- Предназначение и расположение педалей в машине
- Расположение педалей на «механике» — где какая педаль в машине
- Где находится и функции педали сцепления
- Что делает и где находится педаль тормоза
- Педаль «газа» — с какой стороны расположена и ее функции
- Как расположены педали в машине с «автоматом»
- Велосипедные педали. Классификация, характеристики, преимущества. Как выбрать?
Предназначение и расположение педалей в машине
На первом уроке практического вождения автомобиля новичка знакомят с расположением педалей в машине. В процессе обучения и дальнейшей практики вождения способность автоматически, не задумываясь, манипулировать органами управления авто, к которым относятся и педали, во многом определяет профессионализм водителя.
Но на первых порах желательно не только знать, как расположены педали в машине, но и понимать, что происходит при их нажатии в механизмах – так легче выработать те качества, которые впоследствии можно охарактеризовать, как вы «чувствуете» свой автомобиль. И если вы их выработаете, то, может быть, это когда-нибудь спасёт не только вашу, но и другие жизни.
Несмотря на то, что современные авто обладают системами активной безопасности, полагаться на них полностью не стоит. Более того, в авиации чрезмерное оборудование пассажирских самолётов, так называемой «защитой от дурака», приводит к тому, что в критической ситуации пилот не способен принять решение, которое бы могло избежать катастрофы. И даже, если бы такое решение было принято, автоматика просто блокирует действия пилота, лишая его способности управлять техникой.
Расположение педалей на «механике» — где какая педаль в машине
Использование педалей машины
Где же находятся педали газа, тормоза и сцепления? На авто с МКПП принято располагать педали следующим образом (слева направо): педаль сцепления, педаль тормоза, педаль «газа». Рассмотрим их работу чуть подробнее.
Где находится и функции педали сцепления
Педаль сцепления находится слева. Служит она для разъединения двигателя и КПП. Для плавного трогания с места нужно поступить следующим образом (двигатель работает):
- выжимаете педаль, при этом ведущий и ведомый диски муфты сцепления, прижатые друг к другу, разъединяются и крутящий момент от двигателя перестаёт передаваться на КПП. То есть первичный вал КПП, соединённый с ведомым диском, останавливается;
- включаете первую передачу;
- плавно отпускаете педаль сцепления, нажимая при этом аккуратно на педаль «газа».
Если авто стоит на стояночном тормозе, «навстречу» склону дороги, то задача усложняется тем, что в момент начала движения нужно снять машину с тормоза. Нарабатывается подобный навык практикой.
А вообще, для того, чтобы лучше почувствовать, как работает сцепление при трогании с места первый раз, потренируйтесь на дороге с небольшим склоном вниз – тогда можно не трогать педаль «газа» при начале движения – двигатель не «заглохнет», если вы будете осторожны.
Педаль сцепления служит также для плавного переключения передач в движении. В таких случаях, наоборот, нажимать и отпускать эту педаль необходимо быстро – чтобы в момент соединения дисков сцепления избежать их проскальзывания относительно друг друга – иначе «подгорят» фрикционные накладки.
Что делает и где находится педаль тормоза
Педаль тормоза расположена в центре – между двумя другими. Для чего она предназначена, рассказывать будет излишним. Добавить можно только то, что тормозная система авто оснащается усилителем тормозов, и, если для торможения требуется значительное усилие нажатия на эту педаль, то необходимо проверить авто на СТО.
Педаль «газа» — с какой стороны расположена и ее функции
Расположена она с правой стороны. Служит для увеличения подачи топлива в камеры сгорания, что позволяет увеличивать или уменьшать их на усмотрение водителя. Наиболее распространён тросовый привод управления дроссельной заслонкой, которая, будучи установлена во впускном тракте, открывает или закрывает его. Как заслонка, так и педаль «газа» снабжены возвратными пружинами, которые возвращают механизм управления в исходное положение, когда водитель перестаёт нажимать на педаль.
Для того, чтобы научиться умело управлять этой педалью, «поработайте» ей, когда мотор запущен, а авто стоит на стояночном тормозе. Педаль «газа», как правило, не оказывает большого сопротивления ноге, поэтому обращаться с ней нужно осторожно. Инструкторы по вождению раньше советовали представлять, что между педалью и ногой лежит сырое куриное яйцо – для того, чтобы нагляднее продемонстрировать ученику, насколько нужно быть осторожным.
Итак, с порядком расположения педалей в машине мы разобрались. Если вам придётся сесть за руль праворульного авто, то изменится только то, что вы сядете справа от пассажира. Скорости переключать придётся не правой, а левой рукой. А расположение самих педалей в праворульной машине то же, что и в «обычной», – с «левым» рулём. Но на наших дорогах езда на таком авто причинит вам немало неудобств – вся дорожная инфраструктура не предусматривает такого положения водителя. Особо неприятной станет процедура обгона.
