Камилавка что это значит

Камилавка

Камила́вка (греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι ) — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра, является также наградой для священников [1] .

Первоначально — это шапка из верблюжьей (греч. κάμηλος ) шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца (отсюда и название).

Камилавка иначе называлась скиадий (от греч. σκιά ‘тень’) и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму (цилиндр без полей, расширенный кверху). С XV века камилавка (скиадион) начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами. Кроме того её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана.

В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью. Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград [2] [3] .

В настоящее время черная камилавка — часть богослужебного облачения иеродиакона (а ещё недавно и игумена); монахам же полагается носить клобук.

Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового (реже: любого другого, но не черного) цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты.

Читайте также:  Что значит кормовые арбузы

Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе.

Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.

У старообрядцев «камилавкой» именуется простая скуфейка.

Источник

Значение слова камилавка

Словарь Ушакова

камил а вка, камилавки, жен. (греч. kamelaukion) (церк.). Высокий головной убор православных священников, жалуемый за отличие.

Энциклопедия моды и одежды

(от греч. kamylos — верблюд)

1. Первоначально восточная шапка из верблюжей шерсти. Позже так назывался головной убор православного духовенства — бархатная шапочка без полей в виде шляпной тульи (наглавник), которую носили под клобуком. Право ношения К. из фиолетового бархата русское духовенство получило при Павле I. Монахам полагалось носить К. черного цвета, высшему духовенству — белого цвета.

2. разг. Маленькая шапочка, облегающая голову; скуфейка, феска, ермолка, шапчёнка.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Православие. Словарь-справочник

(от греч. «верблюд»)

головной убор священников и диаконов в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидиаконам, протодиаконам и священникам. Черная камилавка – принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродиакона.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор православных священников, служащий знаком отличия.

* Над диваном висел большой портрет отца Андрея в камилавке и в орденах. // Чехов. Невеста //; Старичок священник, в камилавке перебирал что-то у аналоя. // Лев Толстой. Анна Каренина //* *

Православный энциклопедический словарь

(греч. — верблюжья) — головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена. Камилавка монахов сверху прикрыта крепом и называется клобук.

Словарь церковных терминов

(греч. — верблюд) — головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти.

1) Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам.

2) Черная камилавка — принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона.

Православная энциклопедия

священнический головной убор в виде цилиндра, обтянутого тканью и расширяющегося кверху. Название этого головного убора происходит от древних византийских шляп, которые изготавливали из верблюжьей шерсти. Белому духовенству ее дают в качестве награды. Такая камилавка фиолетового цвета положена протодьяконам и священникам. А головной убор черного цвета является принадлежностью рясофорного монаха или частью облачения иеродьякона.

Энциклопедический словарь

(позднегреч. kamelauka, от греч. kamelos — верблюд),

  1. головной убор, высокий, расширяющийся кверху цилиндр без полей, фиолетового цвета; почетная награда священников.
  2. Шапка из верблюжьей шерсти в странах Ближнего Востока.

Словарь Ожегова

КАМИЛАВКА, и, ж.

1. Высокий цилиндрический с расширением кверху головной уборпочётная награда православных священников.

2. Монашеский головной убор.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Высокий цилиндрический, расширяющийся кверху головной убор фиолетового или синего цвета у православных священников, даваемый как знак отличия.
    2. Монашеский головной убор черного цвета.
    3. разг. Маленькая мягкая круглая шапочка, облегающая голову, напоминающая ермолку, тюбетейку.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— первоначально шапка из верблюжьего (κάμηλος — верблюд) волоса, которую носили на Востоке как средство предохранять голову от солнечного зноя. Позже, как принадлежность одежды лиц священного сана, она получила определенную форму — цилиндра, расширенного кверху, без полей — и стала делаться из более ценного материала. Ныне в России она составляет постоянную принадлежность одежды для всех имеющих право ношения рясы монахов, иеродиаконов, иеромонахов, лицам же белого духовенства (только священникам) дается как награда, причем обязательно бывает фиолетового цвета и делается из бархата. Монашествующие носят К. (черного цвета) и вне богослужения, лица белого духовенства — главным образом при богослужении. См. ст. К. Невоструева в «Душеполезном чтении» (1867 г., т. III, и 1868 г., т. I).

