Карманный линкор что это значит

Карманный линкор

Карманный линкор

Тяжёлые крейсера типа «Дойчланд»
Deutschland-Klasse Schwerer Kreuzer
Тяжёлый крейсер «Дойчланд»
Основная информация
Тип Тяжёлый крейсер
Государство флага Германия
Параметры
Тоннаж стандартный

«Дойчланд» — 10600,
«Адмирал Шеер» — 11550,
«Адмирал граф Шпее» — 12100 т
полный
«Дойчланд» — 14290,
«Адмирал Шеер» — 15180,
«Адмирал граф Шпее» — 16020 т

Длина 181,7 / 186 м
Ширина «Дойчланд» — 20,7
«Адмирал Шеер» — 21,34
«Адмирал граф Шпее» — 21,65 м
Осадка 5,8-7,3 м
Бронирование «Дойчланд» — пояс — 50-80 мм, нос — 18 мм, корма — 30-40 мм, продольная переборка — 40 мм, палуба — 18+45-30 мм, траверзы — 60 мм, башни — 140-85 мм, барбеты — 125 мм, рубка — 150-50 мм, ПТП — 45 мм

«Адмирал Шеер» — пояс — 50—80 мм, нос — 17 мм, корма — 40 мм, продольная переборка — 40 мм, палуба — 18+40-20 мм, траверзы — 50 мм, башни — 140-85 мм, барбеты — 125 мм, рубка — 150-50 мм, ПТП — 40 мм
«Адмирал граф Шпее» — пояс — 100 мм, нос — 18 мм, корма — 45 мм, продольная переборка — 40 мм, палуба — 18+45-30 мм, траверзы — 60 мм, башни — 140-85 мм, барбеты — 125 мм, рубка — 150-50 мм, ПТП — 45 мм

Технические данные
Силовая установка 8 дизелей MAN
Винты 2 винта
Мощность 56 800 л. с.
Скорость 28 узлов
Автономность плавания 16 300 миль на 18 узлах
Экипаж 1070 человек
Вооружение
Артиллерия 2×3 — 283-мм/52, 8×1 — 150-мм/55
Торпедно-минное вооружение 2×4 — 533-мм ТА
Зенитное вооружение 3×2 — 88-мм/78 («Адмирал граф Шпее» — 3×2 105-мм/65), 4×2 — 37-мм/83, 10×1 — 20-мм/65
Авиация 1 катапульта, 2 гидросамолёта [1]

Тяжёлые крейсера типа «Дойчланд» — тип тяжёлых крейсеров Кригсмарине времён Второй мировой войны. Всего было построено 3 единицы: «Дойчланд» (Deutschland), «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee).

В довоенном германском флоте числились броненосцами (Panzerschiffe). С 25 января 1940 года переклассифицированны в тяжёлые крейсера. В военно-морской литературе широко распространён термин «Карманный линкор» (Pocket battleship) — ироническая классификация кораблей, придуманная британской прессой 1930-х годов.

Содержание

Проектирование

Выбор концепции

Первая мировая война закончилась для германского флота катастрофически — он практически перестал существовать. Закрепить это положение были призваны ограничительные статьи Версальского договора. В частности, немцам оставляли 6 старых броненосцев, заменить которые разрешалось лишь после 20 лет службы на корабли водоизмещением не более 10 000 длинных тонн и с артиллерией, не превышающей калибра 11 дюймов (280 мм). Считалось, что эти условия низведут будущий германский флот до региональной силы, значимой лишь на Балтике.

Достаточно скоро в условиях договора обнаружилось два слабых места. Во-первых, победители перестарались, оставив немцам только весьма старые броненосцы 1902—1906 годов постройки. Вследствие этого Германия могла начать замену крупных кораблей уже с 1922 года.

Во-вторых, вмешалось обстоятельство, которое участники Версальской конференции предвидеть не могли. Вашингтонский договор 1922 года фактически заморозил строительство линкоров, а иные артиллерийские корабли ограничил водоизмещением 10 000 тонн и калибром артиллерии 203 мм.

