Кочари: история одного танца
Кочари – один из древнейших армянских танцев. Спустя тысячелетия, он не утратил своего значения и более того, стал национальным и культурным достоянием армянского народа.
Этнический армянский танец «Кочари» (гоч при) — дословно переводится как «храбрый мужчина» , изначально являлся боевым танцем. Движения, основанные на военном и охотничьем опыте, являлись не только учебником для мужчин, но и ритуальным сговором , о поведении каждого в предстоящем сражении.
Истоки возникновения танца кочари своими корнями уходят в первобытно-общинный строй, когда среди людей был популярен культ животных. Именно поэтому движения в танце напоминают движения рогатых животных.
В качестве национального танца кочари берет свои истоки из областях Карс и Артвин Западной Армении (современная Турция). Его танцуют сомкнутым рядом, по кругу , держась за руки (или положив руки на плечи друг друга ), где вожак подаёт знак к перемене фигур взмахом платка или возгласом. Танец состоит из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в динамические прыжки с поворотами, тем самым воплощая единение и несломленный дух. Существует также мнение, что вид плясок кочари был связан с культом плодородия.
Этот танец считается одним из самых популярных среди полутра тысячи армянских национальных танцев. В 1945 году армяне станцевали кочари у стен Рейхстага в Берлине . Он использован в многочисленных произведениях искусства. Среди них, в частности нужно отметить балет «Спартак» великого армянского композитора Арама Хачатуряна.
«Кочари» может быть включен в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Министерство культуры Армении уже подало необходимую заявку в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже. По словам министра культуры Армении Асмик Погосян, заявка будет рассмотрена в течение этого года.
В поддержку включения армянского национального танца во всемирное наследие ЮНЕСКО, в Ростове-на-Дону был проведен флешмоб «Танцуй с нами», где собралось более полутора тысяч армян во дворе церкви Сурб Арутюн.
«Мероприятие прошло в нашем городе неспроста. На Дону одна из самых больших армянских диаспор в России . Акцию поддержали не только жители региона, приехавшие из разных районов области, но и представители Краснодарского края из Армавира. Как известно, танец «Кочари» является одним из важных элементов национальной культуры. Именно в нем выражается все богатство национального колорита. Приходя на это мероприятие, армянская молодежь в очередной раз доказала, что чтит культуру и соблюдает традиции своего народа, а это является необходимым фактором для сохранения национальной идентичности», — рассказал нам председатель Донского союза армянской молодежи, Бабкен Асатрян.
Среди участников необычной акции были и профессиональные танцоры — воспитанники танцевальных коллективов, и люди, которые никак не связанные с танцами. По словам организаторов, присутствие на мероприятии такого огромного количества людей – это еще одно доказательство того, что живя за пределами родины, армяне с честью и гордостью сохраняют свои традиции.
«Данное мероприятие прошло в позитивном ключе и мы смогли собрать более тысячи армян разного возраста. Мне было очень приятно наблюдать, как взрослая женщина взявшись за руки танцевала с маленьким ребенком , и то, как маленькие дети играют на барабанах. Думаю флешмоб удался на славу!» — говорит организатор мероприятия Эдуард Саманян.
Напомним, что ранее в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО были включены лаваш, армянский национальный эпос «Давид Сасунский», искусство хачкара и музыка дудука.
Источник
Кочари
Название танца кочари переводится как «храбрый танец».
Дед вместе с родственниками мужчинами (по случаю) танцевал кочари. Кочари – один из древнейших армянских танцев. Спустя тысячелетия, он не утратил своего значения и более того, стал национальным и культурным достоянием армянского народа.
Этнический мужской армянский танец «Кочари» (гоч при) – дословно переводится как «храбрый мужчина», является боевым обрядовым танцем нации.
Движения, основанные на военном и охотничьем опыте, являлись не только учебником для мужчин, но и ритуальным сговором, о предстоящем сражении.
В старину танец считался «разогревочным» перед началом битвы, так как помогал войнам настроиться на предстоящее сражение.
Считается, что истоки возникновения танца кочари своими корнями уходят в ранний первобытнообщинный строй, когда среди людей был популярен культ животных. Именно поэтому движения в танце напоминают движения рогатых животных.
В качестве национального танца кочари берет свои истоки из области Карс Западной Армении (современная Турция). Его танцуют в сомкнутом ряду, (иногда по кругу), держась за руки (или положив руки на плечи друг друга), где вожак подаёт знак к перемене фигур взмахом платка или коротким возгласом.
