противоречивых чувствах. Одновременно захотелось сказать ему «ладно не переживай, ничего страшного» (избавление от чувства стыда, то есть ребенок его не проживёт). Другой голос в голове – «а что ты хотел, ты меня обманул – это очень плохо. Обманывать НЕЛЬЗЯ! Я тебя жалеть не буду. Ты сделал плохо и тебе должно быть плохо» (этот голос подозрительно похож на голоса воспитателей из детского сада и учителей в школе). И одновременно с этим что-то острое до боли, сжигающее — из собственного детства, из того раннего стыда, когда еще не даешь себе права на ошибку, когда быть хорошей для своей мамы жизненно важно.
Смотрела на комочком сжавшегося сына, а видела себя маленькую. И вспомнила, как нужна мне была тогда поддержка и утешение мамы и подтверждение, что она меня по-прежнему любит. И как я в тоже время считала себя недостойной этого.
Села я к сыну, взяла его за руку и сказала: «ты знаешь, я ведь тоже когда-то обманывала свою маму. Мне иногда казалось, что если я скажу ей правду, она не поймет и будет меня ругать. И я обманывала ее. Мне потом становилось очень тяжело на душе, стыдно и страшно, что мама не будет меня больше любить, не будет верить мне. Почему-то я очень боялась просить у нее прощение – а вдруг она меня не простит. Но знаешь, она всегда прощала меня и не переставала любить, хоть и сердилась на меня тогда и расстраивалась. Когда я стала старше, я обманывала ее все реже, а потом и вообще перестала. Потому что уж лучше она меня наругает, чем мне будет так плохо и стыдно».
Сказала ему это и вижу, что оживает мой «комочек», расслабляется, дышит легче – отпустило его.
«Мам, ТЫ ТОЖЕ обманывала?» — «Да, сыночек, было дело».
И чувствую, какое облегчение для него узнать, что и его «самая лучшая» (в его представлении) мама ошибалась и ошибается. Значит и ему можно. Значит не смертельно это. Значит, и он справится.
Источник