В результате побеждённые получили редкую возможность создавать свои боевые единицы в условиях менее жёстких ограничений, чем сами победители. Более того, если бы немцам удалось создать проект, угрожающий существующему равновесию сил, бывшим союзникам пришлось бы тратить драгоценный линкорный тоннаж на то, чтобы парировать такой выпад. [2]

К проектированию новых кораблей, предназначенных для замены броненосцев, немецкие конструкторы приступили в начале 1920-х годов. Было разработано множество проектов, сводившихся к двум вариантам. Первый из них фактически являлся броненосцем береговой обороны — неплохо вооружённым, обладающим мощной броневой защитой и повышенной живучестью, но маломореходным, с ограниченной автономностью. Второй представлял собой «вашингтонский крейсер», имевший, в сравнении с зарубежными тяжёлыми крейсерами первого поколения, весьма неплохие характеристики.

Однако при рассмотрении проектов оба были отвергнуты. Не желая ограничиваться действиями исключительно у собственных берегов, командование флота не считало нужным тратить ограниченный тоннаж на корабли береговой обороны. Крейсер был отвергнут потому, что такие корабли имелись и у других стран, к тому же в заметно больших количествах. Немецким адмиралам хотелось получить нечто, с чем вероятный противник будет вынужден считаться всерьёз.

Новый толчок разработке проекта дал приход в 1924 году на пост командующего рейхсмарине адмирала Ценкера. [3] Он предложил подобрать характеристики будущего корабля таким образом, чтобы он легко уходил от 20—23-узловых линкоров и уверенно брал верх в бою со стандартным тяжёлым крейсером и даже, при острой необходимости, вступал в бой с противником посерьёзнее.

Проект океанского рейдера

Первоначальный проект, известный под шифром «A», был подготовлен в 1926 году. Следует заметить, что по ряду характеристик он был существенно лучше реально построенных кораблей. В частности, крейсер получил протяжённый и высокий полубак с сильно наклонённым форштевнем, что сулило хорошую мореходность. Второй калибр был представлен 8-ю универсальными орудиями калибра 120—127-мм, причём очень удачно размещённых — на каждый борт могло стрелять 6 из них. Толщина броневого пояса составляла 100 мм. К огорчению командования рейхсмарине водоизмещение корабля существенно превысило 10 000 тонн, а тогдашнее международное положение Веймарской республики не позволяло идти на откровенное нарушение условий Версальского договора. Проект пришлось переработать.

Первой жертвой стал корпус, существенно срезанный по высоте. Толщину броневого пояса сократили до 60 мм. И наконец, по настоянию адмиралов, на корабль вернули противоминоносный калибр — батарею 150-мм орудий, что привело к замене универсальной батареи на устаревшие 88-мм зенитные пушки времён Первой мировой.

Окончательно проект был утверждён 11 апреля 1928 года, но из-за внутриполитических сложностей возникли проблемы с финансированием. В преддверии очередных выборов левые партии развернули настоящую пропагандистскую кампанию под лозунгом — «Еда для детей, а не броненосцы!». [4] Тем не менее, с небольшим перевесом голосов рейхстаг выделил необходимые средства на уже заложенный корабль.

Происхождение достаточно странной классификации кораблей носило чисто политический характер: поскольку в германском флоте броненосцы (Panzerschiff) стояли ниже линкоров (Linienschiff), то немцы пытались создать впечатление, что они развивают класс, разрешённый им Версальским договором. [5]

Международная реакция

Ещё до спуска на воду «Дойчланд» вызвал бурную реакцию в военно-морских кругах всего мира. Необыкновенное сочетание характеристик, не подходивших под международные стандарты, привело к попыткам придумать для корабля некий новый термин. В этом отношении преуспела британская пресса, которой принадлежит название «карманный линкор». Сами немецкие моряки, не воспринимая всерьёз официальное название корабля, окрестили его Schlachtschiff-Verschnitt — «линкор-обрез». Однако серьёзных военно-морских экспертов гораздо больше занимали предназначение и боевые возможности корабля. На этот счёт высказывались самые разнообразные мнения, но никто не верил в официальное объяснение командования рейхсмарине, утверждавшего, что задачей новых боевых единиц будет сопровождение войсковых конвоев на Балтике.

По мнению британского журнала The Naval and Military Record от 9 августа 1934 года [6] :

Deutschland построен без ясной целеустановки и является попыткой вместить возможно наибольшее вооружение и скорость в версальские нормы водоизмещения.