Танец состоит из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в быстрые прыжки с поворотами, тем самым воплощая дух единения. Этот танец считается одним из самых популярных среди более тысячи армянских национальных танцев.
Танец состоит из умеренной и быстрой частей. Танец имеет музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4, темп — от умеренного вначале до очень быстрого в конце. Ритмика упругая, импульсивная, с частыми синкопами.
Танец сопровождается игрой на зурне и дхоле; сочетание мелодии и аккомпанемента ударных инструментов создаёт полиритмический эффект.
Зурна — представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне).
Зурна находится в близком родстве с гобоем и считается одним из его предшественников.
Дхол — армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана, имеющий форму цилиндра и покрытый одной или двумя мембранами.
Танец кочери привлекает образностью и мужественной динамикой, распространён по всей Армении и местах проживания диаспоры.
В правильной форме кочари явно сохранились, законсервировались двигательные корни древнейших движений, некогда подражавших повадкам, скачкам и прыжкам, бою, боданию овнов, состязаниям и пляскам самого бога пастухов — Пана.
Подражательность движений особенно ярко выражена в стремительных выпадах вперед, в переносах упора назад, как бы для размаха и в резком выпрямлении колена после выпада, с наклоном торса вперед, как бы для того, чтобы «боднуть» соперника.
Танец кочари в быстрых частях развивают не основу в 8 единиц счёта своей I части, а переходят на быстрые части в 6 единиц. Правильной основной формой кочари является плясовая фигура, состоящая из 8 основных движений, совершаемых по четвертям, точнее, по одной восьмой, и выдерживающих по паузе в одну восьмую.
В 8 подобных основных движений кочари вкрапливаются характерные приплясы, сначала с помощью пригибов и выпрямлений колен, затем с помощью подъемов на носок и спусков на всю ступню, переходящих в быстрых частях в прыжки.
Отец и дед были военными и каждый раз их провожали торжественно танцуя танец.
Бабушка и мама плакали, а мы стояли и с завистью смотрели на мужчин ожидая своей очереди. Все соседи по двору высыпали из комнат во двор. Хлопали в ладоши. равнодушных не было. Я уже малышом чувствовал свою причастность к народным обычаям.
Кавказский шансон — это песни на русском языке под армянскую (чаще всего) или кавказскую музыку.
Многие армяне из Армении не любят это направление и считают низкопробным сравнивая его с попсой-рабизом, но как могут быть низкопробными песни которые слушают уже более 30 лет разные поколения армян?
Рецензия на «Кочари» Михаил Струнников от 23.03.2019
Я, читая заглавие, думал, что кочари — какие-нибудь мастеровые (по аналогии с кустарями) или какое-то племя, этническая группа. Сам-то я в танцах и музыке полнейший нуль. Однако интересно.
Источник
Армянский танец Кочари
Популярный народный армянский танец Кочари в старину придавал мужчинам храбрости перед предстоящей битвой. Он позволял воинам сплотиться и приобрести необходимый для успешного сражения настрой. Народное творчество Армении представлено красивыми произведениями, которые, помимо этого, также скрывают в себе особый смысл. Этот танец появился еще во времена первобытнообщинного строя. По традиции он исполняется в национальных костюмах, благодаря чему получается очень ярким и самобытным.
Во время него звучит народная армянская музыка, исполняемая с помощью национальных инструментов, благодаря чему удаётся воссоздать особую атмосферу на сцене. Красота этого народного произведения воспевалась поэтессой Карине Яхшибекян в строках:
«Пока сердца стучат, пока текут ручьи,
И солнце дарит золотистые лучи,
Пока любовь жива, луна горит в ночи,
Друзья мои, станцуем «КочарИ»!»
Танец Кочари
Название танца происходит от слова «Кочевать». Это слово означает «мужество» и «стойкость». Много веков до нашей эры предки армян в пляске совершали движения, которые подражали танцам богов плодородия, и символические движения означают единение земного и божественного. Данное хореографическое произведение является очень динамичным и темпераментным, отражающим характер армянского народа. Он включает в себя много порывистых движений, схожих с плясками древних сатиров и фавнов. В истории армянского народа было много печальных событий, и в творчестве страны отражена особая стойкость, мужество и сплочённость людей, на чью судьбу выпало много суровых испытаний. Это демонстрируется движениями, которые исполняются вплотную друг к другу.
