- Значение слова канделябр
- Словарь Ушакова
- Архитектурный словарь
- Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
- Энциклопедический словарь
- Словарь Ожегова
- Словарь Ефремовой
- Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Канделябр
- Содержание
- В культуре
- Бить канделябрами
- Другие значения
- Примечания
- См. также
- Ссылки
- Полезное
- Смотреть что такое «Канделябр» в других словарях:
- Канделябры и подсвечники: история и советы коллекционерам
- Что мы знаем о появлении подсвечников
- Первый красивый подсвечник: где он родился
- Старинные подсвечники в Древней Греции и Индии
- Подсвечники во времена Средневековья
- Канделябры в эпоху Возрождения
- Подсвечники в 18 веке
- Как изменились подсвечники с 19 века
- Основные виды подсвечников сегодня
- Несколько советов по выбору подсвечников и канделябров для интерьера
- Роль канделябров в декоре сегодня
- Подсвечники и канделябры купить в Антикварном магазине Антикзон
Значение слова канделябр
Словарь Ушакова
кандел я бр, канделябра, муж. (франц. candelabre). Большой подсвечник, б.ч. для нескольких свечей.
Архитектурный словарь
Крупный стоячий светильник, иногда с разветвлениями для свечей.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(франц. candelabre от лат. candela — свеча)
Изначально канделябр — этрусско-римский напольный бронзовый светильник с масляной лампой на высокой ножке. Бронзовые светочи античного типа подле СФИНКСОВ на гранитной пристани Академии художеств (арх. К. А. Тон, 1834) ближе всего к своему прототипу. Позднее канделябром стали называть вертикальную стойку с разветвлениями для нескольких источников света. В настоящее время светильники, близкие по форме к канделябру, украшают станцию метрополитена Пушкинская (арх. Л. М. Поляков и В. А. Петров). Воспроизводят историческую форму канделябра одноламповые фонари Марсова поля (арх. Д. Цветков). Развитием этой формы являются многоламповые уличные фонари в центре Исаакиевской площади (арх. Р. Вейгельт), в сквере перед Александрийским театром (арх. Д. Гримм).
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Подставка — светильник с разветвлениями, в которые вставляются свечи или лампы.
* ► В действительности же было перед ним совсем другое: уставленный бутылками, вазами, канделябрами и приборами стол. // Лев Толстой. Воскресенье // *
Энциклопедический словарь
(франц. candelabre), светильник с разветвлениями для нескольких свечей или электрических ламп.
Словарь Ожегова
КАНДЕЛЯБР, а, м. Подсвечник для нескольких свечей, а также подставка-светильник с несколькими лампами в форме свечей. Бронзовый к.
| прил. канделябровый, ая, ое.
Словарь Ефремовой
м.
Подставка с разветвлениями для нескольких свечей или электрических ламп в виде
свечей.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(латинск. Candelabrum) — у древних подставка (подсвечник) для свеч (candelae), ламп, курений и т. п. К. обыкновенно состоял из ножки (треножник), представлявшей из себя изящно сделанные металлические лапки (обыкновенно наподобие львиных лап), или гладкого шеста, или древка (καυλός), и верхушки (κάλαθος) в виде тарелки или плоского сосуда, или же подобие древесных стволов с ветвями, с которых свешивались лампы на небольших цепочках (лампадарии). Первоначально К. приготовлялись из дерева, тростника или жженой глины, позже и из мрамора или алебастра. Большие, искусно сделанные К. встречались как посвящения в храмах, а людьми богатыми ставились и в частных домах. Великолепные древние канделябры имеются особенно в Британском музее в Лондоне, в парижском Лувре, в мюнхенской глиптотеке, в собраниях римских (так назыв. К. Барберины в античном собрании Ватикана), флорентийских и неаполитанских. Искусство времени Возрождения возродило снова К., но гораздо богаче изукрасило древко не только листьями и орнаментами, но и небольшими фигурами. Такие бронзовые канделябры в большом количестве сохранились в Италии, напр. в Чертозе павийской и каррерском собрании в Венеции. В XVIII в. К. зачастую стали изготовляться из железа, иногда в роскошных формах стиля рококо; они применялись для освещения зал, улиц и площадей; в XIX в. кованое железо заменено было литым чугуном. Современное газовое освещение в связи с возрождением художественной промышленности снова придало значение К. Часто К. употреблялись и употребляются в христианских, особенно в католических церквах для алтарных свечей. В XVI и XVII вв. их приготовляли при этом из серебра, бронзы и олова, в XVIII в. стали пользоваться фарфором. Промышленность последнего времени обратила большое внимание и на этот род изделий (см. табл. Бронзовые изделия).
