- Цифровой профиль водителя такси в КИС АРТ
- Зачем нужна система КИС АРТ
- Кто должен зарегистрироваться в КИС АРТ
- Как зарегистрироваться в КИС АРТ
- Водителю
- Таксопарку или ИП
- Нужно ли индивидуальным предпринимателям без сотрудников регистрироваться в КИС АРТ
- Будет ли информация из КИС АРТ доступна пассажирам
- Что будет, если не зарегистрироваться в КИС АРТ
- «Сейчас система работает как флешка». Что таксопарки думают про КИС «АРТ»?
- Для справки: что такое КИС «АРТ» и почему про нее столько говорят
- Игорь Катков, совладелец таксопарка Mixi
- Денис Курочкин, руководитель таксопарка Roxi Taxi
- Олег Семибратов, основатель сервиса автоматизации бизнес-процессов таксопарков mozen.io
- Андрей Попков, председатель Координационного совета профсоюза работников общественного транспорта «Таксист»
Цифровой профиль водителя такси в КИС АРТ
До 1 августа все водители и таксопарки Москвы и области должны зарегистрироваться в системе аналитики работы такси — КИС АРТ. Система будет следить за рабочими часами водителя, медосмотрами и техосмотрами. Незарегистрированные водители не смогут принимать заказы и выходить на линию.
Важно! Запуск системы КИС АРТ перенесли с 1 на 14 августа 2021 года. При этом с 1 августа у зарегистрированных в КИС АРТ водителей будет приоритет в распределении заказов.
Зачем нужна система КИС АРТ
КИС «АРТ» будет контролировать работу такси на соответствие закону:
Проверять водителей перед допуском к работе в такси.
При регистрации КИС АРТ будет проверять:
- Водительское удостоверение. Стаж у водителя такси должен быть не менее 3 лет. В такси можно работать с правами РФ, Белоруссии, Киргизии и Казахстана. Гражданам с правами других стран регистрация в системе недоступна.
- Штрафы, неоплаченные налоги и судимости. Информацию КИС АРТ получит из баз МВД и ФНС. В такси не смогут работать люди с судимостью за тяжелые преступления — убийства, кражи, причинение вреда здоровью. Если у водителя много неоплаченных штрафов, система запретит регистрацию. Чтобы снова получить допуск к работе, придется погасить задолженность перед государством. Любой таксопарк может проверить как штрафы организации, так и штрафы своих водителей в сервисе OnlineГИБДД.
Контролировать рабочее время таксистов.
Согласно 424 приказу Минтранса, таксист может работать не более 8 часов в день при ежедневном рабочем графике и не более 11 часов — при суммированном. Общая продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов. КИС АРТ будет отслеживать время на линии. Если оно превышено, агрегаторы не будут присылать водителю заказы.
Сейчас агрегаторы видят только количество часов в своей программе. Водитель может отработать 8 часов в Яндекс.Такси и ещё 8 — в Ситимобиле. После введения КИС АРТ данные о сменах будут передаваться между таксопарками и агрегаторами. Проработать больше лимита не получится.
Контролировать допуск на линию.
В системе будет вестись учет медицинских и технических осмотров. Штатный сотрудник таксопарка или организация, с которой заключен договор на услуги, должна проставить отметку о допуске водителя и автомобиля в рейс. В КИС АРТ будет вестись учет путевых листов. Из личного кабинета их можно распечатать.
Кто должен зарегистрироваться в КИС АРТ
До 1 августа в КИС АРТ должны зарегистрироваться все участники рынка таксомоторных перевозок в Москве и области:
Таксопарки и ИП.
Под таксопарком система понимает ИП или организацию, на которую выписано разрешение на такси. Департамент транспорта подчеркивал, что компании, которые просто сдают машины без разрешений в аренду, не должны регистрироваться в КИС АРТ. Но на авто без разрешения работать в такси нельзя.
Водители такси.
Физлица или самозанятые, которые работают в таксопарках, должны зарегистрироваться в системе в качестве водителей.
Индивидуальный предприниматель, у которого есть разрешение на работу в такси, должен зарегистрироваться как перевозчик.
Организации, которые осуществляют медицинский и технический осмотр.