Яндекс картинки
Во время исполнения члены танцевального коллектива держатся за плечи или за руки друг друга, а также танцуют сомкнутым рядом по кругу. Движения, воспроизводимые в это время, напоминают скачки животных, взбирающихся по скалам. Исполнители совершают прыжки, после которых поднимают на носок, а затем опускаются на всю ступню. Во время исполнения танцоры периодически отклоняют торс назад, после чего резко наклоняются вперёд. Такие движения внешне напоминают движения животного, которое во время обороны пытается «боднуть» противника. Фигуры танца периодически меняются по особому сигналу, которым обычно бывает взмах платка. Темп исполнения изменяется от умеренного до очень быстрого.
Яндекс картинки
Для этого народного армянского танца наличие хореографических навыков и умения чувствовать ритм не является особенно важным. Гораздо ценнее наличие единения исполнителей друг с другом. Исторически сложилось, что Кочари всегда танцевали перед сражениями для того, чтобы поднять боевой дух воинов. Поэтому в течение длительного времени он считался исключительно мужским. Однако постепенно женщины также стали появляться среди исполнителей, отчего танец стал еще красочнее и эмоциональнее. Традиционно Кочари исполняют на всех праздниках армянской общины. На территории Армении это хореографическое произведение называют по-разному.
Наиболее распространены следующие наименования:
- Мартуну Кочари;
- Мышу Хыр;
- Апарани Кочари.
Исполнение этого танца является традиционным для народа Армении.
Для каждого села движения являются уникальными и придуманными именно в этом населённом пункте. В женском исполнении готовый номер получается более мягким, дополненным лирическими эпизодами. Музыка, под которую исполняют Кочари, соответствует его смысловому содержанию. Для исполнения данного особенно важна качественная музыкальная организация, так как танцующих много, а их движения постоянно координируются ритмичностью звучащей музыки. Выступление состоит из ряда этнических движений, красиво чередующихся между собой.
Что символизирует
Армянский танец Кочари дошел до наших дней ещё со времён язычества. В нем нашло отражение поклонение овну, поскольку армяне считали это животное бесстрашным и хотели на него в этом походить, чтобы их не могли поработить завоеватели. С древности он исполнялся мужчинами армянского народа перед важными битвами, чтобы повысить боевой настрой воинов. Это позволяло им объединиться и выработать общий план предстоящего сражения, а также определить роль каждого воина в нём. О сплочённости во время исполнения танца Кочари в своих стихах Карине Яхшибекян говорит:
«Плечом к плечу сольёмся воедино,
Весна надеждой душу озарит,
Пусть смотрят горы, реки и долины,
Как дружно мы танцуем «Кочари»!»
Движения, являющиеся традиционными для танца Кочари, часто встречаются на старинных петроглифах, возраст которых насчитывает более двенадцати тысяч лет. Движения этого танца обладают ритуальным значением и символизируют улучшение отношений человека с божествами. В древности этнические пляски были популярны не только у воинов, но среди пастухов.
Появление танца Кочари связывают с такими историческими армянскими областями, как:
Территория этих областей входит в состав Турции. Кочари является одним из самых известных и часто исполняемых армянских танцев. Без него не обходится ни одно крупное культурно-массовое мероприятие. Благодаря Кочари культура Армении сохраняется и привлекает внимание молодёжи. В этом танце нашло отражением все богатство национальной армянской культуры. Массовое исполнение Кочари на современных молодёжных флешмобах говорит о популярности этого национального танца среди подрастающего поколения, которое помнит о своих корнях и стремится сохранять многовековые традиции.
Источник
Кочари
Армянский кочари – один из главных олицетворений армянской культуры, которая развивалась, несмотря на сложную судьбу армянского народа. Кочари является популярным, народным танцем Армении. Разумеется, по своему ритму и мелодичности это разные танцы, попросту имеющие одинаковое название. Культурологи подразделяют армянский кочари на 4 группы: танец кочари армян Восточного Кавказа, кочари Анатолии, кочари жителей Армении и кочари армян диаспоры. Каждый танец имеет свои особенности, последовательность движений, ритм и музыкальные инструменты, которые создают фон для танца.
Различия в танцах армян разных частей света.
Кочари армян Восточного Кавказа. Кочари армян Восточного Кавказа примечателен тем, что женщины и мужчины использовали в своем танце свечи. Кочари зачастую исполняли на свадьбах или помолвках. Движение пламени свечи символизировало трепетное отношение между возлюбленными или молодоженами. В конце танца на свадьбе свеча задувалась взрослой родственницей мужа или жены – это символизировало покровительство или благословение. Кочари на помолвках исполнялся в самом конце, и задувание свечей означало, что всем пора расходиться, помолвка успешно прошла.
