Клич опричников гойда что значит

«Гойда!»: что означал боевой клич опричников Ивана Грозного

Семилетний период разгула опричнины на Руси до сих пор недостаточно изучен и вызывает много споров среди историков, в частности, касающихся количества жертв, которое варьируется в различных источниках от 3-4 до 20 тысяч человек при общей численности населения Московского государства конца XVI века в 6 млн. человек. Немного сведений дошло до нас и о «внешнем антураже» опричников, который, если верить свидетельствам, был весьма своеобразен.

Отдельная каста

«Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал», – более ста лет тому назад писал об опричнине знаменитый российский историк Василий Осипович Ключевский. Специальные войска опричников выполняли функцию личной гвардии Ивана Грозного и непосредственно осуществляли политику опричнины – чрезвычайных репрессивных мер с целью подавления протестных настроений как в среде боярско-княжеской знати, так и в народных массах, как это, например, было в случае массовой резни в Новгороде.

Известно, что опричное войско формировалось по аналогии с военизированным монашеским орденом, во главе которого стоял сам царь Иван Грозный, выполнявший роль опричного игумена. Присягая царю на верность, опричник обязывался не вступать в общение с земскими. Своим одеянием опричники также напоминали монахов –облачались в черные подрясники и головные уборы наподобие скуфеек, но в отличие от монастырской братии, носили оружие и охотно пускали его в дело.

Читайте также:  Грамположительные аэробы что это значит

При этом современники той эпохи, отмечавшие сходство опричников с западными «воинами Христа», так или иначе оговаривались, что это скорее была пародия, своего рода кощунственная игра, которую впоследствии на свой лад повторил и Петр Первый в своем пародийном «Всешутейшем и всепьянейшем соборе». Был у опричников и свой приветственный клич «гойда!», заменявший им наше знакомое «ура!».

Значение и происхождение

Точное значение и этимологию боевого клича опричников «гойда!» установить не так-то просто. Оно отсутствует даже в «Толковом словаре живаго великорускаго языка» Владимира Даля 1863 года издания. Зато здесь мы находим несколько однокоренных слов – например, глагол «гоить», одно из значений которого «здравствовать» или издавать заздравный клич «гой!» (вызывательное восклицание, одобрительный вызов). Такое приветственное обращение часто встречается в русских народных сказках: «Ох, ты, гой еси добрый молодец!».

Также Владимир Даль приводит пример употребления в сибирских губерниях глагола «гоить» в значении «угощать, холить»: «Хорошо ли вы гоили гостя?». В «Толковом словаре русского языка» под редакцией профессора Д.Н. Ушакова 1935 года издания междометие «гой» определяется как устаревшее, народнопоэтическое, употребляемое с местоимением второго лица в качестве восклицания, приветствия, торжественного обращения: «Гой ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!» (А. К. Толстой). Однако, возвращаясь к словарю В. И. Даля, мы находим еще один однокоренной глагол – «гойкать»: орать, кричать, аукать. Глагол «гойкать» Владимир Даль возводит к междометию «го», которое, среди прочего, определяется им как «голканье псовых охотников, затравивших зайца». И вот это последнее определение вызывает интерес.

Особые знаки отличия

Из документальных свидетельств, которые оставили в своем «Послании. » ливонские рыцари Иоганн Таубе и Элерт Крузе, некоторое время служившие при дворе Ивана Грозного, мы узнаем, что «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны».

Читайте также:  Дождик моросит это что значит

Аналогичные описания присутствуют и в некоторых других дошедших до нас источниках. Например, исследователи А. Каппелер и Р.Г. Скрынников в своей книге «Забытый источник по истории России эпохи Ивана Грозного» приводят свидетельство еще одного очевидца тех времен, который наблюдал царский кортеж на московских улицах в 1570 году, записав следующее: «На шее коня венценосца была подвешена песья голова из серебра, зубы которой клацали от каждого удара копыт о мостовую. Кроме того, на груди одного из опричных командиров, сопровождавшего в тот день монарха, висела свежеотрубленная голова большой английской собаки. ».

Если данные описания верны, то связь боевого клича опричников «гойда!» с «голканьем» псовых охотников, затравливающих дичь, представляется весьма логичной. Кроме того, в тюркских языках встречается слово «гайда», или «айда» – понукающий окрик конников во время атаки. Возможно, боевой клич «гойда!» произошел именно оттуда.