Перечень зарегистрированных организаций будет доступен таксопаркам в разделе «Организации-партнеры». Если компании, с которой таксопарк сотрудничает, нет в списке, нужно позвонить туда и попросить их пройти регистрацию в КИС АРТ.
Как зарегистрироваться в КИС АРТ
Водителю
Получить подтвержденную запись на портале Госуслуг. Это обязательно для всех — даже для иностранных граждан. Иностранцам для регистрации на Госуслугах нужно получить СНИЛС и ИНН.
Перейти по ссылке, в поле для регистрации выбрать «Водитель». Принять условия пользовательского соглашения и нажать «Зарегистрироваться через Госуслуги».
- Заполнить в личном кабинете информацию о себе. Часть загрузится из профиля на Госуслугах, часть придется ввести вручную. К профилю прикрепить скан водительского удостоверения и паспорта. Нажать «Отправить запрос».
После обработки данных система присвоит водителю идентификатор — ID. ID — это цифровой профиль водителя. В нем содержится информация:
- о водительском удостоверении — стаж, срок действия и категории транспорта;
- о штрафах и наличии судимости;
- о количестве часов на линии.
ID будет отображаться в личном кабинете. Его нужно передать в таксопарк и агрегатор. Например, если водитель работает в Яндексе, нужно указать ID в своем профиле «Яндекс.Про».
Для водителей Яндекса есть альтернативный способ регистрации. Можно зарегистрироваться в системе «Яндекс.Про» и дать согласие на передачу персональных данных в КИС АРТ. Яндекс выдаст временный ID — на 14 дней. С ним можно получать заказы, но за две недели все равно нужно пройти регистрацию в КИС АРТ.
Таксопарку или ИП
Перейдите по ссылке и в раскрывающемся списке выберите «Таксопарк» или «Перевозчик ИП». Заполните ОГРН и контакты менеджера, который будет работать с личным кабинетом в КИС АРТ.
Примите условия пользовательского соглашения и нажмите «Регистрация». На указанную при регистрации почту придет пароль для входа в систему.
После регистрации таксопарк должен добавить в личный кабинет:
Автомобили парка — вручную или списком. Это нужно сделать во вкладке «Автомобили».
Водителей. Добавить можно только тех водителей, которые уже получили ID в системе КИС АРТ. Для этого нужно перейти во вкладку «Водители», нажать «Пригласить» и ввести в открывшемся окошке номер телефона или ID водителя.
На телефон водителю придет смс-код для подтверждения привязки к автопарку. После ввода кода водитель будет привязан к таксопарку.
Сотрудников парка. Для этого нужно перейти на вкладку «Сотрудники» и нажать кнопку «Добавить».
- Оператора — это администратор парка, флит-менеджер.
- Механика. Он проверяет техническое состояние автомобилей, проводит предрейсовые осмотры и проставляет отметки в путевом листе.
- Медика. Он проводит медосмотр водителей и проставляет отметки в путевом листе.
Если в штате нет медиков и механиков, добавлять в сотрудники нужно только оператора. Медицинскую организацию и станцию техосмотра, с которой у парка заключен договор, нужно выбрать из списка в разделе «Организации-партнеры».
Нужно ли индивидуальным предпринимателям без сотрудников регистрироваться в КИС АРТ
Да, ИП должен зарегистрироваться в КИС АРТ как индивидуальный предприниматель. Себя нужно внести в список водителей, а автомобиль, на котором есть разрешение на такси, — в раздел «Автомобили».
Для индивидуальных предпринимателей, как и для таксопарков, обязательно оформление путевых листов.
ИП может пройти обучение на механика и самостоятельно проставлять отметки о выпуске авто на линию. В этом случае свои данные надо внести в раздел «Сотрудники» и указать роль «Механик».
Если разрешения на проведение техосмотров у ИП нет, ему нужно выбрать организацию-партнера в соответствующем разделе в личном кабинете. Там же надо отметить, с кем заключен договор на медосмотры.
Будет ли информация из КИС АРТ доступна пассажирам
Пассажиры не будут получать информацию о водителях. Для пассажиров введение КИС АРТ — гарантия, что каждый водитель на линии прошел осмотр и имеет действующее водительское удостоверение.
Что будет, если не зарегистрироваться в КИС АРТ
Без регистрации в КИС АРТ работать c 14 августа нельзя. Доступ к заказам таксопарку или водителю будет отключен.