Н. Б.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ж. наглавник, род черной шапочки, в виде шляпной тулейки, носимой монахами под клобуком; подкапок.

Фиолетовая бархатная шапочка, знак отличbя для белого духовенства;

вообще, скуфейка, феска, еломок, ермолка, шапчонка. Камилавковый, -вочный, к камилавке относящ.

Источник

Значение слова «камилавка»

1. Высокий цилиндрический, с расширением кверху, головной убор православных священников, даваемый как знак отличия. Смиренно, под рыдания хора, поклонялся усопшему обступивший его траурный синклит иереев в скуфьях и камилавках. Бунин, Чаша жизни.

2. Разг. Маленькая шапочка, облегающая голову; ермолка, тюбетейка. Вся очередь исчезла. Вся, кроме одного старичка в — расшитой камилавке. Тендряков, Свидание с Нефертити.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Камила́вка (греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι) — головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой для священников.

Первоначально — это шапка, наподобие турецкой фески, из верблюжьей (греч. κάμηλος) шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца (отсюда и название).

Камилавка иначе называлась скиадий (от греч. σκιά ‘тень’) и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму (цилиндр без полей, расширенный кверху). С XV века камилавка (скиадион) начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами. Кроме того, её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана.

В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью. Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград.

Камилавка, покрытая наметкой, стала являться частью монашеского облачения и называется клобуком.

В настоящее время чёрная камилавка — часть богослужебного облачения иеродиакона и (рясофорного инока-диакона); монахам же в пресвитерском сане полагается носить клобук.

Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты. Камилавки митрополитов (как и весь клобук) — белого цвета.

Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе. Балканские (сербские, болгарские) камилавки, отличаются от русских меньшей высотой и диаметром (нижний край камилавки располагается выше ушей).

Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.

У старообрядцев «камилавкой» именуется скуфья.

Головной убор Папы Римского — камауро. Католические священники носят биретту

КАМИЛА’ВКА, и, ж. [греч. kamēlaukion] (церк.). Высокий головной убор православных священников, жалуемый за отличие.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

камила́вка

1. у православных священников — высокий цилиндрический, расширяющийся кверху головной убор фиолетового или синего цвета, даваемый как знак отличия

2. монашеский головной убор чёрного цвета

3. разг. маленькая мягкая круглая шапочка, облегающая голову, напоминающая ермолку, тюбетейку

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: давилка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Камилавка