Впрочем такая точка зрения была исключением и как правило германский проект котировался очень высоко. Например, американский журнал Naval Engineering Journal от 23 июня 1933 года отмечал [7] :

Короче говоря, перед нами корабль водоизмещением 10 000 т. Это не линкор и не крейсер, а попросту «бронированный» корабль. Несомненно, пока это наилучшее определение класса. Вооружён он как линкор, обладает скоростью хода как крейсер, но всё же это и не то, и не другое. Вот ответ Германии на Вашингтонские ограничения, и трудно придумать что-то более эффективное. Ни в одной стране мира не заложен корабль с такими характеристиками, как у «Дойчланда»…

Без преувеличений можно сказать, что создание «Дойчланд» и однотипных кораблей полностью меняет привычную стратегию и тактику войны на море, равно как и многие взгляды на кораблестроение.

Попытки найти рецепт борьбы с «карманными линкорами» были предприняты очень скоро. Уже в декабре 1932 года, ещё до того, как «Дойчланд» вошёл в строй, обеспокоенные французы заложили первый линейный крейсер типа «Дюнкерк» (Dunkerque) — корабль, превосходивший немецкий проект во всех отношениях, но водоизмещением в 2,5 раза больше, намного более дорогой и ограниченный в серийном строительстве Вашингтонским договором. Таким образом новые корабли рейхсмарине начали создавать проблемы врагам Германии ещё до начала войны.

Дальнейшее развитие проекта

После прихода Гитлера к власти германские кораблестроители начали откровенно пренебрегать Версальскими ограничениями. В связи с этим проект был существенно доработан в плане резкого усиления бронирования и перехода на паротурбинную силовую установку. Конструкторы рассчитывали устранить несбалансированность первоначального проекта и обеспечить надёжную защиту от 203-мм снарядов зарубежных тяжёлых крейсеров. Это привело к резкому росту водоизмещения.

В 1933 году был выдан заказ на корабли усовершенствованного типа под шифрами D и E. Оба были заложены в один день 14 февраля 1934 года в Вильгельмсхафене и Киле, но уже 5 июля того же года их постройка была прекращена — нацистское руководство желало получить более мощные корабли. В результате заготовленные материалы были использованы для строительства линейных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

Тактико-технические данные кораблей D и E должны были быть следующими: водоизмещение — 20 000 тонн (стандартное), длина 230 м, ширина — 25,5 м, скорость 29 узлов. Вооружение: 6 — 283-мм, 8 — 150-мм, 8 — 105-мм орудий. Бронирование: борт — 220 мм, палуба — 70-80 мм, рубка — 300 мм. [8]

Конструкция

Корпус и архитектура

Конструкция корпуса «карманных линкоров» значительно отличалась от немецких же лёгких крейсеров, знаменитых своей хлипкостью. [9] «Дойчландам» предстояли длительные океанские рейды и к обеспечению надёжности подошли очень серьёзно. Хотя при строительстве широко применялась сварка, все ответственные соединения дублировались клёпкой, доля алюминия в конструкции составила лишь 1 %. В результате крейсера не имели никаких проблем с прочностью, на обеспечение которой работали и внутренние броневые переборки.

На «Дойчланде» установили традиционную для германского флота фок-мачту в форме полой трубы, на которой поместили рубку и дальномерный пост. Как показала практика, такая конструкция сильно вибрировала, и на последующих крейсерах её заменили на легко узнаваемую, башенноподобную надстройку.

Противоторпедная защита оказалась слабой. Фактически она сводилась к двойному дну по всей длине кораблей, булям и броневым переборкам толщиной 45 (на головном крейсере) или 40 мм (на остальных).

Несмотря на все усилия конструкторов, мореходность крейсеров была достаточной, но не выдающейся. На полном ходу против волны носовую оконечность заливало водой. Тем не менее, из всех кораблей кригсмарине умеренного размера «дойчланды» имели наилучшие морские качества.

Любопытно, что в 1937 году был выдвинут проект модернизации только что вступившего в строй «Адмирала Графа Шпее». За счёт не слишком значительного удлинения и уширения корпуса и увеличения водоизмещения всего на 500 тонн предполагалось при той же силовой установке резко улучшить мореходность и увеличить скорость до 30 узлов. Проект вызвал интерес, но напряжённая международная обстановка не позволила воплотить его в жизнь.