Источник
Канделябр
Канделябр (лат. candēlābrum «подсвечник») — декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или ламп. Kанделябр с многочисленными рожками, расположенными по окружности, называется «жирандоль» [1] , напольный канделябр называется торшером. Если подставка рассчитана на одну свечу, используется слово подсвечник (слово применяется и как синоним канделябра). Тяжёлый подсвечник также называется шандалом [2] .
Содержание
В культуре
Канделябры встречаются в культуре этрусков. Канделябр представлял собой подставку из дерева или металла (серебра, бронзы, железа). Высота канделябра достигала 1,6 метра. Стержень был укреплен на ножках, часто в форме звериных лап. На стержне крепилась розетка подсвечника, иногда она перемещалась вдоль стержня. Часто канделябр завершался четырьмя подсвечниками [3] .
У этрусков канделябры были переняты древними римлянами.
В древнеримском искусстве конца I в. до н. э. — 50-е годы I в. н. э. был популярен т. н. «канделябровый» стиль. В архитектуре преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры, между ними помещались заключённые в рамы картинки [4] .
В ватиканской галерее канделябров хранятся мраморные канделябры, являющиеся памятниками классического искусства [5] .
Бить канделябрами
В карточной игре пойманных шулеров били канделябрами (также подсвечниками, шандалами), призыв бить канделябром в современном языке соответствует обвинению в мошенничестве [6] .
Другие значения
- В Спортивном «Что? Где? Когда?» Канделябром называется система оценки качества вопросов общим голосованием игроков [7] .
- Клетки-канделябры (англ. chandelier cell, chandelier neuron; иногда: канделябровидные клетки) — ГАМКергические интернейроны коры головного мозга.
Примечания
- ↑Статья в Новом энциклопедическом словаре изобразительного искусства
- ↑Шандал в Словаре Ушакова.
- ↑ Л. Н. Корякова. Культура этрусков
- ↑Искусство Древнего Рима. Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.
- ↑Галерея канделябров. Музеи Ватикана
- ↑Какие ассоциации возникают у вас с канделябром? — Им бьют шулеров. (Ростислав Юренев. Я был светильником. // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. «Искусство», 1974. С. 276.)
- ↑Канделябр Интернет-клуба «Что? Где? Когда?»