Как расположены педали в машине с «автоматом»
Расположение педалей в машине с коробкой «автомат»
На авто с АКПП (автоматом) отсутствует педаль сцепления, педали тормоза и «газа» расположены так же, как и на «механике», но для удобства педаль тормоза имеет больший размер.
Концевой выключатель, расположенный на педали тормоза, у «автомата» устроен несколько сложнее – он служит не только для включения стоп-сигналов, информация о воздействии на педаль передаётся также и на ЭБУ двигателя и ABS, а также на различные другие системы активной безопасности (например, ESP).
Запуск двигателя блокируется, если на авто с «автоматом» не нажата педаль тормоза. Трогание с места, по сравнению с «механикой», упрощается – достаточно перевести селектор в положение «D» или «R» (для движения задним ходом) и отпустить педаль тормоза. При трогании на подъём можно просто чуть сильнее нажать на «газ». В любом случае, авто назад не покатится, просто не будет двигаться вперёд, если сопротивление качению немного выше определённого значения.
Немаловажной представляется и удобная посадка водителя – так, чтобы управление педалями не доставляло неудобств. Кроме того, педали желательно отрегулировать так, чтобы они располагались на одной высоте. Не забывайте и о безопасности – иногда бутылка из-под «минералки», закатившаяся под педали, становилась причиной аварии. Также и внимательно выбирайте салонные коврики – их рисунок может «цепляться» за обувь, что будет раздражать и отвлекать внимание. То же самое относится и к попаданию жевательной резинки или смазки на поверхность педалей. Как говорится, «в технике мелочей нет».
Источник
Велосипедные педали. Классификация, характеристики, преимущества. Как выбрать?
Ни один велосипед не обходится без такого важного компонента как педали. Будь то крутые фрезерованные топталки, контакты или просто стоковые пластиковые платформы. Поговорим сегодня о разновидностях педалей и постараемся полностью раскрыть эту обширную тему.
Итак, представить себе велосипед без педалей просто невозможно. Педали крепятся к шатунам и передают усилие от ноги на трансмиссию велосипеда. От качества педалей зависит, как процент передаваемого усилия и КПД педалирования, так и ваша безопасность, управляемость и контроль велосипеда в целом.
Покупая велосипед в магазине, мы не всегда задумываемся о выборе педалей и катаемся на том, что предложил нам производитель. Зачастую на педалях экономят как производители, так и конечные потребители продукта. В низком и среднем ценовом сегменте, велосипеды комплектуются очень простенькими педалями, которые не могут обеспечить ни нормального зацепа ни долгой службы при интенсивном использовании. Давайте разберемся, в чем же их отличие и зачем покупать новые педали, если производитель велосипеда уже позаботился об этом и поставил их на байк!
Какие типы велосипедных педалей бывают?
Условно все педали можно разделить на три типа конструкции:
Рассмотрим самые распространенные педали – топталки (платформы).
Большинство велосипедов оснащено именно такими педалями. Такой тип конструкции можно встретить практически на любом велосипеде — детском, городском, комфортном велосипедах, а так же на большинстве МТБ моделях, туристических велосипедах и даже на шоссейных начального уровня.
Принцип таких педалей очень прост — элемент состоит из оси, подшипников и платформы. Платформа педалей вращается на оси, благодаря чему всегда находится в одной плоскости с обувью и не проворачивается вместе с шатунами. Крутить такие педали просто — когда педаль находится в верхнем положении, вы давите на нее одной ногой, прокручивая ее по кругу до нижнего положения (ее мертвой точки), и начинаете давить на вторую педаль, которая за это время поднялась вверх. Эти движения делаются поочередно, топая то на одну, то на другую педаль. Отсюда и пошло название «топталки».
Материал и форма педалей топталок (платформ) могут быть абсолютно разными, в зависимости от назначения, цены и типа велосипеда на котором они используются.
Детские — платформы имеют уменьшенный размер специально для детской ноги. В 99% случаев имеют пластиковую платформу без ярко выраженных шипов и простые насыпные-шариковые подшипники. Нетравматичны и отлично подходят для детского использования. Неремонтопригодны. Часто клинят подшипники из-за своей простой и дешевой конструкции. В таком случае просто покупаете новые, благо стоят они недорого. При замене педалей обращайте внимание на стандарт резьбы, в детских педалях оси бывают двух типов — 9/16 дюйма или 1/2.
Городские (прогулочные, комфортные) – такими педалями комплектуются большинство бюджетных, прогулочных, комфортных моделей велосипедов на заводе-изготовителе. Зачастую они недорогие, платформы полностью или частично пластиковые с металлической осью и рамкой. Такие педали не отличаются высокой прочностью и надёжностью, но отлично подойдут для новичков. Для тех, кто купил свой первый велосипед или для тех, кто редко катается. Так же следует отметить, что такие педали обладают небольшой площадью поверхности и не оснащены агрессивным рельефом или шипами для лучшего сцепления с подошвой обуви. Поэтому, такие педали можно смело рекомендовать для комфортной езды девушкам. Некоторые виды имеют специальные резиновые накладки. Такие педали менее травматичны и не оставят у Вас на ногах царапин и ссадин. Большинство таких педалей имеют дюймовую резьбу 9/16 и подойдут практически на любой велосипед. Имеют простую конструкцию и не отличаются большой надежностью и долговечностью.