Источник

Какое слово вместо «Ура!» кричали опричники Ивана Грозного

«Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал», – более ста лет тому назад писал об опричнине знаменитый российский историк Василий Осипович Ключевский. Специальные войска опричников выполняли функцию личной гвардии Ивана Грозного и непосредственно осуществляли политику опричнины – чрезвычайных репрессивных мер с целью подавления протестных настроений как в среде боярско-княжеской знати, так и в народных массах, как это, например, было в случае массовой резни в Новгороде.

Семилетний период разгула опричнины на Руси до сих пор недостаточно изучен и вызывает много споров среди историков, в частности, касающихся количества жертв, которое варьируется в различных источниках от 3-4 до 20 тысяч человек при общей численности населения Московского государства конца XVI века в 6 млн. человек. Немного сведений дошло до нас и о «внешнем антураже» опричников, который, если верить свидетельствам, был весьма своеобразен.

Отдельная каста

Известно, что опричное войско формировалось по аналогии с военизированным монашеским орденом, во главе которого стоял сам царь Иван Грозный, выполнявший роль опричного игумена. Присягая царю на верность, опричник обязывался не вступать в общение с земскими. Своим одеянием опричники также напоминали монахов –облачались в черные подрясники и головные уборы наподобие скуфеек, но в отличие от монастырской братии, носили оружие и охотно пускали его в дело.

При этом современники той эпохи, отмечавшие сходство опричников с западными «воинами Христа», так или иначе оговаривались, что это скорее была пародия, своего рода кощунственная игра, которую впоследствии на свой лад повторил и Петр Первый в своем пародийном «Всешутейшем и всепьянейшем соборе». Был у опричников и свой приветственный клич «гойда!», заменявший им наше знакомое «ура!».

Значение и происхождение

Точное значение и этимологию боевого клича опричников «гойда!» установить не так-то просто. Оно отсутствует даже в «Толковом словаре живаго великорускаго языка» Владимира Даля 1863 года издания. Зато здесь мы находим несколько однокоренных слов – например, глагол «гоить», одно из значений которого «здравствовать» или издавать заздравный клич «гой!» (вызывательное восклицание, одобрительный вызов). Такое приветственное обращение часто встречается в русских народных сказках: «Ох, ты, гой еси добрый молодец!».

Также Владимир Даль приводит пример употребления в сибирских губерниях глагола «гоить» в значении «угощать, холить»: «Хорошо ли вы гоили гостя?». В «Толковом словаре русского языка» под редакцией профессора Д.Н. Ушакова 1935 года издания междометие «гой» определяется как устаревшее, народнопоэтическое, употребляемое с местоимением второго лица в качестве восклицания, приветствия, торжественного обращения: «Гой ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!» (А. К. Толстой). Однако, возвращаясь к словарю В. И. Даля, мы находим еще один однокоренной глагол – «гойкать»: орать, кричать, аукать. Глагол «гойкать» Владимир Даль возводит к междометию «го», которое, среди прочего, определяется им как «голканье псовых охотников, затравивших зайца». И вот это последнее определение вызывает интерес.

Особые знаки отличия

Из документальных свидетельств, которые оставили в своем «Послании. » ливонские рыцари Иоганн Таубе и Элерт Крузе, некоторое время служившие при дворе Ивана Грозного, мы узнаем, что «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны».

Аналогичные описания присутствуют и в некоторых других дошедших до нас источниках. Например, исследователи А. Каппелер и Р.Г. Скрынников в своей книге «Забытый источник по истории России эпохи Ивана Грозного» приводят свидетельство еще одного очевидца тех времен, который наблюдал царский кортеж на московских улицах в 1570 году, записав следующее: «На шее коня венценосца была подвешена песья голова из серебра, зубы которой клацали от каждого удара копыт о мостовую. Кроме того, на груди одного из опричных командиров, сопровождавшего в тот день монарха, висела свежеотрубленная голова большой английской собаки. ».

Если данные описания верны, то связь боевого клича опричников «гойда!» с «голканьем» псовых охотников, затравливающих дичь, представляется весьма логичной. Кроме того, в тюркских языках встречается слово «гайда», или «айда» – понукающий окрик конников во время атаки. Возможно, боевой клич «гойда!» произошел именно оттуда.

