Казачьи корни что значит

Кто такие казаки?

Кто такие казаки? Происхождение слова

Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».

Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».

Происхождение казачества

Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

Читайте также:  Моложавый это что значит

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

  • России (Советского Союза),
  • Великого княжества Литовского,
  • Польши,
  • «вольного города» Гамбурга,
  • короля Швеции Карла XII (Мазепа и Гордиенко),
  • Османской империи (Правобережная Гетманщина под Османским протекторатом /1669−1685/, «некрасовцы» и Задунайская Сечь),
  • Персии (Персидская казачья дивизия),
  • Украинской Народной Республики,
  • Парагвая, Германии (Kosakenlager),
  • Маньчжоу-го,
  • Японии (Квантунская армия).

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.

Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.

Казачьи чины

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

  • на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и вышивкой ручной работы;
  • замужние женщины носили сукман – сарафан с короткими рукавами;
  • верхний праздничный наряд – кохта;
  • повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
  • чтобы не запачкаться, использовали белый передник, «запон»;
  • шарованы широкие или узкие;
  • зимой женщины спасались жупейкой;
  • нижнюю юбку, спидницу, украшали символическими узорами;
  • в холода надевали юбку-плахту;
  • на шапку надевали капюшон «башлык».

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:

  • потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
  • потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);
  • потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных).

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

  • Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
  • Толстой Л. Н. «Казаки», «После боя».
  • Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
  • Седых К. Ф. «Даурия», «Отчий край».
  • Петров (Бирюк) Д. И. «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
  • Мирошниченко Г. И. «Азов».
  • Егоров Иван Яковлевич «Буйные травы».
  • Калинин А. В. «На юге».
  • Никулин М. А. «Полая вода».
  • Краснов П. Н. «От Двуглавого Орла к красному знамени».
  • Шукшин В. М. «Я пришёл дать вам волю»
  • А. П. Чехов «Казак»

Поэзия

  • Туроверов А. «Конь боевой с походным вьюком».
  • Туроверов Н. Н. «Стихи».
  • Софронов А. В. стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

Источник

Происхождение казачества — корни казачества

Мы казаки должны знать свою историю и свои корни. Но многие ли задумываются о том, что было в стародавние времена и откуда взялось славное племя казаков. Как выяснилось очень многие, я работаю в нашем Белокалитвинском музее, и мне часто задают вопросы — откуда взялись казаки? Кто мы? Народ? Служивое сословие? Этнос? Или? Задают подобный вопрос и местные жители и приезжие.

Бытуют в основном две версии. Первая — это наша старая знакомая по курсу школьной истории бегло-крестьянская. Вторая — это бродницко-славянская. Впрочем, сейчас довольно большие силы набирает версия утверждающая, что казаки это остатки монгольских войск которые решили перейти на службу Московскому государству, поскольку за время владычества Золотой орды очень многие легкие войска вербовались из славян, которых ордынцы забирали еще в молодых как дань крови «тамгу».

Рассматривать подробно бегло-крестьянскую теорию я не буду, поскольку нам и так в школе постоянно утверждали, что бедные крепостные сбежали от своих страшных угнетателей и основали казачество. Я смею надеяться, что интересна для читателей будет бродницко-славянская теория.

Кто таки бродники? Некоторые историки считают, что это славяне, которые остались во времена образования Киевской Руси за границей.

В 1965 г. во время войны с Хазарским каганатом Святослав захватил Саркел (Белую Вежу). В летописях нет упоминаний, подчинялось ли местное население Святославу, но можно предположить, что подчинялось иначе в летописях обязательно, отражалась бы борьба.

К сожалению, Белая Вежа в данный момент затоплена водами Цимлянского водохранилища, причем торопливо раскопана. Впрочем, это не самое страшное преступление на совести советской власти.

В XI веке на Диком поле поселились половцы, и именно они стали врагами Руси на долгое время. Из себя половцы представляли дикую смесь европиойдов с монголами.