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Канделябр» в других словарях:
КАНДЕЛЯБР — большой массивный подсвечник на одну или на несколько свечей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КАНДЕЛЯБР большой подсвечник для одной или нескольких свечей. Полный словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка
канделябр — шандал, светильник, подставка, паникадило, бра, подсвечник Словарь русских синонимов. канделябр см. подсвечник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
канделябр — а, м. candélabre m. < , лат. candelabra. 1. Большой, украшенный шандал, для двух и более свечей: свечник. Даль. Сътвори же и канделабра злата десять по образу яко повеле (candelabra aurea). Библ. 1499. // Сл. 18. В приемной стены расписаны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАНДЕЛЯБР — (франц. candelabre) светильник с разветвлениями для нескольких свечей или электрических ламп … Большой Энциклопедический словарь
КАНДЕЛЯБР — КАНДЕЛЯБР, канделябра, муж. (франц. candelabre). Большой подсвечник, б. ч. для нескольких свечей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КАНДЕЛЯБР — КАНДЕЛЯБР, а, муж. Подсвечник для нескольких свечей, а также подставка светильник с несколькими лампами в форме свечей. Бронзовый к. | прил. канделябровый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КАНДЕЛЯБР — муж., франц. большой, украшенный шандал, для двух и более свечей; свечник. Кандило ср. или дон. кандель, канделька, кандилка жен., дон., вор., оренб. лампада к иконе. Кандельный, к кандели относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
канделябр — канделябр, м., род. канделябра и устарелое канделябра, ж., род. канделябры … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Канделябр — Канделябр снится к неожиданному успеху, удовольствиям и роскоши. Если он разбит или в плохом состоянии, то впереди неудачная спекуляция или игра на бирже разрушит вашу судьбу, казавшуюся прочной и надежной … Большой универсальный сонник
КАНДЕЛЯБР — большой подсвечник на несколько свечей или электрических ламп; представляет собой декоративный переносный настольный или постоянный настенный светильник. Для канделябра применяют матовые или молочные лампы свечеобразной формы мощностью не более… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
Источник
Канделябры и подсвечники: история и советы коллекционерам
Несколько столетий назад подсвечники и канделябры были обычными предметами в любом доме. В эпоху электрических лампочек, у них появилось совсем другое значение. Антикварный кованый предмет – украшение для дома. Это признак высокого вкуса, утонченности и эстетики. А уж о той атмосфере волшебства, которую дарит приглушенный свет свечи, можно и не упоминать.
Канделябр – это тоже подсвечник, но только с характерным дизайном. У него есть несколько разветвлений, из-за них в одну подставку можно поставить сразу несколько свечей.
фото. подсвечник со вставкой из стекла
Как и любой культовый предмет , подсвечники имеют интересную историю.
Что мы знаем о появлении подсвечников
Истории появления уходит в самую глубину веков, когда наши предки ютились в пещерах вокруг костров. Первые свечи появились еще во времена каменного века. Тогда в качестве подставки для свечей использовали углубления в пещерах и камнях, а свечи делали из жира животных. Как видите, с тех пор многое изменилось. Из века в век форма молниеносно эволюционировала. Их начали делать из камней, кусков металла, дерева и других средств. Но вскоре стал самый главный вопрос – о внешнем виде.
Первый красивый подсвечник: где он родился
Есть одна интересная легенда, с которой связано появление первого подсвечника, внешний вид которого напоминает современные декоративные образцы.
Жители Египта верили в бога Солнца Ра, который пришел в самые тяжелые времена, чтобы помочь народу выжить. Впервые он появился из цветка лотоса, в котором горело пламя. В честь него египтяне начали делать подсвечники в форме этого цветка. Их делали из тростника, глины и дерева, а верхушку украшали листьями. Использовали такие подсвечники не только как светильники, но и в качестве важных предметов для ритуалов.
Кроме египтян, первыми, кто стал делать необычные подсвечники, были этруски. Они изготавливали высокие держатели для свечей из бронзы. А многие предметы были сделаны в форме лап животных.
Первые канделябры встречаются в культуре этрусков. Тогда они представляли собой подставки из дерева или металла, высотой 1, 6 метров. Стержень закреплялся на специальную ножку, выполненную в форме звериной лапы. А в верхней части закреплялась розетка с 4 подсвечниками.
фото. старинные канделябры
Старинные подсвечники в Древней Греции и Индии
В магазине «Антикзон» вы увидите интереснейшие виды антикварных канделябров в греческом стиле. Известные мифологические персонажи, боги, виноградные листья и орнаменты – все это станет украшением гостиной или спальни. Греческий стиль – бессмертен. Гармония форм, глубокий символизм, тонкие линии вызывают восхищение как у коллекционеров, так и у любителей редких антикварных подсвечников.
Но несмотря на греческий сюжет, много канделябров выполнены мастерами 19 в. из бронзы. Греки изготавливали подсвечники из красной и белой глины, затем предметы обжигались и покрывались глазурью.