Источник

«Гойда!»: почему это кричали опричники Ивана Грозного и что это означает

Опричнина Ивана Грозного и до сих пор рождает споры среди историков. Если одни считают ее лишь одним из многих проявлений жестокости царя, другие, напротив, полагают, что опричнина — уникальная система, аналогов которой в то время не было.

Помимо особой одежды и полномочий были у опричников и другие детали, отличавшие их от простых всадников или доверенных лиц царя. Одним из таких отличий был странный клич «гойда». Что же он означал, и почему опричники пользовались именно им? Пробуем разобраться.

Другие люди

Опричное войско Ивана Грозного достаточно быстро превратилось в отдельную касту, и иначе быть, наверное, не могло. Множество правил, которые должны были соблюдать новобранцы, так или иначе отделяло их не то что от простого люда, но и от более или менее знатных слоев населения. На особое положение косвенно намекает и сама этимология названия: дело в том, что опричниной во времена Ивана Грозного называли отдельный земельный надел, полагавшийся вдове после гибели супруга.

Так, вступавшим в опричнину запрещалось поддерживать или заводить общение с земскими (то есть со всеми остальными, не состоявшими там) людьми. Интересно, что сами бойцы в большинстве случаев происходили из кругов совсем не знатных: так желал сам царь, постоянно подозревавший боярство в заговоре. Кроме того, выделялось и одеяние опричников: с повеления царя они предпочитали сплошь черный цвет, бывший весьма практичным, если учитывать характер их работы.

С обычными людьми опричникам общаться было не след. Фото: russian.rt.com

Наконец, была и еще одна занимательная деталь: друг друга опричники приветствовали необычным кличем «гойда».

А как это по-русски

Хотя «опричный клич» не вошел ни в один из трудов Владимира Даля, известного любителя лингвистических диковинок, что о нем точно известно, так это то, что использовали его в качестве замены «гражданскому» «ура», то есть посыл был относительно позитивный. Покопавшись, впрочем, в словаре все того же Даля, а то и в русских сказках, непонятную «гойду» можно связать с популярным обращением, долгое время бытовавшим на Руси: нередко (преимущественно к молодым мужчинам) обращались при помощи конструкции «гой еси».

Параллель можно провести и с русским глаголом «гойкать»: его значение Владимир Даль связывает с глаголами «кричать», «орать». Связь получается довольно логичной, если учесть, что опричники, прекрасно понимая, какой властью наделены, едва ли здоровались друг с другом шепотом.

Ранее мы уже рассказывали о самых необычных словах из русских сказок: вот какие конструкции поставят в тупик даже начитанных.

Источник

Гойда – Гой? Да!

Многие, наверное, знают, что иудеи презрительно называют иноверцев гоями (гой, гойка, гои). И гои чувствуют себя людьми второго сорта, на самом деле являясь людьми высшего сорта. Вообще на иврите «гой» означает «народ». Но какой народ?

«Гой еси, добрый молодец! – куда путь-дорожку держишь?»,- эту фразу часто можно встретить в русских народных сказках. Если бы «гой» было чем-то оскорбительным, то добрый молодец сразу бы обидчику лицо в морду превращал или вообще живого мёртвым делал. Но добрый молодец обычно благосклонно в ответ на данное приветствие рассказывал, куда он свою путь-дорожку держит. Интересно, с чего бы это. Да потому, что «Гой еси!» – старорусское приветствие, означающая «жив будь!», аналог «здравствуй» и даже больше.

В словаре В.И.Даля написано, что «гой!» – заздравный клич, а «гоить» – «говеть, жить, здравствовать, холить, лечить, ладить, покоить» и т.п. Недаром у русов был боевой клич, перенятый ураинскими казаками и опричниками Ивана Грозного, – «Гойда!», т.е. «Да здравствует жизнь!», буквально «Жизни да!», потому что сражались древние русы за жизнь своих родов.

Интересная метаморфоза нынешних времён превратила старорусское слово в презрительное прозвище. Хотя таким странным образом иудеи пробуждают родовую память славян, уехавших на заработки в Израиль. Воистину, не ведает левая рука, что правая творит.

Итак, что мы имеем? Да, имеем мы то, что гоем быть не просто хорошо, а очень даже хорошо. Потому что ГОЙ – это живой, живительный, жизненный, т.е. настоящий! А вот что такое не гой, да ещё от гоя отмежёвывающийся, то там ещё разбираться и разбираться.