Вооружение

Козырной картой новых кораблей являлся их главный калибр — 283-мм [10] орудия SK C/28. Разработанные заново, они не имели себе равных среди вооружения кораблей сопоставимого водоизмещения. Длина ствола составляла 52,35 калибра, начальная скорость снаряда 910 м/с, но живучесть была вполне приемлемой. Использовалось три типа снарядов, все весом 300 кг:

  • Бронебойный, содержавший 7,84 кг ВВ (2,6 % от массы снаряда);
  • Полубронебойный [11] — 16,94 кг (5,65 %);
  • Фугасный — 23,3 кг (7,8 %).

Подобное сочетание боеприпасов позволяло эффективно обстреливать самые разнообразные цели. Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения 40° достигала 36 475 метров. Боекомплект колебался от 105 до 120 снарядов на орудия. Система заряжания при фиксированном угле 2° позволяла делать до трёх залпов в минуту на ствол, практическая скорострельность не превышала двух. Такие характеристики обеспечивали уверенное поражение всех среднебронированных кораблей и даже самые защищённые тяжёлые крейсера были уязвимы на любой дистанции.

Вспомогательный калибр был также специально разработан для этих кораблей. Снаряды весом 45,3 кг выпускались со скоростью 875 м/с. Теоретическая скорострельность — 10 в/мин, практическая — 5-7. Сами орудия устанавливались вдоль борта на штыревых станках и прикрывались лишь щитами. Само наличие промежуточного калибра является одной из наиболее критикуемых сторон проекта, но немцы полагали его необходимым, будучи уверенными в слабости калибра 120—127-мм против атакующих эсминцев.

Тяжёлая зенитная батарея выглядела слабо даже на «Адмирале графе Шпее» с его 105-мм спарками. Лёгкая зенитная артиллерия была недостаточной, хотя её и усилили в ходе войны. 20-мм автоматам не хватало поражающей мощи, а 37-мм автоматам — скорострельности. Главным же пороком лёгкой зенитной батареи была примитивная система управления огнём, когда орудия отдавали на откуп расчёту.

Системы управления огнём и электроника

Система управления огнём главного калибра на «Дойчландах» была по меркам 1930-х годов весьма совершенной, особенно если учесть размеры кораблей и наличие всего двух башен. Она включала в себя три поста управления, имевшие два 10,5-метровых и один 6-метровый дальномеры. [12] Кроме того, каждая башня имела собственный 10,5-метровый дальномер и могла вести огонь самостоятельно. Целеуказание обеспечивалось двумя парами основных и одним резервным директором. Все данные от этих устройств поступали в два вычислительных центра, расположенных под броневой палубой и оснащённых аналоговыми компьютерами.

Свой вычислительный центр имели также вспомогательная и зенитная артиллерия, но на практике он использовался в основном для нужд ПВО. Сами тяжёлые зенитные установки были оснащены 4-метровыми дальномерами, а целеуказание им обеспечивали два стабилизированных директора. Что касается зенитных автоматов, то до самого конца войны они стреляли под местным управлением, делавшим их огонь малоэффективным.

Радиолокатор впервые был установлен на «Дойчланд» в 1937 году и представлял собой экспериментальный образец FuMG-39. К началу войны он был заменён на значительно более совершенный радар FuMo-22. Такую же систему получили и два других корабля. Стоит заметить, что характеристики ранних германских радаров были достаточно скромными. Дальность действия не превышала 7-8 миль, ошибка по углу места достигала 5°. Фактически, FuMo-22 мог обнаруживать только крупные корабли. Вместе с тем, в начале Второй мировой немецкие радары не уступали британским.