Не менее интересны предметы, найденные в Индии. Здесь подсвечники делали из слоновой кости и сахарного тростника. Ценителям восточных мотивов рекомендуем обратить внимание на подсвечник «Кобра», изготовленный в Индии в 18 в. Он выполнен из меди в форме кобры и украшен традиционными индийскими орнаментами. Это старинный ритуальный храмовый подсвечник, где изображена космическая змея Антанта. Такой образец будет интересен не только ценителям редких антикварных вещей, но и любителям Восточной мифологии.
Фото. подсвечник старинный в форме змеи
Подсвечники во времена Средневековья
В Средневековье подсвечники и канделябры из металла использовались в основном в храмах и богатых домах. В обычных домах люди ставили свечи в обычные тарелочки из керамики. В 19 веке мода на простые подсвечники в форме блюдца снова вернется.
Канделябры в эпоху Возрождения
Переворотным моментом в создании подсвечников стала эпоха Возрождения. Тогда значимость красоты окружающих предметов стремительно взлетела вверх. Люди стали придавать большое значение убранству, а вместе с ним и украшению аксессуаров. В эпоху Возрождения канделябры окончательно приобрели свою декоративную значимость, став популярным украшением. Мастера стали декорировать их фигурами людей, животных, греческих богов, цветочными орнаментами. А с 14 по 17 век медные подсвечники появились во всех богатых домах.
Фото. Старинные подсвечники с посеребрением
Для производства предметов использовали более качественные материалы. Наибольшей популярностью тогда пользовалась бронза. Благодаря прочности и стойкости к высоким температурам из нее стали создавать искусные утонченные подсвечники и канделябры. Также предметы создавали из металла, латуни, серебра и даже золота. Ими украшали не только покои и залы дворцов, но также площади и улицы.
Подсвечники стали интересны для многих художников и скульпторов. Их украшали рельефной резьбой, скульптурными композициями, драгоценными камнями. В качестве мотивов рисунка часто использовались библейские и мифологические мотивы, пейзажи, ангелы и вензеля.
Одними из самых роскошных предметов тех времен считаются фарфоровые подсвечники, украшенные позолотой и рисунками. Такие предметы могли себе позволить только королевские семьи и известные люди.
Подсвечники в 18 веке
В этот период были популярны подсвечники, выполненные в форме тюльпанов. Изготавливали их из серебра или золоченой бронзы. В качестве украшений часто использовались флористические орнаменты – один из самых известных мотивов в искусстве во время правления Людовика 15. А формы подсвечника прямо копировала линии цветка: у основания красовались листья, стержень имитирует гибкий стебель, чашка напоминает раскрытый бутон.
Фото. Старинный подсвечник-в форме тюльпана
Найти подсвечник в форме тюльпана можно в нашем антикварном магазине. Например, обратите внимание на старинный французский предмет «Лоза», датируемый 19 веком. Подсвечник выполнен в форме тюльпана и стилизован виноградной лозой. Материал — бронза, а стилистика модели — рококо.
фото. антикварный подсвечник в форме Лозы
В конце 18 в. на смену цветочных орнаментам пришли простые симметричные формы. Чаще всего в это время использовались невысокие подсвечники с незамысловатым декором в виде чередующихся бус и линий, напоминающие колонны. Они рассчитаны на одну свечу и располагаются на крепком круглом или квадратном основании. Такая же стилистика подсвечников была актуальна и в начале 19 в.
Кроме подсвечников-тюльпанов и колонн, в 18 в. делали подсвечники и канделябры из фарфора. Чаще этот материал использовали в качестве вставок в серебряных и бронзовых держателях свечей. Но есть отдельные предметы, выполненные полностью из фарфора.
Также 18 век интересен тем, что в это время канделябры стали делать не только из дорогих металлов, но также из железа. Обычно железные держатели свечей применялись для освещения улиц и площадей.
Фото. Подсвечник антикварный в форме колонн
Как изменились подсвечники с 19 века
Эпоха Возрождения запомнилась тем, что канделябры изготавливались с роскошью и требовали затрат. Поэтому позволить такие предметы в декоре себе могли только богатые люди. 19 век стал своего рода революционным, так как подсвечники стали делать не только из бронзы и благородных металлов, но и из чугуна. У этого металла есть много преимуществ: прочность, надежность, а главное, доступная цена. Подсвечники приобрели популярность и среди обычных людей, ведь чугунный предмет мог позволить себе каждый.