Оригинал записи опубликован в Журнале Аккомпаниатора. Комментируйте, где хотите.

Источник

«Гойда!»: что означал боевой клич опричников Ивана Грозного

Семилетний период разгула опричнины на Руси до сих пор недостаточно изучен и вызывает много споров среди историков, в частности, касающихся количества жертв, которое варьируется в различных источниках от 3-4 до 20 тысяч человек при общей численности населения Московского государства конца XVI века в 6 млн. человек. Немного сведений дошло до нас и о «внешнем антураже» опричников, который, если верить свидетельствам, был весьма своеобразен.

Отдельная каста

«Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал», – более ста лет тому назад писал об опричнине знаменитый российский историк Василий Осипович Ключевский. Специальные войска опричников выполняли функцию личной гвардии Ивана Грозного и непосредственно осуществляли политику опричнины – чрезвычайных репрессивных мер с целью подавления протестных настроений как в среде боярско-княжеской знати, так и в народных массах, как это, например, было в случае массовой резни в Новгороде.

Известно, что опричное войско формировалось по аналогии с военизированным монашеским орденом, во главе которого стоял сам царь Иван Грозный, выполнявший роль опричного игумена. Присягая царю на верность, опричник обязывался не вступать в общение с земскими. Своим одеянием опричники также напоминали монахов –облачались в черные подрясники и головные уборы наподобие скуфеек, но в отличие от монастырской братии, носили оружие и охотно пускали его в дело.

При этом современники той эпохи, отмечавшие сходство опричников с западными «воинами Христа», так или иначе оговаривались, что это скорее была пародия, своего рода кощунственная игра, которую впоследствии на свой лад повторил и Петр Первый в своем пародийном «Всешутейшем и всепьянейшем соборе». Был у опричников и свой приветственный клич «гойда!», заменявший им наше знакомое «ура!».

Значение и происхождение

Точное значение и этимологию боевого клича опричников «гойда!» установить не так-то просто. Оно отсутствует даже в «Толковом словаре живаго великорускаго языка» Владимира Даля 1863 года издания. Зато здесь мы находим несколько однокоренных слов – например, глагол «гоить», одно из значений которого «здравствовать» или издавать заздравный клич «гой!» (вызывательное восклицание, одобрительный вызов). Такое приветственное обращение часто встречается в русских народных сказках: «Ох, ты, гой еси добрый молодец!».

Также Владимир Даль приводит пример употребления в сибирских губерниях глагола «гоить» в значении «угощать, холить»: «Хорошо ли вы гоили гостя?». В «Толковом словаре русского языка» под редакцией профессора Д.Н. Ушакова 1935 года издания междометие «гой» определяется как устаревшее, народнопоэтическое, употребляемое с местоимением второго лица в качестве восклицания, приветствия, торжественного обращения: «Гой ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!» (А. К. Толстой). Однако, возвращаясь к словарю В. И. Даля, мы находим еще один однокоренной глагол – «гойкать»: орать, кричать, аукать. Глагол «гойкать» Владимир Даль возводит к междометию «го», которое, среди прочего, определяется им как «голканье псовых охотников, затравивших зайца». И вот это последнее определение вызывает интерес.

Особые знаки отличия

Из документальных свидетельств, которые оставили в своем «Послании…» ливонские рыцари Иоганн Таубе и Элерт Крузе, некоторое время служившие при дворе Ивана Грозного, мы узнаем, что «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны».

Аналогичные описания присутствуют и в некоторых других дошедших до нас источниках. Например, исследователи А. Каппелер и Р.Г. Скрынников в своей книге «Забытый источник по истории России эпохи Ивана Грозного» приводят свидетельство еще одного очевидца тех времен, который наблюдал царский кортеж на московских улицах в 1570 году, записав следующее: «На шее коня венценосца была подвешена песья голова из серебра, зубы которой клацали от каждого удара копыт о мостовую. Кроме того, на груди одного из опричных командиров, сопровождавшего в тот день монарха, висела свежеотрубленная голова большой английской собаки…».

Если данные описания верны, то связь боевого клича опричников «гойда!» с «голканьем» псовых охотников, затравливающих дичь, представляется весьма логичной. Кроме того, в тюркских языках встречается слово «гайда», или «айда» – понукающий окрик конников во время атаки. Возможно, боевой клич «гойда!» произошел именно оттуда.

Источник

Оцените статью