Бронирование

Система бронирования «карманных линкоров» была уникальной, не встречавшейся более ни на одном крейсере мира. При этом, каждый из кораблей серии имел свои индивидуальные отличия в системе бронирования и толщине брони. [13]

На «Дойчланде» бронирование корпуса включало в себя броневой пояс толщиной 60 мм, наклонённый под углом 12° (по другим данным 13,5°), внутренние броневые переборки толщиной 40-45 мм, 4 броневых траверза толщиной 30 мм и броневую палубу толщиной 30-45 мм. Таким образом на крейсере была реализована идея разнесённого бронирования, защищавшего от снарядов калибра 120—152-мм, хотя от последних не на всех дистанциях. [14] Хорошую защиту получили башни главного калибра и боевая рубка — толщина брони на ответственных участках достигла 140 мм. Средний калибр был защищён лишь символически — 10-мм щитами. Имелось также противоосколочное бронирование дальномерных постов.

«Адмирал Шеер» получил усиленное бронирование. Больше стала площадь бортового пояса, улучшилась защита кормы и барбетов, нижняя броневая переборка изготовлялась из брони лучшего качества. При этом палубная броня стала тоньше — 20-40 мм на разных участках.

На «Адмирале графе Шпее» вернулись к системе распределения брони, характерной для первого корабля. Броневой пояс стал уже, но толще — 100 мм. Таким образом, с учётом внутренней переборки, толщина вертикальной защиты достигла 140 мм (100+40), что должно было защитить крейсер от 152-, а на определённых дистанциях от 203-мм снарядов. Усилилась также горизонтальная защита, площадь броневой палубы стала больше, а над погребами боеприпасов достигал толщины 70 мм. Общий вес бронирования корабля составил 3000 тонн — 25 % стандартного водоизмещения. По мнению германских экспертов, «Адмирал граф Шпее» стал наиболее защищённым кораблём серии и мог выдержать бой с крейсерами противника без существенных повреждений.

Энергетическая установка

Другой козырной картой «Дойчландов» была уникальная для того времени силовая установка. Впервые на столь крупных кораблях установили дизели в качестве единственного типа двигателя. [15] В 1920-30 годах немцы смело шли на всевозможные эксперименты в попытках добиться преимущества над потенциальным противником, впрочем, не всегда успешно. Не обошлось без проблем и с энергетикой «Дойчландов».

Дизели на всех кораблях были одинаковыми — 8 главных, модели M-9Zu42/58, 9-цилиндровых с максимальной мощностью по 7100 л. с. при 450 об/мин (максимальная продолжительная мощность 6655 л. с.) и 4 вспомогательных, модели M-5Z42/58, 5-цилиндровых с максимальной мощностью 1450 л. с. при 425 об/мин.

Такое решение обеспечивало крейсерам уникальную дальность плавания — 16 300 миль на скорости 18,6 узла по результатам испытаний «Шпее». Максимальная расчётная дальность достигала 20 000 миль — результат, превзойдённый лишь атомными кораблями. Даже на максимальной продолжительной скорости 26 узлов корабли могли пройти 7 900 миль — больше, чем многие паротурбинные крейсера экономическим ходом 13—15 узлов.

Вторым важнейшим достоинством дизелей была возможность развить полный ход за считанные минуты. Паротурбинным кораблям для перехода с экономической скорости на максимальную требовалось от 30 минут до часа для поднятия давления пара в котлах. Это давало немцам шанс оторваться от более мощного и быстроходного противника.

Максимальная скорость крейсеров на испытаниях составила 28—28,3 узла. Таким образом, на момент постройки «Дойчланда» из числа более мощных кораблей его могли догнать только три британских линейных крейсера («Худ» и пара типа «Рипалс») и три японских линейных крейсера типа «Конго». Все остальные, более быстроходные, чем «Дойчланд», корабли, серьёзно уступали ему в вооружении.

Хотя первоначально дизели работали нестабильно и потребовали большого объёма доводочных мероприятий, со временем их удалось сделать достаточно надёжными. Так, «Адмирал Шеер» в своём первом океанском рейде прошёл за 161 день, практически не останавливаясь, 46 419 миль без единой поломки двигателей.

Разумеется, у дизелей были и свои недостатки. Двигатели, работавшие на полную мощность, вызывали сильную вибрацию корпуса, а уровень шума был таков, что даже в кают-компании невозможно было разговаривать и офицеры, сидевшие рядом, переписывались между собой. Но достоинства дизелей в целом перекрывали их недостатки и делали «Дойчланды» поистине уникальными рейдерами.

Источник

Читайте также:  Каподастр что это значит
Оцените статью