Источник
«Сейчас система работает как флешка». Что таксопарки думают про КИС «АРТ»?
Месяц назад в Москве и области наконец заработала комплексная информационная система «Аналитика работы такси» — КИС «АРТ». Ее цель — контролировать состояние водителей такси и их автомобилей. От этого, по словам властей, должны выиграть и пассажиры, и все участники рынка. Мы пошли к таксопаркам и узнали, как на них сказались нововведения.
Для справки: что такое КИС «АРТ» и почему про нее столько говорят
Работа водителей такси с одним агрегатором заказов в течение 8-10 часов, а потом с другим — такой же продолжительности и без отдыха — была стандартной схемой. Она позволяла водителям больше зарабатывать за смену. Но их состояние никто не контролировал, и количество ДТП с участием такси росло.
В 2019 году московские власти анонсировали введение системы КИС «АРТ». Она объединяет разрозненные данные от таксопарков и агрегаторов в единую базу и устанавливает суточный лимит рабочего времени для водителей — восемь часов. Кроме того, они должны проходить ежедневные осмотры: медицинский и технический.
Чтобы подключиться к системе, каждый водитель Москвы и Подмосковья должен получить КИС «АРТ» ID — единый для работы со всеми агрегаторами и парками. Для этого нужна подтвержденная учетная запись на Госуслугах. ID — это своеобразный цифровой профиль водителя, в котором хранятся данные о действующих правах, лицензия на перевозку пассажиров, информация о штрафах и наличии судимостей. Туда же подгружаются данные о прохождении медосмотров. Предусматривается возможность получения временного ID сроком действия 30 дней, а для продолжения работы его необходимо заменить на постоянный.
Новость о введении системы встревожила экспертов и работников отрасли. Они предсказывали, что необходимость проходить ежедневные осмотры приведет к дополнительным расходам.
- На рынке прогнозировали, что ограничение времени работы приведет к оттоку водителей.
- Ожидалось, что число водителей сократится из-за оттока иностранных граждан, т.к. завести ID можно только на Госуслугах, а для этого нужен СНИЛС. Таких водителей в столице, по некоторым данным, около 40%.
- Многие таксопарки жаловались, что не могут зарегистрироваться в системе или ввести данные водителей, — при этом не знали, куда обращаться за техподдержкой или не получали от нее ответа.
- Из-за этого «по многочисленным просьбам бизнеса» власти перенесли запуск системы с 1 на 14 августа. В итоге, по данным Дептранса на 9 августа, в системе зарегистрировались около 75 тыс. человек — почти все активные водители.
Игорь Катков, совладелец таксопарка Mixi
Mixi начал работу в 2018 году. Он предоставляет в аренду водителям автомобили класса «Комфорт+» — сейчас в автопарке 35 собственных автомобилей Kia Optima без задействования лизинга.
Как только сказали, что можно зарегистрироваться в КИС «АРТе», мы сразу подали заявку — не хотели пропустить момент, когда это станет обязательным. Но нас не могли зарегистрировать полгода, до 13 августа. Система думала, будто мы уже зарегистрированы, а техподдержка не работала. Мы писали официальные обращения и пост в фейсбуке с отметкой «Московского транспорта» — не знаю, что из этого в итоге помогло. В общем, идея системы — повышение безопасности — хорошая, но пострадала реализация.
Со штрафами мы еще не сталкивались, то есть система на данный момент есть, но штрафов нет. Если человек едет с бумажным путевым листом, его не будут штрафовать.
Тем не менее, нововведения уже сильно сказались на рынке. Многие таксопарки не допускали водителей до работы без КИС «АРТ» ID, и иностранные таксисты (например, из Киргизии и Белоруссии), зная, что ID у них никогда не появится, просто ушли: у них нет СНИЛСа, а для его получения — полного комплекта документов для легального проживания в России. В результате на рынке сильно сократилось число водителей. Есть куча свободных автомобилей, куча желающих передвигаться на такси и мало таксистов.
Система на данный момент есть, но штрафов нет.