В 1117г. русичи покидают Белую Вежу. Можно предположить, что вернулись только горожане а, как известно в то время город являлся, по сути, крепостью со служивыми людьми, основное население жило в пригородах.

В 1147 г. в летописи впервые упоминаются бродники, а последние упоминания в 1254 г. Не четко словом «бродни» упомянуты еще позже в 1359 г.

Упоминаются бродники и в русских источниках, и в зарубежных, но не один из источников не дает объяснение, кто же они такие.

Характеристику бродникам пытаются дать современные историки. Волынкин считает, что они были полукочевым, полуоседлым народом. Котляр упирая на то, что никто не доказал того, что они кочевали, считает бродников строго оседлыми.

Так же тяжело объяснить причину названия этого народа «бродниками». В XIX — XX вв. ряд специалистов предполагают, что название произошло от слова «бродити» (передвигаться, блукать). Бродники — бродяги. Однако на самом деле средневековый глагол бродити не имел значение передвигаться, а значил: бродити — переходить воду, делать переправу, перебродить, перейти в брод.

Брицок заявил, что бродники не бродяги, а люди с переправ. Лозанин – лингвист – показал, что суффикс «ник» обозначает не место проживания, а профессию, то есть люди делающие переправу. Однако все специалисты склоняются, что бродники в основной своей массе славяне частично смешанные с мастным населением.

Никита Хамеот говорит о них, как о русских. В летописи дважды упоминаются бродники, как славяне.

Плоскиня воевода бродников, присягая князьям, целовал крест, что отражено в летописи, следовательно, он христианин. Во времена половцев бродники были ослаблены, но продолжали свое существование.

Известно, что бродники были славянами, но не чистыми, а помесью с хазарами, как считал Гумилев, с аланами, печенегами и половцами, как считал Волынин, или с алано-болгарами и половцами, как считала Плетнева.

Места обитания бродников точно не известны, предполагают Северский Донец, Дон. Рядом с Северским Донцом Плетнева и Лидеров открыли 7 поселений, которые могут быть бродницкими, все 7 XII-XIII веков содержат славянскую керамику, а рядом 14 поселений того же периода содержат половецкую. Расположены далеко от границ Руси, не укреплены. Отсюда можно сделать вывод, что жили с половцами мирно.

В 1223 г. бродники во время битвы на реке Калке выступали на стороне монголов против русичей и их союзников половцев. С одной стороны напрашивается вопрос, почему славяне выступали против славян на стороне азиатов. С другой стороны ответ прост, выступали не против Руси, поскольку с Русью отношения складывались постольку поскольку, а против хозяев степи половцев. Живя в половецкой степи, бродники зависели от половцев и поступали по принципу «враг моего врага — мой друг».

Все историки, которые занимались бродниками, вспоминали казаков, так как у них было очень много общих черт.

Бродники обитали в степи, казаки тоже. Бродники не зависели от Руси, казаки изначально тоже. Бродники не имели феодалов, казаки тоже. В обоих случаях своеобразные отношения с кочевым миром. По происхождению очень похожи — бродники, славяне с примесью, казаки тоже. Плюс бродники являлись христианами, в то время единоверцы были ближе чем признак принадлежности к народности.

Бродники так напоминают казаков, что их можно назвать либо прототипом, либо прообразом.

Некоторые считают, что бродники трансформировались в казаков после монгольского нашествия.

В принципе идея о непрерывном существовании славян на Дону высказывались не раз.

Если не принимать во внимание нечеткое упоминание о бродниках в 1353 г., то со времени упоминания в 1254 г. до первого четкого упоминания о казаках 1549 г. прошло 305 лет. За этот период никаких упоминаний о жизни славян на Дону не было. Но куда они делись? Обычно отвечают так: вначале потеснили половцы, а потом добили монголы, однако, подтверждения этому также нет.

Действительно за этот период Русские летописи очень мало упоминают о событиях на Дону. Почему? Ответ прост. После нашествия монголов Дон стал для Руси землей незнаемой.