К середине 19 в. искусство производство подсвечников обретает новые формы. Предметы начинают делать из мрамора и алебастра. А уже спустя несколько десятилетий начинается новый пик моды: подставки для свечей делают из прозрачного и цветного стекла, хрусталя и мрамора. Канделябры и более высокие подсвечники использовались либо в качестве украшений для интерьера, либо во время ужина.
В быту чаще всего пользовались небольшими подсвечниками с широкими поддонами в виде блюдца с ручкой. Иногда оно выполнялось в форме цветка или листика или украшалось орнаментами. Они не только красивы, но и очень удобны, так как капли воска не падают на мебель, а собираются на поддоне. К наглядным примерам таких предметов искусства относятся бронзовый подсвечник «Осень», выполненный во Франции в конце 19 в., держатель для свечей «Бретонский», изготовленный из латуни в 19 в., подсвечник «Мастерок», выполненный неоклассическом стиле, и другие модели.
фото. подсвечник антикварный в виде блюдца
Внимания заслуживает подствечник начала 20 века Max Le Verrier. Это очень редкий предмет, выполненный по модели известного скульптора Макса Ле Веррье. Основание подсвечника выполнено в форме вытянутого блюдца с рельефом раковины.
Фото. подсвечник антикварный Макса Ле Веррье
В ту же эпоху во Франции стало популярных делать стержни свечей и канделябров в виде человеческих фигур. Чаще всего в качестве образа использовались женщины в античных одеждах, древние египтяне, мифические персонажи. Иногда фигуры возвышались на мраморных основаниях, а в их руках можно было увидеть канделябр, украшенный виноградной лозой или другими орнаментами. Часто в старинных подсвечниках можно найти целый мифический сюжет, с проработкой всех деталей и символизма.
Фото. старинный подсвечник-женская фигура
Великолепным примером такой стилистики является парный подсвечник из нашей коллекции «Вакх и Ариадна», выполненный во Франции в 1850 – 1870 годах. Подсвечники относятся к эпохе классицизма и изображают известный мифологический сюжет о любви Диониса-Вакха и Ариадны.
Фото. подсвечник старинный Вакх и Ариадна
Интересно, что во второй половине 19 в. на смену античных девушкам пришли пухлощекие амуры, держащие в руках цветы-подставки для свечей. А еще кроме людей чаще стали использовать фигурки лошадей, драконов и птиц разных видов. Среди популярных мастеров, создающих подсвечники с зооморфными мотивами стоит упомянуть Антуана-Луи Бари.
фото. антикварный подсвечник Амур
Особенно изысканным считается скульптурное изображение на канделябрах дельфинов. Интересно, что такая мода во второй половине 19 в. часто использовалась и в других предметах интерьера, а также в садово-парковой архитектуре. Свою актуальность тенденция украшать разные предметы дельфинами получила сначала во Франции. Затем она распространилась и в России, где дельфинов часто любили изображать такие известные мастера, как Карл Фаберже и Феликс Шопен. Подсвечник в форме дельфина очень редкая искусно выполненная модель, изготовленная во Франции в середине 19 в. Она выполнена из бронзы с цветным патинированием. Основание сделано в форме шестигранной звезды, а стержень в виде дельфина. Подсвечник относится к стилистике рококо и станет хорошим пополнением для коллекции антиквариата.
В целом, 19 век характеризуется пиком разнообразия подсвечников и канделябров. Популярны были стили рококо, ампир, ренессанс. Много антикварных подсвечников в нашем магазине датируются именно 19 веком. Среди них вы найдете образцы из Франции, Англии и Германии.
Основные виды подсвечников сегодня
Как видите, с момента появления самого первого подсвечника по сегодняшний день предметы претерпели много изменений. Из простых каменных подставок под свечи они превратились в произведения искусства. И несмотря на то, что эпоха свечей уже давно позади, старинные подсвечники и канделябры ценятся все больше.