У нас ушли около 40% водителей. В июле, до этой истории, утилизация таксопарка составляла 92%. Все машины уже были сданы. Когда 14 августа мы сказали водителям, что ездить без ID нельзя, остались человек десять, успевших его получить. И утилизация таксопарка просела до 30% — остальные люди просто ушли и не стали арендовать машины. Некоторые прошли квест и потом вернулись к нам, часть ушла на новые места, наверное, потому что по КИС «АРТ» ID штрафов сейчас нет. Мы же нашли новых водителей с цифровым профилем. Сейчас утилизация выросла до 72%, и это очень хороший показатель по нынешним временам.
Никаких дополнительных расходов из-за КИС «АРТа» не появилось, у нас и раньше был договор с медицинской организацией для путевых листов. Но для рынка появилась угроза серьезного убытка: количество несданных автомобилей из-за сокращения количества водителей. Выручка упала, а обязательства перед кредиторами никуда не делись.
Появилась угроза серьезного убытка из-за несданных автомобилей.
Доход водителей после старта системы упал на 30-35%. Тарифы немного выросли, но на зарплаты это особо не повлияло. Водители предсказуемо плохо приняли новость о нововведении. Раньше у них была свобода выбора: можно было ездить хоть сколько — два, восемь, 15 часов, люди сами рассчитывали свои силы. У нас водители работали пять дней в неделю по 12 часов, с обедом, нельзя сказать, что они сильно уставали. Сейчас выбора нет.
Думаю, это продлится ближайшие шесть-девять месяцев, а потом рынок придет в равновесие. Станет очевидна нехватка работников, а тарифы хорошие, и количество водителей вырастет, а цена поездки снизится.
Денис Курочкин, руководитель таксопарка Roxi Taxi
Таксопарк работает с 2017 года. В нем 35 тыс. водителей в нескольких таксопарках по всей России — от Калининграда до Владивостока. Работают со всеми тарифами, от «Эконома» до «Бизнеса».
У нас никаких проблем с регистрацией не было, ничего сложного в ней нет. Большинство наших водителей уже зарегистрировались, потому что без этого работать сейчас нельзя. Некоторые получили временный ID, но дальше они должны самостоятельно пройти процедуры, чтобы получить постоянный цифровой профиль.
Такая система, конечно, нужна — и не только в Москве, а везде. Речь идет и о безопасности, и о контроле. Чем больше можно проконтролировать отношения между участникам рынка, тем прозрачнее он становится. Нужно показать связь между теми людьми, которые выдают лицензии, и теми, кто реально ездит. Кроме того, система исключит некоторую часть недобросовестных водителей.
Такая система, конечно, нужна — и не только в Москве.
Скорее всего, уйдут меньшие тарифы — не исключаю, что в «Экономе» работа совсем остановится — это просто невыгодно. На тарифах «Комфорт», «Комфорт+» цена автомобиля выше, заработок больше, поэтому появятся дополнительные издержки: от 50 до 100 руб. в день, или 3 тыс. в месяц, водитель будет передавать людям, которые сделают для него электронные путевые листы. Соответственно, зарплаты уменьшатся на эту сумму. Если взять в расчет, что еще ограничат время возможного нахождения на линии, то цена заказа увеличится. Заплатит в любом случае потребитель, но, скорее всего, стоимость с ним разделит водитель.
Система в основном направлена на то, чтобы контролировать лицензии на автомобиль. То есть на автомобиле должен быть путевой лист, путевой лист выдается только той компании, которая получила лицензию. Тут могут возникнуть дополнительные затраты из-за контрактов с компаниями только из регламентированного списка. Произошла такая монополизация этой сферы. В результате водители будут платить чуть больше денег, чтобы получать эти путевые листы.
Заплатит в любом случае потребитель, но, скорее всего, стоимость с ним разделит водитель.
Никакой трагедии в связи с введением системы я не вижу. Все новое всегда воспринимается в штыки. На самом деле, система хорошая, вводится очень планомерно, не болезненно, все давно о ней знают, все уже смирились. PR-кампания этой системы проведена очень хорошо.
Олег Семибратов, основатель сервиса автоматизации бизнес-процессов таксопарков mozen.io
Компания работает с 2017 года. Ежемесячный оборот по транзакциям — около 4 млрд рублей.