После 1230 г. источники не упоминают о половцах, а археологи утверждают, что они живы. Антропологи наоборот утверждают, что монголы исчезли. Куда они делись? Антропологи дают сразу ответ — растворились в половцах, получились татары.

А вот славянское население в степи не исчезло. Известно, что в первой половине и в середине XII века в Червленом яру, в бассейне Хопра существовало славянское, христианское поселение. По грамотам митрополита всея Руси между рязанской с саранской епархией прослеживается спор за обладание Червленым яром, но только за духовное обладание, так как это место находилось далеко от русских границ. Переписка длились с 1283г. по 1305 г. из грамот видно, что там находятся баскаки и сотни (система власти) игумены и попы (монастыри и церкви) города и караулы (население и укрепления).

А теперь давайте оставим бродников и перейдем к казачеству. Здесь возникает несколько вопросов:

1) В XVII веке на Дон хлынула война крестьян. Во второй половине это
понятно в 1649 г. было оформлено крепостное право и крестьяне, не
мирившиеся, бежали на Дон, а почему они бежали в XVI веке? Они еще не
были закрепощены.

В историографии много работ, посвященных происхождению казачества, но только две из них посвящены беглокрестьянской теории. До революции Сахаров и современный историк Мининков, остальные работы говорят об этом в обеих чертах. Карамзин, Ключевский, Соловьев этими вопросами не занимались. Сахаров сделал такой вывод: казаки произошли от русских промысловиков, которые перестали возвращаться на зиму и оставались жить на Дону.

2) Необъяснимо мощный выход казаков на арену. В 1540 г. первый раз в
жалобе Юсуфа упоминаются казаки, а в 1551 г. источники сообщают, что
казаки с Азова оброк берут, и воды испить не дают. Крымское Ханство просит
у Османской империи помощи от казаков 1552 г. Казаки действуют на
Азовском море, причем успешно и султан принимает комплекс мер для защиты.

3) Слишком мало вероятно, что с такой скоростью произошло освоение
земель сразу и по верхнему, и по среднему, и по нижнему Дону, и по
Северскому Донцу.

4) Маловероятно, что крестьяне, выйдя из лесов с такой скоростью,
адаптировались к степи.

5) Историк Росинский спрашивает: «Почему крестьяне и ремесленники бежали в населенную кочевниками степь, почему не в Карпаты?» Кстати, посему не бежать не север к вольным поморам? Главное занятие казаков рыболовство и охота, позже скотоводство и только в XVIII веке земледелие. Крестьяне же изначально земледельцы. В XVII веке у казаков был издан приказ по Войску «кто землю пашет тех бить и грабить».

6) Как крестьяне могли за столь короткий срок превратиться в профессиональных воинов, когда они не держали оружие в руках? Юсуф жалуется, что казаки его громят. На Руси крестьяне не воевали и оружие в руках не держали до рекрутских наборов. Да и наборы были тяжелы для крестьян. На Руси с 1705г. по 1709 г. 1 рекрут с 35 дворов, потом с 50, с 75, с 89 тягловых дворов. В то время примерно 4 мужика жили в одном дворе. Посчитайте со скольких человек одного рекрута, и это еще казалось тяжело.

С 1874 г. была объявлена всеобщая воинская повинность, и все равно для крестьян было слишком много льгот (можно даже было просто заплатить).

У казаков всеобщая воинская повинность была всегда!

Только в первой мировой войне значительная часть мужского населения была вовлечена в боевые действия.

7) Как мог выжить русский крестьянин, попав в непривычную ему среду,
ведь вокруг были татары, которые ловили людей.

8) Имелись ли на Дону места, где крестьяне могли бы адаптироваться?

9) Казаки превосходные мореходы. В ХVI-ХVН веках они совершали
походы на Керч, Тамань и порты Крыма, Кафу, Судан, Гезмен, на Очаков,
Варну, на Кавказ и побережье Черного моря, по всему Азову, в Боспор,
нападали даже на Стамбул. Все это турецкие владения и не было пункта, на
который не нападали бы казаки. Главными были тогда морские походы.