Камилавка – головной убор священнослужителей. По мнению одних (Свиды, автора „Новой Скрижали“ и др.), он получил подобное название от своего назначения защищать голову от жара (камилавка от καῦμα – жар и ἐλαύνω – гоню), по словам других – от материала, из которого делался – собираемой с шеи верблюда шерсти, так называемого камлота (камилавка от κάμηλος – верблюд и αὐχήν – шея). Последнего словопроизводства держатся Дюканяс, Лев Алляций, Гоар (Du Сange, Glossarium mediae et infirme latinitatis, Paris 1731, col. 697–99), из русских ученых К. И. Невоструев (О скуфье и камилавке в „Душеполезном чтении» за 1867 г., декабрь, стр. 276), Н. Бр-ч (Заметка о значении названий „скуфья» и „камилавка“ (в «„Христ. Чтении“ за 1892 г., май – июнь, стр. 481–484), проф. А. А. Дмитриевский (Ставленник, Киев 1904 г., стр. 123, прим. 4) и др. Первоначально, как видно из свидетельства Кодина Куропалота (De officiis Palatii Constinopolitani, Bonnae 1839, р. 220), и Симеона солунского (Писания отцев и учит. II, стр. 242), камилавка носилась императором и сановниками и именовалась „скиадий“. О „скиадие“ см. еще у проф. А. А. Дмитриевского в «Журналах и Протоколах Высочайше учержденного Предсоборного Присутсвия» т. III (Cпб. 1907), стр. 218. 2 (по общему присутствию). О тожестве этих двух названий говорят свидетельства хронографа Феофана, заменяющего слово σκιάδιον словом καμηλαύκιον , и императора Константина Порфирородного, прямо называющего императорские венцы камилавками (De administrando imperio, cap. 13, р. 28). Прямое же указание на тожество скиадия с камилавкою имеется на византийских монетах: скиадион изображенных на них императора Юстиниана и других имеет вид носимой греческим духовенством камилавки (Du Cange, Familia Bysantina, р. 88, 104). Составляя первоначально головной убор императора и сановников, камилавка-скиадион с XV в. начинает употребляться не только священнослужителями, но и диаконами. Так, Симеон солунский в своем сочинении „О священнослужениях и таинствах церковных“ замечает, что „священники и диаконы сверху одеваются одеждами, подобными иматиям, а на главе имеют скиадии; они – „царский дар“, данный „из почтения к священству“. (Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения II стр. 242). От того же XV в. сохранилось и другое свидетельство о ношении камилавки-скиадия духовными лицами. Именно, великий екклисиарх константинопольской церкви Сиропул, повествуя о путешествии своего патриарха на Флорентийский собор и о его пребывании в Венеции, рассказывает, что он вошел в храм, осматривал алтарь и находящееся в нем и повелел нам снять с голов наших скиадии, и мы сняли. (Syropuli Historia Consilии Florentiti, sect. 4, сар. 18). О ношении греческим духовенством камилавки-скиадия говорит, наконец, и писатель XVII в. Христофор Ангел (Еnchiridion de institutis et ritibus Graecorum et Ecclesiae Graece, сар. 21). В настоящее время камилавка составляет в греческой церкви неотъемлемую принадлежность священного сана и дается священнослужителям при хиротонии.

Что касается русской церкви, то в качестве богослужебной одежды священнослужителей камилавка стала употребляться в ней со второй половины XVII ст., заменив собою скуфью. Подобное нововведение вызвало протест со стороны защитников старины. Один из них – известный расколоучитель Никита Пустосвят в своей челобитной Алексею Михайловичу между прочим пишет, что от Никоновых распоряжений и нововведений произошло в духовенстве несогласие в рассуждении одежды. „Такожде и черные власти, – говорит он, – и весь священнический чин одеждами разделилисяж: овии священники и диаконы ходят по отцы-преданному Словенскому извычаю в однорядках и скуфиях, иние ж, развратившася от Никоницкого нововводного учения, ходят по иноземски в Ляцких рясах и в Римских калпашных камилавках“ (сочинения Никиты Пустосвята в Синод. Библ. из Патриаршего архива, свиток № 22). Подобные нападки приверженцев старины были причиною того, что камилавка, как головное украшение пресвитеров и диаконов, не пользовалась популярностью в среде русского духовенства. К концу XVIII в. даже совершенно выходит из практики нашей церкви обычай возлагать ее на голову священнослужителей при совершении богослужения (А. А. Дмитриевский, Ставленник, стр. 126–127). По указу императора Павла Петровича от 18 декабря 1798 г. этот обычай был восстановлен с тою однако особенностию, что камилавка была отнесена к числу наград „в пользу духовенства» и при том одних священников. Святейший Синод, по рассмотрении данного указа, от 30 декабря 1798 г. постановил „употреблять камилавки как в служении, так и кроме оного, по примеру игуменов“ (Полный Свод Законов, 25 т., № 18.801, стр. 504). Тот же самый указ требует возлагать камилавку на голову награждаемого „при священнослужении“, но в настоящее время это практикуется по отношению к священникам городским и ближайшим по месту жительства к епархиальному городу. Другие же согласно указу от 1871 г. о рассылке наград, – „знаков отличий“ по почте возлагают ее на себя сами [ср. и у W. Smith, А Dictionary of Christian Antiquities I, 262]. О камилавке монашествующих см. под словом „клобук».

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский — Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. — 1907. — V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Источник

Оцените статью