Есть несколько видов старинных подсвеников:
- Кованые подсвечники и канделябры. Выполнены из металлов с изящными предметами ковки. Большая часть предметов сделана из бронзы. Есть также отдельные вещи, изготовленные из олова. Ценностью пользуются подсвечники и канделябры, украшенные позолотой и серебром. Такие аксессуары станут украшением для классических интерьеров. Они имеют ряд преимуществ: легко очищаются от воска и парафина, не бьются и способны на долгое время сохранять свой первоначальный вид.
- Фарфоровые подсвечники. Из-за хрупкости пользуются меньшей популярностью, чем кованые предметы. Однако их ценность от этого ничуть не уменьшается. Среди фарфоровых подсвечников вы найдете редкий предмет под названием Meissen, изготовленное в Германии в первой половине 20 века, и фарфоровое блюдо с ручной росписью и серебром «Розенталь», датируемое 1936 годом.
фото. старинный Фарфоровый подсвечник
Несколько советов по выбору подсвечников и канделябров для интерьера
Красивый антикварный канделябр станет украшением практически в любом стиле: от лофта до винтажа. Особенно роскошно он сочетается вместе с камином, хрустальными люстрами, натуральной деревянной мебелью. Кстати, совсем не обязательно при этом использовать свечи. Канделябр – это отдельный предмет интерьера.
Чтобы выбрать старинный канделябр для украшения интерьера, стоит руководствоваться общим стилем оформления помещения. Например, в зале, оформленном в стиле барокко, хорошо будет смотреться подсвечник с фигурами людей, животных, а также растительным орнаментом.
Фото. старинный подсвечник- растительный орнамент
Если ваш интерьер в стиле арт-деко или ампир, тогда можете смело украсить его подсвечником с хрусталем. В такое помещение отлично впишется модель под названием «Наполеон 3». Композиция включает в себя два подсвечника, выполненных в форме колонн и задекорированных призмами хрусталя. Датируется экземпляр 19 веком.
Фото. старинный хрустальный подсвечник
Фарфоровые и керамические подсвечники впишутся в классический и современный интерьер.
Кстати, для ультра-современных направлений, таких как хай-тек, минимализм и модерн, старинный канделябр тоже может стать оригинальным украшением. Многие дизайнеры отмечают, что иногда яркий контрастный элемент из другого жанра смотрится очень креативно и лаконично. В любом случае не бойтесь экспериментировать. В нашем магазине антиквариата вы сможете купить подсвечник или канделябр довольно разных стилистик, размеров и форм.
Роль канделябров в декоре сегодня
Со времен появления электричества первоначальная роль подсвечников потеряла свою актуальность. Однако эти прекрасные изделия буквально возродились, заняв почетное место в украшении наших домов. Их все чаще используют в оформлении интерьеров, для стилистических фотосессий, во время семейных застольев, романтических свиданий и просто для красоты.
Фото. подсвечники старинные
Обратите внимание на подсвечники 19 века. Они способны в миг преобразить даже самый простой классический интерьер. А уж для дизайна в стиле рококо или ампир такой атрибут — буквально находка. Если вы думаете сделать яркий акцент в интерьере, удивить своих гостей или просто пополнить коллекцию антиквариата, рекомендуем присмотреться к каждому подсвечнику в нашем каталоге. Возможно, именно здесь вы найдете то, что давно искали.
Подсвечники и канделябры купить в Антикварном магазине Антикзон
В магазине «Антикзон большая коллекция старинных антикварных подсвечников и канделябров 18-20 веков из Англии, Франции и России, представляющих большой художественный и культурный интерес. Старинные канделябры и подсвечники, представленные в нашей коллекции сделаны из различных материалов, старинной бронзы и фарфора, хрусталя, и выполнены мастерами своей эпохи. Наши консультанты найдут достойный подарок и украшения интерьера, расскажут о истории старинного канделябра или антикварного подсвечника, сделают доставку по России.
Источник