Конными казаки стали позже при Петре I, после запрета в 1696 г. выхода в море.

Начало у казаков было морским, и как это можно сопоставить с тем, что в основе они были русскими крестьянами — глубоко сухопутными людьми?

10) Могли ли крестьяне, которым на Дону и так тяжело прижиться
быстро и добровольно превратиться в превосходных мореходов?

Зачем им это было надо? Добычи хватало в степи у кочевников.

Где истоки казачьего мореходства? Быстрое перевоплощение сухопутных людей в моряков произошло, только при Петре I и на это были брошены все силы государства. Неужели крестьяне могли с такой скоростью стать мореходами без поддержки и принуждения государственного аппарата.

В XVII веке Мустафа Налима пишет — самый страшный враг для турок казаки. Учитывайте, что турки непрерывно воевали на море: на Черном с казаками, на Средиземном с Испанией и Венецией. Все остальные державы были с Турцией в мире и очень её боялись.

11) Очень похожи походы русских князей Х-IХ веков и экспедиции
казаков XVI — XVII веков. Случайно или это генетическое родство? Кстати и
сам струг похож на древнерусскую ладью.

1552 году Сулейман пишет — казаки действуют на море и это не первое нападение — предписывает ходить конвоями. Что означает, что казаки нападают на суда. Из контекста видно, что нападения постоянны и скорее всего усиливаются.

Считается, что уже в 1490 годы на Дону были промысловики (приходившие люди), но достаточно ли 50 лет до 1552 г. чтобы сухопутные русские люди начали воевать на море.

Нет. Сухорукое упоминает, что крестьяне даже бежали назад с Дона.

В 1978 г. Ростовский краеведческий музей обнаружил славянское поселение на берегу Азовского моря протяженностью 1 км. по берегу и 340 м. в ширину. Интересна датировка этого поселения – Числова дала датировку вторая половина X в. до конца XIII в. начало XIV в. Рязанов дал датировку первый раз XIII в. а во второй раз ХП-ХШ вв.

XII век фигурирует в верхних слоях (может 1270 г. Византия). Видны основные занятия. Найдены жернова, зерна, кости крупнорогатого скота, птиц, рыболовный крючок, гончарные изделия, кузнечное ремесло, 8 наконечников стрел, эфес сабли, черенки 17 ножей, гвозди, стеклянные предметы, мраморный крестик (православный).

Такие поселения встречаются даже в последней трети 14 века. А последние упоминания о бродниках 1254 г. Так кто же здесь жил?

Ближе к XIV веку число поселений резко уменьшается, но всё равно такие поселения существуют.

Если предположить, что бродники не погибли после монгольского нашествия, а жили до начала XVI века, то многое встает на свои места. Да и вообще, зачем монголам уничтожать народ, который выступил на их стороне в бою, обычно к таким народам они были лояльны, обязали их поставлять воинов, соблюдать законы и оставляли в покое.

В таком случае, бродники встретили новую эмиграционную волну славян, помогли приспособиться, впустить в свои поселения, представить защиту на период адаптации.

Почему бродники легко приняли пришлых людей? Очень просто. Дело в том, что по археологическим данным с XIV века число поселений уменьшилось, следовательно, уменьшилось население. Необходим был приток людей и эти люди пришли. Пришли схожие по культуре и вероисповеданию.

Бродники научили пришлых совершать походы, научили своим взаимоотношениям с кочевым миром, обучили воевать.

Сами же бродники постепенно растворились в пришлых и создали новую славянскую народность казаков!

Так что нельзя казаков выводить из крепостных крестьян, бежали не довольные и не мирившиеся с властью, бежали на войну, в демократию, бежали ремесленники, крестьяне, дворяне, дружинники, разбойники, воры, все кого на Руси ждала плаха, все кому надоело жить спокойно, все у кого в крови был бунт. Именно они основали казачество.

Вольное, сильное, Православное – и мы потомки обязаны гордится величием своих предков.

Источник

Оцените статью