Кочари Анатолии. Армяне Анатолии вкладывали, и вкладывают по сей день в танец свой особый смысл, который понятен всему миру, благодаря знаниям истории. Так как Анатолия всегда являлась частью Турции, то многие армяне в период геноцида были зверски убиты, выжившие бежали или старались скрыть свое происхождение, связывая себя узами брака с турками. Таким образом, кочари армян Анатолии выражает скорбь, он не динамичен, спокоен. Танец исполнялся после неурожайных сезонов или же во время печальных событий. Армяне Анатолии привнесли в танец свой элемент, благодаря которому он визуально отличается от других кочари – плавное движение плечами, имитация движений рыб. Данное движение появилось в танце также благодаря местонахождению.
Кочари жителей Армении. Исторически сложилось, что Великая Армения была государством с огромной, четкой территорией. Все знали границы Армении, и никто не осмеливался покушаться на нее во время правления Тиграна Великого. Считается, что с тех времен танец кочари унаследовал движение «стена», когда танцующие стоят максимально приближенно друг к другу.
Кочари армян диаспор. Данный танец имеет уникальную структуру, отличающую его от всех кочари. В отличие от четких структур других кочари, данный танец олицетворяет свободу и единение народа. Структура танца выглядит следующим образом: танцоры выстраиваются в ряды и после того, как оркестр начинает играть, каждый ряд танцует свой танец. Вместе эти ряды образуют необычный и вместе с тем удивительно красивый танец, который армяне диаспор называют «танец воссоединения и танец памяти культуры».
История кочари.
Изначально кочари являлся мужским танцем. Историки утверждают, что данный танец не развлекал мужчин, танцевался отнюдь не на празднествах и памятных событиях. Первоначальный кочари – армянский танец мужчин перед сражением, важной битвой или столкновением. Данным танцем мужчины, предки армян, настраивали себя на нужный лад, проецировали победу и привлекали удачу. Отмечается, что ни одно сражение не обходилось без кочари. Примечателен тот факт, что битвы, перед которыми танцевался кочари, все были победоносными. Благодаря своей религиозности, армяне уповали на Божью помощь, на то, что Бог увидел их настрой, их желание победить и то, каким боевым духом они наделены.
В настоящее время, многие ошибочно называют танец, исполняемый армянами на любых торжествах и событиях, лезгинкой. Сейчас в принципе все кавказские танцы называют лезгинкой, не желая вдаваться в подробности и в особенности культур каждого народа. Каждый армянин, слышащий в свой адрес выражение: «Ты танцевал лезгинку», терпеливо поправляет оппонента и называет правильное название своего танца.
Современный кочари уже не считается только мужским танцем. Кочари танцуют девушки, женщины, привнося в танец легкость, воздушность и грацию. Армянские мужчины, танцующие кочари, вне зависимости от своего возраста, все также выглядят воинами, готовыми в любой момент защитить свою женщину, свою семью, свою Родину. Стоит отметить, что тот кочари, который танцуется армянским народом, все же облегчен и имеет лишь приблизительное сходство с танцем, исполняемым предками армян.
Настоящий армянский кочари довольно сложно станцевать без хорошей физической подготовки. Структура танца довольно динамична, движения, прыжки и выпады резки. Исполняя оригинальный армянский кочари, неподготовленный танцор рискует получить травмы ног и ступней.
Множество культурологов и искусствоведов по сей день спорят о том, являлся ли танец только мужским, военным танцем. Некоторые утверждают, что кочари исполнялся в качестве ритуального танца богам плодородия. Сами армяне, отлично знающие свою историю, говорят, что танец в разные времена и эпохи использовался для разных целей и выглядел совершенно по-разному. «Воинский» кочари – армянский танец с высокими прыжками, после которых воин приземлялся на носки, тем самым демонстрируя свою мощь и силу. «Плодородный» кочари – армянский танец, изобилующий движениями с плавными всплесками рук в небо.
Множество танцевальных армянских коллективов по сей день стараются воплотить в каждый свой танец особенности культуры и истории своего народа. Перед каждым сезоном, проделывается огромная работа композиторов, постановщиков, костюмеров и танцоров для того, чтобы сохранить культурное наследие. При этом жители многих деревень и поселков остаются недовольными, так как «кочари в их селе танцуется не так». Каким бы не был армянский кочари – воинским, плодородным, жителей какой-либо части света, он является объединяющим весь армянский народ. Благодаря кочари, армяне лишний раз гордятся своей культурой и тем, что пусть они и гонимый, много повидавший народ, но со своей особенной, неповторимой культурой.
Источник