Складные педали-платформы -такой тип используется на складных велосипедах и позволяет существенно сэкономить место при хранении или транспортировке велосипеда. Педали имеют дополнительный шарнир, который позволяет сложить их вертикально шатуна. Легким движением руки можно вернуть их в «рабочее» положение. По своему конструктиву схожи с городскими педалями и подходят для неспешной, комфортной езды, где не требуется энергичного педалирования.
Горные (даунхилл, фрирайд, трейл, эндуро, кросс-кантри) – педали-топталки более высокого класса и качества. Обеспечивают хорошее сцепление ноги с подошвой обуви, благодаря широкой и цепкой платформе. Для лучшего зацепа имеют ярко выраженные шипы, которые могут быть съемными. Качество осей и подшипников на голову выше, чем в городских педалях. Применяются насыпные подшипники конусного типа и подшипники промышленного типа и оси из хром-молибдена. Так же имеют продуманную систему пыльников, которая хорошо защищает подшипники от грязи и воды.Такие изделия могут прослужить велосипедисту несколько лет и более. На них можно проехать тысячи, а то и десятки тысяч километров пути. Сама платформа педали может быть изготовлена как из алюминия, магния, так и из термопластика или углеволокна. Крутым решением на сегодняшний день считаются топталки из фрезерованного алюминия с промподшипниками. Они обладают небольшим весом и высокой стойкостью к механическим повреждениям. Такие педали используются как в экстремальных и трюковых дисциплинах, так и любителями для более агрессивного катания и лучшего контроля над байком. Будут хорошей заменой стоковым педалям. Рекомендуем!
Трюковые (дерт, B МХ, триал) – в этих дисциплинах важна полная свобода положения стопы на педали, а так же хорошая устойчивость. Важно чувствовать велосипед и иметь возможность быстро снять ногу с педали и быстро вернуть ее обратно. Потому конструкция платформы наиболее широкая и имеет хороший запас прочности. Трюковые топталки изготавливаются из дорогих и качественных материалов, потому что очень часто страдают от механических повреждений. Надежность, долговечность и высокая цена – основные характеристики таких педалей.
Туклипсы (от английского toe — носок ноги и clip — зажим) –педали-платформы с дополнительным стременем для носка ноги и фиксирующим ремешком. Очень древнее изобретение. Пришло в массы из велотрека. Еще наши деды катали с туклипсами. Такая система фиксации увеличивает КПД педалирования за счет сокращения мертвых зон. Вы получаете возможность кругового педалирования. Педаль можно тянуть носком ноги вверх. Отличаются своей дешевизной, легкой установкой практически на любую топталку, возможностью использования с любой обувью. Все реже встречаются модели в заводском исполнении, где педаль и туклипсы единое целое. В некоторых заводских вариантах возможна была регулировка по глубине вставки стопы. Но сейчас в рознице практически невозможно найти такие варианты.
Нельзя не упомянуть такой стандарт как PowerGrips – некоторые ошибочно называют их туклипсами. Отличаются от туклипсов способом фиксации. В туклипсах нога закреплена в стремени ремешком, в ПаверГрипсах только ремешок, который соединяет углы педали по диагонали. Такие педали часто используют фиксеры и считают их очень удобными.
К минусам всех туклипс можно отнести их неудобство использования. Педаль всегда переворачивается туклипсом вниз и нужно иметь сноровку, что бы попасть в туклипсы и затянуть ремешки на ходу) Так же отметим их травматичность. Не получиться быстро освободить ногу в экстренной ситуации. Возможны серьезные травмы при падении. Потому такие педали вымирают как класс и на смену им приходят контактные педали. Читайте в этой статье «ссылка».
Для самостоятельной замены педалей, в большинстве случаев, Вам понадобится рожковый ключ на 15. В некоторых случаях нужен шестигранник на 8 или 10, в зависимости от конструкции педали.
За время эксплуатации педали прикипают к шатунам и снять их довольно затруднительно. Потому лучше воспользоваться специальным педальным ключом с широкой и длинной ручкой. Все педали имеют правую и левую резьбу! Откручивать педали следует в следующей последовательности: правую — против часовой стрелки, а левую — по часовой стрелке. Соответственно новые педали при установке необходимо закручивать таким образом: правую по часовой стрелке, левую — против часовой стрелки. На педалях всегда есть обозначения для установки «R» и «L».
Смотрите видео про педали на нашем канале в YouTube и не забывайте подписываться и ставить лайки!
Источник