КИС «АРТ» только усложняет работу. И идет вразрез с интересами самого же Дептранса. Он субсидирует отрасль такси, компенсирует авансовые платежи на лизинг, расходы компании на лизинг таксомоторной деятельности, при это он сам же обрезает доступ водителей к этой системе. Это происходит и из-за новых правил типа «не допустить водителей с иностранными удостоверениями», и просто потому, что водителям непонятно, как зарегистрироваться. Я, человек, у которого есть все необходимые документы для работы в московском такси, ради эксперимента решил зарегистрироваться. Я не смог это сделать с телефона, несмотря на то, что у меня компания, которая занимается разработкой, — настолько там все плохо.
Система далека от реалий рынка. В ней заложены такие рудименты, как ежедневная отметка механика. Срок эксплуатации транспортного средства в такси — три года. Дальше они амортизируются и больше не живут, и возраст контролируют агрегаторы. Такие автомобили априори безопаснее, чем средний автомобиль на дорогах России, потому что они как минимум новее. Но проходить техника придется дважды в сутки.
Система далека от реалий рынка.
Или медосмотр. Врач не является барьером выхода на линию пьяного человека. Кейс из жизни: крупный таксопарк в Петербурге, водитель пришел на смену, отлично прошел медика, механик проверил машину, выпустили, ровно через двести метров машина оказалась на столбе, а водитель пьяный вдрызг. Он выпил сразу после осмотра. Как медик от этого защитит? Никак.
Да и потом, в Москве в режиме онлайн за рулем 300 тыс. водителей транспортных средств, не только такси, но и грузовиков, курьерских и специальных служб — все, кого контролирует наш Дептранс. Представьте, что с утра этим 300 тыс. человек надо пройти медосмотр, который в нормальном режиме занимает 10-15 минут. Какое количество медработников нужно, чтобы водители вышли в 8 утра на линию? Во сколько они должны проснуться? Это физически невозможно.
Все это старые нормы, которые сегодня не особо применимы. Дептранс сам стреляет себе в ногу, закручивая гайки, снимая с себя ответственность и вводя очевидно избыточные барьеры для водителей в виде верифицированного профиля на Госуслугах. В результате доступность заказа легкового такси снизится, потому что станет меньше водителей, а стоимость поездки сильно вырастет. На одной новости о введении КИС «АРТ» многие таксисты ушли, а цены увеличились на 30% — и пока это без жестких мер со стороны агрегаторов. То ли еще будет.
Дептранс сам стреляет себе в ногу, вводя очевидно избыточные барьеры.
Все это вынудит водителей уходить в серое поле и пересаживаться обратно на частные машины. Снова появятся заказы «от бордюра», разовьются нелегальные агрегаторы, которые работают по P2P-схеме, когда водитель соединяется с пассажиром. Такую модель работы можно выстроить в любом мессенджере. Получается база заказов или даже биржа попутчиков. Такая схема остается за рамками законодательства — это не системное извлечение прибыли, а местечковая история, когда ты по пути в свой бизнес-центр везешь кого-то. До таких агрегаторов Дептранс не дотянется. Кому и зачем это надо — не совсем понятно.
Андрей Попков, председатель Координационного совета профсоюза работников общественного транспорта «Таксист»
Профсоюз создан в 2011 году. Есть представители в Общественном совете Минтранса России и Госдуме. Активный член ООПН «Безопасная столица».
Система нормальная, политически правильная, она нужна — никто не спорит, всеми руками за. Но технически она была не доработана. Не все сначала могли в ней зарегистрироваться, она висела. Потом власти заявили, что всех водителей внесли, — наверняка, они кого-то наняли и вручную ввели данные. Проблемы были очевидные.
Систему не получилось запустить с 1 августа, как они хотели. Вряд ли получится и в ближайшее время — думаю, в лучшем случае к Новому году. Пока ни одна медицинская компания не смогла интегрироваться в эту систему. Все зарегистрировались, но интеграции нет. Сейчас она работает как флешка, накопитель информации. А позже станет регуляторной гильотиной.
Все зарегистрировались, но интеграции нет. Сейчас система работает как флешка.
Власть хочет видеть, сколько денег на рынке. Данным от агрегаторов не доверяют и сами хотят собирать информацию: кто кого куда везет, сколько денег, сколько заплатили с этого налогов. Хотят прозрачности, которой нет, к сожалению. В теории, цены должны повыситься, количество таксистов сократится, на рынке останется половина от имеющегося количества. Но как это будет на практике — так как у нас теория от практики отличается — не могу загадывать.
Источник